Что должен уметь в 4 месяца – Поговорим, что должен уметь Ваш ребенок в 4 месяца. Развитие, питание, сон, речь

Содержание

Что должен уметь ребенок в 4 месяца, как помочь ему развиваться?

Содержание статьи

Итак, позади еще один месяц жизни крохи вне маминого животика. Он постепенно приспосабливается к новым условиям жизни, ищет доступные ему способы взаимодействия с окружающим миром, осваивает все новые навыки, крепнет физически. Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Как развивать его навыки? Такие вопросы часто возникают у неопытных родителей.

Я многого достиг

Пожалуй, так бы ответил малыш, если бы к этому возрасту умел говорить. Если разобраться, то по сравнению с предыдущим месяцем ребенок сделал большой шаг вперед в развитии всех сфер жизни.

Четырехмесячный ребенок

Четырехмесячный ребенок

Двигательные навыки

В физическом плане кроха явно прибавил за месяц.

  • Ребенок в 4 месяца уже уверенно держит голову как лежа на животике, так и находясь в вертикальном положении.
  • Умеет переворачиваться на бочок (некоторые даже умеют сами ложиться на животик).
  • Лежа на животе, кроха может довольно долго рассматривать предметы, поднимаясь на ладошках. А если сзади упереться в его ступни ладонью или валиком, он начнет отталкиваться. Это начальный этап освоения навыка ползания.
  • В положении на спине он приподнимается, если потянуть за ручки. Таким образом малыша можно даже перевести в сидячее положение. Однако важно помнить: по-настоящему высаживать ребенка в этом возрасте еще рано!
  • 4-месячный малыш может брать предметы и удерживать около 30 секунд.
  • Умеет складывать вместе свои ладошки, хлопать ладошками по поверхности.
  • При поддержке под мышки кроха пытается отталкиваться ножками от опоры, словно шагая. Но ни в коем случае не стоит сейчас переносить его всем весом на неокрепшие ножки – их косточки и мышцы еще не готовы к этому!

Малыш в 4 месяца

Малыш в 4 месяца

Восприятие

Тактильные ощущения грудничка, его зрение и слух в этом возрасте продолжают «учиться» совместной работе.

  • Кроха этого возраста понимает и любит яркие, чистые оттенки: красный, желтый, зеленый, синий. Полутона он пока не воспринимает, поэтому игрушки или одежки пастельных приглушенных оттенков его не заинтересуют.
  • Грудничок научился фокусировать взгляд на предметах, причем находящихся от него на довольно приличном расстоянии (до 3,5 м), поэтому начинает рассматривать окружающую обстановку. Он может следить за перемещением игрушки перед глазами как вправо-влево, так и вверх-вниз, чего до этого делать не умел. Сейчас он видит предметы объемно, может рассматривать их детально.
  • У него почти получается точно рассчитать расстояние до игрушки, чтобы дотянуться и схватить ее.
  • При возникновении звука кроха 4 – 5 месяцев от роду несколько секунд прислушивается, а затем начинает поворачивать голову и туловище в ту сторону, откуда слышится звук, находит глазами его источник и старается рассмотреть. Зрительное и слуховое восприятие уже дополняют друг друга.
  • Младенец сейчас может идентифицировать голоса людей, звуки мелодии или погремушки. Он уже любит слушать музыку и по-разному реагирует на различные темпы мелодий: под быстрые начинает ритмично двигаться, медленные слушает спокойно.
  • Сейчас он подолгу и увлеченно не только рассматривает, но и ощупывает предмет, пытаясь соотносить восприятие зрительное и тактильное.

Малыш берет погремушку из рук мамы

Малыш берет погремушку из рук мамы

Интеллектуальное развитие

Память, мыслительные и познавательные процессы пока что весьма слабо развиты, но уже сейчас можно просмотреть наметившуюся динамику в развитии новых навыков.

  • Долговременная память пока практически не развита, узнает ребенок только тех людей, которые находятся рядом постоянно (чаще всего это мама). Поэтому все, кто бывают в доме раз в несколько дней, автоматом попадают в список чужаков. А их от родных малыш сейчас отделяет очень четко, реакция на чужих в этом возрасте варьируется от настороженности и затихания до истошного плача.
  • Ребенок уже не просто слышит свое имя, но и понимает, что обращаются именно к нему, поворачиваясь и реагируя на обращение комплексом оживления.
  • Кроха ищет новые способы использования предметов. Поэтому может не только рассматривать игрушки, тянуть их в рот (слизистая более чувствительная, чем кожа), но и двигать их, трясти, цеплять ручкой (особенно если они висят перед ним и при толкании издают какие-либо звуки, подпрыгивают, раскачиваются), нажимать, если игрушка при этом пищит. Также малыш может взять и выпустить игрушку из ручек или бросить ее специально.
  • На 5-м месяце жизни ребенку становится интересно рассматривать себя в зеркале.

Малыш смеется

Малыш смеется

Психоэмоциональное и речевое развитие

Сейчас у малыша заметно активизировался комплекс оживления, мимика и жесты стали ярко выраженными, появились новые эмоции.

  • Он уже должен уметь звонко смеяться, если его развлекают или щекочут.
  • Ярко выражает как радость, так и недовольство, обиду, скуку.
  • В этом возрасте ребенок, конечно, не разговаривает в прямом смысле слова, но умеет активно общаться с родителями при помощи разных интонаций, агуканья и первых лепетных звуков.
  • С радостью повторяет посильные звукосочетания за взрослыми, подражая их интонации, мимике, артикуляции.

Мама играет с малышом

Мама играет с малышом

Поиграйте с малышом

Конечно, в арсенале 4-месячного ребенка уже есть несколько простейших игр, которыми он любит себя занимать: рассматривать ручки или игрушки, «пританцовывать» под веселую музыку, «общаться» с родителями, гулить в хорошем настроении, разглядывать себя в зеркале, затрагивать ручками мобиль, чтобы игрушки начали двигаться, бить по игрушкам. Однако для дальнейшего полноценного развития ребенку необходимо внимание родителей. Есть несколько несложных игр для этого возраста, которые помогут развивать двигательные, речевые и другие навыки.

  • Для тренировки мышц и подготовки ребенка к ползанию полезно укреплять мышцы спины и живота крохи, побуждая его часто переворачиваться. Стимулировать его интерес можно с помощью яркой игрушки, которую нужно перемещать перед глазами малыша так, чтобы он тянулся за ней, изменяя положение.
  • Также готовиться к ползанию можно, обучая ребенка умению брать игрушку из разных положений – тянуться за ней, лежа на животике, на боку. Пусть тянется как следует, это поможет укрепить нужные для ползания мышцы!
  • Подготовкой к навыку сидения на четвертом месяце может стать притягивание младенца за ручки до положения сидя. После этого нужно вернуть малыша на спинку. Если в это время с ним радостно агукать, петь веселую песенку, такое занятие принесет ему не только практическую пользу, но и массу удовольствия.
  • Укрепить мышцы ног (что в дальнейшем поможет крохе научиться вставать, стоять и ходить) можно с помощью такого упражнения. Под веселую потешку малыш пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности, поддерживаемый мамой за подмышки (не опираясь на ножки полностью!).

Выполняйте упражнения на развитие двигательной активности на полу, подстелив теплое одеяло. Так вы будете спокойны: кроха точно не упадет с высоты  и не ушибется.

Следующий блок игр-упражнений направлен на развитие восприятия малыша.

  • Нужно вложить в ручку ребенка подходящую по размеру резиновую «пищалку». Если он не понял сам, для чего она нужна, взрослые показывают ему, сжимая своей рукой его кулачок. Как только появился звук, карапуз начнет сам сжимать-разжимать игрушку. Когда он это делает, он развивает моторику, хватательные движения, тактильные ощущения.
  • Можно с пользой применять и способность ощупывать предметы. Например, предлагать ребенку игрушки или предметы разной формы из разных материалов – дерева, резины, пластика, металла, разных тканей (шелка, льна, бархата), меха. Пусть ощупывает и трогает каждый, пока не утратит интерес. Так активируется тактильное восприятие.
  • Слуховое можно развивать, знакомя грудничка со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, металлофон, барабан и т. д.). Их звуки не должны быть слишком резкими, чтобы не испугать малыша. Пусть сначала рассмотрит эти предметы, услышит, как они называются, а затем увидит, как они «работают». После этого пусть попробует извлечь звук самостоятельно. Если в это время ему подбадривающее улыбается мама, агукает, ласково хвалит, называя по имени, маленький музыкант будет прилагать все усилия, чтобы инструмент зазвучал! Повторяя такие игры раз за разом, малыш постепенно научится соотносить то, как выглядит предмет, с его названием и звучанием.
    Также слуховое восприятие тренируют различная музыка (лучше, конечно, классическая), записи детских песенок, мамино пение.
  • Зрение стимулируется при рассматривании ярких, контрастных предметов. Можно «путешествовать» вместе с ребенком по соседним комнатам, разглядывая их обстановку, позволяя ему трогать заинтересовавшие предметы, дотягиваться до них. В этом возрасте малышу полезно поваляться на животике на ярком одеяле или детском коврике с крупным рисунком (аппликацией) – это также тренирует зрение. А возможность потрогать поверхность также синхронизирует восприятие зрительного и тактильного.
  • Ну а речь на данном этапе пока развивается исключительно в «общении» с родителями, подражании им. Так что полезно постоянно эмоционально говорить с малышом, медленно и четко произнося звуки, читать ему забавные потешки, петь песенки (кроха с удовольствием «подпоет»), менять интонацию, силу голоса. Можно показывать ребенку звуки, которые произносят разные птицы или животные (медведь, кошка, собака, мышь, гусь, утка, курица, петух, цыпленок, корова, лошадь и т. д.).

Купание малыша

Купание малыша

Как ухаживать за карапузом?

В вопросе ухода нового немного. В частности нужно внимательнее следить, чтобы ребенок, умеющий переворачиваться, не упал. Все остальное остается прежним: закаливаем, соблюдаем режим, много гуляем, устраиваем воздушные ванны, делаем массаж. Единственное, о чем хотелось бы напомнить, – разный подход к купанию мальчиков и девочек. Кстати, процедура эта по-прежнему остается ежедневной, мыло используется в минимальном количестве, не чаще 2 раз в неделю.

Купая мальчишку, важно отодвигать крайнюю плоть и смывать все, что под ней накопилось за день (прежде всего, это микробы из-за остатков мочи). А после каждого опорожнения кишечника малыша можно подмывать под краном в проточной воде.

Девочке такая процедура может сильно навредить, поскольку во влагалище при этом способе легко попадает инфекция. Малышку нужно подмывать только спереди назад. А купая, раздвигать половые губы, аккуратно смывая с них остатки мочи.

Итак, малыш уже преодолел рубеж 4 месяца. Дальше его развитие будет продвигаться все более интенсивными темпами. Родители сами не заметят, как подойдут к его первому юбилею. Но сколько этот период подарит трогательных воспоминаний!

Что должен уметь ребенок в 4 месяца – 9psy.ru

С наступлением четвертого месяца жизни многие проблемы, беспокоящие малыша, проходят, и он становится полноценным членом семьи. Он уже спокойно узнает маму и папу, активно общается с ними, дарит им улыбки. Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, поворачивает головку на звуки собственного голоса. В этот период в его жизнь входят активные игры с родителями и игрушками, появляются новые эмоции и переживания, которые малыш активно демонстрирует.

Главной жизненной задачей на этот период становится общение с близкими людьми. Малышу необходимо освоить большое количество звуков и слогов, в чем ему могут помочь мама и папа, предлагая различные подражательны игры.

Содержание статьи

Таблица развития

Как спят дети на 4 месяце жизни?

Общее количество сна в сутки уменьшается до пятнадцати часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, в которых есть два – три перерыва на кормление. А остальное время разделяется на три дневных сна.

Пришла пора установить четкие периоды сна – бодрствования. Теперь малышу проще организовать полноценный режим дня, это нужно еще и для того, чтобы впоследствии ему было проще ориентироваться во времени.

Развитие органов чувств в этом возрасте.

Зрение

Зрение малыша становится более восприимчивым к яркости и цвету изображения. Яркие цвета по-прежнему привлекают его внимание, но нужно помнить, что обилие контрастных цветов в игрушках может негативно сказываться на утомляемости. Ограничьтесь игрушками с преобладанием одного – трех различных цветов.

Педиатры рекомендуют полностью заменить яркие игрушки, на более спокойные и природные цвета. Особенно это касается игрушек в виде животных или людей. Чем реалистичнее будет выглядеть картинка, тем проще ребенку будет ориентироваться в реальном мире.

Слух

Слух для малыша сейчас является основным проводником в большом мире. Он прекрасно справляется как со своими основными задачами по поиску источника шума, так и с построением связей с внешним миром. То, насколько качественно ребенок справляется с этими задачами можно оценить по его реакции на различные звуковые сигналы. Так, при раздражающих или мешающих звуках малыш может начать отворачиваться или плакать, а при звуках маминого голоса или веселой песенки улыбаться и махать ручками.

Теперь малыш становится активным собеседником в разговорах с родителями. Он научился подпевать маме, строить диалоги, правда пока еще на своем языке, и громко и весело смеяться.

Есть полезное упражнение для развития речи ребенка: сядьте рядом и, заглядывая ему в глаза, повторяйте за ним все звуки. Через небольшой промежуток времени малыш начнет повторять звуки за вами.

Чаще разговаривайте с крохой, так вы поможете ему быстрее освоиться с первыми звуками. Если уделять ему достаточно внимания, то уже сейчас можно услышать различные слоги типа «ма», «гу», «па» и так далее.

Тактильные ощущения

Развитие ребенка в четыре месяца пока еще напрямую зависит от контакта с матерью. Чем чаще мама берет его на ручки, поглаживает, делает легкий массажик и играет с малышом, тем быстрее он осваивает новые действия и тем здоровее и крепче становится его психика.

К четырем месяцам психическое развитие ребенка достигает того момента, когда боль, страх, радость, обида или любопытство переживаются особенно остро. Поэтому контакты с мамой должны быть максимально продолжительны и продуктивны.

Движения и действия малыша на 4 месяце жизни

Мам, разумеется, интересует, что делают дети в этом возрасте? Малыш уже уверенно переворачивается, меняет позы во время сна и бодрствования. Попытки приподняться на ручках, опираясь только на ладошки, становятся все более успешными. Некоторые детки в этом возрасте уже вполне способны самостоятельно встать на четвереньки, правда, совсем на короткое время.

Крайняя заинтересованность в изучении собственного тела выражается в постоянном разглядывании своих ручек и ножек, и попытками управлять ими по собственной инициативе. Также малыш охотно трогает ручками лицо мамы или папы, хватает маму за волосы.

Активно формируются причинно-следственные связи, так, увидев мамину грудь или бутылочку, крошка перестает плакать и ждет, когда его покормят.

Если потянуть ребенка, лежащего на спинке, за ручки, то он спокойно садится. Только не стоит пока слишком нагружать его этим навыком, потому что его позвоночник еще очень слабенький и слишком частые и усердные присаживания могут вызвать различные неприятные заболевания.

Большой плюс этого периода – это тот факт, что малыш на короткое время может занять себя сам. Если предложить ему новую веселую и пищащую игрушку, он будет достаточно долго вертеть ее в ручках, а это даст маме небольшой пятнадцати – двадцати минутный перерыв.

Как играть с ребенком этого возраста?

Малыш уже не просто рассматривает игрушки, предложенные мамой. Он прекрасно знает, как правильно взять погремушку, и с какой силой потрясти, чтобы она издала звук. Если у игрушек предусмотрены кнопки для извлечения звуков, малыш охотно будет нажимать их.

Так же пробуждается своеобразный интерес к физике тел: ребенок может кидать игрушки на пол или в воде и наблюдать за тем, как они падают и булькают.

  • Игры в воде тоже становятся другими. Теперь малышу необходим целый арсенал игрушек, пузырьков и ведерок для купания.
  • Игра в «Ку-ку» развивает поисковые навыки. Накройте себя или ребенка одеяльцем, а затем с возгласом «Ку-ку, кто это тут» снимите одеяльце. Если игра ему нравится, то малыш будет громко хохотать и сучить ручками.
  • Игра в «Ладушки» способствует раскрытию ладошки и ускоряет развитие моторики и полушарий мозга.
  • «Сорока – ворона» помогает наладить работу желудочно-кишечного тракта. Осторожно и плавно массируйте ручки ребенка, начиная с ладошки и постепенно переходя к пальчикам. При этом приговаривайте «Сорока-ворона, кашку варила и т.д.».
  • Выделите малышу небольшое зеркало в твердой пластиковой рамке. Он с радостью будет рассматривать свое отражение и улыбаться.

В этом возрасте рекомендуется увеличить продолжительность прогулок на свежем воздухе. Пусть малыш не просто пассивно лежит в коляске, а рассматривает все вокруг. Повесьте на коляску погремушек и новых игрушек, чтобы ребенок мог хвататься за них ручками.

Продолжайте делать ребенку ежедневный массаж и гимнастику. Гармоничное физическое развитие гарантируют и быстрое развитие психики и мозга.

Что умеет ребенок в 4 месяца и что он должен уметь в четыре месяца (видео)

Четырехмесячный малыш очень сильно отличается от новорожденного. К этому возрасту дети уже ощутимо взрослеют по сравнению с первыми месяцами после рождения, изменяются внешне, физически и психологически.

Пропорции тела немного меняются: разница в объеме головы и грудной клетки, которая бросается в глаза в первые месяцы жизни, постепенно уменьшается, конечности становятся длиннее. В целом пропорции тела медленно приближаются к пропорциям взрослого человека. Кроме того, к четырем месяцам малыш «наедает» щечки и превращается в славного пухленького карапуза.

Появляются и новые навыки. Малыш осваивает разные способы изучения окружающего мира, начинает активно с ним взаимодействовать, осваивает новые действия. Все это происходит на фоне совершенствования органов движения, чувств и нервной системы. О том, что умеет ребенок в 4 месяца, поговорим подробнее.

Навыки четырехмесячного ребенка

  • В четыре месяца происходит угасание хватательного рефлекса, и хватание становится произвольным. Это означает, что раньше ребенок рефлекторно сжимал кулачок, как только что-либо касалось его ладошки, а сейчас он сжимает предмет ручкой тогда, когда сам хочет взять его. Произвольность движений – большой прогресс в развитии, ведь это означает, что ребенок уже пытается научиться управлять своим телом, координировать движения. Если говорить о хватании, то для ребенка это новая, гораздо более сложная цепочка нервных импульсов, пусковым механизмом которой является интерес ребенка к предмету. (О рефлексах)
  • Когда ребенок берет в ручку какой-то интересный предмет, он уже не просто держит его, а пытается совершать разные манипуляции, рассматривает, обязательно тянет в рот. Малыш может пытаться стучать предметом, трогать пальчиками детали. Это естественный и очень важный этап познания. Правда, в четыре месяца координация движений еще очень далека от идеала, тем более мышцы кисти развиты еще слабо, поэтому держать что-либо ребенок не может совсем не долго.
  • В возрасте 4-х месяцев многие малыши овладевают не только умением переворачиваться на живот, но и в обратную сторону.
    Обычно, когда у ребенка появляется в арсенале весь набор переворотов, родители переселяют чадо на пол во избежание падения. Тем лучше для ребенка, ведь перед ним теперь огромное пространство для освоения. С помощью переворотов дети научатся перемещаться по комнате и даже добираться до интересующих объектов. (Читаем подробно: Когда малыши начинают переворачиваться)
  • Лежа на спине, четырехмесячный малыш пытается приподнимать голову и плечи, как будто пытается сесть. На самом деле, редко кто из детей садится из положения «лежа», в основном дети начинают садиться как бы с бока, опираясь на бедро. Раньше считалось, что в 4 месяца ребенка уже нужно присаживать. Попытки приподняться из горизонтального положения только усиливают желание поскорее усадить малыша. На сегодняшний день ортопеды категорически не рекомендуют заниматься присаживанием детей до тех пор, пока они не начнут садиться сами, и уж тем более не надо предлагать малышу в качестве опоры мягкие подушки. Опора для сидения в любом возрасте должна быть жесткой. (Читаем статью: Когда можно начинать присаживать детей)
  • Новые навыки демонстрирует ребенок и лежа на животике. Речь идет о задатках к ползанью. В 4 месяца ребенок умеет приподнимать попу и отталкиваться ножками. Кое-кто действительно ползает по-пластунски. Кстати, многим детям первое время проще ползать назад, чем вперед. Мотивировать малыша к ползанью можно любимыми игрушками, разложенными перед ним на доступном расстоянии. При этом малыш должен все-таки иметь возможность осуществить задуманное и дотягивался до игрушки, иначе интерес к такой забаве быстро угаснет.(когда дети начинают ползать?)
  • Новшества появляются в области зрения и слуха. Если раньше ребенок мог четко видеть предметы, расположенные в пределах 50-70 см. от него, то сейчас он хорошо видит на расстоянии 3-3,5 метров. Это означает, что малыш легко может рассматривать комнату или наслаждаться видом из окна. Слух тоже становится более тонким. Ребенок начинает хорошо различать звуки, реагировать на звуки музыки, понимать эмоциональную окраску звуков. Самым приятным звуком для ребенка, конечно, является мамин голос.
  • Со слухом очень тесно связано речевое развитие. С четырех месяцев ребенок уже умеет произносить слоги, которые часто принимаются за первые слова. Это могут быть слоги «па», «ма», «ба». Губами малыш пытается воспроизводить артикуляцию взрослых. Гуление и лепет звучат все чаще. Особенно много малыши «разговаривают», когда пребывают в хорошем расположении духа. На том этапе очень важно эмоциональное общение взрослого с ребенком. В 4 месяца дети уже сами способны инициировать это общение, призывая маму к контакту с помощью улыбок и своих «словечек».
  • Социальное развитие тоже не стоит на месте. Главными фигурами в жизни малыша, бесспорно, являются родители. К четырем месяцам ребенок уже начинает выделять «своих» и «чужих». Причем в категорию «чужих» могут попасть даже вполне близкие родственники, если малыш их редко видит. Обычно своим предпочтения карапуз выражает тем, что в присутствии незнакомого или малознакомого человека малыш проявляет беспокойство, плачет, напрягается всем тельцем. По большому счету, в свой круг привязанностей ребенок в таком возрасте допускает только тех, кого видит ежедневно или хотя бы через день. Дело в том, что запоминание и долговременная память у маленького человечка развита не очень хорошо, поэтому для него существует только то, что он видит в данный момент. Поэтому родственники, которые появляются перед ребенком эпизодически, каждый раз воспринимаются как новые люди.

В этой статье мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Этот набор навыков является условным для 4 месяцев, поскольку у каждого ребенка те или иные «умелки» появляются в соответствии с собственным темпом развития. Впереди еще много новых открытий и свершений, поэтому лучше не торопить события и радоваться постепенному взрослению вместе с малышом.

Читаем также: Календарь развития ребенка по месяцам (месяц 1-12)  | навыки и умения ребенока в 1 год

Видео: что должен уметь ребенок в 4 месяца

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Поговорим, что должен уметь Ваш ребенок в 4 месяца. Развитие, питание, сон, речь

Вашему малышу уже четыре месяца. Он доставляет много радости родителям, другим членам семьи. Но вместе с нежными чувствами мам и пап одолевают сомнения и страхи: «Всё ли мы делаем правильно? Или что-то не так?».

Чтобы подобные переживания не мешали наслаждаться радостью отцовства, материнства, рассмотрим общие вопросы воспитания и развития четырёхмесячного ребёнка.

Физическое развитие

К четырём месяцам вес младенца увеличивается в среднем до 6 килограмм. Точное значение зависит от веса ребёнка при рождении и наследственности. Девочки весят примерно на 0, 55 кг меньше, чем мальчики.

Вырастает младенец приблизительно до 63 сантиметров, девочки несколько уступают мальчикам. Окружность головы составляет 39-44 сантиметра, грудной клетки – от 39,8 до 43,5 см. Показатели физического развития конкретного ребёнка оценивают, сопоставляя результаты измерений с общепринятыми.

Просмотрите средний рост детей по возрасту таблица ВОЗ. Что делать, если ребенок отстает в росте?

Рекомендованные педиатрами прививки для детей до трех лет — смотрите их перечень здесь.

Почему у детей появляется сыпь на лице? Как ее вылечить, читайте тут.

Младенец хорошо удерживает головку в положении на руках у взрослого, переворачивается со спины на бок, двигает ручками и ножками, сидит при поддержке за руки. Из положения лёжа на животе кроха поднимается на локотках, с интересом рассматривает окружающее пространство.

Сон деток этого возраста более глубокий, в дневное время кроха спит час до и два часа после обеда. Ночной сон составляет 11-12 часов с перерывом на кормление.

Родители поддерживают привычный распорядок дня, продолжают ухаживать за ребёнком (кормление, купание, подмывание, прогулки), строго следят за прибавкой в весе и ростом чада. Если показатели существенно отклоняются от нормы, ставят об этом в известность педиатра.

Не стоит стеснять движения ребёнка, чтобы он мог переворачиваться на бок, двигать конечностями. Во время подобных упражнений взрослый следит за безопасностью крохи.

Малыш радуется, когда его пытаются посадить, но злоупотреблять этим упражнением не нужно. Уверенно сидеть чадо будет через 2-4 месяца.

Питание

Дети остаются на грудном вскармливании, но постепенно вводится прикорм. Перед полуденным кормлением грудью малыш получает 1-2 столовых ложки овощного пюре. Вначале используются однокомпонентные смеси (из одного овоща), затем – многокомпонентные (из нескольких овощей). Картофель составляет не более половины порции прикорма. Позже в рационе ребёнка появляются кефир, соки, творог.

Прикорм дают постепенно, новое блюдо предлагается, когда малыш с удовольствием принимает знакомую пищу.

Перед началом прикорма родители покупают тарелку, ложку, кастрюльку исключительно для малыша. Позже, когда ребёнок научится сидеть, потребуется передничек.

Прикармливают кроху только свежими продуктами, пристальное внимание обращают на срок годности смеси. Вскрытая баночка хранится не больше суток, но лучше предложить начатое пюре старшему ребёнку или другому члену семьи.

Пищу дают с ложки, маленькими порциями. Здоровый младенец ест, сколько хочет, поэтому не нужно пытаться уговорить его на «ещё ложечку».

Познавательное и эстетическое развитие

Четырёхмесячные дети познают мир при помощи зрения, слуха, осязания, вкуса. Ребёнок постепенно начинает понимать, что ручки слушаются его, пытается захватить игрушку, действует ею (бросает, трясёт), тащит в рот.

В процессе манипуляций выделяются свойства предметов: погремушка звенит, кубик падает на пол и не возвращается, палочки, если бить одну о другую, стучат и т. д.

Выделенное однажды свойство с удовольствием воспроизводится вновь: малыш долго звенит погремушкой, стучит кубиками, выбрасывает из кроватки игрушки, наблюдает за траекторией их падения. Ребёнок радуется, когда появляется новая игрушка, но быстро теряет к ней интерес.

Находясь на руках у мамы, малыш активно вертит головой, интересуется всем, что происходит вокруг, поворачивает голову к источнику звука. Младенец внимательно прислушивается к звучащей мелодии. Если музыка спокойная, дитя просто слушает её. Но вот заиграла плясовая, и чадо оживляется, начинает двигать ручками, ножками, как будто танцует. Внимание ребёнка привлекают яркие, красивые предметы (кукла, чашка, погремушка, картина и т. д.).

Чтобы малыш упражнялся, экспериментировал, родители приобретают яркие, красивые игрушки: погремушки, пищалки, Ваньку-встаньку, крупные бусы, кубики. Ребёнку нельзя давать мелкие предметы, оставлять с игрушкой один на один. Мама или папа показывает, как действуют с той или иной игрушкой, вкладывает игрушку в руку ребёнку, чтобы он попробовал выполнить действие сам. Ваньку-встаньку опрокидывает взрослый, а малыш наблюдает за траекторией движения игрушки.

Ребёнку периодически покупают новую игрушку, а старую на некоторое время прячут. Если впоследствии поменять предметы, малыш примет старую игрушку за новую и будет с удовольствием играть с ней.

Речевые навыки

В четыре месяца ребёнок активно готовится к говорению. Младенец издаёт звуки, получившие название гуление и свирель. Под гулением понимаются протяжные голосовые реакции типа а-а-а, гу-у-у, бу-у-у. Свирель – это более сложная реакция, произнесение сочетаний типа а-ле-е-е, а-гы-ы-ы с различными интонациями. Постепенно в речи ребёнка появляются звуки [э], [и], [т’], [ф], [р] и другие. Соответствие гуления звуком русского языка условно. Подобные реакции наблюдаются у всех детей мира, независимо от того, на каком языке будет говорить малыш.

В этом возрасте выговариваемые звуки контролируются слухом, дети прислушиваются к своей «речи» и голосам других людей, пытаются подражать разговору взрослых. Если раньше инициатором общения выступали члены семьи, то теперь малыш пытается вызвать взрослого на «разговор» сам.

Успешное овладение речью зависит от степени разработанности пальцев рук, особенно указательного, так как в головном мозге зоны, отвечающие за речь и движение, расположены близко.

Способствуя овладению крохой речью, родители как можно чаще разговаривают с ребёнком, обращаться к нему по имени, гулят вместе с малышом, постепенно вводят новые звуки, слоги: ау-у-у, э-э-э, ких-ких-ких и т. д. Речью взрослого сопровождаются режимные процессы (кормление, купание).

Также полезно показывать и называть предметы («это часики: тик-так», «это курочка: ко-ко-ко»), петь колыбельные, рассказывать небольшие стихотворения и потешки:

Тили-Тили-Тили-Тили-

Колокольчики звонили…

Во время произнесения текста демонстрируется соответствующий предмет (колокольчик), игрушка или картинка.

С целью развития моторики гладят и массируют ладошки, пальчики малыша, просят ребёнка сделать «ладушки», дают перебирать крупные бусы, мять мотки шерсти (под присмотром взрослого).

Нравственное и эмоциональное развитие

С первых месяцев жизни младенец привязывается к маме, папе, другим членам семьи. Связи возникают в результате общения и на основе эмоций ребёнка. Если малыш чувствует себя спокойно, уверенно, то начинает доверять окружающему миру, улыбается маме, близким взрослым, радуется новой игрушке, с интересом наблюдает за происходящими событиями.

В четырёхмесячном возрасте ребёнок отличает своих от чужих, при появлении незнакомого человека просится на руки к маме. Если мамы рядом нет, кроха пугается и плачет. Также плач вызывают «испорченный» памперс, голод, грубые интонации, пугающие предметы, картинки и т. д.

Заботясь об эмоциональном благополучии младенца, родители ласково разговаривают с малышом, исключают неприятные раздражители. Также настроение ребёнка зависит от своевременного выполнения режимных процессов (кормление, купание, смена памперса, прогулки).

Что должен уметь делать малыш в 4 месяца

Итак, мы рассмотрели, как развивается четырёхмесячный ребёнок.

Подведём итоги. В 4 месяца младенец:

  • Без помощи взрослого переворачивается со спинки на бочок и обратно.
  • Хорошо держит головку, поднимает её из положения лёжа на животе.
  • Из положения лёжа на спине пытается самостоятельно сесть.
  • Знакомится с прикормом, учится есть с ложки.
  • Захватывает игрушки, предметы, обследует их, действует с игрушками.
  • Реагирует на музыкальные звуки, прислушивается к ним, совершает характерные движения.
  • Гулит, при помощи голосовых реакций привлекает внимание взрослого, провоцирует его на «разговор».
  • Избирательно реагирует на других людей, плачет при виде незнакомого человека.
  • Радуется и грустит в ответ на соответствующие стимулы (новая красивая игрушка, долгое отсутствие мамы и т. д.).

На достижение этих результатов направлены усилия родителей.

Поделитесь с друзьями

Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца: особенности развития

Полезные знания о том, что в 1 год и 4 месяца должен уметь ребенок, помогут родителям успешно справиться с его воспитанием. Это сложный возраст. Малыш стремится к самостоятельности. Мама и папа должны направить его активность в нужное русло. Это ускорит развитие ребенка, уменьшит вероятность бытовых травм.

Особенности данного возраста

Ребенок с большим интересом наблюдает за окружающими его людьми, он копирует их поведение. У него появляются новые бытовые и поведенческие навыки, они могут носить положительный и отрицательный характер:

  • вытирает запачканные руки, просит их помыть;
  • выражая несогласие, пытается ударить.

В этот период важно хвалить малыша за хорошие поступки, мимикой, словами показывать, что расстроены его плохим поведением.

Физиологические особенности

Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.

ПараметрДевочкаМальчик
Рост (см)77-78,579,5-81
Вес (кг)10,3-1111-11,3

ребенку 1год и 4 месяца

ребенку 1год и 4 месяца

Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.

Эмоциональное развитие

У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:

  • кормит;
  • качает, обнимает;
  • носит на руках.

ребенку 1год и 4 месяца

ребенку 1год и 4 месяца

Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.

Интеллектуальное развитие

Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.

У ребенка идет интенсивное развитие мозга:

  • начинает развиваться память;
  • появляется понятие формы, цвета, расстояния;
  • малыш учится оценивать величину предметов.

ребенку 1год и 4 месяца

ребенку 1год и 4 месяца

Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?

Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.

Уровень развития мелкой моторики такой, что ребенок легко управляет ложкой во время еды, самостоятельно пьет из кружки.

Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.

Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:

  • самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
  • пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
  • моет руки, лицо.

ребенку 1год и 4 месяца

ребенку 1год и 4 месяца

Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.

Отличие девочек от мальчиков

Исходя из статистики, специалисты говорят, что девочки в физиологическом развитии немного опережают мальчиков в 1 год 4 месяца. На деле все индивидуально. Мальчики предпочитают игры с машинками, кубиками, оставляя куклы и кукольную посуду девочкам.

Малыши мужского пола уже в этом возрасте любят смотреть картинки с машинами, самолетами, мотоциклами. Девочки любят повторять поведение мам. Они любят посмотреть на себя в зеркало, пытаются расчесывать волосы себе, маме, папе, куклам.

ребенку 1год и 4 месяца

ребенку 1год и 4 месяца

В общей массе мальчики ленивее девочек. Многие позднее начинают говорить. Их активность больше направлена на движение, освоение пространства. При небольших отличиях в физическом развитии дети в 1 год 4 месяца имеют равный уровень поведенческой активности.

Какие игрушки подходят для этого возраста?

Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.

Размер рыбок, утят, кукол-голышей не должен превышать 10-15 см. Для прогулок тоже подходят наборы из пластика для песочниц.

Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.

ребенку 1год и 4 месяца

ребенку 1год и 4 месяца

Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:

  • коляску для кукол;
  • машины разного размера с кузовом и без него;
  • каталки.

Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.

Занятия и игры для развития в год и четыре месяца

В 1 год 4 месяца начинают приучать карапуза к порядку. Самое простое занятие — уборка игрушек. Прибирать их нужно несколько раз в день, помогая и хваля ребенка. Способствуют развитию занятия, проводимые в форме игры. Нужно купить 1-2 пирамидки с кольцами разного цвета. Упражнения с ними помогают понять размер предмета (маленький, большой), его цвет. Занятия с пирамидками должны сопровождаться речью взрослого. Сначала все действия делает он, потом предлагает ребенку их повторить.

ребенку 1год и 4 месяца

ребенку 1год и 4 месяца

Медицинское сопровождение малыша в 1 год 4 месяца

Необходимо посетить участкового детского врача. Он проведет плановый осмотр, сделает все необходимые обмеры, выпишет направления на сдачу анализов:

  • мочи;
  • общий анализ крови.

Если у родителей возникают вопросы по поводу здоровья и развития ребенка, врач дает направление к узкому специалисту: ЛОР-врачу, окулисту, кардиологу, неврологу.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители

На прогулках малыши видят собак. У одних они вызывают только положительные эмоции, у других — чувство ужаса. Чтобы избавить малыша от негативных эмоций, родителям необходимо:

  • подарить мягкую игрушку, похожую на настоящую собаку;
  • рассматривать картинки с изображением животных;
  • познакомить с воспитанным псом.

Часто возникают проблемы с кормлением. У ребенка образуется много дел и развлечений более интересных, чем прием пищи. Поэтому дети в 1 год 4 месяца часто отказываются от еды. Маме не стоит впадать в панику, нужно подогревать интерес ребенка к еде красивой посудой, интересным оформлением блюд. Родители должны понимать, что их малыш в 1 год 4 месяца уже становится личностью со своим характером, желаниями, потребностями. Все взаимоотношения между ними должны строиться на уважении интересов малыша. При выборе игр нужно учитывать желание маленького человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *