Группы риска новорожденных таблица – Группы риска новорожденных ⋆ Педиатрия

Содержание

Группы риска новорожденных ⋆ Педиатрия

Группа рискаФакторы риска*
I группа с риском развития патологии ЦНСВозраст матери (старше 30 лет), вредные привычки матери (курение, злоупотребление алкоголем), экстрагенитальная па­тология матери (гипертоническая болезнь, пороки сердца, са­харный диабет), патология беременности и родов (угро­жающий аборт, иммунологический конфликт, многоводие, переношенность, дородовое излитие вод, оперативные роды, родовая травма), тяжелые токсикозы второй половины бере­менности токсоплазмоз
II группа с риском внутриутробного инфицированияХроническая экстрагенитальная патология матери (бронхит, пиелонефрит, холецистит, гастрит, колит и др.) хроническая генитальная патология родов (длительный безводный проме­жуток) перенесенная краснуха, контакт с больным краснухой, токсоплазмоз, цитомегалия острые респираторно-вирусные и бактериальные заболевания, перенесенные матерью в конце беременности и в родах
III группа с риском развития трофических нарушений (большая масса тела, гипотрофия, незрелость) и эндокринопатийЭкстрагенитальная патология матери (гипертоническая болезнь, пороки сердца, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, ожирение матери) патология беременности (тяжелые токсикозы второй половины беременности) вредные привычки матери (курение свыше 10 сигарет в день), наруше­ние режима питания матери во время беременности.
IV группа с риском развития врожденных пороков органов и систем (по­роки развития ЦНС, бронхолегочной, мочеполовой и др. систем) синдром врожденной краснухи (катаракта, глухота, пороки сердца и др. органов) наследственно обусловленные заболевания (фенилкетонурия, муковисцидоз) болезнь ДаунаПатология беременности (токсикозы первой половины беременности), сахарный диабет у беременной, применение лекарственных средств в период беременности (антибиоти­ков, сульфапрепаратов, гормонов и др.), возраст матери свы­ше 30 лет и отца старше 40 лет, вредные привычки родителей (злоупотребление алкогольными напитками), перенесенная
краснуха
или контакт с больным краснухой в первом триме­стре беременности, острые респираторно-вирусные инфек­ции, перенесенные в первом триместре беременности
V группа группы социального рискаНеудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи, неполные и многодетные семьи с плохим психологическим климатом, семьи с вредными привычками родителей (злоупотребление спиртными напитками и т. д.) и др.

pediatrino.ru

Группы риска новорожденных таблица


Группы риска у детей Как определить ? Медицинское наблюдение

Что такое группы риска у детей ? При первом посещении детской поликлиники родители обнаруживают в амбулаторной карте ребенка запись врача с указанием диагноза, группы здоровья и группы риска. Многих мам интересует, что такое группы риска у детей.

Группа риска означает более высокую, чем у других, вероятность развития какого-либо заболевания у ребенка.

Педиатр, относя ребенка к определенной группе риска, должен обратить внимание на эту повышенную вероятность и, если возможно, не допустить развития болезни. Или выявить патологию, как можно раньше и своевременно начать лечение.

Когда определяются группы риска у детей ?

 Группы риска у детей Дородовый патронаж

Все беременные женщины направляются на прием педиатра дважды: сразу после постановки на учет в женскую консультацию (в течение недели) и на сроке 30-32 недели беременности. С собой на прием нужно взять обменную карту беременной, паспорт.

Во время первой беседы с женщиной, собирается подробная информация о ней, семье, беременности, условиях проживания, материальной обеспеченности, вредных привычках, хронических заболеваниях женщины и всех членов семьи. Составляется первый прогноз групп риска для ребенка. Будущей маме объясняется, что ей нужно делать, чтобы уменьшить вероятность развития отклонений у новорожденного.  Кроме этого составляется прогноз лактации.

Во время второго дородового патронажа анализируются отклонения второй половины беременности, собираются сведения, которые не удалось получить в полном объеме при первом патронаже, уточняются группы риска для ребенка и прогноз лактации. С мамой проводятся беседы о подготовке предметов, необходимых новорожденному, рациональном питании и режиме дня, о подготовке к лактации.

Для женщин с высоким риском развития отклонений в родах по акушерской шкале на сроке после 32 недель проводится третий дородовый патронаж.

Первый патронаж новорожденного

Окончательно группы риска для ребенка выставляются после первого патронажа участкового педиатра к новорожденному.

Всего у детей педиатры выделяют 7 групп риска

  • I — дети с риском заболевания ОРВИ и других отклонений в состоянии здоровья в период социальной адаптации,
  • II — дети с риском патологии центральной нервной системы,
  • III — дети с риском метаболических нарушений: рахит, анемия, гипотрофия, паратрофия,
  • IV — дети с риском врожденных пороков органов и систем,
  • V — дети с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности,
  • VI — дети с риском аллергических заболеваний,
  • VII — дети с неблагополучными социальными условиями.

Группы риска для каждого ребенка выставляются доктором при наличии определенных факторов риска.

Факторы риска для I — VI группы риска у детей
I II III IV V VI
Со стороны матери
Острые заболевания матери (ОРВИ, ангина) во время, (особенно в конце) беременности и сразу после родов. + + +
Проф. вредности матери + + +
отца +
Предшествующие выкидыши, мертворождения, дети с низкой массой тела прирождении (менее2000г), длительно е бесплодие, многоплодие, + +
Возраст матери до 16 и старше 40 лет + +
Старше 30 лет + +
Возраст отца старше 40 лет +
Врожденные пороки у родителей или их родственников +
Хронические болезни матери (гипертония, болезни щитовидной железы, сердечно-сосудистой и нервной системы, анеимя, пороки сердца) + +
Сахарный диабет + + +
Бронхит, гастрит, колит пиелонефрит, холецистит, аднексит +
Внутриутробные инфекции: герпес, цитомегаловирус, хламидиоз, токсоплазмоз, краснуха + + +  +
Курение, алкоголизм + +
Угроза преждевременных родов + +
Узкий таз +
Патология плаценты
+ +
Токсикоз I и II + + +
Многоводие + +
Внутриутробная гипоксия плода +
Роды от 4 беременности и более +
Интервал между беременнстями 1 год и менее +
Нерациональное питание беременной + +
Отягощенный аллергологический анамнез (аллергия у членов семьи)

www.babysovet.ru

Группы риска новорожденных детей и их диспансерное наблюдение ⋆ Педиатрия

?       Заболевания матери во время беременности (ОРВИ, ангина, анемия)

?      Гипоксия плода

?       Хронические заболевания бронхолегочной системы матери и отца

?       Неудовлетворительные бытовые условия

?      Алкоголизм родителей

Дородовый патронаж медицинской сестры — 2 раза: после поступления сигнала из женской консультации о взятии на учет и в 30 недель. Прогнозирование гипогалактии, риска возможной патологии Рекомендации по питанию, режиму дня, закаливанию, физическому воспитанию беременной Санитарно-просветительная работа с родителями о влиянии факторов риска социально-биологического анамнеза на состояние здоровья ребенка и профилактике простудных заболеваний  ?Рахит

?Анемия

?Аллергический диатез

?Врожденные пороки

?Гипотрофия

?Наследственная патология

?Дети часто болеющие

? Метаболические иммунологические нарушения

?Эндокринопатия

?Хронические заболевания

?Раннее искусственное вскармливание Недоношенные и незрелые дети

Педиатр в декретированные сроки, согласно приказу 307.

При заболеваниях (рахит, анемия и др.) — наблюдение и лабораторное исследование по схеме,

соответствующей данному заболеванию и группе риска.

Расчет питания: Б, Ж, У, калорийность в 1,3,5,7,9,12 мес.

По показаниям

Jg

сывороточные и секреторные. 1 раз в год — анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов.

Прогнозирование и профилактика гипогалактии.

Массаж и гимнастика, закаливание Контроль за физическим и нервно­психическим развитием Рациональное вскармливание Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение. За 10 дней — белково-витаминный комплекс, фитотерапия, препараты элеутерококка

При поступлении — организация жизни ребенка в период адаптации, при повышенной возбудимости — валериана, пустырник; по

До 3-х летНе противопоказаны. При оформлении в детский сад профилактические прививки проводят не позднее, чем за 1 месяц до поступления, и через месяц после адаптации .

pediatrino.ru

Группы риска у детей Как определить ? Медицинское наблюдение

Группы риска у детей Медицинское наблюдение

Что такое группы риска у детей ? При первом посещении детской поликлиники родители обнаруживают в амбулаторной карте ребенка запись врача с указанием диагноза, группы здоровья и группы риска. Многих мам интересует, что такое группы риска у детей.

Группа риска означает более высокую, чем у других, вероятность развития какого-либо заболевания у ребенка.

Педиатр, относя ребенка к определенной группе риска, должен обратить внимание на эту повышенную вероятность. И, если возможно, не допустить развития болезни. Или выявить патологию, как можно раньше, и своевременно начать лечение.

Когда определяются группы риска у детей ?

 Группы риска у детей Дородовый патронаж

Все беременные женщины направляются на прием педиатра дважды. Сразу после постановки на учет в женскую консультацию (в течение недели). И на сроке 30-32 недели беременности. С собой на прием нужно взять обменную карту беременной, паспорт.

Во время первой беседы с женщиной, собирается подробная информация о ней, семье, беременности, условиях проживания, материальной обеспеченности, вредных привычках, хронических заболеваниях женщины и всех членов семьи. Составляется первый прогноз групп риска для ребенка. Будущей маме объясняется, что ей нужно делать, чтобы уменьшить вероятность развития отклонений у новорожденного.  Кроме этого, составляется прогноз лактации.

Во время второго дородового патронажа анализируются отклонения второй половины беременности. Собираются сведения, которые не удалось получить в полном объеме при первом патронаже. Уточняются группы риска для ребенка и прогноз лактации. С мамой проводятся беседы о подготовке предметов, необходимых новорожденному, рациональном питании и режиме дня, о подготовке к лактации.

Для женщин с высоким риском развития отклонений в родах по акушерской шкале на сроке после 32 недель проводится третий дородовый патронаж.

Первый патронаж новорожденного

Окончательно группы риска для ребенка выставляются после первого патронажа участкового педиатра к новорожденному.

Всего у детей педиатры выделяют 7 групп риска

  • I — дети с риском заболевания ОРВИ и других отклонений в состоянии здоровья в период социальной адаптации.
  • II — дети с риском патологии центральной нервной системы.
  • III — дети с риском метаболических нарушений: рахит, анемия. гипотрофия, паратрофия.
  • IV — дети с риском врожденных пороков органов и систем.
  • V — дети с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности.
  • VI — дети с риском аллергических заболеваний.
  • VII — дети с неблагополучными социальными условиями.

Группы риска для каждого ребенка выставляются доктором при наличии определенных факторов риска.

Факторы риска для I — VI группы риска у детей

  I II III IV V VI
Со стороны матери            
Острые заболевания матери (ОРВИ, ангина) во время, (особенно в конце) беременности и сразу после родов. +       + +
Проф. вредности матери   +   +   +
отца       +    
Предшествующие выкидыши, мертворождения, дети с низкой массой тела прирождении (менее2000г), длительно е бесплодие, многоплодие,   +   +    
Возраст матери до 16 и старше 40 лет   +   +    
Старше 30 лет     + +    
Возраст отца старше 40 лет       +    
Врожденные пороки у родителей или их родственников       +    
Хронические болезни матери (гипертония, болезни щитовидной железы, сердечно-сосудистой и нервной системы, анеимя, пороки сердца)   + +      
Сахарный диабет   + + +    
Бронхит, гастрит, колит пиелонефрит, холецистит, аднексит         +  
Внутриутробные инфекции: герпес, цитомегаловирус, хламидиоз, токсоплазмоз, краснуха   +   + +  +
Курение, алкоголизм   +   +    
Угроза преждевременных родов   +   +    
Узкий таз   +        
Патология плаценты   +   +    
Токсикоз I и II   + + +    
Многоводие   +   +    
Внутриутробная гипоксия плода   +        
Роды от 4 беременности и более     +      
Интервал между беременнстями 1 год и менее     +      
Нерациональное питание беременной     +     +
Отягощенный аллергологический анамнез (аллергия у членов семьи)           +
Прием антибиотиков, переливание крови и ее компонентов           +
Тазовое предлежание       +    
Кровно-родственный брак       +    
В первые 12 нед. беременности ОРВИ       +    
Краснуха       +    
Прием лекарств       +    
В родах            
Слабость родовой деятельности   +        
Затяжные или стремительные роды   +        
Обвитие пуповиной   +        
Преждевременная отслойка плаценты   +        
Длительный безводный промежуток   +     +  
Обвитие пуповиной   +        
Применение акушерских методов   +        
Кесарево сечение   +   +    
После родов            
Мастит у матери         +  
Инфекционные заболевания членов семьи +       +  
Гнойничковые заболевания у матери и членов семьи         +  
У ребенка            
Асфиксия новорожденного   +        
Недоношенность   + +      
Переношенность   +        
Маленький вес при рождении в срок (гипотрофия плода)   + +      
Крупный вес (более 4000г)   + +      
Дети из двоен   + + +    
Длительная желтуха   +   +    
Множественные стигмы дизэмбриогенеза (мелкие аномалии развития)   +   +    
Неврологические симптомы (нарушения мышечного тонуса, повышенная или сниженная возбудимость, нарушения актов сосания и глотания)   +        
Дети, получавшие противосудорожные препараты     +      
Дети с большой ежемесячной прибавкой в весе     +      
Дети с отклонениями эндокринной системы     +      
Дети с неустойчивым стулом     +      
Дети после острых ннфекционных заболеваний (пневмония, бронхит, ОРВИ)     +      
Нерациональное питание ребенка      +     +
Частое назначение ребенку антибиотиков           +

VII группа риска — это дети из  неполных, многодетных, социально-неблагополучных семей (родители алкоголики, наркоманы, с психическими отклонениями и т.д.), проживающие в плохих жилищных условиях.

Все дети из групп риска, в том числе не имеющие явных отклонений в состоянии здоровья на момент осмотра, относятся ко II группе здоровья. При наличии хронических заболеваний — к III, IV и V группам здоровья. Дети из групп риска берутся педиатром под дифференцированное наблюдение, которое подразумевает осмотры медсестрой, врачами, лабораторные обследования и профилактическое лечение в определенные сроки.

Группы риска не являются противопоказанием для проведения профилактических прививок.

Все дети из групп риска осматриваются педиатром на первом месяце на дому не реже 3х раз. Затем до 6 мес — 2 раза в месяц (1 раз в поликлинике на приеме в возрасте 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев, 1 раз на дому — в 1,5; 2,5; 3,5; 4,5; 5,5 месяцев), и от 6 месяцев до 1 года — 1 раз в месяц.

Кроме этого, в дополнение к стандартным обследованиям проводящимся всем здоровым детям

По первой группе риска
  • Осмотры ЛОРа и стоматолога — 2 раза в год.
  • Профилактическое лечение, если в семье есть больные ОРВИ, в период подготовки к детскому саду, весной и осенью, в сезон увеличения заболеваемости. Белково-витаминный комплекс (на 10 дней ежедневно 50-60 г творога + витамины   В1, В2, С или поливитамины) + лекарственные препараты + фитотерапия (отвар шиповника,
  • Своевременная санация очагов инфекции.

Срок наблюдения — до 3х лет.

Во второй группе риска
  • Осмотр невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
  • Повторное УЗИ головного мозга по назначению невролога.
  • Массаж, гимнастика, плавание.
  • В случае повышенной возбудимости — седативные (успокоительные) препараты, или ванны.
  • Другие препараты по назначению невролога.

Срок наблюдения — до 1 года.

По третьей группе риска
  • Анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев, при снижении гемоглобина — своевременное лечение.
  • Тщательный контроль за прибавкой в массе тела.
  • Рациональное вскармливание (сохранение грудного вскармливания, соблюдение возрастного режима и объема кормлений при искусственном вскармливании, правильное и своевременное введение прикорма).
  • Профилактика рахита витамином Д3 с 1 месяца до 1 года по 500 МЕ ежедневно.
  • Массаж, гимнастика, закаливание.

Срок наблюдения — до 1 года.

В четвертой  группе риска
  • Невролог в 1,3,6, 12 месяцев.
  • Хирург, ортопед в 1,3, 9,12 месяцев.
  • Кардиолог, генетик, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ органов брюшной полости — по показаниям.

Срок наблюдения — до 1 года.

По пятой группе риска
  • С момента выписки из роддома, до 10 дня жизни педиатр осматривает ребенка ежедневно, затем 1 раз в неделю до 1 месяца.
  • Обращается внимание на пупочную ранку, кожные высыпания, характер стула, активность ребенка, прибавку в весе.
  • Ежедневно 3 р/д измеряется температура тела ребенка.
  • Общий анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев.
  • Кипячение, проглаживание белья.
  • Купание в кипяченой воде с добавлением марганцовки.
  • Туалет кожи и пупка.
  • Естественное вскармливание.
  • Борьба с запорами.
  • По показаниям — биопрепараты (линекс, бифидум-бактерин и др). с первых дней жизни.
  • Госпитализация при гнойничковых кожных высыпаниях.

Срок наблюдения — до 3х месяцев.

В шестой группе риска
  • Аллерголог-иммунолог в 3 месяца, далее по показаниям.
  • Общий анализ крови в 3, 12 месяцев, для выявления эозинофилии.
  • Сохранение грудного вскармливания.
  • Гипоаллергенная диета матери.
  • Ребенку более позднее введение прикорма, гипоаллергенная диета.
  • Гимнастика, массаж, раннее закаливание.
  • Исключение бытовых аллергенов.
  • По возможности, в случае острых заболеваний лечение без лекарств или использование их по минимуму, рекомендуется физио и фитотерапия.
  • Раннее выявление отклонений со стороны ЖКТ.

Срок наблюдения до 3х лет.

По седьмой группе риска

В этой группе риска наблюдение бессрочное: до того момента, как обстановка в семье и условия жизни ребенка улучшатся.

  • До 10 дня жизни ежедневный осмотр педиатра, затем в 20 дней и 1 месяц, далее 2 раза в месяц.
  • Контроль за  вскармливанием, гигиеной, прибавкой в весе, физическим и нервно-психическим развитием.
  • Обеспечение бесплатными медикаментами и питанием.
  • При заболеваниях — госпитализация в стационар.
  • Первоочередное оформление в детский сад.
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Общий анализ крови, кала, мочи ежегодно.
  • С 7 лет контроль артериального давления.
  • Медосмотры с участием педиатра, ЛОРа, хирурга, окулиста, стоматолога в 1, 3, 5, 7, 10, 12, 14-15, 17-18 лет.
  • Флюрография с 14 лет.

Во всех группах риска, кроме VII, есть определенный срок наблюдения.

После истечения этого срока
  • Если у ребенка не обнаружились отклонения в состоянии здоровья, он снимается с наблюдения по этой группе риска.
  • Если патология проявилась определенными симптомами, то после обследования ребенку выставляется конкретный диагноз и назначается лечение — это называется реализация группы риска у детей.

mamadoktor.ru

что это такое, отличия между ними

При посещении поликлиники в первый раз у новорожденного в карте может появиться не только указание группы здоровья, но и риска. Родители должны внимательно разобраться в данных понятиях и определить отличительные черты между ними.

Группы риска новорожденных существуют с целью привлечения внимания к болезням, которые могут развиться при росте малыша. Они необходимы для того, чтобы педиатр обращал внимание на симптомы конкретного заболевания и принимал все профилактические меры. В таком случае удастся предупредить прогрессирование. В процессе анализа ребенка может быть выявлена конкретная патология.

Во время вынашивания плода будущая мамочка должна два раза прийти на прием к педиатру:

  • процесс оформления учета в женской консультации;
  • в период с 30 по 32 неделю беременности.

Осмотр и оценка состояния новорожденного

В процессе приема врач должен собрать всю информацию о процессе беременности женщины. Дополнительно уточняются данные о наличии некоторых заболеваний у членов семьи, условия проживания, наличие вредных привычек. Анализу подвергаются также хронические болезни мамочки и близких родственников.

На второй встрече необходимо провести все необходимые анализы, которые позволят выявить отклонения. Они могли проявиться в первой половине срока. В результате для будущего малыша формируется группа риска. На данном приеме также прогнозируется возможность лактации.

У новорожденных может быть диагностирована одна из следующих групп риска:

  • заболевания центральной нервной системы;
  • инфицирование плода в период внутриутробного созревания;
  • нарушения трофической и эндокринопатической системы;
  • пороки в развитии внутренних органов, которые будут диагностированы при рождении;
  • социально неблагополучные семьи.
Врач обследует младенца
Окончательный вывод сможет сделать специалист только после получения всех данных от будущей матери

Группы здоровья и риска: основные отличия

Только на первый взгляд может показаться, что эти два понятия аналогичны. Однако в дальнейшем под понятиями понимают совершенно разные вещи. Группа здоровья оценивает состояние малыша на сегодняшний день. Второе понятие предполагает анализ возможностей развития тех или иных патологий у младенца. При этом врачом внимательно анализируются негативные внешние факторы.

Степень риска определяется в зависимости от склонности малыша в будущем приобрести определенную патологию. Впервые такая классификация появилась еще в 90-х годах, однако до сих пор не утратила своей актуальности. В зависимости от категории риска определяется периодичность посещения поликлиники или необходимость госпитализации.

Если кроха предрасположен к негативному процессу в организме, то главная задача врачей и родителей – сделать все для предотвращения негативного процесса.

Новорожденный с риском развития патологии ЦНС

В данную категорию могут попасть дети, на рост и развитие которых негативно влияют следующие факторы:

  • Мамочка находится в возрасте до 16 или старше сорока лет.
  • Во время беременности присутствовали вредные привычки.
  • Работа на вредном производстве.
  • Длительное бесплодие или выкидыши.
  • У матери ранее диагностировались серьезные патологии. К ним следует отнести заболевания почек, сахарный диабет и другие.
  • Наличие у матери инфекционных болезней, которые могли передаться малышу внутри утробы.
  • Беременность протекала с серьезными патологиями: токсикоз, угроза прерывания, выкидыш и другие.

Для предотвращения развития серьезных патологий женщина должна регулярно проходить осмотры и сдавать все необходимые анализы. После появления малыша на свет до трех месяцев его развития необходимо будет проводить регулярные неврологические осмотры. При этом анализу подвергается поза малыша, ответ в виде рефлексов, сосание, рвота и другие. В качестве дополнительной профилактической меры необходимо сделать прививки. Если патологии не будут диагностированы до года, то ребенка необходимо будет снять с учета в поликлинике.

Осмотр новорожденного
Неонатолог делает вывод о состоянии ребенка

Риск инфекционного заболевания внутриутробного

К данной группе следует отнести следующих новорожденных детей:

  • У матери ранее были диагностированы экстраненитальные заболевания.
  • Во время вынашивания плода было выявлено воспаление гинекологических органов.
  • Сложные роды, которые проходили с патологиями.
  • В первом триместре беременности женщина переболела краснухой, токсоплазмозом или другими опасными заболеваниями. К данной группе также относят ОРВИ и болезни, которые вызываются различными вредными бактериями.
  • В организме женщины присутствуют гнойные воспаления.
  • Диагностированный мастит.
  • У одного из членов семьи есть инфекционного заболевание.

Для предупреждения развития патологий необходимо регулярно проходить медицинский осмотр. Врач обращает внимание на пупок, кожу, стул, активность, громкость голоса, набор веса и неврологический статус. В один и три месяца собираются данные также посредством лабораторного исследования. В некоторых случаях необходимо узнать мнение узких специалистов. Дополнительно целесообразно применять профилактические меры против дисбактериоза. С учета малыша можно будет снять по достижении трехмесячного возраста.

Осмотр беременной женщины
Группы риска определяет врач-педиатр во время беременности

Риск развития трофических и эндокринопатических заболеваний

Увеличивается риск развития заболеваний данной группы в следующих случаях:

  • При рождении у малыша была избыточная масса тела, которая сопровождалась гипотрофией и незрелостью внутренних органов.
  • У матери был ранее диагностирован сахарный диабет.
  • Наличие таких патологий у матери.
  • Беременность протекала с осложнениями общего состояния.
  • Присутствие вредных привычек в период вынашивания плода.

После появления малыша на свет в первый месяц его развития необходимо посетить поликлинику минимум четыре раза. Осмотр заведующим отделением должен произойти не позже трех месяцев. Дополнительно потребуется узнать мнение невролога, окулиста, ортопеда, хирурга и других специалистов. Желательно оставить ребенка на грудном вскармливании. Малыш остается под наблюдением специалистов на протяжении 12 месяцев. При отсутствии патологий по окончании этого периода его снимают с учета.

Пороки формирования внутренних органов

В данную группу риска попадает ребенок в следующих случаях:

  • Беременность протекала с патологиями.
  • Во время вынашивания плода был определен сахарный диабет.
  • В первом триместре женщина принимала запрещенные лекарственные препараты.
  • Мать находится в возрасте старше тридцати лет.
  • Хотя бы один из родителей злоупотребляет вредными привычками.
  • Ранее женщиной была перенесена краснуха или был контакт с инфицированным в первые три месяца беременности.
  • ОРВИ в первом триместре.
  • Родители работают на вредном для здоровья предприятии.
  • Мать и отец являются кровными родственниками.
  • У родителей были ранее диагностированы изменения в составе хромосом.

Осмотр должен производиться минимум четыре раза в течение первого месяца. После этого поликлинику необходимо будет посещать минимум один раз в месяц. Ежеквартальный анализ кала на наличие глистов. Неонатолог проводит скрининг, на основании которого формируется мнение об общем состоянии здоровья малыша. При необходимости необходимо проходить дополнительные консультации у узких специалистов. Если симптомы и проявления заболевания полностью отсутствуют, то ребенка снимают с учета только через год.

Группа социального риска

Дополнительно анализу подвергаются также социальные условия жизни малыша. В пятую группу риска груднички попадают в следующих случаях:

  • Семья проживает в неудовлетворительных условиях.
  • Многодетные семьи.
  • Нет одного из родителей.
  • Наблюдается психологически неустойчивая ситуация в семье.
  • Семья студентов.

Условия жизни малыша в таком случае проверяются не реже одного раза в два месяца. Для этого может потребоваться помощь участковой медсестры. Дополнительно назначается профилактический осмотр ребенка. Если неблагоприятная ситуация подтверждается, то мать или отца могут решить родительских прав. Наблюдение продолжается до устранения всех факторов риска.

Беременная на приеме у врача
При подозрении патологий развития назначаются дополнительные анализы

Общие положения

Достаточно часто малыши попадают во вторую группу риска. Это связанно с тем, что на сегодняшний день достаточно мало полностью здоровых родителей. Клинические картины различные в каждом случае. На формирование патологии могут влиять следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Чаще всего заболевания формируются в связи с метаболическими нарушениями. В таком случае малышу мажет грозить наследственная аллергия, болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и другие.
  • Биологические отклонения чащ всего возникают на фоне быстрых (стремительных) родов, операций или увеличенного периода, в течение которого плод находился без воды. Негативное воздействие оказывает неправильное формирование плаценты или предлежание. Во время вынашивания плода пуповина может обвить шею, а плод находиться в неправильном положении.
  • На малыша непосредственное влияние оказывают также социальные факторы. Негативно на его здоровье отражаются вредные привычки родителей, наличие хронических заболеваний, возраст, плохой акушерский анамнез. Во время вынашивания плода может постоянно присутствовать угроза выкидыша, токсикоз и инфекционные болезни, которые были переданы половым путем.

Группа риска определяется непосредственно при самой выписке. В процессе учитывается мнение врача-неонатолога. Он составит план посещения поликлиники или порекомендует действенные профилактические мероприятия. При необходимости в индивидуальном порядке разрабатывается план реабилитационных мероприятий. К медикаментозной терапии целесообразно прибегать только в крайних случаях.

floragaz.ru

План ведения новорожденных основных групп риска (г.Ф. Елиневская, 1990)

5. Риск развития респираторного дистресс-синд-рома (РДС)

1. Недоношенные дети, родившиеся в сроке гестации менее 35 недель.

2. Дети, перенесшие в/маточ-ную гипоксию или асфиксию.

3. Дети, родившиеся от матерей больных сахарным диабетом, гипотиреозом.

4. Дети, родившиеся путем операции кесарева сечения.

5. Дети, родившиеся от матерей с гестозом.

6. Вторые из двоен.

7. Тяжелое течение ГБН.

Родзал

1. Профилактика РДС в дородовом периоде (мукосолван, глюкокортикоиды, эуфиллин, бромгексин, лактин и т. д.).

2. Проведение пробы Клементса или пенного теста с околоплодными водами до рождения ребенка.

3. Эндотрахеальное введение сурфактанта (по показаниям).

4. Соблюдение температурного режима, не допускать переохлаждения ребенка.

5. Забор крови из пупочных сосудов на КОС.

Палата новорожденных

1. Поместить ребенка в нагретый кувез.

2. В зависимости от степени тяжести РДС, решить вопрос о методе проведения оксигенотерапии (носовые катеторы, кислородная палатка, СДППД — Грегори, клапан Бенвенисте, назофарингеальные; ИВЛ).

3. Общий анализ крови, Нt в динамике.

4. КОС и электролиты в динамике.

5. Контроль в динамике за тяжестью РДС.

6. Риск развития острого анемического синдрома

1. Фетальные геморрагии (спонтанные, при вскрытии околоплодного пузыря, фето-фетальная трансфузия и т. д.).

2. Плацентарные геморрагии (отслойка плаценты, парез плаценты во время операции кесарева сечения, гематомы плаценты и т. д.).

3. Послеродовые геморрагии (ВЧРТ, кефалогематомы, травмы паренхиматозных органов, геморрагическая болезнь новорожденных, коагулопатии, ДВС-синдром и т. д.).

Родзал

1. Пальцевое прекачивание крови по пуповине от матери к ребенку.

2. Определить группу крови и резус-фактор у ребенка.

3. По показаниям проведение реанимационных мероприятий по выведению ребенка из гиповолемического шока.

Палата новорожденных

1. Общий анализ крови, Нt, Тr (в первые сутки не менее 2-х раз).

2. Контроль за АД, ЦВД, ЧСС, ЧД, диурезом.

studfile.net

Младенцы из групп риска

В ряду особых, трудных для установления взаимодействия и спо­собствующих формированию сложных взаимоотношений с матерью выделяют младенцев, испытавших нежелательные условия прена-тальногоразвития, рождения или постнатальногоразвития, предста­вителей групп риска по генетическим и медицинским показателям, младенцев с «трудным» темпераментом.

ПРЕЖДЕВРЕМЕННО РОДИВШИЕСЯ МЛАДЕНЦЫ

В результате исследований показано, что преждевременно ро­дившиеся дети относятся к группе риска возникновения проблем в области познавательных процессов, у них часто возникают трудно­сти в школе. Меньше известно об их последующем социально-эмо­циональном развитии. Нет доказательств психиатрических наруше­ний, однако учителя сообщают о проблемах, связанных с повышен­ной активностью и снижением внимания. По словам родителей, не­доношенные дети в школьном возрасте больше хныкают, их соци­альная компетентность отстает от таковой у вовремя родившихся де­тей (Beckwith, Rodning, 1996).

Существует по крайней мере два фактора, влияющих на разви­тие недоношенных детей. Первый фактор биологический и связан со сроком внутриутробного развития и весом ребенка при рождении. Второй — социальный и относится к раннему взаимоотношению ма­тери и ребенка. Считается, что качество взаимодействия между ма­терью и младенцем может уменьшить или увеличить неблагоприят­ное влияние недоношенности на последующее развитие ребенка. Еще

126

одним источником риска может быть изменение аффективной регу­ляции у преждевременно родившихся детей по сравнению с родив­шимися в срок. В зависимости от возраста или физиологического состояния, недоношенные младенцы могут быть раздражительными и апатичными.

Известны данные, свидетельствующие о формировании небе­зопасной привязанности у вовремя родившихся детей в случае их раз­дражительности и дополнительных факторов риска. При исследова­нии преждевременно родившихся младенцев показано, что матери, описывавшие своих детей как «трудных» и раздражительных, впос­ледствии сообщали об усилении у них поведенческих проблем (Beckwith, Rodning, 1996).

Исследования показали, что большая отзывчивость матерей к недоношенным младенцам в 13 и 20 месяцев ведет к большему раз­витию речи и социальных навыков после двух лет. Усиление беспо­койства детей в стрессовой ситуации также положительно связано с их последующим социальным или языковым развитием. Обнаруже­но, что преждевременно родившиеся дети с весом при рождении ниже 1500 г меньше беспокоятся в лабораторной ситуации определения привязанности в 13 месяцев и менее компетентны в дошкольные годы. В данном случае обнаружено, что беспокойство и раздражи­тельность не являются факторами риска, а скорее положительно свя­заны с развитием ребенка.

В первые месяцы жизни преждевременно родившиеся младен­цы часто менее живы, отзывчивы, более раздражительны и сонны, их плач может отличаться от плача вовремя родившихся детей (Frodi etal., 1978; Goldberg, 1978). Ихдвигательная координация бедна, руки и ноги двигаются дезорганизованно, с частыми подергиваниями и вздрагиваниями. Такой младенец может в быстрой последовательно­сти открывать рот, выкрикивать, улыбаться или гримасничать, часто наблюдается рефлекторная улыбка. Большая часть поведения недо­ношенных младенцев непоследовательна, они могут быть чрезмерно суетливыми или проводить большую часть времени во сне, не дают ясных сигналов о том, когда хотят есть или спать, о чрезмерности или недостаточности стимуляции. Они более беспокойны, отводят взгляд, меньше улыбаются во время взаимодействия лицом к лицу (Field, 1977; 1982; Crnic etal., 1983).

В три и пять месяцев во время взаимодействия лицом к лицу с матерью в диадах с преждевременно родившимся младенцем наблю-

127

дается меньшая согласованность аффективной вовлеченности и рит­мов социального взаимодействия, чем в диадах с вовремя родившимся ребенком. Было обнаружено, что недоношенные младенцы реже ве­дут взаимодействие, чем доношенные. Недоношенные и переношен­ные младенцы менее внимательны к сигналам матери, проявляют меньше положительных чувств и получают меньше радости в ранних взаимодействиях с матерью по сравнению с вовремя рожденными детьми. В процессе взаимодействия как недоношенный младенец, так и мать проявляют меньше удовольствия и положительных чувств (Barnard, Kelly, 1990; Beckwith, 1990).

Непоследовательное поведение преждевременно родившегося младенца вводит родителей в замешательство и огорчает, они испы­тывают тревогу, связанную с проблемами выживания и развития ре­бенка. Родители могут избегать ребенка или, наоборот, имеют тен­денцию компенсировать изменения поведения недоношенных мла­денцев, вести себя более активно и, несмотря на несоответствие сво­его поведения сигналам младенца, перестимулировать, еще более ухудшая поведение ребенка и увеличивая свою собственную фруст­рацию (Goldberg, 1978;Crnicetal., 1983; Field, 1990). Обнаружено, что в течение первых четырех месяцев матери недоношенных мла­денцев в значительно большей степени стараются вовлечь своих де­тей во взаимодействие, обеспечить их большей стимуляцией. Счита­ется, что в случае дополнительного социального риска и связанной с этим депрессии матери, переживающие беспомощность и безнадеж­ность, недостаток энергии, оказываются в еще более сложной ситуа­ции при рождении недоношенного ребенка. Они могут обвинять себя за трудности взаимодействия с младенцами, и им трудно найти ком­фортный уровень взаимодействия. Предполагается, что если депрес­сивная мать прикладывает в первые месяцы значительные усилия, чтобы вовлечь недоношенного ребенка во взаимодействие, то без от­ветных реакций может очень быстро достичь пределов своих ресур­сов. Однако проведенные в этой области исследования привели к не­однозначности данныхи выводуо необходимости рассмотрения вза­имодействия депрессивных матерей и недоношенных младенцев в более широком аспекте, с включением социально-экономических, социокультурных характеристик и особенностей уклада семьи (Ruttenbergetal., 1997).

Со временем взаимодействие между недоношенными младен­цами и родителями меняется. Так, было обнаружено, что если в че-

тыре месяца взаимодействие характеризовалось интенсивной вовле­ченностью матери и ограниченной отзывчивостью младенца, то в восемь месяцев — меньшей внимательностью и вовлеченностью ма­тери и более живым, отзывчивым поведением младенца. Кдвум го­дам матери преждевременно родившихся младенцев предъявляли меньше стимуляции по сравнению с матерями вовремя родившихся детей. Это явление очевидного «перегорания» родителя в течение первого года взаимодействия с ребенком получило подтверждение и в других работах(ВагпапЛ, Kelly, 1990).

Исследования показали трудности взаимодействия матерей и младенцев, связанные с постнатал ьной деформацией черепа у недо­ношенных детей, родившихся с весом меньше 1500 г. Было обнару­жено, что эти дети рассматриваются матерями как менее привлека­тельные. В отличие от таких вызывающих положительное отноше­ние матерей черт, как круглое лицо, большие глаза и зрачки, боль­шой лоб, у недоношенных детей глаза расположены ближе к краям вытянутого лица, лоб узкий, рот маленький. Если младенцы с при­влекательными чертами лица оцениваются матерями как социально более компетентные, активные, способные, легкие в уходе, то недо­ношенные младенцы с постнатальной деформацией черепа оцени­ваются в этих отношениях негативно. В целом отличия формы голо­вы у преждевременно родившихся детей с малым весом становятся более явными во второй половине первого года жизни и являются факторами, влияющими на чувствительность поведения матери в ситуации свободной игры (Kelleyetal., 1996). Существует точка зре­ния, что степень деформации черепа может быть скорее показателем неврологических нарушений, которые в свою очередь отрицательно влияют на социальное взаимодействие.

Несмотря на изменения раннего взаимодействия матери и мла­денца, к концу первого года жизни различия аффективных выраже­ний и видов привязанности у доношенных и недоношенных младен­цев оказываются незначимыми (Frodi, Thompson, 1985; Goldberget al., 1986). Получены противоречивые данные, свидетельствующие, с одной стороны, о том, что большее число младенцев с небезопасной привязанностью тревожно-сопротивляющегося типа обнаружено среди детей, тяжело болевших в перинатальный период (Plunkett et al., 1986), а с другой стороны, о том, что недоношенные младенцы более, чем доношенные, относятся к группе с безопасной привязан­ностью (Goldberg etal., 1986). По сравнению с менее больными в пе-

128

129

ринатальный периоддетьмитяжелобольные недоношенные младен­цы проявили большую чувствительность к стрессовому возбуждению на низких уровнях стресса. Однажды возбужденные, они менее спо­собны понижать уровень состояния стресса.

Посвидетельству автора одного из наиболее полныхобзоровли-тературы, к настоящему времени не существует достаточной инфор­мации, позволяющей обобщить столь противоречивые данные раз­личных исследований (Beckwith, 1990). Однако очевидно, что преж­девременно родившиеся младенцы не являются гомогенной группой и что существуют более уязвимые с точки зрения нарушения разви­тия подгруппы высокого риска, такие, например, как младенцы стя-желыми респираторными заболеваниями. Надежность, безопасность привязанности младенца и матери может в таких случаях быть более слабой. В то же время ранние проблемы могут быть преходящи, если мать приспосабливается к характеристикам недоношенного младенца и способна установить сенситивный, взаимонаправленный стиль (Frodi, Thompson, 1985). Различия между недоношенными и доно­шенными младенцами могут быть менее очевидными, если недоно­шенные дети воспитываются в семьях, имеющих эмоциональные ресурсы для компенсации нарушения поведения взаимодействия у младенцев. С другой стороны, значимые различия аффективных про­явлений и качества привязанности могут сохраняться, если прежде­временно родившиеся младенцы, особенно с высоким биологичес­ким риском, воспитываются в семьях социального риска.

МЛАДЕНЦЫ С «ТРУДНЫМ» ТЕМПЕРАМЕНТОМ

«Трудный» темперамент был выделен как синдром характерис­тик, включающий в себя высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, трудности приспособления и в целом не­гативное настроение (Chess, Thomas, 1987). В последние годы к это­му набору добавляют нерегулярность состояний (например — голо­да, сна, возбуждения, внимания) и сигналов младенца, что может при­вести к сложностям чтения сигналов и формирования ответного по­ведения матери, к проблемам регуляции состояния ребенка, напри­мер проблемам кормления (Hagekulletal., 1997).

Данные литературы показывают, что несмотря на предположе­ние о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаимоотноше­ние с родителем, прямой связи между темпераментом ребенка и раз-

личиями в поведении родителя не обнаружено (Bates, 1987). Оказа­лось, что связь между темпераментом и последующим родительским поведением может быть результатом процедур измерения темпера­мента, большинство которых основано на отчете матери, или может быть скорее следствием, чем причиной, материнского поведения. К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребен­ка могут быть результатом поведения матери, а не темперамента ре­бенка. В исследованиях, где данные о нестабильности ребенка не свя­заны с процедурой измерения, показано влияние на уровень актив­ности и эмоциональные реакции ребенка особенностей личности матери, ее взаимодействия с младенцем, факта замужества матери. Изменение эмоциональности в положительную сторону в возрасте от 3 до 9 месяцев с большей вероятностью связано с безопасной при­вязанностью в 12 месяцев (Belskyetal., 1991). Обнаружено, что такая характеристика темперамента младенца, как склонность к стрессу, была связана с поведением матери и ее личностью. Однако связей между темпераментом, оцененным в 9 месяцев, и привязанностью матери и младенца в 13 месяцев не выявлено (MangeIsdorfetal., 1990). Измерение характеристик матери пренатально показало, что труд­ности темперамента у детей в первые 8 месяцев жизни связаны с тре­вожностью матери (Vaughn etal., 1987).

Исследования, в которых характеристики младенца описыва­ются объективным наблюдателем независимо от восприятия ребен­ка родителем и до момента возможных влияний взаимоотношений родитель—младенец, показывают слабую связь между неонатальны-ми характеристиками и развитием отношений родителя и ребенка. Считается, что без влияния на родителя других факторов риска био­логически опосредованные характеристики младенца не ведут к из­менению отношений. К примеру, обнаружено, что усиление нечув­ствительности матери к 12 месяцам зависело одновременно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раз­дражительности новорожденного. Небезопасная привязанность раз­дражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери испытывали недостаток социальной поддержки. Карающее родительское поведение матерей-подростков, испытавших отверже­ние в собственном детстве и ограниченную поддержку со стороны партнеров, проявлялось вне зависимости от раздражительности мла­денцев. В то же время при одном и том же карающем поведении ро­дителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были

130

131

более неуступчивы, менее уверены и чаще сердились по сравнению с менее раздражительными младенцами (Crockenberg, 1987). Таким образом, при всей сложности отношений в паре «родитель — ребе­нок» результаты исследований ведут к заключению, что при опреде­ленных условиях характеристики темперамента ребенка могут вли­ять на взаимодействие матери и младенца.

МЛАДЕНЦЫ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Обзор данных литературы показывает, что уже сразу после рож­дения младенцы с синдромом Дауна способны устанавливать взаи­модействие с матерью. Однако качество этого взаимодействия зави­сит, содной стороны, от состояния матери, переживающей шок, горе и депрессию после сообщения диагноза ребенка, с другой — от осо­бенностей самого ребенка. Обнаружено, что у младенцев с синдро­мом Дауна нарушено проявление таких наиболее ранних и способ­ствующих установлению контакта с матерью видов поведения, как цепляние, хватание и др. В связи с нарушениями сосания наблюда­ются осложнения взаимодействия во время кормления, особенно кор­мления грудью. Сообщается о значительных межиндивидуальных различиях в способности адаптации родителей и установления кон­тактов с ребенком (Emde, Brown, 1978). Положительное, реалистич­ное отношение врачей и других профессионалов к младенцу с синд­ромом Дауна и его последующему развитию может во многом под­держать родителей и способствовать взаимодействию с младенцем. Несмотря на то, что младенцы с синдромом Дауна уже в относитель­но раннем возрасте устанавливают контакт глаза в глаза с матерью, время и качество проявления этого поведения значительно отклоня­ется от нормативных данных. Так, время появления контакта глаза в глаза, когда мать чувствует, что ребенок узнает ее, отстает на две с половиной недели; количество контактов глаза в глаза достигает пика на семь—десять недель позже. Младенцы с синдромом Дауна продол -жают поддерживать достигнутые в 4—5 месяцев значения длительно­сти и числа контактов глаза в глаза, фиксируются исключительно на глазах матери, тогда как в контрольной группе эти значения после 4 месяцев уменьшаются, поскольку, используя эпизоды взаимодей­ствия лицом клицу, здоровые младенцы начинают исследовать дру­гие черты лица (Berger, Cunningham, 1981). В возрасте 6-9 месяцев между детьми с синдромом Дауна и их матерями в процессе взаимо-

действия наблюдалось в два раза большее число межличностных кон­тактов глаза в глаза, чем в контрольной группе, однако с двух до трех лет в ситуации свободной игры зрительное отслеживание матерей и окружения значительно меньше.

Обзор литературы, в которой сравнивались младенцы без отста­вания в развитии и младенцы с синдромом Дауна, показал значимые различия в проявлениях не только взгляда глаза в глаза, но и вокали­зации, темперамента, расстояния между младенцем и матерью (Barnard, Kelly, 1990). Как и нормально развивающиеся дети, мла­денцы с синдромом Дауна чувствительны к времени» ым характерис­тикам вокализаций матери (паузам, времени начала и окончания во­кализаций) и подстраиваются под них, однако в этом процессе могут наблюдаться искажения. Имеются данные, что в нормальных диадах с возрастом развития младенца очередность взаимодействия увели­чивается, тогда как относительная частота одновременной вокали­зации уменьшается. При анализе вокального взаимодействия мате­рей и младенцев с синдромом Дауна была обнаружена тенденция од­новременных вокализаций в отличие от соблюдения очередности взаимодействия в диадах «мать — младенец» нормального развития (Berger, Cunningham, 1983). Со временем диады, которые включали младенцев с особыми потребностями, становились менее успешны­ми во взаимной адаптации и регуляции вокального поведения. Эти факты свидетельствуют об искажении процесса взаимодействия в парах «мать — младенец» с особыми потребностями уже в течение первых шести месяцев и дополняют данные об асинхронности во­кального взаимодействия в парах, включавших детей с синдромом Дауна второго года жизни (Barnard, Kelly, 1990).

Исследования показали, что у младенцев с синдромом Дауна в течение первых месяцев жизни общее количество вокализаций и ско­рость увеличения числа вокализаций значительно отстают от тако­вых в контрольной группе детей. У здоровых младенцев количество вокализаций достигает максимума в 4 месяца, а затем с 4-го по 6-й месяц жизни уменьшается, тогда как у их сверстников с синдромом Дауна продолжает увеличиваться. Длительность материнских вока­лизаций в течение первых четырех недель в этих группах не отлича­ется, однако на пятой и шестой неделе значительно выше у матерей детей с особыми потребностями (Berger, 1990).

Сравнение взаимодействия матерей и детей без отставания в раз-витии, с одной стороны, и матерей и детей с синдромом Дауна — с

132

133

другой, не показало различий в частоте участия во взаимодействии, однако если в первой группе взаимодействие направлялось чаще ре­бенком, то во второй группе — матерью. Несмотря на то, что по ре­зультатам данного исследования число вокализаций младенцев с син­дромом Дауна оказал осьстольже велико, как и в контрольной груп­пе, их взаимодействие с матерями характеризовалось меньшим со­блюдением очередности и большим числом одновременных вокали­заций (Jones, 1977).

Анализ выражений лица показал, что улыбка, служащая наибо­лее важным сигналом для возникновения эмоционального ответа со стороны матери, появляется у младенцев с синдромом Дауна позже и менее выразительна. В течение первых шести месяцев жизни частота появления и длительность улыбки значительно меньше (Emde, Brown, 1978). Считается, что среди основных социальных сигналов улыбка у детей этой группы нарушена в наибольшей степени (Berger, Cun­ningham, 1983). Матери младенцев с синдромом Дауна, для того что­бы вызвать улыбку у детей, чаще матерей нормально развивающихся младенцев используют тактильную и кинестетическую стимуляцию. В данном случае появление улыбки может быть связано с интуитив­но подобранной стратегией физической стимуляции и повышением общего уровня возбуждения ребенка.

В целом считается, что поведение взаимодействия матери по от­ношению к ребенку с синдромом Дауна далеко от оптимального. Низ­кие способности обработки информации и ответной реакции ребен­ка, высокий уровень материнской стимуляции, нарушение подстра-ивания и очередности вокального взаимодействия не способствуют появлению социальных ответов со стороны ребенка. Показано, что социальное поведение этих детей (характер вокализации и улыбки) в ситуации естественного взаимодействия с матерью мало отличается от поведения в ситуации, когда мать просят молчать и сделать не­подвижное лицо. Если в контрольной группе к четвертому месяцу жизни у младенцев наблюдается значительная реакция на замира­ние матери, свидетельствующая об опыте успешного взаимодействия и ожидании ответного социального поведения матери, то младенцы с синдромом Дауна в течение первых шести месяцев чаще своих здо­ровых сверстников плачут и демонстрируют стресс в условиях обыч­ного взаимодействия с матерью (Berger, 1990).

Показано, что в 12 месяцев младенцы с синдромом Дауна мани­пулируют игрушками меньше других детей того же возраста. Оказа-

ось, что их родители стараются компенсировать своими действия-и низкую активность детей, например, помещают их близко к иг-ушкам, ориентируют, направляют внимание на игрушки, предъяв-яют больше игрушек, чем матери здоровых и недоношенныхдетей. ктивное вмешательство со стороны матери, ее контролирующий и «педагогический» стиль лишь сбивают ребенка с толку, рассеивают его внимание (Cicchetti, Beeghly, 1990). Ограниченное вниманиере-бенка с синдромом Дауна не позволяет ему совершать одновременно два действия — играть игрушками и взаимодействовать с матерью. В целом матери, сравнивая своихдетей со здоровыми младенцами, не­дооценивают их успехи и качество игры, а дети из этой группы риска меньше интересуются игрушками и объектами внешнего мира.

Несмотря на особенности младенцев и состояние их родителей, раннее взаимодействие играет важную роль в развитии детей с синд­ромом Дауна. Считается, что природа и качество взаимодействия зна­чительно отличаются от одной диады к другой и зависят как от об­щих и социальных способностей младенцев, так и от индивидуаль­ных особенностей родителей. Каждый индивидуальный случай не­обходимо рассматривать отдельно как сложную и открытую систему со множеством влияющих факторов, механизмов регуляции, потен­циальных возможностей самовосстановления и изменения. Несмот­ря на конституционные нарушения, младенцы с синдромом Дауна могут формировать такие же отношения привязанности к матери, как и их здоровые сверстники. Исследование детей этой группы риска, проживающих в американских семьях, показало, что большинство формирует к наиболее близкому человеку безопасную привязанность (Thompson etal., 1985). Считается, что увеличение латентного пери­ода реакции плачем на выход матери и трудности, с которыми стал­кивается мать или незнакомка при успокоении ребенка, свидетель­ствуют о высоких порогах возбуждения у детей с синдромом Дауна и сложностях контролирования состояния (Cicchetti, Beeghly, 1990). Однако приобретаемый ими со временем опыт социальных отноше­ний положительно влияет на способность управления эмоциями.

МЛАДЕНЦЫ С ОТСТАВАНИЕМ ВУМСГВЕННОМ РАЗВИТИИ

Сравнение игрового взаимодействия в контрольной группе ма­терей и здоровых младенцев и в группе матерей и младенцев с осо­быми потребностями показало, что если в первом случае матери под-

134

135

страивают свое поведение под способности и поведение ребенка, то во втором наблюдается дефицит поддержки независимой или ини­циированной младенцем игры, намного более часто происходит ини­циирование игры самой матерью (Brooks-Gunn, Lewis, 1982). Такое поведение матерей детей группы риска может быть отнесено к пове­дению контролирования взаимодействия и связано с восприятием матерями особенностей своих младенцев.

Анализ взаимодействия матери и младенца в ситуации свобод­ной игры показал, что матери детей с отставанием в умственном раз­витии воспринимали себя как пытающихся изменить поведение мла­денцев более часто, чем это имело место у матерей нормально разви­вающихся детей. Было обнаружено, что младенцы с отставанием в развитии меньше отвечали на инициации матерей и по сравнению с контрольной группой вдвое меньше инициировали взаимодействие (Eheart, 1982). Подчеркивается, что по сравнению с результатами наблюдений диад «мать — младенец» без отставания в развитии ма­тери детей с особыми потребностями были более доминирующими, а сами дети — менее вовлеченными во взаимодействие.

Среди причин меньшей взаимности поведения и большего до­минирования матери в парах «мать — младенец» с отставанием в раз­витии выделяют особенности характеристик младенцев группы рис­ка (Barnard, Kelly, 1990). Полученные данные подтверждают предпо­ложение о слабости и малой частоте реплик младенцев с задержкой в развитии, что может вести кслучаиному и менее ориентированному на сигналы младенца поведению со стороны матери. Так, уже в ран­них работах было обнаружено, что в группе из десяти пар матерей и слепых младенцев только две матери были способны самостоятель­но, без помощи персонала установить хорошую тактильную комму­никацию с детьми (Fraiberg, 1974). Полученный факт объяснялся тем, что по сравнению со здоровыми детьми слепые младенцы были ме­нее отзывчивы, меньше вокализировали и медленнее обучались оп­ределению местоположения объекта по звуку.

Исследование игрового поведения 60 младенцев с органичес­кими поражениями головного мозга и отставанием в развитии и их матерей показало, что многие виды материнского поведения, кото­рые были связаны с положительным или отрицательным функцио­нированием ребенка в познавательной области, сходны с поведени­ем матерей и их связью с функционированием детей без отставания вразвитии(Мапопеуе1а1., 1985). Так, чувствительность к состоянию

ребенка, удовольствие от взаимодействия, отзывчивость и соответ­ствующее обучающее поведение у матерей были положительно свя­заны с результатами оценки уровня развития детей, тогда как дирек-тивность и контролирующее поведение матерей, нечувствительность к интересам ребенка — отрицательно. Матери младенцев, имеющих наиболее высокие оценки по шкале Н. Бейли, позволяли детям уп­равлять, были больше заняты поддержкой инициированныхдетьми действий, чем руководством.

В результате одного из исследований было обнаружено, что во­кальное взаимодействие матерей и годовалых младенцев с отстава­нием и без отставания в развитии одинаково успешно (Barnard, Kelly, 1990). Однако когда младенцы с задержкой в развитии были разделе­ны на две подгруппы с высокими и низкими оценками развития по шкале Н. Бейли, то оказалось, что во второй подгруппе нарушение вокализации у матери влияет на стиль ее взаимодействия и может привести к случайным и менее соответствующим сигналам ребенка ответам.

Серии исследований показали, что нарушения раннего взаимо­действия могут быть связаны с неспособностью матери прочесть сиг­налы своего ребенка и обеспечить оптимальную стимуляцию. Такие нарушения обусловливают последующие поведенческие и эмоцио­нальные проблемы в школьном возрасте, включая гиперактивность, ограниченность внимания, сложности взаимодействия со сверстни­ками, эмоциональные нарушения, диагностируемые как депрессия (Field, 1990). Обнаружено, что младенцы группы высокого риска меньше глядят на матерей, улыбки и вокализации у них случаются реже, они беспокоятся и плачутчаще, чем нормальные младенцы. Наличие частых негативных аффектов вместе с повышенной часто­той сердечных сокращений у таких младенцев приводит к выводу о переживании ими стресса в процессе взаимодействия с матерью. Выделенные поведенческие и физиологические изменения у младен­цев группы риска могут отражать повышение возбуждения вследствие информационной перегрузки, чрезмерной стимуляции (Ibid.). Счи­тается, что по мере того, как родители становятся более чувствитель­ными к сигналам младенцев и лучше предсказывают результаты по­ведения, они становятся уверенными в себе как в родителях (Goldberg, 1977). Существуют широкие индивидуальные различия ясности сиг­налов младенцев, так что в случае меньшей предсказуемости и чита-

136

137

емости сигналов младенца даже наиболее чувствительные родители могутбытьучастниками хаотичного взаимодействия.

Стимулирующее поведение матери можетбытьопределено как перестимулирующее, переконтролирующее и передоминирующее, если оно ведет к неуловимым или сильным сигналам отрицания вза­имодействия со стороны младенца. В естественных попытках выз­вать у младенца положительный аффект матери часто проводят слиш­ком большую стимуляцию и подвергают младенца стрессу (Field, 1990). Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что уси­ление фрустрации в случае минимального ответа младенца ведет к раздражительности матери. Другое состоит в том, что матери стано­вятся более активными для компенсации относительной неактивно­сти младенцев, возможно для того, чтобы сохранить некоторое по­добие протекания взаимодействия. Третье объяснение связано с же­ланием матери, чтобы ребенок вел себя, как сверстники, и с попыт­ками поощрить это более частым моделированием поведения. Еще одна интерпретация поведения матери состоит в том, что представ­ление матери о своем младенце как о слабом и с задержкой в разви­тии ведет к чрезмерной протекции, а в крайнем варианте — к чрез­мерно контролирующему родительскому поведению.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *