Артикуляция л – Логопедическая характеристика сонорного звука [л], [ль], механизм образования, формы неправильного произношения, приемы постановки

Содержание

Правильная артикуляция звука Л. Правильная артикуляция звука ЛЬ. Ламбдацизм и его виды. Параламбдацизм.

Артикуляция звука Л.

Артикуляция звука Л

Положение губ, зубов  – в зависимости от последующего гласного (при постановке звука артикуляция более утрированная,  здесь представлена  естественная артикуляция). Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена. Корень языка отодвинут назад, поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык в форме седла.  Мягкое нёбо поднято (Л — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты ( Л — звонкий звук). Как поставить звук  Л читать здесь.

Артикуляция звука ЛЬ.

Артикуляция звука ЛЬ

Схожа с артикуляцией звука Л. Отличия:  Корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и передняя часть более  приподнята. Место смычки расширяется. Язык чуть продвигается вперёд.

Дефекты произношения звуков  Л  и Ль называются ламбдацизмом.

 

Виды ламбдацизма

1.  Губно-губной ламбдацизм. Образуется звук, напоминающий У. (В произношении не принимает участие кончик языка, работают только губы).

2.Губно-зубной  ламбдацизм. Образуется звук, напоминающий В. (Нижняя губа приближается к верхним резцам, язык в произношении не участвует).

3. Полусмягчённое произношение Л за счёт приподнятия спинки языка.

4. Межзубный  ламбдацизм.  Кончик языка высовывается между зубами. Является дефектом только в том случае, если звук звучит искажённо.  Если при межзубном произношении Л – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции.

Предрасполагающие факторы ламбдацизма.

К ним относятся дефекты в строении языка (излишне большой), короткая уздечка языка, нарушение мышечного тонуса при дизартрии.

Параламбдацизм.

Если звуки Л и Ль заменяются другими звуками, то такое нарушение  называется параламбдацизмом. Замены звуков говорят  о проблемах  фонематического слуха. Звук Л  чаще всего заменяется на  У, Д, Н, В, И, З, Й, Р.

Как поставить звук  Л читать здесь.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

vashlogoped-online.ru

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках

Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу хорошую дикцию и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для тренировки мышц языка и щек, с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.

Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»

Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.

Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.

Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.

При правильной артикуляции звук «Л» произносится:

  • открытыми губами;
  • открытыми зубами;
  • кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
  • с умеренной воздушной струей.

При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.

Упражнения для постановки

Упражнения для постановки звука «Л» у детей

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.

«Индюшонок»

При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

Важно при этом не двигать нижней челюстью.

После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.

«Пароходик»

Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».

Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.

особенности артикуляционной гимнастики

Статические упражнения

«Заборчик»

Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.

«Чашечка»

Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.

«Иголочка»

Малыш широко открывает рот и как можно дальше высовывает узенький язычок.

Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.

Стихи для развития произношения звука «Л»

Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.

  1. Летний ливень льет с небес,
    По утру умылся лес.
  2. Лаком лавочку покрыли,
    Вся на солнышке блестит.
    И на лавочке бабуля
    С удовольствием сидит.
  3. Ленту алую Ларисе
    Мама в косу заплела,
    Чтобы маленькая Лара
    Краше всех в саду была.

Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.

Стихи для развития произношения

Как закрепить полученный результат

Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».

Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.

Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.

Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:

  • Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
  • Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
  • Бокал, стол, стул, пенал.

Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.

Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.

Общие рекомендации по занятиям

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Статья по логопедии (старшая группа) по теме: Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л])

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция звука «Л»:

— губы открыты

— зубы разомкнуты

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

— воздушная струя умеренная и теплая

— звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 17 «Искорка»

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

(комплекс для звука [л])

                           Южноуральск, 2012

nsportal.ru

Ламбдацизм — дислалия-ннов

ЛАМБДАЦИЗМ

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

 

ТЕОРИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ламбдацизм — недостатки произношения звуков  [л] и [л’], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям. Параламбдацизм выражается в замене [л] и [л’]  другими звуками и по структуре является фонетико-фонематическим нарушением.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.

Зубы сближены, расстояние между верхними резцами и нижними — 2-4 мм.

Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому небу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос.

Голосовые складки  колеблются, производя голос.

Артикуляция ¢] отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена 

 

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ

Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао».

Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.

www.sites.google.com

комплекс упражнений на развитие и закрепление произношения

Учимся правильно говорить звук «Л» с помощью артикуляционной гимнастики

Часто у маленьких детей встречаются дефекты речевого развития. Одним из них является неправильное произношение согласного «Л». В некоторых случаях этот звук ребенок не может воспроизводить совсем, а иногда заменяет его другими созвучными буквами. Нередко логопеды сталкиваются с тем, что детки произносят вместо «Л» звук «Й». Такие нарушения требуют немедленной корректировки, в чем отлично может помочь артикуляционная гимнастика для звука «Л».

Какие упражнения нужно делать?

Заниматься с ребенком необходимо регулярно при помощи специального комплекса логопедических упражнений. Они позволят верно поставить воспроизведение любого звука, который вызывает у малыша затруднения.

Учимся правильно говорить звук «Л» с помощью артикуляционной гимнастики

В занятия для звука «Л» должны входит такие разновидности тренировок:

  • Артикуляционная гимнастика для звука.
  • Упражнения на деятельность дыхательных органов в процессе произношения.
  • Занятия, нацеленные на автоматизацию воспроизведения звука.

Хорошо будет, если каждая тренировка совместит в себе элементы всех указанных выше занятий. Упражнения следует выполнять не больше 15 минут, если малышу всего 3-4 годика, и не больше 25 минут, если ребенку исполнилось 5-6 лет.

Логопедическую гимнастику желательно сочетать вместе с заданиями, развивающими деятельность речевого аппарата.

Упражнения на произношение звука

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука состоит из нескольких упражнений, которые можно выполнять как со специалистом, так и в домашних условиях.

«Индюшонок»

Задачей данного упражнения является выработка верхнего подъема языка, а также двигательной активности его передней области. Ребенку необходимо приоткрыть рот, расположить язык на верхней губе и делать движения по ней вперед и назад. При этом нельзя отрывать язык от губы, а нужно поглаживать ее. Начинать занятие требуется медленно, а со временем увеличивать скорость и пробовать воспроизводить какие-либо звуки.

Упражнение "Индюк"

Если все будет выполняться верно, то должен быть слышен звук, напоминающий разговор индюка — «бл-бл-бл». При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы язык не становился узким, а движения им делались не в бок, а четко вперед и назад.

«Пароходик»

Это занятие нацелено на то, чтобы уметь правильно располагать язык при воспроизведении звука «Л».

Упражнение "Пароходик"

Для выполнения малышу понадобится немного открыть рот, улыбаясь, высунуть язычок, зажать его кончик между зубами и постараться выдать звук «ы-ы-ы». Таким образом, получится что-то похожее на гудок парохода.

Если наблюдается, что ребенок произносит вместе с «Ы» мягкий «Л’», то необходимо попросить малыша еще больше высунуть язык, а между зубами зажать среднюю его область, а не кончик.

«Качели»

С помощью данного упражнения можно отработать навык удерживания и чередования некоторых положений языка. Ребенку нужно улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язык, и тянуться им сначала к носу, потом к подбородку. Начинать это упражнение необходимо быстро, а потом постепенно темп нужно снижать, в итоге стараться задержать язык в одном положении у носа или у подбородка на 3-5 секунд.

При такой тренировке требуется работа только одного языка. Довольно часто детки укладывают его на нижнюю губу, в результате чего функционирует челюсть снизу, а сам язык не работает. Следовательно, эффекта от занятия не наблюдается.

«Лошадка»

Целью этого упражнения является закрепление верхнего подъема языка, растяжение связки, находящейся под ним. Для выполнения следует широко открыть рот, улыбнувшись. Сначала нужно прикладывать широкий язык к небу, а потом опускать его в нижнюю часть полости. Первые занятия необходимо проводить медленно, постепенно наращивая скорость выполнения.

Если упражнение сделать верно, то воспроизведется звук, напоминающий цокот копыт лошади. Ребенку необходимо открывать ротик как можно шире и так на всем протяжении тренировки. Нижняя челюсть не должна двигаться. Если соблюдать неподвижность будет сложно, то можно помогать руками.

«Гармошка»

Задачей этого занятия считается закрепление подъема языка вверх, закрепление навыка удержания его в одной позиции долгое время, растяжение уздечки, расположенной под языком. Рот необходимо раскрывать очень широко.

Упражнение "Гармошка"

Делать данное упражнение необходимо таким образом: широко раскрыть рот, расположить язык на небе, зафиксировать его в этом состоянии насколько это возможно. Затем нужно, не отрывая язык от неба, с применением силы оттянуть нижнюю челюсть к низу.

Как закрепить верное воспроизведение звука?

Артикуляционные упражнения для развития произношения звука «Л» должны сменяться автоматизацией воспроизведения этой буквы. Закреплять произношение необходимо не более 20 минут после проведения гимнастики.

Можно производить отработку воспроизведения звука с помощью проговаривания нескольких слогов с буквой «Л». К примеру, нужно повторять: «лы-лу-ла, ло-ле-ли-лю, лу-ля-лё-ло».

Также рекомендуется придумывать цепочки из слов, в которых содержится данная буква. Таким образом, можно и расширить словарный запас ребенка. Например, клей, мыло, лейка, лампочка, лист, малина, боль, ладонь, халат, салат, лоб.

Очень хорошо помогают закрепить результат упражнений скороговорки с этой буквой. К примеру, можно проваривать такую фразу: «Петя мал, взял мяту смял, увидела мать, не велела мяту мять». При выполнении данного упражнения можно предоставить ребенку возможность порассуждать над этой скороговоркой, описать или показать все действия в ней.

Многие родители думают, что правильно произносить букву «Л» детки должны с того момента, как начали разговаривать. Но это утверждение в корне неверное. Логопеды говорят, что четкое воспроизведение данного звука возможно в возрасте 5-6 лет.
Поэтому не следует мучить ребенка долгими тренировками, пытаясь добиться от него раннего произношения буквы «Л». Но выполнять упражнения все же необходимо. Все выше перечисленные упражнение также подходят и для взрослых.

vseorechi.ru

Постановка звука Л

При артикуляции твердого звука Л

  1. губы в полуулыбке;
  2. зубы сближены;
  3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
  4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Наиболее распространенные ошибки

1. язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;

2. отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия (вперед), предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;


3. неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положение губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо на этапе постановке звука. В дальнейшем губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;


4. неправильный выдох — форсированный (слышится звук, близкий к «ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «н». Внимание ребенка обращается на участие мягкого неба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.


Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.



II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л, воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука л.

Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н; подъем задней части языка — на звуке у; отработан звук ы.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л.

Упражнение «Самолет гудит»

Краткое описание
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл…» Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш язык, когда вы говорите лллл…» Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.

Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.

Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.



Упражнение «Пароход»

Краткое описание.

Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит пароход…»

А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)

Когда у ребенка будет хорошо получатьсял межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются).

III этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.

Игра «Что я видел?»

Краткое описание
На числовую лесенку воспитатель ставит 4 — 5 игрушек (лошадка, белка, кукла, клоун). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, клоун». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.

Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т.е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.

logoped18.ru

Артикуляционная гимнастика и упражнения для звука «Л»

Речевые возможности современных детей не развиты. Важным фактором является отсутствие процесса общения между матерью и ребенком. Каждое поколение передавало эту традицию друг другу: мать, склоняясь над младенцем, произносила звуки, называла предметы, людей. Сегодня дети часто предоставлены сами себе. Как результат – звуковые изъяны, скудный словарный запас. С таким ребенком надо тщательно прорабатывать каждый звук, в основном это касается букв, при произношении которых задействован язык, например, буквы «Л». Работать над постановкой звуков можно самостоятельно. Для этого следует познакомиться с понятием артикуляционная гимнастика для звука «Л».

СодержаниеСвернуть

Гимнастика для речевого аппарата (РА)

Артикуляционная гимнастика

Не имея опыта и примера, ребенок сам пытается повторить услышанное, часто делает это неправильно. Появляется картавость и шепелявость. Задача взрослых сформировать речь, поставив звуки. Но, делать это надо постепенно, последовательно: от простых упражнений к проговариванию сложных слов и предложений.

Термин «буква» относится к письменному действию, в разговорной речи мы оперируем только звуками. Звук «Л» бывает твердый и мягкий. Сначала ребенка знакомят с первым вариантом произношения. Затем уже переходят к мягкому звучанию.

Челюсть человека – орган комбинированный: к нижней части черепа крепится суставом, снаружи находятся мышцы. Височно-нижнечелюстной сустав хрупок по своей конструкции, иногда травмируется даже при приеме пищи. Каждое упражнение для развития речевого аппарата требует внимательного подхода родителей.

Упражнения для «разогрева»

Как и все тело, РА состоит из суставов, связок, мышц, тренировать которые без подготовки категорически запрещается. Перед нагрузкой, сначала надо подготовиться, занимаясь специальными упражнениями.

«Грустно-весело»

Растянуть рот в улыбке, подержать 5 секунд, собрать губы, поджав их. Упражнение длится 1,5 минуты.

Выполнение упражнения "грустно-весело"

«Мороз»

Хорошо растереть ладошками скулы лица. Помассировать пальцами подбородок и область над верхней губой.

«Ау»

Корпус слегка наклонить, руки поставить «рупором» ко рту. На протяжении 1 минуты произносить, широко раскрывая рот: «А-у». Звуки при этом надо тянуть.

«Кукла»

Расслабить мышцы лица, несколько раз слегка закрыть и открыть рот. Указательными и большими пальцами обеих рук взять подбородок и опустить нижнюю челюсть вниз, затем поднять ее вверх. Ни мышцы, ни суставы не работают в этом упражнении. Затратное время − 1 минута.

Подготовка мышц РА

Затем можно переходить к тренировке мышц языка, благодаря которому и произносится буква «Л». Несколько специальных упражнений облегчат задачу.

«Язык-перевертыш»

Слегка приоткрыть челюсть, приподняв язык, повернуть его в стороны 12-15 раз во рту.

«Зубная щетка»

При сомкнутых губах провести 10 раз языком по зубам и деснам с наружной стороны. Повторить в таком же количестве с внутренней стороны.

Упражнение "чистим зубы"

«Сливочки»

Представить перед собой замороженные сливки на вафельном рожке. Медленно слизывать их, заворачивая язычок внутрь.

«Лошадка»

Растянуть губы в улыбке, упереть язык в верхнее небо, с силой надавить и громко прищелкнув им, «оторвать» от верхней части. Нижняя челюсть будет постоянно в движении. На упражнение отвести 2 минуты. Картинка подскажет, как правильно делать это задание.

«Гармошка»

Придавить зубами кончик языка. Слегка пожевывать его по всей длине.

Выполнение упражнения "гармошка"

«Разминка»

Сомкнуть челюсть. Загнуть кончик языка внутрь, уперев его в верхние зубы, затем вывернуть наружу, сделав упор в нижний ряд зубов. Каждое положение сделать по 10 раз.

Для того чтобы язык отдохнул, надо не менее 60 секунд хаотично поболтать им, словно имитируя звук балалайки. Комплекс этих упражнений укрепит мышцы языка, сделает его подвижным, легким. Уделять время занятию на развитие речевых мышц и суставов, надо ежедневно, сразу после утреннего туалета для полости рта.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

После мышечной разминки будет переход к действиям, направленным на произношение, «выговаривание» звуков. Этим может заниматься не только логопед, но и мама, при условии, что ребенок «слышит» и слушает. «Л» относится к сонорным согласным, в которых на первый план выходят голосовые, а не дыхательные, данные.

Для правильного произношения звука «Л», язык не должен находиться между зубами. Его точное местоположение между верхним рядом зубов и небом.

Несмотря на то что кончик языка находится ближе к небу, звук считается «межзубным». Это происходит по причине того, что к правильному произношению переходят постепенно, предлагая детям проговаривать звук «Л» поместив язык между зубами, при этом кончик надо оставить снаружи. Ребенок должен почувствовать, как работают мышцы язык. Расширить упражнение можно следующими звукорядами:

  • «ла-ла-ла-ла-ла»;
  • «ло-ло-ло-ло-ло»;
  • «лу-лу-лу-лу-лу»;
  • «лэ-лэ-лэ-лэ-лэ»;
  • «лы-лы-лы-лы-лы».

Делают логопедический комплекс упражнений не менее 5 минут в день. После того как взрослый человек услышал более точное звучание, а ребенок привык «орудовать» своим языком, звук закрепляют. Для этого кончик языка располагают между верхней и нижней челюстью. Слегка прикусив его, проговаривают звук «Л» на протяжении двух-трех минут, опять подставляя гласные.

Когда ребенок научился произносить твердое, «межзубное» «Л», переходят к правильному положению языка.

Произношение твердого звука «Л»

Чтобы верно произнести звук «Л» острый и напряженный язык размещают между небом и верхним рядом зубов, затем проговаривают звук много раз. В этот момент происходит движение, которое поднимает заднюю спинку языка, давшее название звуку − «заднеязычный».

После того как малыш привык к правильному произношению твердого «Л», переходят к проговариванию мягкого звука.

Первое упражнение

Зажать язык между зубами и произносить «Ль» в течение двух-трех минут.

Второе упражнение

Этот тренинг и есть постановка звука «Л». Язык упереть между небом и верхними зубами, проговорить несколько раз подряд звукоряды:

  • ля-ля-ля-ля-ля;
  • лё-ле-лё-лё-лё;
  • лю-лю-лю-лю-лю;
  • ле-ле-ле-ле-ле;
  • ли-ли-ли-ли-ли.

Занятие с логопедом

Уделяют такому тренингу не менее 3-5 минут в сутки. Для того чтобы ребенок видел и понимал, как именно надо расположить язык во рту, первое время рекомендуют работать с зеркалом в руках. Зеркало убирают тогда, когда произношение доведено до автоматизма.

Слова и скороговорки

После того как тренировка на выведение звука закончена, переходят к отдельным словам, а затем уже предложениям, скороговоркам.

Упражнение «Болтун»

Произносить любые слова с твердым и мягким звуком «Л», особенно те, где он повторяется. Например:

  • колокол;
  • колокольчик;
  • балалайка;
  • дельтапланерист;
  • благодетель.

Произносить слова надо следуя указанным выше рекомендациям: сначала посредством «межзубного звука», затем уже правильного расположения языка.

Упражнение «Скороговорун»

Для этой тренировки подбирают множество скороговорок с мягким и твердым звуком «Л». Примеры скороговорок для артикуляции:

  • Лилипуты болтали на лилипутском, болтая ногами в валенках алеутских.
  • Корабельное кораблекрушение привело к головокружению.
  • Около колодца колечка не найдется.
  • Карл у Клары украл кораллы.
  • У Клары на пол упала шляпа.
  • Угольки поставили в уголки, в уголки оставили угольки.

Произношение скороговорок, как и артикуляционный тренинг, осуществляют ежедневно, от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста.

Скороговорки на букву л

Часто проблемы со звуковым воспроизведением буквы «Л» происходят по причине широкого или толстого языка. По истечении времени, звук может выровняться сам, так как челюсть ребенка становится больше.

Толстый или широкий язык

Установить этот факт могут как логопеды, так и родители. В таком случае логопедические упражнения на звук «Л» обязательно надо выполнять, прибегая к дополнительной нагрузке на мышцы языка. В такой науке, как логопедия, используют карандаши, орех, или маленький мячик-попрыгунчик.

Упражнение с карандашом

Открыть рот, положить карандаш под язык (по его ширине), удерживая рукой. Провести артикуляционную гимнастику, а также все упражнения для постановки звука «Л» описанные выше. Проговорить скороговорки.

Логопедическое упражнение с палочкой

Упражнение с мячиком

Поднять язык, и положить под него мячик, зафиксированный на веревке и удерживаемый руками. Сделать артикуляционную гимнастику, проговорить скороговорки. Повторить их без нагрузки.

Упражнение с пальцами

Помыть хорошо пальцы рук, прижать указательным и средним пальцами язык, большой пальчик разместить под подбородком. Сделать весь речевой тренинг. Убрать нагрузку, повторить.

Речевые особенности подростков и взрослых

Неисправленные в детстве звуки остаются с человеком до конца, лишь в редких случаях проблема «перерастает» проявлять себя. В подростковом возрасте исправить положение легче. У более взрослых людей к этому дефекту прибавляются и физиологические изменения: отсутствие зубов, трансформация височно-нижнечелюстного сустава.

Независимо от возраста артикуляционные упражнения для звука «Л» делать нужно. Можно добиться результата с логопедом, а можно бесплатно, самому. Нагрузка, в таком случае, должна быть увеличена с 15 минут общего времени, до полноценного урока в 45 минут. Но, ежедневные тренировки помогут справиться с дефектом при отсутствии физиологических и психологических проблем.

Резюме

С каждым поколением факт дефектов речи у детей заметен все больше и больше. Соответственно, учеными меняются возрастные ограничения, расширяются границы допустимого речевого стандарта. К примеру, еще 20-30 лет назад ребенку в год было положено владеть двадцатью короткими словами. Сегодня такая норма установлена уже для 2,5-3 лет. Причины бывают физиологического и психологического характера, с ними желательно работать как врачам, так и родителям.

logopediacentr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *