Тест на аутизм у детей. Как самостоятельно проверить ребенка
Синдром раннего детского аутизма – это расстройство психического развития ребенка, основным проявлением которого являются дефицит социального взаимодействия и сложности контактов с окружающим людьми. У аутичных пациентов наблюдаются выраженные затруднения в понимании эмоций окружающих, специфические особенности вербального и когнитивного развития.
Основные симптомы заболевания проявляются в возрасте от 0 до 3 лет. Это могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, специфические особенности двигательных функций (моторные стереотипы, неритмичность движений), а также задержка когнитивного и речевого развития.
По-прежнему остаются недостаточно изученными патогенные механизмы РДА. В ряде случаев расстройства являются сочетанными и могут быть вызваны определенными медицинскими отклонениями, такими как туберозный склероз, врожденная краснуха, детские спазмы и т. д.
Основанием для постановки диагноза должно являться наличие характеризующих факторов, независимо от присутствия или отсутствия вышеперечисленных отклонений. Тем не менее, каждое из данных состояний необходимо определять отдельно, как и наличие в патогенезе умственной отсталости.
Диагностика раннего детского аутизма (синдром Каннера)
Для выявления классического аутизма Каннера применяют ряд методик, разработанных и апробированных преимущественно в зарубежных странах и используемых в научно-экспериментальных исследованиях.
Методики диагностики:
- ADOS, шкала наблюдений для диагностики;
- Поведенческий опросник ABC;
- ADI-R, адаптированный вариант опроса для диагностики;
- Шкала рейтинга РДА CARS.
- Шкала наблюдения ADOS-G — общий вариант.
При постановке диагноза в таком случае используются данные анамнеза, результаты динамического наблюдения за ребенком, соответствие проявлений заболевания основным диагностическим признакам:
- Качественные патологии социального взаимодействия – неспособность к установлению общественных связей с окружающими, неумение моделировать поведение в соответствии с социальной ситуацией.
- Качественные коммуникативные аномалии – трудности установления эмоционального контакта и отсутствие спонтанной речи, неспособность вступать в диалог и поддерживать беседу, затруднения в дифференциации живых объектов и неодушевленных предметов.
- Повторяющееся поведение, стереотипии – ребенок поглощен однообразными интересами и увлечениями, привержен специфическим ритуалам в поведении.
Для классического синдрома данной болезни характерно проявление клинической картины патологии в раннем возрасте — до 3 лет. С возрастом проявляются дополнительные симптомы:
- психопатологические феномены — как страхи и фобии, иногда ничем не объяснимые и алогичные;
- выраженная агрессия и аутоагрессия;
- нарушения процесса сна и приёма пищи;
- излишняя возбудимость.
Диагностика аутистического расстройства личности (синдром Asperger)
Синдром Аспергера характеризуется общей дисгармонией в развитии и отличается относительной сохранностью социальной функции по сравнению с классическим аутизмом. Как правило, нарушения при синдроме Аспергера проявляются к дошкольному возрасту.
Дети отличаются специфическими трудностями социализации, заторможенной моторикой и стереотипизированной речью, склонны к однообразному поведению, а также формированию узкоспециальных и зачастую очень глубоких интересов.
При поражении синдромом Аспергера, характерно раннее речевое развитие – ребенок зачастую начинает говорить, прежде чем овладевает навыком ходьбы.
Однако, несмотря на богатый словарный запас, речь спонтанна, шаблонна, в ряде случаев наблюдается склонность к оригинальному словообразованию.
Интеллектуальное развитие обычно соответствует норме, но вместе с тем, наблюдается недостаточный уровень абстрактного мышления, плохая концентрация внимания. Наиболее ярко у пациента проявляются расстройства социального поведения: неспособность к выражению своих собственных чувств, непонимание эмоциональных проявлений окружающих, трудности в общении со сверстниками.
Для определения синдрома Аспергера широко применяются методы наблюдения, опрос родителей и педагогов, нейропсихологические тесты. Всемирной организацией здравоохранения разработаны диагностические критерии этого нарушения, позволяющие определить способность пациента к различным видам социального взаимодействия.
Диагностика атипичного аутизма
Атипичный аутизм (неспецифическое первазивное расстройство) – это вариант общего расстройства аутистического спектра, характеризующийся:
- Проявлением в атипичном возрасте (после 3-х лет), при этом все остальные критерии определения заболевания соответствуют РДА в классической форме.
- Отсутствием одного из основных факторов диагностирования – атипичная симптоматика. Такой вариант атипичного расстройства часто встречается у пациентов с выраженным когнитивным недоразвитием в сочетании со специфическими нарушениями речевых функций, и в первую очередь расстройством понимания речи.
Тесты для диагностики аутизма
Раннее выявление и своевременное начало комплекса коррекционных мероприятий у больного аутизмом позволят снизить выраженность патологической симптоматики и более успешно раскрыть потенциал ребенка. Для выявления данной болезни используется широкий спектр разнообразных методик и тестов, которые далее будут рассмотрены более подробно.
Самопроверка развития ребенка
При появлении у малыша признаков рассматриваемого недуга необходимо незамедлительно обратиться к детскому врачу-психиатру или клиническому психологу. Сигналом к обращению за консультацией является наличие у пациента следующих проявлений. Все эти характерные признаки проявляются в самом начальном этапе развития ребенка – от 0 до 1 года.
- Отсутствие комплекса оживления – ребенок не улыбается, не реагирует на приближение матери, не смотрит людям в глаза. Характерен рассеянный взгляд мимо, обращенный в пустоту или фиксация на ярких предметах.
- Чрезмерная, иногда неадекватная реакция на внешние раздражители – яркие цвета, определенные звуки.
- Малыш избегает тактильного контакта, прикосновений, испытывает дискомфорт на руках у матери.
- Угловатая моторика, проявляются стереотипные навязчивые движение: ребенок может совершать витиеватые движения пальцами, кистями рук, раскачивания в разные стороны.
- Неадекватная реакция на мать – чрезмерная привязанность, нежелание отпускать от себя ни на шаг, либо напротив – эмоциональная холодность.
- Низкий интерес к игрушкам, использование для развлечения неигровых предметов.
- Ребенок не копирует поведение взрослых, не пытается повторить движения и слова.
Тест с использованием электроэнцефалографа
Измерение электрического потенциала активности коры головного мозга с использованием специального медицинского оборудования для выявления РДА было предложено американскими учеными из Бостона. В эксперименте было 1000 участников в возрасте от двух до двенадцати лет.
Были исследованы две категории – контрольная группа здоровых детей и группа детей с аутическими проявлениями различной степени. В результате было обнаружено и изучено тридцать три последовательности, связанные с наличием РДА. По экспериментальным данным было обнаружено, что у детей с аутизмом наблюдаются схожие модели ЭЭГ, демонстрирующие сниженную связь между отделами головного мозга. Надежность исследования при использовании данного вида теста достигает 90 %.
Скрининговые тесты
В качестве дополнительного метода классификации данного недуга можно применять группу скрининговых тестов, выявляющих наличие аутичных проявлений у взрослого или ребенка. Скрининговые тесты не являются основанием для утверждения окончательного диагноза, но способны сделать более объективной диагностику в домашних условиях и предоставить действенный повод для обращения к врачу-специалисту.
- Шкала Саймона Барон-Коган (коэффициент AQ) для определения аутичных симптомов у взрослых людей — включает в себя 50 вопросов. При значении AQ >= 26 — уровень аутических черт повышен, AQ >=32 свидетельствует о высокой вероятности заболевания аутизмом.
- Тесты, направленные на изучение познавательных особенностей, выявляют качества мышления, способности контролировать поведение и умение реагировать на эмоции окружающих.
- Тесты, предназначенные для выявления вторичных сопутствующих расстройств при синдроме Аспергера.
- M-CHAT, модифицированный тест для детей раннего возраста, заполняется родителями.
- Шкала C.A.R.S. — достаточно широко используемый инструмент при определении аутических черт. Данная шкала основывается на клинических наблюдениях за поведением ребёнка и может служить методом первичного скрининга симптомов заболевания. Тест предназначен для исследования детей в возрасте от двух до четырех лет.
- Тест ASSQ для диагностики детей и подростков от 6 до 16 лет.
Диагностика аутизма у взрослого человека
Для выявления признаков рассматриваемого недуга у взрослых можно использовать метод наблюдения. О возможном диагнозе может говорить проявление следующих признаков:
- избегание зрительного контакта, отсутствие или слабая, невыразительная мимика и жестикуляция;
- монотонная, невыразительная речь, ограниченный словарный запас;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей;
- невозможность выразить собственные эмоции и чувства, сложность в выражении и понимании абстрактных понятий;
- непонимание, либо игнорирование элементарных правил общения;
- отсутствие инициативы в беседе, неумение вести диалог;
- приверженность стереотипам, однотипным монотонным действиям и ритуалам, зачастую не несущим определенного смысла;
- острая реакция на малейшую перемену в жизни или ближайшем окружении.
Также актуально использовать тест под названием «Reading the Mind in the Eyes», цель которого заключается в обнаружении снижения понимания у взрослого человека с нормальным уровнем интеллекта.
Методика определяет уровень возможности испытуемого ставить себя на место оппонента и настраиваться на его психическое состояние. Тест состоит из 36 фотографий пар глаз, отображающих различные эмоции. Имея ограниченное количество данных (взгляд и область вокруг глаз), испытуемый должен дать информацию о внутреннем состоянии владельца глаз.
При диагностике большое значение имеет точность поставленного диагноза, так как синдром детского аутизма в некоторых своих проявлениях схож с другими нарушениями психического развития: ряд генетических заболеваний, ДЦП, детская шизофрения и т.д.
Для постановки заключительного диагноза необходимо решение консилиума врачей, включающего в свой состав детского психиатра, врача-невролога, психотерапевта, логопеда-дефектолога, педиатра, специалиста-психолога и других экспертов, деятельность которых направлена на изучение детей с особыми потребностями.
Рассмотренные в данной статье тесты могут быть использованы лишь для подтверждения подозрений, а не для постановки окончательного диагноза.
Определение заболевания предполагает опрос родителей и родственников ребенка, актуальна организация наблюдений за испытуемым в условиях разных бытовых ситуаций. Осмотр ребенка и наблюдение за ним должны проводиться в привычных для него условиях, в противном случае диагностическая картина может быть искажена из-за избыточного стресса.
На сегодняшний день еще не открыт способ полного преодоления этого сложного нарушения, но своевременно начатая комплексная лечебно-коррекционная и реабилитационная работа способны помочь ребенку частично снизить негативную симптоматику и достичь в ряде случаев приемлемой социальной адаптации.
Тест на аутизм у взрослых
Аутизм – страшный диагноз для многих родителей, который создает множество сложностей в личной и профессиональной сфере. Принято считать, что этот диагноз сразу проявляет себя с первых дней жизни специфическими чертами лица, неадекватным поведением и невозможность общения с другими людьми. Но при этом это только часть симптомов, которые ставятся в самом сложном случае аутизма. В других ситуациях человек может всю жизнь прожить без наличия точного диагноза. Чтобы помочь себе справиться с сомнениями можно пройти обследование или тесты, которые можно также найти на просторах интернета.
Тест на аутизм у взрослых
Содержание материала
Основные признаки аутизма у взрослого
Первое на что необходимо обратить внимание, это насколько человек одинок. Больные аутизмом люди склонны к изоляции из-за отсутствия должного понимания среди окружающих людей. Если в детском возрасте болезнь большей частью проявляется эмоциональным расстройством, то во взрослом возрасте она провоцирует пациента на закрытый образ жизни.
Второй яркой характерной чертой болезни является проблема с общением. Особенно резко она проявляется в период беседы на громких и резких тонах. В таких случаях у пациента может появиться агрессивность в общении, появиться сильная боль в области живота. Помимо этого, стоит также обратить внимание на следующие черты, которые встречаются у больных с описываемым диагнозом:
- небольшое количество интересов и трудность в осваивании нового дела;
- постоянная цикличность деятельности, кажущаяся иногда параноидальной;
- большинство знакомств в жизни больного длятся только несколько дней, так как аутист просто не принимает те порядки и правила, которых придерживается собеседник;
- иногда болезнь осложнена немотой или слабостью слуха, из-за чего изоляция еще сильнее становится;
- дефекты в общении, которые могут характеризоваться шепелявостью, невозможностью произношения каких-то букв и заторможенностью;
- нежелание, чтобы кто-то дотрагивался до тела или вещей больного аутизмом;
- возможность развития панической атаки при ярком освещении или громких звуках;
- частая агрессия по отношению к другим.
Признаки аутизма у взрослого
Внимание! Иногда агрессивное поведение аутиста может спровоцировать любая даже незначительная новая вещь. В таком случае держать в тонусе больного может только привычная ему среда, где не рекомендуется ничего трогать и смещать другим членам семьи.
Синдромы аутизма и их особенности
Классификация аутических расстройств
Аутизм – это общее название для нескольких синдромов, которые характеризуются общими чертами, но и имеют при этом свои особенности и характерные поведенческие модели.
Синдром Каннера
Синдром Каннера. Симптомы
Заболевание характеризуется явными поражениями мозговой коры, из-за чего у пациента отмечаются серьезные проблемы с общением, есть речевые дефекты, отмечается агрессивность в поведении, интеллектуальные данные слабовыраженны, с человеком практически невозможно найти общий язык. Способен нормально существовать только в одной привычной обстановке. Подобным синдромом болеют не более двух человек из десяти тысяч, диагностировать его можно уже в детском возрасте.
Синдром Аспергера
Симптомы синдрома Аспергера
Он может характеризоваться теми же чертами, что и Каннер, но при этом в таком случае болезни можно выделить слабую и сильную форму. При слабой форме заболевания пациент может стать полноценным членом общества, если сможет преодолеть свою робость. Он может работать и выполнять необходимые для нормальной профессиональной и личной жизни вещи. Но также он будет сильно зациклен на своей деятельности, не будет иметь большого количества хобби и большую часть времени точно проведет в изоляции. Как и в случае с Каннером, болеют синдромом не более двух-трех человек из каждых десяти тысяч родившихся.
Отличительная черта синдрома Аспергера
Синдром Ретта
Эта болезнь может передаваться только по женской линии. Обычно поведенческие черты при таком синдроме можно купировать медикаментами довольно коротким курсом терапии. Но наличие характерных внешних черт аутизма и речевые дефекты медикаментами убрать нельзя. Развивается болезнь длительное время, встречается намного реже, нежели первые два синдрома. После излечения женщина может трудиться и сама себя обслуживать.
Иногда не удается выявить конкретный синдром, в таком случае речь может идти о комбинированном синдроме. Его сложность также определяется внешними и поведенческими данными.
Внимание! Определить точный синдром может только опытный врач, так как необходимо очное обследование и наблюдение за пациентом в течение некоторого времени.
10 мифов об аутизме и тест
Аутизм настолько сложный и малоизученный диагноз, что даже в профессиональных медицинских сообществах нет однозначного ответа, что это – болезнь или особенность развития. Что уж говорить о мамах, которые находятся во власти многочисленных слухов и противоположных мнений. Вот всего несколько из них.
Миф 1: Аутизм — психическое заболевание
Первым определил и описал симптомы аутизма именно психиатр — американский профессор психиатрии Лео Каннер. Более того, долгое время аутизм считался разновидностью шизофрении – психического заболевания. Но в ходе лечения больных аутизма классическими методами психиатрии, выяснилось, что они бессильны. Сегодня существуют более прогрессивные точки зрения. Cчитается, что аутизм — это не болезнь, а врожденное или рано приобретенное нейробиологическое расстройство развития. Об этом свидетельствует не только масса современных научных исследований проблемы аутизма, но и истории жизни людей с аутизмом, их собственное, всегда адекватное понимание своих проблем.
Миф 2: Аутизм – это приговор Аутизм — это не приговор. Страх перед диагнозом обусловлен отсутствием информации об аутизме и нехваткой эффективных методов помощи в России, что приводит к ложным представлениям об аутизме. Специальные программы обучения и различные терапевтические методики, которые могут практиковать как специалисты, так и родители, могут существенно снизить выраженность проблем в развитии. Нередки случаи полного исчезновения симптомов. Правда, чем меньше ребенок, тем больше вероятность полного излечения и тем на меньший срок лечение растягивается. Если двухлетнего ребенка можно за год-полтора вывести из спектра, то у 4-х летнего лечение может растянуться примерно на 5 лет, и чем старше ребенок, тем труднее наладить и отрегулировать его взаимодействие с социумом.Миф 3: Аутизм передается по наследству
Этот пункт сложно однозначно отнести к мифам, так как связь аутизма и генетики определенно есть. Но, к огромному сожалению, пока точно не выявлен ген или группа генов, отвечающих за развитие аутизма, а значит, невозможно утверждать с достоверностью, передается или нет этот синдром по наследству. Например, есть случаи, когда из двух близнецов один – аутист, а у близнецов, как известно, одинаковый набор генов. Этот факт отрицает наследственный фактор передачи синдрома. С другой стороны, известно, что в семье, где уже есть дети-аутисты, риск появления других детей с диагнозом довольно высок. В общем, пока ученые приближаются к разгадке, называя в качестве гена-кандидата, например, ген Ube3a, всем остальным пока лучше оставить раскопки заболеваний своей семьи до 14 колена, а направить все силы на адаптацию ребенка.
Миф 4: Дети с аутизмом не испытывают эмоций
Дети с расстройствами аутистического спектра, разные, как и все остальные люди. Они могут быть эмоциональны, могут быть замкнуты. Одни могут иметь страхи, другие – нет. Одни ласковые, другие не терпят прикосновений. Всех их будут объединять сложности разной степени выраженности в области социальной коммуникации, умения подстраиваться под других людей, общаться и учиться во взаимодействии с другими. Именно поэтому часто используют термин расстройство аутистического спектра.
Миф 5: Если к 3 годам ребенок не говорит – у него аутизм
Отсутствие речи – самый настораживающий фактор, который позволяет родителям дать скоропалительный диагноз своему ребенку. Меж тем, отсутствие речи может быть как в рамках нормы (в это время у ребенка активно развиваются другие отделы мозга), так и симптомом других заболеваний: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда заикания и дизартрии. Как видите, не только аутизм затормаживает речевое развитие. И наоборот, люди с диагнозом “аутизм” могут говорить, свободно выражая свои мысли. Конечно, если к 3 годам ребенок молчит – нужно срочно начинать заниматься с ним вне зависимости от причин недоразвития речи. И чем раньше вы начнете занятия – тем больше шансов ему заговорить.
Миф 6: Аутисты обладают сверхспособностями или высоким IQ
Несмотря на популяризацию аутизма с помощью фильмов и книг, где главные герои – необычные люди, статистика говорит о другом, а именно, что от 20 до 50 процентов аутистов имеют умственную отсталость той или иной степени. Но и эта статистика говорит о немногом: известно, что эти показатели интеллекта могут отражать не столько реальные способности человека, сколько отсутствие желания сотрудничать со специалистами, проводящими тестирование. Нет данных, что среди людей с аутизмом больше людей с выдающимися способностями и талантами. Знаменитые примеры высоких достижений, успешной мировой карьеры и великих открытий, сделанных людьми с аутизмом, это скорее исключение. Факт, что особенности развития аутистов помогают им сосредоточиться на одном занятии и преуспеть в нем. Именно поэтому из них могут получиться отличные музыканты или программисты.
Миф 7: Аутизм можно диагностировать только в детстве
Появления аутизма можно обнаружить после года, когда у детей начинается социальное поведение, чем ярче проявления, тем раньше они бросаются в глаза родителям. Однако, человек может прожить всю жизнь не зная, что у него аутизм. Возьмите, к примеру, историю знаменитой шотландской певицы Сьзен Бойл, которая прославилась, благодаря шоу. И только став известной, в возрасте 50 лет ей диагностировали синдром Аспергера, что, по словам Сьюзен, принесло ей колоссальное облегчение.
Миф 8: Правильная диета может вылечить аутизм
Существует достаточно большое сообщество людей, которые уверены, что аутизм вызывают определенного рода белки, которые организм не в состоянии усвоить. Поэтому исключая часть продуктов с содержанием этих белков – казеина и глютена, они значительно улучшают состояние ребенка и проявление симптомов. Результаты наблюдений показали пользу безглютеновой и безказеиновой диеты. Многие дети после изъятия молочных и содержащих пшеницу продуктов из рациона в течение трех месяцев показали значительные улучшения: изменение взгляда, появление речи. Кроме всего этого, улучшается сон и стул и ребенка. Правда, у некоторых детей не были заметны изменения, но если эти белки вводились в питание снова, у детей наступали очевидные ухудшения. Многими родителями не замечались перемены, пока не был обнаружен и удален скрытый источник казеина и глютена. Конечно, даже адепты этого метода лечения понимают, что диета сама по себе далеко не всегда может решить все проблемы, особенно если речь идет не о первых признаках, а о довольно запущенном состоянии организма, но улучшить состояние действительно может.
Миф 9: Аутизм вызывают прививки
Многие специалисты (что уж говорить о мамах!) считают, что существует причинно-следственная связь между возникновением аутизма и профилактической вакцинацией. Правда, по мнению ученых, сами прививки — не причина аутизма, но при предрасположенности малыша к нему вакцинация может стать пусковым механизмом возникновения нарушений функций головного мозга. То есть заболевание развилось и бы и без прививки, но вакцинация дает этому толчок. Медицинское издание Lancet еще в 1998 году опубликовало результаты исследований ученых Великобритании, которые связали прививки против паротита, кори и краснухи с волной аутизма. Но затем было сообщено о возможно допущенных ошибках в этом исследовании. Международная группа ученых недавно также озвучила теорию о том, что наличие в вакцинах для малышей органической соли ртути (в качестве консерванта) может служить толчком к возникновению аутизма. И даже некоторые производители вакцин указывают в инструкции, что аутизм может быть побочной реакцией организма на прививку. Однако, говорить о 100% связи вакцинации и аутизма пока некорректно за недостаточностью исследований.
Миф 10: Дети-аутисты нуждаются в специальных учебных заведениях
Недостаточность знаний об аутизме порождает нежелание директоров школ принимать к себе детей с диагнозом. Для них аутист и псих – одно и то же. На самом деле, детям с аутизмом не нужны никакие гетто в виде особых школ и садиков. Во-первых, в особых учреждениях у ребенка не будет перед глазами примера отношений, он не сможет учиться общаться и строить контакты с другими людьми. Да, для аутистов нужны особые условия и подход, например понимание учителя, что ребенка-аутиста не нужно вызывать к доске.
Нужно чаще объяснять таким детям школьные правила, так как они часто нелогичны, или нелогичны на первый взгляд, а потому — непонятны. Этого, к сожалению, наша система образования часто не может предложить, индивидуальный подход — роскошь. А вот и ребенку-аутисту модель отношений в миниатюре, воспроизводимая в школе, как раз пойдет на пользу. Адаптация ребенка с аутизмом к школьным условиям называется инклюзивным обучением. Оно сейчас практикуется в некоторых общеобразовательных школах, но это единичные практики. Надеемся, что в будущем общество станет более толерантным и образованным, и у семей, воспитывающих аутистов, будет надежда на полное принятие их детей обществом.
Для тех, кто видит в ребенке необычное поведение или у кого дети долго не начинают говорить, предлагаем развеять сомнения или задуматься с помощью специально разработанного теста на аутизм. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма.
Пройти тест
Признаки аутизма у детей. Аутизм — симптомы раннего детского аутизма. Тест на аутизм — формы аутизма
Аутизм — признаки и симптомы
По некоторым данным, сегодня ученые насчитывают 9 видов аутизма, однако еще совсем недавно такого диагноза (и болезни) не существовало. О вероятных причинах аутизма читайте здесь: «Что нужно знать о прививках».
ВНИМАНИЕ! Вся нижеизложенная информация о симптомах и признаках аутизма носит ознакомительный характер. Не занимайтесь самостоятельной постановкой диагноза, если у вас возникли подозрения — обратитесь к врачу для их подтверждения или опровержения. Только после установки диагноза вы можете выбирать — пользоваться медикаментозным лечением или же использовать натуральные средства.
Оценочная шкала раннего детского аутизма
Основной тест, который проводят при диагностировании детей с подозрением на диагноз аутизм в Северной Америке
I. Взаимоотношения с людьми
1 Никаких очевидных трудностей или не нормальностей в общении с людьми. Поведение ребенка адекватно для его возраста. Может наблюдаться небольшая застенчивость, суетливость или беспокойство в тот момент, когда к ребенку обращаются, но это в приделах нормы.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальные взаимоотношения – ребенок может избегать контакта глаз, избегать взрослых или становиться нервозным если пытаются привлечь его внимание, быть очень стеснительным, не откликаться при обращении к нему, как это обычно делают дети, липнуть к родителям больше чем большинство детей этого возраста.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальные взаимоотношения — ребенок порой равнодушен (создается ощущение, что он не замечает взрослых). Постоянные принудительные меры необходимы чтобы привлечь внимание ребенка иной раз. Ребенком инициируется минимальный контакт.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальные взаимоотношения – Ребенок постоянно равнодушен и не замечает что делают взрослые. Ребенок никогда не откликается и никогда не инициирует контакт со взрослыми. Только очень упорные попытки овладеть вниманием ребенка могут дать эффект.
II. Имитация
1 Правильная имитация – Ребенок может имитировать звуки, слова, движения, которые доступны ребенку его возраста..
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная имитация – Ребенок имитирует простейшее поведение, например, хлопанье в ладоши или одиночные звуки в большинстве случаев. Иногда имитирует после побуждения или с задержкой.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальная имитация – Ребенок имитирует только иногда и это требует большого упорства и помощи со стороны взрослого. Часто имитирует только с задержкой.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная имитация – Ребенок очень редко или никогда не имитирует звуки, слова, движения даже при побуждении или с помощью взрослого.
III. Эмоциональная реакция
1 Эмоциональная реакция соответствует возрасту и ситуации – Ребенок демонстрирует адекватный тип и степень эмоциональной реакции и это отражается на выражении лица, в позе и манере.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальная эмоциональная реакция – Ребенок иногда показывает в некоторой степени неподходящий тип и степень эмоциональной реакции. Реакции иногда не связаны с окружающими объектами и происходящими вокруг них событиями.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальная эмоциональна реакция – Ребенок показывает определенные признаки неподходящего типа и/или степени эмоциональной реакции. Реакции могут быть довольно заторможенные или чрезмерные и несвязанными с ситуацией; может гримасничать, смеяться или становиться суровым даже когда не происходит никаких очевидных событий или объектов которые могли это спровоцировать.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная эмоциональна реакция – Реакция крайне редко соответствует ситуации; когда ребенок находится в конкретном настроении очень тяжело изменить это настроение. Напротив, ребенок показывает очень разные эмоции когда ничего не менялось.
IV. Владение телом
1 Владение телом соответствует возрасту – Ребенок двигается легко, ловко, координация соответствует нормальному ребенку этого возраста.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальное владение телом – Присутствуют некоторые небольшие странности такие как неповоротливость, повторяющиеся движения, плохая координация, или редкое проявление более необычных движений.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальное владение телом – Поведение, которое определенно странное или необычное для ребенка этого возраста может включать странные движения пальцами, необычные позиции пальцев или тела, он может пялиться или теребить части тела, проявлять агрессию к самому себе, раскачиваться, крутиться, вертеть пальцами, или ходить на цыпочках.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальное владение телом – Интенсивные или частые движения, указанные выше являются знаками серьезно ненормального использования тела. Это поведение присутствует не смотря на попытки осудить, остановить или вовлечь ребенка в другие занятия.
V. Использование объектов
1 Нормальное использование и интерес к игрушкам и другим объектам – Ребенок демонстрирует нормальный интерес к игрушкам и другим объектам, соответствующий его уровню мастерства (skill level) и использует эти игрушки по назначению.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальное интерес или использование игрушек и других объектов – Ребенок может показывать нетипичный интерес к игрушке или играть неподходящим образом (например, стучать игрушкой или сосать ее).
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальный интерес или использование игрушек или других объектов – Ребенок может демонстрировать слабый интерес к игрушкам или другим объектам, или может быть озабочен использованием объекта или игрушки странным образом. Он или она может фокусироваться на незначительной части игрушки, быть зачарованным отражениями света от объекта, постоянно двигать определенную часть объекта или играть исключительно с одним объектом.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальный интерес к игрушке или использования игрушки или других объектов – Ребенок может иметь то же поведение, как и в описано в предыдущих пунктах, но с большей частотой и интенсивностью. Ребенка очень трудно отвлечь, когда он занимается этими неподходящими действиями.
VI. Адаптация к изменениям
1 Соответствующее возрасту реакция на изменения – Не смотря на то что ребенок замечает и комментирует изменения в повседневной жизни он или она принимает эти изменения без чрезмерного потрясения.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальная адоптация к изменениям – Когда взрослые пытаются изменить род занятий, то ребенок может продолжать делать, то что он делал раньше или использовать те же предметы.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальная адаптация к изменениям – Ребенок активно сопротивляется изменению в устоявшемся порядке, пытается продолжать старое занятие и его очень трудно от этого отвлечь. Он или она может начать сердиться и расстраиваться, когда устоявшийся порядок действий меняется.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная адаптация к изменениям – Ребенок демонстрирует резкую реакцию на изменения. Если изменения ему навязываются, он или она может стать чрезвычайно сердитым или не желающим сотрудничать и реагирует вспышкой раздражения.
VII. Визуальная реакция
1 Соответствующее возрасту визуальная реакция – Визуальная реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасты. Зрение используется совместно с другими чувствами как способ исследования новых объектов.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальная визуальная реакция – Ребенку приходится периодически напоминать чтобы он посмотрел на объекты. Ребенок может больше интересоваться своим изображением в зеркале или светом, чем сверстниками, может время от времени просто смотреть в пространство или избегать смотреть людям в глаза.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальная визуальная реакция – Ребенку часто нужно напоминать что он должен смотреть на то, что он делает. Он или она может смотреть в пространство, избегать смотреть людям в глаза, смотреть на объекты под необычным углом зрения или держать объекты очень близко к глазам.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная визуальная реакция – Ребенок постоянно избегает смотреть на людей или на определенные объекты, и показывает и демонстрирует крайние формы визуальных странностей, которые были описаны выше.
VIII. Слуховая реакция
1 Соответствующее возрасту слуховая реакция – Слуховая реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасту. Слух используется совместно с другими чувствами.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная слуховая реакция – Может присутствовать недостаточная ответная реакция или небольшая повышенная чувствительность к конкретным звукам. Реакция на звук может быть с опозданием звуки может быть необходимо повторить чтобы завладеть вниманием ребенка. Ребенок может расстраиваться из-за поступающих из вне звуков.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальная слуховая реакция – Реакция на звуки у ребенка меняется; часто он игнорирует звуки когда они произносятся первые несколько раз; может пугаться или закрывать уши когда слышит некоторые звуки из повседневной жизни.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная слуховая реакция – Ребенок демонстрирует повышенную чувствительность и/или пониженную чувствительность к звукам в очень заметной степени, в зависимости от типа звука.
IX. Вкус, Запах и реакция на прикосновение и осязания, их использование
1 Нормальное использование и реакция на вкус, запах и прикосновения – Ребенок изучает новые объекты соответственно его возрасту, главным образом через ощущение и зрение. Вкус и запах используется надлежащим образом. Когда ребенок испытывает небольшую боль, он проявляет это в рамках нормальной реакции.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальное использование, реакция на вкусовые ощущения, запахи и прикосновения – Ребенок постоянно сует предметы в рот, может нюхать или пробовать на вкус несъедобные объекты; может не реагировать или слишком остро реагировать на небольшую боль, которую обычный ребенок воспринял бы как небольшой дискомфорт.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальное использование или реакция на вкус, запах и прикосновение – Ребенок может быть умеренно озабоченным прикосновением, нюхать или пробовать на вкус объекты или людей. Ребенок может также слишком сильно либо слишком слабо реагировать.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальное использование или реакция на вкус, запах, прикосновение – Ребенок озабочен запахами, вкусовыми ощущениями или прикосновениями к объектам больше для того чтобы испытать ощущение чем для нормального изучения или использования объектов. Ребенок может полностью игнорировать боль или реагировать очень сильно на небольшой дискомфорт.
X. Боязнь или нервозность
1 Нормальный уровень боязни или нервозности – Поведение ребенка соответствует и ситуации и его возрасту.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальная боязнь или нервозность – Ребенок время от времени демонстрирует слишком сильную или слишком слабую боязнь или нервозность по сравнению с нормальными детьми того же возраста в аналогичной ситуации.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальные боязнь или нервозность – Ребенок время от времени демонстрирует немного больше или немного меньше боязни, чем характерно даже для детей младше его в аналогичной ситуации.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальные боязнь или нервозность – Боязнь присутствует даже после повторного опыта с безопасными событиями или объектами. Очень тяжело успокоить или утешить ребенка. Ребенок может, наоборот, не замечает опасность, которую другие дети такого же возраста избегают.
XI. Вербальная коммуникация
1 Нормальная вербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальная вербальная коммуникация – Речь в целом формируется с задержкой. Большая часть речи осмыслена, при этом присутствует некоторая эколалия или неправильное употребление местоимений может случаться.. Некоторые странные слова или жаргон могут использоваться время от времени.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальная вербальная коммуникация – Речь может отсутствовать. Когда она есть, вербальная коммуникация может быть смесью осознанной речи и странной речи такой как жаргон, эколалия, неправильное употребление местоимений. Особенностью в осознанной речи включают излишние вопросы или увлеченность определенными темами.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная вербальная коммуникация – Осмысленная речь не используется. Ребенок может издавать младенческий визг, причудливые или животные звуки, более сложный шум, приближающийся к речи или может показывать настойчивое, странное использование некоторых узнаваемых слов или фраз.
XII. Невербальная коммуникация
1 Нормальная невербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальное использование невербальной коммуникации – Незрелое использование невербальной коммуникации; может только показывать неопределенно или дотягиваться до того что он или она хочет, в ситуации где ребенок такого же возраста может показать или объяснить жестами что конкретно он или она.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребенок в общем и целом может выражать свои потребности или желания не вербально и не может понимать невербальное общение других.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребенок только использует причудливые или странные жесты которые не имеют очевидного смысла и не понимают смысла жестов и выражения лица других.
XIII. Уровень активности
1 Нормальный уровень активности для возраста и окружающей обстановки – Ребенок не более и не менее активен, чем нормальные дети этого же возраста в аналогичной ситуации.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальный уровень активности – Ребенок либо немного неугомонный или в некотором роде “ленивый” и медлительный. Уровень активности ребенка влияет очень слабо на его или ее успехи.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3.Умеренно ненормальный уровень активности – Ребенок может быть очень активным и его сложно держать в определенных границах. Он или она может иметь безграничную энергию и может не быть готовым ко сну вечером. Наоборот, ребенок может быть довольно летаргичным и нуждаться в большом к-ве побуждений для того чтобы его заставить двигаться.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальный уровень активности – Ребенок проявляет крайние состояния активности или не активности и даже может изменяться от одного экстремального состояния к другому.
XIV. Уровень и степень интеллектуального отклика
1 Интеллект нормален и достаточно равномерно развит в различных областях – Ребенок так же умен как и дети его возраста и не имеет каких-либо необычных интеллектуальных навыков или проблем.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Немного ненормальное проявление интеллекта – Ребенок не так умен как типичные дети его возраста; навыки немного оттают в различных областях.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренно ненормальное проявление интеллекта – В общем и целом ребенок не так умен как типичные дети этого возраста; не смотря на это, ребенок функционирует довольно нормально в одной или нескольких интеллектуальных областях.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная проявление интеллекта – При том что ребенок не так умен как типичные дети его возраста, он или она могут функционировать даже лучше чем нормальные дети этого же возраста в одной или нескольких областях.
XV. Общее впечатление
1 Это не аутизм – У ребенка нет симптомов, характеризующих аутизм.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2 Мягкая форма аутизма – У ребенка есть только некоторые симптомы или мягкая степень аутизма.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3 Умеренный аутизм – Ребенок демонстрирует определенные симптомы или умеренную степень аутизма.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Тяжелый аутизм – Ребенок демонстрирует многие симптомы или крайнюю степень аутизма.
Подсчитайте все баллы и посмотрите в какой из диапазонов вошел полученный вами результат:
15-30 – не аутичный ребенок
30-37 – Мягкая или умеренная степень аутизма
37-60 – Тяжелый аутизм
Перевод Elina & Uri
Тест «Ранний детский аутизм» | Социальная сеть работников образования
Тестовые задания по разделу РДА
Автор-составитель: педагог-психолог Терещенко И.А.
1. Укажите название периода характеризующегося отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству:
А) доканнеровский
Б) каннеровский
В) послеканнеровский
Г) донозологический
2. Термин «аутизм» предложил:
А) В. Ковалёв
Б) Д. Исаев
В) Э. Блейлер
Г) В. Каган
3. РДА был выделен как отдельный клинический синдром в:
А) 1943
Б) 1965
В) 1973
Г) 1989
4. Кто из ученых занимался проблемой РДА?
А) Л.С. Выготский
Б) А.Р. Лурия
В) В.Г. Петрова
Г) О.С. Никольская
5. Укажите вариант психического дизонтогенеза при РДА?
А) недоразвитие
Б) задержанное развитие
В) поврежденное развитие
Г) искаженное развитие
6. Причины возникновения РДА:
А) имеют органическое происхождение
Б) имеют соматическую природу
В) хроническая психотравмирующая ситуация, вызванная нарушением эффективной связи ребёнка с матерью
Г) до конца не выявлены, достаточно противоречивы
7) Возможно ли точное установление первичного дефекта при РДА?
А) возможно, при углубленном диагностическом обследовании
Б) возможно только при наличии комплексной диагностики
В) точное установление первичного дефекта при РДА невозможно
8. Выделите основной клинический признак аутизма:
А) эмоциональная лабильность
Б) стереотипность в поведении
В) беспокойство в движениях
Г) все варианты
9. Развитие психических функций аутичных детей имеет серьёзные искажения:
А) с младенческого возраста
Б) с дошкольного возраста
В) с младшего школьного возраста
Г) с подросткового возраста
10. Дифференциальный диагноз РДА может установить:
А) детский психолог
Б) врач педиатр
Г) врач-психиатр
Д) учитель – дефектолог
11. Установите соответствие:
Типы поведения аутичных детей группа
А) как активное отвержение II
Б) полная отрешённость от происходящего III
В) чрезвычайная трудность организации общения IV
и взаимодействия
Г) как захваченность аутистическими интересами I
Правильный ответ: А — II ; Б — I ; В — IV ; Г — III
12. Интеллектуальное развитие аутичного ребёнка может находиться в пределах:
А) IQ от 70 и выше
Б) IQ 50 -70
В) IQ 20- 50
Г) все варианты возможны
13. Укажите, какие меры организации лечебно-реабилитационной работы могут осложнить состояние аутичного ребёнка:
А) периодические госпитализации
Б) дневной стационар
В) амбулаторное лечение
Г) все варианты возможны
14. Обязательные участники коррекционной работы с аутичным ребенком?
А) родители или лица их заменяющие
Б) врачи, психологи, логопеды
В) родители, врачи, психологи, логопеды, дефектологи и др.
15. Определите одно из первостепенных направлений коррекционной работы с аутичными детьми:
А) развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации
Б) отработка навыков владения собой в ситуации, травмирующих ребёнка
В) обучение детей приёмам саморегуляции, самообладания
Г) обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
16. Потенциальные возможности аутичного ребёнка быстрее проявляются при организации:
А) фронтальных занятий
Б) индивидуальных занятий
В) в малых подгруппах
Г) все варианты верны
17. Укажите программу детского образовательного учреждения – сада, которая наиболее приемлема в работе с аутичными детьми:
А) программа «Детство»
Б) программа «Детский сад – дом радости»
В) программа «Сообщество»
Г) программа «Триз»
18. Какая образовательная программа может быть рекомендована ребенку с РДА?
А) общеобразовательная
Б) программа специальной (коррекционной) школы VIII вида
В) программа специальной (коррекционной) школы V вида
Г) зависит от интеллектуальных особенностей, способов контакта с окружающим миром
19. Возможно ли получение профессиональной подготовки для лица с РДА?
А) невозможно
Б) возможно
В) возможно при наличии специализированной помощи на всех этапах жизненного становления
20) Назовите основные принципы организации коррекционной помощи аутичному ребенку
А) адекватное оценивание его реального «эмоционального» возраста с целью нивелирования выраженной эмоциональной незрелости
Б) точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением
В) должны быть активно задействованы все его близкие
Г) варианты А, Б, В