Что делать если сына в школе обижают: Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе? – Ребенка обижают в школе — советы адвокатов и юристов

Содержание

Сына обижают в школе — что делать, чтобы помочь ребенку

Здравствуйте, сегодня предлагаю вашему вниманию истории из практики, которые могут послужить простым и эффективным решением в ситуации, когда вашего сына обижают в школе. О том, как я сама решала эту проблему, я подробно написала в заметке «Буллинг в школе — как бороться«. В этой заметке я описываю другие несложные варианты решения этой же проблемы.

История из опыта Ольги Чудановой, преподавателя Безлогичного метода академика Лосева. К ней обратились родители с довольно распространенной проблемой — их сына обижают в школе. Что делать с этим и как помочь ребенку, родители не знали.

Сыну 12 лет, и Ольга предложила привести его в Семейную школу осознанного развития, где она работает. В 12 лет ребенок уже вполне сам может проработать эту свою проблему при помощи практик осознанности по Безлогичному методу.

У каждой проблемы  есть своя причина; проблема — всего лишь ее следствие. Точно найти причину и проработать ее осознанно — это то, чему учит метод. Если мы это сделали, то наша проблема вскоре разрешается.

Поэтому в первую очередь ребенку предложили найти причину его проблемы. Для этого нужно подобрать правильную поисковую фразу — то, как сам ребенок ощущает эту свою проблему. Мальчик говорил о том, что его все ненавидят в школе. Поэтому его поисковая фраза была “они меня ненавидят”.

Мальчишка все 60 минут практики мужественно повторял свою поисковую фразу — за это время он не только нашел ответ в своем подсознании, почему так ребята в школе к нему относятся, но и проработал свой стресс. который испытывал все это время!

После практики он рассказал, что именно явилось причиной такого отношения к нему одноклассников. Выслушав внимательно, преподаватель метода объяснила родителям, какими практиками их ребенку следует хорошо проработать эту причину. Это было их совместным “домашним заданием” — инструмент Тройчатка по Лосеву. Эта практика занимает один час и сорок пять минут времени.

Что было после проработки причины

Через неделю родители привели мальчика в Семейную школу осознанного развития, и с порога он со светящимися от счастья глазами рассказал, что его одноклассники теперь рады его видеть! От их ненависти не осталось и следа. 

Все говорило о том, что практики осознанности были выполнены 12-летним ребенком на твердую пятерку, поэтому он получил свой результат. Прилагаю подробный рассказ самой Ольги об этом случае из ее практики.

Прочитать эту историю на Фейсбуке можно по этой ссылке.

Другие варианты решения ситуации

Поиск истоков проблемы и их проработка самим ребенком — не единственное решение, которое может предложить Безлогичный метод. 

Во-первых, далеко не у всех деток получится так долго и так качественно выполнить практики осознанности. Вместе ребенка может поработать его мама или папа. Если родитель воспринимает проблему своего ребенка, как свою собственную и если для него лично это тоже является проблемой — в этом случае он может самостоятельно, без участия ребенка, проработать его ситуацию.

В этом случае родитель идет в поиск с фразой “моего сына в школе обижают” или другой, более точно отражающей суть проблемы. Он находит причины этой проблемы и прорабатывает их.

В Безлогичном методе есть прекрасный курс-тренинг “Мать и дитя” Фанили Мустафиной, который позволит родителю помочь своему ребенку в любой ситуации. Этот курс можно пройти и научиться работать самостоятельно над проблемами своего ребенка, даже если вы впервые слышите о Безлогичном методе и не проходили базовый уровень. Обучение проходит онлайн регулярно раз в несколько месяцев, расписание можно посмотреть на официальном сайте академика С.И.Лосева.

Во-вторых, в методе есть прекрасный инструмент — Ластик Лосева. Это очень простая и очень эффективная техника, если сделать ее верно. Ее осилит любой ребенок и родитель. Посмотрите это короткое видео, где есть красочные примеры применения Ластика, и вы поймете принцип этой техники. Поймете — сможете применить и разрешить проблему, которая вас волнует.

Продуктивной вам работы и отличных результатов! Если есть вопросы и что-то не понятно, спросите в комментариях, с радостью отвечу вам. Света и любви в ваше пространство! С благодарностью к учителям и каждому читателю Наташа Нетребенко.

Детский конфликт — взрослые разборки. Почему нельзя беседовать с обидчиком своего ребёнка

Когда обижают твоего ребёнка (тем более, ещё совсем маленького), это хуже, чем быть обиженным самому. Нередко родителям хочется бежать на место преступления и наказать обидчика по полной программе. Но этого делать нельзя. Более того — вы не имеете права даже говорить с чужим ребёнком, уж тем более, в отсутствие его родителей. Наталия Кузоро объясняет, почему это правило без исключений и где искать выход.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Каждый раз одно и то же: «Дайте, я только поговорю с ним. Я просто спрошу. Я объясню. Я не буду давить». «Ага, как же!» — думаю я, когда ко мне в детский сад обращаются родители. Вслух произношу: «Есть правило: взрослые выясняют всё только со своими детьми, либо с другими взрослыми. Выяснять что-либо, а тем более, угрожать чужим детям нельзя».

Например, мальчик обидел девочку. Девочка пожаловалась маме. Мама пришла беседовать с юным обидчиком. В общем — детский сад.

Итак, почему нельзя вести профилактические беседы с чужими детьми, а заодно: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Почему нельзя:

1. Потому что общается с ребёнком тот, кто несёт за него ответственность. Это — родители и педагог. Вы же не будете отвечать за ребёнка, если после этой беседы с ним что-либо случится?

2. Педагог не имеет права выдавать детей для беседы посторонним лицам (родитель другого ребёнка — постороннее лицо). Представьте, что вы отдали своего ребёнка в садик, а вечером забираете его после бесед непонятно с кем? Нормально? Нет.

3. «Беседа» одного родителя с чужим ребёнком запускает цепную реакцию. Завтра с вашим ребёнком поговорит чужой родитель. Кто знает, насколько вежливо. А что такого? Вам можно, а ему нельзя? Вот поэтому нельзя никому.

4. Вам кажется, что вы «только спросите». В 99% процентов случаев — вам это кажется. Иначе почему «просто спросить» не может родитель ребёнка или педагог? Они не так спрашивают? А как? Надо по-другому? Значит, вам надо не «просто спросить». Будьте, пожалуйста, честны с самими собой.

Кто виноват

Вы уверены в 100% виновности другого ребёнка? Мой опыт показывает, что в 9 случаях из 10 всё не так однозначно.

  • Часто ребёнок жалуется родителям, потому что боится признаться, что испортил вещь сам или дети «безобразничали» вместе.
  • Бывает, он просто хочет, чтобы его пожалели и приласкали, хочет банального внимания, которое от родителей можно получить, только если стать «жертвой».
  • Если воспитатель пропустит момент, в группе будет ребёнок, на которого все начинают легально жаловаться и получать «плюшки». Причём вину ребёнка уже не нужно доказывать, достаточно того, что все решили, что «он плохой». Кто тут реальная жертва?
Допустим, вашего ребёнка действительно регулярно обижают. Что делать?
  • Скажите воспитателю.
  • Идите к психологу детсада. Но не формально — настройтесь на работу.
  • Обратитесь к заведующей ДОУ.
  • Детский сад не может справиться? Допустим. Жалуйтесь выше.

Не помогает? Могу такое предположить. Что ж, тогда надо признать, что система образования бессильна. Колоний строгого режима для дошколят-рецидивистов не предусмотрено. А если серьёзно — это значит, что где-то в системе сбой. И да, проблему нужно решать. Лучше комплексно.

Но вы всё равно не можете «просто поговорить» с чужим ребёнком. Точка.

Иллюстрация: Shutterstock (Good_Stock)

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

Как быть, если ребёнка обижают в школе? В прошлый раз мы разбирались, от каких фраз в этой ситуации родителям лучше отказаться. Теперь директор Фонда развития Интернета и профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова в рамках антибуллинговой кампании Cartoon Network рассказывает, какие слова могут помочь ребёнку справиться с психологическим дискомфортом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Первоочередная задача — успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. Последнее, в чём сейчас нуждается ребёнок, это раздражённый и взбудораженный родитель, который не может контролировать своё состояние. Дайте понять ему, что вы цените его откровенность. Для многих детей поделиться такой проблемой со взрослым — очень и очень непросто. Страх прослыть ябедой или усугубить ситуацию, неуверенность в себе, нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, стыд — всё это часто мешает открыться.

Важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет

Такие, казалось бы, простые слова зачастую оказывают куда более действенный и положительный эффект, чем распространённые «не обращай внимания», «будь умнее и просто пройди мимо», «дай сдачи». Они воспринимаются ребёнком как совет разбираться во всём самому, не отвлекать родителя всякими глупостями и не ждать, что ему кто-то поможет. Разумеется, нужно здраво оценивать масштабы катастрофы. Если речь идёт о 16-летнем подростке, повздорившем с одноклассником, то здесь уже нужна другая стратегия, позволяющая ему справиться с конфликтом самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям совершенно необходима поддержка родителей. Но именно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.


Бывает так, что родители пытаются найти причину буллинга в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Ну ты ведь и сам знаешь, что ты рыжий/тощий/толстый/носишь очки». Об этом не может быть и речи. Ребёнок ни в чем не виноват.

Никто не может быть виноват в том, что его унижают, оскорбляют, бьют или игнорируют

Буллинг — проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать буллинг какими-то особенностями ребёнка нельзя. Задача родителя донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Может быть, ребёнок действительно сделал или сказал что-то такое, что могло обидеть или задеть другого. Но в этом случае адекватной реакцией станет разовое выяснение отношений между детьми, после которого все пойдёт своим чередом. Именно поэтому следует помнить о настоящих маркерах буллинга (намеренность, повторяемость, неравенство сил) и отличать его от мимолётной ссоры. В одном инциденте ребёнок может быть виноват. Никто не застрахован от ошибок, запальчивых слов и необдуманных поступков, но стоит напомнить ему, что вы подобное поведение не приемлете. Но в буллинге — совершенно точно его вины нет никакой. Ребёнку и так тяжело сейчас, чтобы сваливать на него ещё и комплекс неполноценности.


Такие фразы служат достижению сразу нескольких целей. Во-первых, вовлекая ребёнка в обсуждение решения проблемы, можно помочь ему вернуть часть утраченного контроля. Сейчас это не повредит общему психоэмоциональному фону. Во-вторых, вы постепенно учите его принимать решения и нести за них ответственность. В-третьих, такой подход позволяет продемонстрировать ребёнку, что вы относитесь к нему как к взрослому и прислушиваетесь к нему — это тоже важно для самооценки. В-четвёртых, иногда, помимо мнения со стороны, нужен и взгляд изнутри.

Постарайтесь как можно больше узнать о происходящем, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте спокойную беседу в допрос

Кто участвует в буллинге, в чём он выражается, что говорит учитель, как реагируют одноклассники. Иногда в процессе такого обсуждения могут открыться неожиданные или неочевидные детали, на которые ребёнок в силу возраста не обращает внимания. Родителю их заметить проще. Ну и наконец, участвуя в разработке плана, ребёнок всегда в курсе событий, напрямую касающихся его. Это заметно снижает уровень тревожности хотя бы по одному пункту: не нужно переживать, что мама нагрянет в школу без предупреждения или папа надумает разобраться с обидчиками по-мужски и сделает только хуже.


Проведя первый фронт работ с ребёнком и определившись с начальным планом, стоит поговорить с учителем, классным руководителем или куратором. Постарайтесь сохранять спокойствие и объективность, предоставляйте все имеющиеся у вас факты (диктофонные записи, слова свидетелей, распечатки звонков и сообщений, переписки в социальных сетях, если речь идёт о кибербуллинге) и доводы. И лучше не просить как-то повлиять на ситуацию, а именно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет (а не собирается предпринять) педагог, чтобы остановить травлю. Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах.

Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не уходите из школы, пока не убедитесь, что вас действительно услышали, а не отделались дежурными заверениями, что подобного больше не повторится.


Не помешает поговорить и с родителями обидчика. Конечно, может быть и так, что агрессивный ребёнок терроризирует всю семью, и дома с ним никто не в силах сладить. Но это уже не ваша головная боль.

Вам надо донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании

А если к вам присоединятся другие мамы или папы, можно будет говорить о переводе агрессивного ребёнка в другую школу или, в тяжёлых случаях, об обращении в соответствующие инстанции с доказательствами.

Однако помимо слов не стоит забывать и о действиях: желательно объединить моральную поддержку и практическую помощь. Если ситуация критическая или вы видите, что ребёнок слишком глубоко переживает происходящее — переводите его в другую школу. Можно облечь это в какую-то позитивную форму — например, сказать, что в новой школе углублённая программа по его любимому предмету, сильные учителя или есть какие-то необычные кружки. Словом, придумать что-то, чтобы ребёнок не воспринимал этот перевод как бегство.

Если вы думаете, что положение небезнадёжное, поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Предложите ему записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.

Ребенка обижают – в школе, в лагере, во дворе. 7 советов. В школе меня обижали

Содержание:

Реклама
Реклама

Летом особенно часто бывает, что ребенок не вписывается в коллектив и оказывается отверженным: в детском лагере, куда поехал первый раз, а многие в отряде знакомы; на даче или в деревне, где у него нет близких друзей. Случается такое и в школе. Если происходящее напоминает травлю , то разбираться в ситуации должны, конечно, взрослые: родители, вожатые, учителя. Если же ребенок страдает скорее от непопулярности и насмешек, можно попробовать повысить его уверенность в себе и научить отвечать обидчикам. Не бойтесь — не кулаками. Советует психолог и отец 5 детей.

Ребенка обижают

Очкарик

— Ты чего туда залез, надулся как сыч, а? Слезай, обедать пора.

Это мама меня зовет. А вон там, на дубе, на во-он той толстой ветке — видите? — это я.

— Не слезу! — буркнул я. Я не слезу, потому что никто меня не понимает и не любит. Родители целыми днями на работе, им не до меня, а друзья… был у меня друг Васька, но теперь нет у меня друга. На прошлой неделе не стал, видите ли, решать ему задачу на контрольной, так он теперь меня очкариком дразнит. А если у меня у самого мало времени было? И вижу я плохо… теперь сразу — очкарик?

— Слезай, сынок, поговорить надо.

Это папа. Слезаю.

— Что ты, молодец, не весел? Проблемы в школе?

— Угу.

— Двойку получил, что ли? — Папа сел на лавку под деревом и жестом пригласил меня сесть рядом.

— Если бы… хуже. Васька дразнится и другие тоже за ним. Я же говорил, не нужно мне было эти очки покупать. Ведь и так видно, если прищуриться. Помнишь Ленку из 2-го «Б»? У нее очки, как у пирата, один глаз заклеен был. Ее так довели, что родители ее из школы забрали, теперь дома учится.

— Да, проблема есть, — нахмурился папа.

— Еще какая! Давай я больше не буду их надевать? — с надеждой спросил я.

— Понимаешь, сын, если не носить очки, то ты будешь видеть все хуже и хуже. Мы решим проблему по-другому. Ты знаешь, чего хотят те, кто дразнится?

— Конечно! Хотят, чтобы я им в глаз дал!

— Ха-ха! Не думаю. Секрет в том, что эти ребята просто не уверены в себе. Такие дети на самом деле трусливые и несчастные, родители не играют с ними, не смеются вместе. Им не хватает внимания, вот они и задираются. Они хотят, чтобы ты вышел из себя, разозлился, почувствовал себя таким же несчастным, как они. Понимаешь? Они хотят достать тебя, почувствовать себя победителями, ведь в жизни они все время проигрывают. Не дай им победить тебя. Знаешь, как?

Как научить ребенка отвечать на обидные прозвища и насмешки

Реклама

— Нет.

— Как думаешь?

— Не обращать внимания?

— Можно, но трудно. Если не обращать внимания, они своей цели — достать тебя — не достигнут и отстанут. Но будут пытаться долго, пока не поймут, что тебя не проймешь, не выведешь из себя, что ты крепкий орешек. Если чувствуешь, что сможешь продержаться, то попробуй. Как такой выход?

— Не знаю, не думаю, что они отстанут.

— Отстанут, но не сразу, и только если ты будешь смотреть на них как на несчастных, недолюбленных и туповатых зверьков. С сожалением. Вот так.

И тут папа скорчил такую жалкую физиономию, что я рассмеялся. Как-то сразу отлегло на душе.

— Если не сработает, — продолжал папа, — то есть еще один способ. Называется «Скажи мне еще». В ответ на дразнилки посмотри ему прямо в глаза с веселой улыбкой (так ты показываешь обидчику, что он для тебя — как маленькая собачка для слона) и скажи: «О, как интересно! Расскажи мне еще!». Если он будет продолжать, то получится, что он тебе подчиняется, а ты продолжай: «О, молодец, хороший мальчик! Продолжай! Слушаю тебя внимательно». А если он поймет, что ты его поймал на удочку, и прекратит, то дело в шляпе. Ты выиграл.

— А если он драться полезет?

— На этот случай мы с тобой должны подготовиться. Знаешь, когда я был в твоем возрасте, у нас в классе был мальчишка-драчун, Колька, здоровый такой. Он меня «картавым» дразнил, я тогда еще «р» плохо выговаривал. Так вот, мой папа договорился с нашим соседом — старшеклассником Никитой, и мы проделали такую штуку. На перемене Никита подошел к нашему классу, а я говорю Кольке: «Колька, вон видишь Никиту? Он хочет с тобой обсудить проблему моего „р“». «Чё?» — скривался Колька. «Я говорю, пойди, он тебе объяснит, картавый я или нет». После этого Колька что-то пропыхтел себе под нос, развернулся и пошел к выходу. Больше он меня не трогал. У тебя же такой сосед есть!

— Женька?

— Точно. Поговорю с ним сегодня. Но есть еще одно средство. Самооборона. Самбо, дзюдо, карате, бокс, айкидо… Давай сегодня посмотрим видео про эти единоборства, запишемся в секцию. Ок?

— Давай! Я бы на карате пошел, как Мишка. Его никто не трогает, все знают, что у него уже желтый пояс.

Уверенность в себе

Ребенка обижают одноклассники: 7 советов

Для некоторых младших школьников одной из серьезных проблем становится неприятие их одноклассниками в силу различных объективных и субъективных причин. Такая отверженность имеет массу негативных последствий: дети начинают хуже учиться, плохо вести себя в школе. Часто впадают в депрессии, нередко развивается комплекс неполноценности.

Обычно отвергнутыми оказываются чересчур агрессивные или же, напротив, слишком застенчивые и чувствительные дети. Часто это гиперопекаемые мальчики — с одной стороны, и девочки, которых не любят матери, с другой. Мальчики, которых мамы слишком оберегают, как правило, не могут похвастаться подвижностью, независимостью, умением идти на риск и адекватно воспринимать насмешки, то есть всеми теми качествами, которые вызывают уважение со стороны сверстников. У девочек же, отвергаемых в семье, плохо развиты социальные навыки сопереживания, сотрудничества, участия.

Первое, что может родитель (прежде всего мама) сделать, чтобы помочь своему ребенку, столкнувшемуся с проблемой неприятия, — изменить свое к нему отношение, а также вселить в него чувство уверенности в себе и способствовать развитию необходимых навыков общения.

  1. Необходимо показать ребенку, что его проблемы вам небезразличны, что вы искренне сопереживаете ему. Можете сказать: «Представляю, как тебе неприятно» или «Естественно, тебя это очень злит». Неплохо будет, если вы вспомните (или придумаете) схожую историю из вашего детства: «Меня тоже не все любили в школе».
  2. Обязательно спросите у ребенка, кто его унижает, один или несколько человек, давно ли это началось, как он себя ведет в этих ситуациях. Ответы на эти вопросы помогут вам лучше скорректировать поведение сына или дочери и решить, есть ли необходимость в посторонней помощи (в лице учителя или психолога).
  3. С осторожностью следует рассматривать и вариант разговора с родителями детей, с которыми конфликтует ваш сын или дочь, хотя в ряде случаев, когда дело касается безопасности, это просто необходимо. Однако если речь идет об ученике младших классов, можно обратиться к учителю с просьбой время от времени хвалить его: другие обязательно обратят на это внимание и, возможно, изменят свое отношение к вашему ребенку, ведь для детей этого возраста авторитет педагога очень велик.
  4. Ребенок может быть агрессивным или излишне застенчивым, но вряд ли сверстники будут его отвергать, если он сможет их заинтересовать чем-то, выходящим за рамки школьной программы. Поэтому еще одним способом решения проблемы отверженности может стать запись в секцию или кружок. Зачастую это помогает улучшить отношение одноклассников к ребенку и даже вызвать их уважение. Кроме того, у ребенка увеличивается круг общения, появляются новые друзья со схожими интересами, отношения с которыми могут в значительной степени сгладить травму отвержения в школе или во дворе.
  5. Помните, что, обучив ребенка всего 2–3 эффективно работающим фразам, которые он мог бы использовать в горячей ситуации, вы значительно расширяете его навыки общения и увеличиваете способность противостоять обидчику.

Выяснив, что из себя представляет систематически повторяющаяся (а часто это именно так) травмирующая ситуация, придумайте вместе эти 2–3 волшебные фразы и отрепетируйте их в ролевой игре так, чтобы ребенок произносил их уверенно, даже несмотря на волнение и накал страстей.

  1. «Пойдем, расскажешь об этом поподробнее моим друзьям, они очень просили». Друзья — это старшеклассники, которых вы попросили взять шефство над сыном или дочкой. Выбирайте общительных отличников, пользующихся популярностью у сверстников. Если у вас получится — заодно решите и проблему с успеваемостью, если таковая имеется: ребенок будет их копировать, и вы не узнаете его через пару месяцев.
  2. Иногда отвержение связано с элементарным отсутствием у ребенка базовых навыков общения. Понаблюдав за тем, как он общается со сверстниками, вы сможете, действуя все тем же методом 2–3 фраз, научить ребенка знакомиться, присоединяться к группе играющих детей, поддерживать беседу и вообще вести себя так, чтобы к нему тянулись другие дети.

Много ли детей умеют поддерживать своих товарищей по игре, говоря, например: «Отличный бросок!», или «Вот это классно!», или «Как ты этому научился?!»? У детей, которые привыкли это делать, нет отбоя от друзей — такой источник укрепления самооценки встретишь редко. Почему бы и вашему ребенку не овладеть этими простыми приемами?

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Если сына обижают в школе

Ваш сын последнее время часто стал появляться дома с синяками, причем причины конфликтов он не хочет рассказывать или отделывается общими фразами. Вы понимаете, что сына обижают в школе. Что делать в таких случаях?

Как поговорить с ребенком папе

Если у сына есть отец или дедушка, дядя – вы должны попросить их поговорить с мальчиком. Причем разговор должен состояться не дома, и не в авторитарном режиме: «Я требую, чтобы ты мне все рассказал!». Лучше всего такой разговор перенести в спокойное место, куда вы с ребенком с удовольствием можете отправиться вместе. Например, на рыбалку, или на игру любимой команды, или на пикник в красивое место. Но ваше место должен занять мужчина, вы только все подготовите для этого. Там, в спокойной обстановке, ребенок сможет раскрыться и поделиться своими проблемами.

Лучше всего научить его отвечать на все выходки сверстников юмором и умом. Причем, лучше ему сразу объяснить, что причина нападок на него — не в нем самом, а именно в его обидчиках. Счастливый и успешный человек не станет с помощью кулаков показывать свою силу, так делают только ущемленные личности. И ваш ребенок намного выше того, кто пытается его избивать, так что пусть воспринимает своего неприятеля, как жалкую личность.

Вместе с тем, мужчина должен научить ребенка, как правильно себя защитить. Ведь далеко не всегда хулиганы хотят слышать и понимать, что им говорит оппонент. Зачастую, иногда самым правильным поведением будет дать достойный отпор сопернику, в том числе и физический.

Если мама растит сына одна

Если женщина растит сына сама, и нет никого из родственников мужского пола рядом, то лучше всего обратиться к психологу. Сама мать не сможет не только правильно объяснить, но иногда даже и понять причину конфликта своего ребенка со сверстниками. На этом этапе мужчины и женщины находятся на совершенно разных полюсах общения. Даже если мать и поймет все правильно в силу своего жизненного опыта, сын не воспримет ее рассуждения и наставления адекватно – она не мужчина.

Так что консультация с психологом – самый лучший вариант в данной ситуации. Обращаться сразу в руководство школы или в правоохранительные органы не стоит, пока не разберетесь в причинах происходящего. Вы можете такими действиями сильно испортить репутацию своего сына среди сверстников, что сделает его изгоем на долгое время. Если ваш сын не пожелает идти к психологу, вы можете только припугнуть его своим походом к директору и в милицию для достижения результата.

А вообще, пресекать такие конфликты лучше всего в самом начале. Чем дольше будет развиваться подобная ситуация, тем больше вероятность высокого травматизма и его последствий. Не стоит ждать долго, нужно действовать быстро и уверенно – тогда все закончится еще на начальной стадии!

И еще раз подумайте, возможно, стоит отдать сына в секцию единоборств. Мальчик, а в будущем — мужчина, глава семьи, должен уметь не только защитить себя, но и постоять за своих близких.

Оцените запись

Еще больше полезных материалов:

comments powered by HyperComments

Ребенка обижают в школе: что делать родителям

Как понять, что ребенка обижают: основные признаки

Нежелание идти в школу. Ребенок ищет любые предлоги, чтобы не пойти в ненавистную ему школу и избежать общения с коллективом. Он начинает систематически прогуливать, искать причины, чтобы остаться дома, становится молчаливым и замкнутым, отказывается обсуждать школьную жизнь и своих друзей.

Нежелание идти в школу и подвергаться травмирующей ситуации может проявить себя на уровне соматики: у ребенка появляются систематические головные боли, расстройство пищеварения, он начинает часто болеть.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно разобраться в ситуации и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Что делать, если ребёнка обижают в школе – советы родителям

Школа – это один из институтов социализации вашего чада. Там происходит много нового для него, и ребёнок учится играть новые роли. Плохо, если образовательный процесс сопровождается насилием над школьником в той или иной форме, потому что обиды и оскорбления не идут на пользу ни одному человеку, а тем более подростку, который ходит в школу, чтобы учиться и общаться с товарищами. Но сверстники (да и не только) порою бывают очень жестоки. Что делать и как поступить, если ребёнка обижают в школе, куда при этом обращаться? Рассмотрим подробно признаки, по которым вы можете определить, что ваш школьник подвергается обидам и насмешкам, а также способы покончить с данной ситуацией.

Как понять, что ребёнка обижают в школе

Часто родители даже не догадываются, что их дитя обижают. Школьник может ничего не говорить взрослым о том, что над ним совершается насилие, по разным причинам. Например, из-за боязни потерять уважение в глазах одноклассников по поводу жалоб старшим, особенностей личности ученика и др. Может быть, он и сам думает: «Что делать, если тебя обижают в школе?». Но вам об этом не говорит. Однако есть ряд признаков, по которым вы можете определить, что с вашим чадом что-то не так и он, возможно, подвергается нападкам своих сверстников.

  1. Отказ идти на учёбу, симуляция болезни

Бывает, что ребёнок вдруг начинает отказываться ходить в школу, ничего не объясняя родителям. При этом он часто придумывает себе «несуществующие болезни»: то у него болит голова, то в горле запершило, то температура или просто плохое самочувствие и т. д. Здесь важно понять: ваш ребёнок склонен прогуливать школьные уроки без уважительной причины или нет. Если он и раньше отличался тем, что симулировал, то это одно дело. А вот если подобное происходит практически впервые, стоит задуматься – в чём причина? Тем более, когда ребёнок при этом ведёт себя довольно настойчиво!

  1. Ребёнок прогуливает уроки

Всё было хорошо, как вдруг вы узнаёте, что ваш сын или дочь начали прогуливать уроки. Конечно, может быть масса причин прогулов помимо издевательств в школе (влюблённость, отсутствие понимания между близкими, конфликт с конкретным учителем и т. д.). Но если при этом такое поведение стало внезапным для вас и есть другие признаки (подавленное настроение, грусть, какие-то переживания), то стоит насторожиться: не обижают ли ребёнка в школе? Нет ли оснований полагать, что ему там плохо и именно поэтому он не хочет туда идти?

  1. Плохая успеваемость

Тут также важно понимать: у ребёнка было всегда низкое прилежание или это снова стало неожиданностью для вас? Здесь могут быть те же причины низкой успеваемости, которые перечислены выше. А может это указывать и на то, что ребёнок сосредоточен на чём-то другом и ему тяжело учиться, он стал «скатываться», потому что не видит для себя возможности думать об учёбе.

  1. Испорченные вещи

У вашего ребёнка постоянно что-то происходит с вещами? Оторванные хлястики, порванные или испачканные вещи, забрызганная одежда, а может, что-либо стало пропадать? Это уже повод предположить школьное насилие, особенно если такие ситуации происходят систематически. Разумеется, если вы уверены в том, что ваше чадо само не склонно к тому, чтобы портить вещи, а потом говорить, что это сделал кто-то другой, боясь получить от вас нагоняй.

  1. На теле ребёнка синяки и ссадины

Если у школьника (который в принципе никогда не дерётся) стали обнаруживаться на теле синяки или ссадины, вы также можете заподозрить, что его обижают. Если ваш ребёнок маленький, понятно, что вы легко увидите следы от насилия. А вот если сын или дочь – подростки, тогда они вряд ли будут «светить перед вами телесами». Поэтому, если всё-таки есть основание полагать, что ребёнка избивают, старайтесь быть наблюдательными. Он пошёл в ванную, снимая на ходу футболку? Подглядывайте. Ложится спать, аккуратно поправьте одеяло и присмотритесь. Ничего нет постыдного в том, чтобы выяснить, не происходит ли физического насилия над вашим чадом.

  1. Признаки невроза, депрессии или агрессии

Вы начали замечать, что ваш ребёнок постоянно расстроен, нервничает по пустякам? Возможно, даже закатывает истерики? Или он стал в последнее время очень агрессивным, а видимого повода нет? Тогда можно предположить, что это ответная реакция на те агрессивные проявления в школьной среде сверстников, которым он постоянно подвергается. Конечно, причин для невроза и депрессии существует много, особенно у подростка, но это также повод заподозрить неладное.

  1. Частые опоздания на уроки

Учитель стал говорить вам, что ребёнок часто опаздывает на уроки, а до сего момента таких дел за ним не наблюдалось. Причин, конечно, может быть масса. Однако не стоит забывать, что школьная перемена – это одно из самых благоприятных мест для насмешек и обид со стороны одноклассников. Учителя в этот момент готовятся к уроку и не заняты пристально учениками. А дети, как правило, предоставлены сами себе. И начинаются изощрённые способы издевательства. В такие моменты ребёнок может уходить куда-нибудь, чтобы избежать насмешек и обид, а потом, не рассчитав время, опаздывать на уроки. И это может происходить довольно долго. Важно, чтобы учитель начинал понимать причины подобных опозданий.

Что делать, если ребёнка обижают

Если вы уже установили факт того, что ваше дитя обижают в школе, то необходимо принять срочные меры, чтобы это не повторялось впредь. Ведь учиться необходимо, а какая может быть учёба, если ты постоянно подвергаешься насилию? Что для этого надо сделать в первую очередь:

  1. Не идти на поводу у эмоций – успокоиться

Понятно, что сейчас вы эмоционально взвинчены и, возможно, плохо соображаете. Готовы броситься вперёд, на защиту собственного ребёнка и порушить обидчиков. Но для начала надо успокоиться и взвесить все «за» и «против». Подумайте, не может ли ваш ребёнок быть виновным в том, что его обижают? Может быть, он сам задира из задир? Вполне возможно, что школьник не дерётся, но при этом любит словесно унижать одноклассников, а они за это, собравшись вместе, мстят ему? В таком случае вам предстоит долгий путь воспитания, а не разбирательств с обидчиками. Если всё же вы знаете, что ваш ребёнок ни в чём не виноват, и выяснили данный вопрос у учителя, необходимо всё равно успокоиться и предпринять следующие меры.

  1. Поговорить с ребёнком

Всегда самым главным считается спокойный и доверительный разговор с собственным ребёнком. Для того чтобы школьник или школьница делились самым сокровенным, надо стремиться к тому, чтобы ребёнок вам всегда доверял. Ведь дети могут скрывать, что их обижают, по разным причинам. Но никогда не утаит от вас ребёнок этот факт, если вы состоите с ним в дружбе, если вы для него тот, с кем можно говорить обо всём. Поговорите, выясните причину, как ученик объясняет вам ситуацию с тем, что над ним издеваются сверстники. Видит ли он здесь свою вину в том числе или утверждает, что над ним издеваются беспричинно.

  1. Не спешить с выводами (не обвиняйте, постарайтесь разобраться в ситуации)

Ни в коем случае не обвиняйте своего ребёнка, даже если вы понимаете, что он и сам виноват в происходящем и провоцирует своих обидчиков на ответные действия. Ведь, наверное, это не только его вина в том, что он не умеет общаться с ребятами. Есть здесь и огрехи вашего воспитания. Разберитесь в ситуации, которая складывается в школе. Узнайте тех детей, которые обижают вашего ребёнка. Выясните, в каких семьях они воспитываются. Помните, что чаще всего насилию подвергаются неуверенные в себе дети. Постарайтесь вселить в ребёнка уверенность в собственных силах. Если вы сами делать этого не умеете, обратитесь к детскому психологу. Он поможет скорректировать поведение школьника в среде ровесников и не только.

  1. Объяснить ребёнку, что не нужно вестись на провокацию

Конечно, это не всегда помогает, если насилие исходит от группы агрессивных детей. Но всё-таки необходимо объяснить ребёнку, что не нужно в любом случае вестись на провокацию со стороны любого обидчика. Во-первых, это чревато дракой и её последствиями (ушибы, синяки, беседа в Комиссии по делам несовершеннолетних). Во-вторых, насилие в любом случае провоцирует новое насилие. И если конфликт между учащимися разгорается, то его последствия могут быть самыми плачевными. Нужно вырабатывать с ребёнком другие способы борьбы с обидчиками, объяснять, что грубостью на грубость отвечать нежелательно. Ведь даже «уважение», залуженное с позиции силы, это не уважение в общепринятом смысле этого слова.

  1. Если ситуация не разрешается, поговорить с родителями обидчиков (через классного руководителя, директора школы)

Если ребёнка обижают в школе, и это не заканчивается, несмотря на все принятые вами меры и выбранные стратегии поведения с обидчиками, обязательно проинформируйте о происходящем классного руководителя (если не помогает – директора образовательного учреждения). В обязанности классного руководителя (как и любого учителя) входит сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Попросите учителя пригласить на беседу родителей обидчика или обидчиков, поговорите с ними. Объясните, что если ситуация не исправится, то вы обратитесь в Комиссию по делам несовершеннолетних или в суд, чтобы эти органы приняли меры по защите прав вашего ребёнка.

  1. Физическое насилие – повод обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних (предварительно собрав доказательства)

Если по отношению к вашему ребёнку применяется физическое насилие, то это повод для обращения в полицию, в Комиссию по делам несовершеннолетних. В таком случае вам необходимо собрать некоторые доказательства. Например, самым лучшим из них станет освидетельствование врачом побоев, которые были нанесены школьнику его обидчиками. Это лучше делать сразу, как только увидели синяки и ссадины. Также неплохо, если вы найдёте среди детей или взрослых свидетелей того, как ваш ребёнок подвергается физическому насилию. Можно собрать в школе характеристики тех, кто обижает вашего сына или дочку. Сделать это может по запросу инспектор по делам несовершеннолетних. В любом случае – терпеть насилие над ребёнком ни в коем случае не следует.

Реабилитация

Проблема в данной ситуации заключается ещё и в том, что мало помочь ребёнку избавиться от обидчиков, ведь порою сама обида бывает страшнее и влияет сильнее, чем синяки, нанесённые в драке. Поэтому надо позаботиться о психологической реабилитации вашего ученика или ученицы, обратившись к психологу. Могла пострадать психика ребёнка, его самооценка, его отношения с другими сверстниками, которые являлись сторонними наблюдателями таких конфликтов и др. Поддерживайте своё чадо сами и обязательно обратитесь к специалисту, если чувствуете, что обида у ребёнка не угасла, а невроз прогрессирует.

Заключение

Таким образом, если вашего ребёнка обижают в школе, и вы заметили многие признаки подобного явления, незамедлительно решайте проблему. Для этого всегда будьте с ребёнком откровенны, доверяйте ему, и он будет доверять вам. Помните, что школа – то место, где ваш ребёнок должен учиться в максимально комфортной обстановке. И в этом учреждении обязаны заботиться о благе и достоинстве каждого ученика. Поэтому смело идите в школу и решайте проблему, если она не решается другими способами. Но прежде всего научите своего ребёнка коммуникации, умению общаться с любыми людьми. Для этого сами станьте ему примером или обратитесь к специалистам, если вы с трудом осуществляете общение с разными личностями. Вселяйте уверенность в собственных силах вашему ребёнку. Учите его быть сильным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *