Буква с логопедия – План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»

Содержание

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия «Звуки «С», «Сь». Буква «С».

                                    ЗВУКИ  «С – Сь».  БУКВА  «С».

ЦЕЛЬ: Закрепить  навыки  четкого  различения  и  произношения  звуков «С», «Сь»   в  слогах,  словах, фразах; выделение звуков «С», «СЬ»  в  начале, середине, конце  слова; учить словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять  в  составлении  предложений; закрепить  навык  пересказывания; развивать  фонематический слух, внимание, память, мышление.

                                 ХОД    ЗАНЯТИЯ.

  1. Оргмомент.

Садится  тот, кто назовет  слова  со  звуками «С», «Сь».

  1. А  теперь загадок воз!

Вот  они  во  всей  красе!

Пусть отгадывают все!

Сам  не  едет, не  идет,

Не поддержишь – упадет.

А  педали  пустишь  в  ход –

Он  помчит  тебя  вперед!    

                                                                      (велосипед)

Конь  чудесный  у  Егорки –

Нет  ни  гривы,  ни  копыт,

А  помчит  Егорку  с  горки,

Лишь  полозьями  скрепит!

                                                                     (санки)

В  ладоши  хлопнула  разок –

Взглянул  подснежника  глазок.

                                                                        (весна)

Она  пришла  походкой  лисьей,

И  оборвала  с  веток  листья.

                                                                          (осень)

Выясняем,  какой  звук  в  отгадке.   (С, Сь).

  1. Знакомство  с  новым  материалом.

Логопед  спрашивает: «Как  вы  думаете,  о  каких  звуках  мы  сегодня  будем  говорить?»  (о  звуках  «С – Сь).

                  Уточнение  артикуляции  звуков  и  их  характеристики.

  1. Речевая  зарядка.

                                             СА – СА – СА – в  лесу  бегает  лиса.

                                             СО –СО– СО – у  Вовы  колесо.

Усь – усь – усь – на  лугу  пасется  гусь.

СУ – СУ – СУ – было  холодно  в  лесу.

                                             СИ – СИ – СИ – сук  в  руках  неси.

  1. На  столах  у  детей  картинки. Ребенок  называет  картинку  и  определяет  позицию  звуков  в  словах.
  1. Словообразование  относительных  прилагательных.
  • Согласование прилагательных с существительными:

весна – весенний             апельсин — ……………           фасоль — ……………….

осень – осенний               ананас — ………………            мясо — …………………

сосна – сосновый             слива — ……………….            стекло — ……………….

осина – осиновый           капуста — …………….             кокос — ………………..

  • Весенний         весенняя        весеннее         весенние

Лист                 погода            небо        листья

Воздух              листва           солнце    поля

Костюм            пальто           сады       леса

  1. Пришел  к  нам  в  гости  Петрушка  и   плачет:  А – А – А.

Спрашиваю:   «О  чем,  Петрушка  плачешь?»

«Как  же  мне  не  плакать! Были  у  меня   картинки,  я  попытался  составить  предложения,  а  вот   что  получилось!»

Скамейке    Соня   на   сидит.

Стоят  столе  на  стаканы.

— Дети,  помогите  Петрушке  правильно  составить предложения!

Петрушка плачет  еще  пуще. Спрашиваю: «В  чем   дело?»

А   Петрушка  отвечает:

— А  без   картинок  вообще  ничего  не  получается. Дети,  помогите  мне!

Ребята,  послушайте,  что  хотел  сказать  Петрушка!

Под  кот  спит  скамейкой.

Лесом  летит  над  самолет.

Сад  беседка в  стоит.

  1. Запомните   текст  «Сом».

Саша  и  Костя  поймали  сома.  Они  отнесли  сома  домой  и  оставили  в  кухне  на  скамейке. Кот  Васька  тут  как  тут.  Кот  хватает  сома  и  уносит  его  под  скамейку.  Входит  мама  и  видит: сидит  Васька  под  скамейкой,  а   от  сома  остались  одни  кости.  Всем  досадно,  а  кот  спит.

Пересказ  текста.

  1. Физминутка.

Сом  усами  шевелил                               круговые  движения  головой

Строго  сыну  говорил:                            влево – вправо

— Стал  ты  слишком  суетлив,               наклоны

Стал  ты  слишком  говорлив,              поднимание  колен

С  несолидным  сыном – сомом

Стыдно  мне  ходить  к  знакомым.

Сын  прошелся  колесом:                        подскоки  на  месте

— Я   ж  соменок,  а  не  сом!

  1. Знакомство  с  буквой.

Что   за  буква   светится  

Старым   ясным  месяцем?

Полумесяц  в  небе  темном

Буквой  «С»  повис  над   домом.

  1. Анализ  и  синтез  слогов:

СА,  УС,  СЫ,  ИС,  СУ,  ОС,  СЭ.

  1. Звукослоговой    анализ  слов:

СУК,   СОМ,  СОК,  НОСЫ.

  1. Итог  занятия.

Конспект логопеда — звуки С и Сь. Буква С

Лексическая тема: «Одежда»

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С – С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости – мягкости. Обогащение словаря по теме «Одежда».
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала, картинки одежды, конверты с рисунками одежд для каждого ученика.

Ход урока

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они будут смотреть, как вы работаете на уроке. И поэтому давайте будем стараться правильно отвечать на все мои вопросы и активно участвовать на уроке.
Логопед: А сейчас подарили друг другу улыбку, начинаем урок.
Логопед: Ребята, кто мне скажет, какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей) Дует холодный ветер. Давайте изобразим холодный ветер. Как дует у нас ветер. Молодцы! А вот пришли в школу, а в школе у нас тепло. Давайте теперь попробуем изобразить теплое дыхание. Молодцы, ребята!

2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас давайте сделаем гимнастику и немножко поиграем с язычком. (слайд 2-5)

3. Введение в тему

Логопед: А теперь смотрим рисунки (слайд 6) Что там изображено? (ответы детей) На какой звук начинаются слова? (С и Сь) А как одним словом можем сказать? (одежда). Хорошо!

Логопед: Значит, на уроке мы сегодня будем говорить об одежде и вспомним букву С и звуки [С] и [С’].
Давайте теперь обсудим, какой же у нас эти звуки?

4. Характеристика звука (слайды 7-8)

[С] — согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.
[С’] — согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

Игра «Поймай звук»

Логопед: А теперь, поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно будет поймать правильный звук. Когда услышите звук [С] должны будете хлопать, когда [С’]– потопать. Приготовились! Будьте внимательны!
П, С, С, К, ЛЬ, С, Р, СЬ.
ПО, СИ, РА, СО, МЫ, ЛИ, СИ.
Логопед: Молодцы! Все правильно смогли поймать звуки! А сейчас давайте посмотрим на экран.

5. Чтение слогов (слайды 9-13) А теперь смотрим на экран и читаем слоги. Читаем хором!

СА , СО, СУ, СЫ, СИ

Игра «Разведчики»

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Разведчики». Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Сейчас каждый из вас будет читать по очереди, а все остальные слушают и запоминают. (слайд 14)

1-й ученик — СА-СО-СУ
2-й ученик — АС-ОС-УС
3-й ученик — СА-СУ-СИ
4-й ученик — ИС-АС-УС
5-й ученик — ОС – УС – ЫС
6-й ученик — СУ – СЁ – СО.

Логопед: Молодцы, вы — настоящие разведчики.

6. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
— Упражнение на развитие дыхания,

Как дул ветер? (Сильно)
Подуем сильно, как ветер.
А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

Логопед: Отдохнули?! Молодцы! Продолжаем занятие.

7. Знакомство с лексической темой.

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!

Логопед: Ребята, где я запуталась? (ответы детей) Скажите, что мы одеваем зимой? А летом? (ответы детей) Молодцы!

Логопед: А теперь посмотрите на доску. (На доске картинки с изображением одежды). Что у нас там есть? (ответы детей: сарафан, юбка, брюки, платье, свитер, сорочка)
Логопед: А как мы их одним словом скажем? (ответы детей: одежда)

А теперь находим только те картинки, в которых есть звуки [С] или [С’]. (ответы детей: сарафан, свитер, сорочка).

8. Игра «Что пропало»

Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением одежды. Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, как дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает.
Логопед: Молодцы, ребята!



9. Игра «Дарим подарки»

Логопед: А теперь вернемся на экран. Сегодня к нам на урок пришли две девочки Софи и Сима (слайд 15).
Во что они одеты? Софи одета в синее платье. Почему ребята? Как вы думаете? Потому что в слове Софи у нас твердый звук [С]. А Сима одета в зеленое платье. Почему? Потому что в слове Сима мягкий звук [С’].
А сейчас давайте подарим им подарки (слайд 15). Если в слове есть звук [С], этот подарок подарим Софи. А если в слове есть звук [С’], то этот подарок мы подарим Симе.

10. Дидактическая игра «Прятки»

Логопед: Продолжаем играть. У вас на столе есть конверты. У каждого свой конверт.(В конвертах картинки со звуками [С] и [С’]. Например: самолет, оса). Сейчас по очереди открываем и говорим что там. Посмотрите на рисунки.

  • И определяем место звуков [С] или [С’]. – в начале, в середине, в конце. И по очереди отвечаем. (ответы детей)
  • После этого, каждый ребенок выбирает себе понравившийся рисунок и составляет с этим словом предложение. (ответы детей)

11. Знакомство с буквой П

Логопед: Ребята, вот мы с вами еще раз вспомнили про звуки [С] и [С’]. А как мы будем записывать эту букву? (слайд16)
На письме звуки [С] [С’]. записываются буквой «С». Теперь давайте попробуем нарисовать «С» в воздухе, на парте. А теперь приготовили ручки и напишем букву С.

12. Итог урока

Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

— Что вам понравилось?
— А что было трудным?
Логопед: (слайд 17) Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

13. Домашнее задание: Раскрасить рисунки со звуками [С] или [С’]. и запомнить слова.


Также по теме:

Автоматизация звука [С]

Упражнения по автоматизации звука [C]. C__ — длительное произношение звука [C].

1) Произносить (читать) слоги С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э

Звук [С] произносится длительно

Произносить (читать) слоги С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э

2) Произносить (читать) слова со звуком [C] в начале

Образец: с-ом

  • сад
  • сам
  • сок
  • сом
  • суд
  • сало
  • сани
  • сода
  • сова
  • сухо
  • сайка
  • сокол
  • сопка
  • сотня
  • сумка
  • самолёт
  • солома
  • соловей
  • сундук
  • собака

3) Произносить (читать) слова со звуком [C] в середине

Образец: кос-а

  • коса
  • лиса
  • несу
  • пасу
  • усы
  • весы
  • гусак
  • кусок
  • носок
  • лесок
  • несут
  • босые
  • досада
  • поясок
  • фасоль
  • колесо
  • посуда
  • осока
  • полоса
  • посадка
  • колбаса
  • плясун
  • косынка
  • посылка

4) Произносить (читать) слоги АС__, ОС__, УС__, ЫС__, ЭС__, ИС__, ЕС__, ЁС__, ЮС__, ЯС__

Звук [С] произносится длительно

Произносить (читать) слоги АС__, ОС__, УС__, ЫС__, ЭС__, ИС__, ЕС__, ЁС__, ЮС__, ЯС__

5) Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце

Образец: нас__.

  • нас
  • лес
  • пёс
  • бас
  • нос
  • мыс
  • погас
  • покос
  • фокус
  • голос
  • полюс
  • волос
  • колос
  • палтус
  • кактус
  • поднос
  • кактус
  • космос
  • ананас
  • глобус
  • автобус
  • абрикос
  • пылесос
  • интерес

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине

Образец: дис__к.

  • диск
  • лист
  • писк
  • мост
  • хвост
  • место
  • миска
  • тиски
  • куски
  • леска
  • тесто
  • тесно
  • вёсла
  • кусты
  • устал
  • кислый
  • пустяк
  • пустой
  • густой
  • листва
  • вкусный
  • капуста
  • полоска
  • гласный
  • ласточка

7) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале

Образец: с__лон.

  • свая
  • скала
  • слон
  • смог
  • стая
  • скалка
  • скакать
  • слабый
  • ставни
  • стойка
  • сколько
  • сладкий
  • смуглый
  • стакан
  • столько
  • скамейка
  • спутник
  • стынуть
  • станция
  • ступеньки

8) Произносить (читать) словосочетания

  • Солёное масло.
  • Солёная капуста.
  • Сладкий арбуз.
  • Кисло-сладкий квас.
  • Спелый абрикос.
  • Салат из редиски.
  • Колбаса с чесноком.
  • Миска с рисом.
  • Высокая берёзка.
  • Густые леса.
  • Пустой сарай.
  • Пёстрая собака.
  • Старый костюм.
  • Узкие сапоги.
  • Чистая посуда.
  • Вкусный суп.
  • Соня устала.
  • Слава в кустах.
  • Саня уснул.
  • У Ларисы коляска.
  • Сыпь песок, Настя.

9) Проспрягать предложения

  • Я спилил(а) на сосну.
  • Я поставил(а) суп на стол.
  • Я съел(а) стакан сметаны.
  • Я сломал(а) сук с куста.

Образец:

  • Я спал(-а) на софе.
  • Ты спал(-а) на софе.
  • Он (она) спал(-а) на софе.
  • Мы спали на софе.
  • Вы спали на софе.
  • Они спали на софе.

10) Произносить (читать) предложения

Образец: У С__они с__умка.

  • В лесу лиса.
  • На осоке сидит оса.
  • На полке посуда.
  • В лесу высокие сосны.
  • У Стаса светлые волосы.
  • Неси песок совком.
  • Собака своих не кусает.
  • Я упал из санок в кусты.
  • На письменном столе стойкие солдаты.
  • Судно встало у скалы.
  • Самолет летит высоко над лесом.
  • Собака видит на суку сову и лает.
  • Осока сохнет на солнце.
  • Неси для ослика сухую солому.
  • В саду сладкие сливы.
  • На улице сыро, надевай сапоги.
  • Соня, смотри — сом!
  • У сома усы.
  • В буфете сайка, сахар, сыр, сало.
  • Соня смахнула соль со стола.
  • Стас ест колбасу с чесноком.
  • Лось сломал сук сосны.
  • У вас вкусный квас.
  • Слава съел весь ананас.
  • В кустах кто-то пискнул.

11) Произносить (читать) скороговорки

  • У Сони и Сани в сетях сом с усами.
  • Сенокос, сенокос, луг остался без волос.
  • Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон.
  • Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех!
  • Слоны спокойны и сильны.
  • Я несу суп, суп, а кому, псу, псу.
  • У маленького Сани сани едут сами.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака.
  • Оса боса и без пояса.

12) Произносить (читать) и пересказывать текст

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

13) Произносить (читать) стихотворения

На санках

На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соню бух в сугроб.

Гусаки

Идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

14) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Сон

Спят спокойно Соня, Саня,
Пес и кот во сне сопят,
Засыпает сом с усами,
На суку совята спят.

План-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме: Звуки [ с ] ,[ с’]. Буква С.

1 класс, ОНР.

Тема: Звуки [ с ] ,[ с’]. Буква С.

Цель урока:

  1. познакомить со звуками [ с ] ,[ с’] . Буквой с.

 Задачи:

  1.    активизировать знания о согласных звуках [ с ] [ с’,];
  2.    уметь соотносить звуки с буквой;
  3.     учить звуковому и сравнительному анализу слов;
  4.    читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
  5.     развивать речь, фонематический слух, память, мышление;
  6.     воспитывать мотивацию к учению;

   

Познавательные ууд:

— познакомить  со звуками [ с ] ,[ с’] и  буквой С;

— учить составлять план исследования звука;

— определить место  звуков в словах

Регулятивные ууд:

— учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;

— использовать полученные знания в жизненных ситуациях; 

 — прилагать волевые усилия для достижения цели;

 — оценивать результаты своей работы;

 — анализировать свою работу;

Коммуникативные ууд:

— прививать навыки работы в группах;

— уметь слушать и понимать речь других;

— осознанно отвечать на вопросы учителя;

— строить понятные для одноклассников высказывания;

— задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;

— формировать умения читать вслух и понимать прочитанное;

Личностные ууд:

— прививать интерес к учению; 

План урока:

  1. Организационный  момент.

Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь!

Начинаем наш урок, будь внимательным дружок!

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и ее звуками. Чтобы угадать букву – гостью, мы должны хорошо поработать. Мы будем учиться сравнивать звуки с буквой, читать слоги, слова, предложения с изученной буквой. Начнем наш урок с артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Толстые внуки» , «Худые внуки», «Трубочка», «Улыбочка»

  1. Ввод в тему урока.

Послушайте скороговорку.  Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

 — Как вы думаете, какая  тема нашего урока? Сформулируйте тему урока. (Тема нашего урока звуки [с], [с’], буква С).

  —  А какие это звуки? Охарактеризуйте.

 —  Давайте убедимся, действительно ли эти звуки такие?

Взяли в руки зеркало и произнесли звук [с]. Звук [с] гласный или согласный? Почему?

Положите руку на горло и произнесите звук [с]. Что заметили?

Плотно закройте уши руками и произнесите звук [с]. Что слышите в ушах? (тишину, значит звук глухой)

Посмотрите на кубики  (по методике Зайцева) и сравните их: чем они похожи; чем отличаются?

Подведем итог: звук [с] какой?  (согласный, глухой, бывает твердый и мягкий)  

  1. Игра «Кто внимательный?»

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с], подними руку, если услышишь  [с’].

Сено, носить, нос, косить, коса, стол, носилки, мост.

(ууд: формулировка выводов, анализ языкового материала, контроль, самоконтроль, сотрудничество, построение высказываний, понятных собеседнику, формулировка темы, постановка учебной задачи)

  1. Связь с буквой.

Звук  вы слышите хорошо, а теперь найдите в ряду букв букву с.

 — Объясните написание буквы.

Полумесяц в небе тёмном,

Вдруг повис над нашим домом.

(эта буква С) (на доске изображение буквы)

 — Буква похожа на полуовал, с правой стороны открыто окошко.

Левой рукой покажите букву с. Правой рукой покажите букву. Можно правой рукой  показать букву? Почему?

 —  Попробуйте  пластилиновую букву «о» превратить в букву «с». Как у вас получилась новая буква?

 — Закрасьте любимым карандашом все буквы «с». Что у вас получилось? Почему?

  1. Закрепление.

Сейчас попробуйте отгадать загадки, в названии которых звуки [с],[с’].

Назови отгадку. Определи место звука.

  1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
  2. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай она попала, кур пересчитала. (Лиса)
  3. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди – лучше в дом не заходи. (Собака)

  1. Молоко ее полезно,

В огород она залезла,

И глядит «во все глаза» — длиннорогая ….. (коза)

  1. Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он  хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый (лось)

                — Назовите лишнее слово. (коза) Почему?

                — Найдите слово, в котором четыре звука. (лиса)

                — Выложите схему слова лиса.

(ууд: моделирование, контроль, самоконтроль, анализ)

  1. Физкультурная минутка.

                                       Совушка-сова

                                       Совушка-сова

                                       Совушка-сова,

                                       Большая голова,

                                       На пеньке сидит,

                                       Головой вертит,

                                       Во все стороны глядит,

                                       Да ка-а-ак

                                       Полетит!

( Ребенок поднимает руки  вверх).

  1. Составь предложение из слов.

У вас на столе лежат карточки.

— Что это? Что можно собрать из слов?

— Составьте предложение.

(Лисы,  хвост,  у,  красивый)

— Прочитайте предложение.

У лисы красивый хвост.

— С какой буквы написано начало предложения?

— Какой знак ставится в конце предложения?

— Что выражается в предложении? (законченная мысль)

— В слове красивый назовите звук, который стоит перед звуком [с]; за звуком [с].

(анализ, обобщение, контроль, самоконтроль, сотрудничество, моделирование)

  1. Игра – соревнование: «Сочиняем сказку».

Разделимся на 2 команды по три человека. Ваша задача сочинить сказку – добавить в предложение слово со звуками, над которым мы сегодня работали. За каждый правильный ответ – команда получит фишку.

Жили дружно  девочка и мальчик. Девочку звали так, что в ее имени был звук [с]. Как ее звали? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.) А мальчика звали как?  Любили они кушать …

Мама отправила их в магазин за игрушками. На каком транспорте они могли отправиться в магазин…

Они купили себе игрушки…

  1. Чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение.

Кто не умеет читать, обводит буквы «с» в кружок.

Сидел воробей на сосне,

Заснул  — и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

(сотрудничество, контроль, самоконтроль)

5. Д/з  Выучить стихотворение.

6. Итог. 

— Чему мы научились?

7. Рефлексия.

На магнитную доску прицепите  магнит:

  1. зеленый кружок: «Я справился. Урок понравился. Я доволен».
  2. синий кружок: «Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился»
  3. красный кружок: «Задания оказались трудными. Мне нужна помощь.»

У вас должна получиться буква, над которой мы сегодня работали.

Методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме: Проект логопедического занятия «Звуки с-с’, буква с».

Проект открытого занятия

Завьялова Ирина Антоновна,

учитель-логопед МОУ СОШ № 35,

высшая квалификационная категория

Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения.

1 класс ОНР (н. в.)

В течение первого этапа коррекционного обучения ведется активная работа над автоматизацией звуков, развитием и совершенствованием фонематических представлений. Данное занятие входит в комплекс коррекционно — воспитательного воздействия обучающихся с недостатками развития речи. В процессе реализации данного учебного занятия обучающиеся уточняют практические представления о звуке (согласном мягком и твердом),  слоге, букве. Структура занятия определена составом группы: большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-буквенном составе слова. Кроме того, у обучающихся методом устного опережения уточняется и активизируется имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций. Использование стихотворных текстов, загадок активизирует память, развивает припоминание, развивает речеслуховую память.  

Прогнозируемые результаты.

Обучающиеся должны:

1.Четко произносить звуки С-С’; безошибочно различать на слух  звуки с-с’ в слогах, словах, уметь определять их место в слове.

2. Усвоить  понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Обогатить активный словарь новыми словами: космодром, скафандр, космический, Плесецк, глобус, телескоп, станция, Марс, Сатурн, Луна и др.

4. Расширить запас знаний о родном крае.

5. Активизировать процесс   речемыслительной деятельности.

6. Почувствовать интерес к процессу познания на логопедических занятиях.

7. Усовершенствовать коммуникативные навыки.

Конспект занятия: «Звуки с-с’, буква с».

Ход занятия

1. Организационное начало занятия. 2 мин.

Настроить детей на коллективную работу, заинтересовать обучающихся, создать внутренний эмоциональный положительный настрой на совместную работу.  Целеполагание. 

Вступительное слово учителя — логопеда:

-Ребята! Вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие,  космическое.

Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо подняться и до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко и вернуться вновь домой.

Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли.

И нас ждет ракета. А для того, чтобы пройти в неё, нужно назвать пароль.

2. Игра «Назови пароль»

— Как называется страна, в которой ты живешь?

-Как называется город, в котором ты живешь?

-Какая река протекает в Архангельске?

-Назови города — соседи города Архангельска?

-Как называется профессия, связанная с полетом в космос?( Дети занимают места за рабочими столами.)

Cегодня вы будете космонавтами.

— Как вы думаете, легко стать космонавтом?

-Для того чтобы им стать вам нужно пройти подготовку.

Я буду произносить слова, а вы выделите одинаковый звук в этих словах: Россия, российский флаг, Архангельск, Север, северяне, космос, космодром.

-Какой звук вы слышите во всех этих словах?

— Сегодня, ребята, на занятии мы будем четко произносить эти звуки и учиться различать их в словах.

Для того, чтобы четко произносить эти звуки выполним зарядку.

3. Биоэнергопластика. 1 мин

.

Упражнения на совместные движения руки и речевого аппарата. (Дети выполняют движения)

4. Дыхательная гимнастика. 1 мин.

Игра» Надуваем шары»

— Сегодня мы будем надувать шары цвета, в названии которого есть звук с’ (Дети определяют название цвета шаров со звуками с и с’ и выполняют дыхательную гимнастику)

5. Работа с мнемотаблицей. 2 мин. Приложение 2.

— А сейчас вы должны быть очень внимательными. Перед вами мнемотаблица (учитель-логопед кратко рассказывает о каждом символе).

-Что объединяет эти символы?

Постарайтесь запомнить нарисованные в таблице картинки-символы в течение 1 минуты.

-А сейчас, ребята, у вас очень важное задание: вы отправитесь в космос и оставите Российский флаг на одной из планет. Итак, готовимся к старту, преодолеваем препятствия.(Дети выделяют звуки с и с’ в словах, определяют их место в слове. Ключевые слова в таблице: Российский флаг, Россия, столица, Cевер, северяне, Архангельск, Северная Двина.)  — Молодцы,дружно работаете.

6. Работа с зеркалами и профилями звуков (с-с’). 3 мин.

1 препятствие на пути к старту.

Работа с зеркалами и профилями звуков (с-с’).

1.Сравнительная характеристика звуков с-с’

(Работа со схемой – «человечком») 

Дети смотрят в зеркала и рассматривают профиль произношения звуков.

Предполагаемые ответы детей: — Когда мы произносим звук с, губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух проходит, преодолевая трудности, голосовые связки не работают. Значит, звук с – согласный, глухой, твердый.

Значит, звук с’  – согласный, глухой, мягкий.

7. Игра на внимание «Повтори, не ошибись».  1 мин.

2 препятствие на пути к старту.

Тот, кто повторит цепочку слогов правильно, будет командиром команды.

 Учитель-логопед за экраном произносит цепочку слогов.

( са-ся-са, ce-cэ-се, сю-су-сю  и т. д.). Дети (каждый индивидуально) повторяют прослушанную цепочку слогов, четко произнося звуки.

Учитель-логопед оценивает работы учеников похвалой.

8. Презентация. 3 мин.

-Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром.  Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалёку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Территория космодрома относится в основном к Плесецкому району Архангельской области (центр — посёлок Плесецк). Среди ныне действующих космодромов Плесецк является самым северным космодромом в мире.

Беседа:

-Откуда стартуют космические корабли?-На чем быстрее добраться в Плесецк?(Дети слушают информацию учителя о космодроме Плесецк и смотрят слайдовую презентацию)

Отвечают на вопросы:

-Российский космодром находится в Плесецке.

-Каким видом транспорта быстрее  добраться в Плесецк? ( Полетим на самолете.)

9. Звуковой анализ слова. 2 мин.

-Правильно, полетим на самолете. Выложите схему звукового анализа слова

«самолет». (Выкладывают схему звукового анализа слова «самолет» с помощью дидактического материала (цветные кружочки), характеризуя при этом каждый звук.)

-Молодцы, все успешно прошли подготовку  к старту.

10. Динамическая пауза. 2 мин.

Внимание, приготовились, СТАРТ!  

Учитель-логопед читает стихотворение:

Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты

Еще никто, никто на свете такой не видел красоты.

Ах ,какая красота! Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами  над высокими горами.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и выполняют зарядку вместе с учителем – логопедом (в кругу находится светящийся глобус).

Дети рассматривают глобус как модель планеты Земля, приседая при этом, находят на нем город Архангельск и приблизительное место нахождения космодрома.

11. Игра « Фотография». 3 мин.

-Представьте, ребята, мы с вами находимся в открытом космосе и наблюдаем за нашей планетой. Посмотрите, какая она красивая! Возьмем фотоаппараты и запечатлим эту земную красоту.

-Что же мы видим? Что будем снимать? Догадайтесь? Что это?

Лес. Сосна.           Ответы детей:  cосновый лес

Абрикосы. Сад                               абрикосовый сад

Апельсин. Сад                               апельсиновый сад

Кокосы. Роща                                кокосовая роща

Песок. Пустыня.                            песчаная пустыня

-Что это? ( К доске прикреплен месяц.)

-Какой дежурный звук слышите в слове «месяц»? Охарактеризуйте звук с’. Какую букву напоминает молодой месяц? Назовите имя буквы.

Письмо буквы  в воздухе,  в тетрадях.

12. Графический диктант. 4 мин.

-Наши родные волнуются за нас. Давайте отправим на землю зашифрованное послание.

Учитель-логопед показывает предметные картинки космической направленности, кратко рассказывая детям о Марсе, Сатурне, Солнце, Луне.

(Картинки прикрепляет к доске магнитами).

Молодцы! С заданием справились на отлично.

Итак, послание отправлено, продолжаем космическое путешествие.

Дети графически чертят слова карандашом в тетрадях, выделяя изучаемые звуки и определяя их позицию в слове.

— В слове МАРС я слышу звук С в конце слова, пишу букву С (эс) и т.д.

13. Чтение загадок. 4 мин.

Детям выданы карточки с загадками.

— Ребята, отгадаем загадки. В слове – отгадке выделяем изучаемые звуки и характеризуем их.

Чтение загадок детьми, характеристика звука в словах – отгадках.

Слова – отгадки дети находят среди предметных картинок на доске, прикрепленных ранее (Солнце, Марс, Сатурн, Луна, Земля).

14. Творческая игра «Какое слово лишнее?» 4 мин.

— Мы посетили с вами многие планеты. Вам понравилось путешествие? На какой из планет вы хотели бы оставить Российский флаг? ( Обучающиеся выбирают планету.)

-А сейчас, пора возвращаться домой, в наш любимый город Архангельск.

Для этого выполним последнее задание: Определите, какое слово в цепочке «ЛИШНЕЕ» (Солнце, Марс, Сатурн, Луна) Дети предлагают несколько вариантов решения игровой задачи:

-лишнее слово «луна», т.к. в названии нет звука с, а в других словах звук с есть;

— Я думаю, что лишнее слово «солнце», т.к. «Марс, Сатурн,  Луна – название планет,  а Солнце – большая звезда.

15. Итог занятия. Рефлексия. 3 мин.

— А сейчас, закрываем глаза и возвращаемся домой.

Дети открывают глаза, а перед ними лежат незаполненные мнемотаблицы.

-Сейчас, ребята, предлагаю вам вспомнить мнемотаблицу, которую вы запоминали в начале занятия, и заполнить ее.  Даю вам 1 минуту. (Дети самостоятельно заполняют мнемотаблицу. Каждый ребенок рассказывает, что он нарисовал в клеточках)

— Какие главные слова  были сегодня на занятии? Почему эти слова были сегодня главными? (Дети называют запомнившиеся им слова. -Слова рассказывали нам о нашем крае и содержали звуки с-с’)

-Догадайтесь, какой звук я сейчас задумала: когда я его произношу, губы улыбаются, язык упирается в нижние зубы, голосовые связки не работают.

-Назовите слова с твердым звуком С, с мягким звуком С’.

-Ребята, закончилось наше необычное увлекательное путешествие. Покажите, как вы рады возвращению на Землю, домой. Какое у вас лицо при встрече с мамой, друзьями. Покажите, как вы обнимите маму и папу, как вы погладите своего любимого питомца. Спасибо вам за хорошую работу и пусть наш Российский флаг украшает далекую планету.

Дети благодарят учителя – логопеда за занятие.

Приложение 1

Тема занятия: «Звуки С — С’, буква с».

Цель: коррекция и совершенствование звуковой стороны речи обучающихся; дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, cловах.

Задачи:

1.Коррекционые:

— научить четко произносить звук С в слогах, словах;

— сформировать акустико — артикуляционную дифференциацию звуков С – С’ в словах, слогах;

— научить дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог», «слово»;

— развивать фонематический слух, внимание, восприятие, память, мелкую моторику рук, формировать речевое дыхание;

— активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;

— обогащать словарь, развивать фразовую речь.

2.Развивающие

— закреплять знания о стране, области, городе, в которой живут дети;

— развивать понятия «звук», «буква», «слово», «слог»;

— формировать звуко-буквенный анализ слов;

— совершенствовать навык чтения;

— развивать и совершенствовать навык словообразования.

3.Воспитательные  

— воспитывать любовь к родному краю;  

— формировать положительную учебную мотивацию;

— учить работать в группе;

— формировать коммуникативные навыки.

Тип занятия: комбинированный.

 

Формы организации учебной деятельности:

— фронтальная,

— коллективная,

— индивидуальная.

Методы обучения (на основе классификации Ю.К.Бабанского)

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

— поощрение,

— соучастие,

— разъяснение,

— создание ситуации успеха,

— анализ ситуации,

— познавательная игра,

— творческая игра.

2.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

— репродуктивный,

— проблемно-поисковый,

— сравнение,

— анализ,

— наглядные,

— практические.

3.Контроль и самоконтроль:

— качественная оценка учителя деятельности обучающихся на занятии;

— самоконтроль.

 

Формы реализации методов:

— психогимнастика,

— биоэнергопластика,

— мнемотаблица,

— фронтальная беседа,

— графический диктант,

— динамическая пауза,

— работа с раздаточным материалом,

— работа в тетради,

— творческая игра.

Принципы обучения:

— тесная связь развития  речи и познавательных процессов,

— взаимосвязь развития речи и моторики,

— комплексный  и системный подход,

— деятельный подход.

Средства обучения:

— наглядные пособия,

— раздаточный материал.

Оборудование:

— тексты загадок

— российский флаг

— мультимедиа;

— мнемотаблица;

— дидактическое пособие «Космос»;

— светящийся глобус.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная.

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»

Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 116»

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей логопедической группе
по теме  «Звук и буква С»

учитель-логопед

Деменко Н.В.

Рязань 2014 год


Тема: «Звук и буква С »

Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой  С;
  • научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно — развивающие:

  • развивать фонематические процессы;
  • упражнять в соотнесении слов со схемами;
  • учить образовывать относительные прилагательные;
  • продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
  • развивать связную речь.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: игрушка Сова,  зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка,  мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки

Ход занятия:

Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай

(Стук в дверь).

Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.

Актуализация имеющихся знаний

Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
— Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
— Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
— Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
— А остальные звуки какие? (согласные)
— Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Сообщение темы занятия

С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? — догадайтесь сами.

—  Слушайте внимательно:

У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…

— Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара? 
— Какой     первый     звук     в     слове     СССОНЯ?      — СССАМОВАР?      СССТАКАН?

С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.

Упражнение на дыхание  «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

 Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова  предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ. 
Губы улыбаются, видны зубы.
— А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
— Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С). 
— Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).
— Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
— Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?

Игра «Поймай звук»

С.: Хлопните, когда услышите звук С.

Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…

Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.

С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.

«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).

(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)

Игра с мячом: «Добавь звук (слог)»  
Добавим С в начале слова и получим новые слова: 
Мех —  (смех)
мел —  (смел)
тройка — (стройка),
наряд  —  (снаряд)
клад – (склад)
мешок  — (смешок)

Добавим С в конце слова и получим новые слова: 
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)

 (Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля,  у чайника- носик)

«Добавь слово СОК»
Пе (сок)                    ле ( )                            голо ( )
Ку( )                          воло ( )                    бро ( )
Но( )                          коло ( )

С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?

Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, 
А зовут ее – (лиса)

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)

Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)

Красная мышка 
С белым хвостом 
В норке сидит 
Под зеленым кустом.(редис)

Днем спит, 
Ночью летает.( СОВА)

Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)

Ок-ок
Мы любим вкусный (Сок)

С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?


«Какой бывает сок?»  (Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.

 Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской.                                               Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.

Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок с печеньем.

Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)

Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.

Знакомство с буквой С.
Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С.  На что она похожа?

— Сделайте  из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
— Нарисуйте букву С в воздухе.

— Напечатайте букву С в тетради.

Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?

Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один — много».  До скорой встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *