Как проверить написание согласных парных по звонкости и глухости на конце слова: Урок 57. правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне — Русский язык — 2 класс

Содержание

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать в корне слова парный согласный, написание которого надо проверять, сопоставлять его звучание в сильной и слабой позиции для согласных в слове.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся будут учиться различать в корне слова парный согласный, написание которого надо проверять, научатся сопоставлять звучание парного согласного звука в сильной и слабой позиции.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 11, упр. 19.

2. Актуализация знаний

Воспроизведение знаний о парных по глухости-звонкости согласных.

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 18.

— Тема нашего урока: «Звонкие и глухие согласные звуки». Определите учебно-познавательную задачу урока. (Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 18, упр. 29. Наблюдение за произношением парных согласных звуков, когда они находятся в конце слова. Выполнение заданий упражнения.

Учебник. С. 19, упр. 30. Наблюдение, как произносится парный звонкий согласный в корне, когда находится перед гласным.

— Постарайтесь объяснить, когда написание парного согласного надо проверять, а когда надо доверять произношению? Одинаково ли пишутся все буквы в корне однокоренных слов? Запись слов, выделение корня.

Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 19).

Устное выполнение заданий в рабочей тетради на с. 12, упр. 22.

Работа по учебнику. С. 20, упр. 31. Наблюдение за произношением парного звонкого согласного в корне, когда он находится перед гласным, перед [н] (произносится, как звонкий согласный). Обозначение буквой парного согласного.

— Расскажите, каким должно быть проверочное слово для проверки написания буквы, обозначающей парный согласный в конце слова или перед согласным?

Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 20).

Работа по учебнику. С. 20, упр. 32. Чтение пословиц. Ответы на вопросы: почему надо проверять написание выделенных в словах букв? Какое слово надо подобрать, чтобы проверить написание выделенной согласной? Запись любой пословицы по памяти, или списывание пословиц с подчёркиванием букв, написание которых надо проверять, или выписывание из пословиц слов с согласными, написание которых надо проверять.

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Словарный диктант (с комментированием и подбором проверочного слова для парной согласной на конце слова).

Адрес, город, карандаш, завод, мороз, огород, медведь, тетрадь, морковь, народ.

6. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 23 на с. 12.

Способ проверки: взаимопроверка, фронтальный опрос.

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 24 на с. 12.

8. Подведение итогов урока

— Какие согласные называются звонкими? Приведите примеры. Какие согласные называются глухими? Приведите примеры.

Проверка парных согласных на конце слова. Способы проверки парных согласных на конце слова

Тема урока: «Способы проверки
парных согласных на конце слова»

Цель: Закрепить знания о написании парных согласных на конце слова.

Задачи:

Образовательные

    развивать фонетический слух;

    развивать умение распознавать парные согласные;

    формировать умение применять на практике правила правописания парных согласных;

    уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    формировать графическую зоркость;

    повторить слова с непроверяемыми гласными;

    осуществлять межпредметные связи.

Воспитательные

    формировать интерес к поэтическому слову, к устному народному творчеству;

    воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

    воспитывать умения чувствовать: понимать и любить красоту родной природы.

Развивающие

    развивать интерес к языку как к учебному материалу на основе изученных правил;

    развивать орфографическую зоркость, речевые умения, аккуратность;

    обогатить словарь;

    развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;

    развивать коммуникативные навыки, любознательность, внимание, память, мышление, воображение.

Оборудование: кроссворд со словарными словами, карточки с осенними листьями, лента парных согласных, картинки на орфограмму «Звонкие и глухие согласные», карточки со способами проверки парных согласных, речёвкой, индивидуальные раздаточные карточки с пословицами, дарами осени, текстом «Озимь», плакат «Корзина с дарами осени», сигнальные карточки для обратной связи.

Ход урока

I . Организационный момент.

У. Ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а турнир знатоков грамоты. Состязаться вы будете по командам. Перед началом турнира проведем разминку. Это минутка чистописания.

II . Работа с непроверяемыми написаниями.

У. Вы хотите узнать, кто приготовил задания и награды победителям?

Для этого откройте конверт с листочком и определите, с каких деревьев эти листья.

Мы собрали их во время осенней экскурсии в экопарке.

Заполните кроссворд. Если вы сделаете это правильно, то прочитаете, кто же у нас сегодня в гостях.

Д. Осень.

У. Правильно, это Осень.

Д. В платье пёстро-золотистом

Осень к нам явилась в зал,

Как прекрасная царица,

Открывающая бал.

У. Первой это задание выполнила команда №… Они получают жёлудь. В конце урока мы подсчитаем и выявим команду-победителя.

Запишите на доске.

(Дети пишут на доске, читают орфографически по одному слову).

III . Повторение.

У. А теперь выпишите в тетрадь из этих слов все буквы, обозначающие согласные звуки.

(Дети выписывают).

У. На какие группы можно разделить согласные звуки?

Д. На твердые и мягкие.

У. А ещё?

Д. На звонкие и глухие.

(Переворачиваю карточки на доске).

У. Раз мы с вами в осеннем лесу, давайте поиграем в «Эхо».

(По одному по цепочке).

У. [б] [б»] [й] [в] [в»] [л] [г] [г»] [р] [д] [д»] [м] [ж] [н] [з] [з»] [ч»] [ц] [х] [щ»]

Д. [п] [п»] – [ф] [ф»] – [к] [к»] – [т] [т»] – [ш] – [ c ] [ c «] – – – –

У. Молодцы. Кто не ошибся, получит желудь.

У. Почему «эхо» иногда не откликается?

Д. Когда вы произносили непарный согласный звук, «эхо» не откликалось.

У. Нужно ли при письме проверять непарные согласные?

Д. Нет, они звучат ясно.

У. А парные?

Д. Да, они иногда пишутся не так, как слышатся.

У. Так о чем же сегодня на уроке мы вспомним?

IV. Постановка и решение учебной задачи.

Д. Сегодня на уроке мы вспомним, какие согласные звуки при письме нужно проверять и как.

У. Угадайте, кто вам приготовил следующее задание.

Д. Опустел фруктовый сад,

Паутины вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Д. Сентябрь.

У. Откройте конверт «Дары осени», напишите на карточках названия первых пяти даров, докажите, что написали правильно.

Д. (Члены команды подписывают по одной карточке).

гриб — грибы

морковь — морковочка

лук — лука

виноград — винограда

арбуз — арбузы

У. Первой это задание выполнила команда №… Они получают жёлудь.

У. Как проверить парный согласный?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

У. Давайте проверим, как вы выполнили задание. Запишите на доске. Какие способы проверки вспомнили.

Д. «Много», «Нет», «Назови ласково».

У. Запишите в тетради и на доске.

(Открываю на доске таблицу с такими карточками, дети вписывают слова с проверочными в подходящий столбик с комментарием. Остальные пишут в тетради).

Д. [грип] — [п] на конце слова нужно проверять — [грибы]

(Выставляю на доске парные [б][б’], [п][п’].

[маркофь] — [ф] на конце слова нужно проверять — [марковочка]

(Выставляю на доске парные [в][в’], [ф][ф’].

[лук] — [к] на конце слова нужно проверять — [лука]

(Выставляю на доске парные [г][г’], [к][к’].

[винаграт] — [т] на конце слова нужно проверять — [винаграда]

(Выставляю на доске парные [д][д’], [т][т’].

[арбус] — [с] на конце слова нужно проверять — [арбузы]

(Выставляю на доске парные [з][з’], [с][с’].

(Дети, записывающие слова на доске, выставляют на доске корзину картинки с предметами, корзина заполняется дарами осени).

У. Теперь посмотрите на шестую картинку. Там нарисована картошка. Как нужно писать это слово: «картошка» или «картожка»?

Д. Картошка.

У. Докажите.

Д. Можно назвать ласково: «Картошечка».

У. Что интересное вы заметили?

Д. Оказывается, парный согласный звук «спрятался» в середину слова.

У. Да. В словах после парных согласных часто стоят глухие согласные. Тогда тоже нужно быть внимательными и использовать те же способы проверки. Назовите их еще раз хором. Запишите на доске и в тетради вместе с проверочным.

(Выставляю на доске [ж][ш]).

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали:

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем:

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложим назад.

V Закрепление

У. Кто принёс следующее задание? Угадайте.

Д. Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Частый дождик льёт и льёт.

Что за месяц к нам идёт?

Д. Октябрь.

У. Октябрь принёс вам пословицы об осенних месяцах. Они в третьем конверте. Прочитайте и впишите на строчку название месяца.

(Дети читают, капитан команды вписывает в один экземпляр).

Холоден сентябрь , да сыт.

В сентябре и лист на древе не держится.

Октябрь — капустник, пропах капустой.

Октябрь — ложка воды, ведро грязи.

Ноябрь — ворота зимы.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

У. Первыми сделали это задание ребята из команды №… . Они получают желудь. Прочитайте пословицы.

Д. (читают по одному из команды).

У. Спишите первую пословицу.

В каком слове парный согласный звук в конце? Как проверить?

Д. Сыт — сытый.

У. Да, существуют и другие способы проверки.

Мы поговорим о них позднее.

VI . Домашнее задание

У. Дома подберите три пословицы об осени или спишите эти, подчеркните буквы парных согласных, подберите проверочные слова.

Где вы можете найти пословицы?

Д. В книгах, энциклопедиях, словарях, Интернете.

У. Да.

VII . Закрепление

У. Следующее задание нам приготовил… Догадайтесь.

Д. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

И сильней похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи.

Д. Ноябрь.

У. Задание от ноября в четвертом конверте. Это отрывок из стихотворения Алексея Плещеева. Прочитайте.

Д. Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Óзимь на полях.

У. В каком слове парный согласный звук «спрятался» в середине слова и произносится не так, как написано?

Д. Говорим [трафка], проверочное слово «трава», пишем с буквой «в».

У. Спишите четверостишие.

Д. (Пишут)

У. Как вы понимаете смысл выделенного слова?

Д. Озимь — это рожь, посеянная осенью.

У. Догадайтесь, почему озимь так называется? От какого слова образовалось слово «озимь»?

Д. От слова «зима».

У. Почему озимь и зима пишутся с буквой «и»?

Д. Безударные гласные проверяются ударными – зимушка.

У. Да, и об этом мы будем говорить на следующих уроках.

Заканчивается осень, скоро в гости придёт зима. Заканчивается урок, настала пора подводить итоги.

VIII . Подведение итогов

У. Что новое вы узнали сегодня, в чем убедились, что вспомнили?

Д. — Я вспомнил парные согласные звуки и буквы, их обозначение.

Сегодня я убедился, что парные согласные при письме нужно проверять.

Я знаю, что существуют разные способы проверки парных согласных.

Я узнал, что парный согласный в середине слова может слышаться не так, как пишется.

Я догадался, что парный согласный в середине тоже можно проверить, назвав ласково.

У. Молодцы. А теперь, подсчитайте, какая команда получила больше желудей. Это наши победители. Они получают за урок «5». На втором месте команда №… . Они получают «4». Остальные тоже хорошо работали. Они получат оценки, когда я проверю тетради. И последний подарок от осени, веселая рифма. Давайте прочтем дружно.

(Выставляю карточку на доске).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Самоанализ урока

Класс — 2 по программе 1-4.

Тема: «Способы проверки парных согласных

на конце слова»

Это III урок по данной теме. Цель данного урока: закрепить знания учащихся о написании парных согласных на конце слова.

Для проведения урока-закрепления я выбрала нетрадиционную форму -турнир знатоков. Урок-турнир позволяет создать положительную мотивацию; обеспечивает ситуацию успеха для всех групп учащихся, в том числе и слабоуспевающих; активизирует познавательную деятельность учащихся; приучает детей к умению договариваться, то есть сотрудничать.

В планировании урока имели место элементы инновационных технологий. Например, в задании «Дары осени» использовался проблемно-диалогический метод при обсуждении написания слова «картошка». Дифференцированный подход в обучении реализован в объеме заданий и в домашнем задании: дети сами могут выбрать уровень сложности задания (подобрать самостоятельно или списать имеющиеся пословицы об осенних месяцах). В процессе урока создавались проблемные ситуации, которые разрешались детьми самостоятельно при руководящей роли учителя.

На уроке сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся. Выбранные методы обучения были подчинены целям и задачам урока и соответствовали уровню обученности учащихся. Этапы урока были логичны и последовательны. Учебная деятельность на уроке была разнообразной: фронтальная, групповая, индивидуальная. Литературный материал урока позволил реализовать воспитательные задачи, основная из которых — бережное отношение к окружающему миру. На данном уроке у учащихся формировались такие умения и навыки как развитие фонетического слуха, умение распознавать парные согласные, применять на практике правила правописания парных согласных.

Выполнялись и психолого-педагогические требования, предъявляемые к уроку. Считаю, что мне удалось создать доброжелательную атмосферу на уроке. На протяжении урока ученикам не раз представлялась возможность проявить свою индивидуальность.

В соответствии со здоровьесберегающими технологиями обучения класс был проветрен, чередовались устные и письменные формы работы, для снятия усталости проводилась физкультурная минутка, по смыслу связанная с содержанием урока. Время урока использовалось рационально, намеченный план выполнен.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что цель урока достигнута, задачи реализованы.

Способ проверки парных согласных на конце слова. 2-й класс

Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Ход урока

    Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, моро…, гри…

На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

Назовите парные соглассные?

Почему их надо проверять?

Как проверить написание соглассного парного звука на конце слова

Поставьте вопросы к этим словам.

(Слайд №2)

2. Чистописание.

Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Запишитие Ее

Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он… (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

(Арбуз)

На какую букву начинаются слова? (На букву А.)

Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. — Запишите, обозначьте орфограмму. — Проверим.

Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

Откройте учебники на с. 111.

(Слайд 10) Упражнение 167

– Какое слово подбирают для проверки? (Родственное )

– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный )

Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)

– Сформулируйте правило проверки.

Работа в парах по учебнику

(Слайд 11) Стр. 111 упражнение 168. Разбор устно. Письменно в парах.

Выберите из предложенных только три слова.

Проверка. — Докажите, почему так написали… Самооценка.

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

    Звуки бывают гласными и согласными.

    Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

    Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

    Согласные звуки бывают парные и непарные.

    Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с

Всегда мягкие ч щ х ц

На доске

Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах (Слайд 12)

– Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах

Что? Какой?

холо .. (д, т) холод н ый

гри .. (б, п) …….. н

моро .. (з, с) …….. н

тру .. (з, с) …….. л

– На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)

(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)

– Прочтём правило «Шаги к умению» в учебнике (с. 112)

Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])

Составление кластера (на доске появляются карточки)

Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости?

В какой части слова эти парные согласные вызывают у нас сомнения при написании?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?

Как проверить парные согласные звуки на конце слова?

Парные согласные

на конце слова

изменить слово

после согласного звука после согласного звука

звучит гласный звук звучат звонкие согласные

[Н], [М], [Р], [Л]

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

ТЕСТ. На доске

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим —
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

Что обозначает это слово? (Обувь.)

Можно купить в магазине один сапог?

Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

Как проверить парный согласный на конце слова?

Приведите примеры.

Домашнее задание: уч.с.112 правило, упр.169

В слове «ре́дька»: слогов-2 (ре-дька), букв-6, звуков-5:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий гласный согласный, парный глухой, парный мягкий гласный

Класс: 2

Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Оборудование: доска, тетради для письма, сигнальные карточки, карточки со словарными словами, учебник “Русский язык” для 2 класса, автор Т. Г. Рамзаева, презентация .

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, мор…, тру…

На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

(Слайд №2)

2. Чистописание.

Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он… (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

На какую букву начинаются слова? (На букву А.)

Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. — Запишите, обозначьте орфограмму. — Проверим.

Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

На доске:

Аля, Алла, Анна, Арина.

Что общего у этих слов? (Они все пишутся с большой буквы, обозначают имена девочек)

Алеет за лесом закат.

(Слайд №4)

Что такое закат? (Солнце заходит за линию горизонта.)

Что значит алеет? (Становится алым, ярко красным.)

3. Проверка домашнего задания.

Найти в предложении главные члены.

При проверке домашнего задания дети зачитывают пары слов, объясняют написание согласного в слове.

Прочитайте слова, которые требуют проверки.

Почему их надо проверять? (Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются.)

Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

1.Сопоставление букв в проверочном и проверяемом словах.

Выполняется упр. 168.

Перед выполнением упражнения дети отвечают на вопрос Почемучки. Для этого читают правило на с. 98. Затем читают образец ответа и комментируют написание слов по очереди.

2.Упражнение в изменении слова для проверки парного согласного.

Дети возвращаются в начало урок, записывают правильно слова вместе с проверочным словом. (Слайд №5)

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
  • Согласные звуки бывают звонкими и глухими.
  • Согласные звуки бывают парные и непарные.
  • Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с
  • Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим —
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

Что обозначает это слово? (Обувь.)

Можно купить в магазине один сапог?

Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

3.Работа над фразеологическим оборотом.

Кто из вас слышал выражение “Клевать носом” ? Когда так говорят?

-“Клевать носом” — выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидящем положении. Клонить голову, очень хотеть спать. (Слайд №9)

Вышла на небо луна,

Ночь за окнами темна,

Стали носом все клевать…

Не пора ли засыпать?…

Составьте устно предложение с выражением “Клевать носом”.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

Как проверить парный согласный на конце слова?

Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 171.

В любом тексте очень важно не допускать ошибок, особенно связанных с парными согласными, потому что именно по их наличию или отсутствию будут судить об уровне грамотности человека. Иногда совсем непонятно, какая буква должна стоять в тех или иных словах, в связи с чем часто допускаются ошибки в их написании. Главной причиной, по которой это происходит, является расхождение в произношении и обозначении их на письме.

Например, в слове «гриб» при произношении мы четко слышим звук «п», однако пишем обязательно «б». Для того чтобы точно быть уверенными в этом, нужно проверить ее обозначение. В этом нам помогают проверочные слова. В нашем случае мы можем просто изменить число, в результате чего получим слово «грибы», где точно слышится звонкий звук «б». Для начала нужно сказать о том, что любой парный согласный в слове может находиться в слабой или сильной позиции. Если вслед за парным согласным стоит гласная либо сонорная согласная, среди которых Л, М, Н, Р, то можно точно утверждать, что позиция у парного согласного сильная. Если же парный согласный расположен в конце слова, либо после него идет другой парный согласный, то это значит, что он находится в слабой позиции. Совершенно понятно, что для проверки правильного написания нам придется изменить слово, чтобы привести его в сильную позицию. Чтобы быть уверенным в верном написании, можно использовать такую проверку , как изменение числа , как это было описано выше . В этом случае после проверяемого согласного слышится гласный звук . Однако обратите внимание , что если вам нужно проверить букву в середине слова , то такой способ вам не подойдет . К примеру , слово «мороз »: изменяем число и получаем «морозы », в этом слове мы четко слышим звук «з ». А вот в слове «рыбка » во множественном числе получаем «рыбки » – как видим ситуация не изменилась , мы по –прежнему слышим «п ». Многие по ошибке могут так и написать , однако такой способ для проверки этого слова использовать нельзя .


Проверка парных согласных, расположенных в середине слова, делается по-другому. Необходимо подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы после звука, который мы проверяем, стоял звонкий согласный звук. В слове «рыбки» для правильной проверки парной «б» подбираем однокоренное слово, например, «рыбак». Теперь можно точно быть уверенным, что здесь мы будем писать букву «б». Если парная согласная буква находится в приставке, то её написание подчиняется несколько другим правилам. В приставках, которые оканчиваются на з или с, коими являются воз-, вз-, без-, раз-, низ- и так далее, перед глухими согласными пишется только с, во всех других случаях нужно писать з. Например: бесполезный, искусать, расценка, воспользоваться; но вздремнуть, безотказный, возбудить, износить, низвести и так далее.


Существуют слова, в которых проверка правильного написания невозможна. К ним, например, относятся «завтра», «завтрак», «вдруг». В этом случае их надо запомнить. Если же вам трудно это сделать, всегда можете воспользоваться словарем.


Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод : чтобы точно знать, как правильно написать парную согласную , в которой вы сомневаетесь , поставьте ее в сильную позицию , то есть сделайте так , чтобы после нее шла гласная либо сонорная согласная . В случае с приставками всегда учитывайте следующий после парной согласной звук . А если проверка слова не представляется возможной , воспользуйтесь словарем .

Класс: 2 «Б»

Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова»

Тип урока: объяснение нового материала

Учебник: «Русский язык» Москва «Дрофа» 2003 г.

Цель: Ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова.

Задачи:

Обучающие

¨ Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;

¨ Научит различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;

Развивающие

¨ Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;

¨ Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь

¨ Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе.

¨ Развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитывающие

¨ Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование:

¨ Сигнальные карточки с парными согласными,;

¨ тексты для самостоятельно учащихся;

¨ рисунок с предметами, в названиях которых на конце стоят сомнительные согласные.

Литература:

1) «Правописание в начальных классах», Москва «Просвещение» 1990 г.

2) «интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва «Владос» 2001 г.

3) «Занимательная грамматика», Москва «Омега» 1995 г.

4) , «Я иду на урок в начальную школу», русский язык. Книга 2, Москва «Первое сентября» 2000 г.

Этапы урока

1) Организационный момент – 2 мин

2) Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала – 5 мин.

3) Открытие детьми нового знания – 10 мин.

4) Закрепление – 10 мин.

5) Самостоятельная работа – 8 мин.

6) Задание на дом – 2 мин.

7) Итог урока. Рефлексия – 3 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

На доске эпиграф: «Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить»

– Как понимаете слова?

– Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке откроем орфографические секреты. Успех ждет тех, кто будет внимательным, любознательным, активным.

Ответы детей.

2. Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала

– Назовите буквы:

б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с

– Какие это буквы?

– Согласные, т. к. звуки, которые они обозначают нельзя попеть и голос на пути встречает преграды. Они парные.

– На какие две группы их можно разделить?

– Звонкие и глухие.

– Чем отличатся звонкие согласные от глухих?

Чистописание

– Запиши на одной строке только звонкие согласные, на другой строке – только глухие.

– Дети записываютв тетрадях:

б в г д ж з

п ф к т ш с

– Чей секрет мы узнаем на уроке?

– Сегодня на уроке мы разгадаем секрет парных согласных.

– Этот секрет могу вам раскрыть я. Вы можете прочитать его в учебнике.

– Попробуйте раскрыть сами.

– Попробуем раскрыть сами.

3. Открытие детьми нового знания

На доске:

ПРУ. –ПРУТИК

ПРУ. –ПРУДЫ

– Догадайтесь какое слово записано.

– Объясните его лексическое значение

– Прут – тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев.

– Какую букву напишем?

– Прут – прутик, напишем букву Т

– Придумайте предложение с этим словом.

– Я длинный прут домой принес.

– Как слово можно записать по-другому? Объясните лексическое значение.

Пруд – пруды, напишем Д

Старый пруд совсем зарос.

–Какой вывод можно сделать?

– Парный согласный на конце слова нужно проверять. Звук слышим один, а букву надо писать другую. Меняется лексическое значение слова.

Это первый секрет.

2) разделим слова на две группы: 1 гр — – слова, в которых парный согласный на конце слова нужно проверять.

2 гр – слова, в которых согласный произносите четко.

Приложение1

– Дети работают самостоятельно в парах:

Снег – снега

Лед – льды

Мороз – мороз

Сугроб – сугробы

– Назовите слова, которые нужно проверять.

Почему они требуют проверку?

– На конце слова происходит оглушение. Звук слышим один, а букву пишем другую.

– В каких словах согласный слышится четко? Почему?

В словах снега, льды, морозы, сугробы после согласного стоит гласный, поэтому слышится четко.

–Сделайте вывод. Как проверить парный согласный на конце слова?

Чтобы проверить парный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Это второй секрет парных согласных.

4. Закрепление полученных знаний

Откроем учебник на стр.22

1) Важно не только знать это правило, но и применять его на практике. А поможет нам в этом алгоритм (на доске)

Дети читают правило.

Дети, пользуясь алгоритмом выполняют упр. № 000 стр. 91

Дуб – дубы

Ряды – ряд

Сапоги – сапог

Физкультминутка

Приложение 2

2) Найди где в классе»спрятались» парные согласные и вставь их в нужное слово. Какое слово лишнее?

3) Найди на рисунке слова, в названии которых на конце слова есть парный согласный. Покажи его.

Медве…ь морко…ь

Жира… арбу…

Ле… виногра…

Дети работают с сигнальными карточками

Столб, дуб, паровоз, поезд, мост, насыпь, груз, состав, лошадь, стог, изгородь.

5. Самостоятельная работа учащихся

Приложение 3

Работа с текстом на карточках

Приложение 4

а) Прочитай текст и вставь пропущенные буквы

б) Взаимопроверка работ

в) Измени каждое предложение так, чтобы получилось описание зимнего леса.

Дети работают в группах (устно)

Красив зимний наряд леса. На деревьях лежит искристый снег.

На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз!

6. Задание на дом

Новый текст о зиме, который вы сейчас составили запишите дома в тетрадь.

7. Итог урока.

Какие орфографические секреты узнали на уроке?

Парный согласный на конце слова надо проверять.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Рефлексия

Выберите утверждение:

· Всё понял, могу помочь другим…

· Всё понял…

· Могу, но нужна помощь…

· Ничего не понял…

Приложение 1

Снег, снег, мороз, сугроб,

Снега, льды, морозы, сугробы

Приложение 4

Краси. осенний наря. леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере. шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду. Хорошо поработали краски осени!

Слова для справок:

Лежит искристый снег.;

зимний, снежный пух;

весь в снегу; мороз. .

Приложение 2

Алгоритм

Есть ли в слове на конце парный согласный?

https://pandia.ru/text/78/535/images/image006_39.gif»> согласного был гласный

Слышим Слышим

звонкий глухой

https://pandia.ru/text/78/535/images/image009_31.gif»>

пиши: б, в, г, д, з, ж пиши: п, ф, к, с, т, ш

Правописание парных согласных на конце слова. 2-й класс

Цель: развитие орфографической зоркости (умения распознавать в слове парный согласный, требующий проверки), умения подбирать проверочное слово и пользоваться им.

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

2. Мобилизующий этап

На доске записаны слова:

У. Прочитайте написанные слова в цепочке слов. Обратите внимание на третью цепочку.

Сформулируйте задание к упражнению.

Д. Из каждой цепочки надо выделить по одному слову и записать их в третью строку.

У. По скольким и каким именно признакам можно выделить эти слова?

Д. Эти слова можно выделить по двум признакам: грамматическому и орфографическому.

У. Какое слово можно выделить из первой цепочки?

Д. Из первой цепочки можно выделить слово лёд. Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – льды. А слова бежит и летит – это глаголы с проверяемой безударной гласной. Проверочные слова бег, полёт.

Из второй цепочки можно выделить слово гриб. Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – грибы. А слова лесной и травяной – прилагательные с безударной гласной. Проверочные слова лес, травы.

У. Напишите выделенные слова, обозначьте в них орфограмму.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока

У. Учитывая общий орфографический признак слов, которые вы записали, сформулируйте тему урока.

Д. В этих словах есть парные согласные. Они находятся в конце слова. Тема урока: “Правописание парных согласных в конце слова”.

У. Учитывая пройденную тему, определите цель урока.

Д. Повторить правило о правописании парных согласных на конце слова; учиться правильно писать слова с этой орфограммой, подбирая проверочные слова.

4. Чистописание

Запись на доске:

Белые бараны били в барабаны.

У. Прочитайте вслух написанное предложение. Что это?

Д. Это скороговорка.

У. Что такое скороговорка?

Д. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

У. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

Д. Сегодня мы будем писать буквы б-п. Б - так как эта буква присутствует в четырёх словах скороговорки. П — так как она составляет пару б по звонкости – глухости.

У. Запишите эти буквы.

У. Назовите все парные согласные.

Д. Парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

У. Напишите цепочку парных согласных по памяти.

5. Словарно-орфографическая работа

У. Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово.

Д. Это слово завод.

У. Какое значение имеет это слово в предложении:

Тракторный завод выпустил новый вид тракторов.

Д. В этом предложении завод – это крупное промышленное предприятие.

У. Правильно. Какое значение имеет слово завод в следующих предложениях?

Эти часы с недельным заводом. Саше купили игрушку с заводом.

Д. В первом предложении слово завод обозначает срок действия заведённого механизма, а во втором – приспособление в механизме, служащее для приведения его в действие.

У. Слово завод образовалось от глагола “заводить”. Так называли те места, где что-нибудь заводят или разводят.

У. Найдите слово завод в словаре, напишите его.

У. Какие орфограммы есть в этом слове.

Д. Слово завод состоит из двух слогов, второй слог ударный. Первая орфограмма: безударная гласная а в первом слоге; вторая орфограмма – парная по звонкости- глухости д в конце слова.

У. Подберите проверочное слово.

Д. Завод – заводы.

У. На доске записана пословица и фразеологический оборот. Прочитайте их.

На нашем заводе брак не в моде.

Заводить шарманку.

У. Разграничьте пословицы и фразеологический оборот. Объясните их смысл.

6. Физкультминутка

У. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный – встаёте, руки опускаете вниз.

Зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

7. Повторение изученного материала

Задание 1.

На доске написаны слова:

Т.етрадь, з.вод, м.дведь, гор.д, м.роз, к.р.ндаш.

У. Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте.

Д. В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую безударную гласную е и ь.

В словах город и мороз пишется непроверяемая гласная о.

В словах завод и карандаш надо написать непроверяемую безударную гласную а.

У. Что объединяет написание слов между собой?

Д. Это словарные слова. Все слова – имена существительные. Все слова оканчиваются на парный согласный.

У. Какие различия вы видите в данных словах?

Д. Существительные: тетрадь, завод, мороз, карандаш отвечают на вопрос что?, а существительное медведь – на вопрос кто?.

В словах: тетрадь, мороз, медведь, город, завод – по два слога, а в слове карандаш – три.

Слова тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш – на глухой парный согласный.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце?

Д. Чтобы не ошибиться в правописании парной согласной на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Измените данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная, и запишите их в алфавитном порядке.

Д. Города, заводы, карандаши, медведи, морозы, тетради.

Задание 2.

У. Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

  • сне.опад, сне., сне.овик;
  • тру., тру.имся, тру.олюбивый;
  • ду.очки, ду.овый, ду..

Д.

  • снегопад, снеговик, снег;
  • трудимся, трудолюбивый, труд;.
  • дубочки, дубовый, дуб.

Задание 3.

У. Из слов находящихся под одной цифрой, составьте новые слово, используя для этого их первые слоги.

  • собака, седло;
  • хорошо, лодка;
  • писала, рог.

Д. Сосед, холод, пирог.

У. Что объединяет написание слов между собой?

Д. Это словарные слова.

Все слова имена существительные.

Все слова оканчиваются на парный звонкий согласный.

У. Как надо проверить правильное написание парного согласного на конце слова?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

У. Подберите проверочные слова к данным словам.

Д. Сосед – соседи, холод – холода, пирог – пироги.

У. Найдите в нашем словарике ещё слова на эту орфограмму. Запишите слова в тетрадь и подберите к ним проверочные слова.

Д. Город — города, класс — классы, сапог - сапоги, друг — други, народ — народы, ягод — ягода.

Задание 4.

Детям раздаются бланки с напечатанным заданием, ученики исправляют ошибки. После выполнения, бланки сдаются учителю.

Зема. Морос льдом укрыл прут. первый снех укутал в белые шубы поле и лез.

Пушыстый заяц дражит от холода под кустом.

У. На какие орфограммы были допущены ошибки.

Д. Проверяемая безударная гласная: зима-зимушка, дрожит — дрож.

Правописание сочетания ЖИ-ШИ: пушистый.

Правописание заглавной буквы в начале предложения: Первый.

Правописание парных согласных на конце слова: мороз – морозы, пруд – пруды, снег – снега, лес – леса.

8. Итог урока

У. Наш урок заканчивается. Обратимся к цели урока. Удалось ли нам её реализовать?

Д. … (учащиеся высказывают свои соображения)

У. Так какой же мы сделаем вывод о том, как правильно написать слово с парной согласной на конце?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Подтвердите его примерами слов, которые не звучали на уроке.

Д. ….

9. Оценивание деятельности учеников на уроке

Тема «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» 2 классе УМК «Школа России»

Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа России»

Тема «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Цели:отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Планируемые результаты: учащиеся научаться проверять звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.

Планируемый результат:

Личностные умения:- проявлять интерес к изучению темы;

2) Метапредметные умения:

а) познавательные умения:

— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;

— распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;

б) регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— исправлять ошибки в учебном тексте.

в) коммуникативные умения:

— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

3) Предметные умения:

— писать слова с парными звонкими и глухими согласными  в конце слов;

— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

Ход урока.

Организационный момент.Актуализация знанийСловарная работа

( На доске записаны слова)

Ребята, дорога, коньки, весело, снеговик, осина, берёза, девочка, морковь.

— Найдите лишнее слово. ( Лишнее слово снеговик. Его можно проверить, остальные слова с непроверяемыми гласными).

— Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные.

3. Самоопределение к деятельности

( На доске запись.)

бп вф зс дт жш

— Расшифруйте схему. Что это? ( Это парные звонкие и глухие согласные.)

— Почему эти буквы называются орфограммой? ( В конце слова или в середине перед глухим согласным парные согласные оглушаются.)

— Как проверить парный согласный в конце слова? ( Надо изменить слово или подобрать проверочное, чтобы после согласного звука стоял гласный.)

4. Работа над ошибками

(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)

Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слова.

В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.

подводник — в…дяной

певчий — зап…вала

ясный – объ…снил

сердце – с…рдечный

тянут – пот…нули

кончик – нак…нечник

долг – зад…лжал

скрип – заскр…пел

винтик – зав…нтил (Проверить по эталону на экране)

Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова.

Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.

ложечка, ложки – ло…ка

следы, вслед – сле…

просьба, просил – опро…

отрез, вырезать – сре…

обувка, нет обуви – обу…ь

завязал, связка – завя…ка

кладу, клад – закла…кА

травы, травка – сбор тра…

Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ

А) Дополни правило

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

ЧУ –ЩУ пиши с буквой …

Б) Вставь пропущенные буквы.

Поют чиж.. . Летают стриж.. . Волки ищ..т добыч.. . Над рекой крич..т ч..йки.

В ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.

5. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

6. Обобщение изученного материала

инструкции к работе

Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы. Выполни задание.Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание ( ответы даны в первом столбике.)Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку. При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.Звонкие и глухие согласные в корне слова

Ж-Ш

З-С

Г-К

Д-Т

Б-П

Многие согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости и глухости: Б – П , В – Ф  .

Укажи парные глухие для данных звонких согласных:

Ж -.. ; З — ..; Г — ..; Д — ..;  Б — .. .

Б, П

З, С

Ж,Ш

Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Какой звук обозначает в словах выделенная буква: дубы -.., дуб -..; возы — .., воз -..; лужи — …, много луж — ..?

Гласный

В конце и в середине слова звонкие согласные звуки часто произносятся как глухие. Чтобы правильно писать согласные буквы в конце и в середине слова, их нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного стоял … звук.

Гудок, дубы, книжечка, мороз. Трава, лазить, молотить, косить, ложечка, рассказывать, мягонький, легонько

Напиши проверочные слова.

Гудки — … , дуб — … ; книжка — … , заморозки — …, травка — … . залезть — …, молотьба — … , косьба — … , ложка — … , рассказчик — … . мягкий — … , легко — … .

Пруд, лебедь, пород, бед, сорок, город, утят, сторож, воровку, робкие, близкий друг.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

В центре Томска есть большой пру.. . Третий год живёт там лебе..ь Катя. Рядом плавают у..ки разных поро.. . много бе.. утятам от соро.. . Когда горо.. спит, сороки утя.. воруют. Но нашёлся сторо.. – журавль Фомка. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили Фомку. Теперь он для них самый бли..кий дру..

7.Рефлексия

Индивидуальная работа учащихся

-А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Ваша задача: вставить пропущенные парные звонк. и глух.согл.звуки, устно подбирая проверочное слово.(Раздаются конверты  с карточками с тремя уровнями по сложности выполнения задания). На следующем уроке русского языка будут известны результаты ваших работ).

— Кто выполнил задание вперёд, могут открыть прописи и поработать над упр. с.

8. Подведение итогов урока

— Наш урок подошёл к концу. Над какой темой работали? Как проверить парный согласный? Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?

-А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько вы:

1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2)Разобрались с темой урока;

3)Умеете применять свои знания (сидят за партами — плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

Вы сегодня замечательно потрудились.

9. Домашнее задание по выбор(ситуация выбора)

стр. 29 упр. 50 (учебник).придумать рассказ с парными согласными (5 предложений).

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласных на конце слова и перед согласными в корне»

II.Словарная работа.

Словесный, практический

Ф.И.

1.Повторение изученных слов.

2.Знакомство с новым словарным словом.

2.1.Знакомство с лексическим значением слова.

2.2.Проговаривание слова.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Перейдем к словарной работе. Я буду диктовать вам слова, а вам нужно будет записать их с комментированием.

Бе́рег, се́вер, за́пад, восто́к, ю́г,четве́рг.

-Расставьте в этих словах ударение и подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.

-Молодцы, ребята. А сейчас внимательно послушайте, о чем идет речь.

Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

-Что это может быть?

А сейчас внимательно посмотрите на доску. Прочтем записанное слово.

-Какую букву нужно вставить? Почему?

Поро́ша

Это новое словарное слово, написание которого вам нужно запомнить.

-Произнесите это слово орфоэпически, так как мы его произносим?

-А теперь произнесите это слово орфографически, то есть, так как мы его пишем.

-Какое опасное место в этом слове?

-Запишем слово с комментированием (один ученик комментирует с места)


 

Попробуем составить словосочетание с новым словарным словом. (Например: Снежная пороша, белая пороша, первая пороша,бежать по пороше, любоваться порошей.)

-А теперь попробуйте составить предложение со словом пороша. (Например: На чистой пороше видны следы птиц и зверей.)

-Послушайте, какое красивое стихотворение о пороше написал С. Есенин.

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.


 

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


 

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


 

-Запишите последнюю строфу стихотворения в тетрадь.

-Молодцы ребята.

-Итак, ребята, с каким новым словарным словом мы познакомились?

-Запомните, как пишется это слово, чтобы в дальнейшем не допускать в нем ошибок.

Готовит учащихся к работе на основном этапе урока

Руководит деятельностью учащихся

Выполняют письмо

Под диктовку.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ-ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Урок 50. НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ-ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Совершенствуем умение правильно писать слова с парными звонкими-глухими согласными в корне

317. Прочитай отрывок из стихотворения. О чем в нем рассказывает автор?

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!”.

Ф. Тютчев

· Как ты понимаешь слова воды уж весной шумят?

·

Какое настроение передано в стихотворном отрывке? Назови слова, которые помогают понять это настроение.

· Выпиши из отрывка выделенные слова. Произнеси их по правилам русского произношения. Какие звуки обозначают в них буквы гиб? Как называется это явление в русском языке?

Звонкие согласные в конце слова и перед глухим согласным произносятся глухо – оглушаются (укр. оглушуються): дуб – ду[п], все – [ф]се. Для их проверки нужно изменить слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный:

318. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Жи..кая кашка, ре..кий ветер,

ре..кий лес, ела..кие пирожки, ги..кий прутик, гла..кая доро..ка, мя..кий хле.. .

Подчеркни согласные в конце слов одной чертой, согласные перед другим (глухим) согласным – двумя чертами.

319. Задание на выбор. Восстанови слова по их фонетической записи. Запиши.

A. [флак], [го́рат].

Б. [шу́пка], [даро́шк’и].

B. [гало́фка], [м’ахк’ий].

320. Прочитай текст. Назови его тему и основную мысль. Определи тип текста.

Котичек-кот – серенький лоб. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны́, шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки – то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

По К. Ушинскому

· Каким изображен кот в этом тексте? Прочитай ту часть, в которой кот обрисован мягким и пушистым. Какую интонацию ты выберешь?

· В какой части показано, как кот опасен для мышей?

· Как изменится интонация при чтении этой части? Зачитай ее. Прочитай текст еще раз, найди и выпиши слова, в которых произношение и написание согласных не соответствует их обозначению на письме (оглушаются). Рядом запиши проверочные слова.

· Какое проверочное слово к слову когти содержится в тексте? Найди в тексте предложения с однородными членами.

321. Рассмотрите фотоиллюстрацию. Составьте и запишите четыре-пять предложений так, чтобы получилось ее описание. Используйте слова из справки, раскрывая скобки. Озаглавьте составленный текст.

С п р а в к а. Пру(д, т), бесе(д, т)ка, доро(ж, ш)ка, бере(з, с)ки, ду(б, п)ки, ло(д, т)ка.

· Как называется описание природы?

322. Проверь себя! А. Назови главные слова урока.

Б. В каких случаях происходит оглушение согласного в корне слова? Как нужно проверить этот согласный?

323. Задание на выбор. А. Спиши, раскрывая скобки. Обозначь корень слова.

Ры(б, п)ка, ло(ж, ш)ка, блу(з, с)ка, гря(д, т)ка, похо(д/г)ка, лоша(д, т)ка, стру(ж, ш)ка, леие(ж, ш)ка.

Б. Составь и запиши словосочетания с данными в задании А словами, раскрывая скобки.

В. Составь и запиши четыре-пять предложений так, чтобы получился связный текст на тему “Ранняя весна”. Используй данные слова, раскрывая скобки.

Сколь(з, с)кий ле(д, т), ле(г, х)кие сапо(ж, ш)ки, у(з, с)кая доро(ж, ш)ка, зимние шу(б, п)ки.

Тест №3. «Правописание парных согласных на конце слова» | Тесты закрытого типа по русскому языку

Тест №3. «Правописание парных согласных на конце слова»