Буквы парные звонкие и глухие – : , , (1-4 )

Содержание

Тест «Звонкие и глухие согласные»

Школа №127           Холкина С.А.


Фамилия __________________

Имя ______________________

 

Тест по русскому языку «Согласные звонкие и глухие».

 

  1. Прочитай слова. Подчеркни звонкие согласные.

Коза, бабочка, стул, красивый, сиреневый.

 

  1. Прочитай слова. Подчеркни глухие согласные.

Разорвать, папа, барабан, рисунок, чемодан.

 

  1. Укажи слово в котором пишется буква П, обозначающая согласный звук [п]
  1. сугро…  3) ду…
  2. су…   4) гор…

 

  1. Какое слово лишнее?
  1. машина  3)груз
  2. завод   4) шкаф
  1. Соедини линиями парные согласные.

б  т

г  ф

з  п

в  ш

д  к

ж  с

 

  1. Закончи правило.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял ______________________.

 

  1. Вставь пропущенные согласные. На месте пропуска напиши проверочные слова.

Каранда…..(ш , ж) _________________ моро.…(с ,з) _______________

Овра…..(г , к) ____________________ кру.…(к , г) ________________

Шка…(ф , в) ___________________ гара.…(ж , ш) ______________

  1. Вставь пропущенные буквы.

Кла…., камы…., рука…., сугро.…, бро.…ь, капри.… .

 

  1. К какому слову неправильно подобрано проверочное слово?
  1. Улов – улова   3) народ – народа
  2. Арбуз – арбузы  4) завод — заводской

 

  1. Укажи пословицу, в которой допущены ошибки.
  1. Неделя год кормит.
  2. Воля и труд дивные всходы дают.
  3. Свой глаз – алмаз, а чужой – стёклышко.
  4. Друк – ценный клат, недругу никто не рат.

 


Фамилия __________________

Имя ______________________

 

Тест по русскому языку «Согласные звонкие и глухие».

 

  1. Прочитай слова. Подчеркни звонкие согласные.

Осень, бочка, дождь, урожай, большой.

 

  1. Прочитай слова. Подчеркни глухие согласные.

Украсить, оркестр, ветер, лист, черепаха.

 

  1. Укажи слово, в котором пишется буква Т. Обозначающая звук [т].
  1. горо…   3) наро…
  2. тетра…ь  4) пило…

 

  1. Какое слово лишнее?

1) улов   3) задача

2) арбуз   4) народ

  1. Соедини линиями парные согласные.

б  т

г  ф

з  п

в  ш

д  к

ж  с

 

  1. Закончи правило.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял ______________________.

 

  1. Вставь пропущенные согласные. На месте пропуска напиши проверочные слова.

Ланды…(ш , ж) _________________ матро…(с ,з) _______________

Вра…(г , к) ____________________ кри…(к , г) ________________

Шар…(ф , в) ___________________ эта…(ж , ш) ________________

  1. Вставь пропущенные буквы.

Тру…, малы…, кро…ь, стол…, любо…ь, парово… .

 

  1. К какому слову неправильно подобрано проверочное слово?
  1. Шкаф – шкафчик  3)груз – грузы
  2. Завод – заводы  4) луг – луга

 

  1. Укажи пословицу, в которой допущены ошибки.
  1. Хороший год по весне видно.
  2. Весенний день год кормит.
  3. Вег долог, да чаз дорок.
  4. Хлеб – батюшка, вода – матушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

mega-talant.com

Конспект и презентация по русскому языку на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.» (2 класс)

hello_html_m3f738479.gif
hello_html_m3f738479.gifhello_html_1c899b16.gifhello_html_1c7efc.gifhello_html_m6d7bf6b4.gifhello_html_1f115039.gif

МБОУ «СОШ № 5»

Урок русского языка

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Выполнила:

Губина В.Н

Жаркова С.В.

Тема: Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Цели:

Предметные:

  • понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова – это орфограмма;

  • объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;

  • находить и проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова.

Метапредметные:

  • сравнивать звучание и написание слова;

  • уметь с помощью учителя составлять алгоритм проверки орфограммы;

  • понимать важность орфографически-правильного написания слов для понимания письменной речи;

  • активизировать словарный запас при подборе проверочных слов.

Личностные:

Ход урока

Ι. Орг. момент

Слайд №1. (русский язык.)

— Сегодня на уроке нас ждут интересные открытия, новые знания.

-Что необходимо для успешной работы? (Внимательно слушать учителя. Думать и правильно отвечать на вопросы.)

— Я желаю вам удачи.

Слайд №2. (девиз)

— Девиз урока:

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

II.Актуализация знаний

  1. Словарно – орфографическая работа. Выборочное письмо.

— Прочитайте предложение орфографически.

Слайд №3.

В лесную школу пришли учиться: к…рова, м…две…ь, за…ц, с…бака, л…сица.

— Что объединяет учащихся лесной школы? ( Они все животные.)

— На какие группы можно распределить животных? ( На дикие и домашние.)

— Запишите названия животных, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните известные орфограммы.

Слайд № 4. (Проверка)

Корова, медведь, заяц, собака, лисица.

— Оцените работу. ( ! + — )

— Что такое орфограмма? ( Опасное место в слове.)

Какая орфограмма объединяет данные слова? (Буква безударного гласного.)

— На какую ещё орфограмму есть слово? ( Орфограмма – парный согласный на конце слова.)

Слайд №5 (картинки медведя)

— Назовите признаки этого животного. ( Медведь – крупное хищное животное. В сказках его изображают неуклюжим, косолапым. На самом деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь.)

— Когда так говорят?

Медвежья услуга. (Когда неумелая помощь приносит неприятность, ущерб.)

— Мы можем оказать друг другу медвежью услугу?

-В каких случаях? (Когда пытаемся друг другу подсказывать.)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы урока.

Слайд №6. (транскрипция слова)

— Вернёмся к слову медведь.

Медведь

— Какой звук слышим в конце слова « медведь»? ( [т`] ).

— А какую букву напишем? ( д )

— Почему мы можем назвать парный согласный в конце слова орфограммой?

( Такие слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать. Часто не ясно, какой буквой обозначать парный по звонкости-глухости согласный звук.)

— Как вы считаете, какова будет тема нашего урока?

Слайд №7. (тема урока)

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

— Для чего надо изучать эту тему? ( Чтобы грамотно писать.)

— Какие задачи поставим перед собой? Продолжите предложения:

Слайд № 8. ( задачи урока)

Будем учиться находить …

Будем учиться подбирать…

— На уроке мы будем учиться находить буквы парных звонких и глухих согласных в конце слова, подбирать проверочные слова.

IV. Фиксация затруднений в деятельности.

Проблемная ситуация. Вывод правила проверки написания парных звонких и глухих согласных. ( Работа в паре)

Слайд № 9.(стихотворение)

Вот верблю[т], ено[т], удо[т],

Леопар[т], медве[т`] и кро [т].

Что же делать? Помоги!

Пропуск букв восстанови.

Ребята, название какого животного вам не знакомо, и вы не видели его в зоопарке? (Удод.)

Слайд №10. ( звуки)

— Какие звуки слышатся в конце слов? ( Звуки [т] и [т`]).

— Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

— Кто испытывает затруднение?

Мы решим проблему эту?

Предстоит сегодня нам

Все расставить по местам.

— Кто сможет объяснить, какую букву нужно вставить?

Слайд № 11. (Выходят буквы)

(Дети подбирают проверочные слова.)

— Эти слова называются проверочными.

V. Поиск решения и открытие нового знания

— Попытаемся сами вывести правило проверки написания парных согласных.

Слайд № 12 (правило)

Сделаем вывод.

Работа по учебнику

— Сверьте свой вывод с сообщением знатока русского языка профессора Самоварова Ивана Ивановича в учебнике на стр. 108.

— А Ваня придумал для этого правила стишок. (стр.109)

— Прочитаем все вместе.

VI. Физкультминутка мишка Гумми бер.

VII. Выведение алгоритма проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова

— Мы сами вывели правило проверки парного согласного на конце слова.

— Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать букву согласного на конце слова? Восстановим последовательность наших действий.(На доске вразброс алгоритм действий.)

Слышу звук…

Читаю слово…

Пишу букву…

Проверяю — изменяю…

Слайд № 13 (Проверка алгоритма)

Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в конце слова

1. Читаю слово…

2. Слышу звук…

3. Проверяю — изменяю…

4. Пишу букву…

VIII. Первичное применение знаний.

Работа заданий в ТПО

— Потренируемся. Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 53, упр. 94.

Работаем с комментированием по алгоритму.

IX. Закрепление и совершенствование умений. Работа в паре.

Слайд № 14. (Карточка для работы в паре)

— Работаем (Показ сигнала работы в парах.)

— Ознакомьтесь с содержанием карточки.

— В каком столбике записаны проверяемые слова, а в каком — проверочные? Объясните свой выбор.

— Прочитайте задание.

Вставьте буквы. Соедините пары слов.

жирафы ле_

львёнок носоро_

ёжик дикобра_

еноты ено_

дикобразы жира_

носороги ё_

Проверим работу в паре по документ-камере.

Оцените работу.

X. Рефлексия. Самостоятельная работа.

— А сейчас будем работать самостоятельно. Проверим, как вы поняли тему урока.

1. Ваша задача – выбрать нужную букву, подбирая проверочное слово.

Мор(ш,ж) — моржи, кро(т,д) -_____________, жира(в,ф) — _______________ , жу(г,к) — __________, верблю(д,т) — ______________, страу(з,с) —

____________, кар(п,б) — __________ , уда(ф,в) — ____________, много ко(з,с) — ___________.

1. Ваша задача – вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

Морж — моржи, кро… -_____________, жира… — _______________ ,

жу… — __________, верблю… — _____________, страу…- ____________,

кар… — __________, уда… — ______ . много ко…- ___________.

Слайд № 15 (Проверка с/р)

-Поменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа по эталону. Оцените работу. ( ! + — )

XI. Подведение итога.

Слайд № 16

-Вернёмся к задачам урока.

— Кто научился хорошо находить буквы опасных парных согласных звуков?

— У кого получилось подбирать проверочные слова?

— А кто ещё испытывает затруднения?

XII. Домашнее задание

— Я дарю вам памятку. Она вам поможет при подготовке домашнего задания.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово, друг мой, изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды

–Будешь грамотным и ты!

1. ТПО: Упр.94, стр.53 (оставшиеся примеры)

2. Составить 4 – 5 предложений со словами, содержащими парные звонкие и глухие согласные.

3. Выписать из дополнительной литературы (учебник по литературному чтению и др.) 7 слов с парными звонкими и глухими согласными, выполнить проверку

XIII. Рефлексия деятельности учащихся.

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

— Кто за все задания поставил себе !

Интересный урок Моё участие

infourok.ru

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 – 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую – буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

котёнок Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

СобачкаЗвонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч – [ч’]        м – [м], [м’],      й – [й’]      т – [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз –
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в “домик” пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б – п
в – ф
г – к
д – т
ж – ш
з – с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы “опасными”, потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это “ошибкоопасные” места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог –
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога – небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка – чáшка           укá[с]ка – укáзка
лó[ш]ка – лóжка            кá[с]ка – кáска
лá[ф]ка – лáвка             лó[к]ти – лóкти
кó[ф]та – кóфта             кó[к]ти – кóгти
шá[п]ка – шáпка            лó[т]ка – лóдка
шý[п]ка – шýбка            щё[т]ка – щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта – словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ – дубы́, я́годка – я́годы.
Лóвкий – лóвок, бли́зкий – бли́зок.
Лóжка – лóжечка, булáвка – булáвочка.
Прóсьба – проси́ть, сторóжка – сторожи́ть.
Вéжлив – вéжливый, хорóш – хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    арбуз

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова –  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных – в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дéрево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
деревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший –
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз –
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь – окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс

Понравилось? Оцени!

volzsky-klass.ru

Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

  • [б], [б’] — [п], [п’]
  • [в], [в’] — [ф], [ф’]
  • [г], [г’] — [к], [к’]
  • [д], [д’] — [т], [т’]
  • [з], [з’] — [с], [с’]
  • [ж] — [ш].

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Звонкие соглас­ные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглу­ше­ни­ем.

Например:

  • и́зредка [и з р’ и т к а];
  • сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

  • [с а т];
  • [с а д а];
  • [с а д’ и к].

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Глухие соглас­ные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Например:

  • про́сьба [п р о з’ б а];
  • вокза́л [в а г з а л].

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

Например:

[б] — [п]

  • коробка — коро­боч­ка, коро­бей­ник;
  • пробка — про­боч­ка;

[в] — [ф]

  • морков­ка — мно­го мор­ко­вок, мор­ков­ный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка —  була­воч­ка;
  • травка — тра­ва, тра­вин­ка;
  • канавка — кана­ва;

[д] — [т]

  • складка — скла­доч­ка, скла­ды­вать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, гря­доч­ка;
  • будка — будоч­ка;
  • лодка — лодоч­ка;
  • ягодка — яго­да, ягод­ник;
  • тет­радка — тет­ра­доч­ка;
  • пло­щадка — пло­ща­доч­ка;

[ж]- [ш]

[з] — [с]

  • указ­ка — ука­зоч­ка;
  • салаз­ки — нет сала­зок;
  • сказка — ска­зоч­ка, ска­за­ние;
  • березка — бере­зонь­ка;
  • обрезка — обре­зать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг, кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др.

.

Парные согласные

Парные согласные

Примеры слов с парными согласными в конце слова

  • зуб — зубы;
  • мор­ковь — вкус мор­ко­ви;
  • мно­го коров — коро­ва;
  • ноч­лег — нет ноч­ле­га;
  • друг — у дру­га;
  • моно­лог — запись моно­ло­га;
  • тет­радь — тет­ра­ди;
  • жёлудь — желу­дё­вый;
  • пло­щадь — на пло­ща­ди;
  • холод — холо­ди­на;
  • сват — сва­ты, сва­тья;
  • образ — обра­за;
  • сказ — ска­зи­тель;
  • измо­розь — моро­зить;
  • измо­рось — моро­сит.

russkiiyazyk.ru

План-конспект занятия по логопедии (4 класс): «Парные звонкие и глухие согласные»

Конспект

открытого логопедического занятия

с учащимися 4 класса с СНР

(смешанная дисграфия)

Тема:

«Парные звонкие и глухие согласные»

Цель: закрепление  темы: «Парные звонкие и глухие согласные».

Задачи:

Образовательные: 
1.Формировать умение анализировать звуки по плану; 
2.Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами; 
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

Коррекционные: 
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса.
4. Развитие общей моторики.

Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей. 
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.

Оборудование:

Презентация, игрушка – Лесовичёк, мяч, карточки с заданиями.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (слайд 1)
    Логопед:  Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 
    Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
    Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
    Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
    Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
    (Все вместе повторяем правило вслух) (слайд 2)
  1. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед:   – Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл старичок — Лесовичёк. Он приготовил для Вас задания. Но для начала проведём…

  1. Пальчиковая гимнастика 

Утро настало, солнышко встало.

Вставай, большак, вставай, указка.

Вставай, середка, вставай, сиротка.

И крошка Митрошка.

Привет, ладошка!

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед:   Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.

  1. Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

  1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин — Язычок.

Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот).

  1. Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

  1. Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

  1. А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

  1. Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик, вправо — так,

Тик-так, тик-так.

  1. А теперь вот, погляди, —

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

  1. Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

  1. Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам.

  1. Повторение

Логопед:  – Давайте вспомним какие звуки называются согласными?

Дети: — Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду: губы, зубы.

Логопед:  — Какие бывают согласные звуки?

Дети: — Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

— Какой согласный звук называется звонким?

Дети: — Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Логопед:   — Какой согласный звук называется глухим?

Дети: — Согласный звук произноситься без голоса называется глухим.

Логопед:  — Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

Дети: — Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.

Логопед:  — И в первом  задании, которое вам приготовил Кузьма нужно вставить пропущенные буквы в словах…(слайды 3-8)

— Какой первый (последний, третий…) звук в слове?…

— Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) …

— Какой буквой на письме обозначаем звук? …

Логопед:  — Молодцы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении парных звонких и глухих согласных звуков.

Логопед:  Посмотрите внимательно на таблицу, и догадайтесь, над какой темой мы будем работать?…

Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 9)

Давайте начнем выполнять задания.

Дифференциация звуков по звонкости — глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости — глухости.

Логопед:  — Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и, закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков) З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

Логопед:   — Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные звуки. Это вам поможет справиться со следующим заданием.

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.

Игра «Наоборот»  (слайд 10)

 (Дети встают , педагог бросает мяч и называет слоги со звонкими согласными, а ученик, возвращая мяч, называет слог с глухим согласным звуком и наоборот).

Логопед:   — Молодцы, справились и с этим заданием.

Логопед:   Игра «Какой слог  лишний?»  (слайд 11,12,13 )

III. Физкультминутка.

Прогулка в лес

Мы немножко отдохнем,                            (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем.                       (через стороны –вверх- вдох,  

                                                                         опустить вниз-выдох)

Дети по лесу гуляли,                                 (Ходьба на месте,)      
За природой наблюдали.                            (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели                      (Встать на носки, руки через

                                                                          стороны)
И их лучики согрели.                                 (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете                                (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                       (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали.                               (спина прямая, тянемся вверх.)

Бабочки летали,                                       (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.              
Дружно хлопаем,                                      (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем.                                         (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли?                                 (Дети присаживаются на свои места)
А теперь все дружно сели.                            

3.Вставить правильно пропущенную парную согласную в конце слова.

Логопед : А сейчас мы будем различать звонкие и глухие согласные на конце слова. (слайд 14)

— Как слышатся парные согласные в конце слов? Вспомним правило.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй!

— Какими способами можно сделать проверку? (один-много; подставить слово «нет»)…..

Логопед:  Посмотрите на слайд. На нём написаны слова в которые надо вставить правильно пропущенные последние согласные. (слайд 15)

ЗУ…., АРБУ…., НО…, СНЕ…, СУ…, ПРУ…, ШАР….

  1. Речевая зарядка (чистоговорки): произнести (отраженно) за логопедом (каждому ученику по две фразы)

За-са-за – рогатая коза

Ба-па-ба – два гриба

Па-ба-па – два снопа

Ка-га-ка –болит рука

Та-да-та –вот вода

Ва-фа-ва –там сова

Га-ка-га –болит нога

Та-да-та – суета

Са-за-са –вот коса

  1. Работа с предложением.  

Логопед:  Прочитайте предложения и исправьте в них ошибки: (слайд 16)

Жила-была коса с кослятами.

В каком слове ошибка?

Дети: — Ошибка в слове коса и кослятами. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.

На теревьях появились почки!

Дети: — Ошибка в слове теревьях и  бочки. Надо поменять  [т] на звук [д] и  [б] на [п].

Логопед:  Молодцы! Со всеми заданиями справились.

IV. Итог.

Логопед: Лесовичку очень понравилось, как вы работали на занятии и он будет приходить к нам ещё не раз. (слайд 17)

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети: — Различали парные звонкие и глухие согласные, делали артикуляционную гимнастику, речевую зарядку,  искали ошибки в предложениях…
Логопед: — Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Сегодня мы вспомнили, какие бывают согласные, как нужно различать звонкие и глухие согласные звуки и знаем теперь, что ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ звонкого от глухого звука – ЭТО РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

Вы хорошо потрудились. Молодцы!
Спасибо Вам за хорошую работу!

nsportal.ru

Урок русского языка во 2-м классе на тему «Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения и написания парных согласных»

Цель: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные в устной и письменной речи.

Задачи:

  • формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные ;
  • отрабатывать навык сравнения, сопоставления, анализа звуков и букв; содействовать развитию правильной речи, логического мышления, внимания;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, внимательного отношения друг к другу.

Ход урока

1. Орг. момент.

  • приветствие
  • проверка готовности к уроку
  • настрой на работу, побудительная мотивация :

(Песня «Настоящий друг»)

— У кого из вас есть друг? — Кого можно считать настоящим другом? Сегодня на уроке вы покажете как вы дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать , нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно.

Уч-ся записывают дату и вид работы (Классная работа). Учитель следит за посадкой.

2. Минутка чистописания.

— Запишите строчные буквы. Я буду называть слова, а вы должны услышать звук , с которого начинается слово и записать букву, обозначающую этот звук. Соблюдайте между буквами расстояние.

— Записываем буквы в первую строку:

Больше, воробей, гусь, день, жизнь, знать — б в г д ж з

— Записываем буквы во вторую строку:

Пальма, фасоль, кальмар, тьма, шмель, соль — п ф к т ш с

— Назовите буквы, которые вы записали.

— Назовите звуки, которые помогли вам записать эти буквы.

— Как вы назовёте эти буквы и звуки? (парные- звонкие и глухие согласные)

— Как вы думаете, зачем они пришли к нам на урок?

(Дети высказывают свои предположения, раскрывая тему урока. Учитель обобщая ответы детей, конкретизирует тему. )

3. Сообщение темы урока.

«В стране Грамматике однажды произошёл спор между звонкими и глухими согласными . Одни говорили : -Нас всегда произносят в конце слова ! Другие говорили : — Нас всегда пишут в конце слова! Рассудите , кто из нас важней?»

— Дети, давайте постараемся сегодня на уроке найти ответ на вопрос:

Какие согласные важней?

  • глухие
  • звонкие

— Кто разрешил спор согласных и помирил их ?

Помочь ответить нам на этот вопрос решил герой одного известного стихотворения. Кто он, узнаете, когда найдёте лишнее слово, среди тех, которые я вам диктовала:

Больше, воробей, гусь, день, жизнь, знать, пальма, фасоль, кальмар, тьма, шмель, соль.

— Это слово? (воробей) А остальные ? (слова с ь - показателем мягкости)

Учитель показывает изображение воробья (на экране или иллюстрацию, можно игрушку)

4. Актуализация.

— Знаете, что сказал мне воробей: «Везде только и слышишь «Птицы — наши друзья» . А как только наступают холода, про друзей забывают.»

— Это действительно так? Я думаю, что наш воробей не останется голодным. Я принесла зёрнышки (жетоны) За правильные ответы вы их будете получать . Чем больше правильных ответов, тем больше зёрен получит воробей, а вы хорошую отметку.

— Куда же приглашает нас воробей? Догадайтесь сами, расшифровав схему:

Где что делал? кто? ( Где обедал воробей?)

— Как называется предложение в конце которого стоит вопросительный знак ? (вопросительное)

— Ответьте на этот вопрос.

В зоопарке у зверей.

А это какое предложение? (повествовательное)

Итак, мы идём в зоопарк. Как нужно вести себя в зоопарке? Прочитайте правила:

  • Не шуметь!
  • Не дразнить животных!
  • Не подходить близко к хищникам!
  • Не кормить животных!

Учитель открывает доску. На ней карточки со словами «ЗООПАРК», «звери», «птицы», фотографии животных.

5. Работа по теме урока.

— На клетках надписи с названиями животных. Воробей предлагает вам выписать только названия тех животных, у которых в конце слова есть парный согласный.

Дети объясняют названия каких животных они записывают:

Характеристика звуков и букв:

лошадь -[ т’] -согласный, парный, глухой; буква-«дэ»
лось- [ с’]-согласный, парный, глухой; буква-«эс»
кролик- [к]-согласный, парный, глухой; буква-«ка»
мышь- [ш]-согласный, парный, глухой; буква-«ша»
хомяк- [к]-согласный, парный, глухой; буква-«ка»
морж-[ш]- согласный, парный, глухой; буква-«же»
жираф-[ф]-согласный, парный, глухой; буква-«эф»
носорог [к]-согласный, парный, глухой; буква-«ге»

— Почему не записали названия других животных? (Так как на конце этих слов нет парных согласных)

— Вспомните, о чём спорили парные согласные? (Одни произносятся, другие пишутся.

— Кто же может их помирить? Догадались? (Гласные)

Докажите, как гласные могут помирить звонкие и глухие согласные.

6. Мини-итог: Гласные помогают отчётливо услышать парный согласный звук.

7. Закрепление полученных знаний.

— Хотите увидеть, какие птицы есть в зоопарке? Тогда выполните задания на карточках по вариантам.

— Посмотрим, какие вы дружные. Если вы выполните своё задание, а ваш друг — сосед по парте ещё нет, помогите ему. Если оба ученика за партой сделали задания, тогда поднимаете руку.

Дети выполняют задания на карточках. Учитель даёт дополнительное (дифференцированное) задание для тех, кто выполнил.

I вариант

Напиши слова. Измени каждое слово так, чтобы в конце слова стоял парный согласный. Подчеркни его.

Индюки — : , голуби — : , гуси — : .

II вариант

Напиши слова. Измени каждое слово так, чтобы в конце слова стоял парный согласный. Подчеркни его.

Лебеди — : , клесты — : , аисты — : .

— Какие буквы помогли вам правильно написать названия птиц?

(Гласные)

Вывод: Чтобы правильно написать слова с парными согласными на конце , нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

— Итак, какие птицы есть в нашем зоопарке? Проверьте как вы написали названия птиц.

Учитель «открывает клетки » с птицами. (Показывает фотографии птиц) (Приложение 1)

8. Физминутка: «Прилетели птицы:»

— Выполняя движения(приседания, взмахи руками, повороты вокруг себя), постарайтесь услышать:

  • 1 ряд — названия птиц, которые не улетают от нас на зиму.
  • 2 ряд — названия птиц, у которых в ед.числе на конце будет парный согласный.
  • 3 ряд — кто не относится к птицам или не летает.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи:

2. Прилетели птицы: голуби синицы, аисты, вороны, галки, макароны:

3. Прилетели птицы: голуби, куницы:

4. Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи:

5. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, комары, кукушки:

6. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы: Все вы молодцы!

— Кто из перечисленных птиц нуждается в вашей помощи? Кто не улетает от нас на зиму и зимует в наших краях? (голуби, синицы, свиристели, воробьи)

Скоро зоопарк закроется. Пора нам уходить. Воробей приглашает нас ненадолго заглянуть в лес. Что там происходит в это время года?

На доске (или на экране) картина «Зима в лесу»

Разноуровневые задания: (Можно как домашнее задание)

Даны опорные слова: Ле:, моро:, сне:, сугро:, ё:, медве:ь . К ним три задания по выбору:

1. Списать слова, вставить пропущенные буквы. Записать слова во множественном числе. Подчеркнуть парные согласные на конце слова.

2. Записать с данными словами словосочетания во множественном числе. Составить с одним из словосочетаний предложение.

3. Составить и записать текст с опорными словами на тему «Зима в лесу»

Примерный тект:

В лес пришла зима. Ударил сильный мороз. Снег укрыл землю. Вот маленький сугроб. Там спит ёж. А вот большой сугроб. Там спит медведь.

9. Итог урока.

— Ну что, воробышек, спасибо тебе! Много интересного узнали мы за урок. Настала пора ответить на вопрос:

— Кто важнее, звонкие или глухие согласные? Кто примирил их и разрешил их спор? Гласные. «Они сказали: -Если бы ни мы, то никто бы не знал, что писать в конце слова. Вы все важны: глухие согласные для нашей покровительницы Орфоэпии, звонкие согласные для Орфографии.

Таблицы:

ОРФОЭПИЯ ОРФОГРАФИЯ
Произношение Написание

До сих пор живут парные согласные в дружбе , согласии, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если бывает трудно решить вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.»

Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.

10. Рефлексия:

— Кому сегодня было интересно и легко работать на уроке?

— Кому было трудно, какие задания вызвали затруднения?

Кто накормил воробья? Много ли зернышек собрали вы?

Оценивается работа детей на уроке.

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о