2 класс глухие и звонкие согласные: Конспект урока по русскому языку «Звонкие и глухие согласные звуки» (2 кл) – План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка «Звонкие и глухие согласные»

Конспект урока по русскому языку «Звонкие и глухие согласные звуки» (2 кл)

Цель: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные в устной и письменной речи.

Задачи:

  • формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные ;

  • отрабатывать навык сравнения, сопоставления, анализа звуков и букв; содействовать развитию правильной речи, логического мышления, внимания;

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, внимательного отношения друг к другу.

Ход урока

1. Орг. момент.

  • приветствие

  • проверка готовности к уроку

  • настрой на работу, побудительная мотивация :

(Песня «Настоящий друг»)

— У кого из вас есть друг? — Кого можно считать настоящим другом? Сегодня на уроке вы покажете как вы дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать , нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно.

Уч-ся записывают дату и вид работы (Классная работа). Учитель следит за посадкой.

2. Минутка чистописания.

— Запишите строчные буквы. Я буду называть слова, а вы должны услышать звук , с которого начинается слово и записать букву, обозначающую этот звук. Соблюдайте между буквами расстояние.

— Записываем буквы в первую строку:

Больше, воробей, гусь, день, жизнь, знать — б в г д ж з

— Записываем буквы во вторую строку:

Пальма, фасоль, кальмар, тьма, шмель, соль — п ф к т ш с

— Назовите буквы, которые вы записали.

— Назовите звуки, которые помогли вам записать эти буквы.

— Как вы назовёте эти буквы и звуки? (парные- звонкие и глухие согласные)

— Как вы думаете, зачем они пришли к нам на урок?

(Дети высказывают свои предположения, раскрывая тему урока. Учитель обобщая ответы детей, конкретизирует тему. )

3. Сообщение темы урока.

«В стране Грамматике однажды произошёл спор между звонкими и глухими согласными . Одни говорили : -Нас всегда произносят в конце слова ! Другие говорили : — Нас всегда пишут в конце слова! Рассудите , кто из нас важней?»

— Дети, давайте постараемся сегодня на уроке найти ответ на вопрос:

Какие согласные важней?

  • глухие

  • звонкие

— Кто разрешил спор согласных и помирил их ?

Помочь ответить нам на этот вопрос решил герой одного известного стихотворения. Кто он, узнаете, когда найдёте лишнее слово, среди тех, которые я вам диктовала:

Больше, воробей, гусь, день, жизнь, знать, пальма, фасоль, кальмар, тьма, шмель, соль.

— Это слово? (воробей) А остальные ? (слова с ь — показателем мягкости)

Учитель показывает изображение воробья (на экране или иллюстрацию, можно игрушку)

4. Актуализация.

— Знаете, что сказал мне воробей: «Везде только и слышишь «Птицы — наши друзья» . А как только наступают холода, про друзей забывают.»

— Это действительно так? Я думаю, что наш воробей не останется голодным. Я принесла зёрнышки (жетоны) За правильные ответы вы их будете получать . Чем больше правильных ответов, тем больше зёрен получит воробей, а вы хорошую отметку.

— Куда же приглашает нас воробей? Догадайтесь сами, расшифровав схему:

Где что делал? кто? ( Где обедал воробей?)

— Как называется предложение в конце которого стоит вопросительный знак ? (вопросительное)

— Ответьте на этот вопрос.

В зоопарке у зверей.

А это какое предложение? (повествовательное)

Итак, мы идём в зоопарк. Как нужно вести себя в зоопарке? Прочитайте правила:

  • Не шуметь!

  • Не дразнить животных!

  • Не подходить близко к хищникам!

  • Не кормить животных!

Учитель открывает доску. На ней карточки со словами «ЗООПАРК», «звери», «птицы», фотографии животных.

5. Работа по теме урока.

— На клетках надписи с названиями животных. Воробей предлагает вам выписать только названия тех животных, у которых в конце слова есть парный согласный.

Дети объясняют названия каких животных они записывают:

Характеристика звуков и букв:

— Почему не записали названия других животных? (Так как на конце этих слов нет парных согласных)

— Вспомните, о чём спорили парные согласные? (Одни произносятся, другие пишутся.

— Кто же может их помирить? Догадались? (Гласные)

Докажите, как гласные могут помирить звонкие и глухие согласные.

6. Мини-итог

Гласные помогают отчётливо услышать парный согласный звук.

7. Закрепление полученных знаний.

— Хотите увидеть, какие птицы есть в зоопарке? Тогда выполните задания на карточках по вариантам.

— Посмотрим, какие вы дружные. Если вы выполните своё задание, а ваш друг — сосед по парте ещё нет, помогите ему. Если оба ученика за партой сделали задания, тогда поднимаете руку.

Дети выполняют задания на карточках. Учитель даёт дополнительное (дифференцированное) задание для тех, кто выполнил.

I вариант

Напиши слова. Измени каждое слово так, чтобы в конце слова стоял парный согласный. Подчеркни его.

Индюки — : , голуби — : , гуси — : .

II вариант

Напиши слова. Измени каждое слово так, чтобы в конце слова стоял парный согласный. Подчеркни его.

Лебеди — : , клесты — : , аисты — : .

— Какие буквы помогли вам правильно написать названия птиц?

(Гласные)

Вывод: Чтобы правильно написать слова с парными согласными на конце , нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

— Итак, какие птицы есть в нашем зоопарке? Проверьте как вы написали названия птиц.

Учитель «открывает клетки » с птицами. (Показывает фотографии птиц) (Приложение 1)

8. Физминутка: «Прилетели птицы:»

— Выполняя движения(приседания, взмахи руками, повороты вокруг себя), постарайтесь услышать:

  • 1 ряд — названия птиц, которые не улетают от нас на зиму.

  • 2 ряд — названия птиц, у которых в ед.числе на конце будет парный согласный.

  • 3 ряд — кто не относится к птицам или не летает.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи:

2. Прилетели птицы: голуби синицы, аисты, вороны, галки, макароны:

3. Прилетели птицы: голуби, куницы:

4. Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи:

5. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, комары, кукушки:

6. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы: Все вы молодцы!

— Кто из перечисленных птиц нуждается в вашей помощи? Кто не улетает от нас на зиму и зимует в наших краях? (голуби, синицы, свиристели, воробьи)

Скоро зоопарк закроется. Пора нам уходить. Воробей приглашает нас ненадолго заглянуть в лес. Что там происходит в это время года?

На доске (или на экране) картина «Зима в лесу»

Разноуровневые задания: (Можно как домашнее задание)

Даны опорные слова: Ле:, моро:, сне:, сугро:, ё:, медве:ь . К ним три задания по выбору:

1. Списать слова, вставить пропущенные буквы. Записать слова во множественном числе. Подчеркнуть парные согласные на конце слова.

2. Записать с данными словами словосочетания во множественном числе. Составить с одним из словосочетаний предложение.

3. Составить и записать текст с опорными словами на тему «Зима в лесу»

Примерный тект:

В лес пришла зима. Ударил сильный мороз. Снег укрыл землю. Вот маленький сугроб. Там спит ёж. А вот большой сугроб. Там спит медведь.

9. Итог урока.

— Ну что, воробышек, спасибо тебе! Много интересного узнали мы за урок. Настала пора ответить на вопрос:

— Кто важнее, звонкие или глухие согласные? Кто примирил их и разрешил их спор? Гласные. «Они сказали: -Если бы ни мы, то никто бы не знал, что писать в конце слова. Вы все важны: глухие согласные для нашей покровительницы Орфоэпии, звонкие согласные для Орфографии.

Таблицы:

ОРФОЭПИЯ

ОРФОГРАФИЯ

Произношение

Написание

До сих пор живут парные согласные в дружбе , согласии, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если бывает трудно решить вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.»

Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.

10. Рефлексия:

— Кому сегодня было интересно и легко работать на уроке?

— Кому было трудно, какие задания вызвали затруднения?

Кто накормил воробья? Много ли зернышек собрали вы?

Оценивается работа детей на уроке.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка «Звонкие и глухие согласные»

МОУ ООШ села Середниково

Конспект урока русского языка

во 2-ом классе

Учитель: Соколова Татьяна Васильевна

с. Середниково, 2010 г.

Тема: Звонкие и глухие согласные

Цель: формирование умения различать звонкие и глухие согласные.

Задачи:

Обучающие: повторение признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; повторение ранее пройденного материала.

Развивающие: развитие умения анализировать звуковой состав слова, развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления, устной и письменной речи.

Воспитывающие: воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к изучаемому предмету и процессу обучения.

Оборудование: учебник, дидактический материал (автор Л.М. Зеленина), «лента» букв, карточки с заданиями (два уровня сложности).

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок,

Начинаем мы урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

II. Чистописание

— Сядьте ровно, откройте тетради, положите их наклонно, запишите дату, пропишите буквы.

III. Сообщение темы и целей урока

— Посмотрите на слова, записанные на доске.

ГОЛ          КОЛ

БИЛ          ПИЛ

ДОМ         ТОМ

ЖАР         ШАР

— Что общего в словах первого и второго столбиков? Чем слова первого столбика отличаются от слов второго столбика? (Ответы детей)

— Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие и глухие звуки.

— Что вы узнали о звонких согласных звуках? (Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом)

—  Назовите несколько звонких согласных звуков.

— Что вы можете сказать о глухих согласных звуках? (Глухой согласный звук произносится глухо, без голоса)

— Приведите примеры.

— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о звонких и глухих согласных звуках и будем продолжать учиться их различать. Я приготовила для вас много интересных заданий и надеюсь, что вы успешно с ними справитесь.

IV. Упражнения на повторение, закрепление изученного материала

1) Запишите три женских имени, которые начинаются со звонкого согласного звука, и три мужских имени, которые начинаются с глухого звука (задание выполняется с комментированием)

Например, Мария, Лариса, Галина; Павел, Фёдор, Кирилл.

Дополнительное задание: разделить слова на слоги, обозначить ударный слог.

2) Эмоциональная разрядка.

— Ребята, когда вы выполняли задание, я заметила, что вы смотрели на «ленту букв». Как она вам помогала?

— Да, «лента букв» может помочь нам ответить на многие вопросы о звуках и буквах. Но мы же не будем ее носить постоянно с собой, чтобы смотреть, к какому разряду какой звук относится. Как же быть? (Ответы детей)

— Я предлагаю вам сделать маленькое «научное открытие». Назовите звук, например,   б    . Какой он: глухой или звонкий? В науке гадать нельзя, наука любит точность. Мы сделаем вот так: зажмите уши и произнесите звук  б   , а потом   п   .

Понаблюдайте за своим состоянием. Когда мы произносили первый звук, в голове, в ушах звенело, т.е. участвовали голосовые связки. Это звонкий звук. При произношении звука   п   голосовые связки не участвовали. Это глухой звук. Можете дома так потренироваться. Итак, мы немного передохнули – продолжим.

3) Работа по учебнику

Стр. 68, упр. 65 – выполняется по заданию с комментированием.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

4) Задание на смекалку (устно)

— Найдите «лишнюю» букву. Объясните свой выбор.

  Б  В  А  Г  Д  Т 

— Какие звуки обозначают оставшиеся буквы? (Звонкие)

— Какими еще мы их можем назвать? (Парными)

— Каких парных звонких звуков на хватает?

5) Работа со скороговоркой.

— Для того, чтобы четко и понятно произносить звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте скороговорки, назовите, какие согласные звуки в них отрабатываются:

Белые бараны били в барабаны.

Даша дарит Дине дыни.

— Произнесите скороговорку быстро.

— Спишите первую скороговорку. Какое это предложение по цели высказывания? По эмоциональной окраске?

— Подчеркните главные члены предложения.

ЗАРЯДКА  ДЛЯ  РУК  

6) Исследовательская работа.

— А сейчас мы проведем исследовательскую работу. Найдите на странице 68 учебника слова, в которых встречаются только глухие согласные звуки. (Дети ищут слова, называют их, объясняя свой выбор: петух, стихи, кот и т.д.)

7) Самостоятельная работа

— Спишите, подбирая к каждому слову пару так, чтобы одно слово отличалось от другого одной буквой. Эти буквы должны обозначать разные звуки: одна – звонкий согласный, другая – глухой согласный звуки.

      I уровень                                      II уровень  

        гол —                                                дело –

        жар —                                               тоска –

        кора —                                              колос –

        дочка —                                            коса –

        жить —                                             бочка –

        бил —                                                плот –

V. Рефлексия

— Какую цель ставили на уроке?

— Как вы сегодня поработали?

— Что интересного было на уроке?

— Что вы расскажите своим родителям?

— Я предлагаю вам решить звуковые пропорции:

К : Г = Т : __

Д : Т = Б : __

К : Т = Г : __

В : З = __ : С

VI. Итоги, оценивание, домашнее задание

Урок русского языка «Звонкие и глухие согласные» (2 класс)

Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (осень)

Перед вами лежат осенние листочки, поверните их и определите , какой звук обозначает данная буква – глухой или звонкий (ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ)

Откройте тетрадь и запишите число.

Посмотрите внимательно на игровое поле. Перед нами белка, которая пытается выбрать для себя маршрут. У белки сегодня два маршрута (два направления).

А теперь давайте попытаемся определить маршрут белки. (Сначала Белка находилась в домике Б, из него отправилась в домик В, оттуда пошла в домик Г, потом в домик Ж ..З..Д.) Учащиеся определяют первый маршрут:

Белка посетила дома только со звонкими парными согласными: Б→В→Г→Ж→З →Д

Учитель:

— Предположите, каким был второй маршрут?

Белка посетила дома с глухими парными согласными: П →Ф →К →Т →С →Ш

Формулировка темы и цели урока.

— Назовите тему уроку

« Парные звонкие и глухие согласные».

3.Чистописание.

Нашим помощником на уроке будет вот эта волшебная книга.

Откроем ее первую страничку– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их в свою тетрадь.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Ноги – на месте,

Руки – на месте,

Локти – у края,

Спина – прямая!

(Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.)

– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных.

4.Работа по теме урока.

— Мы открываем новую страницу волшебной книги. (РАБОТА В ПАРАХ)

1 группа (звонкие) – подчеркнуть слова, в которых все согласные буквы обозначают звонкие звуки.

2 группа (глухие) — подчеркнуть слова, в которых все согласные буквы обозначают глухие звуки.

ШОССЕ, СТАДИОН, ДОРОГА, КОШКА, УЛИЦА, ВАГОН.

(Взаимооценивание)

ФИЗМИНУТКА.

Как живёшь? (дети отвечают: Вот так! , показывая ответ жестами)

А идёшь?

А плывёшь?

А бежишь?

Вдаль глядишь?

Машешь вслед?

Ждёшь обед?

Ночью спишь?

А шалишь?

А молчишь?

На уроке сидишь?

А сейчас мы с вами побываем в сказке.

(Учитель включает грамзапись сказки К.Чуковского «Доктор Айболит». Звучит небольшой отрывок.)

– Что это за сказка? Кто ее написал?

Дети отвечают.

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил.

Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова.

Проверка выполненной работы

медведь – медведи

лев – львы

еж – ежи

жираф – жирафы

кит – киты

уж – ужи

– Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

Д. Ужи, ежи, жирафы.

Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Ответы детей.

Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.

-Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в конце слова?

Ответы детей.

Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй –

Гласный рядом подставляй.

5.Закрепление пройденного материала.

Перед вами следующая страничка волшебной книги, которая называется )«Посади цветок на своё место».

-Посадим дивной красоты ароматные…

Дидактическая игра (РАБОТА В ГРУППАХ на ватмане:

1 группа : хле__, дру__, холо__, ле__, ё__.

2 группа : поез__, гри__, сне__, гла__, ёр__.

— Посмотрим, чья группа быстрее посадит цветы.

На столе разложены цветы с буквами Б, Д, Г, С, В, Ж, З, Ш

Учащиеся выбирают цветок с нужной буквой и крепят его к своему заданию.

Во время проверки выявляется, чья группа быстрее и правильнее выполнила задание.

Проверка сигналом «светофора».

-Как вы находили нужный цветок?

— Мы подбирали проверочное слово. Какой звук слышится перед гласным, такую букву пишем на конце слова.

– Итак, какие слова требуют проверки?

Д. Слова с парными согласными в конце слова.

У. Какие слова являются проверочными?

Д. Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.

«Звонкие и глухие согласные. Парные согласные на конце и в корне слова».

Карпова А.А.

Урок русского языка

Тема: «Звонкие и глухие согласные. Парные согласные на конце и в корне слова».

Предметные: 

— наблюдать за слабой и сильной позициями звуков в предложенных словах;  

формировать умение доказывать правильность написания данной орфограммы

— закрепить знания о звонких и глухих согласных; — научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные и обозначать их буквами;

— учить сопоставлять произношение и написание согласных;

— учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне и на конце слов;

— формировать умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном слове и в проверяемом;

— упражнять в способах проверки парных согласных в корне слова и на конце и в правильном выборе буквы для их обозначения на письме;

— формировать умения работать в парах;

— обогащать словарный запас учащихся пословицами, загадками, скороговорками.

Метапредметные УУД:
Личностные:  выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

 Регулятивные: корректируют свою деятельность: вносят изменения в процесс познания с учетом возникших трудностей и ошибок,  управление своей деятельностью, контроль, самоконтроль и взаимопроверка;

 Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения), речевые навыки работы в парах; учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.

  • Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, осуществляют анализ примет зимы, дают характеристику звукам.

  • Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звонкие и глухие звуки ; определять место орфограммы в слове; писать слова с парными согласными.

  • развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод.

Воспитательные цели:

  • воспитывать любовь к родному языку через пословицу, раскрывать её смысл,

  • привить желание знать историю своего народа , бережно относиться к культурным ценностям русского языка;

  • формировать дружеские отношения в коллективе.

Ресурсы:

карточки со словами, карточка с заданием, напечатанная шрифтом Брайля, лупы, иллюстрация зимы, домик согласных, снежинки с заданиями, музыка природы, магнитофон, таблица букв.

Ход урока

  1. Организационный момент

1.Проверка готовности к уроку.

2.Проверка средств коррекции.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

-Сначала сядут за парты те, чьё имя начинается с гласного звука. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного звука.

3.Приём ожидания.

Учитель: Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка.

-Продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы …

(научиться писать без ошибок, открывать новые секреты русского языка, узнать новое, общаться с одноклассниками, играть, работать в парах,

отгадывать загадки, изучать орфограммы…)

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Мотивация обучения.

Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто будет гостить у нас на уроке.

Белая хозяйка

В город к нам пришла.

Белым покрывалом

Всю землю замела. (Зима)

2.Минута чистописания.

Давайте напишем имя хозяйки. А с какой буквы пишется это слово? Из чего состоит буква З?

(Из 2х левых полуовалов) Какой звук обозначает эта буква? Звонкий. А какой ещё бывает звук? глухой

Чем они различаются? (Звонкие звуки образуются при помощи голоса и шума,а глухие – при помощи шума.)

З з Зз Зи зи им ма

-Давайте подберём родственные слова?

Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовка.

-Найдём и обозначим корень.

-Что такое корень? (Общая часть родственных слов.)

3.Работа с загадками.

— С чем к нам приходит Зима?

Сейчас я буду читать загадки, а вы, угадывая их, будете красиво и аккуратно записывать их на доске.

Загадка 1.

Бел, как мел,

С неба прилетел,

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег).

Загадка 2.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз).

Загадка 3.

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (Дождь).

Загадка 4.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб).

Загадка 5.

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов,

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Загадка 6.

Без рук, без ног в избу лезет. (Холод)

Загадка 7.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох. (Град).

4.Создание проблемной ситуации.

— Предлагаю внимательно посмотреть на записанные нами слова и ответить на вопросы:

  • какое слово среди записанных «лишнее»?

  • обоснуйте – почему?

  • угадайте, написанию какой орфограммы будет посвящён наш урок?

  1. Сообщение темы и цели урока.

— Цель нашего урока: запомнить парные согласные, научиться находить орфограмму в слове, подбирать верный способ проверки и грамотно писать слова с парными согласными.

Запись темы урока с «ловушкой»:

«Барные согласные» (Учащиеся исправляют запись.)

  1. Первичное восприятие нового материала.

1.Беседа

-Давайте вспомним парные согласные.

Продолжите ряд:

Б В Г… Д Ж З

П Ф К… Т Ш С

Всего 12 букв

6 звонких и 6 глухих

Эти буквы станут героями наших красивых строчек.

На верхней строке напишите буквы звонких согласных, а под ними их глухие пары.

Как вы думаете, почему их назвали парными?

Совпадает ли произношение парных согласных

С их написанием? Почему?

Глухие звуки – это непоседы

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во что-бы то ни стало … оглушить.

2.Исследование орфограммы. Проблемный вопрос.

Исследуйте эту орфограмму на примере слова МОРО…

_Какой звук находится в слабой позиции? Где?

Что мы слышим? Как проверить этот звук? Как надо изменить слово? Какой звук теперь мы слышим?

Какую букву надо написать в этом слове? Теперь этот звук находится в сильной позиции или в слабой? Давайте выучим правило, как проверить парную согласную в слове?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

-Где может находиться парный согласный в слове?

а)в корне слова;

б)в конце слова.

3.Тренировочные упражнения.

— Сейчас мы потренируемся в написании данной орфограммы, будем учиться находить способы её проверки.

— Где растёт морковь?

На грядках.

— Как будем проверять? Какие есть предложения?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Способы проверки:

1)один – много

2)много – один

3)ласково

4)нет кого?

Грядки. Нет чего? – Нет грядок.

— Буквы пишут где?

В тетрадках.

— Чистим что мы?

— Чистим зубки.

— Одеваем в холод?

Шубки.

— Любим все снежки, салазки

А читаем часто? Сказки.

4.Физкультминутка. Зрительная гимнастика. Релаксация под музыку природы.

Слушайте внимательно задание. Если назову слово с парной согласной на конце слова, то вы хлопнете в ладоши, а если в слове нет этой орфограммы – разведёте руки в стороны.

Корова, снег, зуб, ландыш, лопата, парус, жираф, окно, цветы, глаз, мёд, берёза, класс, мама, хлеб, роза, гриб.

  1. Осмысление и закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа по карточкам.

-Ребята, Зима хотела засыпать нас снегом. Но у неё ничего не получилось. На доске осталось несколько снежинок. Давайте, узнаем, какое задание нам приготовила Зима.

(Дети снимают с доски снежинку и читают слово с парной согласной, а затем подбирают проверочное слово.) (1карточка, напечатанная шрифтом Брайля)

hello_html_m293fc583.jpg

2.Работа над пословицами. Работа в парах.

И сегодня на нашем уроке мы будем работать с пословицами, в которых есть слова с парными согласными, будем учиться подбирать к ним проверочные слова, раскрывать смысл пословиц.

-Ребята! Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары на парте — пословица. Вам надо подумать, какая пропущена буква в слове, подобрать проверочное слово

и красиво и правильно переписать в тетрадь пословицу.

Затем объяснить её смысл.

-Что такое пословица? Кто придумал пословицы? Для чего они нужны?

Пословица – это краткое мудрое народное изречение, имеющее поучительный смысл. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Дети читают записанные на доске правила работы над пословицей:

  1. Прочитай внимательно пословицу.

  2. Определи основную мысль пословицы.

  3. Объясни, в какой ситуации ты мог бы использовать данную пословицу.

  4. Подумай, в каком смысле можно употребить данную пословицу (в прямом или переносном).

1)Зимой сне… глубокий, а летом хле… высокий.

2)Береги но…в большой моро….

3)Два друга – моро… да вьюга.

4)Моро… не велик, да стоять не велит.

5)В зимний холо… всякий моло…

6)Сне… на полях – хле… в закромах.

Закрома – место хранения урожая. (сложенные запасы продуктов).

3.Индивидуальная работа с карточками.

1группа – списать слово и подобрать проверочное слово.

2 группа – работа с перфокартами.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

1.Дидактическая игра «Звук лови, пару назови»

(с мячом). Учитель называет согласный звук, а учащиеся должны назвать его пару.

2.Работа над скороговоркой. Письмо по памяти.

— С чем к нам приходит Зима? (со снегом, с морозом).

-Что такое мороз? (холодная зимняя погода)

(холодное время с очень низкой температурой)

-Подберите синонимы к этому слову. (холод, стужа.)

-Давайте прочитаем скороговорку.

Зимним утром от мороза

на заре звенят берёзы.

-Ответьте на вопросы:

-В какое время года происходит действие?

-В какое время дня?

-Холодно ли было? Как вы узнали?

-Что такое заря? (Заря – это яркое освещение горизонта перед восходом и после захода Солнца.)

-О каких деревьях говорится в скороговорке?

-Почему они звенят?

-Сколько слов в скороговорке?

-Какие орфограммы вы заметили?

-Почему слово Зимним пишется с большой буквы?

-Прочитайте хором.

— Закройте глаза. Я закрою 1 слово. Давайте его вспомним и назовём. Я закрою ещё 3 слова. Какие?

…….. утром от ……..

на заре …….. ……… .

-Прочитайте, что вы написали.

_Найдите главные члены предложения и подчеркните их. –Как вы подчеркнули подлежащее? А сказуемое?

3.Дидактическая игра.

Сегодня утром у нас побывал художник — недоучка. Он подарил вам картину, где изобразил свои любимые зимние забавы.

— Но предметы, в названии которых есть парный согласный, исчезли. Давайте поможем горе — художнику восстановить картину, (дети называют слово, подбирают проверочное, учитель прикрепляет предметы на картину)

(шапка, шубка, сапожки, пуговки, морковка, глазки, берёзка, избушка, снег, варежки, дорожка)

hello_html_74832db0.jpg

  1. Итог урока.

— Представьте, что я корреспондент познавательного журнала, ответьте на мои вопросы.

— О какой орфограмме мы сегодня говорили?

— Как проверить правописание парных согласных на конце слова?

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.

VIII.Рефлексия.

— Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе? (Дружба, взаимовыручка, поддержка.)

— А как ваше настроение?

— Все ли легко справлялись с заданиями? Кому было трудно?

Если вам понравился урок, вы легко справлялись с заданиями, — покажите солнышко, если что-то на уроке было непонятно и вы не разобрались в новом материале – покажите снежинку.

  1. Домашнее задание. Выписать из школьного словаря 4 слова с парной согласной и записать проверочное слово.

Конспект урока по русскому языку 2 класс «Глухие и звонкие согласные»

Звонкие и глухие согласные 2 класс

Цели:

  • Ознакомить учащихся со звонкими и глухими согласными.

  • Учить подобрать проверочные слова.

  • Развивать речь учащихся.

  • Развивать навыки правильного письма.

  • Воспитывать любовь к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– На какие две группы делятся звуки? Назовите все согласные звуки.

3. Формирование знаний

1) Сказка о согласных звуках.

Давным-давно жил ЦАРЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. В то время все согласные были одинаковые. Велел царь посадить согласные звуки в землю и хотел посмотреть, что из них вырастет. Сделали две грядки  и велели поливать их двум мальчикам. Первый мальчик каждый день поливал грядки, и выросли на его грядке красивые звуки – цветы. Они посмотрели на солнце, раскрылись и так звонко зазвенели. Люди закрывают уши ладонями, они все равно звенят в ушах. И велел царь назвать их звонкими  согласными. А другой мальчик был ленивым. Он очень редко поливал грядки. На его грядке звуки – цветы выросли только к осени. Дни уже были не так теплые, как летом. И цветы боялись раскрываться. Эти звуки не звенели как звонкие согласные. И велел царь назвать их глухими согласными. С тех пор согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Давайте, попробуем произнести их, закрыв уши.

 2) Объяснение темы по таблице

Согласные бывают звонкие и глухие. Есть парные согласные и непарные согласные. В конце слова звонкие согласные звучат как глухие. Например, сад, дуб и др. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: сады, дубы. В середине слова звонкие согласные звучат как глухие: березка, ягодка. Их тоже нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: береза, ягоды.

 3) Чтение предложений для запоминания звонких и глухих согласных

а) Жили-были в зеленом городке два нежных мальчика: Рома и Леня.
б) Федя, Шура и Чулпан хотели пойти собирать тюльпаны, целую корзину щавеля.

(Каждое слово первого предложения начинается  со звонкого согласного, а каждое слово второго предложения начинается с глухого согласного.)

4. Закрепление знаний, умений и навыков

1) Выполнение упражнений 162, 163.

2) Работа с игровыми словариками

д         дож…ь 
д         са… 
б         гри…
д         гря…ка

(Дети  карандашом пишут пропущенные буквы, потом открывают закрытые буквы д, д, б, д и проверяют слово.)

5. Физкультминутка

– Ребята, какие стали поля осенью?
– Пустые.
– Почему?
– Потому что хлеб убрали.
– Да. Вот и звери испекли большой каравай. Давайте, вместе с ними споем  песню об этом каравае (использование магнитофона).
– Как можно назвать по-другому каравай? (Большой круглый хлеб.)
– Как пишется это слово? (На конце пишется буква ба слышим звук п)

6. Применение знаний

1) Игра «Какое слово лишнее?»

На доске таблица со словами:

Гриб, завод, склад, вдруг, плакат.
Парта, трава, солнце, цирк, береза.

В первой строчке лишнее слово – плакат, потому что все слова начинаются со звонкого согласного, а это слово – с глухого согласного.
Во второй строчке лишнее слово – береза, потому что все слова начинаются с глухого согласного, а это слово – со звонкого согласного.

2) Просмотр презентации  «Осень». (Приложение 1)

3)Чтение текста «Осень» и выполнение задания. (Приложение 1. 6 слайд)

4) Соревнование двух команд

1 команда пишет слова, которые начинаются с глухих согласных, 2 команда – слова, начинающиеся со звонких согласных.

5) Выполнение компьютерных тестов. (Приложение 2)

1. На какие две группы делятся согласные звуки?

1) большие и маленькие;
2) звонкие и глухие;
3) заглавные и строчные;
4) правильные и неправильные.

2. В какой строке написаны все звонкие согласные?

1)  в. г, т, с, р, м, з, н
2)  к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц
3)  б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
4) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р.

3. В какой строке написаны все глухие согласные?

1) в. г, т, с, р, м, з, н
2) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р.
3) к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ, ц
4) к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц

4. Какая из этих букв лишняя: вгдтзм?

1) в      2) т     3) з      4) м

5. Какая из этих букв лишняя? ктчщжф

1) т      2) щ    3) ж    4) ф

6. Какое слово является проверочным словом слова снег?

1) снега
2) снежный
3) в снег
4) на снег

7. В какой строке парные согласные написаны неправильно?

1)  г – к
2)  з – с
3)  д – т
4)  б – в

8. Какие звонкие согласные не имеют глухую пару?

1) ж    2) л     3) б     4) з

9. Какие глухие  согласные не имеют звонкую пару?

1) ш    2) т    3) к   4) ц

10. Какое слово написано неправильно?

1) наряд
2) флаг
3) лошка
4) тетрадь

7. Заключение урока

– О чем вы узнали на этом уроке?
– Назовите звонкие и глухие согласные.

8. Домашнее задание:  168 упражнение.

План-конспект урока (2 класс) на тему: ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ НА ПИСЬМЕ.

— Послушайте сказку. И подумайте о чём мы с вам будем говорить на занятии.

Когда-то, давным-давно, на опушке леса стоял домик, в нем жила дружная семья. Дети из этой семьи очень любили гулять в лесу. В один из осенних дней они пошли гулять в лес и зашли так далеко, что набрели на необыкновенное местечко. Это была волшебная полянка вся усеянная цветами-согласными. С одной стороны поляны было лето, а с другой зима.

Там, где было тепло и светило ярко солнышко — цветы-согласные  тянулись к нему с такой силой, что издавали громкие звонкие звуки, ребятам приходилось закрывать уши ладонями, но они все равно слышали их звон.

А цветы, которые росли с другой стороны полянки были покрыты снежными шапками. Им было очень холодно, но они все равно тянулись к солнышку,  издавая звуки, но снег им мешал. Их звуки были еле слышны, они были глухими.

— Ребята, скажите, чем эта сказка необычная?

-Какие звуки издавали цветы на солнечной стороне?

— А цветы которым было холодно? (глухие)

 –Да, они издавали глухие звуки.

— Скажите, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

-Давайте произнести их.

— Давайте  произнесём вместе эти звонкие согласные звуки, и глухие.

[б] — [п]

[в] — [ф]

[г] — [к]

[д] — [т]

[ж] — [ш]

[з] — [с]

-Продолжим наше путешествие, и  в нем нам помогут маршрутные листы, которые лежат у вас на партах.

-Найдите первое задание. Прочитайте его.

(Соедините пару букв обозначающие звонкие и глухие согласные звуки с соответствующей парой слов)

— Найдите первую пару букв, обозначающую согласные звуки.  Что это за пара?

(Б – п, б- буква обозначающая звонкий согласный звук, п – глухой согласный звук)

— Чем отличается буква от звука? (букву видим и пишем, а звук произносим и слышим)

— Следующая пара: в-ф, в — буква обозначающая звонкий звук, ф — глухой

-Соедините  с соответствующей парой слов

— Отгадайте загадку

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Этот зверь лесной — …

(медведь)

– Как вы думаете, ребята, какие орфограммы скрыты в этом слове? (непроверяемая безударная гласная в корне слова)

-Если в этом слове есть непроверяемая орфограмма, какое это слово? (словарное слово)

— Правильно, эту орфограмму мы должны запомнить.

– Посмотрите внимательно, есть ли в слове медведь еще одна орфограмма? (парная согласная на конце слова)

— Произношение и написание не совпадает.

-Обратите внимание, что парные согласные на конце слова – это орфограмма. Такие слова надо проверять, так как их произношение и написание могут отличаться.

— Давайте подберём проверочное слово так, чтобы после этого согласного мы слышали гласный звук.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их на письме.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы,

приемы, формы

УУД

  1. Орг. мом.

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

Проверяют готовность к уроку

фронтальная

Личностные, коммуникативные

  1. Актуализация

знаний.

Минутка

Чистописания

(Слайд 2)

Словарная работа

(Слайд 3-4)

Цель: Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки.

  —  Посмотрите на ряд букв и  найдите лишнюю.

  —  Почему вы исключили именно эту букву?  

(о– гласная буква)

  — Что можете сказать об оставшихся буквах?  (они  согласные)

  — Дайте характеристику согласным звукам.  

  — Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради.

  — Все ли пары вы смогли составить? (Нет)

  —  Напишите самостоятельно пропущенную пару.

 

Медведь, тетрадь, город, мороз, сапог.

Дают характеристику согласным,

Б-П, В-Ф, Г-К, Ж-Ш, З-С.

Записать слова по картинкам

На доске буквы

П Г С Д Т Ж О Ш З

К Б

Фронтальная,

Самостоятельная, взаимопроверка

Познавательные:

логические-анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные:

наметить пути коррекции.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Соедините слово с нужной буквой.

У…очка, у…очка, ко…а, ко…а, у…и, у…и, пру…, пру….

— Какая пара слов лишняя? Почему?  

— Как надо проверять парные согласные в середине слова?

— Сформулируйте тему урока. Чему мы будем учиться на уроке?

 

 

Д Т Ж Ш З С

Прут – пруд, (парная согласная стоит на конце слова, а у остальных в середине слова).

Будем учиться проверять написание парных согласных в середине   слова.

Индивидуальная,

фронтальная

Регулятивные:

целеполагание.

Самостоятельное формулирование цели: формулирование проблемы.

  1. Работа по теме урока.

Цель: выявление учащимися признаков орфограммы, развивать умения находить в словах парную согласную, самостоятельно выбирать способ проверки.

Учебник с.116, упр.174

Работа с правилом.

— как надо проверить парную согласную в середине слова?

Работа с сигнальными карточками:

Мед, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слезки.

Трое детей у доски.

Отвечают на вопрос, сравнивают с правилом в учебнике.

Дети работают с веером букв.

Индивидуальная, по рядам

Индивидуально-фронтальная

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные-

Моделирование.

Коммуникативные-

Учебное сотрудничество со

сверстниками.

  1. Работа над пройденным материалом.

(Слайд 5)

Списать, вставить буквы. Подобрать проверочные слова.

Парная работа.

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы.

(Слайд 6-8)

— выполнить самостоятельно задание по карточке.

след/т             ёж/ш

жёлудь/т  сторож/ш

дуб/п                             велосипед/т

враг/к                         клюв\ф

рог/к                             медведь/т

— Остальные работают с текстом

Выполняют задание по карточкам в тетради.

Индивидуальная,

Дифференцированная,

Регулятивные:

Контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

Самоопределение.

  1. Рефлексия

(Слайд 9)

— Определите свое настроение и работу на уроке, прикрепите смайлик на яблоню.

У каждого ребенка три смайлика. Прикрепить на яблоню. (Настроение, деятельность)

Индивидуальная

Познавательные — рефлексия

  1. Итог урока.

Цель:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

— Чему учились на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Д/З. по выбору.

Цель:  закреплять знания по изученной теме.

(Слайд 10)

  1. У. С.118, упр.177.
  1. Т.С.55, упр.96.

Записывают д/з в дневник

Индивидуальная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *