Упражнения для ползания: 7 упражнений и личный опыт.

Содержание

7 упражнений и личный опыт.

Хочу рассказать о нескольких умениях моего сына, с успехом освоенных на сегодняшний день.

Артем научился ползать в 7,5 месяцев, этому мы его учили всей семьей. Что мы только ни делали, вплоть до личного примера. Забавное зрелище, я вам скажу! Основываясь на личном опыте, хочу рассказать о том, как родители могут помочь своему малышу освоить этот нелегкий навык.

Каждый родитель в определенный момент становится озадачен вопросами: «Когда малыш должен уметь переворачиваться, ползать, ходить и т.д.?». Прежде всего родители должны помнить: ваш ребенок никому ничего не должен! Все дети разные, и развитие в каждом индивидуальном случае происходит по собственному сценарию. Кто-то овладевает навыком ползания уже в 6 месяцев, а кто-то может пропустить этот этап и сразу попытаться сделать первые шаги.

Общепринятой нормой для ползанья ребенка считается период с 6 до 9 месяцев. Родители должны понимать, что для ребенка это очень трудно осваиваемый процесс, ведь для того, чтобы ребенок сам встал на четвереньки, поднял корпус и начал передвигаться на четырех точках опоры, нужно затратить много сил.

Для этого мышцы ног и рук должны быть у малыша достаточно развиты. Поэтому укреплению мышц своего чада родители должны уделить особое внимание.

Одним из мощных стимуляторов к развитию физических навыков ребенка является массаж. Безусловно, это не обязательное мероприятие, ребенок успешно сможет ползать и ходить и без него. Однако массаж способен ускорить этот процесс, укрепить и оздоровить организм малыша. Лучше всего за массажем обратиться, конечно, к профессионалу, однако если такой возможности нет, отчаиваться не стоит, ведь многие упражнения мама сможет делать сама.

Мы не обращались к специалисту. Наш педиатр показала нам несколько общеукрепляющих упражнений, которые мы без труда делали дома. Еще несколько упражнений, которые позволяют научить ребенка ползать, мы нашли на просторах интернета. Расскажу вам о них подробнее.

Упражнение 1. Когда малыш ползет, он опирается на прямые ручки, поэтому прежде всего важно научить ребенка стойке на выпрямленных руках. Для этого можно уложите малыша на пол и помогать ему приподняться на ручках. Данное упражнение очень легкое и при этом очень полезное.

Упражнение 2. Тренируем вестибулярный аппарат. Сформируйте из полотенца или одеяла валик. Уложите малыша грудкой на него. В данном положении у ребёнка руки остаются свободными, так как на них не осуществляется опора. Пусть кроха пытается дотянуться и взять игрушки с пола.

Упражнение 3. Учим стоять на четвереньках. Из одеяла формируем валик. Укладываем малыша животиком на него так, чтобы ручки и ножки оказались по обе стороны.

Для этого упражнения можно использовать как валик, так и фитбол. При выполнении упражнения ножки и ручки должны свисать по обе стороны. У нас был фитбол, и каждая тренировка с ним, помимо того, что была очень полезна, приносила массу положительных эмоций нам с сыном.

Упражнение 4. Стойка на коленях. Некоторые малыши пытаются встать сразу на стопы, а не на колени. Можно помочь ребёнку освоить данное положение. Обнимите малыша одной рукой подмышки, а второй, придерживая колени в согнутом положении, опустите его на мягкую поверхность (к примеру, на диван). Попробуйте помочь передвигать ножки в таком положении.

Упражнение 5.

С использованием матраса. Уложите малыша так, чтобы его локотки оказались на матрасе, расположенном на полу, а ножки — за его пределами. Встаньте напротив ребёнка с другой стороны и потихоньку подвигайте матрас на себя. Кроха будет вынужден передвигать коленочки, чтобы не упасть. Это упражнение мы не выполняли, однако, думаю, и оно очень действенно.

Упражнение 6. Переставляем ручки. Всем нам со школьной поры известно упражнение «тачка». Это когда один из партнёров держит другого за обе ноги, а тот передвигается на руках. С малышом можно выполнять облегчённую версию.

Лучше выполнять упражнение на поверхности стола. Возьмите ребёнка одной рукой под грудь, а второй удерживайте ножки.

Кроха обопрётся ладошками на поверхность стола. Слегка подталкивайте его вперёд. Это побудит его переставлять ручки.

Упражнение 7. Учим ползать на четвереньках. Попросите о помощи партнёра. Ставим малыша на четвереньки. Один из взрослых поочерёдно передвигает ручки, а второй — ножки.

Сейчас моему карапузику 1 год 3 месяца, и одним из главных его достижений являются самостоятельные шаги. Если ползать Артема мы учили всей семьей, то ходить его никто не учил. «Ползает малыш — ну и пусть ползает, ходить рано, научится!» — рассуждали мы всей семьей. Тем более, что мама и папа его оба после года ходить начали! Вот и подумали мы, что и Темка раньше этого возраста не пойдет. Но сын решил иначе!

В один обычный, ничем не отличающийся от других вечер, когда подошло время купания, сынок, отлично зная маршрут в ванную комнату, не просто туда пополоз, не просто пошел, Артем побежал! Было это очень неожиданно и ошарашило всех наблюдающих за этой картиной родственников. А рядом в этот момент оказались тетя Артема, бабушка, и я — мама.

Со слов очевидцев: «Подполз Тёмка к дивану и встал рядышком (вставать у опоры он у нас начал раньше, чем ползать). А увидев, что мама заходит в ванную комнату, да без него, мигом отпустил руки и вперед за ней! Пробежал за мгновение шагов 5-6 — и плашмя на живот!». Этот-то момент мне и удалось лицезреть.

С этого вечера и началось новая, с синяками и шишками, жизнь нашего пупса. Артем понял, что ходить — интереснее и быстрее, чем ползти. Как забавно было за ним наблюдать! Сначала он, осторожно отпуская и демонстративно поднимая вверх руки, стал ходить вдоль дивана, кровати и т.д. Спустя немного времени, осторожными, робкими шажками начал отходить от опоры, но недалеко. Потом шаги становились увереннее, Артём мог пройти все комнату — но он не умел разворачиваться, это было так забавно и смешно! В 11 месяцев навык был освоен полностью.

К слову сказать, наш малыш безумно любит водные процедуры. Вот что иногда делает с детьми невероятная любовь к воде — побуждает ходить! Каждый день Артем по часу плещется в ванной. А летом вообще рай был: дома целый день в тазике с водой, после обеда — в бассейне, а вечером — заплыв в ванной!

Первая улыбка, первое «агу», первый зуб и шаги… столько трогательных и важных моментов. Они навсегда останутся в моей памяти! Успехи малыша так греют и радуют душу! И пусть эти успехи малы, но в материнском сердце для хранения этих событий приготовлена целая полочка.

Как научить ребенка ползать

Как научить ребенка ползать: рекомендации специалистов, система упражнений, игр и гимнастики.

В первой части цикла статей о развитии ползания у малыша «Когда ребенок начинает ползать» мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от подползания,

— как и когда появляется и развивается ползание у малыша,

— какие условия способствуют и какие препятствуют развитию ползания у ребенка,

— как правильно использовать игрушки для стимулирования и развития ползания у ребенка, как создавать своей рукой опору для отталкивания ребенка в первых попытках ползания.

В этой статье мы продолжим разговор о том, как научить ребенка ползать и научимся:

— делать с малышом комплекс гимнастики,

— проводить разработанные специалистами для деток младенческого возраста подвижные игры для обучения малыша умению ползать.

Как научить ребенка ползать: базовый комплекс гимнастики

Мы уже с вами знаем, что гимнастика позволяет развить мышцы ребенка и подготовить его к ползанию и другим видам движений. Гимнастика не только готовит ребенка к ползанию и учит ползать, она очень полезна  для физического и для общего развития ребенка.

Как проводить гимнастику из этой статьи:

— Гимнастику никогда не проводят на голодный желудок или если ребенок капризничает и плачет, плохо себя чувствует.

— Нужно обеспечить свежий воздух в комнате.

— Руки взрослого должны быть теплыми и чистыми.

— Браслеты, наручные часы и кольца надо снять.

Главное правило – никакой боли и никаких неприятных ощущений, только приятные ощущения! И совместная радость взрослого и ребенка!

Во время гимнастики взрослый разговаривает с малышом ласково, называет его по имени, читает рифмовки.

Продолжительность гимнастики для ребенка в возрасте с 6 месяцев – до 10-12 минут. Каждое упражнение сначала проводится 2 раза, затем количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

 

Описание комплекса гимнастики для детей 6-9 месяцев

Этот комплекс развивает мышцы рук, ног, туловища малыша и помогает подготовить малыша к ползанию и научить его ползать.

Сначала привлекаем внимание ребенка потешкой, ласковым разговором.  Можно проводить упражнения и под счет, что будет способствовать развитию чувства ритма у малыша.

Упражнение 1. Попеременное сгибание и разгибание ног.

Ребенок лежит на спинке. Обхватите голени ребенка и попеременно сгибайте и разгибайте их в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.

Вариант А. Получаются как бы «скользящие шаги» при которых стопы малыша скользят по столу к ягодицам и от них.

Ребенок лежит на спине ножками к Вам. Обхватите стопы ребенка сверху так, чтобы Ваши большие пальцы лежали вдоль внутреннего края стоп ребенка, мизинцы – вдоль наружного края стоп ребенка. А указательные и средние Ваши пальцы упирались в мягкие части голени ребенка снаружи. Затем попеременно переставляйте ножки малыша так, чтобы они шаркали – скользили по поверхности стола: раз-два, топ-топ». Упражнение напоминает езду на велосипеде и укрепляет мускулатуру ног и опорную реакцию.

Вариант Б.  Ходьба и бег.

Ребенок лежит на спинке ножками к Вам. Обхватите ножки малыша в нижней части голени. Дайте опору для стопы: большие пальцы должны быть вдоль наружной поверхности голеней ребенка, мизинцы опираются в стопы малыша. Остальные Ваши пальцы лежат на задней поверхности голени.

Сгибайте попеременно ножки ребенка в коленях и тазобедренных суставах как будето он идет, затем – бежит. Темп попеременно то ускоряется, то замедляется.

Если в упражнении малыш сопротивляется разгибанию, то легко погладьте его ножки над коленями от бедер к стопам. Если малыш сопротивляется сгибанию, то погладьте легко его под коленями.

Оба варианта нужны и полезны для малыша и не заменяют один другого .

Упражнение 2. Ползание. Учим малыша отталкиваться.

Ребенок лежит на животе. Обхватите обе стопы ребенка своей левой рукой так:

большой и средний палец Вашей левой руки обхватывает обе стопы, а указательный палец находится между ступнями.

Сделайте ножками ребенка упражнение «лягушечка» (сгибайте ножки наподобие движений лягушки при плавании). После нескольких таких пассивных движений придержите ножки малыша в позиции сгибания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.

Упражнение 3. Присаживание

Упражнение делается медленно и спокойно. Ребенок лежит на спинке. Левой рукой придержите колени ребенка. Большой палец своей правой руки вложите в левую ручку Вашего малыша, отведите ее в сторону до полного разгибания и со словами «Сядь, Ванюша (имя ребенка), сядь» побуждайте малыша присесть.

Слова должны быть одинаковыми каждый раз, чтобы малыш их узнавал и запомнил.

Когда малыш сядет, проведите своими пальцами вдоль его позвоночника снизу вверх до разгибания спинки.

Можно делать упражнение и в другом варианте:

Малыш лежит на спинке. Дайте ему обхватить большие пальцы ваших рук и легко потяните, побуждая его сесть, а потом снова лечь.

Сначала делаем упражнение один раз, потом доводим количество повторений упражнений до 3- 4 раз.

Упражнение 4. Поднимание выпрямленных ножек ребенка.

Ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка снизу так, чтобы Ваши большие и указательные пальцы держали голени, а ладони были обращены к ребенку. Остальные свои пальчики положите на колено ребенку. Затем поднимите выпрямленные ножки малыша вверх до вертикального положения и медленно опустите их.

Упражнение 5. Приподнимание туловища с поддержкой за выпрямленные руки. Подготовка к ползанию.

Ребенок лежит на животе.  Дайте малышу обхватить ваши большие пальцы своей ручкой, поддержите его кисти остальными своими пальцами.

Отведите выпрямленные ручки ребенка в стороны, а затем поднимите прямые ручки вверх на уровень ушей. Малыш при этом поднимает голову вверх – назад. При этом он упирается стопами в Ваш живот. Продолжайте нежно поднимать его до положения стоя на коленях.

Упражнение 6. Бокс с кольцами.

Возьмите два пластмассовых кольца. Дайте ребенку схватиться за кольца руками: одно кольцо – в одной руке ребенка, другое – в другой. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша.

Упражнение 7. Упражнение по стимуляции ползания к игрушке.

Это упражнение проводится с малышом, когда он еще не начал ползать. Как только малыш начнет ползать, упражнение можно не делать, а просто предоставить ребенку возможность активно ползать.

В упражнении работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Положите малыша на живот, ножки его согнуты. Ребенок лежит ножками к Вам.

Вы фиксируете обе стопы малыша с тыльной их стороны так, чтобы Ваш указательный палец лежал между стопами. Затем Вы сгибаете и разгибаете ножки малыша в коленях и тазобедренных суставах (движение «лягушка», как будто лягушка плывет).

После нескольких таких движений придержите ножки малыша в положении сгибания и дайте ему возможность самому оттолкнуться от Вашей руки до полного разгибания ножек. В результате тело малыша немного продвинется вперед.

Для стимуляции нового отталкивания положите перед малышом привлекательную игрушку и проделайте то же самое.

 

Как научить ребенка ползать: упражнения на фитболе 

Вам понадобится для упражнений фитбол размером  примерно 60 см без рогов и без ушек, без пупырышков  и без шипов на поверхности.  А также Вам понадобится поддержка папы ребенка в проведении с ним гимнастики. На поверхность мяча положите чистую пеленку. А на нее – малыша.

Приведенные ниже упражнения можно делать для подготовки мышц малыша к активному ползанию с возраста 5-6 месяцев.

Упражнение 1: для развития координации ножек ребенка и подготовки малыша к ползанию

Малыш лежит на мяче на пеленке на животике. Взрослый находится за мячом, удерживая ребенка за голени обеими своими руками.

Взрослый покачивает мяч вперед – назад (то есть «от себя – на себя»).

Как это правильно делать:

— Когда взрослый качает мяч «на себя», то взрослый тянет ребенка правой рукой за правую ножку, распрямляя ее. А левая ножка малыша в этот момент сгибается.

Затем в движении мяча «от себя» взрослый распрямляет левую ножку, а правая ножка малыша сгибается. Как будто Вы даете малышу возможность оттолкнуться от ваших рук.

Так и дальше руки передвигаются вперед – назад, удерживая ножки ребенка. Ножки ребенка передвигаются попеременно.

Можете приговаривать малышу строчки плавно и ритмично, протягивая гласные и слоги:

«Ай-да, ай-да
На ка-че-ли се-ли!
Ай-да, ай-да,
Вот как по-ле-те-ли!»

 

Упражнение 2: для развития тазобедренных суставов

Упражнение обязательно делают с малышом одновременно и папа, и мама, так как мяч в нем не фиксирован! И два взрослых нужны для безопасности проведения упражнения.

Упражнение называется «лягушечка».

Папа стоит за мячом, малыш лежит на пеленке на мяче ножками к папе на животе. Мяч не фиксируется.

Папа катит мяч «на себя», одновременно сгибая обе ножки ребенка, и тут же толкает мяч вперед, разогнув сразу обе ножки ребенка. Движения надо делать плавно. Как будто папа телом малыша качает мяч.

Мама во время упражнения находится по стороны головы ребенка  и ловит малыша за ручки, страхуя его и стопоря мяч.

Вы можете использовать по ходу этого упражнения старую пестушку, в которой ранее отображалось перетягивание льна. Произносим напевно по слогам, растягивая гласные в слогах, в ритм упражнения.

Тяни холсты, потягивай!
В коробочку накладывай!
Это папе холст, это маме холст, это деде холст, это бабе холст.
А это Ванечкин (Катюшин, Костин  и т.д. – называем имя ребенка) холст.
А вот этот холст с мышиный хвост!

 

Или можете придумать свою пестушку:

Калачики – калачики,
Едет Ваня на мячике.
А белочка в тележке
Щелкает орешки!

Можно также пропевать малышу  во время выполнения упражнения песенку о лягушке:

Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква!

 

Нужно выбрать одну песенку и пропевать ее каждый раз малышу во время этого упражнения (создать ритуал, «традицию» выполнения упражнения), чтобы малыш уже узнавал ее  ритм, мелодию и слова.

Упражнение 3: развития силы рук малыша, необходимой для ползания на четвереньках

Малыш лежит на пеленке на мяче животиком вниз. Взрослый встает перед мячом лицом к лицу малыша и фиксирует ручки ребенка своими руками. Локтями взрослый удерживает мяч.

Как правильно захватить ручки ребенка в этом упражнении для подготовки к ползанию: малыш держит Вас за большие пальцы рук своими пальчиками рук, а Вы крепко держите – фиксируете запястье ребенка другими своими четырьмя пальцами (указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Выполните покачивание мяча от себя и как бы оттолкните малыша, чтобы он разогнул свои ручки в локтях и словно потянулся назад на мяче назад. После этого качните мяч на себя. Малыш при этом как бы подтягивается вперед, сгибая ручки.

Последовательность усложнения этого упражнения:

— Сначала малыш просто лежит на животе на мяче. Упражнение проводится за счет инерции мяча. Когда Вы почувствуете, что малыш понял, что надо крепко держаться за Ваши руки, то покачайте его на мяче. Следите, чтобы он сам крепко сжимал Ваши большие пальцы и держался.

— После этого Вы можете делать упражнение в полном варианте: малыш сам держится крепко за Ваши руки, сгибает их и подтягивается на руках, как бы толкая при этом мяч.

Во время упражнения, когда оно уже освоено,  можно говорить слова:

Ай, качи-качи-качи!
Под подушкой – калачи!
В ручках – прянички!
В щечках – яблочки!

Как научить ребенка ползать: игры и игровые упражнения

Прежде чем проводить игры,  описанные ниже, внимательно прочитайте описание из предыдущей статьи о ползании (ссылка на нее дана выше) о том, как правильно использовать игрушки для стимулирования ползания у малыша. И начинайте играть и получать от игр удовольствие, развивая малыша с радостью и получая от этого вдохновение и новые идеи. Придумывайте свои игры, делитесь ими, приобщайте к придумыванию игр родственников, старших братьев и сестер малыша.

Длительность одной игры: 3-5 минут.

Для того, чтобы стимулировать малыша к ползанию используют яркие музыкальные звучащие и заводные игрушки, которые привлекут его внимание.

Игра 1. Доползи до погремушки (для детей с 7 месяцев)

Вы отходите от малыша на расстояние 1,5-2 метра и показывает интересную музыкальную или заводную игрушку, позвучите игрушкой и скажите: «Ванечка (имя ребенка), колокольчик звенит: динь – динь! Ползи сюда». Дайте малышу доползти до игрушки и дайте игрушки ему в руки, пусть он ее обследует, ей поиграет и позвучит. Затем возьмите игрушку из его рук и снова отойдите на расстояние 1, 5-2 метра (в другую сторону комнаты) и пригласите малыша поиграть.

Таких циклов в игре может быть от 2 до 4. Каждый раз взрослых хвати малыша и меняет свое местонахождение в комнате.

Игра 2. Ползаем с препятствиями: учим ползать на возвышение и спускаться с него

Положите на пол плоскую подушку (из поролона). Это может быть плоская диванная подушка или плоская деталь Вашего дивана или софы.  Покажите игрушку, например, птичку, которая прилетела на эту подушку и прыгает – скачет сейчас на ней, привлекая малыша к себе. Малыш ползет и  забирается на возвышение вслед за игрушкой.  А потом вслед за ней сползает с него.

Важно этому действию (заползать на небольшое возвышение и сползать с него) обучить малыша в возрасте 7 месяцев. Сопровождайте игру словами «Возьми», «Где .. ?  Вот…!», «Достань». Поощряйте ребенка словами, жестами,  интонацией восторга за его успехи.

Можете выложить целую дорожку из диванных подушек. Можно делать препятствия в виде стула или других крупных предметов, вокруг которых нужно проползти чтобы достичь цели.

Препятствия мы используем тогда, когда малыш уже хорошо ползает. Это примерно возраст 8-9 месяцев.

Игра 3. Догони мяч (для  детей, умеющих ползать,  с 8 месяцев  и старше)

Это игра для тех детей, которые уже научились ползать  и используется для совершенствования этого умения.

Покажите малышу мяч, оттолкните мяч и предложите его догнать: «Ванечка, догони мяч!». Малыш ползет за мячом. Взрослый его хвалит и предлагает оттолкнуть мяч самому и его догнать.

Игра 4. Найди лялю (с 7-8 месяцев)

Покажите ребенку игрушку, например, куклу Лялю и спрячьте ее. На глазах ребенка закройте куклу платочком: «Где ляля?». Снимите платочек: «Вот кукла ляля! Ляля!»  Затем посадите куклу на расстоянии 1-2 метров от малыша (в зависимости от его умения ползать) и закройте платочком: «Где ляля? Найди лялю». Малыш подползает к игрушку, срывает платочек и берет игрушку в руки,  рассматривает ее и обследует. Похвалите малыша.

Игру можно повторить 3-4 раза подряд, пряча игрушку в разных местах комнаты.

Для игры используется кукла без парика (с вылепленным париком) или пластмассовая или текстильная, безопасная для ребенка и пригодная к тому, чтобы он ее обследовал и изучил со всех сторон.

Игра 5. Догони, догони (Догоню, догоню)

Возьмите игрушку, привлеките внимание малыша к этой игрушке. Дальше игрушка «убегает» от ребенка, а он ее догоняет – ползет за ней.

Можете и Вы сами то догонять малыша, то «убегать» от него, приговаривая: «Догоню – догоню!». Когда Вы догнали отползающего от Вас малыша, возьмите его руки, поднимите вверх и снова отпустите ползти на пол. И повторите игру пока она доставляет и Вам, и малышу радость и удовольствие от общения!

Вы можете также сами ползать на четвереньках, догоняя малыша и убегая от него, если это доставляет вам обоим удовольствие и радость. Сначала Вы, ползая на четвереньках и шлепая ладошками по полу, «убегаете» от малыша, затем, когда он Вас догоняет, обнимаете малютку. Хлопаете в ладоши и говорите ему «Догоню Катюшу, догоню, догоню!» и устремляетесь вслед за ним.

Игра 6. Воротца

Соорудите из стульев или стола или другого подручного домашнего материала воротца. Покажите малышу, как проползать в воротца, при этом малыш не сразу поймет, что Вы делаете и может ползти рядом с Вами. После этого положите игрушку за воротца, чтобы малышу было интересно проползти через воротца и ее достать.

Игра 7. Волчок

Привлеките внимание малыша к себе – позовите его. И запустите цветной волчок (деревянный волчок или музыкальный детский волчок). Малыш делает попытки подползти к волчку.

 

Игра 8. Заводная игрушка

Покажите малышу на полу любую заводную яркую игрушку в действии. Пусть он сначала понаблюдает за ней издалека. Затем придвиньте игрушку к малышу (расстояние зависит от умения ребенка ползти: для малышей, которые еще учатся ползти – так, чтобы он быстро ее мог схватить, для умеющих ползать детей – на расстояние 1-2 метра). Хвалите малыша.

Помогайте малышу ползти, если в этом есть необходимость. Как это делать – см. выше в разделе «Как правильно использовать игрушки для развития ползания».

Игра 9. Соревнование

Это игра – соревнование в ползании между взрослым и малышом.

Покажите заводную игрушку, заведите ее и попросите достать. После этого имитируйте, что Вы догоняете игрушку и «наперегонки» с малышом ползите к ней. Дайте малышу победить Вас и прийти к «финишу» первым. Порадуйтесь за него.

 Игра 10. Прятки с игрушками

Возьмите яркие платочки (яркие лоскутки ткани) и разные звучащие предметы и игрушки, интересные для ребенка. Разложите на полу в разных местах комнаты звучащие игрушки и накройте их платочками так, чтобы из-под платочка был виден небольшой кусочек игрушки.

Покажите малышу игрушку (например, не разворачивая платочка, позвените погремушкой в нем, малыш погремушку не видит и не знает, что звенит). Пригласите малыша присоединиться к Вам: «Иди ко мне, Ванечка, иди!». Можете пододвинуть игрушку под платочком поближе к ребенку. Как только малыш доползет до игрушки и снимет с нее платочек, дайте ему возможность наиграться с этой игрушкой вдоволь. И позовите к следующей игрушке. Например, возьмите колокольчик, укрытый платочком и не разворачивая его позвените. Малыш поползет к колокольчику, чтобы посмотреть, что звенит в платочке.

 Еще о развитии ползания у ребенка первого года жизни Вы найдете ценную информацию в других статьях  сайта:

— Когда ребенок начинает ползать (календарь развития ползания, индивидуальные различия в ползании, почему так важно правильное ползание ребенка и что это такое).

— Как научить ребенка сидеть. Сидение и ползание — что важнее?

— Ребенок не ползает: коррекционная гимнастика для малыша. 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

упражнения для ползания ребенка — 25 рекомендаций на Babyblog.

ru

Первый год — это время самого интенсивного роста и развития. Грудничок за первые 12 месяцев получает огромное число навыков и умений. Молодым мамам будет очень полезно узнать, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину. Наша страничка вам в этом поможет. Умения ребеночка переворачиваться с животика на спинку и наоборот — это важные этапы в его развитии. Именно они закладывают основу для дальнейшего формирования малыша, подготавливают его к умению самостоятельно сидеть, ползать, а также ходить.


Конечно, достижения ребенка и переход его развития от одного этапа к другому (например, от ползания к хождению), прежде всего, зависят от физиологических особенностей малыша, от его физического развития, от характера и нрава ребенка. Но и не только от этого. А также от того, насколько родители заинтересованы в развитии своего ребеночка, как они помогают своему малышу достичь тех или иных успехов (без ущерба его здоровью, а лучше всего с предварительной консультацией детского врача).


Каким образом научить ребеночка переворачиваться на животик? Что для этого надо делать?


Прежде всего необходимо постоянно заниматься физическим развитием малыша, каждый день делать гимнастику и по возможности проводить сеансы массажа. Делая физические упражнения с ребенком, важно помнить:


— недопустимы резкие движения при сгибании и разгибании ног и рук крохи;

— если ребенок плачет и не хочет заниматься, то придется либо заинтересовать его, делая упражнения в игровой форме, либо отказаться от упражнений до подходящего момента.


Комплекс упражнений, которые необходимо с ребенком совершать каждый день:

1. «Велосипед» — попеременное сгибание и разгибание ножек.


2. «Поднятие ног» — ножки, не сгибая в коленях, поднимаются как можно выше, тянутся к головке.

3. «Обнимашки» — ребенок своими ручками «наперекрест» обнимает сам себя.


4. «Вверх — вниз — в стороны» — поднятие, опускание и разведение в стороны ручек.

5. Выкладывание на животик.


Все упражнения делаются на твердой поверхности.


Упражнения, которые помогут маленькому «спортсмену» освоить «перевороты» со спинки на животик:


1. Перекатывание малыша с одной стороны на другую. Ножки ребенка должны быть прямыми.


2. Ребеночек лежит на спине. Взрослый перекидывает одну ножку ребенка через другую (образуется захлест). В таком положении необходимо малыша удерживать несколько минут. Ребенок сам попробует перевернуться, так как в таком положении неудобно лежать. Если ребенок не старается этого сделать, придется ему помочь. Повторяя это упражнение, ребенок поймет, что от него хочет мама или папа, и сделает попытку к перевороту. Самое главное — набраться терпения. Для того, чтобы был результат, необходимо время.


Важно: при переворотах малыша не стоит забывать про ручку ребенка. Пока малыш не умеет ее вытаскивать из-под себя, поэтому первое время родители должны ему помогать в этом.


3. Еще одно упражнение, стимулирующее ребенка к переворотам. «Удерживание на боку». Ребеночек кладется на бок, взрослый аккуратно придерживает малыша, но сам при этом находится позади ребенка так, чтобы малыш его не видел. Это упражнение делается по несколько минут на каждый бок.


Таким образом, ежедневные занятия с малышом помогут в его физическом развитии и подготовят ребенка к новым достижениям.

значение, техника, комплекс упражнений, чтобы научить правильно ползать

Научившись держать головку и переворачиваться, некоторые дети сразу начинают осваивать навыки сидения и вставания. Однако, по мнению педиатров, младенца лучше сначала научить ползать и только потом сидеть и вставать. Чтобы техника ползания была правильной, нужно выполнять с ребенком специальный комплекс упражнений для обучения этому навыку.

Значение ползания для развития ребенка

Ползание — одно из важнейших звеньев вышеупомянутой цепочки развития ребенка. Именно в это время ребенок приобретает способность двигаться и перемещаться в пространстве. Во время обучения ползанию происходит стимулирование роста двигательной активности и, как следствие, нервно-психическое развитие.

Значение ползания для развития ребенка сложно переоценить. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок.

Таким образом идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу «прямохождения» (ходьбе), плюс к этому — хорошая тренировка для удержания равновесия.

Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша. У ребенка появляется чувство независимости: теперь он без помощи мамы и папы может добраться куда ему угодно, исследовать все уголки столь огромного и пока не познанного им мира.

В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже — садиться и вставать. Если ваш малыш в возрасте 7-8 месяцев не делает никаких попыток к освоению данного навыка, то желательно самим подтолкнуть его к этому.

Но учтите, что практически невозможно заставить или спровоцировать ребенка к ползанию, потому что «пришла пора».

Малыш начнет ползать только тогда, когда сам будет к этому готов, когда в нем проснется интерес к движению, появится желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие его вещи, трогать предметы.

На этом и базируется родительская помощь неторопливому «ползуну». Вам необходимо заинтересовать, привлечь малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, поскольку ползти, собственно говоря, и некуда!

Он слишком ограничен в пространстве и не имеет стимулов к попыткам вырабатывания у себя какого-то нового двигательного навыка. Поэтому, если для вас немаловажно нормальное своевременное физическое развитие обожаемого чада, не стоит строго ограничивать для него рамки дозволенного.

Позвольте маленькому открывателю самостоятельно решать вопросы действия: куда, зачем и когда. Будьте уверены, результаты такой терапии не заставят себя долго ждать.

Кроме того, не стоит удивляться и беспокоиться, если ваш малыш начал ползать, но как-то странно. Способов ползания существует великое множество. Из известных можно перечислить, например, ползание «по-пластунски», «лягушкой», «гусеницей».

Ползти можно также вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику. Ваш малыш выберет для себя любую из них или придумает свою собственную, которая будет для него оптимальной и наиболее удобной.

Не волнуйтесь, рано или поздно все «ползунки» осваивают правильную технику ползания — «перекрестную», когда рука работает в паре с противоположной ногой.

Далее вы узнаете, как помочь ребенку научиться ползать и сможете посмотреть видео упражнений для развития навыков ползания:

Упражнения, способствующие навыкам ползания

Большое внимание должно уделяться гимнастике, способствующей развитию навыков ползания. Ежедневно выполняйте комплекс для укрепления мышц туловища малыша (спины, плечевого пояса, груди и рук), а также мышц ног.

Нелишним будет и проведение расслабляющего массажа. В него должны включаться поглаживающие движения и растирание всех задействованных мышц.

Ниже представлен пример наиболее полного и эффективного комплекса упражнений, чтобы научить ребенка ползать.

1. Выкладывание на живот (5-10 минут 2-3 раза в день)

Выкладывая ребенка на живот, подложите ему небольшой плотно скрученный валик (можно сделать из одеяла, тонкой подушки или полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно лежать на нем. Также не должно быть перевеса вперед и назад его головы или попы. Потяните ребенка вперед—назад за ноги так, чтобы он имел возможность легко передвигаться с приподнятым животом.

2. Ползание с отталкиванием от руки (4-5 раз)

Выполняется лежа на животе, стопами к вам. Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой держите его под живот, приподнимая вверх, тем самым помогая малышу оторвать живот от стола или пола. Яркую игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляйте. Побуждайте ребенка ползти вперед, но обратите внимание, что он должен это делать самостоятельно.

3. Отведение плеч назад (2-3 раза)

Выполняется лежа на животе, стопами к краю стола. Возьмите ребенка за кисти рук. Сначала потяните их вперед до полного выпрямления. Слегка приподнимите голову и корпус малыша над столом. Затем начинайте уводить руки в стороны, медленно сгибая их в локтях. Прижав плечи малыша к боковой поверхности грудной клетки, начинайте отводить их назад и вверх до момента сближения лопаток.

4. Сгибание и разгибание ног и рук (по 8-12 раз каждой рукой или ногой)

Выполняется лежа на животе. Начните со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхватите каждую в виде кольца всеми пальцами кистей чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибайте и разгибайте колени левой и правой ноги.

При этом работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног «лягушкой») или к центру живота (положение ноги вместе), приподнимая таз вверх. Затем перейдите на сгибание рук.

Так же обхватите предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибайте и разгибайте руки в локтевых суставах. При этом ладони малыша должны скользить по поверхности стола или пола, а кулачки должны разжиматься. Все ваши движения словно имитируют настоящее ползание. Сопровождайте выполнение упражнения командой и счетом: «Ползем, раз — два — три — четыре».

5. Подъем корпуса за кисти выпрямленных рук (2-3 раза)

Положение лежа на животе, стопами к краю стола. Одной рукой возьмите малыша за кисти рук. Потяните их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начните приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой необходимо придерживать малыша в области середины спины. Задержите такое положение на 2-3 секунды. Плавно вернитесь в изначальное положение.

6. Хождение на руках при поддержке под живот (4-5 раз)

Упражнение выполняется вдоль длинного края стола или дивана. Возьмите малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, другая — под животиком и бедрами. При этом, удерживая ребенка под грудью, ваша кисть должна быть сильно вытянута.

Большой палец отогнут вертикально и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышек. Создавая эффект хождения на руках, подталкивайте руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую, то правую. Добравшись до противоположного края, протяните малыша обратно так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.

7. Пришивание при потягивании за руки (2-3 раза)

Изначальное положение лежа на спине, стопами к краю стола. Возьмите ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяните за них, но не поднимайте малыша сами. Дождитесь, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны.

Продолжайте придерживать малыша, следите за ровным положением его спины. Плавно верните ребенка в изначальное положение, фиксируя голову малыша.

8. Поднимание прямых ног (4-5 раз)

Положение то же: лежа на спине, стопами к краю стола. Двумя руками удерживайте голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша поднимите прямые ноги до угла 90°. Затем плавно верните в изначальное положение.

Также в комплекс упражнений, чтобы ребенок начал ползать как можно быстрее, рекомендуется включать повороты со спины на живот и обратно, «ножницы» руками и ногами, боксирующие движения руками и круговые поглаживания живота и спинки малыша.

Дорогие родители, помните, что физическое развитие вашего чада напрямую связано с его умственным развитием. Не ленитесь уделять должное внимание гимнастике и активным играм с малышом, во время которых детское любопытство будет стимулировать кроху к освоению новых движений, еще совсем недавно недоступных для него.

В этом видео показаны основные упражнения, как правильно учить ребенка ползать:

Как помочь ребенку научиться ползать | Упражнения, чтобы поползти

23.09.2019