Артикуляционная гимнастика 5 6 лет: Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Картотека артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет – Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Содержание

Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Картотека артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет

Комплекс артикуляционных упражнений

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Правильная артикуляция шипящих:
Губы вытянуты вперед;
Зубы разомкнуты, сближены;
Язык: кончик широкий, приподнят к передней части неба, язык принимает форму «чашечки»; на звуки Ш, Ж, Щ образует щель с передней частью твердого неба; на звук Ч – сначала смычка с передней частью твердого неба, а затем щель, спинка слегка прогнута, корень слегка напряжен, боковые края прилегают к верхним коренным зубам, мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт,
голосовые складки – Ш, Щ, Ч –разомкнуты, Ж – сомкнуты, вибрируют.
1. «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2. «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 
7. «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную целенаправленную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Ворота постепенно отодвигаются. 
Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
8. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка).
10. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот.
11. «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка.
Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф».

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков С С` З З` Ц

Правильная артикуляция свистящих:
Губы в улыбке;
Зубы разомкнуты, сближены;
Язык широкий, спинка выгнута; боковые края языка прижаты к боковым зубам; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт,
голосовые складки – С, С`, Ц –разомкнуты, З, З` – сомкнуты, вибрируют.
Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка по узкому желобку; струя узкая, холодная, сильная косо направлена вниз на С, С`, З, З` — плавная, длительная; на Ц – толчкообразная. На звук Ц – передняя часть языка вначале образует смычку с верхними зубами, а затем щель, широкий кончик языка – за нижними зубами.

1. «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2. «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3 «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5 «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 
7. «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную целенаправленную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Ворота постепенно отодвигаются. 
Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
8. «Чьи зубы чище?»
Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны. Делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.
9. «Киска сердится»
Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 5), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.
10. «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка.
Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф», сдуть ватку на другой край стола. Щеки не надувать!

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Р Р`

Правильная артикуляция:
Губы нейтральны;
Зубы разомкнуты;
Язык: кончик приподнят к альвеолам верхних резцов, вибрирует под напором выдыхаемого воздуха, спинка прогнута; корень слегка напряжен; боковые края прилегают к верхним коренным зубам; голосовые складки сомкнуты; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт;
Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка. На Р`- дополнительный подъем спинки языка, перемещение его вперед.

1.«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

3.«Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4.«Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5.«Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка,
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.
Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз. 
7. «Маляр»
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).
8. «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.
10. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке.
11. «Барабанщики»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Л, Л`

Правильная артикуляция:
Губы в легкой улыбке;
Зубы сближены;
Язык: кончик приподнят и упирается в верхние зубы; спинка прогнута; корень приподнят; боковые края приподняты, но не касаются верхних коренных зубов, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;

голосовые складки сомкнуты, вибрируют. Воздушная струя слабая, идет по бокам языка. На Л` палатализация, губы более напряжены.
1.«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 
7. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
8. «Пароход гудит»
Цель: выработать подъем задней части спинки языка вверх.
Выполнение: улыбнуться, зажать кончик языка между зубов, длительно произносить звук «ы», при этом слышится звук «л».
9. «Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее.
10. «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель: выработать движения языка вверх и помочь определить его место при произношении звука «л».
Выполнение: производить те же движения, что в предыдущем упражнении, только беззвучно.
11. «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (движения из стороны в сторону, сверху вниз).

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания:

№ 1
Жуки
Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, — сказал крылатый жук, — посиж-ж-ж-у».
Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».
Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)
№ 2
Котята
Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают, преодолевают различные препятствия), произнося на выдохе «мяу-мяу»
№ 3
Котята и собачки
Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями.
№ 4
Самолёты
По команде воспитателя «заводятся моторы» — произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».
№ 5
Медвежонок
Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая».
№ 6
Надуй шарик
Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящими воздушным шариком.
«Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.
№ 7
Паровоз с грузом
Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону. (игра продолжается 3 – 4 минуты)
№ 8
Поймай пчёлку
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана «пчёлка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят пчёлку с произнесением «ж-ж-ж-ж».
№ 9
Пузырь
Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся тугой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.
№ 10
Снежинки и ветерок
Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружаться, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают.
№ 11
Солнышко и дождик
Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова «дождь пошёл» — дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».
№ 12
Спрятался
Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения: 
пальчик о пальчик тук-тук-тук, 
ножками быстренько туп-туп-туп, 
личико спрятали – ух (закрыли лицо руками).
При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.
№ 13
Сугробы
По залу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» — дыхание через нос. по команде «вьюга» — приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2 – 3 мин).
№ 14
Часики
Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Размахивая прямыми р. вперёд и назад, произносить «тик-так». (10 – 12 раз)
№ 15
Трубач
Сесть, кисти р. сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». (4 – 5 раз)
№ 16
Петух
Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Поднять р. в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5 – 6 раз)
№ 17
Регулировщик
Встать прямо, н. на ширине плеч, одна р. поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить «р-р-р-р». (5 – 6 раз)

Игры по технологии Су-Джок

I. Сказка «Ежик на прогулке»
Жил да был ежик в лесу, в своем домике — норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился — катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

II. Стихи для пальчиковых игр с массажными шариками Су-Джок
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять, 
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
***
Шла большая черепаха 
И кусала всех от страха,
(дети катают су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)
Никого я не боюсь
(дети катают су-джок между ладоней)
***
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой. 
(Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать. 
(Катаем шарик горизонтально между ладонями)
Раз катаем, два катаем 
И ладошки согреваем. 
(Катаем шарик горизонтально)
Раз катаем, два катаем 
И ладошки согреваем. 
(Катаем шарик вертикально)
Катаем, катаем, катаем 
Сильней на шарик нажимаем. 
(Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания)

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Артикуляционная гимнастика – до недавнего времени интересный, но незнакомый термин для тех, кто никак не связан с педагогикой, логопедией или дефектологией. В настоящее время не только специалисты, но и многие родители о ней слышали и знают.

СодержаниеСвернуть

Грамотная, правильная речь – один из показателей интеллектуального и культурного развития человека. Посредством речи человек (ребенок) общается, выражает свои мысли, желания, потребности, узнает что-то новое. Речь напрямую связана с процессами мышления (памяти, внимания) – от того, насколько индивид грамотно выражает свои мысли, будет зависеть его развитие и становление как личности.

Общение человека с человеком – обязательное условие его всестороннего развития. Посредством общения можно познавать, учиться, совершенствоваться, открывать что-то новое об окружающем мире и самом себе.

Понятие

Артикуляционная разминка

Артикуляционная гимнастика (АГ) – это комплекс специальных упражнений, успешное и правильное выполнение которых позволяет укрепить мышцы артикуляционного аппарата – сделать их более подвижными, сильными, гибкими. Это необходимо для того, чтобы органы речи, участвующие в акте говорения и произнесения звуков (слов), «работали» слаженно и сформировали правильный речевой уклад и артикуляцию.

Речевое высказывание – это сложный двигательный навык, подразумевающий дифференцированную работу языка, неба, челюсти и голосовых складок. Уже с младенческого возраста новорожденный производит разнообразные движения языком, нижней челюстью, губами – как бы подготавливая себя к произнесению звуков.

Актуальность

Актуальность артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что с каждым годом увеличиваются и усложняются речевые нарушения детей разных возрастов – от годовалых малышей до школьников. Наиболее полезным и эффективным для проведения коррекционной логопедической работы является возраст 5-6 лет. Дошкольники активно посещают детский сад, общаясь с друзьями, и уже начинают осознавать свои ошибки, стесняются их, следовательно, могут вообще отказываться говорить те или иные слова, звуки. Поэтому в 5-6 лет можно успешно начать логопедическую работу по устранению тех или иных нарушений.

Назначение

Основная цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляторный аппарат, укрепить мышцы для правильного произношения звуков. Она необходима для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие всех органов речевого аппарата, которое необходимо для правильного и целенаправленного произнесения звуков.

Виды

Виды артикуляционной гимнастики

Пассивная АГ – подразумевает выполнение артикуляционных упражнений взрослым. Педагог (логопед) показывает малышу, как нужно делать, демонстрируя на своём примере. Постепенно такая гимнастика из пассивной формы переходит в пассивно-активную.

Активная АГ – ребенок выполняет все задания самостоятельно. Самое главное, чтобы они были ему понятны и доступны.

Все задания АГ подразделяются на:

  • динамические: позволяющие разработать «застывшие» мышцы губ и языка, сделать их подвижными, а выполняемые действия – скоординированными, и способными переключаться с одного действия на другое;
  • статические: формирующие способность удерживать определенную позу в течение нескольких секунд, с участием или без участия голоса.

Виды артикуляционных упражнений

Описание комплекса

Артикуляционную гимнастику проводят в начале занятия. Дошкольник сидит на стуле с прямой спиной. Данная поза позволяет располагаться в расслабленном состоянии, руки и ноги не напрягаются. Как правило, малыш сидит лицом к лицу педагога, чтобы он мог видеть все то, что делает логопед, либо они вдвоем располагаются возле зеркала. Место должно быть хорошо освещено. Каждое упражнение нужно повторить несколько раз.

В то время как ребенок выполняет задание, логопед внимательно следит за тем, как он это делает. Качественное выполнение приводит к тому, что в конечном итоге артикуляционная гимнастика достигает поставленной цели.

Правила

Основополагающее правило – регулярность выполнения упражнений. Для детей 5-6 лет они должны быть нескучными, разнообразными, увлекать детей. Также следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Систематичность. Их желательно выполнять 1-2 раза в день по 5-7 минут.
  • Временной период. Каждое упражнение имеет свой определенный промежуток времени, в течение которого его необходимо выполнить, к примеру, задания на удержание позы рекомендуется выполнять в течение 7-10 секунд.
  • Качество. Если дошкольник начинает утомляться и уставать, значит, постепенно падает эффективность, требуется поменять деятельность и дать возможность передохнуть.
  • Оборудованное место. Артикуляционную гимнастику делеют перед зеркалом – ребенок должен смотреть то, что делает логопед, при этом имея возможность видеть себя.
  • Точность повторений и плавность.

Правила артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика формирует базу (фундамент) для правильного произнесения звуков. Она проводится в начале занятия для того, чтобы дошкольник активизировал возможности своего речевого аппарата, вспомнил на бессознательном уровне то, что изучал ранее.

Не стоит посвящать много времени выполнению упражнений. Хватит 7-10 минут. Более длительная тренировка снижает качество и эффективность выполняемых действий.

Пошаговые занятия для детей

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет входит в ежедневные занятия. Они обязательно начинаются с игровых моментов, например: «Давай сегодня мы поиграем в лошадку» или «Давай представим, что наш язычок – это горка для шарика». Также можно рассказать сказку про Волшебного Язычка, который будет помогать делать упражнения: «Жил-был Язычок в своем просторном доме (во рту). Однажды он проснулся, за окошком светило солнышко, ему стало очень радостно, и он улыбнулся («Улыбочка»). Язычок сел завтракать, а его любимым лакомством было вишневое (можно озвучить любимое варенье дошкольника) варенье с блинчиками («Вкусное варенье»)».

Сказку можно подстраивать под любой комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в зависимости от поставленной цели. Полезно использовать картинки с изображениями языка и губ – на них наглядно показаны различные положения органов артикуляции. Со временем формируется картотека, которой очень удобно пользоваться. Деткам очень нравится, они с удовольствием повторяют за логопедом необходимые действия.

Каждый раз можно видоизменять данную сказку – язычок пошел в гости, на прогулку и т. д., встраивать в нее небольшие стихи, которые запоминаются. Дети с интересом ждут продолжения сказки и активно включаются, принимая участие в приключениях Язычка.

Возможные ошибки и их коррекция

Проведение артикуляционной гимнастики требует выполнения определенных правил, указанных выше. Если они нарушаются, то происходят следующие ошибки.

  • Нерегулярность занятий. Гимнастика предназначена для формирования определенного навыка – правильной и координированной работы органов речевого аппарата. Пропуск занятий приводит к тому, что данный навык формируется и закрепляется медленнее.
  • Нарушена последовательность упражнений. Сначала отрабатываются простые, постепенно осуществляется переход к более сложным. Если же ребенку начать показывать сначала сложные, то он их, скорее всего, не выполнит, потеряет интерес и мотивацию к продолжению занятий. Изначально простые действия, которые у него получаются, «подстегивают» его на следующие, более сложные.
  • Неэмоциональность специалиста, сухая и скучная инструкция. Также приводят к потере интереса, нулевой эффективности проводимой работы.
  • Если на занятии у малыша не получается отработать и закрепить определенную артикуляционную позу, то не стоит «отбрасывать» ее и переходить к новой. Нужно остановиться на достигнутом результате и продумать другие игровые приемы.

Рекомендации родителям

Сказка о "Веселом язычке"

Бывает, что по каким-то причинам, нет возможности обеспечить своему сыну/дочери занятия с логопедом. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься самостоятельно (желательно все-таки проконсультироваться со специалистом):

  • Малыша необходимо познакомить с его органами речи – языком, губами. Это можно сделать с помощью историй о Язычке.
  • На первых этапах обязателен зрительный контроль – он обеспечивается наличием большого или маленького индивидуального зеркала. В течение всего занятия задаются наводящие вопросы – что делает язычок? губки? где они находятся?
  • Постепенно увеличивается темп, при этом акцент делают на точности и плавности выполнения.
  • Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если возникают какие-то вопросы и непонятные моменты.

Своевременная диагностика и начало коррекционной работы, включающей артикуляционную гимнастику, помогут добиться положительных результатов. Правильное произношение, грамотная, связная речь – основные показатели готовности ребенка к школьному обучению. Всего лишь несколько минут в день, посвященных занятиям, помогут вашему малышу скорректировать имеющиеся недостатки в произношении и сделают его речь правильной.

Материал (старшая, подготовительная группа): Комплекс пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто — чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)

 Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)

Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)

Про зарядку не забыл,                      («Качели»)

Грызть морковку приступил.          (Изобразить как грызут)

 В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)

Села на язык ей мушка.

 Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)

Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)

Набил щёки он едой.

 Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)

Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)

И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)

«Качели».Улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Грибочек». Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

присосать широкий язык к нёбу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Консультация (старшая группа) на тему: «Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

комбинированного вида детский сад «ЗОРЕНЬКА» №51

консультация для родителей

«Примерный комплекс

упражнений артикуляционной гимнастики 

         с детьми 5-6 лет»

Подготовила   учитель-логопед,

Константинова Эльвира Николаевна

г.о. Химки – 2014

Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, я предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки » О Веселом Язычке». Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться  дополнительным стимулом  и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка.  Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку  зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем  губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он  спит. (Обращаем внимание ребенка на то,  как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем  внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим  погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый  Язычок.

«ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ 5—6 ЛЕТ»

Коррекционно-речевая работа на логопункте является органической частью единого дошкольного образовательного процесса, следовательно, педагоги общеобразовательных групп выступают как равноправные партнеры коррекционно-речевого воздействия на дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения. Воспитатели имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми, знают их речевые недостатки.

Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, включенных в ежедневную трех-пятиминутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, следовательно, фонетически чистого, правильного произношения звуков. Задача логопеда — познакомить воспитателей общеобразовательных групп с правилами проведения артикуляционной гимнастики, убедить в значимости и пользе ежедневных артикуляционных упражнений.

Так как речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой, следует учитывать и принцип двигательно-кинестетической стимуляции. Поэтому предлагаемые комплексы содержат сочетанные артикуляционные упражнения с движениями рук и пальчиковые упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3—5 минут, выполняется стоя или сидя, с обязательным соблюдением правильной осанки. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.

 В течение недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц.

Комплекс 1

  1. «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].
  2. «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, вытянутых вперед и имитирующих ладонями движения пасти крокодила.
  3. «Лопата». Пошлепывать губами кончик широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты вверх, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.
  4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхней — нижней губе. Руки вытянуты вперед, кисти рук при этом так же движутся вверх-вниз.
  5. «Лошадка». Прямые руки вытянуты вперед. Улыбнуться, показать зубы, щелкать языком медленно, сильно. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки рук.
  6. «Болтушка». Рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад и в такт с этими движениями, так же вперед-назад, двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

Комплекс 2

  1. «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].
  2.  «Трубочка». Одновременно с длительным и протяжным произнесением звука [у] (вытянуть губы вперёд трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
  3.  «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.
  4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхним – нижним зубам. Руки вытянуты вперёд, кисти рук в такт с языком двигаются вверх-вниз.
  5. «Часики». Руки перед грудью ладонями вперёд, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движения языка с одновременным движением кистей рук вправо – влево.
  6. «Лошадка» (см. комплекс 1)

 Комплекс 3.

  1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки». «Улыбка» — руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки». «Трубочка» — кулачки с вытянутым большим пальцем поднимаются вверх.
  2. «Лопата» (см. комплекс 1).
  3. «Качели» (см. комплекс 1), только движения языка к верхним – нижним альвеолам.
  4.  «Уколы в щёку». Попеременно кончиком языка с усилием давить в правую – левую щёки с внутренней стороны. Руки перед грудью ладонями вперёд. Движения кистей рук одновременно с движением языка вправо-влево.
  5. «Лошадка» (см комплекс 1).
  6. «Маляры». Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук.

Комплекс 4

  1. «Крокодил» (см. комплекс 1).
  2. «Улыбка» (см. комплекс 1).

3.  «Качели» (см. комплекс 3).

4.  «Лошадка» (см. комплекс 1).

  1.  «Гармошка». (Присосать язык к нёбу, удерживая его в таком положении, улыбаясь, медленно открывать и закрывать рот. Руки вытянуты вперёд, пальцы с силой сжимаются и разжимаются в кулаки.
  2. «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки опущены вниз.

Комплекс 5.

  1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. комплекс 3).
  2. «Уколы в щеку» (см. комплекс 3).
  3. «Маляры» (см. комплекс 3), только круговые движения языком по зубам.
  4.  «Лопата» (см. комплекс 1).
  5. «Лошадка» (см комплекс 1).
  6. «Гармошка» (см. комплекс 4).

Комплекс 6.

  1.  «Лопата» (см. комплекс 1).
  2. «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Руки согнуты в локтях, пальцы в такт движениям языка сжимаются в кулачки и разжимаются.
  3. «Болтушка»  (см. комплекс 1), только одна рука поднята вверх, другая опущена вниз.
  4.  «Уколы в шеку» (см. комплекс 3).
  5. «Качели» (см комплекс 3).
  6. «Лошадка» (см. комплекс 1).

Комплекс 7.

  1. «Улыбка». (см. комплекс 1).
  2. «Лопата» (см. комплекс 1).
  3. «Вкусное варенье». (см. комплекс 6).
  4.  «Лошадка» (см. комплекс 1).
  5. «Гармошка» (см комплекс 4).
  6. «Болтушка» (см. комплекс 1), только одна рука вытянута вперёд, вторая опущена вниз.

Комплекс 8.

  1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».. (см. комплекс 3).
  2. «Лопата» (см. комплекс 1).
  3. «Вкусное варенье» (см. комплекс 6).
  4.  «Лошадка» (см. комплекс 1).
  5. «Болтушка» (см комплекс 1).
  6. «Гармошка» (см. комплекс 4).

Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Картотека артикуляционных и дыхательных гимнастик

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто — чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)

 Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)

Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)

Про зарядку не забыл,                      («Качели»)

Грызть морковку приступил.          (Изобразить как грызут)

 В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)

Села на язык ей мушка.

 Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)

Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)

Набил щёки он едой.

 Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)

Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)

И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)

«Качели».Улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Грибочек». Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

присосать широкий язык к нёбу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. 

Картотека (старшая группа) по теме: Артикуляционная гимнастика.

Упражнение 1 « Окошко».

          Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность нижней губы. Научить опускать корень языка  и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык продвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

 Методические указания: следить, чтобы губы растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 2. « Ниточка».

         Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение плотно сжимать губы.

Ход выполнения упражнения: рот закрыть, с силой сжать губы.

Методические указания: 1) следить, чтобы губы не вытягивались вперед; 2) зубы сжаты, не прикусывать губы зубами; 3) положение сжатых губ должно быть симметричным.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 3. «Заборчик».

           Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Ход выполнения упражнения:  обнажить верхние и нижние  зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.

Методические указания: 1) следить, чтобы при улыбке верхняя губа не поднималась, не натягивалась на верхние губы; 2) если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу; 3) нижняя челюсть не подвижна; 4) улыбка симметричная.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 4. «Трубочка».

            Цель: выработать движение губ вперед.

Ход выполнение упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5

Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 5. «Лопатка».

            Цель: выработать умение удерживать напряженный язык в распластанном положении.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы, удерживать положение на счет до 5.

Методические указания: 1) губы растянуть в улыбку; 2) следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык; 3) боковые края языка должны касаться углов рта; 4) язык широкий, тонкий, напряженный; 5) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 6. «Иголочка».

          Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать на счет до 5.

Методические указания: 1) губы растянуты в улыбку без напряжения; 2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык  не отклонялся в сторону.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 7.»Маятник».

         Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться. Приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

 Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной; 2) движения языка должны быть симметричными; 3) язык не загибается и не касается губ.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 8. «Качели».

          Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу(потянуться к носу).

Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы остались неподвижными;2) язык должен оставаться широким; 3)следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 9. «Маленькие качели».

         Цель: увеличивать подвижность , развивать точность и активность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Выполнять мелкие движения передним краем языка вверх – вниз.

Методические указания: 1) язык остается широким; 2) нижняя челюсть неподвижна; 3) активно работает только кончик языка.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 10. «Вкусное варенье».

            Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает  при произношение звука «Ш».

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:  1)следить, работал только язык. а нижняя челюсть не помогала, не подсаживала язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, вернуться к упражнению 5.как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 11. «Кошка лакает молоко».

          Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, активизировать боковые края и кончик языка.

Ход выполнения упражнения: рот полуоткрыт, губы улыбаются,. На счет «раз» широкий язык загнуть к подбородку, на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. на счет «три» — не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.

Методические указания: 1) следить. Чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными., работает только язык. 2) следить. Чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 13.»Катушка».

           Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать силу и точность движений кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед – назад, не отрывая языка от зубов.

Методические указания: 1) следить, чтобы язык оставался широким ,боковые края касались коренных зубов. 2) контролировать симметричное положение языка;3) контролировать наличие желобка, идущего по средней линии языка.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 13. «Барабанщики».

            Цель: укреплять мышцы кончика языка. Вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот и отстучать кончиком языка за зубами, много кратно и отчетливо произнося звук «Д». сначала звук произносить медленно, затем ускоренно.

Методические указания: 1) рот должен все время открыт, губы в улыбке ,нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.2) следить, чтобы звук «Д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.3) кончик языка не должен заворачиваться.4) звук «д» нужно произносить так ,чтобы ощущалась выдыхаемая струя.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 14. «Блинчик».

          Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его  широким, распластанным.

Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя –пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижнюю губу;2)язык должен быть широким, края языка касаются углов рта;3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 15. «Почистим зубы».

             Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки;2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по переднему краю зубов;3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 16. «Киска сердится».

            Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, кончик языка спрятать за нижние зубы, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась верхнего неба.

Методические указания: 1) следить за тем, чтобы спинка языка была поднята;2) края языка не должны выходить за границу зубов и выварачиваться;3) рот сильно не открывать.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 17. «Чьи зубы чище».

         Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»  верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки.2)двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3) двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение  18. «Часики»

         Цель: отрабатывать движение языка вправо- влево и умение владеть языком.

Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и кончиком языка выполнять движение из стороны в сторону, касаясь попеременно уголков губ.

Методические указания: 1 губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.2 следить, чтобы работал только язык. 3.сначала выполнять упражнение медленно, затем увеличить темп.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 19. «Индюк».

         Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится (бл-бл)(как индюк болбочет).

Методические указания: 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.2. чтобы движения языком были вперед- назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасывать вперед.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 20. «Грибок».

         Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.(Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка- его ножку).

Методические указания: 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.2. боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно- ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 21. «Пароход гудит».

         Цель: вырабатывать подъем спинки  языка вверх.

Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение22. «Фокус».

                Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть вату, положенную на кончик носа. воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Методические указания: 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, по середине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 23. «Гармошка».

            Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягивают меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания: 1.следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.2. открывать и закрывать рот, удерживать его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 24. «Парус».

            Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка потянуться к носу.

Методические указания: 1. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 2. Передний край языка должен быть узким напряженным. 3. Язык должен высовываться, как можно дальше и выше.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 25.  «Болтушка».

              Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот и ритмично выполнять движения языком вперед- назад, произнося при этом (бр- бр- бр).

Методические указания: 1. Не открывать рот широко. 2. Если упражнение не получается, сначала выполнять просто движения вперед- назад, не подключая голос, а затем вернуться к правильному выполнению .сначала выполнять медленно, затем увеличить темп.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 26. «Приклей конфетку».

                Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Ход выполнения упражнения: положить широкий кончик языка на нижнюю губу, затем поднять его к верхнему небу и присосать, приклеить кусочек ириски к небу за верхними зубами.

Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. рот открывать не шире чем на 1-2 см. 3.если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он  не  будет закрывать рот).  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 27. «Маляр».

               Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком язык твердое небо, делая движение вперед- назад.

Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть подвижны.2. следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовывался изо рта.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 28. «Лошадка».

               Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Ход выполнения упражнения:  улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкивать кончиком языка(как лошадка цокает копытами).

Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается ,нужно предложить ему выполнить упражнение « приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 29. «Желобок».

                Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение владеть языком.

Ход выполнения упражнения: высунуть широкий язык, боковые края языка поднять вверх.

Методические указания: 1. Если упражнение не получается, поставить шпатель по середине языка, а края языка приподнять чистыми указательными пальцами ребенка. 2. Рот не открывать широко.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 30. «Кто дальше загонит мяч».

                  Цель: вырабатывать плавную, длительную, неприрывную струю, идущую посередине языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «Ф»,сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук «Ф», а не звук «Х» т.е.чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Упражнение 31. «Пирожок».

               Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык напряженным.

Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а края языка поднять вверх и соединить.

Методические указания: 1. Следить, чтобы язык не поворачивался. 2. Работать должны только края языка. 3. Если не получается, вернуться к упражнению «желобок».

Используемая литература: Ханьшева  Г. В. Практукум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева. – Ростов – на  — Дону: «Феникс»,2005. – 93 с.

Картотека по логопедии на тему: Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год.

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто — чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)

 Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)

Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)

Про зарядку не забыл,                      («Качели»)

Грызть морковку приступил.          (Изобразить как грызут)

 В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)

Села на язык ей мушка.

 Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)

Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)

Набил щёки он едой.

 Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)

Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)

И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)

«Качели».Улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Грибочек». Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

присосать широкий язык к нёбу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *