Условные знаки местности по географии – Условные знаки географических карт 🌎 виды, таблица условных знаков отражающая тематическое содержание карты, топографические знаки в географии

Условные знаки по географии на карте

Язык условных знаков
Понятие о плане местности
План и карта

Планы и топографические карты имеют единую систему условных знаков. В основе этой системы лежат следующие положения:

  • каждому графическому знаку всегда соответствует определенный тип объекта или явления;
  • каждый условный знак имеет свой четкий рисунок;
  • на картах и на планах, которые имеют разный, но близкий масштаб, условные знаки одних и тех же объектов отличаются, как правило, только размерами;
  • в рисунках условных знаков используются приемы и средства, обеспечивающие воспроизведение профиля или внешнего вида соответствующих объектов на земной поверхности, способствующие установлению ассоциативной связи знака и объекта. Обычно выделяют 10 способов формирования композиций знаков.

1. Способ значков.

Он применяется для указания местоположения объектов, не выражающихся в масштабе карты (значки отдельно стоящих деревьев, зданий, месторождений полезных ископаемых, населенных пунктов, туристических объектов). По своей форме они могут быть геометрическими, буквенными, картинными. В любом случае эти знаки указывают местоположение данного объекта, взаимное расположение различных объектов.

2. Способ линейных знаков.

Он используется для передачи объектов и явлений линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабах карты. Таким способом на топографических картах или планах показывают реки, границы, пути сообщения.

3. Способ изолиний (от греч. «изос» — равный, одинаковый).

Этот способ предназначен для характеристики явлений сплошного распространения на Земле, имеющих числовое выражение, — рельефа, температуры, осадков, давления и др. Изолиниями при этом называют кривые, соединяющие точки с одинаковым количественным значением. В зависимости от того, какое явление они характеризуют, изолинии будут называться по-разному:

  • изотермы — линии, соединяющие точки с одинаковой температурой;
  • изогисты — линии, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков;
  • изобары — линии, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением;
  • изогипсы — линии, соединяющие точки с одинаковой высотой;
  • изотахи — линии, соединяющие точки с одинаковой скоростью ветра.

4. Способ качественного фона.

Он применяется для выделения однородных в качественном отношении участков земной поверхности по природным, социально-экономическим, политико-административным признакам. Этим способом, например, показывают государства на политической карте мира или районы на картах административного деления областей, возраст горных пород на тектонических картах, типы почв, типы растительности на почвенных картах или на картах размещения растительного мира.

5. Способ диаграмм.

Его используют для отображения каких-либо количественных характеристик явлений сплошного распространения в конкретных точках, например, годовой ход температуры, количество осадков по месяцам или розы ветров по метеорологическим станциям.

6. Точечный способ.

Он применяется для показа массовых явлений, рассредоточенных по территории. Например, этим способом показывают размещение населения, посевных или орошаемых площадей, поголовье скота и т.д.

7. Способ ареалов.

Его применяют для отображения области распространения какого-либо явления (не сплошного по полю карты мира), например, растений, животных. Графическое оформление границы и площади контура ареала может быть самым разнообразным, что дает возможность многогранной характеристики явления.

8. Способ знаков движения.

Он предназначен для показа различных пространственных перемещений (перелетов птиц, маршрутов путешествий, морских течений и других). В качестве графических знаков движения используются стрелки и полосы. С помощью них можно показать путь, способ, направление и скорость перемещения явления, а также некоторые другие характеристики. На планах и топографических картах этим способом показывают и направление течения реки.

9. Способ картодиаграммы.

Он обычно используется для показа в виде диаграмм количественных характеристик явлений в пределах отдельных территориальных единиц. Способ широко применяется при анализе и обработке статистических и экономических показателей, таких, например, как объем производства, структура земельного фонда, запас древесины и другие.

10. Способ картограммы применяют, как правило, для сравнения относительных показателей какого-либо явления, характеризующих какую-либо территорию в целом. Таким способом, например, показывают среднюю плотность населения на 1 км2 по административным единицам, среднюю лесистость областей и т.д. Этот способ, как и способ картодиаграмм, широко используется при анализе статистических показателей.

В самих способах изображения условных знаков заключены сведения о том, для каких объектов и явлений они могут применяться, каковы их возможные и наилучшие сочетания при выражении того или иного содержания карт. Некоторые, условные знаки вообще не могут комбинироваться на одной карте: например, точечный способ не сочетается на карте со способом значков и картограмм. С картограммой хорошо сочетаются способы значков. Это очень важно знать для использования условных знаков.

Перед созданием карты любого масштаба идет отбор явлений или объектов, которые необходимо в виде условных знаков отобразить на ней.

Хорошо изучив условные знаки, можно затем работать с любыми топографическими картами или планами. Правила пользования этими знаками составляют важные разделы грамматики языка карты или плана.

«План местности. Условные знаки»

Содержание учебного материала по теме:

«План местности. Условные знаки»

6 класс

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План мест­ности. Условные знаки». Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Изображения местности бывают нескольких видов: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, снимок с космического спутника, карта, план местности (топографический план).

Для создания топографических планов используют современную технику (вертолёты, самолёты, спутники) (рис.1).

Рис.1. Самолет М-101Т «Сокол» – предназначен для съёмки местности

(http://www.gisa.ru)

Фотоснимки, полученные в результате аэрофотосъёмки земной поверхности, называются аэрофотоснимками.

Рассмотрим аэрофотоснимок (рис.2) и топографический план (рис.3) одной и той же местности (русло Москвы-реки в районе Воробьёвых гор). Какое изображение нам даёт более полную информацию о географических объектах? Каким видом изображения удобнее пользоваться, чтобы совершить прогулку по Москве?

Сравнение, позволит сделать вывод о том, что именно по плану местности мы можем узнать подробную информацию о географических объектах (например, название реки, название улиц, станций метро, парков).


Рис. 2. Аэрофотоснимок снимок

(http://maps.google.ru)


Рис. 3. План местности

(http://maps.google.ru)

Масштаб 1:50 000

У
Зеленые насаждения
Шоссе
Здание

Река
Железная дорога


словные обозначения

Теперь нам необходимо подробнее познакомиться с теми особенностями, которые отличают топографический план от аэрофотоснимка.

Представьте, что вы идете в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое сна­ряжение, какую одежду взять, возможно — подготовиться к пе­реходу реки, оврага и т. д. Информацию о районе похода Вы сможете получить, правильно прочитав карту.

Пред Вами два разных изображения земной поверхности: спутниковый снимок (рис.1) и топографическая карта (план местности) (рис.4-5).

Рис. 4. Аэрофотоснимок

(Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, 2009)


Рис.5.

Давайте выясним,

сравнив спутниковый снимок и план местности. Найдем черты сходства и различия.

Используя рисунки 4 и 5, заполним таблицу «Особенности изображения местности».


Особенности изображения

План местности

Аэрофотоснимок

1. Вид сверху

+

+

2. Можно узнать название населенного пункта, реки, озера и т.д.

+

_

3. Можно определить вид растительности, названия пород деревьев

+

_

4. Изображены все видимые объекты сверху

_

+

5. Изображены только важные объекты

+

_

6. Можно узнать стороны горизонта

+

_

7. Объекты изображены условными знаками

+

_

Подведем итог – что же такое топографическая карта или план местности?

Запишем определение понятия «план местности» в тетрадь.

План местности или топографический план (от лат. «планум» — плоскость) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

Для того чтобы работать с топографическим планом, нужно уметь его читать. «Азбукой» топографического плана являются условные знаки. Условные знаки, используемые для построения планов местности, одинаковы для всех стран мира, что облегчает их использование даже при незнании языка.

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах или планах для изображения различных объектов и их количественных и качественных характеристик. Другими словами, условные знаки, обозначают предметы на плане и похожи на эти предметы.

Что можно узнать, пользуясь данным планом местности (рис.6)?

Рис. 6. План местности (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, 2009)

И ещё многое другое!

Топографические условные знаки принято разделять на: масштабные (или площадные), внемасштабные, линейные и пояснительные

.

Зарисуйте в тетрадь следующую схему:
Масштабные, или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана. Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски. Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди). Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания (http://www.spbtgik.ru).

Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Вырубка

Лес лиственный

Редколесье

Озеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок

Внемасштабные или точечные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов. Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака. Это могут быть отдельные сооружения, например, заводы, мосты, месторождения полезных ископаемых и пр. Кружками обозначают населённые пункты, а звёздочками — электростанции. Иногда точечные условные знаки напоминают силуэт какого-либо объекта, например, упрощённый рисунок самолета показывает аэродром, а палатки — кемпинг.
Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!


Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Вырубка

Лес лиственный

Редколесье

Озеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками. Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.

Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Вырубка

Лес лиственный

Редколесье

Озеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция




Шоссе
Просека
Тропа
Линия

электропередачи
Железная дорога

Река
Обрыв

Овраг

Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д. Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.
Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Вырубка

Лес лиственный

Редколесье

Озеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция




Шоссе
Просека
Тропа
Линия

электропередачи
Железная дорога

Река
Обрыв

Овраг


Подробнее рассмотрим данный тип условных знаков.

Если Вы хотите познакомиться с другими условными знаками, можете скачать следующий документ (Файл Word)

http://irsl.narod.ru/books/UZTKweb/UZTK.html

Теперь применим теоретические знания на практике.

Необходимо выполнить следующие пять заданий.

Задание 1.

План местности используется для:

А) изучения обширной территории, например, России;

Б) строительства, сельскохозяйственных работ на небольшой территории;

В) путешествия по различным странам мира;

Г) для прокладывания маршрута, если Вы хотите отправиться в поход.

Задание 2.

«Азбукой плана» являются условные знаки. Но что им соответствует на местности? Подберите номер, под которым изображен условный знак, соответствующей букве, обозначающей его значение (рис. 7).

Например: 1-А; 2- В.

А) обрыв; Б) болото; В) тропа; Г) кустарник; Д) луг

Рис. 7. Условные знаки плана местности

(Баранчиков, Козаренко, 2007)

Задание 3.

Дороги обозначаются на плане:

А) черными сплошными или пунктирными линиями;

Б) коричневыми линиями;

В) линиями голубого цвета;

Г) линиями зеленого цвета.

Задание 4.

Масштабными или площадными условными знаками на планах местности обозначаются следующие объекты:

А) болото, фруктовый сад, лес, пашня;

Б) колодец, школа, родник, отдельно стоящее дерево;

В) тропа, просека, река, овраг;

Г) железная дорога, огород, завод, озеро.

Задание 5.

Внимательно изучи фотографию (рис. 8) и прилегающий к ней план (рис. 9).

Ответь на вопросы.

Рис.8.


Рис.9.


Вопрос 1. Школьники-туристы переходят реку вброд недалеко от места впадения в нее ручья?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 2. Можно ли по плану определить, в какую сторону течёт река Сона?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 3. Можно ли по фотографии определить, какова вероятная ближайшая цель школьников-туристов?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 4. Можно ли по плану местности определить, что туристы направляются в сторону деревни Сонино, где они могут отдохнуть и пополнить свои продовольственные запасы?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 5. Какие угодья, занимают большую часть территории, изображенной на плане.

А) болота;

Б) смешанный лес;

В) кустарник;

Г) луг.

Список литературы, использованной учителем при разработке урока


  1. География Земли: 6 кл.: задания и упражнения: пособие для учащихся/ Е.В. Баранчиков, А. Е. Козаренко, О. А. Петрусюк, М. С. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 7-11.

  2. Начальный курс географии: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2010. – 174с.

  3. Рабочие программы по географии. 6-9 классы/ Н. В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 5-13.

Этот материал для вас подготовила учитель  географии ЦО №109

Дарья Николаевна Чекушкина.

Адрес электронной почты: chekushkina.daria@gmail.com

Технологическая карта урока по географии по теме «План местности. Условные знаки»

учитель географии

БОУ «Атирская СОШ»

Отлякова Елена Геннадьевна

Предмет: география

Класс: 5

Тема

«План местности. Условные знаки»

Цель урока: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках.

Задачи урока:

Образовательные:

— познакомить учащихся с понятием план местности и со значением плана местности как модели земной поверхности в жизни человека;

— раскрыть роль условных знаков;

— сформировать знание о масштабе и его видах;

Развивающие:

— развивать умение определять объекты местности с помощью

условных знаков;

— развивать мышление, способности к

самостоятельному решению задач;

Воспитательные:

— воспитывать любовь к Родине;

— воспитывать активность, умение слушать и вступать в диалог, повышать заинтересованность в изучении предмета географии.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация для сопровождения урока, атлас, физическая карта полушарий, физическая карта России, топографический план села Атирка. Раздаточные материалы: рабочие листы (таблица сравнения), топографическое лото, набор сигнальных знаков для самоанализа, линейка.

Технологическая карта урока

Приветствует учащихся, создает благоприятную атмосферу для работы, проверяет готовность учащихся.

Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.

Все за парты тихо сели. На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Включение учеников в работу.

Актуализация знаний

Задает вопросы на восстановление знакомой информации:

Предметом изучения географии является Земля, — её материки, океаны, страны. Но, нашу планету нельзя принести в школьный класс, поэтому при изучении географии пользуются разными изображениями Земли или её частей. СЛАЙД 1.

— Ребята, какие виды изображений земной поверхности вам известны?

Действительно, эти изображения дают возможность узнать о форме, величине и взаимном расположении географических объектов. СЛАЙД 2.

Можете заполнить задание № 1 и подписать виды изображения земной поверхности

Отвечают фронтально на вопросы.

— фото, аэрофотография, карта, план, глобус.

Выполняют задание № 1на рабочих листах

Мотивация

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с одним из видов изображения земной поверхности. А с каким, подскажите вы. Послушайте внимательно загадку:

Его с собой берёт геолог

Турист и археолог

С его помощью в пути

В любой пункт легко придти

Показать нам лес, болото

Главная его забота

— Ребята, как вы считаете, для чего необходим план местности?

_ Людям, каких профессий не обойтись без плана местности?

— Вам приходилось пользоваться планом?

Ребята, представьте, что вы идёте в поход в соседнее село Пологрудово, в 20 км от нашего села.

— Откуда вы сможете получить информацию о районе похода?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

(ПЛАН МЕСТНОСТИ)

Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.

(Прочитать план местности сможем, если будем знать условные знаки, изображённые на карте).

Подведение учащихся к теме урока

Этап целеполагания, подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы.

И так тема нашего урока «ПЛАН МЕСТНОСТИ. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ». СЛАЙД 3.

Сегодня мы учимся:

-понимать и давать определение понятий «план местности», «Условные знаки»,

— распознавать условные знаки плана местности

— понимать, что такое масштаб и для чего он нужен.

-правильно формулировать свои мысли

— слушать друг друга и учителя. СЛАЙД 4.

Тема и цели урока прописаны на слайдах.

Постановка цели и задач урока.

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

1. — Обратимся к заданию № 2 на ваших рабочих листах.

— Прочтём задание.

— Что вам необходимо сделать?

СЛАЙД 5.

Давайте все вместе заполним первый пустой столбец.

— О каком виде изображения земной поверхности в нём идёт речь?

Указать на выделенные признаки!!!

— Охватывает небольшие или обширные участки земной поверхности?

— Отражены реальные или уменьшенные размеры объектов?

— Объекты похожи на их реальный видна местности или изображены с помощью условных знаков?

— Изображы все объекты, видимые сверху, или только важные?

Если трудно предлагаю обратиться к фотографиям из задания 1.

— Дальше будем работать по рядам.

1 ряд — с планом, это тема сегодняшнего урока;

2 ряд — с картой, будет немного сложнее, потому что это тема следующих уроков.

3 ряд — с глобусом. С глобусом, как моделью Земли мы уже знакомы.

— От каждого ряда будет выступать один представитель, который расскажет о результатах своей деятельности.

— Давайте проверим, что у нас получилось, на экране высветятся результаты.

— Остальные проверят информацию и если необходимо сделают исправления.

Посмотрите внимательно на заполненную таблицу

— Найдите в ней характеристику плана

На их основе попробуйте составить своё определение топографического плана.

Т.П. –Это изображение небольших участков земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

СЛАЙД 6

Наше определение оказалось верным?

— Теперь вы знаете, что такое план местности.

Найдите в рабочих листках задание №3 и запишите определение.

2.

Внимательно рассмотрите план села Атирка.

— Какие объекты нанесены на плане местности?

— Как вы об этом узнали?

— Верно, эти знаки называются условными.

Условные знаки, это своеобразная азбука, с помощью которых можно прочитать и узнать местность, изображённую на плане.

Обратимся к атласу на странице 4-5.

— Рассмотрим словные знаки на планах местности.

Обратимся к слайду презентации СЛАЙД 7.

Делаем вывод:

— Для чего необходимы условные знаки?

— На ваших партах есть «Топографическое лото».

На большой карточке дано словесное описание условных знаков, и шесть маленьких карточек – с изображением условных знаков. Ваша задача найти соответствие.

— Аэрофотоснимок

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Выполняют задание по рядам, при необходимости обсуждают.

Проверяют и обсуждают выполненное задание с учителем.

Зачитывают признаки плана.

4-5 учащихся.

Формулируют учащиеся.

Записывают.

Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.

— Предметы на местности изображены значками

Учащиеся рассматривают условные знаки в атласах, обсуждают, комментируют.

(Отмечают требования к изображению: простота, непохожесть друг на друга, изображённые знаки напоминают сами предметы)

Условные знаки необходимы, чтобы правильно читать план и представлять изображённую на нём местность.

Работают с «Топографическим лото». Работа в парах. Оказывают консультативную помощь друг другу во время взаимопроверки.

Способствовать усвоению знаний о плане местности, условных знаках, масштабе.

Дать представление о разнообразии условных знаков.

Развитие умений определять объекты местности на плане с помощью условных знаков.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения.

Создания на уроке положительной мотивации к учению, снятие напряжения. Настроить на плодотворную работу на уроке

Формирование понятия «масштаб»

Постановка проблемы. Как изобразить большую территорию на листе бумаги.

Я прошу вас начертить в своих тетрадях план класса в натуральную величину.

— Почему вы не можете начертить план?

— Что нужно сделать, что бы выполнить задание?

-Посмотрите вот на эти карты: физическая карта полушарий и карта России.

— Что вы можете сказать об изображении озера Байкал?

-Как вы думаете каким, словом обозначить его уменьшение?

Чтобы построенный план местности был точным, необходимо уменьшать каждый объект в одинаковое число раз. Это число, говорящее об уменьшении, называется масштабом. СЛАЙД 8.

— Масштаб записывается в виде отношения чисел.

— Масштаб может быть трёх видов: численный, именованный и линейный. СЛАЙД 9.

Численный масштаб. Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение. СЛАЙД 10.

Именованный масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане. СЛАЙД 11.

Линейный масштаб. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, носимой на картах для удобства измерения расстояния. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки. СЛАЙД 12.

Как правило, на картах с большим масштабом пишутся все три вида масштаба.

Делаем вывод:

Для чего нужен масштаб?

Практическая работа. Слайд 13.

Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы.

Проверяет выполнение работы.

Отвечают на поставленные вопросы.

— Класс большой, а листок маленький.

— Уменьшить класс или увеличить тетрадь.

— На карте России оно изображено больше, на карте полушарии меньше.

Предлагают варианты ответов.

Слушают пояснения учителя.

При изображении земной поверхности на плане мы уменьшаем расстояние между объектами, и помогает в этом масштаб.

Выполняют практическую работу по алгоритму. Один учащийся у доски. Остальные работают в парах, кому не сложно самостоятельно.

Научить детей различать виды масштаба, пользоваться ими.

Итоговый этап

— Что же мы узнали на уроке. СЛАЙД 14.

Анализируют и закрепляют полученную информацию на уроке.

Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.

Домашнее задание.

Запись домашнего задания на слайде.

Учитель комментирует. Уточняет, есть ли трудности. СЛАЙД 15.

Слушают пояснения учителя по ДЗ. Записывают домашнее задание.

Способствовать точной записи задания в дневниках.

Рефлексия.

Даёт задание учащимся оценить свою деятельность.

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала с помощью условных знаков. (лиственный лес, хвойный лес, родник ) СЛАЙД 16

Учащиеся оценивают свою деятельность. Выбирают соответствующий условный знак.

Учить рефлексии, развивать самоконтроль.

Конспект урока по географии на тему»,Понятие о плане местности. Условные знаки. » 6 класс

6 география

2 урок

Понятие о плане местности. Условные знаки.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

— уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЦЕЛИ:

ТИП:

ОБОРУДОВАНИЕ:

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ (ПРИВЕТСТВИЕ, ОТМЕТКА ОТСУТСТВУЮЩИХ, ПРОВЕРКА САМОЧУВСТВИЯ И ГОТОВНОСТИ К УРОКУ)

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ – ПРОВЕРКА Д/З

  3. МОТИВАЦИЯ –

  4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План местности составляется по определённым правилам топографами

Ребята, давайте запишем точное определение:  План местности (топографический план) – это чертёж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков.                 

   Отличительные особенности плана местности.

— По плану местности можно получить больше информации

-название улиц, рек, посёлков

— Направление на север, юг, запад , восток.

— о течении рек

— о высоте земной поверхности.

— составить план местности можно только при помощи условных знаков

Условные топографические знаки – знаки, обозначающие объекты на плане. Каждому соответствует свой цвет, они должны быть одинаковыми по форме, размеру, цвету.

6)Мы говорим, что на плане всё уменьшено в несколько раз, и здесь наверное тоже есть определённые правила, давайте разберёмся, что такое масштаб? Как вы считаете?

—  Для чего создаются планы местности? (Чтобы не заблудить­ся в походе.)

Перед отправкой в поход или в экспедицию нужно тщательно изучить местность, по которой предстоит идти. Выяснить наличие или отсутствие: болот, рек, мостов, бродов, дорог, населенных пунктов, родников и т. д. Планы местности составляют топогра­фы. Мы можем составить план небольшого участка местности — школьного двора, кабинета, своего дома, сада.

—  Что такое топографический план?

 Условные знаки

—  С чего следует начать знакомство с планом местности?
 (С условных знаков.)

Условными знаками изображают топографические объекты (растительные, водные, хозяйственные).

Каким цветом изображается растительность на плане? (Зе­леным.)

Назовите растительные объекты. (Кустарник, луг, лес.)

Какие водные объекты показаны на форзаце учебника?(Болото, река, озеро, пруд.)

Каким цветом показаны водные объекты? (Голубым.)

{Луг, болото, кустарник, обрыв, впадает ручей, над рекой проходит линия элек­тропередачи.)

(Учитель на доске дает перечень условных знаков, которые будут часто использоваться на уроках. Например: лес, река, род­ник, колодец, болото, просека, обрыв, овраг, луг, шоссе, грунто­вая дорога, тропа, кустарник, одинокое дерево, фруктовый сад, пашня, огород.)

Задание. Топографический диктант.

Замените слова условными знаками.

Привал мы устроили на лугу, на берегу озера, за озером нахо­дилась березовая роща. Вдоль озера проходила тропа. Недалеко от нас находился родник.

ФИЗМИНУТКА

Задание: Заменить в письме подчеркнутые объекты условными знаками.

Иди по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдешь до реки, перейди реку по мосту, пройди по лугу, обогни фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома тебя встретит дядя Федор.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Замените выделенные слова условными знаками.

1 вариант

Дедушка купил внуку мопед. Внук решил покататься. Он поехал на автозаправочную станцию и заправил полный бак. Мальчик ехал по грунтовой дороге. Мимо мелькалипамятник, колодец, деревянная мельница, каменная церковь, пасека. В конце деревни он выехал на полевую (тропу) дорогу. Проехал мимо отдельно стоящего куста,затем мимо группы кустарников на лугу. Вскоре мальчик оказался в хвойном лесу. За лесом он увидел обрыв, а за ним – дом лесника. Домой мальчик решил вернуться другой дорогой – через просеку, мимо фруктового сада, обогнувовраг. И наконец-то он дома!

Задание на знание топографических (условных) знаков:

Прочитайте текст. Замените выделенные слова условными знаками.

2 вариант

Бабушка купила внучке велосипед. Внучка сразу же поехала кататься. По грунтовой дороге она проехала мимо колодца ипамятника и, доехав до школы, свернула на лесную дорогу (тропу). Там в смешанном лесу мимо оврага девочка доехала до болота. Она испугалась, что заблудится и решила скорее вернуться домой. До школы девочка ехала той же дорогой. А затем мимо огородов и фруктового сада доехала до дома. Мама разрешила девочке ещё немного покататься недалеко от дома. Девочка каталась по лугу. Когда ей стало скучно, она решила прокатиться до железнодорожной станции, а затем до автозаправочной станции, а затем дожелезобетонного моста на реке Бишкилька. Думаю, вы догадались, что было, когда девочка вернулась домой, ведь мама просила кататься недалеко от дома.

Рисуйте условные знаки в пронумерованные ячейки в том порядке, в котором они встречаются в тексте. Будьте внимательны!

  1. РЕФЛЕКСИЯ

  2. ИТОГИ УРОКА

  3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Презентация к уроку по географии (6 класс) по теме: План местности и условные знаки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для 6 класса по теме: «Условные знаки»

Задания для 6 класса по теме: «Условные знаки»…

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования

Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по условным знакам спортивного ориентирования…

Интегрированный урок географии и истории «Условные знаки плана местности»

Цель: Способствовать обогащению знаний детей о плане, рисунке, карте и условных знаках.Задачи:1.     Формировать знания у детей об условных знаках плана местности, умения сравниват…

Урок 6 кл «План местности. Условные знаки.»

Урок географии в 6 классе….

презентация урока по географии 6 класс «План местности.Условные знаки»

В презентации в игровой форме идет ознакомление учащихся  с планом местности, основными условными знаками, закрепление материала изучаются  в процессе работы с тетрадью, учебником, атласом.И…

Практическая работа №2. «Условные знаки плана и карты»

Практическая работа для учащихся 5 класса.Цель: Закрепить навыки работы с условными знаками плана и карты….

Проект.Ориентируемся на местности,Учащиеся всех классов в мае учавствуют в данном проекте.Разбивается класс на группы и получает задание.По окончании ребята сдают план местности)))Который необходимо составить самим)))

Чтобы разноообразить уроки по географии,стараюсь научить детей правильно ориентироваться на местности,часто проводим уроки на свежем воздухе….

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о