4 класс традиции семьи – «Традиции моей семьи Проект ученицы 4 класса А МБОУ СОШ 19 г. Томска Землянухиной Юлии Землянухиной Юлии.». Скачать бесплатно и без регистрации.

План-конспект занятия (4 класс) на тему: Семейные традиции

Классный час: «Семья. Семейные традиции»

Цель проведения

  • Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
  • Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
  • Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
  • Изучение семей классного коллектива;
  • Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Ход классного часа:

Здравствуйте, дорогие ребята!

«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

2сл. 

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

3 сл. Семья — Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

 Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто  дорог вам больше всего на свете.

5 сл.СЕМЬЯ Помогала ЧЕЛОВЕКУ

Появиться на свет, вырасти, жить.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

5 сл. вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами сейчас попытаемся  составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

 Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

                Учащиеся по желанию рассказывают о своих близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть семьи, где сформировались династии

                Учащиеся по желанию рассказывают о династиях в их семье.

Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

  Учащиеся, в названные  в честь кого – либо из родственников,  рассказывают  о них.

7 сл. Человек и семья

  • И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
  • Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

  Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» — поётся в одной из песен.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как  память о наших  родных.  Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье? Учащиеся по желанию рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Подведение итогов

8 сл. СЕМЬЯ – ЭТО:

  • и трудовой коллектив,
  • и моральная опора,
  • и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
  • и пространство для отдыха,
  • и школа доброты,
  • и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
  • мораль и вкусы,
  • манеры и привычки,
  • мировоззрение и убеждения,
  • характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

9 сл. Важнейшими функциями семьи следует считать такие:

воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная,

психотерапевтическая,   репродуктивная, духовное общение, досуговая.         

10.сл. требования, предъявляемые обществом к семье:

1.Создание условий для всестороннего развития личности.

2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3.Воспитание детей  и подростков,  основанное на любви  и доверии.

11 сл.Семья для каждого –это место  рождения и становления.

12 сл. В семье мы получаем азы знаний об окружающем мире, а  в дальнейшем и саму культуру.

13 сл. складываются наши представления о добре и зле, о порядочности,

об уважительном отношении к материальным  и духовным ценностям

14 сл. Счастлив тот, кто счастлив дома
                                                                                                              Л.Н. Толстой

 

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА 

  1. Скажите по-латыни«семья».                                                                             (Фамилия.)

2.А теперь скажите«семья» по-итальянски.                                                              (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

                                                                                                                                               (Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

                                                                                                                  (Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.                                                          (Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.                                                                      (Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?                        (О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?                                                                                    (С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества                                            (Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.                                      («Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15.  Родительский инструктаж одним словом – это…                                                  (Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?                                                 (Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

                                                                                                                                    (Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

                                                                                                                                (Мать-и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?                                                                              (Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей?

 (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Семья и семейные традиции

Светская этика. 4 класс.

Тема «Семья. Семейные традиции.»

Цель: Определить понятие «семья», углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи:

-Раскрывать значение понятий «семья», «семейные традиции».

— Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

— Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,  формировать понимание, что семейные традиции являются одной из основ счастливой семьи. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, учебник «Светская этика», презентации Microsoft Office Power Point «Музей семьи и семейных традиций», «Семейные традиции моей семьи»; видеоролик «Распускающиеся цветы», рисунки, сочинения, маленькие сердечки из бумаги для каждого ученика, карточки с пословицами, сундук со старинными вещами, плакаты «Дерево рода».

Ход урока:

Оргмомент.

Введение в тему.

На сегодняшнем уроке мне бы хотелось поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудную минуту, где вас всегда поддержат и  любят безусловно.

__О чем я говорю?

__ Что означает слово «Семья»? (обращение к словарю в учебнике)

Создание проблемной ситуации.

— Инсценировка из учебника стр.42

— Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чем они противоречат друг другу?

— Какой можно задать вопрос? Предложи свой вариант, а потом сравни с  вариантом авторов (стр. 75).

— Какие качества характеризуют хорошую семью? — стр. 45 работа со схемой.

Что же такое семья?

Стихотворение наизусть.

Семья –  это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая это семья!

Минуты тишины.(видеоролик)

Говорят, когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо.

Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла  цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…  (включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными  мотивами )

 А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы  в сердце? Для этого каждому нужно хорошо знать свою семью, изучать её традиции.

Экскурсия.

Слайд 1. Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в музей семьи и семейных традиций. Музей создан ребятами нашего класса, экспозиция его постоянно пополняется, обновляется.

Переход на слайд № 2. Итак, мы в музее. Посмотрите как много в нем интересных залов. Начнем мы нашу экскурсию с зала изобразительного искусства.(слайд 3)

Слово экскурсоводу.

Ученик:

Век семьи долог, как и век человечества. Тема семьи отражалась и на первых наскальных рисунках, и на полотнах крупнейших мастеров мировой живописи. Художники изображали в своих работах семейные сценки, семейные портреты, семейное счастье и драматические моменты в жизни семьи. Важное место во многих работах отведено женщине – хранительнице домашнего очага.  В творчестве русских художников семья, как правило, – это основа всей жизни. Посмотрите на репродукции картин.

— Фёдор Славянский «Семейный портрет»

— Пабло Пикассо «Семья странствующих комедиантов»

— Марк Шагал «Белый конь»

— Жан Оноре Фрагонар «Счастливое семейство»

Здесь представлены работы художников разных веков, разных направлений живописи, объединенные одной темой – семья.

В нашу экспозицию мы включили рисунки, которые были созданы в разное время учениками нашего класса.

На этих рисунках ребята изобразили традиции их семей: встреча праздников – Новый год, Рождество, 1 сентября, день рождения, совместные походы в кино и театр, отдых на природе, совместный труд. А здесь вы можете видеть семейные портреты. Все работы проникнуты теплотой, любовью. Чувствуется, что у художников счастливые семьи.

Спасибо экскурсоводу, продолжим нашу экскурсию.

— возвращение к слайду 2.

— Из зала изобразительного искусства мы переходим в зал с таинственным названием «Сокровища старого сундука» (слайд 7).

Ребята, что дом делает домом, непохожим на другие дома? Что вас окружает в квартире? (предметы, вещи). Человек живет, пользуется какими –либо вещами ,которые ему дороги, связаны с каким- либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов. Какие же тайны хранятся в этом сундуке? Я достаю предмет, кто узнал свою вещь должен кратко  о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.

Почему мы храним эти вещи? (Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они и дороги нам как память о наших родных)

— возвращение к слайду 2.

— Теперь мы переходим в зал устного народного творчества. – слайд 4

В русском языке существует много пословиц и поговорок о семье и семейных традициях.

Знаете ли вы их?

Перед вами листы с пословицами. Необходим соединить их начало и конец и сказать о чем гласит народная мудрость.

Проверьте, правильно ли получилось. (слайд 5)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.

Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. 

Устное народное творчество это не только пословицы и поговорки это и сказки, загадки, стихи, предания, легенды, притчи.

В русском фольклоре существует очень много сказок, преданий, в которых раскрывается тема семьи. На их основе в 16 веке Ермолаем-Еразмом была написана Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Ученик: По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью  и  заболел проказой – это инфекция поражающая кожу, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию и ушел из Мурома. В Муроме же началась смута, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день,  и  завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день  и  час. Но тела положили в разных обителях. На следующий день они оказались вместе. 

Петр  и  Феврония стали образцами супружеской  верности, взаимной  любви   и  семейного счастья ещё при жизни. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей  семьи   и  брака. Но в каждой религии есть примеры семейной верности и любви. 8 июля в день памяти о Петре и Февронии отмечается Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности. В этом году на улице Набережная нашего города установлен памятник Петру и Февронии. Изображения святых Петра и Февронии, а также фотографии памятника вы можете видеть в нашем музее.

— переход к слайду 2.

— Дерево рода (слайд 8)

Каждый  из вас  обязан  своим рождением маме и папе, а они , в свою очередь, появились благодаря  бабушкам и дедушкам, а раньше  бабушек и дедушек на Земле появились ваши  прабабушки и прадедушки. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают. Издавна одной из традиций  в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое  дерево. Эта традиция возвращается и в наши семьи. В зале Дерево рода хранится информация о родах учеников нашего класса.

Сейчас свои родословные расскажут нам –Дубровин К., Фарафонтова Я.

— переход к слайду 2.

В Творческой мастерской нашего музея мы бываем часто, ведь совместное творчество – одна из лучших семейных традиций. (слайд 9)

Презентации.

Настя Полякова вместе с бабушкой подготовила презентацию о традициях семьи. Ей слово.

Алена Тимофеева расскажет о семейных традициях своей семьи.

Сегодня в творческой мастерской у нас хранятся и сочинения на тему «Семья и семейные традиции». Послушаем некоторые из них.

— переход к слайду 2.

Вот и заканчивается наша экскурсия в музей семьи и семейных традиций. Еще не раз мы побываем в нем и как посетители, и как работники. (переход к слайду 1).

В начале сегодняшнего урока мы ставили вопрос, что такое семья. Как теперь после экскурсии мы можем ответить на него? Что является основой семьи?

Заключение: Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации  родные люди от нас никогда не отвернутся. А теперь  впишите в сердечки тех людей, которые живут в вашем сердце. Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.                                          

Проект (4 класс) по теме: Проект 4 класса «Семейные традиции»

МБОУ РАЗДОЛИНСКАЯ СОШ

     ПРОЕКТ:

    «Семейные    

      традиции»

Выполнили:      ученики 4 Б класса

                         

Руководитель:  

     Бондарева Ирина  Александровна

                            п. Раздолинск

                       2013 -2014 уч. год

Объект  исследования:

Традиции и обычаи в семьях учащихся 4 Б класса.

Гипотеза исследования:

Существуют ли традиции и обычаи в семьях 4 Б класса?

Нужны ли семейные традиции и обычаи?

Цель исследования:

  • выяснить, какие традиции существуют в их семьях.

ЗАДАЧА:

  • оформление собранной информации в виде брошюры, под названием «Семейные традиции и обычаи».

Как правило, в современной семье недостаточно времени на проведение каких-либо традиций, в которых будет принимать участие каждый член семьи.

Мы провели исследование в семьях нашего класса,

с целью выяснить, какие традиции существуют в их семье. Родителям были заданы следующие вопросы:

Существуют ли традиции и обычаи в вашей семье? Если да, то, какие?

Нужны ли, по-вашему, мнению, семейные традиции и обычаи?

Хотели бы вы, чтоб в вашей семье появились новые обычаи или традиции?

         В этом опросе участвовало 18 семей. И результаты опроса получились следующие:

вопрос

да

нет

1. Существуют ли традиции и обычаи в вашей семье?

13

5

        Какие?

Все праздники отмечать в кругу семьи. (12)

Каждое лето ездить куда-нибудь всей семьёй. (7)

2. Нужны ли, по-вашему, мнению, семейные традиции и обычаи?

15

3

3. Хотели бы вы, чтоб в вашей семье появились новые обычаи или традиции?

15

3

         

      Таким образом, мы увидели, что нашим семьям не хватает своих традиций, поэтому, мы предлагаем  разработать   сборник семейных традиций, которые можно ввести в каждую семью.

           Традиции составляли все ученики 4 Б класса и их родители, они написали именно те традиции, которые им нравятся, и которые им были бы интересными.

          После того, как вся информация была собрана, мы оформили ее в виде брошюры, под названием «Семейные традиции и обычаи».

ВЫВОД: 

Данное пособие мы предложили каждой семье нашего класса, после чего каждая семья сможет выбрать те традиции, которые понравятся их семье.

И мы надеемся, что такие семьи станут крепче и дружнее.

План-конспект урока (4 класс) по теме: Семейные традиции

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Проверяет готовность к уроку детей, высказывает добрые пожелания детям;

(Слайд) В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.

 Контролируют и оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Личностные — самоконтроль, понимание необходимости учения;

Регулятивные — целеполагание;

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания.

(Слайд) Читает стихотворение, затем  предлагает вопросы для повторения  ранее изученного материала  по теме «Семья».

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты внучка,

За, то, что ты сын,

За то, что ты дочка,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

— Что является опорой в жизни каждого человека?

— Что такое семья?

— Что такое род?

— Что такое родословная?

(включается презентация «Моя родословная»)

— Как вы понимаете значение слова «фамилия»?

— Кто назовет значение своей фамилии?

— Чем вы можете помочь своей семье?

Повторяют ранее усвоенный учебный материал, необходимый для восприятия новых знаний.

Ученик рассказывает о своей родословной.

Предметные: интерес к своей семье.

Личностные: ценить и принимать такие ценности, как «семья», развитие уважения к  родителям, к семье.

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные: находить нужную информацию.

3. Постановка учебной задачи

Цель: подведение учащихся к формулированию  цели и задач урока. Составление плана работы.

 Формирует представления учащихся о том, что нового они узнают на уроке.

(Слайд) Семьи все разные. А чем они еще отличаются друг от друга?

— Какую цель мы поставим перед собой?

—  Что для этого должны сделать?

—  Какой план работы    составим?

Ученики пытаются определить тему и цель урока, составить план работы для достижения  учебной цели.

Предположения обучающихся:

  1. Узнать, чем отличаются еще семьи друг от друга.
  2. Читать, слушать, анализировать, делать выводы.
  3. В конце урока оценить свою работу и работу одноклассника.

Личностные: освоение личного смысла учения.

Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель.

Коммуникативные:  умение участвовать в диалоге,  слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций.

  1.  «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель: углубить представления учащихся о семейных традициях

Организует работу по изучению нового материала. Для этого в каждой группе имеются конверты с заданиями. По мере озвучивания семейных традиций на слайде появляются их названия.

— У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чем  они?

(Текст для 1 группы) Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана (по словарю — угощение, блюдо из различных восточных сластей)

В казане бешбармак  кипит (бешбармак — название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бешбармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!   (М. Курманалин)

(Традиция встречи гостя)

Текст для 2 группы

Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поездки на природу.  Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

(Традиция — совместный отдых)

Текст для 3 группы

Отрывок из детского сочинения

       Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам  — мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье, почему вы так думаете?) 

Текст для 4 группы

Отрывок из детского сочинения

В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

(Традиция — забота друг о друг, почему вы так думаете?)

Текст для 5 группы.

Отрывок из детского сочинения

Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта.
К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тёте багульник.

(Традиция — забота друг о друге)

— О чем тексты?

— Как вы думаете, что такое традиции семьи?

— Чем же отличаются семьи друг от друга?

— Какие традиции существуют в ваших семьях?

— Есть еще одна традиция, называется Родительское благословение  (притчу о силе креста рассказывает заранее подготовленный ученик).

— Для чего нужны семейные традиции?  

Работают в группах: читают тексты, обсуждают материал, анализируют и приходят к выводу, что в тексте говорится о семейной традиции. При проверке называют семейную традицию, о которой говорилось, и доказывают словами из текста.

Приходят к выводу, что семьи отличаются друг от друга традициями.

Дают понятие слову «традиция», называют традиции, которые существуют в их семьях.

Узнают о такой традиции, как  родительское благословение, которая существует во многих семьях.

Предполагают, для чего в семьях существуют традиции.

Предметный: интерес и уважение к своей семье, углубление знаний о семейных традициях.

Личностные: принятие общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Познавательные: умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе группы, распределяют роли.

 

Физминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка.

 Проговаривает задание.

  Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

— Те, у кого есть   брат, братишки,  хлопните в ладоши.

— У кого есть сестра или сестренка,  помашите над головой рукой.

— Кто помогает дома близким, топните.

— У кого в семье есть бабушки или дедушки,  поднимите руки вверх.

— Кто похож на папу?  Присядьте
— Кто похож на маму?  Наклон вперед
— Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко

— А кто богат родственниками, у кого их много,   помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

Выполняют движения

5.Самостоятельная работа.

Цель:

каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет, знает.

(Слайд) Предлагает задание для работы в группах, а затем организует проверку выполненных работ.

Творческая деятельность

Работа в группах. Каждая группа создает коллаж на определенную семейную традицию

Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем  фото, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии, не забудьте, написать о какой традиции семьи вы составили коллаж.

Работа в группах. Каждая группа создает коллаж на определенную семейную традицию (на столах —  полватмана, клей, по 5 — 6 рисунков о семье, 1 — 2 из которых, не относятся к семье)

При проверке дети называют семейную традицию и значение этой традиции для семьи.

Предметные: углубление знаний о семейных традициях.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, выполнять различные роли в группе, понимать точку зрения другого.

Личностные: уважение к своей семье.

На доске вы видите несколько ваших рисунков на тему «Дом». А что самое главное в доме? (ответы детей)

Послушайте стихотворение.

А дом заставленный добром, – еще не дом.

 И даже люстра над столом, – еще не дом.

 И на окне с живым цветом – еще не дом.

 Когда вечерняя сгустится темнота,

 Так эта истина понятна и проста –

 Что от ладоней до окна наполнен дом

 Твоим теплом. Твоим теплом.

– О каком же тепле идет речь? Что же это за истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, — это любовь к Дому своему.

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?  

— Как можно назвать эту традицию?

Дети предлагают свои варианты ответов, затем делают вывод, что любовь к своему дому, к своей семье — это тоже добрая семейная традиция, благодаря которой существует семья.

6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

Цель: закрепить, повторить имеющиеся знания.

 (Слайд)  Традиций много, в каждой семье они свои. Некоторые семейные традиции вы назвали, а что еще входит в традиции? Прочитайте  ещё несколько традиция.

  • Любовь, взаимоуважение, дружба
  • Забота  друг  о  друге
  • Совместный  отдых
  • Гостеприимство
  • Совместные  праздники
  • Совместные увлечения
  • Трудолюбие.
  • Исполнение семейных обязанностей.
  • Память о своих предках.
  • Уважение к старшим

Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.

Читают, анализируют, сравнивают и выбирают традицию, которая для них кажется главной.

На сердечках пишут традицию, которая им понравилась.

 

Личностные: нравственно-этческая ориентация, контроль результата своей деятельности.

Предметные: формирование позитивного опыта семейных отношений.

Познавательные: умение работать с текстом.

Коммуникативные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

7. Рефлексия

Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности

— Какую цель ставили в начале урока?

— Вернемся к плану нашей работы.

— Что узнали?

(Слайд) Ответьте на вопросы:

  1. Было интересно (а)…
  2. Я понял (а), что…
  3. Урок дал мне для жизни…
  4. мне захотелось…

А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить  свою работу на уроке. Для этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который соответствует вашему  настроению.
Зелёный цвет 
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке мне было комфортно.
 Жёлтый цвет.
Урок в определенной степени был полезен для меня. Я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красный цвет.
На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно. На уроке мне было спокойно.
Посчитаем, что у нас получилось.
Больше всего карточек ………….. цвета.
значит урок состоялся

(Слайд, с фото семей учащихся класса)

1 Семья – это счастье, любовь и удача, 
2 Семья – это летом поездки на дачу. 
3 Семья – это праздник, семейные даты, 
4 Подарки, покупки, приятные траты. 
5 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
6 Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
7 Семья – это труд, друг о друге забота, 
1 Семья – это много домашней работы. 
2 Семья – это важно! 
3 Семья – это сложно! 
4 Но счастливо жить одному невозможно! 
5 Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
6 Обиды,  и ссоры подальше гоните, 
7 Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Хором:   Какая хорошая Ваша семья!

Учитель. На этом мы заканчиваем урок. Спасибо за работу.

Фиксируют материал, изученный на уроке. Приходят к выводу, что все семьи отличаются друг от друга   традициями. Традиций много, но одна из главных традиций  любой семьи- является любовь, верность и взаимопонимание между всеми членами семьи.

Оценивают свою работу на уроке.

Рассказывают стихотворение

Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности;

 

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Сочинение ученицы 4 класса «Традиции моей семьи»

Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс сочинений

Автор:

ученица 4класса

Грибанова Мария Андреевна

Руководитель:

учитель начальных классов

Лаптинова Зоя Борисовна

Семья…Это очень важное слово для каждого человека, потому что нельзя быть счастливым без семьи, твоих близких и родных людей. Они всегда тебя поймут, утешат и простят. Родители, бабушки и дедушки – это мои лучшие друзья, с которыми мне интересно и весело. Я рада, что у меня такая дружная семья, где все любят друг друга и хотят жить вместе.

Я задумалась:» Что же нашу семью делает такой дружной и счастливой?» Наверное, это то, что передаётся из поколения в поколение — семейные традиции.

В нашей семье как, наверное, во многих других семьях, традицией стали домашние праздники. Это прежде всего дни рождения родных, к которым мы готовимся заранее. Ведь всегда приятно не только получать подарки, а и преподносить их. Подарки мы подбираем долго: хочется приятно удивить и порадовать близкого человека. А от меня ждут подарка , сделанного моими руками. Эту традицию начала в своей семье бабушка, потом научила мою маму, вот теперь настала моя очередь. Кроме подарка, обязательным является наш традиционный семейный торт, который мы готовим вместе с мамой или бабушкой. Кстати, рецепт этого торта тоже передается из поколения в поколение: от бабушки – к маме, от мамы – ко мне.

В Пасху принято поздравлять друг друга, желать здоровья, благополучия и радости. В этот светлый праздник вся наша большая семья собирается у бабушки. В доме у бабушки сохранилась настоящая русская печь. И таких куличей, как из этой печки, я нигде больше не ела. День Защитника Отечества, Восьмое марта, Девятое мая… Эти даты всегда в сердце каждого человека, и традиционно мы делаем подарки, поздравляем мам и пап в их праздники, почитаем в День Победы погибших на войне.

Да, праздники являются незабываемыми событиями в нашей семье. Мы отмечаем их дома, в интересной поездке, на природе. Нередко к нам присоединяются друзья родителей, дети которых уже давно стали моими друзьями. Считаю, что это очень хорошо, когда и взрослые, и дети собираются вместе.

Традицией, наверное, можно назвать в нашей семье любовь к животным. Я не знаю почему, но часто в наш двор забредают бездомные кошки. Мой папа ветеринар . Он осматривает их, а если нужно, то и лечит. Они становятся частью нашей семьи. Когда кошек становится много , мы их пристраиваем в хорошие руки. Может быть, кому-то эти традиции покажутся не такими уж яркими, но зато они наши, собственные, и дороже их для меня нет ничего на свете.

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Без семьи человек не может жить. Желаю, чтобы у всех людей на Земле была своя семья, с которой можно поделить и горе, и радости, в которую всегда хотелось бы возвращаться.

Классный час (4 класс) на тему: Классный час «Семейные традиции»

Классный час «Семейные традиции» 4 класс

Классный час

Учитель Чистова Юлия Викторовна


Цели:
— формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
— сплочение коллектива детей и родителей;
— развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;
— воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью
Задачи:
-формировать у учащихся уважительное отношение к своему дому, семье;
-обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;
— способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;
-содействовать сплочению классного коллектива.

Ход классного часа:

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, поздравляю Вас с окончанием учебного года!


Вы сегодня пришли в школу не одни, вас привели ваши родители: мамы, папы, дедушки, бабушки. Это самые близкие и родные для вас люди. А как мы можем назвать их одним словом? (семья).
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.

А сейчас поиграем в игру «Это я, это, это все мои друзья!»
Кто ватагою весёлой в сентябре шагает в школу?
Кто летом дома отдыхал, на жарком солнце загорал?
Кто не знал покоя летом и готовил в школу деток?
Кто из вас ленивым был, за лето буквы позабыл?
Кто время даром не терял, грибы и ягоды собирал?
Кто всё лето развлекался, часто в озере плескался?
А кто всё лето расслаблялся и никогда не умывался?
Кто лето всё без передышки читал на лето заданные книжки?
Кто с пользой время проводил, про физкультуру не забыл?
А кто в саду цветы растил, сегодня мне их подарил?
– Позади  у нас с вами, ребята, уроки, сложные задачи, трудные диктанты. Сегодня мы с вами поговорим о семье и немного поиграем. Это поможет вам слегка обновить знания по разным предметам.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие
Человек без семьи, что дерево без плодов
Объясните смысл этих пословиц.

• В гостях хорошо…(,а дома лучше).
• Не красна изба углами…,(а красна пирогами).
• Дом вести…(не бородой трясти).
• На свете все найдешь, (кроме отца и матери),

Найдите ошибки:
• Два сапога – тара.
• Ус хорошо, а два – лучше.
• Один в золе не воин.
• Не зная броду, не суйся в моду.

А теперь послушайте задание: здесь описаны слова, которые связаны с семьей, вы по описанию должны догадаться, какое это слово.
Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

На наборном полотне выставлены буквы, написаны «странные» слова. В них надо переставить буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным».
Ямьсе — (семья)
Редоилит —-(родители)
Беёркно –(ребёнок)
Бушабка –(бабушка)

Многие из вас летом будут  гулять, загорать , но и вместе с родителями читать  книжки, сейчас мы посмотрим, кто из вас читал больше интересных книжек.
1. На чём путешествовал Емеля? (На печке)
2. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
3. Воздушный транспорт ведьмы? (Ступа, метла)
4. Житель цветочного города, побывавший на Луне? (Незнайка)
5. Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку? (Золушка)
6. Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курочка Ряба)
7. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? (Олово)
8. В чём волшебная сила Хоттабыча? (В бороде)
9. Персонаж русской сказки, поймавший щуку ведром? (Емеля)

Многие из вас летом будут отдыхать у бабушек в деревне, послушайте шуточную задачку:
На летних каникулах в деревне у бабушки отдыхали Ваня, Лена, кот Мурзик и собака Тузик. Сколько внуков у бабушки отдыхало летом? (2, Ваня и Лена).

А теперь расскажите о своей семье. Есть ли у нас в классе многодетные семьи? Какая семья называется многодетной?
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Выходят дети с фотографиями своей семьи, рассказывают о своих ближних.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Стихи читают дети:
Мы желаем родителям нашим
Никогда не унывать,
С каждым годом быть всё краше
И поменьше нас ругать.
Вам желаем, дорогие,
Быть здоровыми всегда,
Чтоб вы долго-долго жили,
Не старея никогда!
Пусть невзгоды и печали
Обойдут вас стороной,
Чтобы каждый день недели
Был для вас как выходной.
Мы говорим тепло и просто
Такие добрые слова:
Желаем творческого роста,
Чтоб не седела голова.
Чтоб небо чистое над вами
Ненастья не закрыли вдруг,
Не расставались чтоб с друзьями,
Чтоб вспоминал вдруг далёкий друг.
Чтоб дети ваши не грубили,
Пугая жёсткостью сердец.
Чтоб вас заботливо любили
И обожали, наконец!
Чтоб ежедневно, улыбаясь,
Шли на работу не спеша.
И чтоб, с работы возвращаясь,
Всё пело: тело и душа.
Дорогие наши родители!
Мы и сами признаём,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведём.
Мы вас очень, очень любим!
Будем добрыми расти.
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести.

Конспект урока самопознания «Традиции семьи»

Урок самопознания 4 «Б»класс

Тема: Традиции семьи

Цель: углубить представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей

Задачи:

  1. Раскрывать значение понятий «семейные традиции»; «счастье семьи»;

  2. Развивать навыки ответственного поведения в семье;

  3. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Ресурсы: Слайдовая презентация, карточки, коллаж «Моя семья», пословицы о семье, песня.

Ход урока:

  1. Организационный момент

1. Психологический настрой.

Я такой, какой я есть. И я очень счастлив здесь. Могу быть маленьким, Могу быть большим. Могу быть толстым, Могу быть худым. Я такой, какой я есть. И я очень счастлив здесь.

II. Объявление темы и целей урока.

  1. — Чтобы узнать тему урока, вы должны разгадать шифровку (задание на распределение внимания)

В пустые клетки вставить буквы из русского алфавита. (Работа в группе)

20

18

1

5

10

24

10

10

19

6

14

30

10

20

18

1

5

10

24

10

10

19

6

14

30

10

Т

р

а

д

и

ц

и

и

с

е

м

ь

и

Тема нашего урока – семейные традиции.

Как слова семья звучит на казахском языке? А на английском языке?

— Сегодня мы поговорим о семье .

 4. Мозговой штурм

  1. Какие ассоциации у вас возникают к слову СЕМЬЯ (Работа в группе)

В словаре С.И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.

— Семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.

5. Вот несколько версий происхождения слова «СЕМЬЯ»

1) Слово «семья» —  делится на 2 слова «семь»  + «Я» .Это значит  семеро как я. Ведь в семье  все  чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

«Семь» — не делится. Оно считается  особенным числом и напоминает о том , что и «семья» — тоже едина и неделима.

2) А ещё можно сказать, что слово «семья»  происходит от слова «СЕМЯ» .   Маленькое семя , с любовью посаженное  в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем  добрые плоды.

 Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя  Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге.        Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки  — сынки и дочки.

Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени.

В каждой семье существуют свои традиции.   Что это такое?    Давайте разберёмся вместе.

Традиции семьи – это порядок, установившийся в ее жизни. Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогают укрепить семью. Благодаря добрым традициям человек постигает общечеловеческие ценности, учится проявлять любовь, заботу, терпение, оказывать помощь и поддержку родным и близким.

Стихотворение И.Некрасовой

Традиции семьи… В них мудрость наших предков.

Традиции семьи… В них времени печать.

Традиции семьи – прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

  1. Проверка домашнего задания.

-Какие семейные традиции есть в вашей семье?

-Важно ли сохранять семейные традиции? Почему?

-Дома вы подготовили коллажи на тему «Моя семья». А сейчас каждый ученик расскажет о своей семье, чем любят заниматься члены вашей семьи? (Выступления учеников)

Посмотрите, как много интересного есть в семье каждого из нас!

4.Физкультминутка- игра «Уголки»

Встаньте: — В правый угол- кто похож на маму

-В левый угол -кто похож на папу

— Ко мне – кто похож на себя

— В левый угол – у кого есть сестренка

— В правый угол- у кого есть братишка

-Ко мне- кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!

5.Творческая деятельность, групповая работа. Чтение с остановками.

А сейчас, я хочу вам рассказать одну легенду «Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос.

« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: « Никто вас не научит жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной надо относиться друг к другу придерживаясь этих качеств.

— Как вы думаете, каких качеств надо придерживаться? Обсудите в группе а запишите эти качества.

( ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)

Так вот ребята, если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит все будут счастливы.

12. Знакомство с пословицами о семье.

Пословицы рассыпались. Составьте из слов две пословицы одну на казахском языке , а другую на русском языке (Работа в группе)

1.Отан – отбасанан басталады.

Родина начинается с семьи.

2.Шанырак басы сыйластык

Шанырак – очаг дружбы и уважения

3.Ата – байтерек. Бала – жапырак

Отец – тополь .  Дети – листочки.

13. Работа в группе. Игра «Сектор»

Дети выбирают понравившейся цвет, каждому из которого соответствует задание.

Красный: 

1.- Определи степень родства между членами семьи.

2.- Назовите папу и маму одним словом.

3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый..

Синий:

1. Это не человек, но его любят все члены семьи ?

2. Как на казахский и английский языки переводится слова:

семья, мама, отец, бабушка, дедушка, сестра, брат?

3. Без чего на белом свете. Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…

Зеленый: 

1.-Кто для меня мать моей матери?

2. -Дочь моей матери, но не я?

3. В кафе за одним столом сидели две мамы и столько же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?

Молодцы ,дети, вы прекрасно справились с заданием.

  1. Групповое пение.(2мин)

МОЯ СЕМЬЯ

1.Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем-совсем неинтересно.

2.А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье.

И всегда так было, есть и будет…

Припев:

Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я весёлой, буду очень рада,

Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья.

3.И надо мне признаться папе с мамой,

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

  1. Заключительная минута тишины.(1 мин)

А теперь я попрошу вас закрыть глаза. И еще раз подумать над тем, о чем мы с вами сегодня говорили. Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные ценности, которые воспитываются на традициях семьи.

Семья –это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи..

IV.Итог урока.Рефлексия.

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

На доске записаны незаконченные предложения. (слайд)

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Вы очень любите свои семьи. И когда сегодня придете домой, обнимите своих родных и скажите, что вы их любите.

V.Домашняя работа.

Составить рассказ- рассуждение « Почему семью можно назвать счастливой?»

-Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали. Выходя из класса, прикрепите яркий стикер под тем изображением, который соответствует вашему настроению.

 — было легко и интересно работать,

— испытывал затруднение,

6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *