Автоматизация и постановка звука с – План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

Содержание

Автоматизация звука С — Постановка звука С упражнениями и чистоговорками

Постановка и автоматизация звука С

Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребенку нужна автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях, не пренебрегайте консультацией врача. Только квалифицированный медик сможет точно определить причину трудностей со звуком [С] и дать правильные рекомендации для домашних занятий.

ВАЖНО! Собираясь поставить звук [С] у ребенка, в первую очередь следует убедиться, что он знает этот звук и понимает, что пропускает его в словах.

Детям не свойственно вникать в фонетику слов, их восприятие ориентировано на смысл слова, которое они слышат. Поэтому ребенок может и не подозревать, что пропускает в словах звук [С]. Начните работу с проверки слуха: попросите ребенка хлопать в ладоши, как только он услышит звук [С], после чего произносите разные звуки, затем слоги, затем слова со звуком [С] и без него. По успехам ребенка будет видно, насколько он слышит и понимает произношение звука, которому учится.

Дифференциация и автоматизация звуков С и Ш в речи ребенка

Постановка и автоматизация звука С

Подбирая речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков, старайтесь исключать из него то, что еще не освоено ребенком, или использовать такие звуки по минимуму. Упражнения выполняются от простого к сложному:

  1. Проговариваем слоги на каждый звук отдельно: са-со-су-сы-сэ, ша-шо-шу-ши-шэ, ас-ос-ус-ыс-эс, аш-ош-уш-ыш-эш.
  2. Проговариваем слоги в парах: са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ, ас-аш, ос-ош, ус-уш, ыс-ыш, эс-эш.
  3. Проговариваем слова на каждую букву: сушка, солнце, самолет, барсук, парус, шелк, бабушка, тушканчик, душ и т. п.
  4. Проговариваем пары слов: штора-ссора, мешок-кусок, зайчишка-трусишка, шлем-след, шипит-сипит, шуршит-свершит и т. п.
  5. Проговариваем словосочетания и короткие предложения: бабушка-старушка; у Сашки босоножки; шуршит снежок; серенький зайчишка и т. д. Обратите внимание, это упражнение не аналогично предыдущему, на пары слов. Здесь важна смысловая конструкция.
  6. Проговариваем полноценные сложные предложения: шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. п.

ВАЖНО! Не забегайте вперед. Дифференциация звуков [С] и [Ш] и их автоматизация в речи возможна благодаря мышечной памяти речевого аппарата, позволяющей ему правильно работать без сознательных усилий ребенка (автоматически). Эта память вырабатывается многократными повторениями от простого к сложному.

Оставьте заявку

Запишитесь на первое занятие новой группы прямо сейчас,
пока есть места (все группы до 15 человек).
Дата ближайшего открытого урока 29 января

Когда сложные предложения освоены, можете поздравить своего малыша с заслуженным успехом. Однако не будет лишним как следует его (успех) закрепить. Для этого учим наизусть стихи, читаем вслух небольшие тексты и проговариваем скороговорки с шипящими звуками.

***

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

Лиса и кувшин (сказка)

Вышла крестьянка косить пшеницу в поле и оставила в зарослях кувшин с молоком. Пробралась к кувшину лиса. Сунула в кувшин голову и выпила все молоко. А голову из кувшина высунуть не может. Мучилась лиса, старалась, да и говорит кувшину: «Шутки шутишь, кувшин, довольно, отпусти!» А кувшин не отстает. Рассвирепела лиса, и говорит кувшину: «Не отпустишь? А я тебя сейчас утоплю!» Сунула кувшин в воду и утонула вместе с ним.

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Помимо специальных упражнений на определенный звук, которые мы рассмотрим ниже, артикуляционной гимнастикой можно назвать все, что развивает подвижность лицевых мышц и органов речи. Ребенок может баловаться и шалить, строить смешные и страшные рожицы, высовывать язык, широко раскрывать рот и проделывать подобные веселые штуки с огромной пользой для себя. Используйте это как разминку перед занятием, а заодно задайте игровое настроение рабочему процессу.

  • Улыбка до ушей. Попеременно улыбаемся как можно шире и возвращаемся в исходное положение. Губы сомкнуты.
  • Забор. В улыбке показать сразу все зубки (и нижние, и верхние). Положение удерживать 5 секунд.
  • Вверх-вниз. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Язычок попеременно поднимается вверх за альвеолы и опускается вниз за нижние зубы. Важно, чтобы во время выполнения упражнения двигался только язык, нижняя челюсть и губы должны оставаться на месте.
  • Чистим зубки. Ребенок улыбается, открывает рот и совершает круговые движения языком по внешней стороне зубов в обе стороны.
  • Горка. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Кончик языка за нижними резцами, спинка языка поднята как можно выше. Такое положение зафиксировать на 10 секунд.

Для правильной артикуляции автономного звука [С] растягиваем губы в улыбке при сомкнутых зубах. Кончик языка должен упереться в нижние зубы. Поток воздуха для правильного образования звука должен проходить точно посередине языка. Обязательно покажите артикуляцию ребенку на собственном примере. Если у него возникают трудности с удержанием языка в нижнем положении, используйте логопедический шпатель, чтобы слегка придавить язык.

Упражнения и чистоговорки на постановку и закрепление С и СЬ

Постановка и автоматизация звука С

Звук [C] лучше всего ставить от звука [И] при условии, что с этим звуком у ребенка все в порядке. В качестве подготовки к работе над [C] можно отработать артикуляцию [И], т. к. положение очень близкое.

  1. Проартикулируйте с ребенком долгий [И] с переходом в слова: и-збушка, и-люшка, и-грушка и т. п. Уделите внимание точной артикуляции.
  2. Вы называете слово в единственном числе, ребенок – во множественном: горшок-горшки, кулёк-кульки, станок-станки, конёк-коньки и т. п. Последняя «и» проговаривается тщательно.
  3. Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т. п. Вы показываете, ребенок называет.

Теперь вы готовы перейти непосредственно к постановке произношения. Постановка звука [С] может быть начата с выработки правильного воздушного потока, который должен проходить посередине языка. Попросите ребенка слегка высунуть язычок и несильно подуть на него. Если во время этого упражнения постепенно растягивать в улыбку углы губ и отодвигать язычок глубже в рот, можно услышать слабый звук [С].

Второй способ – от звука [И]. Ребенок улыбается и произносит долгий [И], следите за правильной артикуляцией. Теперь из этого положения попросите ребенка подуть, направляя струю воздуха вниз на кончик языка. Важно, чтобы язык находился за нижними зубами. Если ребенку трудно закрепить язык в правильном положении, помогите ему механически, используя логопедический шпатель или небольшую деревянную палочку. Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха.

Когда звук получен, отработайте его еще несколько раз в артикуляционном упражнении и переходите к отработке в слогах. Т. к. [С] мы ставили от [И], закрепляем его тоже в связке с [И], как со вспомогательным звуком. Сначала в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и т. д. Когда ребенок почувствует себя более уверенно, вспомогательный звук убираем.

Чистоговорки на звук С

Са-са-са, сколько сена и овса

Са-са-са, у Оксаны есть коса

Су-су-су, сыро осенью в лесу

Су-су-су, маме сумку я несу

Со-со-со, села сойка на песок

Со-со-со, укатилось колесо

Сы-сы-сы, сто полосок у осы

Сы-сы-сы, есть лисёнок у лисы

Ас-ас-ас, дядя Вася любит квас

Ас-ас-ас, скоро в школу в первый класс

Ус-ус-ус, суслик спрятался под куст

Ус-ус-ус, бусы носит карапуз

Ос-ос-ос, у лисёнка рыжий хвост

Ос-ос-ос, в конуре сидит барбос

Ыс-ыс-ыс, наша киса ловит крыс

Ыс-ыс-ыс, села муха на карниз

Постановка [С] от мягкого [СЬ] в форме чистоговорок

Си-си-си, мяч скорее принеси

Си-си-си, тесто сдобное меси

Ся-ся-ся, мы поймали карася

Ся-ся-ся, есть лосята у лося

Сю-сю-сю, в гости мы идем к гусю

Сю-сю-сю, грустно в речке карасю

Сё-сё-сё, жил в Японии Басё

Сё-сё-сё, скоро я узнаю всё

Се-се-се, свистнул селезень лисе

Се-се-се, сойка спряталась в овсе

Ись-ись-ись, на разминку становись

Ись-ись-ись, ветки две переплелись

Ясь-ясь-ясь, рыбка мелкая карась

Ясь-ясь-ясь, дело делай, не ленясь

Юсь-юсь-юсь, ничего я не боюсь

Юсь-юсь-юсь, позовите – отзовусь

Ёсь-ёсь-ёсь, дело нужное не брось

Ёсь-ёсь-ёсь, не надейся на авось

Есь-есь-есь, алфавит я знаю весь

Есь-есь-есь, сядь на лавку, ноги свесь

«Постановка и автоматизация звука Сь»

Федорова Анна Михайловна,

учитель-логопед

Занятие

Тема: «Постановка и автоматизация звука Сь».

Цель: постановка и автоматизация звука Сь в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; формирование дорсальной позиции языка.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучить правильному произношению звука Сь;

  2. Автоматизировать данный звук в слогах;

  3. Автоматизировать звук в предложениях.

Развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и память, мышление;

  2. Развивать умения согласования и управления;

  3. Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные:

  1. Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

  2. Формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Оборудование и материалы:

  1. Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения.

Методические рекомендации:

  1. Данным конспектом можно пользоваться на всех занятиях по постановке и автоматизации звука Сь, так как конспект содержит разнообразие заданий.

Ход занятия:

Вводная часть: познакомить ребенка с правильной артикуляцией звука Сь.

Организационный момент: — Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Сь.

Основная часть

Правильная артикуляция звука Сь:

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам.

Зубы сближены на расстоянии 1 мм.

Язык широкий, кончиком сильно упирается в нижние резцы. Спинка приподнята, выгнута посередине её проходит желобок. Язык напряжён. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходить по желобку языка и через резцы направлена вниз.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки разомкнуты. Напряжение выдыхаемой струи сильное.

Артикуляционная гимнастика:

1. «Заборчик»

2. «Окошко»

3. «Мост»

4. «Парус»

5. «Часики»

6. «Качели»

7. «Холодный ветер»

Работа над звукопроизношением

Постановка звука

Забор – Окно – Мост – Забор – Холодный ветер

Забор – Окно – Мост – Забор – Произнести звук И — Холодный ветер

От опорного С, со смягчением.

Автоматизация звука в слогах

ся – ся –ся – сядь

сё – сё – сё –

сю – сю – сю –

си — си – си – сито

се – се – се – сев

ась – ась – ась – мазь

ось – ось – ось – ось

усь – усь – усь – гусь

ысь – ысь – ысь – высь

эсь — эсь – эсь – весь

[а] — [а]ся, [а]сё, [а]сю, [а]си, [а]се

[о], т.е. ося, осё и т.п.

[у], т.е. уся, усё и т.п.

[ы], т.е. ыся, ысё и т.п.

[э], т.е. эся, эсё и т.п.

[б]ся, [б]сё, [б]сю, [б]си, [б]се

[в], т.е вся, всё и т.п.;

Со всеми правильно произносимыми согласными звуками алфавита:

б в г д ж з к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

Автоматизация звука в словах

Прямой слог:

1)под ударением:

а) в начале слова:

Ся: сядь.

Сё: Сёма, сёла, сёдла, сёстры.

Си: Сима, сила, сито, сизый, синий, ситец, синька, сильный,

Се: сел, сев, семь, серп, сено, Сеня, Сева, север, серый, сетка, сечка, серьги, сеялка, семечки.

б) в середине слова:

Ся: гусята, косяк, лисята, висят, поросята, десяток

Сё: всё, осёл, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, новосёл, тесёмка.

Си: такси, осина, висит, косилка, носилки, лисичка, косичка, укусил, погасил, апельсин.

Се: кисель, висел, посев, песец осенний, весенний, беседка.

2) без ударения:

а) в начале слова:

Сю: сюда.

Си: силач, сироп, сирень, ситро, синева, сияние, синица, Сибирь, сидеть, сигнал.

Се: село, себя, седло, седой, сезон, семья, секрет, Серёжа, семена, серебро, секунда, селёдка.

б) в середине слова:

Ся: Ася, Вася, Люся, Муся, месяц, десять, косят, бросят, носят, гусята, лисята, бабуся, Маруся.

Сю: Асю, Васю, Дусю, Люсю, Мусю,

Си: гуси, лисий, носит, бросит, просит, косит, персик, босиком, василёк, керосин, велосипед.

Се: осень, восемь, пасека, плесень, песенка, лесенка, насекомое.

3) со стечением согласных:

Слякоть, смять, снять, спячка.

Свёрла, свёкла, свёрток, слёт, стёкла, Стёпа.

Свинка, свитер, слива, сливки, слить, смирный, снимок, спица, спинка, стих, стирка.

Свет, свечи, сверху, свежий, светлый, сверчок, след, слева, смех, смелый, смена, сметана, снег. Снежок, снегирь, спеть, спечь, спелый, степь, стены.

Обратный слог

1) под ударением:

а) в конце слова:

Ось, весь, гусь, Русь, лось, высь, рысь, здесь, крась, брось, боюсь, борюсь, карась, смеюсь; моюсь, надпись, подпись.

2) без ударения:

Васька, моська, письмо, моюсь, бреюсь, восьмой, тесьма,

Слоовосочетания:

Сено косят, воду носят, тесто месят, прийти просят, синее небо, весёлая песня, северное сияние, синий василёк, свежее сено, сильные лоси, весёлый пёсик, нести свёклу, боюсь гуся, восёмь карасей, осенний месяц, весёлый смех, сизый селезень, весенний посев, бабусины гуси.

Чистоговорки

Ся

Ся-ся-ся — мы поймали карася.

Ся-ся-ся — вот морковка вся.

Ся-ся-ся — жили-были два гуся.

Ся-ся-ся — вот и сказочка вся.

Сё

Сё-сё-сё — вот и лето всё.

Си

Си-си-си — в тине караси.

Си-си-си — это нота «си»,

Си-си-си — мы поедем на такси.

Си-си-си — быстро свет гаси.

Се

Се-се-се — волк идёт к лисе.

Се-се-се — бантик на косе.

Се-се-се — сало в колбасе.

Се-се-се — пройдусь я по росе.

Автоматизация звука в предложениях

Вася косит. У Симы десять слив. Люся сидит на сене. Асе восемь лет. Сима тянет сети. В сетях много сельди. Сева идет в гости. Сеня пьет кисель. Вася пасет гусей. Ася читает письмо. Сима поёт песню. Тося посеяла семена. У Люси синяя пуговица. Сеня и Сема купались в бассейне. Сёма бегает босиком. Вася умылся и оделся. Симу укусила оса. Мусе восьмой месяц. Серёжа сильнее Севы, но слабее Сени. Кот Васька сидит и следит за сорокой. Кончилось лето, и началась осень. Люся всегда боялась гусей. В реку бросили сети. В сети попали осётры. Поселилась лиса с лисятами у просеки. Ты не бойся — это гусь. Я сама его боюсь. Под осиной подосиновик сидит, на осину подосиновик сердит. Встало солнце на рассвете, осветило всё на свете. Гусь плывёт на середину, чистит лапки, моет спину. Солнце проснулось, лучами к земле потянулось. Вася несёт гусиный пух. У Люси в авоське сметана. Дядя Сеня и Люся едут на такси. Гусята идут за гусыней гуськом. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свёклы.

Скороговорки

1. У маленькой Сани санки едут сами.

2. Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.

3. Вася с Люсей в лесу видели не лиса, а лису.

4. Ты не бойся: это гусь. Я сама его боюсь

5. Десять гусят под осиной сидят.

Стихотворения

Гуси

Старый дедушка Евсей

На лугу пасёт гусей.

Гуси белые, как снег,

Лапы красные у всех.

Ходят гуси: — Га-га-га …

— А над ними радуга.

А над ними самолёт,

За собой гусей зовёт.

Только гуси не летят,

Видно, гуси не хотят.

Дождь

Дождь в лесу как сетка

Серая висит,

А на каждой ветке

Песенка сидит.

Но сегодня песенки

Приумолкли,

Потому что песенки

Под дождём промокли.

***

Жили у бабуси

Два весёлых гуся—

Один серый,

Другой белый,

Два весёлых гуся.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси,

Один серый,

Другой белый,

Гуси, мои гуси!»

***

Сыпься, сыпься,

Снег, снег.

Посыпай

Всех, всех!

До свиданья, сад, сад,

Все осинки спят, спят,

И мы сами спать пойдём,

Только песенку споём.

Рассказы

Лисица

Гуси паслись на лугу. Их стерегла Ася. Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята, они голодные. Видит лисица: один гусь в стороне от стада. Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась Ася, но лисица с гусем в лес. Скрылась лисица, не догнала её Ася. Принесла лисица гуся лисятам. Наелись лисята и стали весёлыми.

Гуси

Вышла хозяюшка и манит гусей домой:

— Теги-теги-теги! Гуся белые, гуси серые, ступайте домой!

А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают:

— Га-га-га! Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо!

Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьёшься, взяла длинную хворостину и погнала их домой.

Снегири.

Чуть раньше первого снега появились снегири. Снегири прилетели, значит, завтра-послезавтра снег пойдёт. Всегда так бывает. Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём. Снегири любят семена ясеня. Листья с ясеня осенью слетают, а семена кистями висят всю зиму. Снегирей можно видеть в посёлках и городах. Свист снегирей похож на звук флейты – такой же грустный и нежный.

Заключительная часть

Итог: — Похвалить ребенка за усердие. Перейти к лексической теме занятия, так как звукопостановка и автоматизация являются частью занятия по изучению лексической темы.

Постановка и автоматизация звука [С]

Постановка звука [С]

Согласный, глухой, щелевой, язычно-зубной, ротовой.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении

Губы растянуты как при И. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2 мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилегают к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами- узкая круглая щель. Положение мягкого нёба поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение верхней спинки языка. Можно осязать холодную струю воздуха, направленную косо вниз.

Постановка. По подражанию. Знакомое по содержанию и фонематическому принципу слово (берём обратный слог) НОС — проводим анализ. Учитель говорит в микрофон, ребёнок воспринимает слухо — зрительно. Работа со слогом- здесь можно дать почувствовать струю. Изолированный звук — требует протяжного произнесения + профиль артикуляции + руки, стараться, чтобы ученик делал сам. От звука И Перейти на шёпот.

Дефекты. Может не быть желобка — нет и свиста. Можно применить зонд на кончик языка — струя прорвётся.

«Призубный сигматизм». Не правильное положение языка. Спинка поднята высоко, сильно поднята вперёд и закрывает щель между языком и резцами. С=Т. Устраняется на слухо — зрительной основе с привлечением тактильного анализатора (воздушная струя имеет сплошной характер)

« Боковой сигматизм».Опустились края языка, спинка пошла вперёд и закрыла щель, воздух идет по краям. Раздуваются щёки, брызгает слюна Очень стойкий дефект, влияет на внятность  речи. Начинаем на слухо — зрительной основе:

1) Просунуть кончик языка между зубами и произвести дутьё. Обязательно образовать желобок, чтобы струя шла косо вниз. Можно взять слоги АС, ОС, СА. Получаем «Межзубное С».

2) Поместить кончик языка между зубами, но упираться он должен в нижнюю губу.

3) Перевести язык за нижние резцы, чтобы кончик в них упирался. Желобок. постоянный контроль через воздушную струю.

«Шипящий сигматизм». Кончик языка отодвинут вглубь ротовой полости (всё остальное верно). Объясняем на слухо — зрительной основе, показываем профиль артикуляции, руки; главное внимание языку, струя потом.

«Межзубный сигматизм». Кончик языка между зубами акустический эффект небольшой. Объясняем сущность дефекта, переводим язык за зубы (своя артикуляция, профиль, руки).

«Озвончение». С=З. Неправильное положение голосовых связок: сомкнуты, вибрируют. Хорошо устраняется на слухо — зрительной основе. Можно брать изолированный звук, можно брать слог, слово. Показываем. что не должно быть вибрации в области гортани.

«Слабое С». язык пассивен. Надо ставить звук заново, но уже есть хорошая подготовка- приближённая артикуляция.

Автоматизация звука [С]. Правильно проговариваем звук [С] в слогах. СА, СО, СУ, СИ, СЕ, СА-СО, СА-СУ, СА-СИ, СА-СЕ, СО- СА, СО-СУ, СО-СИ, СО-СЕ, СУ-СА, СУ-СО, СУ-СИ, СУ-СЕ.  Выделяем ударные слоги САСА, САСАСА, САСА, САСАСА, САСАСА. Проговариваем звук С в словах . САД, САНИ, САЛАТ, САМОЛЁТ, САЛО, САЛЮТ, САТИН, САЛФЕТКА, СОК,СОН, СОЛЬ, СОНЯ, СОТЫ, СОВЕТ, СОЛОВЕЙ, СУК, СУД, СУМКА, СУММА, СУНДУК, СУББОТА, СЫН, СЫР.  Автоматизируем звук [С] между гласными звуками АСА, ОСО, УСУ, ЫСИ, АСО, УСА, ОСА, ОСУ, АСУ. Проговариваем звук С в словах. ЛИСА, ОСА, МАССА, МЯСО, ВЕСЫ, УСЫ, НОСЫ, ВОЛОСЫ, ФАСОН, ФАСАД, ПОСОЛ, ПОСОХ, ПОСУДА, ПИСАТЕЛЬ, КОСА, РОСА, УСАТЫЙ, ПОЛОСАТЫЙ. Правильно проговариваем звук С в сочетании с согласной  СВО, СВА, СЛО, СМО, СНО, СРО, СВА,  СЛА, СМА, СНА, СРА, СВУ, СЛУ, СМУ, СНУ. Проговариваем звук С в словах. МАСЛО, ВЕСЛО, ВЕСНА, ПАСТА, СПИНА, СМОЛА, СМЕНА, СМЕТАНА, СВЕТ, СВЕТЛО, СТАЯ, СТО, СТАЛЬ, СТВОЛ, СТОН, СЛОН, СЛАВА, СЛУХ. Проговариваем звук С  в обратном слоге  АС, ОС, УС, ЫС. Проговариваем звук С словах. МУСС, УС,  ПЛЮС,  ЛЕС,  НОС, АНАНАС, ВОЛОС, ПОДНОС, НАВЕС, ОВЁС, ПЁС, НАСОС, ГОЛОС, СИЛОС, ТРОС, УКУС, УКСУС, ТРУС. Проговариваем звук [С] в предложениях.  ОСЕНЬЮ САДЫ ПУСТЫ, СОСНЫ И КУСТЫ В СНЕГУ, В САДУ СТОИТ БЕСЕДКА, СОНЯ СИДИТ НА СКАМЕЙКЕ, СОБАКА ЕСТ МЯСО ИЗ МИСКИ.

Учебно-методический материал по логопедии: Постановка и автоматизация звука [С] для слабослышащих учащихся

Слайд 1

Звук [ с ] твердый, глухой, согласный. Относится к группе язычно-зубных звуков (кончик языка у нижних резцов).

Слайд 2

Артикуляционный профиль – губы растянуты в улыбку; – зубы сближены на расстояние около 1мм.; – кончик языка упирается в нижние резцы; – спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам; – боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; – нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки так, что образуется препятствие для выхода воздуха через нос; – голосовые складки разомкнуты, голос не образуется.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика 1. Загнать мяч в ворота. Цель : вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание : вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания : 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик, на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика 2. Наказать непослушный язык. Цель : вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание : немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки « пя-пя-пя ..». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5–10. Методические указания : 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика 3. Сделать язык широким. Цель : вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание : улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – до 5–10. Методические указания : 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика 4. Кто дальше загонит мяч? Цель : вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание : улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания : 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [ X ], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика 5. Почистим зубы. Цель : научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Слайд 8

Постановка звука 1. По подражанию. Чтобы ребенок правильно подражал, для этого нужно: обязательно обнажать все зубки, иначе струя, которая четко идет на передние зубы, будет искажаться и звук будет смазанный. Точно упираться языком в верхнюю часть нижних зубов. Кроме зрительного, слухового анализаторов подключаем и тактильный: когда произносим звук [С], даем ребенку почувствовать прохождение струи на зубки, дуя на тыльную сторону его ладошки. Почаще его просите изобразить, как поет птичка, одновременно с фигуркой. Следите за правильным положением губ, зубов, языка: при необходимости поправляйте ребенка. При этом звуке надо получить правильную воздушную струю точно посередине и положение языка в верхней части нижних зубов, в которые он упирается. б) Звук [С] сравнивается со свистом ветра и показывается правильная артикуляция звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони. в) При межзубной сигматизме нужно произносить слог « са » со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном [А] отпустить челюсть.

Слайд 9

Постановка звука 2. С механической помощью. а) Открыть рот. Распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку или логопедический зонд № 1 (рис. 3) так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет зонд. С силой равномерно выдумать воздух, контролируя ладонью руки. Слышится длительный звук [С]. б) Постановка [С] от [Т] Ребенок произносит многократно слог «та-та-та», логопед вводит зонд № 2 (рис. 4) между альвеолами и кончиком, (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта. в) Постановка [С] от [Ф] 1) Ребенку предлагается улыбнуться, произнести звук [Ф] и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношение звука [С], а затем переводят язык в зазубное положение; 2) Во время произнесения языка [Ф] шпателем или пальцем оттягивать нижнюю губу вниз от зубов. г) При шипящем сигматизме спица или зонд № 1 кладется горизонтально зубам, а язык должен уходить вниз спицы. Из такого положения ребенку предлагается произнести звук [С].

Слайд 10

Постановка звука 3. Смешанный. Постановка [С] от [И]. Ребенка просят улыбнуться произнося звук [И], одновременно оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы видны зубы и дуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [С].

Слайд 11

Автоматизация

Слайд 13

а о у ы и с и С ы С у С С о С а

Слайд 14

Произносить (читать) слоги

Слайд 15

Произносить (читать) слоги

Слайд 16

с

Слайд 17

с а со су сы си са со су сы си ас ос ус ыс ис а о у ы и

Слайд 18

Произносить (читать) слова со звуком [с] в начале слова сад сам сок сом суд сало сани сода сова сухо сайка сокол сопка сотня сумка самолёт солома соловей сундук собака

Слайд 20

Произносить (читать) слова со звуком [с] в середине коса лиса несу пасу усы весы гусак кусок носок лесок несут босые досада поясок фасоль колесо посуда осока полоса посадка колбаса плясун косынка посылка

Слайд 23

Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце нас лес пёс бас нос мыс погас покос фокус голос полюс волос колос палтус кактус поднос кактус космос ананас глобус автобус абрикос пылесос интерес

Слайд 24

Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине диск лист писк мост хвост место миска тиски куски леска тесто тесно вёсла кусты устал кислый пустяк пустой густой листва вкусный капуста полоска гласный ласточка

Слайд 25

Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале свая скала слон смог стая скалка скакать слабый ставни стойка сколько сладкий смуглый стакан столько скамейка спутник стынуть станция ступеньки

Слайд 27

Произносить (читать) словосочетания Солёное масло. Солёная капуста. Сладкий арбуз. Кисло-сладкий квас. Спелый абрикос. Салат из редиски. Колбаса с чесноком. Миска с рисом. Высокая берёзка. Густые леса. Пустой сарай. Пёстрая собака. Старый костюм. Узкие сапоги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кустах. Саня уснул. У Ларисы коляска. Сыпь песок, Настя.

Слайд 28

Произносить (читать) предложения В лесу лиса. На осоке сидит оса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У Стаса светлые волосы. Неси песок совком. Собака своих не кусает. Я упал из санок в кусты. На письменном столе стойкие солдаты. Судно встало у скалы. Самолет летит высоко над лесом. Собака видит на суку сову и лает. Осока сохнет на солнце.

Слайд 29

Произносить (читать) скороговорки У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сенокос, сенокос, луг остался без волос. Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон. Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех! Слоны спокойны и сильны. Я несу суп, суп, а кому, псу, псу. У маленького Сани сани едут сами. Съел Слава сало, да сала было мало. Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака. Оса боса и без пояса.

Слайд 30

Произносить (читать) и пересказывать текст В лесу Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

Слайд 31

Произносить (читать) стихотворения На санках На санках Саня с Соней Едут, санки погоняя. Санки скок, Саню в бок, Соню бух в сугроб. Гусаки Идут леском Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусак у гусака.

Автоматизация звука Ц: постановка, упражнения, рекомендации

По достижении 4-летнего возраста большинство детей умеет выговаривать свистящие звуки, такие как «Ц». Некоторым требуется помощь логопеда. Автоматизация звука «Ц» происходит посредством занятий, основными элементами которых являются упражнения на повторение слогов и слов с изучаемым звуком.

Изучение буквы Ц в картинках

Ребенок может находить предметы, названия которых содержат букву Ц и произносить их.

Способы постановки звука «Ц»

Существует несколько способов постановки «Ц». В процессе изучения специалист подбирает логопедические занятия индивидуально для каждого ребенка.

  1. Постановка «Ц» по подражанию с применением игровых ситуаций. Игра «Не разбуди малютку»: поднести палец ко рту и произнести «Тише, тише, малютка спит в своей кроватке. Не разбуди его, т-с-ц-ц-ц!». Игра «Покорми цыпленка!»: предложить ребенку повторить «Цыпленок, цып, цып, цып!».
  2. Механический способ заключается в использовании вспомогательного предмета. Часто для этих целей применяется чайная ложка. С ее помощью необходимо придерживать кончик языка за зубами в момент, когда ребенок пытается произнести звук «Ц». При этом язык должен принять форму горки, его кончик упирается в нижние резцы, а спинка касается верхних зубов и верхнего неба.
  3. Постановка «Ц» от опорных звуков. Этот способ применяется в случае, когда дошкольник умеет произносить звуки «Т» и «С». Взрослый просит ребенка в быстром темпе использовать их. Повторять такое произношение несколько раз.

Правильная артикуляция

Схема произношения С и Ц

Схема артикуляции звука Ц и С.

При правильном произношении «Ц» кончик языка делает упор в нижние резцы. Его тело выгнуто, спинка смыкается с небом, а края находятся в напряжении. Когда воздушный поток выходит изо рта, происходит мгновенное размыкание языка и неба. В этот момент кончик языка немного отдаляется от нижних зубов, тем самым усиливая струю выходящего воздуха.

Губы принимают положение растянутой улыбки. При проговаривании слов, содержащих прямые слоги со звуком «Ц», например «овца цо цо цо», зубы размыкаются.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы поставить звук «Ц», необходимо уделить особое внимание специальной артикуляционной гимнастике. Упражнения будут более эффективными, если их выполнять перед зеркалом. Начинать занятия нужно с разминки языка и губ.

Можно предложить ребенку растянуть губы в улыбке несколько раз подряд и пошлепать языком по губам. Лучше начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным.

Упражнения для языка

  1. «Хомячок»: упираться языком по очереди в каждую щеку и задерживаться в таком положении на некоторое время.
  2. «Блины»: высунуть язык и в расслабленном состоянии расположить на верхней губе. Задержать язык в таком положении несколько секунд.
  3. «Красим забор»: раскрыть рот, губы слегка растянуть. Кончиком языка водить по внутренней стороне нижних резцов вверх, вниз, в разные стороны.
  4. «Горка»: выгнуть язык дугой вверх. Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
  5. «Ем варенье»: при открытом положении рта вынуть язык и облизывать по очереди нижнюю и верхнюю губу. Упражнение следует выполнять, напрягая мышцы языка.
Слова содержащие букву Ц

Упражнение в котором ребенок повторяет слова с буквой Ц за взрослым.

Для губ

  1. «Трубочка»: сложить губы в трубочку и в состоянии напряжения задержать их на несколько секунд. Повторять упражнение 5-10 раз.
  2. «Заборчик»: губы раздвинуть в стороны, обнажив зубы. Челюсти сжаты. В таком положении находиться от 5 до 10 секунд.

Для развития выдоха

  1. «Ветерок»: язык уложить горкой, чтобы его кончик упирался в нижние зубы. Пропустить воздушную струю вдоль языка.
  2. «Насос»: просунуть кончик языка между зубами, при этом резко разомкнуть их. Язык необходимо с силой вернуть за зубы и одновременно подать струю воздуха. При правильном выполнении упражнения слышится твердый звук «Т».

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Важно использовать на занятиях игры, поскольку в игровой форме процесс обучения проходит эффективнее.

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Карточка со слогами на букву Ц

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Виды неправильного произношения звука

Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).

Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.

Исправить этот дефект речи поможет чайная ложка, с помощью которой необходимо придерживать язычок за нижними зубами.

Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.

Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.

Общие рекомендации

Как правило, дети к 3-4 годам начинают использовать в своей речи свистящие звуки. Если этого не происходит, нужно прибегнуть к помощи специалиста или попробовать самостоятельно исправить эту проблему посредством артикуляционной гимнастики и логопедических упражнений.

Нельзя пускать на самотек проблему дефекта речи ребенка, поскольку неправильное произношение звуков отразится и в написании (дисграфия).

Занятия нужно подбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Специалисты рекомендуют заниматься каждый день по 5-10 минут, тогда результат не заставит себя долго ждать, при этом ребенок не будет переутомляться.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]. КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

Составитель картотеки — Дубинина Татьяна Алексеевна

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

«Песенка насоса»                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: «С — С — С …»

Автоматизация звука  [с] в прямых слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА – СА – СА – СА – СА                   

СО – СО – СО – СО – СО                  

СУ – СУ – СУ – СУ – СУ                   

СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ

СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ                  

                                                                                                                          

Автоматизация звука  [с] в обратных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АС – АС – АС – АС – АС

ОС – ОС – ОС – ОС – ОС

ИС – ИС – ИС – ИС – ИС

УС – УС – УС – УС – УС

ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС

ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС

ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС

ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС

Автоматизация звука  [с] в интервокальных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АСА – АСА           УСА – УСА        ОСА – ОСА        ИСА – ИСА

АСО – АСО           УСО – УСО        ОСО – ОСО        ИСО – ИСО

АСУ – АСУ           УСУ – УСУ        ОСУ – ОСУ        ИСУ – ИСУ

АСЫ – АСЫ          УСЫ – УСЫ       ОСЫ – ОСЫ      ИСЫ – ИСЫ

АСА – УСА – ОСА – ИСА

АСО – УСО – ОСО – ИСО

АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ

АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

 Автоматизация звука  [с] в   слогах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

      СТА – СТА – СТА – СТА – СТА            

СТО – СТО – СТО – СТО – СТО

СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ

СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ

СПА – СПА – СПА – СПА – СПА

СПО – СПО – СПО – СПО – СПО

СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ

СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ

СКА – СКО – СКУ – СКЫ     

     СВА – СВО – СВУ– СВЫ

     СФА – СФО – СФУ – СФЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

СМА – СМО – СМУ – СМЫ

СНА – СНО – СНУ – СНЫ

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

      СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо,  са-у-на,

     са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва,  со-фа;

СО:  сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка,   сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;

СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;

СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Автоматизация звука  [с] в словах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

      Автоматизация звука  [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;

АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;

СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;

ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;

СУ: не-су, па-су, по-су-да;

УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;

ЫС: выс-туп, вы-став-ка;

ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;

ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;

ЮС: бюст;

ЯС: яс-ный.

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в конце слова

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС:
нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС:
вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС:
мыс, ку-мыс.
ИС:
Де-нис.
ЁС:
пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС:
на-вес.
ЯС:
по-яс.

Автоматизация звука  [с] в словах с двумя этими звуками

Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска,                 медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.          

Сдобное тесто, сафьяновые сапоги, пустая миска, густой сок, тенистый сад, ананасовый сок, сатиновый поясок, пустой автобус, сытный студень,         мясной соус, автобусная остановка, тонкое сукно, пустая комната.


      Автоматизация звука  [с] в предложениях из 3 слов

В саду – осы. У сома – усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьет кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду. Соня ест кекс. Денис пьёт сок. Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолёт летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 4 слов

В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт сливовый сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Саня готовит суп киске. В  саду посадили  кусты. Скамейка стоит в саду. Денис сам снял  сапоги.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 5 слов

В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони – коса  до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки скользят сами. На сосновом суку сидят совы. Стас и Соня идут в сад. У высокой скалы – навесной  мост.  По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный суп.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 6 слов

В субботу Стас идёт в сад. Соня готовит вкусный суп с капустой.

Денис ставит свой самокат у скамейки.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 7 — 8 слов

     У Сани в сумке – ананас  и капуста. У Саввы – фикус, а у Сони – кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. У Сани в банке – сом  с усами. У нас в саду – кусты  и высокие сосны.

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

СА – СА – СА   длинная коса

СА – СА – СА  хитрая лиса

СА – СА – СА   вот летит оса

СА – СА – СА   укусила в нос оса

СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы

СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы

СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы

СЫ – СЫ – СЫ  новые весы

СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы

СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы

СУ – СУ – СУ   воду я несу

СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу

СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу

СО – СО – СО   у Сони колесо

СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо

АС – АС – АС  дети  входят в класс

АС – АС – АС  дети пили квас

АС – АС – АС  свет у нас погас

АС – АС – АС  я корову пас

АС – АС – АС  вкусный ананас

ОС – ОС – ОС  на поляне много коз

ОС – ОС – ОС  я несу поднос

УС – УС – УС  я несу арбуз

УС – УС – УС  у Сони много бус

ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес

ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис

АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы

УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы

ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист

ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист

ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост

АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста

АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска

АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска

АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка

ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска

ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски

ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто

УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста

УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто

ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто

ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны

СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы

СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты

СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты

СТА – СТА – СТА  У Сони два листа

СТА – СТА – СТА стояли у моста

СТА – СТА – СТА мы видели аиста

     СТА – СТА – СТА сели на места

СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту

СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту

СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту

СКИ – СКИ – СКИ новые носки

СКА – СКА – СКА длинная доска

СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску

СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны

СНА – СНА – СНА  на улице весна

Автоматизация звука [с] в стихах

***

Есть у дождика сестричка: «С – с – с».

Это быстрая водичка: «С – с – с».

«С – с – с», — она свистит.

«С – с – с», — она поёт

И струёй из крана льёт: «С – с – с».

Эту песенку послушай: «С – с – с».

Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».

***

Стынет суп у Сони, Светы,

А они сосут конфеты.

***

Санин папа купит сыну снегокат,

А когда весна настанет – самокат.

***

Сом беседует с сомом:

Где сому поставить дом?

— На песке, само собой!

Есть и свет там, и покой.

***

Днём сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут —

На охоту летят.

***

Тихо-тихо сон идёт.

Сказки новые несёт.

Сказки обо всём на свете…

Так бегом в постели, дети!

***

Из кискиной миски пёс

Сегодня «Вискас» унёс,

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.

***

    Сам сказать сумей-ка:

                      В саду стоит скамейка,                       

                                     На скамейке сидит кот,                         

                                                 Он нам песенки поёт.         

***

Сколько всего у Сони котят,

Если два — под скамейкой сидят,

А пять на софе спокойно спят?

***

Соня спит и видит сон –

Снова снегом занесён

Дом и сад,  и всюду иней –

Синий, синий, синий.

***

Есть у Сани снегокат,

Есть у Сани сани.

Дайте Сане снегопад —

Он катать всех станет.

***

У Светы о сове есть сказка.

Сова в ней надевает маску

И, сев в кусты, свистит, сопит.

Не спит сама, и лес не спит.

***

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.

Автоматизация звука  [с] в текстах

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бе­гает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под со­сной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не уме­ют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти до­мой. До свиданья, сова!

САМОКАТ

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!»  Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.

Едет мимо Денис на своём самокате. «Ага, вот, как надо ехать!» — думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.

Атоматизация звука  [с] в скороговорках

Без пастуха – не  стадо.

У Сысоя – усы  до пояса.

Сани у Сани едут сами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2.                 Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –

32 с. (Конфетка)

3.                 Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 40 с.

Автоматизация звука С — Сайт logo676!

[С]

1.    Повтори слоги и цепочки слогов.                         1

 

са             са-со             са-су-сы

со             су-сы            со-сы-са

су             со-сы            су-са-со

сы            сы-су            сы-со-су

 

2.    Повтори слова.

 

Сад, санки, сало, сабля, салки, сок, сом, соль, сода, сокол, соболь, суп, сук, суд, сумка, сумма, сутки, сын, сыпь, сытый, сыпать.

Сапог, салют, самолёт, салфетка, сандалии, самокат, совет, собака, совок, солома, соловей, солдат, судак, суббота, сундук, суматоха, сынок, суметь, сопеть, соединить, соблюдать.

 

3.    Поиграй в игру «Один – много».

 

Судья – судьи         сапог — …              

Сабля — …               самолёт — …

Сокол — …               собака — …

Сок — …                   сова — …

Сумка — …               сундук — …

 

 

 

 

 

[С]

1.    «Назови ласково».                                                2

 

Сом – сомик

Салат — …

Солдат — …

Самокат — …

 

2.    Посчитай слова от 1 до 5.

 

Сабля, сумка, соболь, самолёт, сова, сундук.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Соня пьёт сок.

Соня видела сокола.

Соня сыпет соль.

Соня сытая.

У Сони маленькая сумка.

У тёти Сони сын Саня.

Саня поймал сома.

У сына новые сандалии.

Мама советует купить санки.

Сане надо соединить линии.

У Сони новый самокат.

Собака лает на соловья.

 

 

 

[С]

1.    Измени предложения по образцу.                      3

Образец: я пью сок. Ты пьёшь сок. Он пьёт сок. Она пьёт сок. Мы пьём сок. Вы пьёте сок. Они пьют сок.

 

Я еду на санках. Ты …  Он …  Она …  Мы …  Вы …  Они …

Я сам надену сапоги.

Я сыплю соль.

Я кладу салфетку на сундук.

 

2.    Выучи стихотворение.

 

Сам.

Варит сам самовар,

Катит сам самокат,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори слоги и цепочки слогов.                            4

 

Аса                         са-аса

Осо                         со-осо

Усу                         су-усу

Исы                        сы-исы

 

2.    Повтори слова.

 

Оса, коса, лиса, гусак, досада, колбаса, полоса, посадка, касатка, кусок, висок, песок, носок, колесо, фасоль, подсолнух, плясун, посуда, весы, косынка, посылка.

Касса, пьеса, мясо, особняк, косолапый, бусы, посылать, выписывать.

 

3.    «Один – много».

 

Оса – осы                        кокос — …

Коса — …                          ананас — …

Лиса — …                          фокус — …

Полоса — …                      лес — …

Касса — …                         колесо — …

Пьеса — …                         голос — …

Ус — …                              пояс — …

Нос  — …

Волос — …

 

 

[С]

1.    Назови ласково.                                                       5

 

Лес – лесок

Пояс — …

Колос — …

Голос — …

Мыс — …

Квас — …

Волос — …

 

2.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

По лесу бегает лиса.

На полке сухая посуда.

У сома длинные усы.

Дети несут песок.

У самоката два колеса.

Софья и Саня умеют писать.

У Сони косынка на волосах.

Для супа надо фасоль и мясо.

Алиса посылает посылку.

У Анфисы длинные волосы.

Инесса выписывает буквы.

Самолёт летит высоко над лесом.

Собака любит мясо и колбасу.

 

 

 

[С]

1.    Изменяй предложения.                                        6

 

Я куплю колбасу. Ты … он … она … мы … вы … они …

Я буду высоким.

Я высыпаю песок.

Я посылаю посылку.

 

2.    Повтори чистоговорки.

 

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су-су – я поймал осу.

Са-са-са – в банке у меня оса.

Сы-сы-сы – а у Сани нет осы.

Са-са-са – ходит хитрая лиса.

Сы-сы-сы – будут детки у лисы.

Са-са-са – норку будет рыть лиса.

Су-су-су – нарисую я лису.

 

3.    Доскажи слово в рифму.

 

Я видел утку и лису,

Что пироги пекли в…

 

Пришли барсук и бурундук,

Но не смогли открыть …

 

 

 

[С]

1.    Повтори слоги, цепочки слогов.                           7

 

Ас                        ас-ос-ус

Ос                        ис-ус-ос

Ус                        ус-ас-ис

Ис                        ос-ис-ас

 

2.    Повтори слова.

 

Квас, палас, класс, ананас, пояс, компас, нос, кокос, овёс, колос, волос, лотос, вкус, кактус, минус, фокус, глобус, автобус, полюс, мыс, дефис, лес, навес, деликатес, теннис.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

У нас будет палас.

У вас будет ананас.

Денис пьёт квас.

Влас поливает кактус.

Минус и дефис одинаковые.

 

4.    Изменяй предложения.

 

Я надену пояс. Ты … он … она … мы … вы … они …

Я поливаю кактус и фикус.

 

[С]

1.    Повтори чистоговорки.                                        8

 

Ас-ас-ас – на полу лежит палас.

Ёс-ёс-ёс – квас я в комнату понёс.

Ос-ос-ос – под ноги упал кокос.

Ас-ас-ас – вылил квас я на палас.

 

2.    Повтори слоги, цепочки слогов.

 

Са-сы-су                 ас-ус-ис

Со-су-са                  ус-ос-ас

Сы-са-со                 ос-ис-ус

Су-со-сы                 ис-ас-ос

 

3.    Посчитай предметы от 1 до 5.

 

Кокос, компас, колесо, фокус с ананасом, полосатый палас, поднос с посудой.

 

4.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Алиса входит в класс.

Соня посадит кактус.

Денис кусает кокос.

Деликатес солёный на вкус.

Дети несут поднос в класс.

Надо писать плюс и минус.

 

[С]

1.    Изменяй предложения.                                         9

 

Я посолю суп и салат. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я откусываю кусок деликатеса.

Я сумею сам сойти вниз.

 

2.    Продолжи предложение по образцу.

Образец: мама варит суп из риса, будет рисовый суп.

 

Соня выжимает сок из ананаса, будет…

Анфиса варит суп с фасолью, будет…

Тарас делает полку для посуды, будет…

Денис покупает платок для носа, будет…

 

3.    Выучи скороговорки.

 

У Саньки новенькие санки.

Мы гуляли в лесу и увидели лису.

Оса боса и без пояса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори слоги.                                                 10

 

Ска, ско, ску, ски, ста, сто, сту, сты, сма, смо, сму, смы, сва, сво, сву, свы, спа, спо, спу, спы, сна, сно, сну, сны.

 

2.    Повтори слова.

 

Скалка, скандал, скамейка, статуя, стук, стакан, студент, свадьба, свалка, сводка, свобода, снова, спутник, спальня.

Слово, слойка, съёмка.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Слава спит спокойно.

Вот стоит высокая статуя.

У Алисы и Дениса будет свадьба.

Студенты съели по две слойки.

Снова написали сводки погоды.

 

4.    «Один – много».

 

Высокая скала – высокие скалы.

Сухой стакан — …

Светлая спальня — …

Сладкая слойка — …

Сломанная скамейка — …

[С]

1.    Изменяй предложения.                                           11

 

Я ставлю стакан на стол. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я стою слева от Светы.

Я стану самым смелым.

 

2.    «Скажи наоборот».

 

Лук горький, а сахар…

Лев сильный, а котёнок…

Куст низкий, а дерево…

У Кати волосы тёмные, а у Вали…

У Вити сумка новая, а у Тараса…

Слава до обеда голодный, а после обеда…

Бельё после стирки мокрое, а потом…

 

3.    Закончи предложение.

 

У Сони волосы светлые, а у Нади ещё…

Анфиса говорит спокойно, а Слава ещё…

У Бориса свитер старый, а у Стёпы ещё…

В ведре песок сырой, а в яме ещё…

У Коли папа суровый, а у Тараса ещё…

У Димы собака смелая, а у Вани ещё…

У Тани сарафан свободный, а у Светы ещё…

У Любы яблоко спелое, а у Алисы ещё…

 

 

[С]

1.    Повтори слова.                                                    12

 

Паста, ласка, масло, пастух, асфальт, баскетбол, восток, восход, Москва, остановка, остаток, воспитание, капуста, мускул, пустыня, испуг, пистолет, выступ, пляска, коляска, весна, тесто, невеста, лепесток.

 

2.    «Один – много».

 

Кусок – куски

Маска — …

Леска — …

Аист — …

Куст — …

Пустая миска — …

Плоская каска — …

Вкусная паста — …

Спелый колосок — …

 

3.    «Назови ласково».

 

Колбаса – колбаска

Полоса, искра, капуста, кастрюля, остров, пистолет, бисквит, кроссворд, пескарь.

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.                                           13

 

Пастух гонит стадо.

В миске кислая капуста.

У моста автобусная остановка.

Анфиса достала остатки колбасы.

Денис хвастает своей маской.

Алиса искала место для выступления.

 

2.    Изменяй предложения.

 

Я успел на автобус. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я выступаю с Алисой.

Я таскаю с собой маску.

Я искал в песке леску.

 

3.    «Скажи наоборот».

 

Полная миска – пустая миска

Сладкий квас, высокое место, широкий асфальт,

далёкая остановка, жидкий суп, медленный автобус, тупая сабля, весёлая маска, сложный вопрос, храбрый поступок, ясная погода.

 

4.    Выучи скороговорку.

Сало с рисом в красной миске

Принесли усатой киске.

[С]

1.    Повтори слова.                                                     14

 

Куст, мост, лист, аист, хвост, август, пуск, писк, поиск, блеск, киоск, отпуск, кекс, аванс, импульс, комплекс.

 

2.    Посчитай слова от 1 до 5.

 

Аист, мост, отпуск, вкусный квас, киоск у остановки, лист капусты.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

У папы отпуск весной.

Вот стоит высокий мост.

Солдат не оставит пост.

В субботу выдали аванс.

Спутник посылает импульс.

Собака ведёт поиск следов.

Скоро наступит август.

У скорпиона опасный хвост.

Аист весной прилетает с юга.

С клёна слетел красный лист.

Макс идёт в киоск купить словарь.

В саду установили спортивный комплекс.

 

 

 

[С]

1.    Изменяй предложения.                                          15

 

Я командую пуск самолёту. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я тяну сома за хвост.

 

2.    Выучи скороговорки.

 

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

 

Испугал собаку слон –

Наступил на хвост её он.

 

3.    Дай полный ответ на вопрос.

Например: Когда растает снег? – Снег тает весной.

 

Какой лимон на вкус?

Что видит Макс, когда спит?

Из чего испекли кекс?

Кто мама и папа у слонёнка?

Что умеет делать фокусник?

Кто воспитывает детей в садике?

Какой последний звук в слове «лес»?

 

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори слова.                                                       16

 

Соус, состав, сосуд, соска, сосна, уксус, насос, пылесос, сосулька, состояние, скос, спуск, свист, список, смысл, способ, космос, самосвал, саксофон, спасатель, свойство, солист, оснастка, пластмасса, искусство, согласование.

 

2.    Изменяй предложения.

 

Я спас Свету от собаки. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я составлю слово из слогов.

Я оставлю сосульку, не столкну её.

Я могу сплести стакан из соломы.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Весной много сосулек.

Спутник летит в космос.

Самосвал высыпает песок.

У нас сломан пылесос.

Спасатель спасает людей.

В лесу стоят высокие сосны.

Стас сломал пластмассовый стакан.

 

 

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о