Подготовительный этап постановки звука ш – Постановка звука Ш ℹ️ артикуляционные упражнения, поэтапно в игровой форме, способы и приемы постановки звука Ш у детей в домашних условиях, задания и методы подготовки к постановке

Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука. — 31 Мая 2013

Звук [ш]

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировка

Перекрестная ориентировка.

— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

Упражнение для губ

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

Упражнения для языка

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровые задания

«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Занятие 2

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

Упражнения для губ

«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

Упражнения для языка

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги:

са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

Занятие 3

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

Упражнение для губ

Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Упражнения для языка

«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

Развитие фонематического восприятия

Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.)

Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.

Занятие 4

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Упражнение для губ

«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

Упражнения для языка

«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

«Чашечка».

— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

Развитие фонематического восприятия

Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

Занятие 5

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

Упражнение для губ

«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

Занятие 6

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнения для губ

Повторение упражнений предыдущих занятий.

Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

Упражнения для языка

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

Развитие фонематического восприятия

Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Постановка звука [ш]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Приемы работы по постановке звука [ш]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

Формирование зрительного образа звука [ш]

Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.

ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]

Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.

Пластическое изображение формы языка кистями рук

Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Постановка звука [ш] на базе звука [р]

Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].

Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Постановка звука [ш] на базе звука [с]

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги

са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.

Постановка звука [ш] на базе звука [ч]

Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Ещё по данной теме:


logopeddoma.ru

Постановка звука Ш ℹ️ артикуляционные упражнения, поэтапно в игровой форме, способы и приемы постановки звука Ш у детей в домашних условиях, задания и методы подготовки к постановке

Особенности и способы постановки звука Ш

Причины проблемы

Как вызвать звук ш

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Выделяют две формы — механическую и функциональную. Первая появляется из-за недостатков строения периферического речевого аппарата. Чаще всего это короткая подъязычная уздечка, которая не дает языку подниматься. Могут быть проблемы с прикусом и положением зубного ряда.

У функциональной дислалии нет органической основы. Часто она возникает на фоне педагогической запущенности. В таких семьях родители не уделяют время ребенку, не обращают внимание на его речь, не дают ему образец четкого произношения. Проблемы могут появляться при недостаточном развитии фонематического слуха — именно за счет него человек различает звуки речи и воспроизводит их.

Подготовительный этап

Если у ребенка отсутствует звук [Ш], то это — сигматизм, когда он заменяет звук или искажает — парасигматизм. Правильное определение причины дефекта позволяет сделать процесс исправления эффективным.

Можно попробовать поставить звук [Ш] в домашних условиях. Для этого нужно соблюдать последовательность этапов. Первый — подготовительный. На нем необходимо проводить артикуляционную гимнастику — специальный комплекс упражнений для развития мышц.

Примерные упражнения для группы шипящих:

Задание для дошкольника
  1. «Наказать непослушный язычок» — рот широко открыт, широкий язык лежит на нижней губе. Его нужно аккуратно шлепать верхней губой или слегка прикусывать. Действие сопровождается произнесением слоговой дорожки: пя-пя-пя.
  2. «Лопаточка» — рот открыт, широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается в таком положении 5 секунд.
  3. «Чашечка» — рот широко открыт, язык расслабленно лежит на нижней губе, необходимо загнуть его боковые края. Усложненный вариант — «Чашечку» перемещают за верхние зубы.
  4. «Грибок» — рот приоткрыть, распластанный язык прижать к нёбу и удерживать в таком положении 5 секунд.
  5. «Гармошка» — положение как в предыдущем упражнении. Нижняя челюсть опускается вниз, потом поднимается вверх. Язык должен оставаться приклеенным к нёбу.
  6. «Лошадка» — при приоткрытом рте язык присасывается к нёбу и открывается, получается характерный звук.
  7. «Бублик» — губы вперед и немного округлить.

Цель артикуляционных упражнений для звука [Ш] — выработка движений языка. Поэтому они выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать. Необходимо уделять внимание качеству действий.

Еще одна важная часть подготовительного этапа — дыхательная гимнастика. Дошкольника просят сдувать небольшие бумажные шарики с поверхности стола или шестигранный карандаш. Важно следить, чтобы в это время у него надувались щеки. Еще одно полезное упражнение — «Фокус». Ребенка просят сделать «Чашечку», на кончик носа кладется маленький кусочек ватки. Дошкольник должен сдуть его так, чтобы он полетел наверх.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Когда артикуляционная и дыхательная гимнастика будут хорошо усвоены, можно переходить к постановке звука. В специальных детских садах для детей с нарушениями речи, с детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия. Это позволяет им лучше усваивать материал.

Вызывание звука

Перед началом урока с ребенком разбирают правильное произношение звука [Ш]. Для облегчения восприятия можно использовать специальные схемы. Артикуляционный аппарат принимает следующие положения:

  • губы чуть выдвинуты вперед и округлены;
  • кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их;
  • боковые края прижимаются к верхним коренным зубам.
Как произносить звук ш

При произнесении звука [Ш] воздух теплый. Ребенку стоит поднести руку ко рту и почувствовать это. В качестве сравнения можно использовать звук [С] — при нем идет холодный воздух. Характеристики звука [Ш] тоже разбирают с дошкольником — согласный, глухой, твердый. Эту информацию дошкольник должен запомнить.

Существует несколько способов постановки звука [Ш]. Самый простой — механический. Для него понадобится специальный инструмент из комплекта постановочных зондов Ф. А. Рау. Либо его можно заменить обычным медицинским шпателем. Ребенка просят произносить слоги «са-са-са», в это время инструмент заводится под кончик языка и поднимает его.

В итоге вместо свистящего начинает слышаться шипящий звук. Его закрепляют под названием «Змея шипит» или «Гусь шипит» — это необходимо для того, чтобы ребенок не ассоциировал дефектное произношение с новым. Пальцами нужно аккуратно нажимать на уголки рта, это позволит округлить их и слегка выдвинуть вперед.

Еще один прием — по подражанию. Взрослый показывает, как правильно нужно говорить, показывает все особенности артикуляции и просит ребенка повторить. В некоторых случаях это удается сделать с первого раза.

Дошкольнику может быть сложно научиться выговаривать звук. Стоит попробовать игровой прием: предлагается ситуация, где мама крепко спит, чтобы ее не будить нужно шепотом сказать «Тсссс», поднести палец к губам. После предлагается сделать это снова, но с немного другой артикуляционной позой: язык поднят наверх и убран за верхние зубы. Получится «Тшшш», постепенно нужно удлинять это сочетание и убирать звук [Т].

Если ребенок чисто произносит звук [Р], то от него можно поставить и [Ш]. Для этого нужно шепотом длительно рычать, слегка сбавляя напор воздуха, пока не послышится шипение. Вибрацию можно остановить шпателем — для этого нужно прикоснуться инструментом к нижней части языка. После того как будет получен чистый изолированный звук, переходят к автоматизации.

Введение в самостоятельную речь

Постановка звука [Ш] поэтапно направлена на то, чтобы убрать дефект речи. Закрепление нового стереотипа требует времени. Иногда на это уходит около года. Автоматизацию начинают с прямых слогов: ша, шу, ши, ше и тому подобных. В качестве задания ребенку предлагают:

  • провести пальцем по звуковой дорожке и помочь змее дойти до другого объекта;
  • выкладывать разноцветные камни на стол и проговаривать слоги;
  • хлопать в ладоши или прыгать по комнате, каждое движение сопровождается слогом.

Когда получится добиться хорошего звучания, вводят обратные слоги — аш, ош, уш. Всегда нужно придумывать новые игры, так как детям быстро наскучивает механическое повторение. Можно вводить чистоговорки: ребенок произносит слоги, взрослый оставшуюся часть фразы:

Постановка звука дошкольником
  1. Дошкольник говорит: «Ша-ша-ша.
  2. Взрослый заканчивает: «….у Даши каша».

После того как будет закреплено произношение слогов, начинают автоматизацию в словах. Для начала берут группу, где [Ш] стоит вначале — шапка, шина, шуба. С этим материалом можно придумать множество игр. Например, предлагается картинка с шипом и цифрами. Задача ребенка посчитать — один шип, два шипа, три шипа и так далее. Важно, чтобы он называл именно два слова.

С мячиком можно играть в «доскажи словечко». Взрослый кидает игрушку в руки дошкольнику, говорит слово «Малы.», задача ребенка добавить [Ш] и назвать слово целиком. Для развития памяти предлагается ряд слов, которые дошкольник должен повторить. Если ему сложно воспроизвести четыре слова, ряд сокращают. После того как удастся закрепить произношение слов первой группы, переходят к группе с позицией в середине слова, потом в конце. Только потом переходят к предложениям.

Еще одна часть работы — это дифференциация звуков [Ш] и [С]. Для каждого берут свой символ, например, змею и насос. С ребенком разбирается характеристика каждого звука, обращая внимание дошкольника на различия — при произнесении [С] воздух холодный, при [Ш] — теплый. Материал берется в такой же последовательности, как и при автоматизации, — слоги, слова, предложения.

Важные моменты

Занятия с логопедом

С детьми дошкольного возраста берут понятие «буква Ш» только в подготовительной группе. До этого не нужно заострять внимание ребёнка на этом. Важно ему объяснить только один момент: звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Все остальное лучше оставить на школьный период. Не стоит делать транскрипцию слов, так как это сложная тема. С воспитанниками подготовительной группы можно проводить занятия по звуковому анализу.

Помощь детям с нарушениями речи оказывается в детских садах, поликлиниках и специальных центрах. Лучше не затягивать с обращением к специалистам, так как чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее пройдет его устранение.

nauka.club

Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука. Конспект индивидуального занятия по постановке звука ш

Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Тема : Постановка звука Ш

Цель : уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука

Задачи :

1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш , выделять звук Ш из ряда слов ;

2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию , воспитание самостоятельности.

Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика» , ватный шарик на нитке, колючий мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие .

Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)

Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

2. Артикуляционная гимнастика

Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка» ) – презентация, Трубочка (счет до 10)

У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор» )

Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко» ) Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье» ). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка» )- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. — Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

4)Пальчиковая гимнастика

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)

5)Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник» . Как только услышишь звук Ш , сразу лови его — хлопай в ладошки :

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА — ОСЁЛ

6)Постановка звука

Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч» , который должен перейти в «Ш» )

Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

Я везу своих друзей,

Вместе ех

lady-rose.ru

Постановка звука [ш]

1 Способ

По усвоению артикуляционной гимнастики и по подражанию логопеда.

  1. приоткрой рот

  2. сделай чашечку за верхними резцами

  3. округли губы

  4. подуй на кончик языка

вот так (показываем) получаем утрированный звук (показываем) получаем утрированный звук [Ш]

2 Способ

Использование механического способа.

Для формирования чашечки используется зонд или пальцы логопеда. Зонд или пальцы (V ) под язык, формируется чашечка и просим подуть на кончик языка.

3 Способ

Использование вспомогательных звуков.

От [Т] верхнего варианта. Ребенку предлагается с силой, но длительно выдохнуть воздух.

От [С] ребенку предлагается произносить [] и не прерывая произнесения поднять кончик языка на верх.

От [Р] произносится шепотом и в это время логопедическим зондом или шпателем дотрагиваемся до вибрирующего кончика языка, тем самым исключая его вибрацию (попросить, чтобы рот был приоткрыт). Используются зонды.

От [Э], [А], [Ы] ребенку предлагается шепотом произносить гласный звук и не прерывая произношения поднять кончик языка на верх и подуть на него.

Постановка звука [ж]

От [Ш] путем озвончения. Не прерывая произнесения с тактильно вибрационным контролем произношения звука включая голос. С использованием ассоциации летит комар или жук, при затухании вибрации можно использовать прием встряхивания гортани 2-мя пальцами.

Можно использовать те же приемы, что и для [Ш], но с привлечением голоса ([Ш]->[Ж]), либо те же приемы, что и для [Ш], но вспомогательные звуки с голосом.

Постановка звука [щ]

От обратного слога АШ. При произнесении необходимо чуть опустить кончик языка или и помощью зонда или самостоятельно по ощущениям самого ребенка.

От АСЬ получается нижний вариант звука. При произнесении кончик языка отодвигается от нижних резцов в глубь ротовой полости. Используется либо зонд, либо шпатель.

Постановка звука [ч]

От обратного слога АТ`Ш` при постепенном убыстрении темпа произнесения слога.

От обратного АТ` при чем Т` верхней артикуляции. При произнесении слога края губ резко выдвигаются вперед с помощью пальцев большого и указательного.

После постановки ->автоматизация->дифференциация

Изолированно -> в слогах (прямой и обратный порядок) -> в словах –> в предложениях — > в тексте

Дрожащие [р], [р`]

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ

Используется комплекс не всегда, а только избирательно, в зависимости от вида дефекта

Упражнения для языка На распластывание

  1. Просунуть язык между зубами, пожевать его губами 5-6 раз с произнесением слога ПА. После этого рот, открывается положение, языка фиксируется.

  2. Просунуть язык между зубами, пожевать его зубами с произнесением слога ТА 5-6 раз. Затем рот открыть, положение языка зафиксировать

  3. Пение звука [И]

При наличии парезов боковых краёв языка (боковой дефект) ребенку предлагается пожевать их.

При наличии одностороннего пореза язык смещается в сторону пареза и жуётся только эта стороны.

На кончик языка

  1. Мостик» или «Горка»

  2. «Сделай мостик», «Сломай мостик»

  3. «Слизывание»

— кончик языка производится слизывание с верхней губы внутрь ротовой полости

— кончик языка производится слизывание с верхней и нижней губы по кругу начиная с уголка губы

4. «Посчитаем зубки»

5. «Локание»

6. «Чашечка» (вне ротовой полости)

7. «Чашечка» (в ротовой полости)

Упражнения на установку кончика языка и его подготовку к вибрации

  1. «Орешек» — кончик попеременно упирается в правую и левую щек

  2. «Маляры» — рот открыт, кончик языка проглаживает твёрдое нёбо от верхних резцов в глубь ротовой полости до места перехода твёрдого нёба в мягкое.

  3. «Щелчки» — положить кончик языка на верхнюю губу и пощелкать. Аналогично пощелкать с нижней губой

  4. «Лошадки» — пощёлкать кончиком языка за верхними резцами

  5. «Грибок» — рот открыт, язык всей массой присасывается к твёрдому небу с хорошим натяжением подъязычной связки.

Упражнения на выработку проторной вибрации

Начинает выполняться с того момента, когда у ребенка полностью сформировалось упражнение «Грибок». Ребенку предлагается

  1. взглотнуть слюну

  2. на кончик языка положить маленький кусочек бумажки

  3. сделать упражнение «Грибок» и силой выдохнуть воздух

  4. бумажка должна слететь

«Пулемёт» — Рот открыт, кончик языка многократно ударяется о передний край твердого нёба с произнесением звука [Д]. Необходимо следить, чтобы кончик языка всегда был вверху. Вспомогательный прием запрокидываем голову ребенка, что обеспечивает необходимое положение языка. Ребенка кладут на колени логопеда верхней частью плечевого пояса. Логопед сидит нога на ногу

Упражнения на растягивание подъязычной связки.

Все упражнения направлены на поднятие кончика языка на верх

  1. поднятие кончика языка к верхней губе

  2. «Локание»

  3. «Слизывание с верхней губы»

  4. Открыть рот и попробовать кончиком языка достать кончик носа.

  5. «Кормушка» — ребенок делает грибок, как может. Логопед кладет ладонь на подбородок и открывает, закрывает челюсть ребенка, постепенно растягивая подъязычную связку.

Упражнения ежедневные 2 раза в день.

studfile.net

Подготовка к постановке звука [Ш].

Тема: подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата ребенка для постановки звука [Ш].

Задачи:

— создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;

— формировать длительную воздушную струю;

— развивать фонематический слух;

— развивать мелкую моторику и графические навыки;

— развивать память, внимание, логическое мышление.

  1. Орг. момент.

  2. Мимическая гимнастика.

— Сейчас мы с тобой разомнем мышцы лица.

Нахмурь брови. Подними брови (удивись). Сделай губки трубочкой и вытяни вперед. Улыбнись. Улыбнись так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Нахмурить брови. Поднять брови.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Теперь разомнем наш язычок.

«Лопаточка» (Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.)

Язычок широкий, гладкий –

Получается лопатка

«Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Грибок» (Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.)

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Вкусное варенье» (Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им верхнюю губу и убрать в глубь рта. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.)

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем…

С губ сотрем следы варенья,

Угощенья-объеденья!

Упражнения для отработки воздушной струи:

— сдуть кусочек ваты с кончика носа;

— дуть с кончика носа на кусочек ваты (упр. «забей гол»)

  1. Работа по формированию фонематического слуха.

— «Сейчас я буду произносить звуки. Когда услышишь звук Ш, хлопни в ладоши».

С Ж К Ш Л В Ш Ц Ш Д С Т З Ш Х Ш Ф Ш

— «Посмотри на рисунки, подумай и отбери те изображения, в слове которых есть звук [Ш]»

  1. Развитие мелкой моторики.

«Апельсин»

«Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!»

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

  1. Физ. минутка

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

  1. Развитие графических навыков.

2 кл. вверх, 3 кл. вверх, 2 кл. вверх, 1 кл. вверх;

3 кл. вправо, 2 кл. вправо, 3 кл. вправо;

2 кл. вниз, 3 кл. вниз, 2 кл. вниз, 1 кл. вниз;

3 кл. влево, 2 кл. влево, 3 кл. влево; (получается дом)

— Хочешь узнать кто в нем живет?

Тогда слушай загадку.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же тут живет?

(МЕДВЕДЬ)

— «А теперь назови ласково» (медвежонок, мишка, мишенька, мишутка)

  1. Развитие психических процессов.

Собирание мозаики

— «Возьми мозаику и собери мишку».

— «Теперь посмотри на изображения и подумай, в каком слове встречается звук Ш»

— «Теперь подумай и скажи, какое слово самое длинное, а какое короткое».

— «Запомни картинки в том порядке, в котором они сейчас расположены. Ты должен закрыть глаза, я поменяю порядок, позже восстановишь порядок».

  1. Итог занятия.

— «Тебе понравилось занятие?»

— «Что больше запомнилось и понравилось в нем?»

infourok.ru

МБДОУ детский сад № 10 «РАДУГА»

Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука.

Звук [ш]

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировка

Перекрестная ориентировка.

— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

Упражнение для губ

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

Упражнения для языка

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровые задания

«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Занятие 2

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

Упражнения для губ

«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

Упражнения для языка

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмельи др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

Занятие 3

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

Упражнение для губ

Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Упражнения для языка

«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

Развитие фонематического восприятия

Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.)

Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.

Занятие 4

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Упражнение для губ

«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

Упражнения для языка

«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

«Чашечка».

— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

Развитие фонематического восприятия

Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

Занятие 5

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

Упражнение для губ

«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

Занятие 6

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнения для губ

Повторение упражнений предыдущих занятий.

Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

Упражнения для языка

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

Развитие фонематического восприятия

Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Постановка звука [ш]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Приемы работы по постановке звука [ш]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

Формирование зрительного образа звука [ш]

Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.

ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]

Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.

Пластическое изображение формы языка кистями рук

Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Постановка звука [ш] на базе звука [р]

Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].

Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Постановка звука [ш] на базе звука [с]

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.

Постановка звука [ш] на базе звука [ч]

Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

raduga10.ucoz.ru

Классические приемы работы по постановке, автоматизации и дифференциации шипящих звуков

Постановка шипящих звуков Ш, Ж

  1. Подготовительный этап

Вы можете начать предварительную работу, выбирая по 1-2 упражнения на каждое занятие из нижеприведённых разделов. Все упражнения в разделах представлены с соблюдением принципа — от простого к сложному:

1. Пространственная ориентировка

1) Перекрестная ориентировка.

— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

2) «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

  1. Упражнение для выработки продолжительного выдоха

  1. «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

  2. «Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

  3. «Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

  4. Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

  5. Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

  6. «Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

  7. «Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда вата полетит вверх.

  8. «Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

  9. «Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

  10. «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

11) «Снежинки». Оборудование: комочки ваты.

После предварительного показа положите «снежинку» на свою ладонь и поднесите к губам малыша) покажите малышу, как можно подуть так, чтобы «снежинка» полетела.

Покажите, как можно подуть так, чтобы «поплыл» бумажный кораблик в тазике.

  1. Упражнение для губ

  1. «Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

  2. «Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

  3. Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

  4. «Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

  5. «Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

  6. Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

  1. Упражнения для языка

  1. «Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

  2. «Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5.

  3. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

  4. «Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

  5. «Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

  6. «Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

  7. «Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

  8. «Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

  9. «Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

  10. Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

  11. «Чашечка».

— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

  1. «Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

  2. «Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

  3. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

  1. Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровые задания

  1. «Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

2) «Дует ветер». Цель: учить детей изменять силу голоса в зависимости от ситуации (тихо-громко). Оборудование: Две картинки – тихий ветерок и сильный ветер.

Логопед объясняет «Мы пошли летом на прогулку в лес. Идём полем, светит солнышко, дует лёгкий ветерок, и колышет травку и цветочки (картинка) он дует тихо, тихо, вот так: «у – у – у» (тихо и длительно). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (картинка). Он громко загудел: «У – У – У» (громко и длительно). Дети повторяют за взрослым, затем без него по картинкам. (М/у: следить, чтобы дети, повторяя звукоподражание, соблюдали ту же силу голоса)

  1. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

  1. «Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

  2. «Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

  3. «Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

  4. «Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

  5. Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

  1. Развитие фонематического восприятия

  1. Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

  2. Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

  3. Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.)

  4. Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.

  5. Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

  6. Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

  7. Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

  8. Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

  1. Упражнения на развитие мелкой и общей моторики (с проговариванием текстов, насыщенных шипящими звуками)

1) «Курочка». Оборудование: игрушка курочка или би-ба-бо.

Возьмите игрушку, ведите с ней диалог, ребёнок выполняет различные движении, действия с игрушкой, постепенно подключайте малыша к проговариванию диалога:

    • Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

    • За водичкой.

    • Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

    • Цыпляток поить.

    • Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?

— Пи-пи-пи…

2) «Кошка». Оборудование: игрушка кошка или би-ба-бо.

Возьмите игрушку, ведите с ней диалог, ребёнок выполняет различные движении, действия с игрушкой, постепенно подключайте малыша к проговариванию диалога:

    • Кошка, как тебя зовут?

    • Мяу!

    • Стережешь ты мышку тут?

    • Мяу!

    • Мяу, хочешь молока?

    • Мяу!

    • А товарища щенка?

    • Фрр!

3) Массаж пальчиков «Тянем-потянем»

(потягивание за кончики пальцев)

Тянут, тянут (мизинец)

Мишка с куклой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую брюкву (указательный)

«Вот пришёл бы (большой)

другая рука:

Пёс Барбос (большой)

И помог (указательный)

Решить вопрос. (средний)

Где же кот наш (безымянный)

Где же мышка? (мизинец)

Собрались все вместе, обхватили куклу (одноимённые пальцы прижаты подушечками друг к другу)

Вытянули брюкву! (обе руки вверх в таком положении)

4) Массаж «Бусинки-горошки» (дать ребёнку катать 2-3 горошины)

Я в руках перебираю

Бусинки-горошки,

Становитесь вы сильней

Пальчики-помощники.

5) Упражнение «Ёжик». Цель: научить выполнять движения, соответствующие тексту с проговариванием звуковых сочетаний с разной интонацией.

Лог: Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

(Дети сидят на корточках)

Дети (жалобно) Ох, ох, ох.

Лог: Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

(дети распрямляются, потягиваются)

Дети: (весело) Ай, ай, ай.

6) Игра «Птичка кушает». Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцем берёт одну за другой и удерживает их в руке. На каждый ударный слог — горошина (таким образом – 16 горошин). После двустишия – смена рук.

Будто клювом птица крошки,

С блюдца я беру горошки.

Собрала я все горошки,

И полны мои ладошки.

7) Игра «Ходьба». Цель: научить слушать и делать движения, в соответствии с речью (развитие подражания телесным движениям)

Логопед читает текст, дети выполняют движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

Как косолапый мишка,

Пойдём мы все потише,

Потом пойдём на пятках,

А после на носках.

Потом быстрее мы пойдём (ох, ох, ох)

И после к бегу перейдём.

(Бегут, затем останавливаются: ухх!)

8) Игра «Искатель». Насыпать в ёмкость фасоль. На дне спрятать мелкие игрушки из киндер сюрприза со звуками Ш (Ж, Щ).

В горшок насыпали фасоль,

И спрятали игрушек.

Теперь мы ручкой достаём

Забавненьких зверушек.

9) Игра «Аист». Оборудование: Нашить на плотный материал 16 пуговиц (по 8 в два ряда). Ребёнок ходит по пуговицам указательным и средним пальцами.

Ходит аист в камышах.

Кочка – шаг,

Кочка – шаг.

10) «Ладошка-ребро-кулачок» (ладошки). Цель: научить ребёнка класть кисти рук на стол таким образом, как кладёт их взрослый.

Логопед предлагает положить ладошки на стол так, как он показывает. Вначале дети показывают только одно движение обеими кистями рук, например, кладут на стол руки ладонями вниз. Выполнив это движение па подражанию за взрослым, дети убирают руки со стола, кладя их на колени. Затем им показывается и отрабатывается следующее движение (попеременно – ребро, кулак). После усвоения одного движения, ему предлагается соединить два движения: положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать сло стола. Отрабатывая репродукцию 2-х попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать коротким четверостишием:

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

11) «Ладошка» (разгибание пальцев из кулачка и загибание в кулак)

Вот моя ладошка:

Где Семён большак? большой

Где Васька-указка? указательный

Где Гришка-серёдка? средний

Где палец безымянный? безымянный

Где крошка-Тимошка? мизинец

12) «Башмачки». Берём 4 пластмассовые от бутылок пробки и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь от поверхности стола, как бы «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Маша туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула,

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Маша на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик, словно ножка,

Только шаркает немножко.

13) «Колкие иголки» (массаж с расчёской или бигудями с мягкими шипчиками). Для этого упражнения взять круглую массажную щётку для волос (или бигуди). Пусть ребёнок катает её между ладонями на каждое слово.

И ежи, и дикобразы –

Если тронешь – колют сразу.

Ты не бойся их сейчас.

Это лишь сейчас массаж.

14) «Шнуровки-плетёнки». Вырезать игрушку по контуру из плотного материала (картона, фанеры, линолеума, пластика). У вырезанной плоской игрушки по контуру (от края 0,5 см, не более) дыроколом либо макетным ножом сделать отверстия, чтобы ребёнок в эти дырочки продел ленту или шнур (оплетая или продевая «прошивая « по контуру).

Предварительно читаем стихотворение:

Деткам очень сложно

Обувь шнуровать.

Но научиться можно

И не горевать.

Пальчики шнуровка

Развивает ловко.

В садике ребята

Станут приставать:

«Где ты научился

Так классно шнуровать?»

Или:

Оплести игрушку лентой?

Это сделаем моментом.

Можем солнышко, машину,

Можем парусник, цветок.

Дайте лишь рисунок

Да ленточек (шнурков) моток.

«Цветок»

На лугу, у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом.

Рос цветок на тонкой ножке –

Белый с жёлтеньким глазком (М. Познанская)

«Мишка»

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить. (З. Александрова)

15) «Зоопарк». Используем пластиковую решётку для мойки (с квадратными ячейками) – ходить пальчиками по ячейкам и проговаривать стихотворение:

Мы гуляли в зоопарке,

К каждой клетке подошли.

Нам понравились зверята,

Ночь пришла и мы ушли.

    1. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Ш, Ж, Щ

1. «Блинчик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. «Качели».

Широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними.

3. «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка погладить небо, делая движения языка назад — вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

4. «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка погладить небо, делая движения языка назад — вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Гармошка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

6. «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

7. «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

8. «Фокус».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

9. «Саночки».

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языка вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

10. «Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков в картинках

hello_html_793db28e.jpg

    1. Постановка звука [Ш]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Приемы работы по постановке звука [ш]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар, шум морского прибоя, шипение лимонада, когда открываешь бутылку.

hello_html_m15a8709f.jpg

hello_html_1e5d2d4f.jpg

hello_html_m17b4c8e6.jpg

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о