Логопедическое занятие «Звуки [с] и [з], [с’] и [з’]. Буквы С и З»
Цель: Развитие у учащихся слуховой дифференцировки [з]-[с], [з’]-[с’].
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков [з], [з’], [с], [с’] и их акустических особенностях;
- активизация словаря на тему «Животные».
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [с], [с’], [з], [з’];
- закрепление связи звуковых образов букв с их графическим изображением;
- закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, предложениях;
- развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
- закрепление навыков чтения и письма;
- развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.
Воспитательные:
- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля, аккуратности при выполнении письменных работ;
- воспитание бережного отношения к животному миру.
Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, схема анализа артикуляции звуков, артикуляционные профили звуков, текст, таблицы слогов, слов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Логопед:
Каждый день – всегда, везде –
На занятиях, в игре
Смело, четко говоримИ тихонечко сидим.
II. Аутотренинг.
– Я пришёл на логопедическое занятие.
– Я внимательно слушаю логопеда.
– Я чётко и правильно произношу все звуки.
– Я пишу красиво и аккуратно.
– Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву.
III. Артикуляционная гимнастика:
«улыбка», «чистим нижние зубки», «горочка», «кошечка сердится», «перешагнуть через нижние зубки», «желобок».
IV. Определение темы занятия детьми.
Логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили артикуляционный аппарат к работе. Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если послушаете стихотворение и ответите на вопросы.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд –
Лису, зебру, рысь, зайчат.
– Ребята, о ком это стихотворение?
– Какой в слове «лису» третий звук?
– А в слове «зайчат» первый звук?
– В слове «рысь» последний звук?
– В слове «зебру» первый звук?
– Кто из вас догадался, какова тема нашего занятия?
Дети формулируют тему логопедического занятия.
V. Целеполагание.
Логопед: Ребята, а теперь, пожалуйста, определите цели нашего занятия.
Чему мы должны научиться? (Приложение 1, алгоритм целеполагания)
Дети:
– Мы должны научиться чётко и правильно произносить звуки [з] – [с], [з’] – [с’].
– Мы должны научиться слышать и различать звуки [з] – [с], [з’] – [с’] среди других звуков.
– Мы должны научиться читать и писать слоги, слова с буквами З, С .
– Мы должны научиться составлять предложения с этими словами.
Логопед: Молодцы, ребята! Сегодня нам будет помогать обезьянка Дези. Она подготовила для вас очень интересные задания. Но чтобы вы с Дези правильно произносили звуки [с], [с’], [з], [з’], надо хорошо знать их артикуляцию.
VI. Анализ артикуляции звуков.
(Приложение 2
Логопед: Ребята, возьмите зеркала, поставьте их в рабочее положение и произнесите звук [с]?
– В каком положении находятся губы?
– Произнесите звук [з]. Что можно сказать о губах?
– При произнесении звука [с] в каком положении зубы?
– А при произнесении звука [з]?
– А теперь наблюдаем за языком. Произносим звук [с]. Где находится язык?
– А при произнесении звука [з]?
– Что вы можете сказать о голосовых связках? (Дети при произнесении звуков подключают вибрационный контроль).
(Аналогичная работа проводится с мягкими согласными, логопед обращает внимание детей на артикуляторные и акустические отличия звуков).
VII. Характеристика звуков.
Логопед: Молодцы! А теперь переходим к характеристике звуков.
После подробного анализа артикуляции звуков, вам легко будет дать характеристику звукам.
(Приложение 3, дети с опорой на алгоритм характеризуют звуки).
[с] – согл.; глух.; тв.
[з] — согл.; звон.; тв.
[с’] — согл,;глух.;мягк.
[з ‘] –согл.; звон.;мягк.
Логопед: Ребята, чем похожи и чем различаются эти звуки?
(Используя вибрационный контроль звуков, еще раз уточняем различия в произнесении этих звуков).
VIII. Связь звука с буквой.
– А какой буквой звуки [с], [с’]?
– Ребята, посмотрите, на что похожи буквы С и З? (Вывешиваются печатные и рукописные буквы).
– Из каких элементов состоит рукописная буква С?
– Из каких элементов состоит рукописная буква З?
– Ребята, посмотрите, какой чудо-цветок нарисовала нам Дези.
– В чем его необычность?
(Чудо-цветок состоит из букв З, С. Учащиеся показывают и называют все буквы).
– Выложите из веревочек буквы, мальчики – букву
IX. Развитие графомоторных навыков.
Логопед: Дези приготовила для вас карточки с зашифрованными буквами. Вам будет необходимо эти буквы расшифровать и записать в тетрадях. (Раздаются карточки с деформированными буквами З и С).
X. Развитие функций фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы будем различать звуки в ряду других звуков, в слогах, в словах и предложениях. Я буду произносить звуки, слоги, слова, предложения, а вы, как только услышите звуки [з], [з’] или [с], [с’], поднимите карточку с соответствующей буквой.
Звуки: [п’], [р], [з’], [т], [с], [г], [с’], [т’], [п], [с’], [з], [м’], [с], [к], [з], [в], [с’], [м], [р’], [с], [л’], [з].
Слоги: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клир, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю.
Слова: волк, бизон, норка, горностай, слон, лиса, носорог, обезьяна, зубр, лось, зебра, рысь, коза.
Предложение: Дези – талантливая обезьянка. Она любит рисовать красками. (Вывешивается картинка).
XI. Физминутка.
Логопед: Ребята, вы немного устали. Выполняйте упражнения вместе со мной.
Под пальмой на полянке
Отдыхали обезьянки.
Левой ножкой топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп.
Правой ножкой топ, топ.Правой ручкой хлоп, хлоп.
XII. Закрепление и дифференциация звуков в слогах, словах, в предложениях. Формирование навыков письма и чтения.
Чтение слогов: СА – ЗЯ, СО – ЗЁ, СУ –ЗЮ, СЫ – ЗИ, СЭ – ЗЕ, ЗА – СЯ, ЗО – СЁ, ЗЫ – СИ, ЗЭ – СЕ. (Читают тихо, громко, с интонацией восхищения, удивления – развитие просодической стороны речи).
Логопед: А сейчас будьте внимательны, читаем слоги только с буквами С или З.
Читаем слоги с элементами скорочтения: ро, зу, си, ву, зан, рас, зен, сён, тви, лзу, пет, тарсь, клив, зры, лянк, ксю, фте, зёдр, сятв, квар, мзю. (Слоги предъявляются на карточках в течении секунды).
– Молодцы, прочитали вы слоги хорошо, а сейчас запишем те слоги с буквами З и
– А сейчас мы вместе с Дези отправимся в зоопарк. (Вывешивается большой плакат с изображением зоопарка). Когда-то в этом зоопарке жила и Дези.
– Ребята, назовите животных, которые обитают в зоопарке.
– Назовите тех животных, в названиях которых есть звуки [с], [с’].
– А теперь назовите животных, в названиях которых есть звуки [з], [з‘].
– Ребята, ветер и дождь испортил таблички с названиями животных. (Вывешивается таблица с деформированными словами, дети прочитывают их.)
Звуковой и слоговой синтез слов.
– Ребята, угадайте название животного и запишите его: второй слог – РА, первый – ЗЕБ; первый звук [л], второй [о], а последний – [с’].
– Ребята, из слов сбежали буквы С и З. Вставьте буквы, прочитайте и запишите слова в тетради. Вывешивается таблица слов:
ли…а
…аяц
ры…ь
обе…ьяна
…обака
ко…а
– Ребята, а какое из этих слов лишнее? Почему?
– Ребята, в лесу после животных остались следы. Назовите, чьи это следы?
(Дети образуют притяжательные прилагательные: лисьи, заячьи, рысьи, и т.д.)
Логопед: Ребята, закончите предложение подходящим по смыслу словом:
Лиса хитрая, а заяц…
Слон большой, а суслик …
Медведь неуклюжий, а обезьяна…
Леопард пятнистый, а зебра…
(Одно из предложений записывают в тетрадь). Перед записью дети хором называют 5 законов предложения:
– Чтобы грамотно писать, очень важно твердо знать пять законов предложения:
- первое слово в предложении пишется с большой буквы;
- каждое слово пишется отдельно;
- имена людей, клички животных пишутся с большой буквы;
- предлоги и союзы пишутся отдельно;
- в конце предложения ставится точка.
(После записи предложения, учащиеся обязательно сверяют его с образцом на доске, подчеркивая гласные буквы).
Логопед: Ребята, из нашего зоопарка сбежала обезьяна. Давайте об этом прочитаем текст.
(Детям раздается текст. Сначала хоровое чтение, а затем по цепочке).
Притворщица.
В зоопарке жила обезьяна по кличке Дези. Однажды утром Дези неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Обезьяне дали лекарство и ушли. Дези мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку. Дези за её ум взяли работать в цирк.
После прочтения оставляются опорные (выделенные) слова, по которым дети пересказывают текст.
XIII. Подведение итога.
Логопед: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу, вспомните, какие цели вы ставили в начале нашего занятия. Как вы считаете, достигли вы их? Какие были трудности? Как вы их преодолевали? Какие чувства вы испытываете сейчас?
Молодцы! Вы хорошо работали. Я горжусь вами!
urok.1sept.ru
Конспект логопедического занятия «Знакомство со звуком [с]. Буква С»
Тема: «Звук [С] и буква С».
Цель: Познакомить детей со звуком [C] и буквой С.
Задачи:
Научить правильно произносить звук [С]
Развивать фонематическое восприятие
Развивать звуко-слоговой анализ и синтез
Совершенствовать слуховое и зрительное внимание; слуховую память; логическое мышление
Развивать связную речь (продолжать учить отвечать полным предложением)
Закреплять умения определять последовательность звуков в слове
Закреплять умения подбирать обобщающие слова
Упражнять в практическом употреблении предлогов: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные
10. Продолжать учить согласованию притяжательных местоимений с
Существительными
11. Учить подбирать существительные к глаголам
12. Учить преобразовывать слова
13. Развивать мелкую и общую моторику
Оборудование: игрушка (собачка), загадка, конверт с письмом, бубен, карточки-символы для характеристики звука, картинки: сани, матрос, капуста, сапоги, слон, лиса, стол, кресло, ананас, абрикос, автобус, колесо, сон, сом, сок; дорожки, фишки для звукового анализа слова, буквы: С, А, О, У, Ы, Э, карточки с буквами С (правильными и неправильными), игра «Домик гласных».
Ход занятия.
Организационный момент
1. Развитие слухового внимания; логического мышления
— (Стук в дверь)
Ребята, кто же к нам стучится? Если вы отгадаете загадку, то узнаете об этом!
Лает, кусает
В дом не пускает
(собака)
— Давайте ее впустим!
(один из ребят открывает дверь – запускает собачку с конвертом)
— Ребята, здравствуйте! У меня для вас есть письмо. Только кто мне его передал, я пока не скажу. Прочитайте его!
— Ну что прочитаем?
— (Да!)
— Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я пока не скажу вам, кто Я. Но Я очень хочу пригласить Вас к себе в гости в Сказочную Страну. Там мы с вами и немножко отдохнем, и поиграем, а также Я попрошу Вас выполнить мои несложные задания.
Я думаю, Вам не составит труда с ними справиться!
А может быть, вы и сами по ходу занятия догадаетесь, КТО Я!!!!!!
2. Развитие слухового внимания; умения подбирать обобщающие слова
— Чтобы отправиться в путешествие вам предлагается поиграть в игру
« Четвертый лишний» и найти слова – подсказки:
Вы должны назвать лишнее слово, выбрать нужную картинку на столе и поставить на доску:
*диван, сани, шкаф, кровать
*шапка, пальто, капуста, шарф
*груша, сапоги, яблоко, банан
*матрос, чайка, воробей, голубь
— (Лишнее слово сани, потому что это то, на чем ездят.)
— Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы?
— (Диван, кровать, шкаф – это мебель)
( выполняют)
— Садитесь. Ребята, а теперь вам нужно узнать пароль, который поможет попасть в сказочную страну.
Скажите, какой один и тот же звук встречается во всех словах
— (Во всех словах встречается звук [С])
3. Характеристика звука
— Вот теперь мы можем отправиться в путь. Встали в круг,
Ребята, мы уже с вами знаем пароль. Давайте его все вместе произнесем: с-с-с-с-с-с
— Как мы произносим звук [C] длинно или коротко?
— (Звук [C] мы произносим коротко)
— Значит это какой звук?
— (Звук [C] согласный)
— Согласный, какой?
— (Твердый)
— Дима, выбери нужную карточку на полу и поставь на доску.
— Какое положение занимают наши губы и зубы, когда мы произносим звук [C]?
— (Когда мы произносим звук [C] губы слегка в улыбке, а зубы раскрыты)
— Влад, выбери карточку
— Какое положение занимает кончик языка?
— (Кончик языка направлен вверх)
— Артем, выбери карточку.
— Приложите руку ко рту. Какая струя воздуха теплая или холодная?
— (Струя воздуха холодная)
— Рома, выбери карточку.
— Садитесь. Артем, скажи нам, какой звук [C]?
— (перечисляет)
— Какой буквой обозначается звук [C]?
— (Звук [C] обозначается буквой С)
— Правильно! (показ буквы)
Ребята, скажите, в какую сторону открыты воротца буквы С?
— (Они открыты в правую сторону)
4. Развитие фонематического восприятия
— Молодцы! И вот мы с вами оказались в сказочной стране. Посмотрите, как здесь красиво!
— Я хочу проверить, как вы запомнили пароль. Встаньте около стола. Вы должны будете прыгнуть о хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [C]:
*м, р, с, ш, ф, с, з, н, с…..
*са, ло, му, су, ро, сы, да, со
5. Развитие слухового внимания и памяти
— А сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки».
Послушайте и повторите за мной.
са-са-са — хитрая лиса
со-со-со – катим колесо
су-су-су – я коня пасу
сы-сы-сы – длинные усы
— Ребята, вместе с письмом, которое передала собачка, лежали картинки.
( раздается по 2 каждому)
— Назовите, что у вас.
— (Слон, колесо, ананас, стол, кресло, автобус, сани, лиса, абрикос)
6. Развитие звукового анализа; определение последовательности звука в
слове
— Для того чтобы идти дальше по сказочной стране, вам нужно выбрать по какой дороге мы пойдем.
Сейчас каждый из вас выйдет к доске, определит место звука [C] в своих словах и расставит картинки по дорожкам.
На 1 дорожку мы поставим картинки, в названии которых звук[C] стоит в начале слова. На 2 – в середине. На 3 – в конце.
Если вы это сделаете правильно, мы сможем пойти дальше.
— ( В слове слон звук [C] стоит в начале слова, поэтому ставим его на первую дорожку)
— (выполняют)
— Молодцы! Все картинки расставлены по своим дорожкам! Идем дальше!
7. Развитие слогового анализа; слухового внимания
— Ребята, а теперь найдите картинки, в названии которых вот столько слогов, частей – три удара в бубен.
— (перечисляют)
— А теперь Дима выйдет к доске и загадает нам слово, только пока не назовет его. А с помощью бубна «скажет» сколько в нем слогов. Ну а мы постараемся его отгадать.
— (выполняют)
8. Развитие зрительного внимания
— Артем подойди к доске и убери картинки, на которой изображены предметы мебели.
— (Я убираю стол. Я убираю кресло.)
— Рома уберет фрукты.
— (Я убираю ананас. Я убираю абрикос.)
— Назовите, какие картинки остались?
— (Слон, сани, колесо, лиса, автобус)
9. Практическое употребление предлогов: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ;
развитие зрительного внимания
— Назовите первую картинку, последнюю, за слоном, перед автобусом, между санями и лисой.
— (выполняют)
10. Упражнение в согласовании притяжательных местоимений с существительными
— Найдите картинки, к названиям которых подойдут слова моя, мой, моё, мои
— (Моя лиса. Мой слон. Мой автобус. Мое колесо. Мои сани.)
11. Образование относительных прилагательных; развитие общей
моторики
— Поиграем в игру, «Какой предмет?» (в кругу) – с мячом
*слон (какой?) – большой, сильный
*сани – деревянные, быстрые
*колесо – круглое
*лиса – пушистая, рыжая, хитрая
*автобус – городской, пригородный
— Садимся на места. А теперь давайте с вами узнаем, что может делать каждый предмет?
12. Развитие умения подбирать существительные к глаголам
* Скажите, что здесь может катиться? (колесо, сани)
* А что может ездить? (автобус)
* Кто может ходить, бегать? (лиса, слон)
— (Катиться может колесо, сани)
— Вспомните, что еще может катиться, ездить, ходить?
— (Мяч, бревно; машина, велосипед; человек, собака)
13. Развитие звукового анализа и синтеза
— Молодцы! Ребята, вам передали зашифрованное послание. Давайте попробуем его прочитать!
— Как вы думаете, какой здесь 1 звук?
— (Согласный)
— Согласный, какой?
— (Согласный твердый)
— Какой 2 звук?
— (Гласный)
— С каким звуком мы сегодня с вами знакомились?
— (Сегодня мы знакомились со звуком [C])
— Значит, под синий квадратик мы поставим букву С. А какие вы гласные знаете?
— (перечисляют)
— Под красный квадратик я поставлю букву А. Назовите, 1 звук, 2 звук и весь слог. (Игра «Домик гласных»).
— (так меняются все гласные буквы)
— Ребята, у нас с вами получился слог СО. Но мы же говорим с вами словами, чтобы понимать друг друга, а не слогами.
14. Учить преобразовывать слова
Скажите, какую букву можно добавить, чтобы получилась усатая рыба.
— (Нужно добавить букву М)
— А на какую букву можно заменить букву М, чтобы получился напиток?
— (Нужно заменить на букву К)
— На какую букву можно заменить, чтобы получилось слово: когда мы спим, мы видим что?
— (На букву Н)
15. Развитие звукового анализа и синтеза
— А теперь посмотрите на столе у вас лежат картинки, выложите слово: сон, сом, сок.
— Сколько гласных в слове? Сколько полосочек берем?
— (В слове одна гласная, значит, берем одну полосочку)
— Какой 1 звук, последний? Каким цветом обозначим?
— (выполняют)
16. Развитие мелкой моторики
-Молодцы! А сейчас возьмите карточки, закройте все неправильные буквы С и посчитайте сколько правильных.
— (выполняют)
— Ребята, вы догадались, кто пригласил нас в сказочную страну? С каким звуком и буквой мы знакомились?
— (отвечают)
— Молодцы, ребята! Звуку [C] очень понравилось, как легко вы справлялись с его заданиями. Он ждет еще раз вас в гости!
infourok.ru
План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
Цели занятия:
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по — подражанию».
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
МАТЕРИАЛ: простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.
Литратура: Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков букв». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур, 2007; И.А. Морозова, М.И. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет», Издательство «Мозаика-Синтез», М. 2008.
- Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.
(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)
ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ
БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.
- Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.
— Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!
Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.
Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.
— Назовите первые звук в слове СТОЙ.
— Какой он – согласный или гласный?
— Звонкий или глухой?
— Твердый или мягкий? (картинка-символ)
— Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)
- Работа со звуком С.
— Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.
— Губы открыты или сомкнуты ?
— Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
— Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
— Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
— Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).
4. Артикуляционная гимнастика.
— Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко»), увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).
Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там (« Лопатка»).
И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).
Кошка рассердилась (« Киска сердится»).
Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),
улыбнулся ( «Улыбка») и они вместе пошли гулять.
5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
— А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём СССССС…
Произнесём СЬ….
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
— В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
6. ИГРА «Семафор».
— Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.
С Сь Сь Сь С С Сь
СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС
СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.
7.Физкультминутка «Раз поднялись, потянулись».
— Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)
8. Упр. на развитие звукового анализа и синтеза. Игра « Поварята».
— Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.
Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?
— Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.
(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).
— А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.
( работа со звуковыми дорожками)
Редис Свекла Капуста
9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического слуха).
— Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.
Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.
10. Знакомство с буквой С.
— Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.
Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.
11. Пальчиковая гимнастика.
Нарисуйте букву С в воздухе.
На своей ладошке
На спине соседа
Большим пальцами двумя руками в воздухе.
Изобразим букву С пальчиками.
12.Выкладывание буквы С из пуговиц.
13. Заключительная часть. Итог занятия.
— Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До сссвиданья! До новых вссстреч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.
nsportal.ru
План-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме: Логопедическое занятие Звук и буква С
Логопедическое занятие Звук и буква С
Цели:
1. Уточнение артикуляции звука С, закрепление произношения в слогах, словах, чистоговорках;
2. Развитие звукового анализа на основе определения места звука С в слове;
3. Развивать навыки фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза.
4. Воспитание умения работать в коллективе.
5. Коррекция зрительного и слухового восприятия.
6. Воспитание речевой активности.
Оборудование: зеркала, презентация со слайдами, картинки на звук с, картинка веселый поезд, карандаши, фломастеры.
1. Организационный момент
На занятии наши глазки смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а только помогают, голова – думает.
Итак: чтобы начать наше занятие, давайте отгадаем загадку:
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее … «Снегурочка». Она пришла к Вам на занятие и хочет посмотреть, как вы занимаетесь. (Слайд 2)
Какая первая буква в слове «Снегурочка»? – правильно С, и Вы уже наверное догадались, что на этом занятии мы будем говорить о букве и звуке С.
2. Артикуляционная гимнастика. А давайте ребята, мы с Вами покажем, Снегурочке как мы с вами, выполняем артикуляционную гимнастику.
3. Знакомство со звуком
Ребята, а как свистит свисток: с – с – с.
Логопед объясняет:
— Звук [с] — согласный, твердый, глухой. Обозначаем синим кружочком. При произношении звука [с] язык умирается в нижние зубки, губы растянуты в улыбке, посередине языка проходит холодный «ветерок».
Ребята, а чем отличаются звук от буквы? Звук мы слышим, произносим. А буквы видим, пишем и читаем. (Слайд 3)
Игра «Услышь звук». Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
1. среди звуков: м, с, п, к, с, т, с, с;
2. в слогах: ап, су, ша, са, дю, со;
3. в словах: мама, слон, кран, доска, шуба, сын.
«Чистоговорки». Дети повторяют:
са-са-са – сладко спит лиса
су-су-су – смотрим на лису
сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы
се-се-се – знаем сказку о лисе
са-са-са – на столе оса
су-су-су – нет осы на носу
сы-сы-сы – жало у осы
се-се-се – кисель дадим осе
са-са — вот бежит лиса
Логопед: Какой звук повторяется в этих словах? (Слайд 4)
Игра «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют их и говорят «да», если в слове есть звук [с], и — «нет», если звука [с] в слове нет: сова, санки, бусы, рак, колос, собака, автобус, кукла, лес, капуста, кубики, носок.
4. Физкультминутка «Самолет»
Сам, сам, самолёт (два хлопка, руки в стороны),
Тут и там самолёт (два хлопка, руки в стороны),
Летит самолёт близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперёд),
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
Игра «Что лишнее?» Дети должны выбрать какая картинка лишняя в этих словах. (Слайд 5,6)
Игра «Найди недостающую фигуру» Дети должны внимательно рассмотреть картинки и выбрать ту картину, которая больше всего подходит. (Слайд 7)
5. Знакомство с буквой с (задание на листочках).
1. Дети пишут букву С и слоги на доске.
2. Прочитай слоги и напечатай их. После каждого слога в первой строке допечатай слог СА, во второй – слог СЫ. Какие слова у тебя получились?
3. Определи место звука С в названиях картинок. Проведи линии: к первому окошку домика, если слово начинается со звука С, к среднему – если звук С находится в середине слова, к последнему – если звук С в конце слова.
4. Назови картинку. (Сани) Раскрась звуковую схему слова.
5. Прочитай и напечатай слова до конца строк по образцу.
6. Пальчиковая игра «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
7. «Веселый поезд».
Дети рассматривают картинки, определяют место звука [с] в словах и расставляют их в вагончики.
Игра «Скажи наоборот» (Слайд 8-11)
Ирга «Один-много» (Слайд 12-15)
Игра «Ответь полным предложением» (Слайд 16-18)
8. Итог занятия. Ребята, вам понравилось занятие? С какой буквой и звуком мы познакомились?
nsportal.ru
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Звуки С и Сь. Буква С» (подготовительная к школе группа)
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
Учитель-логопед МБДОУ № 32 г. Южно-Сахалинска Майорова Елена Владимировна.
Цели занятия:
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по — подражанию».
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
МАТЕРИАЛ: простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.
Литратура: Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков букв». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур, 2007; И.А. Морозова, М.И. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет», Издательство «Мозаика-Синтез», М. 2008.
Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.
(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)
ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ
БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.
Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.
— Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!
Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.
Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.
— Назовите первые звук в слове СТОЙ.
— Какой он – согласный или гласный?
— Звонкий или глухой?
— Твердый или мягкий? (картинка-символ)
— Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)
Работа со звуком С.
— Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.
— Губы открыты или сомкнуты ?
— Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
— Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
— Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
— Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).
4. Артикуляционная гимнастика.
— Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко»), увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).
Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там (« Лопатка»).
И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).
Кошка рассердилась (« Киска сердится»).
Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),
улыбнулся ( «Улыбка») и они вместе пошли гулять.
5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
— А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём СССССС…
Произнесём СЬ….
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
— В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
6. ИГРА «Семафор».
— Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.
С Сь Сь Сь С С Сь
СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС
СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.
7.Физкультминутка «Раз поднялись, потянулись».
— Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)
8. Упр. на развитие звукового анализа и синтеза. Игра « Поварята».
— Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.
Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?
— Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.
(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).
— А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.
( работа со звуковыми дорожками)
Редис Свекла Капуста
9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического слуха).
— Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.
Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.
10. Знакомство с буквой С.
— Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.
Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.
11. Пальчиковая гимнастика.
Нарисуйте букву С в воздухе.
На своей ладошке
На спине соседа
Большим пальцами двумя руками в воздухе.
Изобразим букву С пальчиками.
12.Выкладывание буквы С из пуговиц.
13. Заключительная часть. Итог занятия.
— Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До сссвиданья! До новых вссстреч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.
infourok.ru
Конспект НОД [звук и буква С]
13 Ноя 2012 Автор Ekaterina
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»
Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД: «Знакомство с буквой «С»
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Коммуникация
- Здоровье
Технологии:
- использование игровых методов;
- игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
- информационные компьютерные технологии;
- здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
- коррекционные технологии: психогимнастика.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).
Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.
Продолжать формировать понятие «согласный звук».
Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.
Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.
Материал:
магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?
2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».
3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.
Заворчал живой замок
Лег у двери поперек.
– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.
– Посмотрите на экран нашего компьютера.
Презентация «Звук «С».
4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.
– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?
5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)
Дети называют картинки и определяют место звука в словах.
7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».
8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)
9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети
Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.
10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)
– Послушайте стихотворение про букву «С»:
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
– На что похожа буква «С»?
– Давайте сложим ее из пальцев.
– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.
11. Рассматривание слайдов 8,9
12. Составление предложений по картинкам
Санки, автобус, миска, собака.
13. Итог занятия
Прислала
Учитель-логопед
Стелла Данелян
Рекомендую прочесть:
Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:
www.logolife.ru
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук и буква С»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
Тема: Звук и буква С.
Цель:
- формировать знания о звуке и букве С.
- продолжать учить составлять предложения по заданному слову
- упражнять в употреблении антонимов
- воспитывать интерес к занятиям, через разнообразные игры.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых содержится звук С, схемы предложений
Ход занятия:
- Орг. момент
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Чем отличаются гласные звуки от согласных - Игра «Разложи на группы»
— У каждого картинки. Вы должны по очереди назвать предмет нарисованный на картинке и разложить в нужную коробку.
На карточках представлены слова со свуками М, К, С.
- Сообщение темы занятия
— Сейчас я назову слова, а вы должны определить и назвать звк который слышите чаше всех.
Соня, Санки, Самовар, Стакан, Спица
Сегодня мы познакомимся со звуком с.
-Как мы произносим звук С. Какие используем упражнения при произношении С.
— Давайте, возьмем зеркала и произнесем звук С.
Логопед предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы)
Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук с: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с.
(если кто-либо скажет, что теплая – сравнить х и с).
Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук)
4. Игра «Поймай звук»
Хлопните, когда услышите звук с.
с, п, м, с…;
са, ма, ва, су…;
ас, ам, ус…;
5. Игра «Добавь звук (слог)»
а). Добавим с вначале слова и получим новые слова:
Мех (смех)
Мел
Тройка (стройка),
наряд — ..,,
клад — …,
мешок — …
Б). Добавим с в конце слова и получим новые слова:
Ри(с)
Вку (с)
Но (с)
6. Игра «Сок»
Какой бывает сок?
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.
Физкультминутка «сугробы»
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
7. Звуко-буквенный анализ слова (сок)
-Сколько слогов в слове.
-Сколько звуков в слове сок?
— Сколько согласных?
— Сколько гласных?
— Если изменить гласную на У, какое слово получится?
8. Игра «Сочинялка»
— Я назову первую часть слова, а вы должны добавить Сок.
Пе (сок) ле- голо —
Ку- воло- бро —
Но- коло —
9. Игра «Скажи наоборот»
Пасмурный – (солнечный)
Тесная обувь – (свободная)
Горькое лекарство – (сладкое)
Кислое яблоко – (сладкое)
Мир – (ссора)
Неспелый – спелый
10. Знакомство с буквой С.
(НА доске) Это буква и звук С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?
— Давайте ее нарисуем в воздухе.
— На доске написаны слоги. Давайте их прочитаем.
11. Игра « Узнай букву»
— Я каждому дам буквы, а вы должны узнать на ощупь букву С и назвать ее.
12. Игра «Придумай слова»
— Сейчас вы должны придумать слова, в которых есть звук С. И назвать место звука в слове.
Выигрывает тот, кто назовет большее количество слов со звуком с.
13. Игра «Предложения»
Придумайте предложения со словом, в котором есть звук С.
Возьмите схемы и выложите предожение.
Сколько слов в вашем предложении?
14. Итог
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук?
С какой буквой познакомились?
nsportal.ru