Что должен уметь в 4 месяца – Поговорим, что должен уметь Ваш ребенок в 4 месяца. Развитие, питание, сон, речь

Содержание

​Что должен уметь ребенок в 4 месяца, таблица умений мальчика и девочки

К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями. Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей. Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.

Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы — ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Психологическое и эмоциональное развитие

Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.

Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.

Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.

На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди. В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить, привлекая к себе внимание. Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.


Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.


Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.


Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Зрение и слух

Зрение

Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.

Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна. Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром. Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.

Слух

В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.

Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке. В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу. Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».


Таблица развития ребенка в 4 месяца

Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:

Социальные навыки
  • Часто возникает «комплекс оживления»
  • Громко смеется в ответ на обращение взрослого
  • Умеет отличать «своих» от «чужих»
Психологическое и эмоциональное развитие
  • Выражает эмоции не только в ответ на физические раздражители (голод, холод, жара), но и на события, поведение взрослых
Физическая активность
  • Умеет поворачиваться на бок
  • Из положения лежа на животе приподнимается на руках
  • Опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот
  • Движения становятся произвольными — тянется и берет только тот предмет, который интересен
  • Крепко упирается ногами из положения лежа и стоя, когда взрослый держит его подмышками
Зрение и слух
  • Умеет узнавать лица, любимые игрушки и реагировать радостным возбуждением
  • Видит крупный предмет на расстоянии 3 м от себя
  • Умеет следить за движущимся предметом
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
Развитие речи
  • Развито интонационное (певучее) гуление
  • Появляются первые слоги лепета

Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.

Отклонения от норм развития

Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.

Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.

Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:

  • не проявляет двигательной активности;
  • самостоятельно не держит головку;
  • не гулит;
  • не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
  • улыбается редко и абсолютно неосознанно;
  • не пробует переворачиваться;
  • совершенно равнодушен к игрушкам.

Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Как развивать ребенка в домашних условиях

Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.

Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:

Физическое развитие

Игры с мячом

Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить. Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его. Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.

Перевороты

Как правило, в 3-5 месяцев детки начинают осваивать навык переворота со спины на живот. Родители могут ускорить этот процесс, взяв на вооружение это простое упражнение. Уложив малыша на спину, нужно согнуть его ножку в коленном суставе и отвести в сторону переворота таким образом, чтобы оно соприкоснулось с поверхностью. Малыш по инерции станет подтягивать ручку в ту же сторону. Дав ему свой палец для захвата, следует подождать, пока кроха подтянется и сам перевернется на животик. Если младенец ленится, можно слегка помочь ему, увлекая карапуза за своей рукой.

Стимулирование «комплекса оживления»

Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты игрушка, погреми,
(Имя ребенка) подними!

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Развитие слуха

Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.


Развитие речи (стимулирование лепета)

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:

  • высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
  • надуйте щеки и пофыркайте;
  • вытяните губы трубочкой и подуйте.

Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.

Заключение

Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции. Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков. Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.

Видео по теме

www.tikitoki.ru

что должен уметь и как заниматься с малышом

Первые 4 месяца развития ребенка являются самыми значимыми в жизни. В этот период происходит самое активное развитие детского организма – за короткий промежуток времени организм адаптируется к окружающему миру и начинает активно его познавать. Важность четвертого месяца жизни ребенка заключается в том, что многие некомфортные этапы развития, в частности связанные с работой желудка, остались позади, и малыш имеет гораздо больше сил, времени и желания на изучение окружающего мира.

Весо-ростовые показатели в 4 месяца

К четырем месяцам в нормальных условиях вес ребенка может достигнуть от пяти до восьми килограмм, а рост может колебаться в пределах от 55 до 65 сантиметров. Весо-ростовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей. Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.

Изменения рефлексов

У четырехмесячного ребенка пропадает значительная часть врожденных рефлексов. Эти рефлексы создавались природой как стереотипные реакции беззащитного организма на внешние раздражители и в дальнейшем развитии малыша будут лишь мешать. Среди исчезающих к четырем месяцам рефлексов есть:

  1. Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
  2. Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
  3. Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
  4. Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставах. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
  5. Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.

Если один или несколько из вышеперечисленных рефлексов продолжают оказывать значительное влияние на поведение ребенка в 4 месяца, то это признак нарушенного развития нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу.

Появление новых навыков в 4 месяца

Рост и развитие ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К четырем месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:

  • Уметь контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину;
  • Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени;
  • При помощи взрослого удерживать сидячее положение. Но необходимо помнить, что к четырем месяцам позвоночник малыша ещё недостаточно сильный, чтобы сохранять такое положение без посторонней помощи;
  • Самостоятельно поддерживать груди мамы во время вскармливания;
  • Обдуманно совершать ряд новых действий, среди которых засовывать свои пальцы свои рук в рот;
  • Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки;
  • Хлопать по предметам ладошками. Как правило, в четырёхмесячный малыш большую часть времени держит ладошки своих рук в раскрытом положении и с удовольствием складывает их;
  • Сходит на нет излишнее перенапряжение мышц верхних конечностей. Однако оно может сохранятся в нижних конечностях;
  • Если удерживать ребенка за подмышки в горизонтальном положении, он должен будет активно пытаться пальцами ног и ступнями оттолкнуться от пола.

Эмоциональные и психические изменения

Данные изменения могут быть прослежены в следующих особенностях поведения:

  1. В возрасте четырех месяцев у малыша заметен большой скачок в развитии зрительного восприятия окружающего мира. Ребенок начинает следить за предметами, отмечать их движение. Если малыши вдруг перестает видеть предмет, то забывает его, однако если через какое-то время вернуть предмет ребенку, он поймет, что это за предмет и вновь с интересом продолжит следить за ним.
  2. Очень ярко проявляется комплекс оживления. Он представляет собой специальную двигательно-эмоциональную реакцию малыша, обращенную к родителю или другому знакомому взрослому. Комплекс состоит из трех основных частей: внимательно и продолжительного взгляда на взрослого, радостной эмоции, выраженной в улыбке, двигательной активности, проявляемой в движении конечностями и головой, а также негромкого крика. Кроме того, комплекс оживления может начать вызываться не только родителями, но и на интересные ребенку предметы.
  3. Четырёхмесячный малыш способен узнать своё имя и начинает откликаться на него. Более того, он будет пытаться произносить отдельный звуки, напоминающие «о», «п», «а» и «м».
  4. Ребенок начнет ярко проявлять отдельный чувства, в особенности страх, радость, любопытство и заинтересованность.
  5. Построение логических цепочек причины и следствия не станут проблемой для ребенка. Это можно будет отчетливо увидеть во время кормления: замечая определенные действия от взрослого, будь то взаимодействие с бутылочкой для сухих смесей или приготовление матерью груди, ребенок утихнет и будет ждать свое питание.
  6. Изучение особенностей собственного тела становится увлекательным занятием и может отнимать у малыша значительное время. Особенно интересно ему будет рассматривать себя в зеркало.
  7. В 4 месяца у ребенка устанавливается крепка психико-эмоциональная связь с его матерью. Он начинает требовать постоянного контакта. Других близких родственников, проводящих с ним достаточное количество времени, малыш начинает запоминать и вести себя с ними открыто. Однако в присутствии новых и незнакомых людей ребенок будет вести себя очень внимательно и осторожно.

Изменения работы глаз

Глаза малыша в 4 месяца становятся более восприимчивы к свету. Ребенок начинает воспринимать гораздо больше разнообразных цветов. Больше всего ему буду нравятся насыщенные, чистые и простые цветы. Лишняя яркость или сосредоточение нескольких цветов на небольшое площади могут раздражать ребенка. Оптимальными цветами для наполнения окружение малыша, его одежды и игрушек будут красный, синий, желтый и зеленый.

Уши и слух в 4 месяца

В этот период развития ребенок начинает активно использовать уши для изучения окружающего мира. Малыш способен узнавать голоса родных и особенно ярко он будет реагировать на голос матери.  В четыре месяца нужно постоянно общаться ребенком. Говорить нужно медленно, четко и эмоционально, чтобы ребенок привыкал к речи и пытался самостоятельно повторять отдельные звуки. Можно читать сказки или стихи, особенно актуальны народные произведения, так как они изначально создавались с целью обучения детей и имеют хороший распев. Хорошим вариантом будет постоянное описание для ребенка окружающего мира. Описывать нужно детально, но не использовать сложных слов.

Музыка для ребенка в 4 месяца не должна быть иметь много тонов и более одного инструмента, так как в этом возрасте малыш просто не сможет её воспринимать. В идеале, ребенок должен подражать музыке издавая звуки самостоятельно или с помощью игрушек.

Грудное вскармливание ребенка

При грудном вскармливании в 4 месяца не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.

Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей

Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.

Необходимость в прикорме

Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.

Помощь малышу в развитии

В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.

Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.

Игры с малышом в 4 месяца

В 4 месяца с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.

Рекомендуем обатиться к специалисту!

12mama.ru

умения и навыки мальчиков и девочек

Фото 1

Все заботливые родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался своевременно и правильно. Каждый месяц грудничок меняется, овладевает новыми способностями.

Важно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Это поможет родителям понять, нормально ли развивается кроха, на что делать акцент при проведении занятий с ним.

Физические показатели девочек и мальчиков в четыре месяца

Дети четырехмесячного возраста продолжают активно развиваться в физическом плане. Вес ребенка увеличивается в среднем на 700 грамм. Мальчики от рождения крупнее девочек. Их вес составляет около 6,7-8,4 кг. Масса тела представительниц слабого пола этого возраста достигает 6,1-7,8 кг.

Фото 2Вес малышей становится больше на 3,6-3,7 кг относительно массы тела, которая была при рождении. Дети в 4 месяца вырастают примерно на 2 см. Рост мальчиков составляет 63,8-68,0 см.

Длина тела девочек равна 61,8-66,3 см. В среднем малыши становятся выше на 13 см в сравнении с периодом новорожденности. Постепенно проходит мышечный гипертонус: кроха выпрямляет ручки и ножки. Это позволяет ребенку овладевать новыми физическими умениями. Грудничок в 4 месяца уже меньше спит и больше бодрствует.

Продолжают совершенствоваться слух и зрение. Визуально ребенок становится более пропорциональным: окружность головы меньше или равна объему грудной клетки. Для оценки состояния физического развития ежемесячно ребенка осматривает педиатр. Нормативные показатели для детей разных полов приведены ниже в таблице.

Параметр, в см Мальчики Девочки
Объем грудной клетки 42,8 41,8
Окружность головы 41,9 41,0

Фото 3Физическое состояние младенца во многом зависит от таких факторов:

Фактические значения врач сравнивает с нормативными. Поскольку все дети индивидуальны, то незначительные отклонения не являются признаком патологии.

Навыки и умения 4-месячного малыша

В течение первого года жизни обычно проявляются врожденные патологии. Они могут сказываться на росте, весе, умениях младенца. Родителям полезно знать, что должен делать ребенок в 4 месяца. Это поможет выявить отклонения в развитии крохи на начальной стадии и вовремя обратиться к доктору.

Физические умения малыша зависят от крепости мышц, степени активности и любознательности, от того, как с ним занимаются родители. Несмотря на это, к четырехмесячному возрасту дети должны приходить с определенными навыками. Отсутствие ряда способностей расценивается как отклонение.

Фото 4Вот что должен уметь ребенок в 4 месяца:

Некоторые дети в 4 месяца умеют переворачиваться со спины на живот.

Психологическое и эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети становятся более эмоциональными. Они начинают выражать свои чувства осознанно, а не рефлекторно. Родителям уже легко понять, когда кроха радуется, грустит или злится. Когда грудничок счастлив, он улыбается и громко смеется. Нетерпение крохи выражают громких вздохом.

Фото 5Малыши этого возраста сильно привязаны к матери: теряя ее из виду, они начинают переживать и плакать.

С опаской дети относятся к незнакомым лицам: при их присутствии они настораживаются, замирают, прислушиваются, тянутся к матери. Груднички реагируют на свое имя, узнают родителей по голосу.

Дети способны в течение непродолжительного периода играть самостоятельно, но предпочитают проводить время с родителями. В 4 месяца малыши начинают понимать разницу между предметом и его отражением в зеркале. Дети становятся более любознательными. Умеют различать цвета.

В течение длительного времени они могут концентрировать внимание на интересующем предмете. В период бодрствования малыши изучают окружающую среду. Дома кроха чувствует себя спокойно, в безопасности. Незнакомая обстановка его пугает. В 4 месяца дети активно гулят, произнося различные звуки.

Особенностью психологического развития грудничков четырехмесячного возраста считается формирование тактики поведения. У малышей появляются любимые и нелюбимые игрушки.

Отклонения от норм

Если ребенок не овладевает теми навыками и умениями, которые должны у него присутствовать в 4 месяца, родителям стоит насторожиться. Возможно, у малыша имеются проблемы со здоровьем. При наличии отклонений важно срочно обращаться к доктору.

Следует беспокоиться в таких случаях:
  • ребенок постоянно спит и не проявляет двигательной активности;
  • кроха не выражает эмоции, апатичный;
  • малыш не произносит никаких звуков;
  • грудничок не может держать головку;
  • младенец не узнает маму с папой, не реагирует на появление в доме незнакомых людей;
  • эмоции ребенок проявляет неосознанно либо не выражает свои чувства совсем;
  • малыш не реагирует на свое имя, различные звуки;
  • кроха не пытается самостоятельно переворачиваться со спины набок;
  • у грудничка отсутствует интерес к окружающему миру, игрушкам.

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия. Важно развивать младенца всесторонне. Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме.

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Фото 6Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Фото 7Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Фото 8Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша  кукольный спектакль.

Стоит показывать ребенку фотографии, яркие картинки. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки разных цветов. Во время бодрствования малыш будет их изучать.

Развитие речи

Для развития речи нужно стимулировать ребенка лепетать. Для этого надо с ним ласково разговаривать. К малышу следует обращаться по имени. В разговоре требуется использовать простые слова. Не рекомендуется коверкать речь, делать сокращений.

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Видео по теме

О том, что должен делать ребенок в 4 месяца, в видео:

Таким образом, четырехмесячные дети становятся более активными. Снижение гипертонуса открывает для них новые возможности. Родителям следует заниматься развитием своего чада. Делать это рекомендуется в игровой форме.

Акцентировать внимание стоит на совершенствовании мелкой моторики, речи, зрения, слуха, мускулатуры. Если, несмотря на все старания мамы с папой, ребенок отстает в развитии, тогда нужно обратиться к педиатру. Возможно, у крохи имеются врожденные патологии.

momjournal.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Доброго времени суток, дорогие родители! Четыре месяца назад ваш малыш появился на свет. Он уже подрос, приобрёл так много новых навыков. А сейчас я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца.

Физиология малыша

Вес вашего ребёнка заметно изменился. За этот месяц карапуз набирает в среднем 700 грамм. В этом возрасте вес мальчиков колеблется от 5400 грамм до 7800 грамм, а девочек – от 4900 до 7200.

Рост увеличивается в среднем на три сантиметра. У четырёхмесячных девочек рост 58,3 см-64,2 см, а у мальчиков от 58,5 см до 64,7 см.

Но не стоит забывать про индивидуальные особенности организма крохи и внешние факторы. Не нужно сразу расстраиваться и паниковать, если вес или рост ребёнка не входит в эти рамки.

Мой малыш в четырёхмесячном возрасте уже весил 6,6 кг, при этом его рост был уже 66 см.

Четырехмесячный ребенок. Фото1

Рефлексы

  1. Ребёнок с лёгкостью берёт разные предметы, задерживает их в руках и кладёт на место.
  2. Малыш из положения «на животике» ползёт, если ножки, согнутые в коленках, упираются во что-то твёрдое.
  3. Практически исчезает рефлекс Моро.
  4. А этот рефлекс уже должен отсутствовать. Если ребёнку провести пальцем слева и справа возле позвоночника (вдоль всей его длины), то карапуз начнёт изгибать свою спинку.

Развитие органов чувств

В этот период малышу свойственно следующее:

  1. Ребёнок с лёгкостью узнаёт предметы, может концентрировать своё внимание и разглядывать понравившийся объект.
  2. Смотрит на один предмет, потом переводит свой взгляд на другой.
  3. У малыша начинает формироваться зрительная память.
  4. Реагирует на звуки, поворачивает головку в ту сторону, где он прозвучал.
  5. Слушает внимательно, когда с ним говорят. Распознаёт, с какой интонацией к нему обращаются.
  6. Можно заметить, что ребёнок слышит разницу в быстрых и медленных мелодиях.
  7. Ребёнок широко открывает глаза, если рядом с ним появляется резкий звук.
  8. Кроха всё больше разговаривает.
  9. Уже вы можете слышать от него не только звуки, но и слоги, особенно «ма», «па». «Когда ребенок начинает агукать»
  10. Малыш может смеяться.

Четырехмесячный ребенок. Фото2

Эмоции крохи

В четыре месяца карапуз всё больше проявляет свои чувства.

  1. Малыш улыбается, когда вас видит, когда радуется.
  2. Вы даже можете услышать смех ребёнка.
  3. Кроха проявляет свои эмоции движениями рук и ног.
  4. Ребёнок уже умеет возмущаться, при этом издаёт разные звуки с характерной интонацией.
  5. Уже с лёгкостью узнает родителей и близких родственников, и даже их голоса.

Как ребёнок двигается

Ребёнок уже владеет многими двигательными навыками:

  1. Самостоятельно удерживает голову. «Когда дети начинают держать голову»
  2. Когда он лежит на животе, может поднимать голову и удерживать её довольно длительное время, при этом умудряясь смотреть по сторонам.
  3. Умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. «Когда дети начинают переворачиваться»
  4. Может отталкиваться, как лягушонок, если когда он лежит на животе, ему подставить свою ладонь под стопы.
  5. Самостоятельно берёт погремушку и играется ей, кладёт на место.

Здоровый сон ребёнка

За сутки ребёнок в среднем спит 15 часов, 10 из которых приходятся на ночное время. Дневной сон делится на три раза, может длиться приблизительно по полтора часа. Ночью малыш практически не просыпается, исключения могут составлять желание покушать и смена подгузника, но после этих процедур ребёнок быстро засыпает.

Питание малыша

Для деток на грудном вскармливании ничего особо не изменяется в этом возрасте. Разве что у карапузов растёт аппетит, и они за одно кормление съедают больший объём маминого молока.

Что касается детей на искусственном вскармливании, то для них в четыре месяца происходят перемены. Именно в это время в их рацион питания добавляется прикорм. Первыми вводят овощные пюре. Дают по пол чайной ложки и смотрят за реакцией организма ребёнка. Если аллергия не возникает, постепенно повышайте порцию. «Когда вводить прикорм ребенку»

Четырехмесячный ребенок. Фото3

Патологии четырёхмесячного возраста

У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.

Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:

  1. У малыша лезут зубки.
  2. Тепловой удар.
  3. Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
  4. Гиперактивность малыша.
  5. Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
  6. Вирусные и бактериальные заболевания.

Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:

  1. Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
  2. ОРВИ, бронхит.
  3. В дыхательные пути попало чужеродное тело.
  4. Инфекционный процесс в органах пищеварения.

Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:

  1. Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
  2. Не исчезает дольше трёх недель.
  3. Резко появляется на пару с высокой температурой.

Отклонения в развитии

Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:

  1. Совершать двигательные движения.
  2. В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
  3. Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
  4. Уметь переворачиваться.
  5. Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
  6. Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
  7. Произносить звуки.
  8. Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
  9. Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
  10. Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
  11. Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.

Причины слёз малыша

В этом возрасте маме всё проще распознать, почему плачет её кроха. Это обусловлено тем, что малыш льёт слёзки с разной интонацией, с разной громкостью, при этом может совершать какие-то движения или хвататься за больное место.

Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие плач:

  1. Ребёнок замёрз или вспотел.
  2. Повышенная или сниженная влажность в помещении.
  3. Малыш голоден.
  4. Карапуз может плакать от усталости.
  5. Нужно сменить подгузник.
  6. У ребёнка что-то вызывает неудобства.
  7. Малыша напугал громкий шум или резкий стук.
  8. Если плач сопровождается резкими дёрганьями ножек, поджиманием коленок к животику – у вашего карапуза колики или метеоризм.
  9. Ребёнок заболел.

Стимулируем развитие ребёнка

Четырехмесячный ребенок. Фото4

Не забывайте принимать участие в развитии ребёнка. Полезным будет совершать ряд действий:

  1. Следите, чтоб рядом с малышом не возникали никакие скандалы и ссоры. И тем более не кричите на ребёнка. Так вы ломаете ему психику и рождаете фобии.
  2. Разговаривайте с малышом в разных интонациях, передавайте ему свои чувства, но только положительные.
  3. Общайтесь с ребёнком как можно чаще, проводите с ним время, потанцуйте с ним на руках. Причём ещё лучше, если это будут делать не только родители, но и другие родственники малыша.
  4. Важно называть кроху по имени. И конечно делать это нежно.
  5. Рассказывайте ребёнку сказки перед сном, читайте стихотворения.

Я сыночку иногда рассказывала известные произведения, а иногда придумывала свои истории. Он лежал тихонько и слушал каждое моё слово. И до сих пор очень любит сказки.

  1. Радуйте ребёнка новыми подарками. Пусть игрушки будут разной формы, цвета, но желательно яркие.
  2. Обязательно включайте крохе музыку, но только что-то нежное, спокойное (уж точно не рок), пойте ему колыбельные. Так будет развиваться слух крохи.

Я пела своему сыну, и знаете, со временем, он начал «подпевать». На своём, понятном только ему языке, но всё же.

  1. Устраивайте с ребёнком диалог. Можете начинать с простых звуков, особенно с тех, которые вы слышали от своего карапуза. Увидите, крохе это понравится, он начнёт вам отвечать.

Рекомендуем к прочтению статьи:

Вот мы и разобрались, какими навыками, умениями и достижениями должен владеть малыш в четыре месяца. Он ещё такой маленький, а уже так много достиг. А это только первые его победы, дальше будет больше. Счастья и здоровья вашей крохе!

zdorovyemalisha.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: правильное развитие младенца

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца нормаЧто должен уметь ребёнок в 4 месяца нормаЧетырехмесячный малыш переходит на новый этап развития. У него стремительно развиваются органы чувств, повышается уровень осознанности и тактильных ощущений. Он начинает живо реагировать на близких людей и окружающий мир. Родители понимают, что настало время развивать кроху и интересуются, что должен уметь ребенок в 4 месяца и как правильно сформировать его игры и режим дня.

Содержание статьи

Внешние и внутренние перемены

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов. Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать.

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

  • Что должен уметь ребенок в 4 месяцаЧто должен уметь ребенок в 4 месяцасамостоятельно держать головку вертикально на руках у мамы или лежа на животе;
  • переворачиваться без помощи взрослого со спины на бочок;
  • находясь на животе, приподниматься, отталкиваясь руками перед собой;
  • махать ручками и ножками в период бодрствования;
  • хлопать в ладоши или складывать ручки вместе;
  • активно реагировать мимикой, движениями рук, ног и головы на совместные действия с родителем — смену памперса, переодевание, купание;
  • реагировать на незнакомца настороженным выражением лица и снижением двигательной активности;
  • стараться дотянуться до ярких игрушек и даже попытаться их взять;
  • держать бутылочку или мамину грудь обеими руками.

Средняя прибавка веса в этом возрасте составляет 700 грамм, а рост увеличивается на 2,5 см.

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

  •  ребёнок в 4 месяца кормление ребёнок в 4 месяца кормлениепоявление слез во время плача — правильная работа слезных желез;
  • умение различать цвета и оживление при виде желтых, синих, зеленых и алых оттенков;
  • исчезновение гипертонуса и возможного физиологического косоглазия;
  • слуховая заинтересованность в звуках — покачивание телом в такт музыки, поворот головы на резкий стук или голос незнакомца;
  • усиливается слюноотделение, проходят колики;
  • ускорение роста волос и ногтей.

В эмоциональном плане грудничок очень тесно привязан к маме, вот почему именно ей придется развивать его умения в дальнейшем.

Общительность — признак здоровья

Ребёнку 4 месяца уменияРебёнку 4 месяца уменияНовые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

  • фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
  • реагировать на свое имя и оклик взрослого;
  • узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
  • оживляться при звуках любимой мелодии;
  • подпевать пению мамы;
  • привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
  • возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
  • улыбаться собственному отражению в зеркале;
  • «поддерживать» разговор разнообразным гулением;
  • «разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Крохе нравится играть с бумагой и игрушками с сенсорными наполнителями.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Основные направления домашнего развития

4 месяца ребенку что должен уметь 4 месяца ребенку что должен уметь Даже если ребенок физически активен и общителен, не нужно думать, что он будет развиваться и совершенствовать новые навыки самостоятельно. Лучший способ поддержать его на этом пути — разнообразные совместные игры, гимнастика и общение. Заниматься нужно ежедневно, когда малыш сытый, сухой и выспавшийся.

В качестве основы необходимо присутствие в ежедневном распорядке дня утреннего и вечернего массажа, купания и прогулок. Для улучшения двигательной активности нужно расширить пространство для движений и класть малыша на пол или в широкий манеж, чтобы ему было где переворачиваться и готовиться к ползанию.

Ранняя физкультура

Развивать физическую форму лучше всего разными играми, которые полезны и для эмоциональной сферы, поскольку вызывают положительные эмоции. Чтобы сделать их интереснее, необходимо задействовать дополнительные предметы:

  1. Надувной яркий мяч. Упражнения с ним помогут укрепить руки, ноги и пресс. Малыш может вращать мячик руками и ногами, стучать по нему, отталкиваться стопами и просто рассматривать интересные рисунки.
  2. Что умеет ребенок в 4 месяца Что умеет ребенок в 4 месяца Фитбол. На нем удобно раскачиваться на животе и спине, но при условии, что мама крепко придерживает за ножки и спинку. Это способствует развитию координации и равновесия.
  3. Яркая погремушка. Игра «Потягушки за игрушкой» начинается с потрясывания погремушками перед ребенком. Он обязательно заинтересуется и захочет их схватить. Вначале можно ему это позволить, а затем отвести игрушку в сторону, побуждая его тянуться за ней до поворота на бок. Упражнение полезно выполнять деткам, у которых наблюдаются трудности с переворачиванием. Если кроха уверенно держит головку в положении лежа на животе, то игрушку кладут перед ним в отдалении, чтобы побудить его раскачивать корпус и тянуться за ней.
  4. Резиновая пищащая игрушка. Она должна быть мягкой, чтобы малыш научился сжимать ее руками и получать звуковой эффект. Это занятие развивает силу пальцев, хватательный рефлекс и очень нравится детям.

Развивающую гимнастику для ребенка в 4 месяца должна делать мама, поскольку она проведёт упражнения мягче и бережнее, чем папа. Утренняя и вечерняя зарядка должна проходить в игровой форме и сопровождаться веселыми песенками, стишками и потешками. Упражнения довольно легкие, при ежедневном выполнении по 5—10 раз их польза будет очевидна:

  • ручки вверх-вниз, одновременно и по очереди;
  • обнимашки — развести ручки и обхватить корпус малыша;
  •  ребенок 4 месяца развитие что должен уметь ребенок 4 месяца развитие что должен уметьприподнять на 30 градусов — дать указательные пальцы, а когда ребенок уцепится за них, слегка приподнять его корпус от поверхности;
  • стопы вверх-вниз и аккуратное вращение каждой из них по часовой стрелке;
  • «ножницы» — попеременное и плавное скрещивание прямых ножек;
  • прямой угол — поднимать обе ноги вверх перпендикулярно поверхности;
  • «велосипед» — вытянуть одну ножку вперед, а вторую согнуть в колене, постепенно переходя к непрерывным вращательным движениям.

Знакомая всем игра в «Сороку-ворону» полезна не только для знакомства с пальчиками, но и для развития системы пищеварения. На ладонях есть проекции всех внутренних органов человека. Круговой массаж во время игры благотворно влияет на кишечник, способствуя мягкой дефекации.

Мелкая моторика и органы чувств

 ребенок 4 месяца развитие ребенок 4 месяца развитиеРазнообразие тактильных ощущений жизненно необходимо для правильного мировосприятия четырехмесячного крохи. Сенсорный кубик, каждая стенка которого выполнена из разнофактурных тканей с шуршащими вставками и аппликациями, колокольчиками и короткими веревочками, можно купить или сделать самостоятельно, обклеив коробку от молока необходимыми материалами.

Малышам нравится мять в руках маленькие мешочки с различными наполнителями — крупами разных размеров и шуршащей жесткой бумагой. Это дает мозгу необходимые впечатления для формирования логических и сенсорных цепочек восприятия. Есть много простых и увлекательных для малыша игр, которые развивают органы чувств:

  1. Прятки. Мама прячет лицо в ладонях, спрашивая при этом: «Где я?» или «Где мама?». Потом она открывает ладони и улыбается. Можно также прятаться под пеленкой или закрывать личико малыша на долю секунды. Несмотря на простоту, эта игра формирует доверие к окружающему миру, ведь ребенок понимает, что даже после исчезновения мама появится снова.
  2. Знакомство с музыкой. Понадобится большое количество простых музыкальных инструментов: колокольчик, барабан, бубен, ксилофон, дудочка. Можно также использовать неваляшку и погремушки. Необходимо показать малышу, какие звуки издает каждый инструмент, а затем постараться повторить их словесными междометиями.
  3. Книжки с животными. Кроха обязательно заинтересуется яркими картинками и будет слушать рассказ мамы о каждом персонаже.
  4. Мыльные пузыри. Во время прогулки или купания в ванночке можно пускать их по одному или сразу несколько, показывая ребенку, как красиво они летят и опускаются на его ручки. Он с интересом будет следить, как пузыри появляются и лопаются.
  5. Части тела. Уже можно показывать малышу разные части тела, дотрагиваясь его ручкой до носа, ушей, ротика и называя их. Хорошо также продублировать действия на себе или любом родственнике.

Главное условие для успешных занятий — любящая атмосфера. Многие родители чересчур настойчивы в стремлении научить всему, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Развитие мальчиков и девочек не может идти по одинаковому алгоритму. Девочки более восприимчивы и раньше начинают издавать звуки, тогда как мальчикам требуется больше занятий для развития сенсорной системы. Не стоит переживать, если ребенок не выполняет все упражнения с одинаковым успехом.

Причины для волнений

При регулярных занятиях и зарядке даже недоношенные на пару месяцев детки начинают соответствовать средним нормам развития. Не нужно думать, что если ребенку всего несколько месяцев, то он все равно не поймет стихов и песен. Малыши воспринимают их на невербальном уровне целиком, а польза от таких занятий придет немного позже.

Очень эффективна небольшая логопедическая гимнастика, при которой взрослый меняет положения губ, словно произнося по очереди гласные звуки, показывает язык и поворачивает его кончик в разные стороны. Малыш будет наблюдать за этим с интересом, а затем, возможно, попытается повторить, что весьма полезно для его речевого аппарата.

Однако существуют очевидные несоответствия нормам четырехмесячного возраста, которые потребуют усиленных занятий или лечебной коррекции. Стоит насторожиться, если ребенок:

  • не может держать голову вертикально;
  • не оживляется при появлении родителей;
  • не реагирует на незнакомых людей;
  • не интересуется игрушками;
  • не фиксирует взгляд на собеседнике;
  • не гулит и не улыбается;
  • лежит неподвижно и не поворачивает голову.

Даже один из этих симптомов является поводом для немедленного обращения к неврологу и педиатру. Специалисты помогут исключить серьезные заболевания или назначат лечение, которое будет тем эффективнее, чем раньше его начать.

vseposlerodov.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: обзор основных навыков

Четвертый месяц в жизни каждого малыша — ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

Ребенку 4 месяцаРебенку 4 месяца

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Неактивный четырехмесячный ребенокНеактивный четырехмесячный ребенок

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Мама целует малышаМама целует малыша

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более — кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность — только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно — в уменьшительно-ласкательной форме, всегда — с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите — в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним — и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

agushkin.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.

Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, купании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М. А.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

Поводом для беспокойства следует считать следующие отклонения в развитии:

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

Читайте также другие статьи по вопросам питания и развития ребенка:

Что должен уметь недоношенный ребенок

Малыши, рожденные раньше срока, в 4 месяца еще заметно отстают от среднего уровня развития сверстников. Отставание зависит от степени недоношенности. Среди детских неврологов практикуется брать за точку отсчета не фактическую дату рождения, а день, когда он должен был родиться. То есть, поправка к фактическому возрасту может быть достаточно большой, а общих норм темпа развития просто нет.

Если ребенок родился примерно на месяц раньше срока, ориентироваться нужно на уровень развития трехмесячных доношенных детей. Развитие деток, родившихся на два месяца раньше, сравнивают с навыками двухмесячных младенцев и так далее.

Таблица прибавок в весе и росте у недоношенных детей

Среди наиболее общих навыков для недоношенных деток:

  • способность произвольно фиксировать взгляд;
  • удерживать и приподнимать головку;
  • детки начинают гулить;
  • на приближение мамы многие способны реагировать осмысленной улыбкой.

topotushky.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о