Памятка для родителей «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»
МДОУ «Детский сад№124»
Памятка для родителей
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ
ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»
Саранск2017г.
Работаем по ФГОС
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС ДО утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ
ФГОС ДО призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
ФГОС ДО не предусматривает проведение аттестации (оценивания) детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам стандарта представлены в виде целевых ориентиров:
инициативность и самостоятельность ребенка,
уверенность в своих силах,
положительное отношение к себе и другим,
активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству,
любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Образовательная область
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Уметь использовать речь, как средство общения.
Уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Использовать в речи разнообразные формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент и пр.)
Правильно и четко произносить звуки родного языка.
Различать на слух и отчетливо произносить сходные по звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
Различать гласные и согласные звуки.
Определять место звука в слове(начало, середина, конец).
Уметь согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (белый, мягкий снег).
Уметь поддержать беседу.
Уметь связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Уметь составлять по плану и образцу рассказы о предмете, содержании сюжетной картины, серии последовательных картин.
ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Проявлять интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать загадки, считалки, скороговорки.
Проявлять эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Образовательная область«Познавательное развитие»
ФЭМП
(формирование элементарных математических навыков)
-Уметь создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (по цвету, размеру, форме и т.п.), разбивать множества на части и складывать их.
— Уметь считать до 10, называть цифрыот 0 до 9. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 больше 5 на 1 и т.д.)
— Иметь представление о составе чисел в пределах 10 (на наглядной основе).
— Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
— Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
— Иметь представление о порядковом счете в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?».
— Уметь устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами и сравнивать их по величине (по длине, ширине, толщине, высоте, по размеру, форме).
— Знать и называетгеометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), знаком с объемными геометрическими фигурами.
— Умеет моделировать геометрические фигуры, составлять из них разные тематические композиции.
— Различает и называет части суток, их последовательность.
— Уметь ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева и т.д.).
— Имеет элементарные представления о времени (части суток, раньше-позже, вчера-сегодня-завтра).
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
— Умеет действовать в соответствие с заданным алгоритмом.
— Уметь подчиняться правилам в групповых играх, самостоятельно выбирать дидактическую игру и играть
Образовательная область«Познавательное развитие»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
— Имеет представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер и пр.)
— Классифицировать предметы по свойствам (посуда – фарфоровая, стеклянная, пластиковая и т.п.).
-Определяет свойства (прочность, твёрдость, мягкость) разных материалов (дерево, бумага, ткань, глина, стекло, пластмасса, резина, кожа и пр.).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
— Имеет представления об учебных учреждениях (детский сад, школа, колледж, вуз), различных профессиях и специальностях.
— Имеет представление о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство и пр.)
— Проявляет уважение к труду взрослых и детей.
— Имеет представление о родном крае, стране, государственных символах и праздниках, героях нашей страны (традиции, культура, достопримечательности).
— Имеет элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
— Знает и называет овощи, фрукты, ягоды, грибы, некоторые комнатные, лекарственные, садовые и луговые растения, деревья, кустарники.
— Имеет представления о явлениях и объектах живой и неживой природы, умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
— Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.).
— Знает и называет времена года, признаки и изменения в природе.
Образовательная область
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
— Знает свои ФИО, возраст, домашний адрес, ФИО родителей, телефоны спецслужб.
— Проявляет уважительные и дружеские отношения к взрослым и сверстникам,заботу о младших, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность
— Имеет представление о гендерном развитии, о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
— Старается оценивать свои поступки и поступки сверстников.
— Проявляет желание трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
-Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах.
-Умеет самостоятельно быстро одеваться и раздеваться; следить за чистотой своей одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде.
— Умеет содержать в порядке свое рабочее место.
— Знает и соблюдает основы безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.
Образовательная область
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к искусству
— Проявляет эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
— Проявляет интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
— Определяет и называет жанры искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Рисование
— Имеет интерес к изобразительной деятельности, художественному и декоративному труду.
— Умеет передавать в рисунке образы предметов, объектов. персонажей сказок, старается располагать правильно предметы в пространстве, соблюдая пропорции.
— Использует в работе различные художественные материалы, знает и различает цвета и оттенки.
Лепка
-Уметь лепить с натуры, по представлению, по образцу.
Аппликация
— Правильно держит и использует ножницы.
— Использует разные приемы вырезания.
Прикладное творчество
— Умеет складывать бумагу разной фактуры разными способами, владеет техникой оригами.
— Умеет работать с природным материалом.
Конструктивно-модельная деятельность
-Умеет создавать разные постройки и конструкции.
— Умеет самостоятельно подбирать строительный материал.
— Умеет работать в коллективе.
Музыкальная деятельность
— Проявляет интерес и любовь к музыке.
— Различает элементарные музыкальные понятия, жанры.
— Умеет петь самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него.
-Свободно ориентируется в пространстве, выполняет простейшие танцевальные движения и перестроения, самостоятельно придумывает движения по содержанию песни.
Образовательная область
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
-Имеет представления о ценности здоровья:правильном питании, здоровым образе жизни и факторах. разрушающих здоровье.
— Имеет представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
— Имеет представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
— Знает и соблюдает культурно-гигиенические навыки.Соблюдает правильную осанку
— Имеет потребность в ежедневной двигательной активности (зарядка, разминка, подвижная игра, танцы).
— Проявляет интерес к физической культуре и спорту, спортивным играм и упражнениям.
— Имеет потребность в развитии быстроты, силы, выносливости и гибкости.
— Умеет легко ходить, бегать наперегонки, прыгать отталкиваясь двумя ногами, на одной ноге, умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через препятствия, действовать по сигналу.
— Умеет выполнять ведущую роль в игре, соблюдает правила в коллективных играх, самостоятельно организовывает коллективные подвижные игры, стремится участвовать в играх-соревнованиях.
— Знаком с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Что должен уметь и знать ребенок 5-6,5 лет по ФГОС
Что должен уметь и знать ребенок 5-6,5 лет по ФГОС ДО
Возраст пять лет — самое время для начала развития интеллектуальных способностей будущего школьника.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах указаны основные требования и цели, которые должны выполнять и к которым должны стремиться педагоги при составлении учебных программ. Также они регламентируют порядок составления учебной программы и её структуру.
Этот стандарт нужен, в первую очередь, для организации полноценного и эффективного обучения ребенка.
В ФГОС есть пункт о целях, которые должны быть достигнуты при завершении дошкольно-образовательной программы. Среди них имеются следующие цели:
— ребенок самостоятелен и усидчив при занятиях, не теряет внимательности
— проявляет инициативу в занятиях, а также при коммуникативных взаимодействиях
— адекватность в проявлении эмоций и при общении со сверстниками
— различает игру и реальную жизнь, может адаптироваться под сценарий игрового процесса
— хорошее разговорные возможности, стремление правильно выговаривать слова и предложения. В том числе и по слогам
— умение управлять движениями своего тела, развитая моторика
— любознательность в познании мира
— знание основных данных о себе, своей семье, о окружающей действительности
— начальные математические знания, начальные знания в области чтения и грамматики
— соблюдает личную гигиену и правила безопасности
Ознакомление с окружающим:
• Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.
• Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада
• Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).
• Знать название города, деревни, где живут, улицу.
• Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес
Экологическое воспитание:
о растениях
• узнавать и называть 6-7 растений и их части
• уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности
• выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями
• определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя)
• знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)
о животных
• уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т.д.)
• знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т.д.
• уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела
• конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, радость, привязанность
• продолжать знакомить с дикими животными
• называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду
• рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.
о неживой природе
• формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду)
Развитие речи:
• Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно
• Использовать в речи существительные, обозначающие профессии
• Употреблять в речи простые и сложные предложения
• Пользоваться прямой и косвенной речью
• Поддерживать непринужденную беседу
• Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым
Художественная литература::
• Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
• Выразительно читать стихи наизусть
Математика:
• считать в пределах 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»
• чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
• знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом
• ориентироваться на листе бумаги
• использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов
• рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение
• располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы
Лепка:
• Лепить предметы, состоящие из нескольких частей
• Использовать приёмы соединения частей (прижимания и примазывания)
• Владеть навыком округлого раскатывания
• Владеть навыком рационального деление пластилина
• Использовать в работе стеку
• Умение передавать в лепке движения
• Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.
Аппликация:
• Правильно держать ножницы и действовать ими
• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа
• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать
Конструирование:
• учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме
• планировать этапы создания собственной постройки
• создавать постройки по рисунку
• работать коллективно
конструирование из бумаги
• владение навыком сгибания бумаги
• проглаживание пальцем места сгиба
• умение использования чертежей
• знание терминов: сгиб, пунктир, штриховка
Что должен знать ребенок 5
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Виктория»
«Что должен знать
ребенок 5-6 лет?»
Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.
Мышление
Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:
знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.
К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.
Развитие памяти и внимания
Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:
концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
пересказывает содержание сюжетных картинок;
запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.
Развитие речи
Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:
Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять <р>. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.
Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.
Физическое развитие
У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:
Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.
Мелкая моторика
Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:
он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
лепит из пластилина мелкие детали;
завязывает и развязывает узлы на шнуре.
Социально-бытовые навыки
Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.
Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:
проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
моет руки перед едой;
пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.
Эмоциональное развитие
Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.
В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.
В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.
Консультация (старшая группа) на тему: Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет.
Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5-6 лет).
Ознакомление с окружающим.
• Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.
• Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.
• Учить соблюдать правила дорожного движения (переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).
• Знать название города, где живут, улицу.
• Знать фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес.
Экологическое воспитание.
о растениях
• узнавать и называть 6-7 растений и их части
• уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности
• выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка).
• определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя).
• знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)
о животных
• уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т.д.)
• знать основные жизненные функции: питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т.д.
• уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела.
• конкретизировать представления о проявлении чувств: голод, боль, радость, привязанность
• продолжать знакомить с дикими животными
• называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду, рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.
о неживой природе
• формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду)
Развитие речи
• Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно.
• Использовать в речи существительные, обозначающие профессии.
• Употреблять в речи простые и сложные предложения.
• Пользоваться прямой и косвенной речью.
• Поддерживать непринужденную беседу.
• Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым.
Художественная литература
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
- Выразительно читать стихи наизусть.
Математика
• считать в пределах 7 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего».
• сравнивать 2 группы предметов, выраженные числами 6 и 7.
• чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
• знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом.
Рисование
• ориентироваться на листе бумаги рисование.
• использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов
• Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение
• Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
Лепка
• Лепить предметы, состоящие из нескольких частей
• Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания
• Владеть навыком округлого раскатывания
• Владеть навыком рационального деление пластилина
• Использовать в работе стеку
• Умение передавать в лепке движения
• Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.
Аппликация
• Правильно держать ножницы и действовать ими
• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа
• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать
Конструирование
• учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме
• планировать этапы создания собственной постройки
• создавать постройки по рисунку
• работать коллективно
конструирование из бумаги
• владение навыком сгибания бумаги
• проглаживание пальцем места сгиба
• умение использования чертежей
• знание терминов: сгиб, пунктир, штриховка
Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет
Внимание:
- Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Точно следовать инструкции при выполнении задания.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Выполнять упражнения на быстроту реакции.
Память:
- Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
- Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.
- Запомнить и повторить 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь-малина, зима — снег, кошка — мышка и т.д.
- Запоминать простейшие считалки и скороговорки.
- Пересказывать небольшие рассказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мышление
- Группировать предметы по определенным признакам и называть каждую группу обобщающим словом (транспорт, животные,фрукты и т.д.)
- Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
- Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
- Находить и объяснять несоответствия.
- Достраивать простейшую закономерность.
- Определять последовательность событий.
- Придумывать название к картинке.
Развитие речи:
- Строить предложения разных видов.
- Составлять предложения из предложенных слов.
- Образовывать новые словосочетания по образцу.
- Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу — время, потехе — час».
- Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.
- Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, возможно — жесты и мимику).
Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика:
- Ориентироваться в тетради, используя понятия: «влево», «вправо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу вверх», «слева направо», «справа налево».
- Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
- С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, животных, людей.
- Дорисовывать вторую половину заданного предмета.
- Складывать из конструктора по образцу простейшую фигуру.
- Различать предметы по размеру, форме и цвету.
- Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.
- Выполнять аппликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
Окружающий мир:
- Называть свои имя, отчество, фамилию, возраст, а также имя, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.
- Знать название города, в котором он живет, а также столицу Родины.
- Знать название нашей планеты.
- Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.
- Называть времена года, месяцы, части суток, дни недели и их последовательность.
- Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать домашних животных от диких, правильно называть их детёнышей.
- Называть овощи, фрукты, ягоды, грибы.
- Называть явления природы, осадки.
- Различать одежду, обувь, головные уборы.
- Называть различные виды транспорта.
Основы грамоты и математики:
- Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков.
- Делить простые предложения на слова.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как: «сок», «ноты», «сила», «суп».
- Знать цифры от 0 до 10, знаки «+», «-«, «=».
- Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».
- Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
- Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.
- Различать и называть плоскостные геометрические фигуры.
Консультация (старшая группа) на тему: что должен знать и уметь ребёнок в 5-6 лет
Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет
Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.
С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
К 5 годам ребенок должен уметь:
Внимание.
- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
Математика.
- Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
- Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Как пользоваться арифметическими знаками действий.
- Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
- Состав чисел первого десятка.
- Прямой и обратный порядок числового ряда.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Название текущего месяца, последовательность дней недели.
Память.
- Запоминать 8-10 картинок.
- Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
- Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
- Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
- Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
- Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
- Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
- Определять последовательность событий.
Мышление.
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
- Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
- Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
- Складывать пазлы без посторонней помощи.
Мелкая моторика.
- Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Развитие речи.
- Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
- Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.
- Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
- Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
- Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
- Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
- Различать гласные и согласные буквы.
- Определять, на какой слог падает ударение.
- Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
- Определять количество звуков и букв в слове.
- Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Окружающий мир.
- Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
- Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
- Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
- Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
- Отличать хищных животных от травоядных.
- Отличать перелетных птиц от зимующих.
- Отличать садовые цветы от полевых.
- Отличать деревья от кустарников.
- Называть все явления природы.
Консультация (старшая группа): Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет
Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет
Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.
С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
К 5 годам ребенок должен уметь:
Внимание.
- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
Математика.
- Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
- Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Как пользоваться арифметическими знаками действий.
- Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
- Состав чисел первого десятка.
- Прямой и обратный порядок числового ряда.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Название текущего месяца, последовательность дней недели.
Память.
- Запоминать 8-10 картинок.
- Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
- Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
- Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
- Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
- Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
- Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
- Определять последовательность событий.
Мышление.
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
- Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
- Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
- Складывать пазлы без посторонней помощи.
Мелкая моторика.
- Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Развитие речи.
- Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
- Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.
- Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
- Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
- Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
- Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
- Различать гласные и согласные буквы.
- Определять, на какой слог падает ударение.
- Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
- Определять количество звуков и букв в слове.
- Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Окружающий мир.
- Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
- Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
- Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
- Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
- Отличать хищных животных от травоядных.
- Отличать перелетных птиц от зимующих.
- Отличать садовые цветы от полевых.
- Отличать деревья от кустарников.
- Называть все явления природы.
Консультация для родителей
«Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет»
Воспитатель: Туманова И.А.