Артикуляция звука с: артикуляционная гимнастика и логопедические упражнения – Комплект занятий по постановке свистящих звуков С, З, Ц

Содержание

Правильная артикуляция свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Сигматизм свистящих и его виды. Парасигматизм.

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты ( С – глухой звук).

О постановке звука  С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З  – звонкий  звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются  (ЗЬ – звонкий  звук).

Артикуляция звука Ц

 Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков здесь. Дефекты произношения свистящих звуков  называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм.  Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф,  З – В) Предрасполагающие факторы  губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2.  Межзубный  сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы  межзубного  сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость  мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный  сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы  призубного  сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой  сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы  бокового  сигматизма:  боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы  носового  сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение  называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков читать здесь.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Артикуляция звуков речи | ДИКТОРЫ.com

Звуки В и Ф — происходят при одинаковом положении рта. Верхняя губа приподнята, верхние зубы обнажены, нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф сильный поток воздуха, подаваемый движением диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между верхними зубами и нижней губой.

При звуке В нижняя губа слегка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух процеживается, напоминая звук виолончели. По чистоте произношения, звук В — один из самых трудных. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не примешался звук Ф и В не потерял звучность.


Артикуляция звука Л — вначале язык подтянут к нёбу, а кончик упирается в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный поток воздуха, попадая на переднюю часть языка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте несколько раз, не отнимая языка. Когда место образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отрывом языка.
Звук Р — получается от быстрого колебания или вибрации передней части языка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно произнесите несколько раз звук Д и сразу же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч — губы мягко раскрыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка приближается к зубной части нёба. Для произнесения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным коротким движением диафрагмы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длительном выдохе Ч звучит как Щ.

Звук Ц — язык артикулирует к верхним зубам. Нижняя губа не  прижата к зубам. Иначе будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, направлен на нижнюю губу и подбородок. При длительном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были короткими, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С — язык легко приподнят к зубам. Раскрытые губы, нижняя губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было   шепелявости. Протяжный и сильный выдох, поток воздуха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик языка не был между зубами.
Звук Ш — зубы обнажены, губы раскрыты, расстояние между зубами незначительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной части нёба. Струя воздуха направлена  на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа прижата к зубам, или нижняя челюсть будет впереди верхней,  это вызовет шепелявость.

Звук Щ — положение рта — как и при Ш, но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и сильный выдох.


Звук З — положение рта — как при С. Звук З питается небольшим количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик языка приводится в легкое колебание. Если язык перестанет вибрировать, к звуку З может присоединиться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, нужно произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж — зубы обнажены, губы мягко раскрыты, расстояние между зубами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Количество выдыхаемого воздуха незначительно, ощущается его колебание на языке.  

Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются коротким движением воздуха. Эти звуки нельзя протянуть, не прибавив к ним какой-либо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, кроме силы, есть и продолжительность звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на верхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц, если их протянуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и четкости произношения звуков Ц и Ч следует их  повторять как можно чаще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х-Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усвоены все твердые согласные, приступаем к работе над мягкими согласными. Некоторые согласные звуки произносятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только мягко (Щ, Ч). Все остальные  — мягко или твердо, все  зависит от гласной, которая следует за ними. Когда произносим мягкие согласные столб воздуха, который их питает, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на

ДЬ и ТЬ, так как к ДЬ зачастую примешивается звук З, а к ТЬ — звук Ц. Нужно более шире открывать рот. Кончик языка направлен к передней части нёба.


ЛЬ — размягченный язык, отодвигается вглубь рта, его кончик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику языка, а стелется по его бокам.
РЬ — язык вибрирует ниже, чем при твердом Р, ближе к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком случае тренируйте: д-рь, д-рь-д-рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появлялось РИ.  

Правильное положение органов артикуляции при постановке звуков «С,Ш,Л,Р»

Правильное положение органов артикуляция при постановке звуков «С,Ш,Р,Л»

Вотякова Елена Викторовна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 1» г. Перми

Правильная артикуляция  звуков «С», «З»:

— губы в улыбке

— зубы сближены, «заборчик с щелью»

— кончик языка упирается в нижние зубы («горка»)

— воздушная струя холодная, направлена посередине языка

— звук «С» произносится без голоса – глухой

— звук «З» произносится с голосом – звонкий

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».Удерживать так под счет от 5 до10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» — « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя, бя-бя-бя,

мя-мя-мя», а потом покусать зубами: « та-та-та, тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево — вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка», «Киска сердится»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка. Язычок свернуть трубочкой и подуть через нее.

«Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку)  и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:

— губы округлены и выдвинуты вперед

— зубы сближены, но не закрыты (заборчик с щелью)

— язык «чашечкой», кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол),

но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

— теплая воздушная струя выдыхается по середине языка

— звук «Ш» произносится без голоса — глухой

— звук «Ж» произносится с голосом – звонкий

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге,

как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» — «Трубочка»

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка

упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10. Затем завести «Чашечку»

в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

« Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

Правильная артикуляция звука «Л»:

— губы улыбаются

— зубы разомкнуты, «заборчик с щелью»

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

— воздушная струя умеренная и теплая

— звук «Л» звонкий

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя, бя-бя-бя, мя-мя-мя», а потом покусать зубами: « та-та-та, тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Правильная артикуляция звука «Р»:

— губы улыбаются

— зубы разомкнуты, «заборчик с щелью»

— кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол

— воздушная струя сильная

— звук «Р» произносится с голосом – звонкий

Артикуляционная гимнастика:

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя, бя-бя-бя, мя-мя-мя»,

а потом покусать зубами: « та-та-та, тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка « погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Грибок»

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10,затем щелкнуть(сорвать грибок).Повторить упражнение неоднократно.

«Гармошка»

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

«Дятел – барабанщик»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося

«Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С].

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Правильная артикуляция  звуков «С»:

— зубы в улыбке

— губы сближены

— кончик языка упирается в нижние зубы

— воздушная струя холодная, направлена посередине языка

— звук «С» произносится без голоса – глухой

Артикуляционные упражнения.

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

«Заборчик» — « Трубочка». Чередовать упражнения «Заборчик» — « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево — вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

 «Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку)  и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Правильная артикуляция звуков

ЗВУКИ «С» И «СЬ» 
Губы растянуты и слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута,посредине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз. При мягком «сь» спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы. 

Профиль артикуляции звуков»С», «З»



ЗВУК «Ц» 
Звук «Ц» образуется при слиянии двух звуков «Т» и «С».
Губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты или сближены.
Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с небом. Кончик языка слегка отдергивается от нижнихзубов. 

Профиль артикуляции звука «Ц»



ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ «Ш, Ж, Ч, Щ» 
Шипяшие звуки «Ш, Ж, Ч, Щ» одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части неба и находится за верхними резцами – это «верхние» шипящие. Шипящие звуки могут быть и «нижними», что менее желательно. При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему небу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам. При произнесении шипящих воздух проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твердым небом. 

ЗВУК «Ш» 
Губы немного округлены и вытянуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним алльвеолам (бугоркам за верхними резцами), но не касается твердого неба, с которым образует щель. Боковые края языка плотно прижатыы к верхним коренным зубам. Выдыхаемая воздушная струя обильная и теплая. 

Профиль артикуляции звука «Ш»



ЗВУК «Ч» 
Губы слегка выдвинуты вперед, но меньше, чем при «Ш». Расстояние между губами 1 мм. Возможно верхнее и нижнее положение передней части языка. При «верхнем» положении кончик языка находится в положении близком «верхнему» «Ш», при нижнем в положении близком нижнему «Ш». В обоих случаях края языка прижаты к верхним коренным зубам. Напряжение тока воздуха сильное. 

Профиль артикуляции звуков Ч, Щ в верхней позиции



ЗВУК «Щ» 
Звук «Щ», подобно другим шипящим может быть «верхним» и «нижним». Положение органов артикуляции (губ, языка, голосовых связок) такое же как при звуке «Ч». Обычно «верхнему» «Ч» соответствует и верхний «Щ», а «нижнему» «нижний». 

Профиль артикуляции звуков Ч, Щ в нижней позиции



ЗВУКИ «Л» И «ЛЬ» 
Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка приподнят и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. При мягком «ЛЬ» задняя часть языка опущена, а передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол. 

Профиль артикуляции звуков «Л», «ЛЬ»



ЗВУКИ «Р» 
Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними резцами) и соприкасается с ними вов ремя вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное. 

Звук «РЬ» 
Передний край языка передвигается вперед и опускается ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. Пинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше. Слышится короткий одноударный звук «РЬ». 

Профиль артикуляции звуков «Р», «РЬ»

Постановка и автоматизация звука «Ч»: артикуляционная гимнастика

Все чаще родители обращаются к специалистам с проблемой сигматизма — нарушенного произношения шипящих звуков. Работа по постановке звука «Ч» в логопедической практике ведется по нескольким направлениям. Он отрабатывается по подражанию, с опорой на близкие звуки или с помощью специальных инструментов.

Готовность речевого аппарата ребенка

В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.

Логопед проводит занятие

Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.

«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.

Обращаться к логопеду для коррекции аффрикатов можно с 4 лет. До этого возраста рекомендуется массаж, дыхательная гимнастика, развитие подвижности речевого аппарата в игровой форме.

Правильная постановка звука «Ч»

Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.

Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.

Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:

  • губы округлены, вытянуты вперед;
  • между резцами образуется небольшая щель;
  • кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
  • в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые складки разомкнуты.

Корректная нижняя артикуляция «Ч»:

  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
  • при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики в логопедической коррекции — выработка полноценных движений и корректных положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для качественного звукопроизношения.

Комплекс упражнений на постановку «Ч»:

  1. Групповая игра «Поезд». Дети садятся на стулья, которые поставлены друг за другом. Это вагоны поезда. На первый стул садится машинист. Он дает сигнал к отправлению, проговаривая длительный звук «УУУ». Дети двигают согнутыми руками, произносят «ЧЧЧ». При слове «остановка» дети останавливаются. Выбирается новый машинист, игра повторяется.
  2. «Кузнечик». Логопед показывает картинку с изображением кузнечика. Малыш изображает, как стрекочет кузнечик, при этом смотрит в зеркало. Педагог обращает внимание на то, как передний кончик языка стучит в небо за верхними зубами.
  3. «Грибок». Губы растянуты в улыбке, приоткрыты, зубы видны. Язык широкий, расслабленный, прижат полностью к небу. Одновременно с этим открывается рот. При повторе задания челюсти раздвигаются еще шире.
  4. «Гармошка». Губы приоткрыты, в положении улыбки. Язык плотно прижат к небу. При выполнении задания края языка не отрываются от неба. Губы при выполнении неподвижны. В таком положении зубы смыкаются и размыкаются. Подъязычная уздечка растягивается как меха гармошки.
  5. «Ковш». Язык высунут и свернут в форме чашечки, в которую наливают несколько капель воды или сока. Задача ребенка: удержать положение 10-15 секунд.

Правила артикуляции

Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.

Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).

Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:

  • лицевых,
  • ротовой полости,
  • плечевого пояса,
  • грудной клетки.

Гимнастика, способствующая произношению звука ЧЧтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:

  1. Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
  2. Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
  3. Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
  4. Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
  5. Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
  6. Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается. На занятиях важно отработать движения диафрагмы.

Автоматизация звука «Ч»

Увлекательные задания для проработки произношения ЧАвтоматизация звука проводится поэтапно:

  1. По слогам. Педагог читает слоги с присоединением гласных и «Ч» на конце: ач, оч, уч, ыч, эч, ич, еч, еч, юч, яч. Затем меняет местами согласные и гласные: ча, чо, чу, чи, чэ, чы, че, че, чю, чя.
  2. По изолированным словам. В первую очередь произносят слова с буквой «Ч» на конце: луч, мяч, меч, калач, богач, могуч, ключ, ткач, клич, беречь, трубач. Можно использовать картинки с подходящими предметами.
  3. После переходят к словам с «Ч» в середине: бочка, дочка, кочка, почка, ночка, кучка, прачка, внучка, водичка.
  4. На заключительном этапе «Ч» ставят в начало слова: чай, чан, чек, чуб, часы, чаша, чижи, чайка, чашка, чулок, чайник, чемодан, черника.

По словосочетаниям:

  1. Темная ночка.
  2. Начать читать.
  3. Четверо внучат.
  4. Качать водичку.
  5. Черные грачи.
  6. Горячий чайник.
  7. Золотой ключик.
  8. Молчаливый ученик.

В предложениях, в которых «Ч» повторяется несколько раз в разных положениях:

  1. Мальчик купил в булочной калач и печенье.
  2. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
  3. Ученики учили по учебникам.
  4. У мальчугана черепаха.
  5. У причала кричали чайки.

В скороговорках:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.

В стихах и потешках:

Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув, его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй, что попадется!

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Для отработки «Ч» ребенок длительно произносит «ТЬ», при этом оттянув язык назад от верхних резцов к альвеолам.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш». Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Скороговорка на ЧУпражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Односложные сочетания Ч и ЩМожно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Маленькая скороговорка на ЧТребуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: звук С

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [C]

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— формирование артикуляционного уклада звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки).

Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Постановка звука.

— по подражанию,

— от артикуляционной гимнастики,

— от опорных звуков [ф], [и-э], [ц].

Автоматизация звука в чистом виде.

[С – С — С]

Анализ артикуляции.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …

Ряд простых слов: сок, дом, санки, сумка, кот, и т.д.

Автоматизация звука в слогах.

Автоматизация звука в словах.

САНКИ

САМИ

САД

САЛО

САЛАТ

САХАР

САПОГИ

САЛЮТ

САРАЙ

САЙКА

САЖА

СОНЯ

СУМКА

САМОВАР

САЛФЕТКА

САРАФАН

САМОЛЕТ

САНИТАР

САМОКАТ

СУТКИ

СУП

СУК

СУД

СОМ

СОК

СОДА

СОРТ

СОН

СОВА

СОБАКА

СОЛЬ

СОУС

СЫР

СЫН

Итог занятия.

Какой звук учились произносить правильно?

Повторение правильной артикуляции звука.

Оценка работы дошкольника.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№1)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— закрепление артикуляции звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— формирование фонематического восприятия,

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах, предложениях, тексте,

— формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: «У осоньки-осы есть полоски и усы»?

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С — С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …

Ряд слов: сок, дом, санки, сумка, кот, и т.д.

Связь звука с буквой.

Месяц вышел из-за тучи,

По нему учиться лучше –

Сразу узнается С,

Смотрит буква С с небес.

С

Автоматизация звука в слогах.

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

— количество звуков, слогов в слове,

— место звука в слове.

О О О

Автоматизация звука в словах.

САНКИ

САМИ

САД

САЛО

САЛАТ

САХАР

САПОГИ

САЛЮТ

САРАЙ

САЙКА

САЖА

СОНЯ

СУМКА

САМОВАР

САЛФЕТКА

САРАФАН

САМОЛЕТ

САНИТАР

САМОКАТ

СУТКИ

СУП

СУК

СУД

СОМ

СОК

СОДА

СОРТ

СОН

СОВА

СОБАКА

СОЛЬ

СОУС

СЫР

СЫН

Автоматизация звука в предложении.

У маленькой Сани санки едут сами.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

У сосны – сук. Сова сидит на суку.

У Сони синяя сумка.

Саня сломал самокат.

Света, Соня и Слава пьют сок.

Домашнее задание.

— артикуляционная гимнастика,

— упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

— упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№2)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— закрепление артикуляции звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— формирование фонематического восприятия,

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в слогах (между гласными), словах (звук [c] в середине слова), предложениях, тексте,

— формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

«Послушай стихотворение и подумай, над каким звуком мы будем работать:

Слоны сильны, слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны».

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С — С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ала, оса, оры, увы, усы, омо, осо, иру, …

Ряд слов: оса, яма, лиса, липа  и т.д.

Связь звука с буквой.

Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.

С

Автоматизация звука в слогах.

А__С______А

О__С______О

О__С______Ы

У__С______Ы

О__С______У

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

— количество звуков, слогов в слове,

— место звука в слове.

О О О

Автоматизация звука в словах.

ОСА

ЛИСА

КОСА

БУСЫ

КОЛЕСО

РОСА

КРАСА

ВЕСЫ

УСЫ

НОСЫ

ЧАСЫ

КОЛБАСА

ПОЛОСА

КУЛИСА

ТЕРРАСА

ГРИМАСЫ

ЛАРИСА

ПЕСОК

КУСОК

НОСОК

ЛЕСОК

ВИСОК

ЬРУСОК

БРОСОК

ВОЛОСЫ

ГОЛОСА

КОЛОСОК

АВТОБУСЫ

КОСУЛЯ

ПОСУДА

РИСУНОК

КОСЫНКА

КАСАТКА

Автоматизация звука в предложении.

У осоньки-осы есть полоски и усы.

Полосатые осы летают возле носа.

Сесть на нос норовят, укусить меня хотят.

Оса-оса-оса – летит оса.

Осу-осу-осу – мы видели осу.

Осы-осы-осы – не боимся мы осы.

Осу-осу-осу – прогоним мы осу.

Оса-оса-оса – улетела оса.

Вот коса. Острая коса. Траву косили мы косой.

Утром выпала роса. Просыпается оса.

Пока не высохла роса, в росе купается оса.

Усы-усы-усы – у сома усы.

Усы-усы-усы – длинные усы.

Сов-сов-сов – не бывает сомов без усов.

Сетку я сплела сама для усатого сома.

Я сама сома поймала и несу его сама.

Усы-усы – у Люси бусы.

Усы-усы-усы – есть у Люси бусы.

Усы-усы-усы – надела Люся бусы.

Усах-усах-усах – ходит Люся в бусах.

Домашнее задание.

— артикуляционная гимнастика,

— упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

— упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№3)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— закрепление артикуляции звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— формирование фонематического восприятия,

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в закрытых слогах (обратный тип слога), в словах с данным типом слогов (звук [c] в конце слова), предложениях, тексте,

— формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Какой звук слышим в конце слова? (звук [c]).

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С — С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ал, ос, ор, ув, ус, ом, ос, ир, …

Ряд слов: ананас, гранат, лес, вес, ветер  и т.д.

Связь звука с буквой.

Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

Ответ: буква С
(сова, солнце, снег, сено)

С

Автоматизация звука в слогах.

АС     ОС

УС     ИС

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

— количество звуков, слогов в слове,

— место звука в слове.

О О О

Автоматизация звука в словах.

БАС

ВЕС

ПЕС

БИС

ЛИС

РИС

РОС

ЛЕС

КВАС

ПРИНЕС

ПОДНЕС

ПРОНЕС

УНЕС

ПЕРЕНЕС

НЕДОНЕС

ДОНЕС

ПОКОС

КОЛОС

ГЛОБУС

РЕБУС

АВТОБУС

ТРОЛЛЕЙБУС

ЧАС

НОС

ТРУС

ГОЛОС

Автоматизация звука в предложении.

Ес-ес-ес – мы идем в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

Ес-ес-ес – листву бросает лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в листве.

Ас-ас-ас – мы любим квас.

Ас-ас-ас – у нас свет погас.

Ос-ос-ос – Соня ест абрикос.

Ёс-ёс-ёс – в поле рос овёс.

Домашнее задание.

— артикуляционная гимнастика,

— упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

— упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№4)

ТЕМА: Звук [C].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— закрепление артикуляции звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— формирование фонематического восприятия,

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в стечении согласных, в словах со стечением согласных, предложениях, тексте,

— формирование связи звука с буквой.

 ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Артикуляционная гимнастика.

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.         

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

[С – С — С]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],

Ряд слогов: ал, ост, отр, увс, уст, омк, отс, икр, …

Ряд слов: лист, гранат, листва, весло, ветер  и т.д.

Связь звука с буквой.

Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

Ответ: буква С
(сова, солнце, снег, сено)

С

Автоматизация звука в слогах.

СТА

СТО

СТУ

СТЫ

СПА

СПО

СПЫ

СПУ

АСТ

ИСТ

УСТ

ОСТ

СТВА

СТВУ

СТВЕ

СТВЫ

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

— количество звуков, слогов в слове,

— место звука в слове.

О О О О

Автоматизация звука в словах.

СТУК

СТОП

ПОСТ

КУСТ

СТУК

ЛАСКА

МАСКА

ПАСТА

КАСКА

МИСКА

СТОЛ

СТУЛ

СКАТЕРТЬ

СКОВОРОДКА

СКАКАЛКА

ЛЕСКА

ДОСКИ

СТРОЙКА

СНАРЯД

СМОЛА

СТАЯ

СТОЛЬКО

СКЛАД

СПИЦА

СКРЕПКА

СМЕХ

СТУПЕНИ

СКАМЕЙКА

СВАРИТЬ

СХОДИТЬ

СКЛЕИТЬ

САТАТЬ

СКЛЕВАТЬ

СЛЕТАТЬ

СПЕТЬ

СМАЗАТЬ

СВЯЗАТЬ

СМЫТЬ

СТЕРЕТЬ

СМЯТЬ

Автоматизация звука в предложении.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

Сколько голос, столько и умов.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Спелое яблоко само с дерева валится.

На столе стоит стакан.

Собака ест вкусный суп.

Мама поставила на сто суп и салат.

Скворец сидит в скворечнике.

Домашнее задание.

— артикуляционная гимнастика,

— упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

— упражнения по автоматизации звука в речи.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о