Нормы роста и веса, соотношение. Таблицы
Он растет и развивается по определенным законам.
Хотя принято считать возраст ребенка с момента его рождения боле правильно бы было считать его возраст с момента зачатия. В тот момент будущий ребенок представляет из себя одну единственную клеточку зиготу. В ядре зиготы хранятся все признаки, которыми будет обладать будущий человек рост, вес, цвет волос, кожи и т.д. и т.п.
Рост ребенка подчиняется определенным законам это прямое отражение процесса его развития. Увеличение длинны тела является очень важным показателем развития ребенка в целом (в частности на УЗИ возраст ребенка определяется по ряду показателей, одним из которых является рост (длина)).
На процесс роста влияет много факторов :
Питание (обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами и многими другими веществами)
В значительной степени рост определяется наследственностью (т.е. практически напрямую он зависит от роста родителей)
Так же на рост влияют гормоны (щитовидной железы, гипофиза, инсулин, а так же половые гормоны андрогены надпочечников и половых желез)
Из внешних факторов на рост могут оказать влияние качество ухода, физические нагрузки, продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Прыжки и спортивные игры с прыжками ( волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. А так же ребенок более интенсивно растет во время сна, особенно утреннего (если ребенок хронически недосыпает или рано просыпается по утрам это может негативно отразиться на его росте).
Так же рост ребенка замедляется при психических нагрузках
Большое влияние на рост ребенка оказывает пол ребенка (мальчики растут быстрее девочек, исключение составляет только подростковый период рывок роста наступает у девочек на 1-2-3 года раньше, чем у мальчиков; однако скоро мальчики «догоняют и перегоняют» девочек)
Чем меньше ребенок, тем интенсивнее он растет( за 9 месяцев внутриутробной жизни рост ребенка увеличивается в 25 000 раз)
Половое созревание так же влияет на рост – как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень половых гормонов – рост прекращается (поэтому в большинстве случаев к 18 годам рост заканчивается)
Рост различных частей тела в течение жизни ребенка происходит неравномерно
На рост так же могут оказывать влияние климатогеографические условия
Как правильно измерить ребенка?
Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту надо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Надо уложить ребенка ровно, лучше всего это сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину рост.
При измерении роста у более старших детей можно использовать домашний ростомер специальную бумажную сантиметровую ленту. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.
Определение веса — массы тела.
Массу тела измеряют с помощью весов (чаще всего электронных). Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.
Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.
Измерение окружности груди.
Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.
Измерение окружности головы.
Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.
Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц
Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.
При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В таблице, представленной на сайте эти показатели выделены красным цветом.
Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные.
Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.
Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го низкий, 10-25-го ниже среднего, 25-75-го средний, 75-90-го выше среднего, 90-97 высокий и последних трех ребят очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие коридоры попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина 50 см, соответствует средним показателям.
Масса — 3800 г, соответствует оценке выше среднего».
Окружность груди — 37 см, соответствует оценке широкая
Окружность головы 36 см, соответствует средним величинам.
Соответствие массы длине тела ребенка умеренный избыток массы относительно длины, выше среднего.
Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет
Средние квадратичные отклонения (о) средних показателей роста мальчиков
Оценка длимы тела/роста с использованием «о» производится посредством расчета среднеквадратических отклонений от 50 % значений показателей роста данной возрастной группы мальчиков.
В пределах ± 1 о — рост средний
От ± 1 а до ± 2 о— рост ниже/выше среднего
От ± 2 о до ± 3 о Выход за пределы +/- Зо — рост низкий/высокий очень высокий (гигантизм)/(карликовость)
Соответствие массы тела длине/росту мальчиков
Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет
Средние квадратичные отклонения (а) средних показателей роста девочек
Оценка длины тела/роста с использованием а производится посредством расчета средиеквадратическнх отклонений от 50 % значении показателей роста данной возрастной группы девочек
Оценка показателя
В пределах ± 1 о — рост средний
От ± 1 а до ± 2 о— рост ниже/выше среднего
От ± 2 о до ± 3 о Выход за пределы +/- Зо — рост низкий/высокий очень высокий (гигантизм)/(карликовость)
Соответствие массы тела длине/росту девочек
Заключение по антропометрии
Оценка гармоничности физического развития
Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров дентальной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди.
Заключение:
0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое
Оценка соматотипа
Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди.Заключение:
3-10 микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»
11-16 мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»
11-13 «мезомикросоматический тип»
14-16 «мезомакросоматический тип» 17-24 макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего»
Источник: http://babycrisis.ru/
Мне нравится {«count»:0,»users_links»:false}- Мой мир
- Вконтакте
- Одноклассники
- Google+
- LiveJournal
Оценка физического развития по центильным таблицам. Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития
Каждый ребенок индивидуален – это не секрет. Однако существуют показатели, которые у детей в определенных возрастных группах должны соответствовать среднестатистическим нормам. Такие параметры помогают врачу определить возможное наличие проблем со стороны физического и психического развития, а также предположить наличие какого-либо заболевания.
Оценка физического развития ребенка – очень важный момент для любого доктора и, конечно, для родителей. Что обозначают все эти шкалы, оценки и таблицы в жизни малыша и откуда они берутся?
Новорожденный
Когда ребенок только появляется на свет, он сразу получает свои первые оценки. По шкале Апгар в первую и пятую минуту жизни малыша неонатолог выставляет определенное количество баллов. От этих двух цифр зависит то, останется ли он с мамой или ему требуется дополнительная медицинская помощь, решается вопрос о первых прививках.
Малыш до года
После того как ребенку исполнится один месяц, мама обязательно должна носить малыша на плановые приемы к педиатру. Это происходит по графику, когда грудничку исполняется:
- один месяц;
- три месяца;
- шесть месяцев;
- девять месяцев;
- двенадцать месяцев.
На этих приемах в обязательном порядке проводится оценка физического развития по центильным таблицам. Также записывают возраст, когда ребенок начал улыбаться, первый раз сел, встал, сделал первые шаги, сказал первое слово, сроки прорезывания зубов. Измеряют:
- Вес.
- Длину тела.
- Объем/окружность головы.
- Размер грудной клетки.
- Температуру тела.
- Размер родничка.
На основании этих данных и возможных жалоб матери, ребенка могут отправить на дополнительные анализы или прием специалиста. В остальных случаях выставляется оценка физического развития по центильным таблицам. Нормой развития по данным таблицам всегда считается попадание в средние коридоры, то есть в интервале 25–75 процентов. Но ребенок может также развиваться вполне нормально, если данные по всем показателям находятся в одинаковом диапазоне, ниже или выше среднестатистического (в этом случае говорят об особенностях телосложения).
Центильные таблицы для мальчиков до года
Для измерения роста малыша до года в поликлинике используют специальную доску с бортиками. К одному из них прижимают головку ребенка, к другому — ножки.
Возраст | Рост мальчика | ||||||
Центильный интервал, % | |||||||
3-9 | 10-24 | 25-49 | 50-74 | 75-89 | 90-96 | 97-100 | |
новорожденный | 46, 5 | 48 | 49, 8 | 51, 3 | 52, 5 | 53, 5 | 55 |
1 | 49, 5 | 51, 5 | 52, 7 | 54, 5 | 55, 5 | 56, 5 | 57, 5 |
3 | 55, 5 | 56, 5 | 58, 1 | 60 | 61 | 62 | 64 |
6 | 61, 5 | 63 | 65 | 66 | 68 | 69 | 71, 5 |
9 | 67, 5 | 68, 2 | 70 | 71, 5 | 73, 2 | 75 | 79 |
12 | 71 | 72, 5 | 74 | 75, 5 | 77, 3 | 80 | 82 |
Центильные таблицы для мальчиков и девочек также содержат данные размера головы ребенка. Несоответствие стандартам по этому параметру является поводом направить малыша к невропатологу.
Возраст | Окружность головы мальчика | ||||||
Центильный интервал, % | |||||||
3-9 | 10-24 | 25-49 | 50-74 | 75-89 | 90-96 | 97-100 | |
новорожденный | 33 | 34 | 34-35 | 35 | 35-37 | 37 | 37, 5 |
1 | 34, 5 | 35, 5 | 36, 5 | 37 | 38 | 39 | 40, 5 |
3 | 38 | 39 | 40 | 40, 5 | 41, 5 | 42, 5 | 43, 5 |
6 | 41, 5 | 42 | 43 | 44 | 45 | 45, 5 | 46, 5 |
9 | 43, 5 | 44 | 45 | 46 | 46, 5 | 47, 5 | 48 |
12 | 44, 5 | 45, 5 | 46 | 47 | 48 | 48, 5 | 49, 5 |
Факторы, влияющие на физическое развитие
Физическое здоровье ребенка – это главный показатель состояния его здоровья. Оно зависит от нескольких факторов:
- климатических условий;
- наследственности;
- питания;
- уровня материального благополучия семьи;
- соблюдения режима дня;
- отношения родителей к ребенку;
- психологической атмосферы в семье.
Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития детей после года
Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:
- Соматические показатели (вес в кг, рост в см, окружность грудной клетки в см).
- Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
- Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
- Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).
Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.
Соматические показатели
Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.
Возраст | Рост мальчика | ||||||
Центильный интервал, % | |||||||
3-9 | 10-24 | 25-49 | 50-74 | 75-89 | 90-96 | 97-100 | |
2 года | 81 | 83 | 84, 5 | 87 | 89 | 100 | 94 |
3 года | 88 | 90 | 92, 5 | 96 | 100 | 102 | 104, 5 |
5 лет | 99 | 101, 5 | 104 ,5 | 108, 5 | 112 | 114, 5 | 117 |
7 лет | 111 | 113, 5 | 117 | 121 | 125 | 128 | 130, 5 |
10 лет | 126, 5 | 129, 5 | 133 | 138 | 142 | 147 | 149 |
Для девочек показатели роста немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.
Возраст | Рост девочки | ||||||
Центильный интервал, % | |||||||
3-9 | 10-24 | 25-49 | 50-74 | 75-89 | 90-96 | 97-100 | |
2 года | 80 | 82 | 83, 5 | 85 | 87, 5 | 90 | 92, 5 |
3 года | 89 | 91 | 93 | 95, 5 | 98 | 100, 5 | 103 |
5 лет | 100 | 102, 5 | 105 | 107, 5 | 111 | 113, 5 | 117 |
7 лет | 111 | 113, 5 | 117 | 121 | 125 | 128 | 131, 5 |
10 лет | 127 | 130, 5 | 134, 5 | 19 | 143 | 147 | 151 |
Исследование соматоскопических показателей
Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.
Признак | Параметры | Норма | Примечание |
Жироотложение | Толщина жировой складки на животе | 1-2 см | Сбоку на уровне пупка и под лопаткой |
Форма и особенности развития грудной клетки | Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная | Цилиндрическая | Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа |
Костяк | Тонкий, коренастый, промежуточный | — | — |
Позвоночник | Нормальный, кифотический, лордостический | Нормальный – имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости | К деформации позвоночника относятся также сколиозы |
Форма ног | Сводчатая, плоская, уплощенная | Сводчатая (нормальная) | — |
Физиометрические показатели
Оценка физического развития школьников происходит в том числе с помощью измерения функциональных показателей организма:
1. Жизненная емкость (объем) легких – это показатель силы дыхательной мускулатуры и объема легких. Измерение проводится с помощью воздушного спирометра или водяного. Возрастные показатели у детей разного пола и возраста будут отличаться.
Возраст | Пол | |||
Девочки | Мальчики | |||
Объем, мл | Сила | Объем, мл | Сила | |
8 лет | 1474 | 280 | 1670 | 301 |
10 лет | 1903 | 360 | 2000 | 409 |
15 лет | 3022 | 433 | 3670 | 729 |
2. Сила мышц рук – степень развития мускулатуры. Измерение проводится прибором, который называется ручным динамометром.
3. Становая сила – сила разгибающих тело мышц в тазобедренных суставах.
4. ЧЧС — частота сердечных сокращений.
Возраст, лет | Количество ударов в минуту |
1 | 120-125 |
3 | 105-110 |
5 | 93-100 |
7 | 85-90 |
10 | 78-85 |
15 | 70-76 |
5. Артериальное давление начинают замерять после семи лет. В норме с этого возраста систолическое (верхнее) должно быть в пределах 100–120 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) – 60–80 мм рт. ст.
Оценка физического развития по этим показателям производится путем сопоставления индивидуальных показателей и средних значений, характерных для данной возрастной и половой группы детей.
Другие методы оценки развития
Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития используются и в других методах:
- Метод антропометрических стандартов/сигмальных отклонений. При использовании этого метода производят расчет пропорциональности развития. Этот метод сегодня используют редко, так как он не отображает полной картины развития, а исследует элементы обособленно.
- Шкалы регрессии. Таблицы для оценки этим методом составлены с учетом корреляционных связей, что является несомненных плюсом метода. Но он не может применяться для детей с непропорциональным развитием по отдельным признакам.
- Одномерная шкала Матвеевой Н. А. Этот метод используется при поступлении в первый класс, при переходе в 3, 8 и 6-й классы. Он учитывает одиннадцать признаков развития:
— вес тела,
— рост;
— окружность (объем) грудной клетки;
— количество коренных зубов;
— емкость легких;
— частоту (количество ударов в минуту) пульса;
— размер жировой складки в районе пупка;
— силу мышц левой руки;
— силу мышц правой руки;
— минимальное и максимально артериальное давление.Этот метод достаточно развернутый, но имеет такой же недостаток, как метод антропометрических стандартов. Поэтому оценка физического развития будет точнее, если использовать двумерные центильные таблицы, в которых учитывается зависимость длины тела от массы. - Двумерная центильная таблица. Оценка происходит по восьмибалльной шкале, которая учитывает соотношение пола, возраста, длины и веса тела.
- Центильная таблица по И. М. Воронцову. В ней используется шкала, которая учитывает три основных показателя – длину тела, вес ребенка и размер грудной клетки. Тесты (скрининги) по этому методу используют при профилактических осмотрах с целью определения группы детей с выраженными отклонениями развития.
- Комплексный метод.
Комплексный метод оценки физического развития
Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:
- Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
- Тип конституции телосложения по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
- Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.
Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:
- I группа. К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
- II группа. К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
- III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
- IV группа. Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
- V группа. К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.
Подростки
Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.
Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:
- Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста, размера грудной клетки.
- За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши – 35 сантиметров и 35 килограмм).
- К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
- Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
- Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.
Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.
Физическое развитие детей | dddeti.ru
Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?
Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое — зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.
Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.
Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по морфологическим показателям вновь превосходят девочек.
Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)
Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.
Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии — измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.
Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.
Во-первых, физическое развитие можно оценивать по формулам. Однако этот метод не точен.
Вот несколько таких формул:
1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.
2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.
3. Масса тела по длине тела — очень важное соотношение. Оно покажет недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.
Существует метод сигмальных отклонений, когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее. Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм — о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.
Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.
Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.
Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):
Возраст | 3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 |
12 месяцев | 71,4 | 73,9 | 75,4 | 78 | 80 | 82,1 |
Итак, в табличке показаны значения роста мальчиков 12 месяцев. Синим цветом обозначены центили. Если рост мальчика в годовалом возрасте равен 77 см (смотрите между 25 и 75 центилем) — это значит, что у него средний рост. У большинства мальчиков данного возраста рост будет от 75,4 до 78 см. Если рост окажется в интервале от 73,9 до 75, 4 см — это показатель ниже среднего, от 71,4 до 73,9 см — низкий. Если в интервале от 78 до 80 см — показатель роста выше среднего, от 80 до 82,1 см — высокий. И, наконец, если показатель роста менее 71,4 см — это очень низкий рост для ребенка данного возраста и малыш требует обязательной консультации врача — эндокринолога. Соответственно рост более 82,1 см также считается чрезмерно высоким и такого ребенка также необходимо взять на контроль.
Центильные таблицы составляются для каждого региона свои, так как, как я уже говорила, показатели физического развития подвержены значительным колебаниям в зависимости от территории проживания и национальности. Соответственно было бы не совсем правильно оценивать рост жителей Якутии по таблицам, разработанным в Краснодаре.
Самым «главным» показателем является рост ребенка. Именно от него зависит каким назовут физическое развитие малыша — средним, низким или высоким. То есть первым делом оценивается именно рост ребенка, а затем все остальное. Если показатель роста будет в среднем коридоре (от 25 до 75 цетиля), то физическое развитие считается СРЕДНИМ. В коридорах ниже среднего или выше среднего (соответственно от 10 до 25 центиля и от 75 до 90 центиля) — НИЖЕ СРЕДНЕГО и ВЫШЕ СРЕДНЕГО. В коридорах низких и высоких значений (соответственно от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) — НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ. Если показатель роста ниже 3 центиля — он считается очень низким; если показатель роста выше 97 центиля — он называется очень высоким. Значения роста от 10 до 90 центиля — это норма! Значания роста между 3 и 10 и между 90 и 97 центилями являются пограничными. Значения ниже 3 центиля и выше 97 требуют пристального наблюдения и консультации специалиста.
Итак, измеряются рост, вес, окружность головы, окружность груди. Каждый показатель при этом попадает в свой коридор (то есть находится между определенными центилями. Результаты сравниваются между собой. В идеале, и рост и вес и окружности должны находиться в одном коридоре. То есть, например каждый показатель по отдельности находится между 25 и 75 центилем. Это говорит о том, что ребенок развивается гармонично. Если показатели находятся в разных коридорах и различаются более, чем на один — физическое развитие считается дисгармоничным. Например, если рост мальчика находится между 25 и 75 центилем (средний), а его вес между 3 и 10 центилями (низкий), то в данном случае у ребенка явно присутствует дефицит массы тела.
На что нужно обратить внимание при оценке физического развития у вашего малыша:
1. Низкое физическое развитие (в случае, если другие члены семьи — среднего или высокого роста) и очень низкое физическое развитие требуют обязательной консультации врача — эндокринолога и наблюдения в динамике.
2. Несоответствие роста и массы тела ребенка: дефицит или избыток веса. В случае выраженного недостатка массы тела (гипотрофия) и при избыточной массе тела (ожирение) требуется дополнительное обследование и наблюдение.
3. Очень маленькая или очень большая окружность головы, большие приросты окружности головы в динамике — важная причина для обязательной консультации невролога.
Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела (по росту)
Определяемый признак | Способ расчета |
Масса тела по длине тела плода 25-42 недели гестации | Плод с длиной тела 40 см имеет массу 1300 г На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 100 г На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 200 г |
Масса тела по длине тела ребёнка первого года жизни | При длине тела 66 см масса составляет 8200 г На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 300 г На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 250 г |
Масса тела по длине тела ребёнка старше года | При длине тела 125 см масса составляет 25 кг На каждые недостающие до 125 см 7 см вычитается 2 кг, на каждые дополнительные 5 см прибавляется по 3 кг, а в пубертатный период – по 3,5 кг |
После определения долженствующей массы тела для данного роста необходимо рассчитать процент дефицита массы тела, в соответствии с которым можно определить степень гипотрофии у ребёнка.
Определение процента дефицита массы тела по сравнению с долженствующей, рассчитанной по эмпирической формуле
(ФМ-ДМ)/ДМ=-%
ФМ — фактическая масса тела
ДМ — долженствующая масса тела
-% — процент дефицита массы тела по сравнению с долженствующей
При оценке адекватности питания ребёнка, то есть, соответствия пищевых рационов физиологическим потребностям и возможностям детского организма, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на массо-ростовое соотношение. Массо-ростовое соотношение определяет прогноз развития недостаточности питания.
Массо-ростовое соотношение
МРС = фактическая масса тела (кг): идеальная масса тела (для данного роста, кг) х 100%.
При показателе МРС более 80% — риск отсутствует,
70—80% — имеется средний риск,
менее 70% — имеется выраженный риск развития недостаточности питания.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Таблицы сигмальных отклонений содержат показатели роста для каждого возраста, которые сгруппированы по величине сигмальных отклонений на 5 групп:
Низкий – от М-2δ и ниже
Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
Средний – от М-1δ до М+1δ
Выше среднего – отМ+1δ до М+2δ
Высокий – отМ+2δ и выше.
Отклонения антропометрических признаков в пределах 1δ рассматриваются как варианты нормы для данного признака.
Если масса тела соответствует данному росту, т.е. колебания этих признаков не выходят за пределы 1δ, то физическое развитие исследуемого можно считать гармоничным, если нет – дисгармоничным. Необходимо учитывать описательные признаки физического развития и в каждом конкретном случае указывать за счет чего отмечается дисгармоничное развитие.
Пример оценки физического развития:
Иванов С., 7 лет
Рост – 126 см
Масса тела – 26 кг
Фактический рост ребенка 126 см, средний рост мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 123,8 см. одна сигма для данного возраста – 5,5. Разность между фактическим ростом и долженствующим 126-123,8 равна 2,2 см, что составляет менее одной сигмы (2,2:5,5=0,39 сигмы), значит показатель роста средний.
Фактическая масса ребенка 26 кг, средняя масса мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 24,92 кг. Одна сигма для данного возраста – 4,44. Разность между фактической массой и долженствующей 26-24,92 равна 1,08 кг, сто составляет менее одной сигмы (1,08:4,44= 0,24 сигмы), значит показатель массы средний.
Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТИЛЬНЫМ МЕТОДОМ
Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центильного типа. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно удобно и просто.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между центильными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (зона от 25-го до 75-го центиля).
Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно быть помещен в «свою» область или коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот коридор можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.
— зона 1 (до 3-го центиля) – «очень низкий» уровень;
— зона 2 (от3-го до 10-го центиля) – «низкий уровень»;
— зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) – уровень «ниже среднего»;
— зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) – «средний» уровень;
— зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) – уровень «выше среднего»;
— зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) — «высокий» уровень;
— зона 7 (от 97-го центиля) – «очень высокий» уровень.
Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 детей одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого (рис.). Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.
Процентное распределение детей по росту
Такие же шкалы можно составить и для остальных показателей (рис.).
Процентное распределение детей по весу
Процентное распределение детей по окружности груди
Процентное распределение детей по окружности головы
Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоническом развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность составляет 3 и более — налицо резко дисгармоничное развитие.
По результатам центильных оценок выделяют следующие три; соматотипа: микросоматический, мезосоматический и макросоматический. Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие такого ребенка оценивается как ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 -к макросоматотипу (физическое развитие выше среднего).
Пример оценки физического развития:
Иванов С., 10 лет
Рост-135 см – среднее значение
Масса тела — 45 кг – высокое значение. Избыток массы 50%
Окружность грудной клетки – 75 см – высокое значение
Окружность головы – 53,5 см – среднее значение
Заключение: Физическое развитие ребенка среднее, дисгармоничное (за счет повышенного жироотложения), ожирение III степени.
Примечание: центильные таблицы см. учебник.