Во сколько начинает сидеть девочка: Please Wait… | Cloudflare

Содержание

нормы, этапы. Когда можно сажать девочку

«А что, ваш ребенок еще не сидит?» – этот вопрос иногда сбивает с толку молодых родителей, вызывая сомнения и беспокойство. Но эти волнения совершенно напрасны, если ребенок здоров. Физические упражнения и активное общение с малышом помогут ему освоить новое движение.

За первый год своей жизни младенец делает существенный скачок в развитии. Он осваивает пространство вокруг себя, переходя из горизонтального состояния в вертикальное, передвигаясь и манипулируя предметами. Родители радуются каждому новому достижению малыша. Момент, когда ребенок садится самостоятельно, тоже является одним из важных этапов развития.

Формирование двигательных навыков происходит у ребенка естественно и постепенно, по мере укрепления костной и мышечной ткани. Направленные движения координируются структурами головного мозга, которые тоже находятся в процессе своего развития.

Ирина Руженкова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, отмечает, что мышцы ребенка созревают «сверху вниз»: начиная от фиксации взгляда в период новорожденности до управления нижними конечностями к концу первого года жизни.

Во сколько месяцев ребенок начнет садиться?

Умение сидеть – один из показателей физического развития ребенка. Возрастные нормы для формирования этой динамической функции не имеют четкой границы. Общепринятым среди специалистов считается, что ребенок должен садиться самостоятельно в 8-9 месяцев.

Как происходит формирование этого двигательного навыка, в каком возрасте ребенок начинает делать попытки сидеть самостоятельно, описывает профессор Людмилой Лубышевой, специалист в области социологии физической культуры и спорта:

  • В 4 месяца, ребенок уже может немного сидеть с поддержкой.
  • К концу 6 месяца он уже может сидеть без поддержки, а если его потянуть за ручки, то и самостоятельно присесть.
  • В 7 месяцев ребенок сидит без поддержки, может наклонять тело, садится, опираясь на руки взрослого.
  • В 8 месяцев малыш уже может садиться самостоятельно.
  • Окончательно навык сидения закрепляется к 9-10 месяцам.

Лубышева подчеркивает: «Нельзя успешно обучать движению, если организм или какая-то отдельная система не созрела для этого».

Скелет ребенка еще долго будет мягким и слабым, поэтому не стоит обучать движениям, к которым ребенок еще не готов.

Почему ребенок не сидит самостоятельно?

Некоторые родители начинают бить тревогу, считая, что в шесть месяцев малыш должен сидеть сам. Если ребенок не садится самостоятельно после шести месяцев страхи становятся еще больше. Существует множество причин, по которым в положенный срок ребенок не умеет и даже не пробует садиться сам. Но нельзя рассматривать какую-то одну, ведь развитие ребенка оценивается в комплексе, в соотношении всех физиологических функций.


Вес ребенка

При посещении педиатра каждый раз ребенка измеряют и взвешивают. И, безусловно, вы точно знаете вердикт, вынесенный конкретно вашему малышу. Если показатели роста и веса в норме или ниже нормы, это свидетельствует о том, что малыш сядет в положенный нормами срок или даже раньше. Поэтому беспокоиться не о чем.

Катя, мама Арины 1 год: «Аришка родилась крошечной, 2,6 кг и рост 48 см. У нас все в семье по маминой линии миниатюрные. Педиатр, оценив мой рос (152 см) сказала, что у малышки все в норме. Переворачиваться на живот моя пушинка стала в 3,5 месяца, а села в 6,5. Она опередила всех своих ровесников!».

Избыточный вес ребенка затормозят его двигательную активность, ведь мышечная масса у всех детей примерно одинаковая (23% от общего веса), а количество «лишних» килограммов поднять становится тяжелее. Стоит проконсультироваться с педиатром, что делать в этом случае: сажать ли ребенка «на диету» или активно заниматься спортом. Врач подберет тактику исходя их индивидуальных особенностей здоровья вашего малыша.

Общее состояние здоровья

Малыш может родиться с травмой или приобрести какое-либо заболевание, ухудшающее состояние его здоровья. Даже просто часто болеющие ОРВИ детки физически слабее более здоровых сверстников. Естественно, это сказывается на двигательной активности малыша, вызывая апатию и сонливость. Рекомендации как помочь вашему крохе не отставать в физическом развитии и укрепить иммунитет может дать только педиатр.

Особенности темперамента

Не стоит скидывать со счетов и врожденные психологические характеристики личности. Холерики и сангвиники будут активнее в своих движениях и стремлении познавать окружающий мир, чем флегматики и меланхолики. Гендерные особенности тоже накладывают свой отпечаток – девочки начинают овладевать движениями быстрее, чем мальчики.


Как научить ребенка сидеть

Как помочь ребенку научиться садиться? Для этого нельзя обойтись без тренировки. Чтобы правильно научить ребенка садиться, стоит воспользоваться советом профессора Валерии Сергеевны Мухиной. В своем учебнике по детской психологии она обращает внимание на два типа движения у младенцев – прогрессивные и тупиковые. Прогрессивные движения помогают получить новые впечатления и опыт, а тупиковые отгораживают его от внешнего мира. Это значит, что родителям нужно помогать малышу и учить его вместе с ним, а не вместо него. Нельзя взять ребенка за ручки, посадить и ждать, что он повторит движение сам – это тупиковый путь.

Виктория, мама Игната: «Чтобы научить Игнатика сидеть, мы повесили новую погремушку на край кроватки. Из положения лежа он никак не мог дотянуться. Он заинтересовался, захныкал, тянулся к игрушке. Мы слегка подталкнули его к повороту через бочок. Он сел и дотянулся. И так несколько раз. Через несколько дней я захожу в детскую, а он сидит и тянет на себя погремушку».

Взрослым, которые окружают ребенка, важно побуждать малыша к прогрессивным движениям. Когда у малыша есть цель, он активнее будет совершать движения, которые помогут ему сесть. За этим последует не только формирование соответствующих двигательных навыков, но и успешное психическое развитие.


Учим садиться из положения лежа

Для того, чтобы сесть из положения лежа, организм задействует мышцы живота, спины. Малыш должен уметь владеть своей рукой, чтобы опереться на нее и помочь себе удержаться сидя. Поэтому важно начиная с рождения делать ребенку массаж и проводить комплексы физических упражнений.

Эти меры избавят мышцы от гипертонуса и укрепят мышцы.

  • Уже в первый месяц можно укладывать младенца на живот. Когда он начинает держать головку, он активно поднимает ее, двигает при этом ножками – так укрепляются мышцы спины.
  • Когда ребенок лежит на спине, упражнения по сгибанию и разгибанию ног помогут формированию мышц живота.
  • В возрасте четырех месяцев можно уже выполнять упражнение на присаживание, не задерживая ребенка в этом положении. Для правильного выполнения упражнения нужно отвести руки ребенка в сторону. Начинать такие движения нужно постепенно, не более 2-3 раз.
  • Когда ребенок уже делает первые попытки сесть самостоятельно, можно стимулировать его в этом, предлагая потянуться за игрушкой или за рукой. Поверхность при этом должна быть ровной и твердой.

Игра «Поймай игрушку»

Ребенок лежит на приподнятой поверхности. Взрослый показывает игрушку и побуждает малыша ухватить ее рукой. В то время, когда малыш пробует взять игрушку, взрослый плавно отодвигает ее, чтобы ребенок потянулся. После двух-трех попыток, игрушка должна оказаться у ребенка в руках.

Игра «Ванька-встанька»

Взрослый берет две ручки ребенка и, разводя их в стороны, присаживает малыша на несколько секунд. После двух-трех присаживаний, взрослый протягивает свои руки ребенку и побуждает ухватить их. Медленно потягивая малыша, взрослый передает ему инициативу в том, чтобы самому подняться и сесть. Достаточно двух-трех повторений.


Почему нельзя сажать ребенка раньше 6 месяцев

Родителям важно различать два момента в развитии двигательного навыка: ребенок «сидит, когда его посадили» или «садится сам». Взрослые часто стремятся опередить естественное развитие ребенка, и усаживают малыша принудительно.

Наталья одна воспитывает дочь. Помочь по хозяйству ей некому. В 5 месяцев она стала усаживать девочку перед телевизором и фиксировать ее диванными подушками. Мать включала видео и оставляла ребенка до тех пор, пока не переделает все свои домашние дела.

Что происходит, когда ребенка начинают усаживать принудительно? Слабый мышечный корсет не защищает позвоночник младенца, который испытывает несвойственные возрасту нагрузки. Раннее усаживание ребенка «в подушки» ведет к нарушению осанки и приобретению кифоза (сутулости). Кроме того, долгое нахождение в одной позе нарушает кровообращение. В таком положении ребенок неактивен, а значит, теряются возможности для интеллектуального развития.

Важно с первых дней жизни побуждать малыша к активности и «исследовательской» деятельности. Общение с взрослым становится потребностью, а изучение окружающего мира – мотивом для перемещения в пространстве. Если ребенок еще не умеет сам садиться, а маме необходимо заняться домашними делами, есть отличный выход из ситуации: посадить ребенка в манеж. Бывают небольшие по габаритам манежи, которые можно разместить в любой комнате, даже на кухне. Ребенок рядом с мамой, а его осанке ничего не угрожает.


Лучше сначала ползать, чем сидеть

Наблюдения за младенцами в московском детском нейропсихологическом центре «Добрые руки» позволило специалистам сделать вывод о том, что современные дети часто пропускают период ползания, рано садятся, а затем начинают сразу стоять и ходить. Это приводит к нарушению зрительно-пространственной ориентировки, а потом, как следствие, к проблемам в освоении чтения и письма.

Поэтому мамам и папам, которые тревожатся по поводу того, когда ребенок сядет самостоятельно, лучше активно заниматься с малышом обучению ползания. Очень часто дети начинают садиться из положения «стоя на четвереньках».

Видео по теме

Родители малышек часто интересуются, можно ли присаживать дочек, и с какого возраста это можно делать. Их запугивают бабушки, которые твердят, что сажать девочек нельзя, поскольку это чревато проблемами с деторождением. На форумах мам пугают «опущением матки у дочки» и другими последствиями раннего сидения. Интересно, можно ли верить таким утверждениям, и когда, действительно, начинают садиться маленькие девочки.

Сроки и этапы

Точно назвать сроки, в которые девочка начнет садиться, сложно, ведь навык этот очень трудоемкий для малышки. Чтобы такое умение стало возможным, у ребенка должны быть крепкими мышцы спины и живота, шеи и рук, в достаточной степени созреть суставы и позвоночник. Педиатры считают, что среднестатистический малыш может начать сидеть с 6 месяцев с поддержкой, с 7 месяцев — без нее, а с 8-9 месяцев ребенок должен уметь самостоятельно садиться из положения лежа.

Нужно отметить, что эти нормы являются усредненными, поэтому к отдельно взятой девочке до года применять их в категоричной форме не стоит. Многое будет зависеть от целого ряда факторов, оказывающих влияние на скорость освоения ребенком нового двигательного умения. Некоторые такие факторы нуждаются в пояснениях.

  1. Вес малышки. Девочки, обладающие пухлыми формами и весом, превышающим средние нормы, сядут позже обычных сроков. Дело в том, что их костной системе будет сложней удерживать собственный вес.
  2. Темперамент. Есть девчушки спокойные и невозмутимые, а есть подвижные и любознательные. Если девочка по характеру темперамента холерик или сангвиник, то у нее все шансы начать садиться раньше спокойных малышей.
  3. Состояние здоровья. Недоношенные малышки дольше готовятся к переходу к новым физическим возможностям, ослабленные и часто болеющие девочки развиваются с некоторой задержкой.
  4. Среда обитания. Если у девочки достаточно пространства для перемещений, если она не ограничена ограждением кроватки или манежа, если ее умеют заинтересовать яркими игрушками, то сидеть и ползать она станет раньше.

Некоторые подвижные и активные девочки начинают демонстрировать намерение присесть до шестимесячного возраста. Родители смогут понять, что время пришло по подготовительному этапу. К сидению малыш готовится активными переворотами с боку на бок, со спины на живот и наоборот.

Следом за подготовкой начинается стадия кратковременного сидения, в ходе которой девочка может присесть, но удержаться в таком положении еще не сумеет. Чтобы исключить травмы, нужно максимально смягчить для малышки падения — подушки и пуфики вокруг ребенка должны быть не поддержкой, а страховкой. Через полтора-два месяца после начала кратковременного сидения девочки осваивают стадию сидения с поддержкой. Уже на этом этапе проявляются яркие индивидуальные особенности — одни девочки сидят с опорой на собственную руку, другие предпочитают опираться на локоть, третьи и вовсе норовят перевернуться и встать на четвереньки.

Но эта стадия не бывает продолжительной по времени, ведь для интересного времяпрепровождения ребенку нужно обе руки, а необходимость опираться, чтобы сохранить равновесие, не дает возможности наслаждаться игрой.

В 8 месяцев большинство девочек может довольно долго играть в положении сидя, а в 9-10 месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно.

Когда и как присаживать девочек?

Педиатры, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, не рекомендуют присаживать девочек до тех пор, пока они сами на начнут садиться или предпринимать активных попыток сделать это. Как минимум, до 6-7 месяцев не следует предпринимать активных попыток усадить ребенка. В этом вопросе рекомендации одинаковые для детей любого пола. И мальчики, и девочки с незрелым позвоночником и недостаточно окрепшими мышцами рискуют стать жертвами ранней вертикализации.

Для девочек это опасно не только искривлением позвоночника и деформацией ножек, но и определенными травмами костей малого таза. Матка, естественно, никуда сместиться не может, но вот проблемы с костной структурой малого таза действительно могут сказаться на последующих репродуктивных способностях малышки.

Попытки родителей помочь ребенку в освоении нового навыка, насильственное усаживание на попу, в стульчик, коляску, в возрасте до полугода опасны и для мальчиков, и для девочек.

И уже тем более следует избегать различных детских товаров, цель которых — вертикализировать ребенка. Прыгунки и ходунки считаются развивающими приспособлениями для ребенка, но на самом деле они калечат неоформившийся позвоночник. А потому использовать такие устройства до 9 месяцев нельзя. Положение, которое принимает ребенок в ходунках и прыгунках, противоестественно в определенном возрасте.

Природа задумала развитие так, чтобы кроха прошел все стадии эволюции самостоятельно — новорожденные лежат, 2-6 месяцев — возраст для укрепления мышц и костей, и только потом нужно пройти стадии сидения, ползания, чтобы однажды обрадовать маму еще более сложным навыком — хождением на ножках.

    Если девочка начала присаживаться раньше времени, не следует останавливать ее или насильно укладывать обратно. Коль скоро ребенок сам решил изменить положение тела, значит, он к этому готов.

    Чтобы поторопить задержавшуюся с изучением навыка девочку, нужно позвать в гости друзей с детьми. Видя, как чужие дети берут ее игрушки, малышка сама примет волевое решение сесть и поползти, ведь у нее появится сильный стимул, обусловленный обычной для раннего возраста жадностью и чувством собственности.

    Не стоит вмешиваться и пытаться исправить способ сидения девочки. Исключением является лишь подгибание ножек в коленях в разные стороны (W-образная посадка). Ее нужно пресекать во избежание деформации ножек, коленных и тазобедренных суставов. Другие способы допустимы.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Когда ребенок должен уметь сидеть, ползать, ходить?
Каждая мама переживает за своего ребенка. Переживаний так много, как ее малыш развивается, не отстает ли от других детей, нормально ли его физическое и умственное развитие.
В этой статье, мы поможем Вам правильно ориентироваться в самых значимых достижениях ребенка первого года жизни. Укажем самый ранний и самый поздний срок навыков, которые ребенок должен приобрести.
Итак, представляем Вашему вниманию примерный график двигательного развития деток:
Первый месяц жизни. Кроха удерживает на несколько секунд головку в вертикальном положении. Лежа на животике, может приподнимать головку. Некоторые детки уже могут уверенно держать головку в вертикальном положении, но, далеко не все.
Второй месяц жизни. Малыш, лежа на животике, поднимает голову на 5-7 см от поверхности и на минуту другую может ее удерживать. Некоторые детки удерживают головку всего на несколько секунд, другие достаточно долго могут ее держать. И то и то является нормой.
Третий месяц жизни. Ребенок начинает проявлять особый интерес к игрушкам, пытается достать понравившуюся вещь, но ухватить еще не может. К концу месяца лежа на животе должен хорошо удерживать головку. Уверенно держит голову в вертикальном положении.
Четвертый месяц жизни. Ребеночек умеет поворачиваться на бок, некоторые переворачиваются на животик. Лежа на животе с удовольствием играет. Последний навык ребенок может не иметь, если родители не выкладывали малыша на живот. Обязательно выкладывайте кроху по 4-5 раз в день. Пусть привыкает лежать на пузе.
Пятый месяц жизни. Ребенок хватает предметы, подтягивает их к себе. Должен самостоятельно переворачиваться со спинки на животик. Некоторые умеют крутиться и в обратную сторону. Если заметили, что ребенок активно переворачивается, ни на секунду не оставляйте кроху одного на постели, иначе шишки не миновать!
Шестой месяц жизни. Ребенок самостоятельно сидит, если его посадить. Лежа на животике дотягивается до игрушек. Некоторые детки к концу месяца начинают ползать.
Седьмой месяц жизни. Малыш уже должен уметь сидеть без поддержки, если его посадили. Старается сесть самостоятельно.
Восьмой месяц жизни. Всеми возможными способами пытается добраться до игрушки, если не ползком, то различными перекатываниями. Может самостоятельно садиться (не все дети). Ползает (не все дети). Стоит держать за что-то.
Девятый месяц жизни. Большинство детей, к этому возрасту, начинает ползать и самостоятельно садиться. Но есть лентяи, которые все еще не хотят этого делать. Стоит и ходит вдоль кроватки держать за поручень.
Десятый месяц жизни. Ребенок обязательно должен самостоятельно садиться. Если ребенок не ползает, не бейте тревогу, некоторые детки вообще не ползают, а сразу начинают ходить. Малыш умеет самостоятельно вставать, опираясь на что-то. Некоторые начинают ходить.
Одиннадцатый месяц жизни. Кроха может стоять, без поддержки взрослого, сначала пару секунд, потом дольше и дольше. С интересом играет в игрушки, особенно любит что-то складываться в баночку или тарелочку, а потом доставать от туда.
Двенадцатый месяц жизни. Малыш может ходить уже достаточно уверенно. Но многие детки празднуют свой День Рождения, так и не начав ходить. Но малыш может с удовольствием топать, держась за одну ручку мамы или за окружающие его предметы (мебель, стену и т.п.)
Помните, что все детки развиваются по-разному. Одни детки начинают ходить в 10 месяцев, другие только к полутора годам. Бить тревогу следует, если малышу уже исполнился год, а он все еще не умеет самостоятельно садиться, переворачиваться со спины на живот. Если ребенок не начал ходить к полутора годам. В таком случае нужно бегом бежать к врачу и выяснять причины такого отставания. Но, как правило, врач замечает недостатки развития в течении первого года жизни. Ведь весь год ребенок находится под контролем врача, которого Вы ежемесячно должны посещать!

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее — значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок — требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек — это миф. Исследования показывают, что отклонение матки — это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно — ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.

Одним из ключевых моментов в жизни маленького ребенка является период, когда грудничок начинает сидеть. Этого момента с нетерпением ждут родители, ведь таким образом расширяются возможности игр и познания мира, а также возможности прикорма.

Во сколько месяцев дети начинают сидеть и каким образом можно помочь им быстрее овладеть навыком? Вопрос об этом всегда волнует.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть?

С вопросом, когда ребенок должен сидеть, родители зачастую обращаются к врачу, и они очень переживают, если к полугоду ребенок еще не начинает сидеть сам. Но стоит знать, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и малыш никому ничего не должен.

Возраст сидения в полгода – это усредненные сроки формирования навыка, когда ребенок начинает делать свои первые попытки садиться самостоятельно.

Индивидуальные сроки формирования навыка колеблются от 6 до 8 месяцев, и точно сказать, во сколько должен сидеть ваш ребенок, сложно.

Он будет готов к этому по мере укрепления мышц спины и конечностей, овладения навыками переворотов с живота на спину и назад, и попыток ползания.

Родители зачастую принимают некоторые из действий детей за желание садиться, когда дети пытаются поднимать головку в возрасте 4-5 месяцев, чтобы видеть окружающее.

Если таких детей потянуть за ручки, они могут садиться.

Когда дети начинают сидеть? Примерно к возрасту полугода многие малыши уже активно контролируют свои мышцы, что позволяет им некоторое время сидеть без поддержки. Но чаще всего они могут более или менее уверенно сидеть только с поддержкой или в подушках, кресле или шезлонге.

Постепенно мышцы укрепляются, и дети могут удерживать сидячее положение все дольше.

К возрасту 7 месяцев малыш может сидеть, слегка опираясь ручками и не очень долго, так как его мышцы еще сильно устают, а вот к 8 месяцам скелет укрепляется настолько, что ребенок может уже подолгу уверенно и ровно сидеть.

То есть возраст, когда ребенок сидит самостоятельно, составляет примерно 7-8 месяцев.

Когда мальчики начинают сидеть?

Существует неверное мнение о том, что мальчиков можно сажать раньше, чем девочек, и они могут сидеть уже чуть ли не с 5 месяцев. Это неверно, и темпы развития мальчиков также индивидуальны.

Во сколько ребенок начинает сидеть, во многом зависит от силы и степени развития предыдущих навыков, мышечного тонуса и с активности созревания нервной системы, а также от комплекции и веса ребенка.

В среднем, ребенок садится к возрасту 7-8 месяцев, уверенно держа спинку и длительно не меняя положения.

Когда девочки начинают сидеть?

В народе считается, что девочек нельзя рано сажать, иначе у них будет развиваться загиб матки – это неверное представление, на внутренние органы раннее присаживание девочки никак не влияет, чего нельзя сказать о неокрепшем позвоночнике.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, зависит не от половых особенностей, а от темпов развития, тонуса мышц и развития навыков.

Считается, что девочки по развитию немного опережают мальчиков и обычно садятся в период от 6 до 8 месяцев. Хотя могут быть индивидуальные колебания сроков в пределах месяца.

Как ребенок начинает сидеть?

Когда дети начинают сидеть, делают они это в определенной последовательности.

Если тонус мышц ребенка развит соответственно его возрасту, тогда в периоде 4.5-5 месяцев они могут сесть при поддержке за ручки с положения полулежа. При этом они будут падать вперед или заваливаться на бок, так как мышечный каркас еще слишком слаб для полноценного удерживания тела в вертикальном положении.

Не стоит часто так сажать детей, чтобы отрицательно не влиять на позвоночный столб.

Такие подсаживания пару раз в день можно считать тренировкой для будущего уже самостоятельного сидения, и когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему не нужны уже будут такие поддержки.

Первое время, когда малыш начинает сидеть, ему нужна будет опора для спины или он будет опираться на ручки, постепенно все активнее манипулируя ими и сохраняя равновесие при сидении.

Особые ситуации

Когда груднички не начинают сидеть к возрасту полугода, как пишут во многих книгах по развитию детей, родители начинают переживать и пытаться упорно посадить свое чадо. Но делать этого не стоит, так как зачастую детям может быть интереснее передвигаться, чем сидеть в статичной позе.

Если к возрасту семи-восьми месяцев дети активно ползают, при этом почти не сидят, это говорит об активном развитии мышц рук и ног, и недостаточном развитии мышц спины. Такие дети садятся чуть позже, активно познавая мир в ползании.

Зачастую дети самостоятельно садятся уже после того, как они научились вставать на четвереньки и пытаются ползать. Они просто опускают попу на бок и садятся на нее, отпуская ручки.

Отсюда вывод, во сколько месяцев малыш начинает сидеть – это примерно период от 6 до 9 месяцев, по мере освоения навыков еще и ползания.

Во сколько месяцев ребенок может сидеть с поддержкой или на коленках у взрослых? Если спинка малыша слабая, торопить его с сидением не стоит, ранее 5-5. 5 месяцев даже ненадолго присаживать детей не стоит, это вредно для их позвоночника.

Тем более нельзя в этом сроке сажать их в подушки или стульчики – обычно дети начинают искривляться в сторону из-за слабости мышц.

Если же к возрасту 8-9 месяцев ребенок не делает попыток садиться и ползать, стоит обратиться к врачу за консультацией, так как возможно, потребуется назначение лечебного массажа и гимнастики для укрепления тонуса мышц и помощи в формировании навыка.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно?

Каждый этап в развитии малыша приходит в свой срок. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? На первый взгляд — простой вопрос, на который можно было бы ответить одной цифрой, если бы эти цифры не были настолько индивидуальны. Один ребенок уверенно сидит в 6 месяцев, другой — в 8. Где норма? Скорее всего, в обоих случаях.

Нежный возраст

Как начинается развитие младенца? Вот он только родился и обладает только безусловными рефлексами. С новорожденным младенцем нужно обращаться очень бережно. Беря ребенка на руки, важно правильно его держать. Для этого есть несколько подходящих поз: «колыбелька», то есть горизонтальное положение, вертикальная поза – столбиком, которая используется после кормления, на животике лицом вниз. Объединяет их то, что взрослый всегда поддерживает головку малыша. Мышцы шеи крохи еще совсем слабые, и он не может держать головку.

Пара слов об эволюции

Почему маленькие дети рождаются настолько беспомощными? Ведь новорожденные жеребята и телята сразу становятся на ножки. А малышу для этого потребуется около года жизни. Правда, котята и щенки рождаются тоже очень беспомощными — они совсем маленькие и слепые. Но это, во-первых, издержка того, что этих детенышей много в помете. А во-вторых, они взрослеют очень быстро. К году кошка уже может принести потомство. А малыш только делает первые шаги. В чем же причина?

Все дело в эволюции. Прямохождение и резкое повышение интеллекта создали человеку наряду с преимуществами и неудобства. Из-за передвижения на двух ногах скелет изменился, в том числе строение таза, ведь именно к нему крепятся ноги и на него приходится основная нагрузка. Таз стал более узким. А заметно поумневшему мозгу потребовался более обширный череп. В итоге получилось, что через более узкий таз матери должна проходить очень крупная головка ребенка. Поэтому дети рождаются менее развитыми, чем детеныши вышеописанных животных. Иначе голова малыша была бы слишком велика, и он просто не смог бы родиться.

А усложнившейся нервной системе человека нужно гораздо больше времени на развитие. Если говорить о вопросе, со скольких месяцев ребенок начинает сидеть, стоит вспомнить, что в животном мире никто кроме человека не принимает такую позу. Если животные сидят, то не на ягодицах, а опираясь на лапы. Это типично человеческое приобретение и оно также связано с прямохождением.

Двигательный онтогенез

Двигательное развитие ребенка идет сверху вниз — от головы к ножкам. Первые попытки держать головку появляются уже в 2-3 недели, но ребенок пока с этим не справляется. До 1,5 месяцев он и не должен длительно удерживать голову – если это происходит, нужно не гордиться своим чадом, а идти к врачу: причина может быть во внутричерепном давлении. С 2 месяцев ребенок начинает тянуть ручки к предмету, который попал в его поле зрения и заинтересовал его. В 3 месяца ребенок уже уверенно держит головку. Кроме того, в этом возрасте появляются первые предпосылки для ползания, которое бурно разовьется позже.

В 4-5 месяцев дети обычно переворачиваются со спины на живот и наоборот. В 6-7 месяцев ребенок начинает садиться. Кроме того, он встает на четвереньки. Конечно, это не зависит от того, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Ползать он начинает параллельно с этим, но это совершенно независимый процесс. Считается, что ползание особенно развивается в период с 5 до 9 месяцев. Это очень важный этап, потому что в это время развиваются все мышцы ребенка и при этом нет большой нагрузки на позвоночник, в отличие от сидения, стояния и ходьбы.

Кроме того, дети все лучше владеют руками. В 11 месяцев, например, малыш может пить из чашки.

К концу первого года–началу второго дети начинают ходить.

Ребенок учится сидеть

Сидение — новый навык, поэтому его освоение идет постепенно. От первой попытки присаживаться до уверенного сидения пройдет около пары месяцев. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Первые попытки сесть у малышей наблюдаются обычно в районе 5-6 месяцев.

Дети чаще всего начинают сидеть в 6-6,5 месяцев, еще неуверенно, с поддержкой. При сидении малыш опирается на одну или обе руки, легко падает на бок.

В 7 месяцев дети обычно могут сидеть без опоры на руки. Малыш садится из положения лежа на животе. В 8-9 месяцев ребенок может сидеть значительно дольше, а садится из положения лежа.

Без спешки

Самой большой ошибкой является представление взрослых, что если ребенок не садится, нужно ускорить процесс. Родители начинают усаживать малыша, окружают подушками, которые поддерживают сидячую позу. Они начинают сажать ребенка в коляску с вертикальной спинкой, сажают на коленки в очереди к врачу. Всего этого делать не нужно. Также не стоит носить малыша в переноске типа кенгуру. Если организм крохи пока не готов к новой позе, такие действия могут навредить его неокрепшей костной системе. Это может привести к проблемам с позвоночником и деформации тазовых костей. Дело в том, что позвоночник новорожденного еще лишен изгибов, которые имеются у взрослых и нужны для прямохождения. Они формируются постепенно. Активные дети, совершая разнообразные движения, сами тренируют мышцы и в итоге начинают присаживаться. Не так важно, во сколько месяцев ребенок начал сидеть, как то, насколько он к этому готов.

Не нужно присаживать ребенка раньше времени и с точки зрения психического развития. Когда кроха хочет сесть, у него есть потребность в более широком обзоре. Пока этой потребности нет, малыш вместо любопытства будет испытывать тревогу и неуверенность. В новой позе он будет ощущать себя неустойчиво.

Раньше — не всегда лучше

Если малыш сам сел самостоятельно, не достигнув 6 месяцев, не нужно позволять ему сидеть более часа в день. Но возвращать ребенка искусственно в лежачее положение не стоит. Лучше попробовать отвлечь его, взять на ручки, походить с ним.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть – совсем не повод для соревнования. Слишком раннее сидение – в 3-4 месяца – может быть признаком гипертонуса мышц. В любом случае, если есть сильное отклонение от средних сроков в ту или иную сторону – посоветуйтесь с врачом.

Влияет ли пол?

Есть мнение, что двигательное развитие зависит от пола ребенка. Во сколько месяцев начинают сидеть мальчики? Иногда принято считать, что мальчики учатся садиться раньше девочек. И если малыш еще не начал присаживаться сам, родители начинают торопить события. На самом деле искусственное присаживание раньше срока вредно и для мальчиков, и для девочек. В дальнейшем ребенок может столкнуться со сколиозом и нарушением осанки, а это не нужно никому. Правда, для девочек отдаленные последствия раннего присаживания действительно более серьезны. Не так уж и важно, во сколько месяцев начинает сидеть девочка. Ребенок наверстает свое. Зато небольшая деформация таза может годами заметно не отражаться на здоровье девушки, а вот если она забеременеет, ее могут ждать долгие тяжелые роды, а в случаях особо сильного сужения таза — кесарево сечение.

Индивидуальные особенности

Да и мысль, что мальчики всегда садятся раньше девочек — это миф. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, определяет много факторов. Например, дети с небольшим весом садятся раньше, чем более упитанные — ведь удерживать легкое тельце проще, чем более тяжелое. Исключение составляют недоношенные малыши. Несмотря на маленькую массу тела, им овладеть двигательными навыками труднее. Не забывайте, что ребенку приходится наверстывать упущенные в утробе месяцы, причем в более трудных условиях нашего мира. Во сколько месяцев недоношенный ребенок начинает сидеть, точно сказать трудно. Если он позже овладевает новыми позами и движениями, рекомендуют массаж, гимнастику и плавание. И все-таки развитие ребенка – процесс индивидуальный.

Более того, некоторые дети начинают сидеть позже, чем ползать, и это тоже вариант нормы. Норма или задержка – скажет врач. Для этого есть куда больше признаков, чем умение или неумение сидеть. О состоянии двигательной системы скажут такие признаки, как мышечный тонус. О психическом развитии расскажет реакция на людей и предметы, а также доречевое развитие ребенка — его гуление и лепет.

Если ребенок не садится

Как уже было сказано, искусственно присаживать малыша не стоит. А вот попробовать укрепить его мышцы будет на пользу. Для этого существуют специальные упражнения.

  • Крепко держа за ножки и слегка за животик, поставьте малыша на твердую поверхность спиной к себе. Слегка надавите на спинку, чтобы ребенок наклонился вперед. А потом на животик, чтобы он выпрямился.
  • Положите малыша на спинку. Для тренировки мышц живота нужно правую ручку тянуть к левой ножке и наоборот. Малыш будет в такие моменты оказываться в сидячем положении, но его нельзя фиксировать в этой позе более 4-5 секунд.
  • Боковые мышцы живота укрепляют с помощью круговых движений. Надо дать в руки лежащему на спине малышу свои большие пальцы, чтобы он за них ухватился. После этого приподнять ребенка над поверхностью на 30-45° и совершать движения вперед-назад и вправо-влево. Делать это нужно очень плавно и аккуратно. Резкие движения могут ухудшить самочувствие ребенка.

Какое именно упражнение нужно ребенку, можно понять, если внимательно понаблюдать за малышом:

  • если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее — значит, у него слабые мышцы спины;
  • если заваливается назад – нужно укреплять пресс;
  • падает набок — требуют внимания боковые мышцы.

Новые возможности

Это дает много новых возможностей. Каждый новый этап в развитии расширяет мир для ребенка. Малыш пока еще не может свободно ползать по полу, осваивая пространство, и еще не встал на ноги, что еще сильнее увеличит обзор. Но взгляд на мир из положения лежа и из положения сидя совершенно разный. Малыш уже может охватить взглядом комнату.

Появление сидячей позы не случайно совпадает с введением прикорма. Конечно, этот момент связан с готовностью пищеварительного тракта к новой пище. Но и умение сидеть играет здесь не последнюю роль. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно, определяет его готовность к еде с ложки. Малыш может наблюдать за едой взрослых и испытывать интерес к этому процессу. А еще его становится удобнее покормить с ложки. Ребенок оказывается не пассивным объектом кормления, которому что-то кладут в рот, а активным участником. Своей позой малыш может показывать маме, голоден ли он. Если да, он склоняется вперед и тянется к ложке. При нежелании есть отодвинется назад.

Диктант Победы — ДЕВОЧКА С СУРСКОГО РУБЕЖА

С 28 октября 1941  года по 21  января 1942 года строились Сурский  оборонительный  рубеж  и Казанский  обвод, возводимые для обороны от фашистских захватчиков

 


ДЕВОЧКА С СУРСКОГО РУБЕЖА

 

Имя этой женщины хорошо известно старшему поколению республики (Чувашии – прим. редакции): Галина Матвеевна — крупный руководитель, заместитель министра торговли ЧАССР, много сделавшая для того, чтобы в республике работали магазины не только в городах, но и в деревнях. Но мало кто знает, что Галина Николаева еще и участница строительства Сурского рубежа. У ветерана побывала наш корреспондент («Советской Чувашии» – прим. редакции).

 

Фото из личного архива Галины Николаевой

 

 

Звеньевая-подросток

 
Наверное, в другое время Галя гордилась бы тем, что ей, восьмикласснице, доверили работать звеньевой. Но сейчас совсем не до такой ерунды. Старшую сестру отправили на работу в другой район, отец ремонтирует речные суда за Волгой, в Звенигово, дома младшие сестры и брат. Сенокос в полном разгаре, и ей приходится организовывать работу, вести учет, от которого зависит начисление колхозникам трудодней. Хорошо, что Галя видела, как это делала сестра, и быстро освоилась.

 


Справка: Галина Матвеевна Николаева (Ужаева) родилась 05. 12.1925 г. в деревне Аксарино Чебоксарского уезда (нынче Мариинско-Посадский район). Окончила Московский институт народного хозяйства имени Плеханова. Организатор торговли. Работала заместителем директора Чебоксарского смешанного торга (1948–1953), коммерческим директором Чебоксарского универмага (1953–1970). В 1970–1982 — заместитель министра торговли Чувашской АССР. Один из авторов книги «История торговли Чувашии».

 

Сено с заливных лугов невозможно было переправить через Волгу, поэтому его оставляли здесь же в стогах, а зимой вывозили по льду. За сенокосом пришла пора жатвы. Женщины приходили на поле с малышами: брали хозяйственную тележку, на которую ставили плетеную корзину, только вместо мусора в нее укладывали ребенка, получалась импровизированная коляска. Оставить младенца дома нельзя, кормить-то было нечем, поэтому до двух, а то и трех лет ребятишки жили на грудном молоке. О том, чтобы сидеть дома, не было и речи: не отработаешь положенное количество трудодней — окажешься без хлеба для себя и корма для скотины.

 

Источник: сурскийрубеж.рф

 

Мужчин в деревне уже не осталось — получив повестку, они уходили на фронт рано утром, пока все спали. Никаких проводов никто не устраивал: односельчане, только придя на работу, узнавали, что еще одна семья теперь будет без кормильца.

Осенью, после того, как выкопали картошку, Галина поняла, что в этом году в школу не вернется, придется работать в колхозе. Жить было голодно, несмотря на то, что держали скотину. С каждого двора надо было сдать определенное количество продуктов: одного только масла — восемь килограммов. Поэтому жили даже не на молоке, а на пахте да обезжиренном турахе. Пока была картошка, варили ее. Но картошка давала плохой урожай, ее не хватало даже до весны. Про мясо можно и не вспоминать…

 


Мороз и голод

 

Снег в 1941 году выпал рано, полевые работы закончились, и тут пришло распоряжение о строительстве Сурского рубежа. Колхозу отвели участок, на котором они должны были вырыть противотанковые рвы, обустроить дзоты и землянки. На работы должны были привлекаться только люди «не моложе 17 лет, физически здоровые», да только где их было взять? Поэтому рыть землю пошли все, кто работал.

Морозы стояли лютые, хорошо, что от деревни до рубежа было не больше двух километров. Но сама работа была неимоверно тяжелой. Закаменевшую землю долбили ломами, а лом тяжелый, его даже поднять полуголодным колхозницам было сложно. Поэтому женщины пошли на хитрость: они распиливали лом на две части, одну из них затачивали. Такой укороченный ломик одна держала, а вторая била по нему кувалдой, потом менялись местами: уставали быстро. Отколовшиеся куски мерзлой земли выбирали лопатами. На долю мужчин, которые все-таки остались в деревне и были в основном пожилыми, выпало обустройство дзотов и землянок. Они же устанавливали противотанковые заграждения.

 

Источник: сурскийрубеж.рф

 

Галина Матвеевна до сих пор помнит, как мерзли и голодали участники строительства. Это сейчас мы можем прочитать, что в постановлении особого заседания Совнаркома и бюро обкома ВКП(б) от 28 октября 1941 года указывалось: «В целях улучшения бесперебойного питания мобилизованных, председателей исполкомов райсоветов обязать обеспечить создание на участке работы района переходящий запас продуктов не менее чем на 10 дней и не допускать никаких перебоев в снабжении рабочих продуктами питания», а тогда колхозники об этом и не знали, потому еду приносили с собой из дома. А там было негусто. Правда, работающим иногда привозили по буханке хлеба. Поэтому, когда строительство закончилось, Галина от усталости даже радоваться не могла.

 


Зерна из мякины

 

Лошадей забрали на фронт. В деревне было три очень хороших коня. И когда за ними приехали красноармейцы, провожать их вышли всей деревней. Мальчишки, которые их пасли и работали на них, плакали навзрыд, не стесняясь. Галина тоже плакала. Один из коней, когда уже был оседлан и уходил из деревни, вдруг обернулся на сельчан и три раза покачал головой, словно прощался… Это так и осталось в памяти на всю ее долгую жизнь.

Без коней работать стало еще труднее: молотилка остановилась, некого было в нее запрячь. Зерно обмолачивали цепами вручную. Оставшуюся мякину разрешали забрать домой тем, кто работал. Поэтому мама Галины тоже в этом принимала участие, несмотря на то, что у нее был маленький ребенок. Дома мякину еще раз обмолачивали, выискивая в мятых колосьях зернышки. Их бережно выбирали и мололи на ручном жернове, чтобы сварить кашу или заправить суп. На хлеб таким способом намолоть зерно было сложно.

 

Фото: Структура медико-санитарной службы полевого армейского строительства. 23 ноября 1941 г. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.23. Д.14. Л.83. Источник: сурскийрубеж.рф

 


Нежданная радость

 

Весной, перед началом полевых работ, Галину вместе с шестью колхозниками отправили «на рубеж» поправлять траншеи с землянками. Оттаявшая земля поползла, им пришлось приложить немало сил, чтобы подремонтировать дзоты, землянки, окопы. И когда в конце весны 1942 года ее пригласили в Кугеси в штаб, она даже не поняла, что от нее хотят. А оказалось, что хотели заплатить за работу.

Галина первый раз в жизни расписывалась в ведомости и от волнения даже не посмотрела, сколько денег ей причитается. Уже когда подходила к дому, школьный учитель ее спросил, сколько она получила. Ей было неудобно признаваться, что даже не глянула в ведомость. Поэтому только пожала плечами: мол, все мои. Эти деньги ей чуть позже очень пригодились, ими она заплатила за учебу в школе в 9 и 10 классах. Да, учеба в старших классах тогда была платной.

А жизнь бежала своим чередом. Осенью Галина вернулась в школу, и если в восьмилетку она ежедневно ходила за пять километров в село Октябрьское, то теперь ее взяли в школу в Сятракасах соседнего тогда Козловского района, до которой было вдвое ближе. Но вернулась в школу громко сказано: учиться можно было только зимой и по будням. В выходные, а также весной и осенью с нее никто обязанностей звеньевой не снимал. На трудодень полагались крохи: по 200-300 граммов зерна, но без этого было бы совсем не прожить.

 

Источник: сурскийрубеж.рф

 


Картошка за махорку

 

Без картошки было очень плохо, она заканчивалась, когда еще не было зелени, которую можно было сварить. Но тут случайно повезло. Старшая сестра возвращалась домой через Алатырь, а там была махорочная фабрика. Она сумела что-то обменять на засушенную махорку и привезла ее домой. По вечерам Галина с братом резала сухие листья и стебли, а в воскресенье мама брала стакан измельченной махорки и шла на рынок. На вырученные деньги покупала картошку. В ту пору стал популярным отечественный сорт Лорх, который был очень вкусным. Вот его и брала.

Каждый клубенек в семье делили на две части: одну с глазками оставляли на посев, обсыпав золой, вторую отправляли в кастрюлю. В результате к весне накопили семенной материал на посадку. Картошка оказалась замечательной, когда по осени ее начали выкапывать, просто ахнули: так много ее уродилось. С тех пор семье картофеля хватало до лета. Вот только в дом пришла беда: пропал отец. Через год узнали, что его вместе с другими рабочими завода отправили валить лес, там в марийских лесах он заболел и умер. Осиротели…

 

Источник: сурскийрубеж.рф

 


Народное хозяйство — это для людей

 

Галина училась хорошо, поэтому решили, что будет поступать в институт. Но бланков аттестатов зрелости, как тогда назывался документ об окончании школы, не было, поэтому директор школы просто выписала все ее оценки, заверила подписью и печатью и отправила в разные вузы, где шел набор студентов. Галину приняли во все. Она могла ехать в Казань, Горький, Москву. Ей очень понравилось название института народного хозяйства имени Плеханова. Народное хозяйство — это, чтобы людям жилось лучше. И она решила учиться там.

В это время с фронта вернулся муж старшей сестры. Его демобилизовали после ранения: остался без ноги. Он и отвез Галину в Чебоксары, чтобы посадить на поезд до Канаша.

 

Источник: сурскийрубеж.рф

 

Учиться в одном из лучших институтов страны Галине было тяжело: русский язык был у нее откровенно плохим, в деревне говорили на чувашском. Но тут в полной мере проявился характер: она была не только сообразительна, но и упряма. И позже радовалась, что выбрала институт в Москве. Будь он ближе к дому, пару раз приехала бы навестить маму да так бы и осталась в деревне. А из столицы не наездишься, тогда добираться в Чувашию было долго и дорого. Так и выучилась.

Получила направление в Хабаровск, но сумела его поменять на Чебоксары. Не хотела ехать так далеко. И в 1948 году у нее началась новая жизнь, о которой можно написать целую книгу, — как деревенская девочка стала организатором торговли в республике, доросла до заместителя министра торговли. А выйдя на пенсию, вынуждена была открыть свое предприятие и заняться бизнесом, потому что на минимальную пенсию, которую ей стали выплачивать в 1991 году, прожить оказалось невозможно. Про свое участие в строительстве Сурского рубежа вспоминала нечасто — это был один из эпизодов истории страны, который она переживала вместе со всеми.

…В жизни Галины Матвеевны было много как радостных, так тяжелых и даже трагичных моментов, но она их стойко переживала, никогда не думая, что на ее долю выпало что-то особенное. Она и сейчас по привычке начинает день с просмотра газет, поэтому в курсе всех событий в республике — было приятно увидеть на ее столе свежий номер «Советской Чувашии». И очень хочется надеяться, что у нее хватит сил написать книгу о развитии экономики в республике, которую когда-то задумала. Это было бы ценным вкладом в свод знаний об истории Чувашии…

 

Справка:

С 28 октября 1941 года по 21 января 1942 года строились в Чувашии Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод, возводимые для обороны от фашистских захватчиков.

1600 огневых точек (дзоты и площадки), 1500 землянок и 80 км окопов с ходами сообщений было построено и проложено за период возведения рубежей. Производительность труда на земляных работах составляла 1,42 кубометра на человека в день.

Более 70% занятых на строительстве составляли женщины.

Около 200 тысяч человек трудились на строительстве рубежей. По информации Госархива современной истории, это треть трудоспособного населения республики по состоянию на 1 октября 1941 года.

2021 год объявлен в Чувашии Годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

 

Источник: сурскийрубеж.рф (публикация «Советской Чувашии»)

Рязанский Государственный Цирк — официальный сайт


Уважаемые зрители!

Рязанский цирк заботится о здоровье каждого из вас! Наши сотрудники соблюдают все меры санитарных требований защиты. И мы, в свою очередь, очень просим вас беречь свое здоровье и здоровье других зрителей!

Пожалуйста, при входе в цирк надевайте защитную маску на себя и ребенка, обрабатывайте руки специальными средствами, а также проходите бесконтактную термометрию.

Во время представления не снимайте маску, ведь она является основным средством защиты вашего здоровья и здоровья членов Вашей семьи, соблюдайте дистанцию и занимайте места, согласно купленным билетам.

Мы приложили все усилия, чтобы ваше пребывание в цирке было максимально безопасным, и разработали несколько новых правил посещения представлений:

1. В рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) мы рекомендуем производить оплату билетов приобретаемых непосредственно в кассах цирка используя бесконтактный способ оплаты. Так же вы можете приобретать билеты на сайте Рязанского цирка https://www.circus-ryazan.ru/ используя дистанционный способ оплаты.

2. При посещении представлений необходимо иметь с собой маску, перчатки и носить их в течении всего периода пребывания в здании цирка.

3. Граждан в возрасте 65 лет и старше, а также граждан с признаками ОРВИ  и/ или имеющие  хронические заболевания, просьба воздержаться от посещения представлений ради вашего здоровья и безопасности.

4. Все зрители посещающие представления, перед прохождением билетного контроля должны пройти измерение температуры тела. В случае обнаружения повышенной температуры (свыше 37,2°) зритель будет направлен к штатной медицинской сестре Рязанского государственного цирка, которая после осмотра примет решение о возможности посещения представления.

5. Для вашей безопасности в зоне контроля и у входов в зал будут расположены антисептики для рук.

6. Просим соблюдать социальную дистанцию 1,5 метра и не объединяться в группы.

7. Просим не пересаживаться в зрительном зале без разрешения администратора.

Проход билетного контроля начинается за 45 минут до начала представления. Вход в зрительный зал за 30 минут до начала. ВНИМАНИЕ!

Билеты доступны на сайте Рязанского цирка https://www.circus-ryazan.ru/ , а также в кассах цирка.

Берегите себя и своих близких!

Так же обращаем внимание на то, что согласно пункта 7.6  «Положения о порядке продажи билетов на зрелищные мероприятия и посещения филиалов ФКП «Росгосцирк» право бесплатного прохода на представление в сопровождении взрослого имеют дети возрастом до 3-х лет без предоставления отдельного места.

[Детский церебральный паралич и возрастная способность сидеть и ходить у детей с массой тела при рождении менее 1500 г]

Цель: Описать скорректированный возраст (CA) приобретения навыков сидения и ходьбы у младенцев с очень низкой массой тела при рождении с церебральным параличом и оценить вероятность хождения в зависимости от возраста, в котором они научились сидеть, и типа церебрального паралича.

Методы: Последующее исследование младенцев с очень низкой массой тела при рождении (менее 1500 г), поступивших в отделение неонатологии больницы 12 октября в Испании в период с января 1991 г. по декабрь 1996 г.В скорректированном возрасте 2 лет у 11,5% (34 ребенка) был диагностирован детский церебральный паралич. Возраст освоения навыков сидения и ходьбы устанавливался путем опроса родителей и подтверждался обследованием. Возраст достижения сидячего положения и тип церебрального паралича исследовались как возможные предикторы амбулаторного статуса.

Результаты: Сидеть научились 73% детей.Вероятность достижения сидения в 9 месяцев составила 21%, а в 18 месяцев — 68%. Только один ребенок научился сидеть после 18 месяцев. Пятьдесят три процента детей стали амбулаторными. Вероятность стать амбулаторным составила 24% через 18 месяцев и 47% через 30 месяцев. Если сидеть научились до 12-месячного возраста, вероятность того, что ребенок станет ходить, составляла 47% в 18 месяцев и 76% в 30 месяцев. Все дети со спастической гемиплегией, 66% с диплегией и только 8% с квадриплегией стали амбулаторными.

Выводы: Сидение к 12 месяцам было напрямую связано с достижением способности ходить. Независимо от типа церебрального паралича все дети с гемиплегией и более 60% детей с диплегией передвигались, в то время как дети с квадриплегией передвигались значительно реже.

Ребенок садится и растет

Получить необходимую помощь легко.

Обратитесь к ближайшему поставщику услуг Premier Physician Network.

Как только ваш ребенок начнет садиться без посторонней помощи, вскоре он зазвучит «Давай, детка, вперед!» Этот важный этап готовит детей к тому, чтобы научиться ползать, ходить и вести активный образ жизни.

Вам может быть интересно, как помочь малышу развить моторику сидения.Вы можете сыграть ключевую роль в развитии двигательных навыков вашего ребенка. Но имейте в виду, что все дети разные, и ваш даст вам знать, когда пора начинать сидеть.

Как и взрослым, младенцам нужно много практиковаться, чтобы освоить новый навык.

Веха от 3 до 6 месяцев: работа с поддержкой 

Как правило, дети в возрасте от 3 до 6 месяцев могут сидеть с вашей поддержкой. Ваша помощь может включать: 

  • Пока она лежит на животе, помогите ей отжаться на руках и кистях.
  • Аккуратно поддерживайте ее руками или телом, когда она сидит, и вовлекайте ее в игру
  • Помогите ей использовать свои руки, чтобы поддержать себя, поддерживая ее в сидении
  • Используйте подушки, специально предназначенные для поддержки ребенка, когда его не держат на руках. Они могут помочь предотвратить травму от падения прямо назад. Не используйте детские кресла, которые могут помешать развитию навыков сидения.
  • Аккуратно поддержите ее руками или телом

7-месячная веха: сидеть

Сидеть — тяжелая работа! Требуется развитие мышц шеи, верхней части тела и спины.К тому времени, когда детям исполняется 7 месяцев, они обычно начинают набираться сил, чтобы сидеть без поддержки. Но будь рядом! Через несколько минут ребенок может потерять равновесие и упасть.

Веха от 8 до 9 месяцев: сидение без чаевых

Как правило, к 8 месяцам ребенок учится сидеть без поддержки. Еще лучше, если она начнет опрокидываться, у нее будет координация, необходимая для того, чтобы поймать себя. Она даже начнет тянуться за игрушками.

Помните, что все дети разные, и способность сидеть без посторонней помощи может появиться уже в 9 месяцев.

Как помочь ребенку безопасно сидеть

Когда ваш ребенок учится сидеть, положите его на одеяло или мягкую карту активности. Таким образом, если она упадет, у нее будет мягкое место для приземления. Укладывая ее на мат, помогите ей наклониться вперед, а не назад. Держитесь поблизости, чтобы поймать ее, особенно если она упадет назад.

Как помочь ребенку научиться сидеть

Детям, как и взрослым, нужно много практиковаться, чтобы освоить новый навык.Вот несколько занятий, которые помогут вашему ребенку развить сильные мышцы:

  • Превратите время, проводимое на животе, в развлечение : помогите ребенку тренироваться, укладывая его на живот (пока он не спит) и побуждая его тянуться к игрушкам. Поставьте перед собой цель каждый день проводить около часа на животе. Сохраняйте интерес, предлагая различные варианты: на коленях, на груди, на руках и т. д. Имейте в виду, что это будет происходить с интервалом в три-пять минут в течение дня.
  • Включите руки в действие : Вы можете помочь своему ребенку принять сидячее положение.Пока ваш ребенок лежит на спине, возьмитесь за обе руки и осторожно потяните его в сидячее положение. Вы должны увидеть, как ваш ребенок начинает использовать мышцы живота, шеи и рук, чтобы помочь вам.
  • Совершите прогулку : Посадив ребенка в коляску с удобной опорой, вы поможете ему развить мышцы, необходимые для самостоятельного сидения, поскольку он замечает все окружающие достопримечательности.
  • Поэкспериментируйте с тем, что нравится ребенку : Ей нравится музыка? Попробуйте взять ее за руки и покачиваться в такт.У вас на руках маленький спортсмен? Попробуйте сыграть в «ловлю», подкатывая к ней мяч, пока вы оба сидите.
  • Носите в разных положениях : Не держите ребенка всегда в одном и том же положении. Неся ее в колыбели, лицом наружу, на бедре или кладя ее на живот на руки, вы поможете укрепить различные мышцы, которые помогут ей научиться сидеть.

Получить необходимую помощь легко.

Обратитесь к ближайшему поставщику услуг Premier Physician Network.

Источник: Американская академия педиатрии; Центры по контролю и профилактике заболеваний; Чего ожидать.com

Вехи подвижности младенцев по месяцам: переходы между этажами


После того, как ваш ребенок освоит неподвижные положения, такие как лежание на животе, сидение и стояние, важно поощрять движение в этих положениях и из них.Первоначально дети должны быть помещены в эти положения, чтобы практиковаться и стать независимыми, что является частью типичного развития. Однако волнение начинается, когда дети учатся переходить от одного навыка к другому, что в целом увеличивает их подвижность. Эти переходные движения помогают увеличить игру и помогают вашему малышу исследовать окружающую среду.


Роллинг: возраст 4–6 месяцев

Дети должны переворачиваться с живота на спину в возрасте от четырех до пяти месяцев и со спины на живот в возрасте от пяти до шести месяцев.Время, проведенное на животе, очень важно, и поощряйте вашего ребенка покачиваться из стороны в сторону или тянуться к игрушкам, пока он играет на полу, это может помочь ему перекатываться.

 

Из положения лежа на боку в положение сидя: 6-7 месяцев

Младенцы обычно осваивают сидение к шести-семи месяцам, и именно тогда они становятся очень активными! Поощрение ребенка играть в положении лежа на боку и обучение его переходу в сидячее положение из этого положения — хороший способ укрепить его основную силу и подвижность.

 

 

Сидя на боку

Поместите игрушку сбоку от ребенка и предложите ему потянуться за пределы опоры. Посмотрите, как они передвигают ноги, сидя на боку. Практика этого перехода подготовит их к положению ползания.

 

 


Сидя на четвероногих (руки и колени): 8-9 месяцев 

К восьми-девяти месяцам малыши передвигаются на четвереньках и готовятся ползать! Помогите ребенку подняться на четвереньки из положения сидя, чтобы у него было больше возможностей начать ползать.

Четвероногое на коленях

Поместите игрушку на опорную поверхность, такую ​​как стол, стул, диван и т. д., и предложите ребенку перейти из положения рук и коленей в высокое положение на коленях на опорной поверхности.

 

С колена до стояния: 9-10 месяцев

К девяти-десяти месяцам дети начинают подтягиваться, чтобы встать на опорную поверхность, и тренируются стоять и ходить вдоль мебели.

Помните, что все эти переходы являются частью типичного развития и в большинстве случаев происходят естественным образом.Если вы чувствуете, что у вашего ребенка проблемы с любым из этих движений или поз, наши физиотерапевты могут помочь развить подвижность и силу, чтобы достичь важных вех крупной моторики!

Photo by Paul Hanaoka on Unsplash

Дети и слишком много экранного времени

Говоря о здоровье

Сколько времени ваш ребенок тратит на просмотр телевизора или фильмов, на игры со смартфоном или компьютером или на видеоигры? Хотя некоторое время у экрана может быть образовательным, легко переборщить, особенно во время пандемии COVID-19.

Американская академия педиатрии не одобряет использование средств массовой информации детьми младше 2 лет и рекомендует ограничивать время, проводимое детьми старшего возраста перед экраном, не более одного-двух часов в день.

Слишком много экранного времени может быть связано с:
  • Ожирение
    Чем больше ваш ребенок смотрит телевизор и видео, тем больше у него или ее риска избыточного веса. Наличие телевизора или другой электроники в спальне ребенка также увеличивает этот риск. У детей также может развиться аппетит к нездоровой пище, рекламируемой в рекламе, а также к перееданию во время просмотра электронных передач.Узнайте больше о времени использования экрана и весе тела.
  • Нерегулярный сон
    Чем больше времени дети проводят перед экраном, тем выше вероятность того, что дети будут иметь проблемы с засыпанием или нерегулярный график сна. Потеря сна может привести к усталости и увеличению количества перекусов.
  • Поведенческие проблемы
    Учащиеся начальной школы, которые проводят более двух часов в день за просмотром телевизора, видеоиграми или использованием компьютера или смартфона, чаще имеют эмоциональные, социальные проблемы и проблемы с вниманием.Кроме того, воздействие видеоигр связано с повышенной вероятностью проблем с вниманием у детей. Прочитайте «Являются ли видеоигры и экраны еще одной зависимостью?»
  • Нарушение успеваемости
    Учащиеся начальной школы, у которых в спальне есть телевизор или другой экран, как правило, хуже справляются с тестами, чем те, у кого их нет в спальне.
  • Насилие
    Чрезмерное воздействие насилия через средства массовой информации может снизить чувствительность детей к насилию.В результате дети могут научиться воспринимать агрессивное поведение как нормальный способ решения проблем.
  • Меньше времени для игр
    Чрезмерное время у экрана оставляет меньше времени для активной, творческой игры.

Общее время вашего ребенка перед экраном может быть больше, чем вы предполагали. Начните следить за этим и поговорите со своим ребенком о том, как важно меньше сидеть и больше двигаться. Кроме того, объясните правила экранного времени и последствия их нарушения.

Рассмотрите эти пять способов похудения перед экраном, которые полезны для здоровья вашей семьи.

А пока вот простые шаги по сокращению экранного времени:
  • Убрать фоновое ТВ.
    Если телевизор включен, даже если он работает фоном, он, скорее всего, привлечет внимание вашего ребенка. Если вы не смотрите сериал активно, выключите его.
  • Держите телевизоры, смартфоны и компьютеры подальше от спальни.
    Дети, у которых в спальне есть электроника, смотрят больше, чем дети, у которых ее нет.Следите за тем, сколько времени ваш ребенок проводит у экрана и какие веб-сайты он посещает, устанавливая телевизоры и компьютеры в местах общего пользования в вашем доме.
  • Не ешьте перед экраном.
    Разрешение вашему ребенку есть или перекусывать перед электронными устройствами увеличивает его или ее время использования экрана. Привычка также поощряет бездумное жевание, что может привести к увеличению веса.

Получите 6 дополнительных советов, чтобы сократить время, проводимое детьми за экраном.

Когда ваш ребенок проводит время у экрана, сделайте его максимально увлекательным:
  • Планируйте, что просматривает ваш ребенок.
    Вместо того, чтобы листать каналы, ищите качественные видео или программы. Рассмотрите возможность использования настроек родительского контроля на телевизоре и компьютерах. Предварительно просмотрите видеоигры и приложения для смартфонов, прежде чем разрешить ребенку играть с ними.
  • Смотрите вместе с ребенком.
    По возможности вместе смотрите программы и обсуждайте увиденное, например семейные ценности, насилие или злоупотребление наркотиками. Если вы видите рекламу нездоровой пищи, объясните, что то, что ее показывают по телевизору, еще не означает, что она полезна для вас.
  • Записывайте программы и смотрите их позже.
    Это позволит вам быстро просматривать рекламные ролики, продающие игрушки, нездоровую пищу и другие продукты. При просмотре программ в прямом эфире используйте кнопку отключения звука во время рекламы.
  • Поощряйте активное экранное время.
    Пусть ваш ребенок разминается или занимается йогой во время просмотра шоу. Бросьте вызов своей семье, чтобы увидеть, кто может сделать больше всех прыжков во время рекламной паузы. Выбирайте видеоигры, которые поощряют физическую активность.

Может быть сложно начать ограничивать время, проводимое вашим ребенком перед экраном. Тем не менее, это стоит усилий. Создавая новые домашние правила и постоянно внося небольшие изменения в распорядок дня вашего ребенка, вы можете ограничить время, проводимое перед экраном, и его потенциальные последствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.