Согласные звуки непарные звонкие и глухие – Звонкие и глухие согласные ℹ️ обозначение парных и непарных звуков в русском языке, правило произношения и написания, примеры

Звонкие и глухие согласные. Русский язык

Все звуки делятся на гласные и согласные. Звуки образуются при помощи органов речи. Отличительный признак согласных звуков — наличие или отсутствие голоса при их произношении.

СОГЛАСНЫЕ — можно представить в виде пар по глухости-звонкости.

Всего 11 пар:

Б — П, Б’- П’, В — Ф, В’- Ф’, Г- К, Г’- К’, Д — Т, Д’- Т’ , З — С, З’- С’ , Ж — Ш.

Кроме парных согласных, существуют непарные по глухости-звонкости согласные.

Непарные звонкие – это сонорные, при произношении которых голос преобладает над шумом.

Сонорных согласных 9: Л, Л’, М, М’, Н, Н’, Р, Р’ , j.

Непарных глухих согласных 5: Х, Х’, Ц, Ч’ , Щ’.

ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Парные по глухости звонкости согласные могут оглушаться или озвончаться. Оглушение – это замена звонкого согласного парным глухим. Оно происходит на конце слов и перед глухими согласными. Например: во

з — вос, повозка -павоска.

Озвончение – это замена глухого согласного парным звонким. Оно происходит перед парными звонкими согласными кроме В, В’. Например: сбор – збор.

ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ

Главным отличительным признаком согласных является наличие или отсутствие палатализации — дополнительная средненёбная артикуляции, суть которой заключается в том, что при произнесении мягких согласных средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Именно по этому признаку согласные делятся на твёрдые и мягкие. В мягких согласных присутствует палатализация.

Согласные образуют пары (по твёрдости-мягкости). Всего 15 таких пар:

Б-Б’, В-В’, Г-Г’, Д-Д’, З-З’, К-К’, Л-Л’, М-М’, Н-Н’, П-П’, Р-Р’, С-С’, Т-Т’, Ф-Ф’, Х-Х’

Остальные согласные являются непарными (по твёрдости-мягкости).

Непарные твёрдые: Ж, Ш, Ц.

Непарные мягкие: Ч’, Щ’, j .

Возможно смягчение твердых согласных.

Смягчение – это замена твёрдого согласного парным мягким. Подобная мягкость называется позиционной.

Как правило, смягчаются твёрдые зубные согласные д, т, з, с, н перед мягкими зубными или нёбными согласными ч’, щ’. Например: кость — кос’ т’, жэн’щ’ ина.

Не следует путать позиционную мягкость с исконной мягкостью, которая обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.

Чтобы не ошибиться между позиционной мягкостью и исконной в написании Ь, нужно слово изменить так, чтобы последующий согласный стал твёрдым. Если мягкость исчезает, то она позиционная, и

Ь не пишется. Например, кость — ко с’ т’ — косточка — костьч’ ка. Если мягкость сохраняется, то она исконная, и Ь пишется. Например: Кузьмич — Куз’ м’ ич — Кузьма — Куз’ ма.

Непарные звонкие и глухие согласные звуки

1. Какие слова начинаются с непарных звонких звуков? 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б.
Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, какие слова начинаются с непарных звонких звуков.
2. Вспомни непарные согласные звуки 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка выписывать из каждого данного слова букву согласного непарного по звонкости и глухости звука.
3. Какие слова начинаются с непарных глухих звуков? 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка определять, какие слова начинаются с непарных глухих звуков.
4. Определи слово, которое начинается с непарного звонкого согласного 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка указывать на то слово из нескольких, которое начинается с непарного звонкого согласного.
5. Непарный звонкий или глухой? 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, какие непарные звуки обозначают буквы в словах (звонкие или глухие).
6. Определи слово, которое начинается с непарного глухого согласного 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка из нескольких слов определять то, которое начинается с непарного глухого согласного.
7. В каких словах все согласные непарные? 3 вид — анализ сложное 3 Б. Упражнение направлено на формирование навыка определять слова, в которых все согласные непарные.
8. Запиши слова 3 вид — анализ сложное 3 Б. Упражнение направлено на формирование навыка записывать слова, заменяя многоточие на возможную букву непарного по звонкости и глухости звука.
9. Ошибки в определении букв непарных согласных 3 вид — анализ сложное 3 Б.
Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать ошибки в определении букв непарных согласных.

Непарные звонкие и глухие согласные

Технологическая карта урока

Непарные звонкие и глухие согласные

МБОУ СОШ №177

Предмет:

Русский язык

Дата:

12 апреля 2016

Тема урока:

Непарные звонкие и глухие согласные

Предметная программа и ее автор:

«Планета знаний» Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина

Цель урока:

Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).

Дополнять предложение подходящими по смыслу словами

Тип урока:

Открытие нового знания

Форма урока

Космическое путешествие

Материально-техническое обеспечение

ИКТ, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты:

личностные: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда;

метапредметные: регулятивные- научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;

познавательные- научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; через обучающую игру- воспитывать интерес к русскому языку.

коммуникативные- научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

предметные: познакомятся с новой классификацией согласных звуков; научатся применять на практике новые знания. Характеристика этапов урока.

-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

Повернитесь друг к дургу, улыбнитесь гостям. Каждый из нас, улыбнувшись, передаёт добрые чувства, частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым делает мир добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

-Начинается урок, прозвенел уже звонок.

Всё ль на месте! Всё в порядке!

Книжки, ручки и тетрадки!

-Сегодня мне хочется подарить вам улыбку ещё одного человека.

Послушайте стихотворение и попробуйте угадать чью именно улыбку?

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. (Гагарин). 


Он мир подружил с удивительной сказкой, сияет улыбка, как зорька во мгле…
От этой улыбки и доброй, и ласковой
становится людям теплей на Земле.

(Портрет Гагарина)

-Почему именно сегодня я решила обратить ваше внимание на этого человека? Какой праздник отмечает наша страна?

.Всё ближе, всё ближе нам небо бескрайнее,
И подвигам в жизни не будет конца.
Восходит над миром Созвездье Гагарина —
К правде и к свету стартуют сердца.

И мы берём старт нашего урока. . Руководство полётом разрешите взять на себя. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия будут наблюдать учёные-эксперты.

Красная шляпа наблюдает за эмоциями, настроением. Чёрная шляпа подмечает то, что мешает нам достичь цели. Жёлтая, наоборот, положительные моменты путешествия. Белая-это новая информация, работа со словарями. Синяя шляпа-это наши удивительные мысли, высказывания. И зелёная — творческие идеи.

Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля, в нашей великой стране России и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.

А сегодня на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие.

Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.

И сегодня, я надеюсь, мы совершим с вами новые открытия. Ведь наш урок ОНЗ. И первое, что мы сегодня с вами откроем, это ваши тетради.

Запишите в тетради дату и название праздника.

Ден. к?смона?тики

Объясните пропущенные орфограммы.

Психологический настрой.

Садятся.

Ответы детей

Ответы детей

Ребята надевают шляпы.

Записывают число

12 апреля

Белая шляпа:

Обращение к словарю.

Личностные:самоопределение;

регулятивные:целепологание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5 мин

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Выдвигает проблему.

Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей. Давайте определим в какую. Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы уже знаем.

-Посмотрите на доску и назовите те планеты, которые мы уже открыли.

-А какой спутник нам предстоит открыть сегодня?

Верно. Итак, держим курс на спутник непарных согласных. А вот каких именно, вам и предстоит узнать. Посмотрите сколько здесь нас ждёт удивительных открытий. В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием непарные согласные.

-Как вы думаете, а какими должны быть космонавты? Одно из качеств космонавта-старательность. Давайте постараемся и выпишем для минутки чистописания слова-рифмы из этого стихотворения.

В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете подняться к звездам смог.

Поёт об этом песни весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

Выпишите рифму

-На что нужно обратить внимание?

-У всех ли согласных есть пары по звонкости-глухости?

-Подчеркните согласные буквы, у звуков которых нет пары по звонкости-глухости.

-Как вы думаете, все ли непарные согласные по звонкости –глухости вы выписали?

-Какую цель поставим?

-Если целей мы достигнем, то вас ждёт подарок.

Отвечают на вопросы учителя.

Планету гласных, спутники ударные и безударные,

Планету согласных звуков, спутники-мягкие, твёрдые, звонкие – глухие, парные.

Спутник непарные согласные звуки.

Дети осуществляют выбор этапа урока.

Восток, смог, капель, апрель

Правописание парных согласных.

Отвечают на вопрос учителя.

Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).

Дополнять предложение подходящими по смыслу словами.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: самостоятельное выделение и формирование позновательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

регулятивные: целеполагание, прогнозирование; формирование проблемы.

5 мин

3. Поиск решения.

Открытие нового знания.

Работает по теме.

Объясняет новый материал.

– Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока. Итак, словарная разминка.

Дополните предложение недостающими словами.

Работа с Интерактивной доской.

Нам встретился пояс астероидов.

О Н Р А Д

Образуйте родственные слова. Кто такой Юрий Гагарин?

Подъём на учебную гору.Работа в группах.

— Найдите «лишнее» в каждой группе. Занесите в таблицу. Объясните свой выбор.

  1. л,м,н,х,р,й

(глухой)

  1. с,з,в,ф,ц,т,д

(непарный)

  1. о,а,у,и,ч,е

(согласный)

  1. щ, ц, ж, ш

(мягкий)

Проверить свои результаты в таблице, вы можете на страницах учебника.

— Что общего у этих букв? Почему они объединились?

— Чем отличаются?

-На какие группы можно их разделить?

С.42-правила

Записывают словарные слова: город, первый класс, в русской деревне,

народ,

народный герой.

Регулятивные:планирование, прогнозирование своих действий.

Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, поиск решения проблемы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.

10 мин

4. Физ.минутка

Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём. Свободна минутка. Дарим рукопожатия и обнимаемся.

Выполняют физические упражнения.

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

2 мин.

5. Первичное закрепление по внешней речи.

Работа в парах.

Организует работу с учебником.

— Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Контролирует выполнение работы. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

-Ребята, к нам в команду просится Стёпка. С.42 упр.2

-Как вы думаете, Стёпка сможет стать космонавтом?

Почему?

-Что интересного вы заметили в диалоге?

Находят проверяемые слова.

-Восстанавливают пары.

-6 пар

-Работают в парах, считаю т количество звуков. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

— Внимательно слушают.

Регулятивные: контроль,оценка, коррекция.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Позновательные:

моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.

10 мин

6.Самостоятельная работа с сомопроверкой.

Организует самостоятельную работу с тетрадью.

Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.

– Ребята, мы облетели всю территорию Спутника. Пора возвращаться домой. Выполнили ли мы намеченный план? (ответы детей)

– Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание: вставить слова и подчеркнуть буквы непарных звонких и глухих согласных.

Знаете ли вы, что первыми в космос полетели ____________?

Сначала в космической ракете __________________ Лайка. Потом

Белка и Стрелка.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: собаки, полетела.

Проверка: назовите непарные согласные.

– Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!

А в качестве подарка фрагмент о народном герое.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Работают сомостоятельно, один ученик у интерактивной доски.

Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

-формирование умения планировать свою деятельность.

-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

15мин

8.Подведение итога урока.

Рефлексия деятельности.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.

– Итак, обсудим наш полёт.
– Цель достигнута?

— Послушаем мнение шляп.

Время мчится, нельзя отставать,
Вместе выйдем на старт обязательно!
Каждый может штурманом стать
Или даже изобретателем!
Чтобы жизнь недаром прошла,
Чтоб твое запомнили имя,
Пусть открытия и дела
Будут добрыми, а не злыми!

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные:самоконтроль, установливать связь между целью и её результатом;

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

5 мин

9.Информация о домашнем задании.

-Нарисовать планету непарных согласных.

Слово учителя:

Уменья, знания вас не подвели,

Вы все задания выполнить смогли.

Кто ошибался – это не беда.,

Зато смекалка вас не подвела.

Минуты быстро пролетели,

Но повторить мы всё успели,

Вот-вот подаст сигнал звонок,

Ребята, всем спасибо за урок!

Предлагают творческие задания.

Познавательные:

построение самостоятельного процесса поиска.

1 мин

Непарные звонкие и глухие согласные звуки.

Класс: второй

Тема: Непарные звонкие и глухие согласные звуки.

Цель:

• познакомить с непарными звонкими и глухими согласными звуками, формировать умение распознавать непарные звонкие и глухие согласные звуки

• развивать устную и письменную речь учащихся

• воспитывать чувство гордости за свой родной город

Оборудование:

• лента букв

• карточки с заданиями для работы в группах индивидуальный раздаточный материал

• материал для рефлексии

• иллюстрации с видами города Минска

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте! Меня зовут Елена Алексеевна. А с вами я познакомлюсь во время работы на уроке. Очень хочу сегодня вам улыбаться и радоваться вашим успехам. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, гостям. Уверена, у нас всё получится!

II. Актуализация знаний.

Обращаюсь к ленте букв.

— Как называется эта лента?

— Почему буквы разные по цвету?

(в названии темы открываем слова “согласные звуки”)

— Почему согласные записаны в два ряда?

(в названии темы открываем слова “звонкие и глухие “)

— Почему эти согласные стоят парами?

Хором называем эти пары.

Девочки — ещё раз называют звонкие согласные звуки, мальчики глухие согласные звуки.

— А есть ли пары у этих согласных? (показываю на непарные согласные)

(В названии темы открываю слово “непарные”)

— И тема нашего урока звучит так: “Непарные звонкие и глухие согласные”. Мы сегодня с ними будем знакомиться, научимся находить их в словах и различать. Давайте начнём работать.

III. Чистописание.

Разминка для пальцев.

— На полях нарисуйте солнышко: с каким настроением вы начинаете работать?

_________________________________________________________________

Показывает учитель по элементу, дети вслед записывают. Потом сами ещё раз самостоятельно.

_________________________________________________________________

Читаем первое слово. Записываем. Подчёркиваем парные согласные. Проверяем (звонкие или глухие звуки?).

Читаем второе слово, записываем. Подчёркиваем парные согласные. Проверяем (звонкие или глухие?)

— Какие согласные мы не подчеркнули? Кто может сделать вывод: почему? Звонкий или глухой это согласный?

— Мы не просто так написали именно эти слова. Сегодня на уроке мы ещё раз увидим красивейшие уголки нашего города … Минска. Молодцы!

— Главное, чтобы вы правильно, дружно и быстро работали. Тогда мы сможем больше увидеть, побывать в разных интересных местах нашего города. Выполним задание — сможем заочно попутешествовать

— А теперь давайте проверим, правильный ли вы сделали вывод?

Артикуляционное упражнение. Поём звуки.

— Молодцы! Очень хорошо!

Иллюстрация 1. Наш Минск.

IУ. Подготовка к восприятию нового материала. Работа над правилом.

— Давайте найдём эти буквы в нашем учебнике на стр.95. Читаю правило и показываю на ленте.

— Мальчики называют только непарные звонкие согласные.

— Девочки — только непарные глухие согласные.

Как назвать эти звонкие и глухие согласные? (непарные).

Иллюстрация 2. Минск — зелёный город.

У. Новая тема.

— И вот новое задание.

— Ребята, почему мы не можем записать это предложение? (На доске на «кирпичиках»)

— Да, нарушен порядок слов.

— Кто поможет его восстановить? Давайте его по кирпичикам составим. Что забыли? (точка)

В Минске много улиц и площадей.

Записываем, ученик комментирует.

Подчёркиваем непарные звонкие и глухие согласные. В 1 слове — учитель, дальше по цепочке ученики. Называем ещё раз хором все подчёркнутые согласные.

Иллюстрация 3. Площади города.

Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться!

два — согнуться, разогнуться!

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире, шире,

Пять- руками помахать,

Шесть — за парты тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

УI. Работа по учебнику (стр.96).

— Что знакомое на этой странице вы увидели?

— Кто хорошо читает? Давайте прочитаем про площадь Победы. Ученик читает вслух.

-Что вы узнали из текста?

— Кто был у Вечного огня? Правда, красиво!

— Прочитали сами себе 1 предложение.

— Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

Самостоятельно записываем это предложение.

Девочки подчёркивают звонкие непарные, мальчики — глухие непарные согласные. Проверяем.

Иллюстрация 4. Минск театральный.

— Вы умеете отдыхать? В каких любимых уголках родного города вы любите отдыхать? С кем вы отправляетесь гулять по улицам Минска?

УII. Работа в группах.

Группы собираются у одной парты в своём ряду.

— У меня есть З конверта с заданиями. В них — карточки с буквами. Из них вы должны составить слово. Один ученик из группы записывает слово у доски, остальные — в тетрадях.

Записываем слова цирк, музей, театр.

— Самостоятельно у доски, а остальные за партой, подчёркиваем непарные звонкие согласные одной чертой, непарные глухие согласные — двумя чертами.

(образец в теме — ,=)

Каждому звуку даём характеристику.

Иллюстрация 5. Проспекты и улицы города.

— Назовите улицы, на которых вы живёте?

УIII. Закрепление.

— Я придумала слово мост. Первый звук м, он согласный непарный, звонкий.

— Придумайте слова, которые начинаются с непарного звонкого согласного звука.

— А теперь — с непарного глухого согласного звука.

Иллюстрация 6. Микрорайоны города.

IХ. Подведение итогов.

— Над какими звуками мы сегодня работали?

Называем непарные звонкие согласные звуки, непарные глухие согласные звуки.

— Всё запомнили? Проверим!

Снимаю ленту букв.

Х. Рефлексия.

Эти два стоят на разных улицах:

ул. Непарные звонкие согласные звуки

ул. Непарные глухие согласные звуки

— У вас у каждого на парте силуэты (мальчики и девочки). Возьмите их в руки. Разрисуйте карандашами личики мальчиков и девочек. Передайте в рисунке своё настроение в конце урока.

— Прочитайте слово. Выделите первый звук. Сами себе его охарактеризуйте. Как только будете готовы, подойдите и поселите в домик по нужному адресу (используйте магнит).

Первое личико характеризует и прикрепляет учитель.

Проверка. Если всё правильно, то в одном домике живут девочки, в другом — мальчики.

-Умнички! Мы не только поработали, но и с самого утра по Минску прогулялись, побродили по красивым местам нашего города.

ХI. Домашнее задание.

Упражнение 151, страница 97.

— Спасибо вам, ребята, за урок. Хочу сказать спасибо вашей учительнице, которая научила вас так хорошо работать. До свидания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *