Буквы парные звонкие и глухие: Страница не найдена « фонетический разбор и цветовые схемы

Содержание

Как обозначается парный глухой. Парные звонкие и глухие согласные. Парные и непарные глухие согласные

При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим .

Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.

Звонкий согласный часто оглушается в конце слова . Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным . Например, слове «походка» мы произносим как «пахот ка».

Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).

Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».

Таблица

Парные

Звонкие

Глухие
Б
Ф
Г
Т
Ж
С

Непарные

Л, М, Н, Р, Й

(сонорные)

Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ — п’», «в’ — ф’».

Твердые и мягкие

В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я — мягкие.

Таблица

Парные

Перед А, О, У, Ы, Э – твердые.

Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.

Твердые Мягкие
б б белый
ваза в в

г

д д дядя
зола
з
з
к к кирпич
лак л л
м м мир
наш н н
п п песня
роза р р
с с синий
туча т т
ф ф фильм
холка х х

Хельсинки

Непарные

ж, ш, ц

ч, щ, й

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами.

Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости — глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы — голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали

звонкими , а звуки, которые состоят только из шума — глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором — звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости — глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга — настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости — твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик — непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] — всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Звуки [ч’], [щ’] — шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв — 21, а звуков — 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка — точка

б очка — почка

ш ар — жар

удочка — уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье

. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных — 9 — Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных — 2 — Т, Т, различных — 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому — нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные — это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных — [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры — слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки — это как раз сонорные. Их пять:

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки — это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие — это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например , в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ — П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ — Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 103.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й»] б → [б], [б»] п → [п], [п»] ч → [ч»]
л → [л], [л»] в → [в], [в»] ф → [ф], [ф»] щ → [щ»]
м → [м], [м»] г → [г], [г»] к → [к], [к»] ц → [ц]
н → [н], [н»] д → [д], [д»] т → [т], [т»] х → [х], [х»]
р → [р], [р»] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з»] с → [с], [с»]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б»] [ч»]
[ш] [в] [в»] [щ»]
[ц] [г] [г»] [й»]
[д] [д»]
[з] [з»]
[к] [к»]
[л] [л»]
[м] [м»]
[н] [н»]
[п] [п»]
[р] [р»]
[с] [с»]
[т] [т»]
[ф] [ф»]
[х] [х»]
3 непарных 15 парных 15 парных 3 непарных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков

Какие звуки называют согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Какими бывают согласные звуки?
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?
Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости- глухости : [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б , В , Г , Д , Ж , З , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Т , Ф , Х , Ц , Ч , Ш , Щ .

Всего в русском языке есть 21 согласная буква .

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]
Мягкие [ч❜] [щ❜] [й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е , Ё , И , Ю , Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Сравни: нос [нос] — нёс [н❜ос], угол [у́гол] — уголь [у́гал❜].

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными , что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Парные звонкие и глухие согласные» — Всероссийские и международные дистанционные конкурсы для детей

Автор: Тихонова Ольга Владиславовна Учитель начальных классов 1КК МАОУ Пролетарская СОШ

__________

Урок русского языка 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цели:

  1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.
  2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.
  3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;
  • сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;
  • закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.
  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
  • развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока–  деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения – индивидуальные карточки,  учебная доска

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока:

Учитель:

-Начинаем урок русского языка.

 

  1. Оргмомент

Сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться, повторить то, что знаем и узнать что-то новое.

Урок будет – весёлым, интересным, красивым, необычным, обучающим, познавательным

Ученик – внимательным, сообразительным, догадливым, активным, рассудительным

Учитель – помощником, товарищем, наставником

Орфографическая минутка.

Начнем урок с игры в «Лото».

На парте лежит листок, на котором находится таблица, такая же таблица висит на доске     ( спрятана от детей). К доске выходит сильный ученик, а остальные работают за партами.

 

 

Имя существительное кто?что? Глагол
что делать?
что сделать?
И,у,а после шипящих           А Звонкий звук
Ж.р. Парные согласные          О Словарное слово Глухой звук
Большая буква в именах собственных подлежащее Разделительный ь сказуемое Непроизносимые согласные
Ср.р Безударные гласные 2 скл Употребление ь твердый
Мн.число мягкий Раздельное написание предлогов со словами         И Ед. число
3 скл. неодушевленные Имя прилагательное
какой? Какая? Какое? Какие?
Имена собственные 1 скл.

Учитель начинает читать слова, ученики должны определить, какая орфограмма в этом слове и фишкой закрыть её на листке.

Ландыши – орфограмма ( гласная после шипящих)
Собака – орфограмма ( словарное слово)

Скворец – буква в корне (О)

Перья – орфограмма (разделительный ь)

У дома – орфограмма (раздельное написание предлогов со словами)

Хлеб – орфограмма ( парные согласные)

Весёлый – часть речи ( имя прилагательное)

Бревно – орфограмма (безударная гласная в корне слова)

Открывается доска, ребята проверяют с тем, что у них на партах

 -Оцените себя: у кого нет ошибок? 1 ошибка? 2 ошибки?

– Что мы с вами делали? (работали с орфограммами)

-Хорошо ли мы умеем определять и писать нужную орфограмму?
– Надо продолжить работу?

  1. Актуализация знаний.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Словарная работа.

 -Вы сейчас получите карточки. У сильных детей написаны слова при помощи транскрипции, у остальных написаны загадки, надо записать отгадки.

[горат],[аб`эт],[п`ирок],[марос],[загатк`и]

1.Не деревня, ни село,
   И людей полным-полно,
   Много народа,
   В трудах и заботах ( город)

  1. Сел за стол на табурет,
    Жду, когда дадут ….( обед)
  2. Каждый, каждый с ним знаком,
    Вот берется теста ком,
    Запекают в нем творог,
        Получается ….(пирог)
  3. Невидимкой осторожно
    Он является ко мне
    И рисует как художник

    Он узоры на окне (мороз)

Один из учеников читает отгадки.
– Что мы сейчас с вами записывали?
– Запишите это слово.
-Чем похожи эти слова ? ( парные согласные в конце слова, которые можно проверить)
– Какой частью речи являются эти слова? ( существительные)
– Что мы знаем о парных согласных?

1. Они пишутся в конце и середине слова

  1. Их 6 пар
    3. Верхний ряд – звонкие, нижний – глухие

4.Парные согласные надо проверять

 

3.Постановка темы и целей урока

– Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова)

  1. Обобщение и систематизация знаний.

 – Давайте вспомним правила проверки парных звонких и глухих согласных

Было мало, стало много

Так скорее проверяй

(поставь слово во множественное число)

дуб – дубы

 

Слово ласково назови и правильно напиши

(подбери о/с, используя уменьшительно-ласкательное значение слова)

 

гриб – грибочек

Большой – маленький

 

(подбери однокоренное слово, которое обозначает маленький предмет)

 

арбуз – арбузик

Писать правильный ответ нам поможет слово «нет»

(добавить слово –нет-изменить форму слова)

Снег (нет) снега

 

Чтобы правильно писать надо признак подобрать

(подобрать о/с, обозначающее признак)

холод – холодный

Чтобы правильно писать надо действие подобрать

(подобрать о/с, обозначающее действие)

обед – обедать

– Знать правило хорошо, но надо уметь применять его.

Групповая работа.

– Группа получает таблицу, в которую надо записать правильно слова, а потом мы проверим. Первое слово разбираем все вместе, а остальные самостоятельно.

Множественное число Большой-маленький ласково нет действие признак
Шкаф
Холод
морковь

 

Проверка. Оцените себя.

Вывод: способы надо знать все, но пользоваться удобным.

 

5.ФИЗМИНУТКА

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физминутка посвящена также парными согласными-

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

 

  1. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

 Самостоятельная работа

 На доске написан текст, надо его списать и вставить пропущенные буквы.

Пришла зима. Сне… укутал деревья. Ду… в мохнатой ша…ке. На ветках берё… белый шар….Молодая елочка спряталась в сугро….Не страшен им холо… и моро…

У сильных учеников на карточках деформированный текст

Сне…ная,пришла,зима,суровая

Все,в,пушистый,деревья,лесу,сне…,укутал
В,старый,ша…ке,мохнатый,ду…,стоит
Из,на,ветках,снега,бере…,шар…,лежит,белый
В, сугробе,молодая,большом,елочка,спряталась

Им,не,ни,холо…,страшен,теперь,ни,моро..

 – Проверяем и объясняем, какую букву вставили и почему.

Предложение Молодая елочка спряталась в сугроб разобрать по членам предложения с полной характеристикой.

Оцените себя.

 

7.Работа по учебнику.

Упр. 216 (с. 94).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)

– Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

-Проверка

  1. Итог урока.

Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” – 
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй – 
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

  1. Рефлексия

– Какую орфограмму сегодня повторяли?

– Как проверить парную согласную в корне слова?

– Почему нужно проверять слова с парными согласными?

– Какие слова называются проверочными?

– Что вызвало затруднение?
– Оцените свою работу в оценочном листе

Оценка ученика Оценка учителя
Мне все понятно на уроке
Мне еще надо поупражняться
На этом уроке я плохо понял

 

  1. Домашнее задание

 

Стр 94 упр 215 ( сильные ученики придумывают и записывают 10 предложений, остальные 5)

_______

Скачать материал – Конспект урока по русскому языку 3 класс «Парные звонкие и глухие согласные»

Открытый урок на тему: « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». — Открытый урок — Методическая копилка

Тема: « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Цель:    закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими 

             согласными;

             развивать речь, внимание, мышление, память;

             воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:  презентация к уроку,

                            раздаточный  дидактический материал,

                                                      Ход урока.

 

  1. Организационный момент.

    Приветствие. Организация внимания учащихся.                                                   Слайд 2

  1. Актуализация опорных знаний.                                                                        
  2. Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика

 на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы

правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока.

(Сначала зайчик находился в домике  Б, из него отправился

 в домик В, оттуда пошёл в домик  Г, перепрыгнул в домик Ж ..З..Д.)

Учащиеся определяют первый маршрут:

— Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными:                       Слайд 3

 Б→В→Г→Ж→З →Д

— Предположите, каким был  второй маршрут?

(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными:

  • →Ф →К →Т →С →Ш)

3. Формулировка темы  и цели урока.                                                                          Слайд 4

    — Назовите тему уроку

         (« Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»).                                 

    — Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?

         Соедините линиями парные согласные:

     б – п,  в – ф,  г – к,  д – т,  з – с,  ж – ш                                                                    

 Учитель:

— Какова же цель нашего урока?

 (Мы будем закреплять знания о правописании звонких и глухих согласных)

4. Минутка чистописания.

     — Проведём минутку чистописания. Запишем букву, которая была последней в первом маршрут, и её пару. Какие это буквы? (д – т)

    — Составим цепочку из этих букв, прибавив к ним букву  о  (дто). При каждом повторе  количество букв о  увеличивается на одну  (дтоо – дтооо и т. д.).

5. Словарная работа.

а) Игра «Собери слово»

    — Какие словарные слова с парными звонкими и глухими согласными вы знаете?

    — Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом.                          Слайд 5

        Посмотрите на рисунок, найдите букву, с которой начинается

        искомое слово,  и направление для поиска остальных букв.

        Отгадайте это слово (сапог)                                                            

   б) Работа с лексическим значением слова.

     Учитель:

    — Что такое сапоги? (Это обувь)

    — Что ещё относится к обуви? (туфли, кроссовки, ботинки, калоши)

    — В чём отличие сапог от туфель? (сапоги высокие, а туфли низкие).                   Слайд 6

    — Из какого материала шьют сапоги?

    — Дайте полное определение слову «сапоги».

        (Это высокая обувь из кожи, резины, других материалов)

Учитель:                                                                                                             Слайд 7

    — Слово «сапоги» — древнерусское слово. У учёных нет единого

 мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что

 от слова «соп», т.е. « печная труба», т.к. сапоги напоминают её

по форме. Другие учёные считают, что  от слова «сапати», т.е. сопеть,

скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая

 точка зрения считается более убедительной.

в) Работа со словом.

 

 — Произнесите слово «сапоги» по слогам, определите ударный слог (третий).

 — Напишите слово «сапоги» в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в слове.

 — Запишите рядом это слово в единственном числе (сапог). Какая орфограмма появилась на конце слова? (парная согласная на конце слова) Как правильно нужно записать это слово? Как проверить?

г) Работа с фразеологическими оборотами.                                                                        Слайд 8

  — В левой столбике записаны фразеологические обороты

 со словом «сапоги», а в правом – значения данных оборотов.

Соотнесите    фразеологические  обороты  и их значения.

1.  Сапоги каши просят.              Похожие люди, особенно по их недостаткам.         

2.  Быть под сапогом.                   Продырявились, износились, требуют ремонта.

3.  Два сапога пара.                      Заискивать, угодничать, унижаться.

4.  Стлаться под сапогом.            Быть в полном подчинении у кого-либо.

д) Составление предложения со словом «сапоги».

Выбор учителем предложения из нескольких предложений, составленных учащимися.

(Мама купила красивые сапоги.)

  — Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

е) Работа с группой родственных слов.                                                           Слайд 9

Учитель:

— Составьте группу родственных слов с

корнем «сапог»- «сапож».

(сапог- сапожок, сапожник, сапожище…)

6. Физминутка.

— Я  буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,

 то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете ногой.

(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)

7. Систематизация и обобщение знаний учащихся.                                          Слайд 10

а) Учитель:

— Прочитайте слова. Спишите эти слова в тетрадь. Найдите и

подчеркните согласные буквы, которые при письме

нужно проверять.

Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка.

— Как проверить парный согласный звук в корне слова?

б) Работа с правилом

Учебник с. 21

в) Самостоятельная работа

  Выполнение упражнения № 33

г) Работа с деформированным текстом.                                                            Слайд 11

Учитель:

— Перед вами деформированное предложение:                                                

    кошки      глазки    у   зубки    зоркие   и   острые

— Составьте предложение.

— Найдите слова на правописание парных согласных

     в корне слова.

д) Вставьте  пропущенные буквы в слова:                                                               

       Ду…, цветок, руба…ка, зверь, ястре…, одежда, медве…ь,

 дерево, ланды…, птица.                                                                             Слайд 12

Самопроверка.

Игра  « Найди пару!» (ассоциации)                                                                                                

— Объедините слова в пары по смыслу

(дуб – дерево, ландыш – цветок, рубашка – одежда,

ястреб – птица, медведь — зверь)

Проверка по слайду.                                                                                       

    Слайд

 8. Развитие речи.                                                                                  Слайд 13

Работа с пословицами.                                                                              

  1. Друг познаётся в беде.
  2. Важен не обед, а привет.
  3. Друга ищи, а найдёшь — береги.

Учитель:

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Какие пословицы можно объединить по смыслу?

— Составьте к ним своё задание в соответствии с темой урока.

(записать только те пословицы, в которых есть слова с парной согласной в корне слова)

9.Обобщение.

Работа с раздаточным дидактическим материалом.

Игра « Будь внимателен!»

ча.. .ка

ло. ..ка

кни…ка

бума…ка

ры.. .ка

ука…ка

10. Итог урока.                                                                                                        

      а) Рефлексия.

— Над какой темой работали на уроке?

— Как проверить парный согласный звук  в корне слова?

б) Домашнее задание.

— Повторить правило, упр. 35


Скачать: Открытый урок на тему: « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Скачать: Презентацию к уроку 

«Парные звонкие и глухие согласные на конце слов»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

План-конспект урока русского языка по теме:

«Парные звонкие и глухие согласные на конце слов»

Выполнила студентка 31 группы:

Куренкова Е. С.

МОАУ «Лицей №62» г. Саратов

Учитель: Зотова Л.Н.______________

Методист: Александрова Н. С._____________

Дата: 20.03.19

Оценка____________

Саратов

2019 год.

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные на конце слов»

Класс: 1 «А»

Цель: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, умения соотносить произношение и написание слов.

Задачи:

  • Образовательная: научить различать парные звонкие – глухие согласные звуки и записать их в виде букв на конце слов.

  • Воспитательная: воспитывать интерес, умение действовать активно на протяжении всего урока, воспитывать эстетическое чувство, способствовать воспитанию культуры учебного труда.

  • Развивающая: развивать фонематический слух, логическое мышление, речь, память, внимание, воображение и фантазию.

1. Орг

момент. Мотив к уч.

деят

Создать условия для возникновения у учеников внутр потр вкл в учебную деятельность

Словесный метод

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок Русского зыка.

— Сядьте правильно, выровните спинки, возьмите тетрадь и запишите число.

На следующей строке запишите классная работа.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Слушают учителя.

Настраиваются на предстоящую работу.

Ф

2.Актуализация знаний

Актуализировать знания детей

Словесный метод

— Разгадайте загадку.

Кошка, миленькая кошка,

Поиграй ты с ней немножко,

С кошкой ты, наверняка,

Не забудешь букву … («к»)

— Запишите строчную букву «к» до конца строки.

— Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводя каждый элемент буквы.

— Дайте характеристику звука [к] в слове «Клара». (Согласный, твердый парный, парный глухой)

— Назовите пару звука [к] по звонкости и глухости. (г)

— Отгадывают загадку.

Прописывают букву «к» каллиграфически.

Ф

Фронтальный контроль

П: умение ориентироваться в своей системе знаний, актуализация имеющихся знаний

Р: умение отличать верно выполненное задание от неверного, поиск ошибок

К: учет мнений одноклассников, умение слушать учителя

Умение высказывать свое предположение

3.Выявление места и причин затруднения.

Целеполагание

Дать возможность учащимся осознать, в чем именно состоит затруднение, каких ЗУНов им не хватает

— Вы такие умные, поэтому я считаю, что можете помочь Маше и Мише справиться с заданием.

— Прочитайте пары слов.

(кра[б]ы – кра[п], уда[в]ы – уда[ф], носоро[г]и – носоро[к], удо[д]ы – удо[т], е[ж]и – ё[ш], дикобра[з]ы – дикобра[с]).

— Чем отличаются звуки в квадратных скобках в каждой паре? (Одни согласные звуки звонкие, а другие-глухие).

— Как называются такие согласные? (Парные согласный по звонкости и глухости).

— В каких словах в каждой паре произносите звонкий согласный звук? Прочитай их! (Крабы, удавы, носороги, удоды, ежи, дикобразы).

— Прочитайте слова, где произносится глухой согласный звук? Где же в словах находится этот звук? (В конце слова, в последнем слоге).

-Можно ли на слух определить, какую букву будем писать на месте глухого звука?

— Как вы думаете, как же будет звучать тема нашего урока?

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные на конце слов»

— Какую же цель поставим на урок?

Цель: Научиться писать парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

Выполняют задание на слайде.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цель урока с помощью учителя.

Ф

Презентация

Фронтальный контроль знаний

Формирование представлений об основных изучаемых понятиях

Р:умение выявлять, в чем состоит затруднение,

осознание того, что уже освоено и того, что ещё нужно освоить;

постановка цели и определение темы урока

К: учёт мнение окружающих,

участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организовать план выхода из возникшего затруднения

— Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных?

— Послушайте сказку.

ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные — с согласными. Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.

А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

— А как же ведут себя парные согласные по глухости-звонкости в начале слова?

— Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости-звонкости в начале слова.

— Вы вместе со своим соседом будете исследователями.

— Вам надо заселить домик словами. Обратите внимание на парные звонкие – глухие согласные в начале слова. Не забудьте: парные звонкие – глухие согласные бывают и твердыми, и мягкими.

— Какой вывод можем сделать? ( В начале слова как слышим, так и пишем согласные)

— Проверьте свои работы с эталоном на доске.

Слушают

сказку.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание в паре. Записывают на карточке.

П

Карточки

Самопроверка по эталону

Систематизация материала

П:ознакомление со сказкой о парных звонких и глухих согласных

Р: умение распределять правильно соответствующие слова

К: умение слушать учителя; работать в паре

Оценивание усвояемого материала

5. Реал построенного проекта

Реализовать построенный проект

Словесный(объяснение)

— Давайте произнесем слова «краб» хором.

— Что происходит с глухим согласным на конце? Почему мы не можем определить написание буквы на конце в этом слове?

(Он оглушается)

— Какой звук стоит после звонкого согласного в слове «крабы»? (Гласный звук).

— Как вы думаете, он влияет на согласный?

— Сколько предметов обозначают слова первого столбика? (Несколько). А второго? (Один).

— Посмотрите на слайд.

(На лайде слово «кра…» )

— Как можно проверить написание буквы на конце слова? (Можно подобрать слово, которое обозначает много таких предметов).

— Откройте 76 страницу учебника, прочитайте внизу правило.

— Можем ли мы теперь определить, как правильно пишутся слова, которые были в начале урока на слайде?

Отвечают на вопросы учителя.

Узнают, от чего зависит написание согласного на конце.

Ф

Учебник

Фронтальный контроль

Умение делать выводы и обобщать полученные знания

П:

ознакомление со способ проверки написания слов с глухими согласными на конце слов

6.Первичный выход из затруднения с проговариванием во внешней речи.

Создать условия для выхода из сложившегося затруднения и проговорить пути решения

Словесный9рассказ)

Практический

− Кто был в зоопарке?

− Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.)

— А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.

− Закройте глаза, представим, что мы в зоопарке, вспомните, что вы интересного видели в зоопарке.

— Давайте выполним упражнение 41 .

— Каких вы видите животных на рисунке?

— Прочитайте слова под рисунками. Разные ли звуки на конце слов в 1, 2, 3 группе?

— Как будете определять, какую букву будем писать на конце каждого слова?

В 1 паре разные буквы или одинаковые? А в остальных?

— Почему же на конце слов в каждой паре слов звуки одинаковые?

— Запишите все пары в тетрадь, диктуя каждое слово.

Слушают учителя.

— Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание по учебнику.

И

Учебник

Фронтальный контроль

Овладение общепринятыми понятиями

систематизация материала

П: умение определять, какая буква пишется на конце слова, делать проверку

Р: умение работать по предложенному плану; ориентация в системе знаний ;выполнять задания по диктовку

К: умение выражать свое мнение

7.Физминутка

Снятие усталости и эмоционального напряжения учащихся

Словесный, наглядный, практический метод

— А теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

На слайде видео с физминуткой.

Повторяют движение за учителем и видео.

Ф

Презентация

Фронтальный контроль

Р:обеспечение активности детей

Снятие эмоционального напряжения;установление на ЗОЖ.

8.Сам.раб с проверкой по эталону

Организовать самостоятельную работу с проверкой по эталону

Практический метод

— Выполните задание самостоятельно на карточках.

КАРТОЧКА 1

Вставь пропущенную букву «Б» или «П».

ястре… стол… ло…

хле… сиро… су… пото…

КАРТОЧКА 2

Вставь пропущенную букву «В» или «Ф».

жира… уда… шка… клю… остро… шар… морко…ь

КАРТОЧКА 3

Вставь пропущенную букву «Г» или «К».

зву… дру… бере… кру… утю… фла…

КАРТОЧКА 4

Вставь пропущенную букву «З» или «С».

гла… пару… арбу… гру…

голо… моро…

— Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы.

Выполняют задание самостоятельно.

Проверяют друг друга.

И

Карточки

Самопроверка по эталону

Овладение общепринятыми понятиями

систематизация материала

П:умение записывать пример из столбика в строчку

Р: умение работать по предложенному плану; ориентация в системе знаний

К: умение работать у доски

Познавательная активность, интерес к познанию

9. Включение в систему знаний.

Фиксация полученных знаний, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему знаний.

Словесный метод

— Итак, давайте вспомним тему нашего урока.

— Что нового узнали на уроке? (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими)

— Чему новому научились? (правильно писать парные звонкие и глухие согласные на конце слов)

— Как можно проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова? (подобрать слово, которое обозначает много таких предметов)

— Вернёмся к цели нашего урока. (Слайд)

— Цель вами достигнута?

Рефлексия:

— Оцените свою работу смайликом. Нарисуйте веселое лицо, если вам было легко и интересно выполнять задания, и грустное, если сложно и не интересно.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою деятельность.

Ф

Фронтальный контроль

Р:прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

К: учёт мнения одноклассников.

Оценивать свою деятельность, выражать мнение по поводу урока

10. Дом задание

Задаст учитель.

Заселите домик словами: бант, винт, клуб, тигр, пир, флаг, герб, год, дятел, жар, зонт, друг, бинт, пар, сито, фильм, кит, труд, шарф, сон, зима, вата.

! Обратите внимание на парные звонкие – глухие согласные в начале слова. Не забудьте: парные звонкие – глухие согласные бывают и твердыми, и мягкими.

«Парные звонкие и глухие согласные звуки» 1 класс

1. «Парные звонкие и глухие согласные звуки» 1 класс

Работа в тетради
12 мая.

4. Отгадай загадку

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
Крупный хищный зверь с
длинной густой шерстью и
короткими толстыми
лапами.

6. Запишите словарное слово:

медведь
Медведя так назвали потому, что он
знает, ведает, где найти в лесу
мёд.
медведь – мёд, ведать =
«знающий, где мёд»
Работа в
учебнике
с.92-93
Упр.1.
Шар, жук, мяч.

11. 4. Прочитай.

O Какими звуками различаются слова
каждой пары? Произнеси эти звуки.
Какими звуками различаются слова
каждой пары? Произнеси эти звуки.
Напиши любые две пары слов.
5. Произнеси сначала твёрдые парные по
глухости-звонкости согласные звуки,
потом мягкие парные согласные звуки.
Объясни, почему в первом столбике шесть пар
звуков, а во втором всего пять.
Подбери слова, в которых есть эти звуки.
Обрати внимание! Остальные
согласные звуки называются
непарными по глухости-звонкости.
Непарные звонкие согласные звуки:
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Непарные глухие согласные звуки:
[х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
6. Прочитай.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нём сверкает,
Как алмаз.
(Г. Бойко)
Найди в строках слова, которые отвечают на вопрос что? и
заканчиваются буквой, обозначающей парный по глухостизвонкости согласный звук.
Произнеси этот звук. Какой буквой он обозначен в словах?
Проверь!
Глаза — глаз
Алмазы -алмаз
Запомни!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Обрати внимание! Парный по
глухости-звонкости согласный звук
на конце слова может обозначаться
разными буквами:
Поэтому написание слова с парным
согласным звуком на конце надо проверять!
9. Прочитай. В чём сходство и различие
слов в каждой паре?
Сделай вывод: как нужно изменить слово, чтобы
проверить написание буквы, обозначающей парный
согласный звук на конце слова?
9. Прочитай. В чём сходство и различие
слов в каждой паре?
Напиши пары слов: сначала проверочное,
затем проверяемое.
Проверь!
Грибы-гриб, глаза – глаз,
рога – рог, чижи – чиж,
сады — сад , львы – лев.
Запомни!
Чтобы проверить, какой буквой
обозначить парный по глухостизвонкости согласный звук на конце
слова, надо изменить слово так, чтобы
после согласного звука стоял гласный
звук: .
Как проверить парные
глухие и звонкие согласные?
Д/з упр.10 с.98
Написать 4 пары слов,
подчеркнуть согласные
буквы по звонкости
глухости.
Молодцы!

Произношение английских глухих согласных звуков видео

Продолжаем изучать фонетику английского языка. Английские глухие согласные, по сравнению со звонкими согласными, располагают более напряженным произношением. При их артикуляции голосовые связки не создают вибрацию, а акустический эффект достигается за счет энергичного напряженного выдоха воздуха. 

Среди согласных звуков в английском языке выделяется 6 пар, которые состоят из звонких и глухих фонем соответственно. Это так называемые парные согласные звуки: [b] — [p], [d] — [t], [v] — [f], [g] — [k], [z] — [s], [G] — [C]. Но есть, конечно, и другие глухие согласные, изучению произношения которых посвящена данная статья.

В английском 8 глухих звуков — [p, t, ʧ, k, f, θ, s, ʃ ], три из которых считаются взрывными [p, t, k], эти фонемы произносятся с придыханием (аспирацией). Аспирация – звуковой эффект в виде небольшого выдоха струи воздуха. Придыхание возникает в момент быстрого размыкания преграды (зубов и/или губ).

Как научиться произносить взрывные звуки?

Для русской речи характерно размыкание медленное, а для английской – мгновенное, резкое, энергичное. Быстрая струя воздуха вырывается не из ротовой полости, а прямо из легких, создавая нужный шум. В итоге между конечным глухим взрывным согласным и началом последующей гласной фонемы слышится некий выдох. Это и есть аспирация или придыхание.

Чтобы потренироваться выговаривать аспирированные фонемы, нужно во время их произношения на уровне рта держать лист бумаги. Он должен существенно отклоняться. Придыхание сильнее всего проявляется перед долгими гласными под ударением.

Таким образом, мы можем выделить две особенности английских согласных:

  • Сила артикуляции, благодаря этой характеристике мы распознаем звонкие и глухие звуки
  • Придыхание, которое характерно для произношения взрывных фонем

А теперь перейдем к просмотру видео, чтобы научиться верно их произносить.

Видео как правильно произносить глухие согласные

Внимательно смотрите видео и повторяйте за учителем, чтобы научиться выговаривать глухие согласные. Читайте текстовые подсказки.

[p]

От русского «п» отличается шумом, то есть он произносится с выдохом (взрывной). Выражается удвоенной или одинарной «p» при написании:

  • p — drop
  • p — pond
  • pp – puppy

[t]

Это тоже взрывной звук, что и отличает кардинальным образом его от нашего «т». Чтобы его произнести нужно, чтобы язык занял положение, как будто нужно сказать «т», но при этом голосовые связки не задействовать, а сделать шумовой выдох. При чтении можно встретить такие варианты:

  • tt — letter
  • t — time

[tʃ]

Нет, это не русский «ч», это скорее все тот же «т», только не четкий. Обозначается при письме следующими сочетаниями:

  • tua — virtually
  • ture — culture
  • ch — chop
  • tion — question
  • tch — witch

[k]

Снова взрывной звук, который очень далек от нашего «к». При его произношении, создайте преграду воздушному потоку, который будет идти прямо из легких. При написании передаются с помощью таких литер и буквосочетаний:

  • k — make
  • c — cloth
  • q — bouquet
  • ch — chemist
  • ck — flock

[f]

А вот здесь, наконец, соответствует нашему «ф». Выражается через:

  • f — fine
  • gh — tough
  • ph — phrase

[θ]

Это еще что за каракули? – спросите вы. А это один из сложнейших английских звуков. При его произношении, нужно попытаться сказать «с», при этом зажать язык зубами. Причем губы не должны участвовать в его образовании. Должно получиться что-то среднее между «с» и «ф». Обозначается через «th»:

  • th — loath
  • th — thankful

[s]

И снова немного облегчения – соответствие русскому «с». Выражается на письме при помощи таких буквенных образований:

  • c – trace
  • s – case
  • ss – essay

[ʃ]

Опять крокозябра?!  Этот звук является произношением среднего «ш» и «щ», более схож со смягченным «ш». Произносится будто шипение змеи. Графически обозначается через:

  • ss — issue
  • sh — shelter
  • cia – special
  • tion — mention
  • sion — mission