Сдвг лечение у детей: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

Содержание

Клиника лечения СДВГ у детей в Москве и СПБ

СДВГ — это синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Установление диагноза врачом происходит на основе наблюдения за поведением ребенка и рассказа родителей о его поведении. Диагноз СДВГ устанавливается, если у ребенка в поведении наблюдаются проявления импульсивности, гиперактивности и невнимательности, которые появились в возрасте до 6 лет, сохраняются не менее 6 месяцев и проявляются не менее, чем в трех разных ситуациях.

Диагноз СДВГ носит достаточно субъективный характер. Считается, что причина этого нарушения — химический дисбаланс в мозге, но анализы, которые подтвердили бы эту гипотезу не проводятся. Во всем мире наблюдается тревожная тенденция: детям с СДВГ назначают психотропные препараты, у которых много побочных эффектов.

Неврологический подход к коррекции СДВГ в клинике «Прогноз»

У большинства гиперактивных, невнимательных и импульсивных детей есть неврологические нарушения, которые препятствуют социальной адаптации, обучению и приобретению навыков.

Специальные тренинги позволяют преодолеть эти нарушения. В результате симптомы СДВГ снижаются или исчезают.

В клинике «Прогноз» в Санкт-Петербурге проводятся научные исследования неврологических нарушений, которые характерны для СДВГ и комплексная терапия для детей с этим диагнозом. Среди наших пациентов часто встречаются дети с СДВГ и мы оказываем им эффективную помощь.

Какие неврологические нарушения есть у детей с СДВГ?

Аппаратная диагностика, которую проводят квалифицированные специалисты неврологического центра «Прогноз», выявляет у детей с СДВГ нарушения функционирования в нескольких областей нервной системы:

  • ствола мозга
  • мозжечка
  • вестибулярной системы
  • нарушения кровоснабжения шеи и головы

Какую помощь необходимо оказать ребенку с СДВГ?

Коррекция СДВГ в клинике «Прогноз» направлена на оптимизацию работы мозга ребенка, повышение его мотивации к учебе и развитие адекватной самооценки. Мы отдаем предпочтение немедикаментозным методам коррекции: аппаратным и не аппаратным. Интенсивный курс в нашей клинике СДВГ назначается по результатам диагностики. В курс могут быть включены следующие методики:

  • тренинги на основе биологической обратной связи – БОС
  • inTime
  • нейродинамическая гимнастика
  • массаж
  • антирепетитор
  • музыкальная терапия
  • арт-терапия

Даже кратковременный тренинг позволяет значительно улучшить состояние ребенка и повысить его способность к обучению. Со стоимостью услуг вы можете ознакомиться в разделе «цены» на официальном сайте клиники.

Запишите ребенка на диагностику и интенсивный курс для коррекции СДВГ через форму записи на сайте или по телефону.

Лечение СДВГ у взрослых и детей в Екатеринбурге. Помощь детям с СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это нарушение поведения у детей неврологического характера, связанное с возрастной незрелостью ЦНС и дисгармоничным ее развитием.

Расстройства деятельности ЦНС  проявляются в трудностях концентрации и удержания  внимания, избыточной двигательной активности, импульсивности  и несдержанности, неподдающихся управлению.

Что же может указывать на то, что у ребенка СДВГ?

В младенческом возрасте это будет беспокойство, нарушение сна, высокая степень двигательной активности. Такие дети рано начинают сидеть и ходить. 


В дошкольном возрасте и родители, и воспитатели, прежде всего, обращают внимание на поведение ребенка: он нарушает порядок, не может усидеть на месте, задевает других детей и дерется с ними, часто лжет, вмешивается в разговоры взрослых. У таких детей запаздывает формирование речи, отсутствует чувство страха, дистанции. Все это может быть принято за невоспитанность и избалованность, однако, такое поведение ребенка с СДВГ не поддается коррекции обычными воспитательными методами.

В школьном возрасте проблемы сохраняются и усугубляются. Из-за невозможности длительно сосредотачиваться, неумения доводить начатое дело до конца возникают специфические трудности обучения и школьная  неуспеваемость.    У многих детей с СДВГ (до 65%)   бывают  сложности в приобретении навыков чтения и письма.  Кроме того, к 7-10 годам возникают  эмоциональные расстройства, и могут возникнуть  проблемы взаимоотношений со сверстниками и учителями из-за агрессивности, несамостоятельности и безответственности при выполнении поручений. 

У подростков есть трудности в концентрации внимания, неуклюжесть, они словно «витают в облаках». У них могут возникнуть психические нарушения (депрессия, тревожный невроз, склонность к суициду). Подростки в период полового созревания, страдающие СДВГ, гораздо легче, чем другие дети их возраста, втягиваются в различные криминальные группировки, секты или группы смерти. Такие подростки склонны к употреблению алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ.

Основные признаки СДВГ: 

невнимательность, импульсивность, гиперактивность.


  • Невнимательность – ребенок не способен сосредоточиться на деталях, неустойчивость внимания во время выполнения заданий и во время игр — не следует указаниям, не слушает, забывает, отвлекается. 
  • Импульсивность – когда ребенок с трудом дожидается своей очереди, перебивает, вмешивается в чужие разговоры, выкрикивает с места ответы до завершения вопроса. 
  •  Гиперактивность — ребенок производит суетливые движения руками и ногами, непоседлив, бегает, карабкается на что-то в неподходящих для этого ситуациях, постоянно находится в движении, чрезмерно болтлив.

СДВГ необходимо дифференцировать: 

  • от неврозов и невротических реакций, которые могут вызывать расстройства внимания и гиперактивность; 
  • от астенических синдромов при соматических заболеваниях, которые проявляются быстрой физической и психической истощаемостью, утомляемостью, обидчивостью, капризностью, частыми головными болями, снижением показателей школьной успеваемости; 
  • от последствий перенесенной черепно-мозговой травмы.  
Часто неверно диагностироваться как СДВГ может  задержка умственного развития, интеллектуальная недостаточность, аутистический спектр расстройств, психопатии.

Лечение СДВГ

Лечение детей с СДВГ сложная терапевтическая проблема, требующая комплексного подхода. Важным в лечении является соблюдение режима дня, включение в ежедневный режим длительные прогулки на свежем воздухе и  занятия спортом. Гиперактивным детям необходимо соблюдать диету с ограничением сахара, исключением ароматизаторов и глютаматов.   Обязательно ограничение посещений мероприятий со скоплением большого количества народа.

В лечении СДВГ используется медикаментозная терапия, которая не является самостоятельным методом и используется в сочетании с педагогической и  психокоррекцией, а также  поведенческой терапией. Среди медикаментов, используемых для лечения СДВГ, психостимуляторы, антидепрессанты, аксиолитики и др. Такие препараты могут применяться только по назначению врача детского невролога или психиатра.
Дополнением к медикаментозной терапии могут стать массаж, ЛФК, тепловые процедуры.

Врачи детские неврологи СЕМЕЙНОЙ КЛИНИКИ готовы прийти на помощь родителям и детям с СДВГ. Если у Вас возникли сомнения и подозрения, что Ваш ребенок – гиперактивный, обратитесь к нашему детскому неврологу, и мы обязательно Вам поможем!

В США видеоигра стала официальным средством лечения СДВГ у детей

Фото: Akili Interactive

Что случилось: EndeavorRX — первая видеоигра, которая теперь легально может прописываться в качестве лекарства от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в Соединенных Штатах. Такое лечение одобрило Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).

Игра разработана компанией Akili Interactive, которая использует науку и технологии для переосмысления традиционной медицины. EndeavorRX предназначена для детей в возрасте от 8 до 12 лет, которые имеют СДВГ с дефицитом внимания или смешанного типа. Клинические испытания на 600 детях длились семь лет.

Как это работает: программа, интегрированная в игру, разработана, чтобы стимулировать мозг игрока. Она требует внимания ребенка и одновременного сосредоточения на нескольких задачах. Суть игры: нужно уклоняться от препятствий и искать установленную игрой цель. Для достижения лекарственного эффекта надо играть 25 минут в день, пять дней в неделю в течение месяца.

Результаты: Клинические испытания показали, что после четырех недель лечения EndeavorRx у одной трети детей наблюдались улучшения когнитивных способностей, им лучше удавалось сосредоточиться. Эффект от лечения длится около месяца.

Врачи настаивают, что игра не является альтернативой традиционным препаратам для лечения СДВГ, но может стать хорошим подспорьем в этом процессе. Тот факт, что игру одобрило FDA, может положить начало бурному развитию цифровой терапии эмоциональных расстройств.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Лечение СДВГ у детей, стоимость лечения СДВГ в клинике в Москве

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – часто встречающаяся причина трудностей в учебе дошкольников и школьников.

Своевременное обращение к специалистам, занимающихся диагностикой детей с СДВГ, коррекцией и лечением СДВГ повышают шансы на здоровое и успешное будущее маленьких пациентов с этим непростым диагнозом.

В нашей клинике дети могут пройти диагностику СДВГ и получить лечение у опытных врачей: неврологов, психологов, психиатров, нейропсихологов, дефектологов, логопедов.

Признаки и причины заболевания

Дети с СДВГ отвлекаются с одного на другое, постоянно передвигаются по комнате, не могут длительно заниматься спокойными играми, чтением или уроками. Особенности поведения возникают до 7 лет, впоследствии проявляются в проблемах со сверстниками и преподавателями, а во взрослом периоде — со взрослыми: с коллегами по работе, друзьями и т.д.

Точные причины заболевания до сих пор не выяснены. Проявления СДВГ не следствие неправильного воспитания, а результат функциональной незрелости или нарушений работы определенных участков мозга.

Среди причин СДВГ в первую очередь выделяют генетические, низкую массу ребенка при рождении, влияние токсических веществ внутриутробно. Истинная причина СДВГ в значительной части случаев не установлена.

Проявления СДВГ (гиперактивность, импульсивность, дефицит внимания) могут быть индивидуальнымми особенностями темперамента, а могут быть и при различных состояниях, заболеваниях и психических нарушениях. Поэтому нужна комплексная диагностика и лечение неврологических заболеваний, исключение психиатричекой патологии.

Как проводится лечение?

Прежде всего, важно провести тщательную диагностику СДВГ у детей, так как его симптомы могут появляться как результат другой болезни. Коррекция и лечение СДВГ ребенка в клинике включает следующие методы:

  • лекарственную терапию;
  • психологическую коррекцию;
  • педагогическую программу;
  • медикаментозную лекарственную терапию.

Если вам нужна детская клиника, в которую можно обратиться с проблемой синдрома дифицита внимания и гиперактивности у ребенка и получить эффективную помощь, приглашаем вас в наш центр. В Невро-Меде работают детские врачи-нейрофизиологи, неврологи и психиатры с большим клиническим опытом. Специалисты клиники оказывают квалифицированную помощь и лечение ребенку любого возраста.

Вы можете получить и другую квалифицированную медицинскую помощь в клинике детской и взрослой неврологии «Невро-Мед» в Москве.

Лечение СДВГ у Детей и терапия в Санкт-Петербурге

СДВГ — это синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Установление диагноза врачом происходит на основе наблюдения за поведением ребенка и рассказа родителей о его поведении. Диагноз СДВГ устанавливается, если у ребенка в поведении наблюдаются проявления импульсивности, гиперактивности и невнимательности, которые появились в возрасте до 6 лет, сохраняются не менее 6 месяцев и проявляются не менее, чем в трех разных ситуациях.

Диагноз СДВГ носит достаточно субъективный характер. Считается, что причина этого нарушения — химический дисбаланс в мозге, но анализы, которые подтвердили бы эту гипотезу не проводятся. Во всем мире наблюдается тревожная тенденция: при лечении детям с СДВГ назначают психотропные препараты, у которых много побочных эффектов.

Неврологический подход к коррекции детей с СДВГ в клинике «Логопрогноз»

У большинства гиперактивных, невнимательных и импульсивных детей есть неврологические нарушения, которые препятствуют социальной адаптации, обучению и приобретению навыков. Специальные тренинги позволяют преодолеть эти нарушения. В результате симптомы при лечении СДВГ снижаются или исчезают.

В клинике «Логопрогноз» в Санкт-Петербурге проводятся научные исследования неврологических нарушений, которые характерны для СДВГ и комплексная терапия для детей с этим диагнозом. Среди наших пациентов часто встречаются дети с СДВГ и мы оказываем им эффективную помощь.

Какие неврологические симптомы есть у детей с СДВГ?

Аппаратная диагностика, которую проводят квалифицированные специалисты неврологического центра «Логопрогноз», выявляет у детей с СДВГ симптомы нарушения функционирования в нескольких областей нервной системы:

  • ствола мозга
  • мозжечка
  • вестибулярной системы
  • нарушения кровоснабжения шеи и головы

Какую помощь необходимо оказать ребенку с СДВГ дошкольного возраста?

Коррекция СДВГ в клинике «Логопрогноз» направлена на оптимизацию работы мозга ребенка школьного возраста, повышение его мотивации к учебе и развитие адекватной самооценки. Мы отдаем предпочтение немедикаментозным методам коррекции: аппаратным и не аппаратным. Интенсивный курс в нашей клинике при коррекции СДВГ назначается по результатам диагностики. В курс могут быть включены следующие методики:

  • тренинги на основе биологической обратной связи – БОС
  • inTime
  • нейродинамическая гимнастика
  • массаж
  • антирепетитор
  • музыкальная терапия
  • арт-терапия

Даже кратковременный тренинг позволяет значительно улучшить состояние ребенка и повысить его способность к обучению. Со стоимостью услуг вы можете ознакомиться в разделе «цены» на официальном сайте клиники.

Запишите ребенка на диагностику и интенсивный курс для коррекции СДВГ через форму записи на сайте или по телефону.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – признаки, коррекция

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – причины, лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это патология, которая характеризуется импульсивностью, невнимательностью, повышенной возбудимостью и чрезмерной активностью. Синдром развивается в детском возрасте, но может наблюдаться и у взрослых.

Такое состояние достаточно часто встречается в педиатрической практике – его выявляют у 5% детей (у мальчиков чаще, чем девочек). Оно должно корректироваться врачами, родителями, психологами и педагогами, чтобы ребенок рос уравновешенным и способным адекватно вести себя в обществе.

Признаки синдрома

Синдром дефицита внимания у детей может проявляться по-разному, но имеется ряд его типичных признаков:

  1. Невнимательность. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться на каком-то одном предмете или действии, ему скучно выполнять монотонные задания, а вмешательство окружающих проблему не решает – дети устраивают истерики, рыдают или начинают бегать. Дети постарше откладывают дела «на потом», они не выполняют свои обязанности, начинают сразу несколько дел сразу и ни одно из них не заканчивают.
  2. Гиперактивность. Ребенок находится в постоянном движение, так как он не в состоянии усидеть на одном месте. Таких детей легко визуально определить даже в школьном классе – они постоянно ерзают на стуле, качают ногами, стучат ручкой по парте. Как правило, синдром дефицита внимания у взрослых никогда не сопровождается гиперактивностью – она проявляется редко или не такая выраженная, как у детей.
  3. Импульсивность. Ребенок не думает перед тем, как дать ответ на поставленный вопрос, может спонтанно выполнить какое-то действие (например, внезапно выбежать на проезжую часть).

Нередко СДВГ проявляется тревогой, раздражительностью, депрессией или апатией, серьезными нарушениями поведения.

Констатировать СДВГ могут только специалисты – психологи, педиатры, неврологи. Существует система тестирования ребенка для подтверждения или исключения данного синдрома. Вынести окончательный вердикт достаточно сложно, потому что некоторые отклонения в поведении ребенка могут быть проявлением его развития. Специалисты должны тщательно изучить поведение маленького пациента, исключить соматические и психические расстройства – этот процесс длительный, быстро поставить или исключить диагноз не представляется возможным.

Как лечить синдром дефицита внимания

Коррекция поведения ребенка должна проводиться комплексно, в процессе обязаны участвовать врачи, родители и педагоги – только в таком случае можно рассчитывать на положительные результаты. Как купировать синдром дефицита внимания? Как лечить? При этом назначаются:

  • медикаментозная терапия – стимуляторы Циклерт, Риталин и другие;
  • проведение занятий по методике Дэйвиса – они помогают ребенку сфокусировать свое внимание, при этом он не чувствует давления на свою личность;
  • занятия в группах – ребенок подражает другим детям и старается повторять их поведение

Важно, чтобы в процессе коррекции СДВГ принимали активное участие родители и другие близкие люди. В комнате ребенка необходимо сделать некоторые изменения – убрать все лишние вещи и предметы, которые могут отвлекать внимание его во время занятий. Также следует постоянно говорить ему о том, что он взрослый, самостоятельный, серьезный и очень умный. Все занятия и увлечения ребенка должны активно поддерживаться – рисование, лепка из пластилина, вышивание, игра в кубики и с конструктором. Также родители должны и в домашних условиях проводить занятия, которые порекомендовал психолог.

На нашем сайте https://www.dobrobut.com/ можно записаться на прием к опытным специалистам (педиатру и психотерапевту) и узнать о том, что такое синдром дефицита внимания, что делать при подозрении на такое отклонение в поведении ребенка и к какому врачу обращаться в первую очередь.

симптомы у детей и взрослых, тест для диагностики, как учиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Крис Краснопольская

учится с СДВГ

Профиль автора

Я поняла, что не могу учиться как все, еще в раннем детстве — когда мама отвела меня в развивающий кружок.

Мои ручки и карандаши постоянно пропадали, я пропускала задания мимо ушей и потом восполняла прослушанное своими способами: спрашивала у других детей, подсматривала у соседей по парте или придумывала сама.

Когда я ходила в подготовительный класс, часто отвлекалась на узоры на обоях, забывала, какой урок следующий и кто его ведет, постоянно допускала ошибки по невнимательности. От злости на саму себя пыталась стереть неправильные записи в тетради пальцем. За это меня ругали перед мамой на родительском собрании.

Родители не придавали значения проблемам, так что я продолжала витать в облаках и гнаться за остальными ребятами.

Гораздо позже, уже в последних классах школы, я узнала от своей психологини, что у меня есть подозрение на синдром дефицита внимания. По этой и другим причинам она посоветовала консультацию у психиатра, который и поставил диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ.

Я по-прежнему находилась в центре привычного учебного процесса, но уже смотрела на него иначе. Прошла несколько тестов и была в шоке: откуда обо мне знают все это? По разным статьям я начала изучать, как работает мозг с СДВГ, и впервые почувствовала, что меня кто-то понимает.

Из русскоязычных текстов мне больше всего понравилась история о типах непосед: она рассказывает, что чувствует человек с синдромом дефицита внимания, как реагирует на события, ведет себя в обществе, какие у него сильные и слабые стороны. Словом, я поняла, что СДВГ не случайный набор моих неудачных качеств, а изученное явление.

Два типа Непосед плюс варианты — глава из книги «СДВГ Лайф» Романа Савина

Почему с СДВГ сложно учиться

Одна из основных проблем синдрома — недостаток концентрации. Из-за нее детям и взрослым сложно заставить себя сесть за работу, пока дедлайн не становится катастрофически близким. А когда наконец удается начать, отвлечь может и колыхание занавески, и гудок с улицы, и воображаемая беседа с другом.

Из-за недостатка концентрации легко забываются поставленные задачи: тебе дают поручение, ты киваешь, но через секунду сказанное уже вылетело из головы.

Национальный инстут психического здоровья США и Американская психиатрическая ассоциация выделяют следующие симптомы СДВГ:

  • витание в собственных мыслях при разговоре;
  • потеря повседневных вещей;
  • неорганизованность, например откладывание дел на потом;
  • забывчивость;
  • невнимательность;
  • недостаток концентрации;
  • гиперподвижность.

Иногда СДВГ считают детской проблемой, но это не так: симптомы не всегда проходят с возрастом. Проверить себя можно с помощью теста по шкале ASRS — этот быстрый тест для диагностики СДВГ у взрослых разработали ВОЗ и исследователи из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. Но окончательный диагноз ставит только врач: обратитесь за консультацией, если подозреваете у себя этот синдром.

Я долго приспосабливалась и смогла наладить учебу, судя по результатам: окончила школу с золотой медалью, самостоятельно подготовилась к ЗНО, украинскому аналогу ЕГЭ, и сдала экзамены на высокий балл. Благодаря самоорганизации я поступила в университет на специальность «маркетинг и PR», но отложила учебу на год и поступила в Академию лидерства. Это не стандартное обучение, а особая десятимесячная программа с лекциями, путешествиями, командными проектами и волонтерством, во время которой выпускники школ и студенты первых курсов не только узнают что-то новое, но и развивают эмоциональный интеллект, учатся проектному менеджменту и тренируют выносливость.

Поделюсь советами, которые помогают мне в учебе. Ими смогут воспользоваться и школьники, и взрослые люди.

Запоминать через ассоциации

Проблема. Когда человеку с СДВГ поступает новая информация, особенно сплошным потоком, она не усваивается, а пролетает мимо. Это связано с тем, что мозгу сложно сосредоточиться на отдельных составляющих.

Как решить. Ассоциации помогают прикрепить новую информацию к чему-то уже известному и понятному. Есть много техник, которые помогают это сделать, — расскажу, какими пользуюсь я.

Во время прослушивания мне помогает концентрация на каком-то предмете. Если на уроке рассказывают о военном походе, а я смотрю на цветок в горшке, то на контрольной, увидев этот цветок, я вспомню и об историческом событии.

Еще я люблю рисовать фигуры на бумаге. Если слышу новое слово на английском и одновременно рисую желтый кружок, он четко отпечатывается в памяти в связке со словом.

Для запоминания слов мне очень пригодился совет преподавателя — придумать максимально карикатурный образ, созвучный с новым термином. Чем ярче образ, тем лучше он отпечатается в памяти: например, слово plumber — «сантехник» по-английски — мне было легко запомнить, когда я представила, как этот сантехник ест пломбир. Он одет в форму, одной рукой держит инструменты, а в другой у него тает мороженое, стекая на пол, — такое сложно забыть.

Цвета и формы тоже помогают структурировать и запоминать информацию

Совет. Если во время урока или лекции хочется рисовать картинки или даже абстрактные линии на полях, не прекращайте.

В школах СНГ детей часто ругают за бессмысленные каракули в конспектах: считается, что они отвлекают от усвоения материала. В то же время ученые обнаружили, что такие рисунки помогают лучше запоминать и обрабатывать информацию.

Польза каракуль — Harvard Health Publishing

В школе и на курсах я постоянно рисовала в тетрадях — на каждой странице было три четверти записей и четверть орнаментов, карикатур, абстрактных линий. Когда ручка водила по бумаге, услышанный материал усваивался лучше всего: зарисовки не давали отвлекаться ни на свои мысли, ни на внешние факторы.

Мои рисунки на полях из старых школьных тетрадей

Носить запасную канцелярию

Проблема. У меня часто бывает так: только что я писала конспект, а ручка уже пропала. Такая ситуация типична для людей с СДВГ и в учебе очень мешает: как только заставишь себя сесть за задание, нужных предметов нет под рукой, и пока ищешь их, концентрация снова уходит.

Как решить. Необходимые для занятий вещи носите в нескольких экземплярах. Если на уроках или лекциях нужна одна черная ручка, возьмите три. Если на экзамен просят взять две ручки, положите четыре. Скорее всего, они никуда не пропадут: вы найдете их позже в кармане брюк или на самом дне рюкзака, но такой подход успокаивает во время учебы и не дает отвлечься на поиски.

Хранить письменные принадлежности удобно в пеналах-раскладушках: в отличие от пеналов-косметичек, в них принадлежности не лежат в куче, а каждый предмет прикреплен отдельной резинкой.

В таком пенале все нужное всегда на виду: легко проконтролировать количество ручек и карандашей и быстро заметить, чего не хватает. Источник: ozon.ru

Родителям надо быть готовым к тому, что ребенок вряд ли будет класть предметы по фиксированным местам: скорее всего, карандаши каждый раз будут разложены в разном порядке. Главное — их будет легко найти, когда они понадобятся.

Совет. Выбирая ручки, обратите внимание на чернила: лучше, чтобы они не смазывались при письме. Кляксы отвлекают, их хочется стереть: из-за этого можно отстать на уроке и не успеть написать диктант или сдать контрольную.

Стирающиеся ручки брать не советую: изобретение кажется удобным, но на деле они больше размазываются, чем стираются.

Обратите внимание и на карандаши. Твердые грифели глубоко въедаются в бумагу, а ластик не стирает надписи и рисунки до конца, поэтому я обычно покупаю мягкие карандаши с маркировками HB, B и 2B.

Делить длинные инструкции на конкретные задачи

Проблема. При перечислении пунктов инструкции мозг не может уделить внимание ни одному из них по отдельности. Это приводит к растерянности и нежеланию браться за задание.

Как решить. Разделить инструкцию на части и воспринимать каждый фрагмент как отдельную задачу: так прохождение каждого этапа будет считаться маленькой победой.

К примеру, приготовление торта для меня кажется непосильным, если я смотрю на целый рецепт. Но если сначала положить перед глазами рецепт крема, потом коржей, а затем инструкцию по сборке, все получается.

Чтобы мотивировать себя справляться с задачами, можно превратить инструкцию в игру. Например, объединить задачи по цветам: первые три желтые, следующие три красные и так далее. Это помогает не останавливаться после решения одного пункта, а доделывать до конца каждую группу.

Совет. Не забывайте хвалить себя после каждой завершенной части. Похвала мотивирует не бросать начатое и двигаться до конца.

Установить сроки для выполнения задач

Проблема. Людям с СДВГ бывает сложно осознать, сколько прошло времени с того момента, как они отвлеклись или решили передохнуть. Если предстоит непривлекательное дело, человек с СДВГ может отложить его на потом, уверенный, что времени еще много, а за час до дедлайна обнаружить, что задача требует минимум трех часов работы.

Не раз бывало, что я делала проект ночью в воскресенье, хотя задали его еще во вторник. Или судорожно учила стихотворение, когда первые ребята по списку уже его рассказывали. Я справлялась, но такой образ жизни, особенно постоянный, очень выматывает, а знания быстро улетучиваются.

Как решить. Если передо мной стоит сложная задача, я заранее составляю план ее решения: пока прописываю пункты, начинаю лучше понимать, что именно предстоит сделать.

Затем я объединяю несколько пунктов и ставлю сроки: к примеру, эту группу мне надо сделать сегодня, а ту завтра. Так наутро в голове не вертится страшная мысль о большой задаче, потому что я знаю, что запланировала посильную работу на день. План дает уверенность и мотивацию: я заранее знаю, чем займусь, и в конце дня смогу похвалить себя за закрытый этап, а не ругать за то, что не сделала все сразу.

Совет. Если вы начали работать над задачей и увидели, что пунктов в плане слишком много, лучше распределить их заново. Большие объемы не только не помогут выполнить задачу в срок, но и приведут к тревоге и самокритике.

Так обычно выглядят мои планы: чтобы было проще сориентироваться в делах, я присваиваю определенный цвет каждому временному промежутку

Использовать разные тетради для разных предметов

Проблема. Когда ученик с СДВГ видит стопку одинаковых непримечательных тетрадей, он прилагает дополнительное усилие, чтобы найти нужную. Писать в «скучной» тетради тоже не хочется, поэтому легко попасть в ловушку самообмана: кажется, что в конспектах нет необходимости, все запомнится и так, но уже через минуту важная информация вылетает из головы.

Как решить. На разные предметы берите тетради, папки и блокноты, которые отличаются друг от друга. Я стараюсь покупать тетради, вызывающие вау-эффект: с захватывающим пейзажем, красивой иллюстрацией, милым щенком. Но строго по одной штуке каждого дизайна.

Совет. Если у вас строгое учебное заведение, которое против разнообразия расцветок, можно подписать тетради цветной ручкой, добавить наклейку или другой разрешенный опознавательный знак.

Мне нравятся такие тетради: у них запоминающийся, но спокойный дизайн

Внимательно выбирать преподавателей

Проблема. Забывчивость, подвижность и невнимательность — особенности, которые часто встречаются у людей с СДВГ. Учителя не всегда корректируют методику работы с учетом этих проблем, хотя это напрямую влияет на эффективность обучения.

Как решить. Если есть возможность выбрать преподавателя — например, репетитора, ведущего курсов или классного руководителя, воспользуйтесь ей.

В первую очередь я советую спросить преподавателя, как он относится к непривычным для него методам решения задач, ведения конспектов и структурирования материала. Дело в том, что человеку с СДВГ хочется изобретать, а не идти по протоптанному пути: если преподаватель будет навязывать свои схемы работы, ученик будет долго пытаться подстроиться и упускать из-за этого важную информацию или вовсе потеряет интерес к предмету.

При этом квалификация преподавателя не гарантирует гибкости методики. Например, мой школьный учитель математики писал учебники, несколько раз получал звание учителя года, но у меня часто не получалось найти с ним общий язык. Если я начинала писать у доски решение не в той форме, которую он нам давал, он начинал кричать, что я пишу ерунду, даже если ответ получался верным.

Другой важный параметр — готовность преподавателя хвалить ученика за его достижения. Ученику с СДВГ сложно долгое время изучать один и тот же предмет или работать над определенной темой: хочется немножко поучить, бросить, переключиться на что-то новое. Поговорка «тяжело в учении, легко в бою» не действует: ученик не видит связи между трудом сейчас и вознаграждением потом, поэтому важно хвалить и поддерживать его по ходу обучения.

Еще преподаватель должен быть настроен на творческий подход. Акцент на дисциплине, строгость, консервативность, серьезность не создадут для ребенка комфортного пространства. Да, неусидчивых детей нужно уметь успокоить и занять делом, но если им неинтересно, прогресса не будет.

Совет. Выбирая преподавателя, поговорите не только с ним, но и с его учениками: узнайте, за что он обычно хвалит, за что ругает, за что снижает оценки. Если вы ошиблись и учиться оказалось некомфортно, лучше сменить преподавателя как можно быстрее: это поможет не потерять интерес к предмету во время неприятных занятий.

Не бояться творчества

Проблема. Люди с СДВГ много отвлекаются, не воспринимают информацию линейно, а комбинируют ее сами. Из-за этого бывает сложно воспринимать на слух долгие лекции или следить за логикой в учебнике.

Как связаны креативность и СДВГ — Understood

Как решить. Если хочется раскрасить обложку тетради, разрисовать конспект и разделить его наклейками на секции — не ограничивайте себя. От этого учеба не становится менее серьезной, а информация может лучше улечься в голове.

Совет. Помните, что творческие работы могут быть неидеальными: каляки-маляки так же полезны, как и аккуратные рисунки по контуру.

Так я задекорировала простую зеленую тетрадь: коллажи и рисунки помогают мне освоить новую информацию

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это длительная проблема, которая приводит к плохой концентрации и контролю импульсов. Это может повлиять на обучение ребенка и социальные взаимодействия, а также может оказать большое влияние на функционирование семьи.

По оценкам, каждый 20-й ребенок в Австралии страдает СДВГ. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Точные причины СДВГ неизвестны, но, как правило, он передается по наследству, поэтому определенную роль играют гены.СДВГ не вызван плохим воспитанием.

При хорошей поддержке дома и в школе, а в некоторых случаях и при медикаментозном лечении ребенок с СДВГ может жить успешной жизнью.

Признаки и симптомы СДВГ

Основные признаки и симптомы СДВГ включают:

  • невнимательность – трудности с концентрацией внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой без завершения
  • импульсивность – действовать без раздумий, болтать поверх других, легко терять контроль над эмоциями, склонность к несчастным случаям
  • повышенная активность – постоянное суетливость и беспокойство.

У некоторых детей есть СДВГ, но без гиперактивности. У этих детей проблемы с концентрацией внимания и концентрацией внимания, они могут быть забывчивыми и легко отвлекаться. Иногда для описания этого состояния используется термин «невнимательный СДВГ».

Важно помнить, что все маленькие дети имеют ограниченную продолжительность концентрации внимания и иногда делают что-то, не думая, но лишь у некоторых есть СДВГ. Однако, если у вашего ребенка есть симптомы СДВГ, которые вызывают проблемы у вашего ребенка, вам следует обследовать ребенка на СДВГ и связанные с ним проблемы.

Когда обратиться к врачу

Диагноз СДВГ должен быть поставлен обученным и опытным медицинским работником. Если вы беспокоитесь о своем ребенке, сначала обратитесь к своему терапевту. Они могут организовать направление к педиатру или детскому психологу, которые смогут оценить вашего ребенка.

Важно убедиться, что симптомы не вызваны чем-то другим, что может потребовать другого лечения. Теста на СДВГ не существует — оценка проводится с использованием широкого спектра информации, предоставленной как семьей, так и школой вашего ребенка.Другие медицинские работники, такие как логопед, также может принять участие в оценке вашего ребенка.

Большинство детей с СДВГ также имеют другие сопутствующие проблемы, такие как трудности в обучении, проблемы со сном или тревожность. Их необходимо оценивать и контролировать вместе с СДВГ.

Лечение СДВГ

Вы можете помочь своему ребенку справиться с симптомами СДВГ, используя стратегии позитивного воспитания, а также ряд стратегий дома и в классе. К ним относятся соблюдение распорядка, развитие социальных навыков и планирование среды обучения вашего ребенка. Иногда консультации для вашего нужен ребенок или семья. Смотрите наш информационный бюллетень СДВГ — способы помочь детям в школе и дома.

Если после применения этих стратегий симптомы вашего ребенка все еще оказывают большое влияние на его жизнь, ваш врач может порекомендовать лекарства.

Стимулирующий препарат

Наиболее эффективным методом лечения симптомов СДВГ являются стимулирующие препараты, которые стали стандартным лечением детей с СДВГ с 1970-х годов.Около одного-двух процентов детей в Австралии прописывают стимулирующие препараты.

Стимуляторы воздействуют на участки мозга, участвующие в управлении вниманием и возбуждением (настороженность и бодрствование). Эти лекарства значительно улучшают концентрацию, контроль импульсов и гиперактивность примерно у 80 % детей с СДВГ.

Двумя наиболее распространенными стимуляторами, используемыми в Австралии, являются метилфенидат и дексамфетамин. Оба имеют схожие действия и побочные эффекты. Стимуляторы могут быть короткого действия или длительного действия.Формы короткого действия обычно действуют от трех до четырех часов, в то время как формы длительного действия могут длиться от шести до 12 часов.

В Австралии стимулирующие препараты регулируются и могут назначаться только педиатрами, детскими психиатрами или неврологами (и врачами общей практики в определенных ситуациях).

Стимулирующее лекарство, вероятно, является наиболее изученным из всех лекарств, назначаемых детям. Они не вызывают привыкания в дозах, используемых для лечения СДВГ. Некоторые дети принимают их только в школьные дни и не испытывают эффекта отмены по выходным.

Также доступны нестимулирующие препараты, например, атомоксетин (Strattera), клонидин и гуанфацин (Intuniv). Эти лекарства могут быть полезны для некоторых детей с СДВГ, например, для тех, кто испытывает побочные эффекты от стимуляторов.

Побочные эффекты стимулирующих препаратов

Наиболее распространенным побочным эффектом стимуляторов является снижение аппетита (особенно на обед), что иногда может влиять на увеличение веса. Менее распространенные побочные эффекты включают:

  • боли в животе
  • головные боли и головокружение
  • трудности с засыпанием
  • ребенок становится раздражительным, замкнутым или очень эмоциональным.

У некоторых детей вообще не будет побочных эффектов. Если побочные эффекты действительно возникают, с ними часто можно справиться, изменив дозу или время приема лекарства. Если возникают более серьезные побочные эффекты, прием стимуляторов можно немедленно прекратить без необходимости медленного снижения дозы. доза. Эффектов отмены нет.

Возможно, что стимуляторы могут оказывать незначительное влияние на рост (рост) некоторых детей, поэтому это необходимо контролировать вместе с их весом.

Стимулирующие препараты могут вызвать очень небольшое увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Крайне маловероятно, что это вызовет какие-либо проблемы у детей с нормальным сердцем. Вашему ребенку могут потребоваться анализы перед началом приема стимулирующих препаратов, если у него есть известная аномалия сердца или кровеносных сосудов, или семейная история проблем с сердцем.

Последующие действия

Дети, принимающие стимулирующие препараты, должны находиться под наблюдением лечащего врача. Это должно происходить регулярно на ранней стадии лечения и не реже одного раза в шесть месяцев, пока ребенок принимает стимуляторы.В частности, следует проверить рост, вес, частоту сердечных сокращений и артериальное давление.

Рыбий жир – что говорят исследования

Существует множество немедикаментозных методов лечения, которые могут быть полезны для некоторых детей с СДВГ, например рыбий жир. Исключительные диеты обычно не помогают, но важно правильное питание.

Ключевые моменты, которые следует помнить

  • Дети с СДВГ невнимательны, импульсивны и иногда сверхактивны, но не у всех детей с такими симптомами есть СДВГ.
  • Ни один тест не может диагностировать СДВГ — оценка врачом или психологом включает сбор информации от семей и школ.
  • Стратегии позитивного воспитания, школьная поддержка и консультирование могут помочь большинству детей с СДВГ.
  • Стимулирующие препараты являются наиболее эффективным средством для лечения симптомов СДВГ.
  • У большинства детей с СДВГ есть и другие проблемы, требующие решения, такие как трудности в обучении, тревога и проблемы со сном.

Для получения дополнительной информации

Общие вопросы, которые задают нашим врачам

Мой дошкольник очень гиперактивный и импульсивный. Можно мне его проверили на СДВГ?

Обычно детям должно быть не менее пяти лет, чтобы их можно было обследовать на СДВГ. У многих детей младшего возраста проявляются признаки СДВГ, но это нормальное поведение для их возраста. В некоторых случаях, особенно при наличии сильного семейного анамнеза СДВГ, ребенка можно обследовать в более раннем возрасте.Обсудите это с врачом вашего ребенка.

Если у моего ребенка нет СДВГ, что еще может быть причиной? ее поведение?

Может быть ряд причин невнимательности, импульсивности или гиперактивности детей, например проблемы со здоровьем или эмоциональные проблемы, трудности в обучении или недостаток сна. Поговорите со своим лечащим врачом, если вы беспокоитесь.

Перерастет ли мой ребенок СДВГ?

У некоторых взрослых есть СДВГ, и у вашего ребенка все еще могут быть симптомы СДВГ, когда он вырастет.Большинство детей лучше справляются со своими симптомами по мере взросления, и у многих людей симптомы исчезают к тому времени, когда они становятся взрослыми.

Действительно ли моему ребенку нужны лекарства? Это вызывает привыкание?

Если позитивные стратегии воспитания, школьная поддержка и консультирование не помогли, а симптомы вашего ребенка мешают его социальной, эмоциональной или школьной жизни, ваш врач может порекомендовать стимулирующие препараты. Доказано, что стимулирующие препараты лучший способ лечения симптомов СДВГ.Стимуляторы, назначаемые детям с СДВГ, считаются чрезвычайно безопасными, и они, вероятно, являются наиболее изученными из всех лекарств, назначаемых детям. В дозах, которые назначают детям для лечения СДВГ, стимуляторы не вызывают привыкания.

Разработано отделением общей медицины Королевской детской больницы и Центром общественного детского здоровья. Мы признательны за вклад потребителей RCH и опекунов.

Рассмотрено в феврале 2021 г.

Kids Health Info поддерживается Фондом Королевской детской больницы.Чтобы сделать пожертвование, посетите www.rchfoundation.org.au.

СДВГ у детей и молодежи: Часть 2 — Лечение