Что дети должны делать: Домашние обязанности детей по возрастам – Что должен уметь ребенок в 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев и так далее, вплоть до 5 лет

Содержание

Домашние обязанности детей по возрастам

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Что должен уметь делать ребенок в возрасте от трех до восемнадцати лет?

Чтобы к совершеннолетию ребенок стал самостоятельным, его нужно с детства приучать к домашним обязанностям. Мы расскажем о том, что он должен уметь делать в определенном возрасте. А также поведаем о тех домашних обязанностях, которые нужно привить чаду.

 

Домашние обязанности ребенка в возрасте от трех лет

В три года ребенок должен делать следующее:

  1. Собирать все свои игрушки сразу после игры. А затем класть их в специально отведенный для этого ящик.
  2. После чтения ребенок должен складывать журналы на ту полку, с которой он их взял.
  3. После того, как ребенок покушает, он должен отнести грязную посуду в раковину.
  4. Если ребенок накрошит во время приема пищи, он должен взять салфетку, собрать мусор в руку и выкинуть его.
  5. Ребенок должен освобождать игровую комнату от ненужных вещей. Лишних игрушек, книг и других предметов.
  6. Ребенок должен идти мыть руки сразу после того, как вернется домой с улицы. 
  7. Умываться по утрам. 
  8. Укладывать волосы с помощью расчески.
  9. Самостоятельно раздеваться после прогулки. 
  10. Уметь надевать на себя вещи. Хотя бы с маминой помощью.
  11. Помогать маме разбирать сумку с продуктами после похода в магазин. И класть их в холодильник.

 

Что должен делать ребенок в возрасте четырех лет?

 

В четыре года ребенок должен:

  1. Помогать маме сервировать стол. Выкладывать на него тарелки, вилки/ложки. В зависимости от того, какую еду вы планируете кушать.
  2. Помогать маме убираться на кухне.
  3. Уметь выбирать качественные продукты. Хлеб, разные виды сыров, макароны, каши и так далее.
  4. Если у вас есть собственный земельный участок, то ребенок должен помогать вам на нем. Например, он может поливать грядки вместе с вами. Это несложно. Ребенку достаточно всего лишь взять в руки шланг.
  5. Помогать маме во время уборки дома. 
  6. Ребенок должен уметь расстилать свою постель перед сном. А затем застилать ее утром.
  7. Помогать маме мыть грязную посуду. Хотя бы одну-две тарелки. Или вместе с ней класть грязную посуду в посудомоечную машину. Запускать ее.
  8. Вытирать пыль с полок. И других предметов мебели.
  9. Готовить себе бутерброды с маминой помощью. Ребенок должен научиться намазывать масло на хлеб. А также заливать молоком хлопья.
  10. Заниматься своими делами, не требуя взрослых развлекать его.
  11. Относить на балкон вещи после стирки, вешать их на специальную сушилку.
  12. Помогать маме развешивать полотенца на балконе.

 

Что должен делать по дому ребенок в возрасте пяти лет?

В пять лет ребенок должен:

  1. Советовать маме, что она может приготовить на завтрак, обед и ужин. Помогать ей приобрести продукты для этих блюд.
  2. Уметь накормить себя с утра бутербродами.
  3. Убираться в своей комнате. Складывать на полку вещи.
  4. Наливать сок или молоко без маминой помощи.
  5. Накрывать на стол еду. Раскладывать на нем приборы.
  6. Помогать маме в готовке пищи. Кидать в кастрюлю нужные ингредиенты. 
  7. Убираться в собственной комнате. 
  8. Выбирать себе одежду в детский сад. Надевать и снимать ее без помощи родителей.
  9. Уметь чистить туалет и ванную.
  10. Уметь протирать зеркала, расположенные в разных комнатах.
  11. Уметь разделять белье, которое вы собираетесь постирать. Ребенок должен научиться складывать в одну стопку белые вещи. А во вторую — цветные.
  12. Помогать маме убираться.
  13. Уметь покупать продукты в магазине. Например, молоко, хлеб или жвачку.
  14. Уметь завязывать шнурки на своей обуви.

 

Что должен делать ребенок в возрасте шести лет?
 

В возрасте шести лет ребенок должен:

  1. Понимать, когда на улице стоит холодная погода, а когда — теплая. И на основе этого подбирать себе вещи. В холодную погоду он должен уметь одеваться максимально тепло. А при приемлемой температуре — так, чтобы ему не было жарко.
  2. Пылесосить в квартире.
  3. Чистить картошку.
  4. Уметь делать яичницу. А также бутерброды различного типа. Как традиционные, так и горячие.
  5. Собирать рюкзак в школу.
  6. Не разбрасывать свою одежду по квартире. А, наоборот, развешивать ее на тремпели. Чтобы она не мялась.
  7. Помогать отцу разводить костер. Отправляться вместе с ним на поиски древесины.
  8. Не биться об окружающие предметы. Понимать, что любой порез или ранка могут понести за собой негативные последствия.
  9. Раскладывать помытую посуду по своим местам. Правильно сортировать ее: вилки класть к вилкам, ножи — к ножам.

 

Что должен делать ребенок в возрасте семи лет?

В возрасте семи лет ребенок должен:

  1. Выполнять поручения, которые дали ему родители. Например, сходить в магазин около дома и купить там хлеб.
  2. Помогать маме доносить сумки из продуктового магазина.
  3. Вовремя просыпаться утром в школу, и засыпать не позднее 22:00. Ребенок должен делать это самостоятельно, без напоминания родителей.
  4. Проявлять вежливость по отношению к другим людям. Не хамить им.
  5. Гладить футболки.

 

Что должен делать ребенок в возрасте от восьми до девяти лет?

 

В возрасте от восьми до девяти лет ребенок должен:

  1. Мыть полы в квартире.
  2. Помогать маме передвигать тяжелые предметы. В частности, мебель.
  3. Подготавливать ванную к банным процедурам. Набирать ее без помощи родителей.
  4. Делать так, чтобы в его шкафчике всегда было чисто. И чтобы все вещи лежали на своих местах.
  5. Выбирать одежду в магазине вместе с мамой. 
  6. Уметь правильно сворачивать одеяла. Делать так, чтобы они занимали в шкафу минимальное количество места.
  7. Уметь пришивать оторвавшиеся пуговицы.
  8. Учиться готовить простые блюда. Например, яичницу.
  9. Уметь класть цветы в вазу.
  10. Поздравлять родственников с праздниками. Дарить им открытки. Писать различные поздравления.
  11. Самостоятельно подготавливать все необходимые элементы для разведения костра. Разжигать его вместе с папой.

 

Что должен делать по дому ребенок в возрасте от десяти до тринадцати лет?

В возрасте от десяти до тринадцати лет ребенок должен:

  1. Уметь определять, когда постельное белье становится грязным. И когда его нужно заменить. Складывать белье в специализированную корзину.
  2. Уметь стирать вещи в стиральной машине. Ребенок должен научиться закидывать порошок в специальный отдел. Закрывать его. Выбирать нужный режим. И запускать стирку.
  3. Отправляться в магазин без родителей. Приобретать там те продукты, которые мама укажет в списке, написанном заранее.
  4. Самостоятельно идти в школу. Без присмотра родителей.
  5. Готовить более сложные блюда. Например, яичницу, пельмени или вареники. Это нужно для того, чтобы ребенок мог покормить себя, если у мамы не будет времени ему что-нибудь приготовить.
  6. Уметь заваривать чай, делать кофе. Как в чашках, так и в полноценных блюдах.
  7. Уметь залатывать себе раны. Накладывать повязки на порезы. Обрабатывать их. И делать так, чтобы они заживали за как можно более короткий срок.
  8. Становиться финансово грамотным. Понимать, на что нужно потратить деньги. А на чем лучше сэкономить.
  9. Сушить на балконе вещи, мыть полы и убирать.
  10. Ездить на всех типах транспорта. Как на автобусах, так и на трамваях. 
  11. Ориентироваться в станциях и ветках метрополитена.
  12. Выполнять домашнее задание. Не прогуливать уроки в школе.
  13. Ответственно выполнять поручения, которые ему дали родители.
  14. Помогать маме и папе по дому.
  15. Чистить плиту от грязи.
  16. Чистить духовку.
  17. Ответственно подходить к расписанию своего дня. Планировать время для выполнения дел так, чтобы к вечеру успеть сделать каждое из них.

 

Что должен делать по дому старшеклассник?

Старшеклассник должен:

  1. Вовремя ложиться спать.
  2. Готовить еду как для себя, так и для родителей.
  3. Есть как можно меньше вредных продуктов. Например, сухариков и чипсов.
  4. Быть дисциплинированным. Не опаздывать на занятия в школе.
  5. Вовремя выполнять заданное домашнее задание.
  6. Ответственно готовиться как к ЕГЭ, так и переходным экзаменам в школе.
  7. Гладить свои вещи.
  8. Готовить еду для себя.
  9. Самостоятельно стирать свои вещи.

 

Заключение

 

Постепенно прививайте ребенку вышеназванные обязанности и гарантируем: к 18 годам он станет самостоятельным!

Если чадо будет ежедневно заниматься делами по дому, то постепенно привыкнет к тому, что это норма. И сможет существовать автономно от родителей.

А еще, вы перестанете бояться оставлять ребенка одного. Поскольку будете знать, что он может о себе позаботиться.

Основы детской безопасности

Как и зачем нужно учить детей безопасности? 

Что дети должны делать в чрезвычайных ситуациях? 

Об основах детской безопасности в прямой трансляции Apteka.ru рассказала Безкорсая Наталья Юрьевна — педагог-психолог, автор проекта Мастерская безопасности “СУПЕР Я”.

Почему безопасности нужно специально обучать?

В детстве родители часто давали нам наставления, вроде: “Не разговаривай с подозрительными людьми”. Нам чаще просто запрещали что-то делать вместо того, чтобы объяснить, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. С детства нам рассказывают, что нужно быть удобными, слушаться взрослых, терпеть.

А что такое подозрительный человек? Что делать, если такой человек подошел к ребенку? Нужно давать детям инструкции, что именно делать в таких ситуациях. Для этого самим взрослым нужно знать алгоритмы безопасности.

Кроме того, наставления “терпеть” и “быть удобным” учат детей не уважать свое тело. Именно тихие дети, которые боятся возразить, чаще попадают в беду. Шумные, “неудобные” дети, которые готовы кричать на публике, больше подготовлены к опасным ситуациям.

Механизмы безопасного поведения заложены в детях самой природой, с раннего возраста. В первые полгода жизни ребенок запоминает свое ближайшее окружение, родителей и близких, которые всегда рядом и могут его защитить. 

После 6 месяцев мозг ребенка решает, что в его окружении хватает людей, которые о нем заботятся. В это время включается инстинкт следования за своими близкими, так ребенок обучается безопасности. Желательно, чтобы бабушки, дедушки, няни и т.д. знакомились с ребенком в первые полгода.

Когда определяется круг доверия, ребенок начинает различать своих близких и посторонних людей. Поэтому в возрасте до года нужно научить ребенка делить всех людей не на “плохих” и “хороших”, а на “своих” и “чужих”.

Застенчивость маленьких детей проявляется на инстинктивном уровне. Если при встрече с друзьями родителей ребенок зарывается в мамину юбку — это нормально, ему просто нужно время, чтобы освоиться с новыми людьми в своем окружении. 

Заставлять детей “перестать стесняться” совершенно неправильно.

Ребенку в возрасте 3-5 лет можно снова рассказать о “своих” и “чужих”. Например, можно объяснить ребенку на прогулке, показывая на других людей, что они “чужие” и не должны предлагать угощения. А если незнакомец все же предлагает? Следует придумать инструкцию для таких ситуаций, например: “Обязательно спроси маму/папу, если тебе что-то предлагают”.

К тому возрасту, когда ребенок начнет отправляться на прогулки самостоятельно, без родителей, он должен четко знать, что делать: если незнакомцы что-либо предлагают, нужно отвечать твердым отказом.

Очень важно читать книги/смотреть мультфильмы с ребенком интерактивно, задавать вопросы о том, что он увидел и прочитал (“Почему этот персонаж попал в беду? Что ему следовало сделать?”), потому что зачастую мультфильмы и детские книги несут в себе какие-то уроки. Ребенок 3-5 лет не должен оставаться наедине с мультфильмами, гаджетами и т. д., поскольку важен именно комментарий присутствующего взрослого.

Ребенок 3-5 лет должен знать свое имя и фамилию, домашний адрес и имена родителей, чтобы он мог обратиться за помощью (например, если отстал от родителей на улице и потерялся).

Depositphotos_241200042_s-2019.jpg

Важные правила для детей 3-5 лет

  • Если потерялся, стой на месте! Искать всегда должны родители.
  • Не плачь, а громко зови: “Мама! Папа!”
  • Ни в коем случае ни с кем никуда не уходи! Даже если предлагают помощь. Если вы взрослый, чувствующий свою ответственность и желающий помочь чужому потерявшемуся ребенку, делайте это прямо на месте: спросите, чем помочь, предложите остаться рядом, пока родители не найдутся. Если ребенок знает номера родителей, можно позвонить им и сообщить, где ребенок.

Вопрос: А с полицейским тоже нельзя уходить?

Нельзя. К сожалению, не все полицейские это знают. Учить детей двойным стандартам тяжело, надежнее просто научить, что с любыми посторонними людьми уходить нельзя.

Отличный способ усваивать правила безопасности — игры. Например, можно с игрушками отыгрывать ситуации вроде: “Медвежонок потерялся, что ему делать?”

Правило “нижнего белья”

Те части тела, которые закрыты нижним бельем, нельзя никому показывать и давать трогать! Нельзя этого делать и по отношению к другим людям.

Только родители или доктор в присутствии родителей и с согласия ребенка могут попросить раздеться и прикоснуться к телу!

Это правило закладывает основы уважения к своему телу и понимание, что такое интимные части тела.

Основа безопасности — умение ребенка говорить “нет”. У ребенка должен быть опыт, где его нежелание что-либо делать будет услышано со стороны родителей. 

Важно обозначить: “Я понимаю, что тебе не хочется делать [что-то], но сейчас это важно, мы так решили, и нам придется это сделать”. Таким образом, вы не обязаны уступать ребенку, вы должны его выслушать.

В случае с чужими людьми, которые что-то предлагают, нужно научить детей говорить: “Нет, я вас не знаю” громко и четко. Зачем? Объясните детям, что очень важно, чтобы окружающие слышали, что они говорят с незнакомцами.

Ребенок должен знать!

  • У него есть интимные части тела, до которых никто не должен дотрагиваться! Это гениталии, грудь, ягодицы и рот.
  • У этих интимных частей тела есть названия! Важно уметь называть вещи своими именами, и даже если вас воспитали, что так “не принято”, не нужно передавать это детям. Научите их правильным названиям. Речь снова идет об уважении к своему телу: объясните ребенку, что эти части тела не менее важны, чем другие.
  • Есть “секретные” прикосновения, их нельзя держать в тайне, нужно рассказать о них маме и папе. Важно развить доверительные отношения детей с родителями — отношения, в которых не будет места стыду.
  • Никто не имеет права фотографировать тело ребенка или показывать ему фотографии чужих тел.
  • У ребенка не должно быть секретов с другими взрослыми. Сюрприз с бабушкой ко дню рождения мамы — не из таких секретов. Можно объяснить, что секреты бывают “плохими” и нет, и что ребенок должен прислушиваться к своей интуиции. Если он чувствует, что ему предлагают хранить “плохой” секрет, он сам задумается. Также у ребенка должен быть опыт, где он рассказал секрет родителям и не был наказан.
  • Нельзя ходить голым перед другими людьми! Даже на пляже.
  • В 6 лет ребенок должен знать наизусть телефоны родителей! Номера родителей, просто сохраненные на телефоне, иногда могут не помочь. В обратную сторону это тоже работает: родители обязаны знать телефоны своих детей.
  • Нежелательно, чтобы дети гуляли в темное время суток. Даже зимой, когда темнеет рано.
Depositphotos_309593084_s-2019.jpg

Родители должны знать

Нельзя наказывать за правду! Если ребенок рассказал что-то постыдное, неприятное про себя — не нужно его ругать, иначе больше он ничего не расскажет: “Спасибо, что признался!”, “Молодец, что рассказал”.

Не учите ребенка слушаться взрослых! Учите слушаться маму и папу, а не абстрактных людей.

Нежелательно, чтобы дети гуляли в одиночестве. Это не значит, что родители обязаны везде ходить с ребенком за руку. Это значит, что ребенок не должен гулять на пустырях и уметь отслеживать, чтобы там, где он гуляет, всегда были люди.

Научите детей, как ведут себя преступники. Это не люди в черных капюшонах, которые хватают детей на улицах. Это люди, которые знает, что нужно сделать, чтобы ребенок сам захотел за ними пойти.

Можно научить ребенка двум законам жизни:

Преступник, который ворует детей, выглядит как обычный человек. Это значит, что преступником может оказаться и мужчина, и молодая женщина, и даже старушка (да, чужие бабушки не являются безопасными людьми, это тоже стоит объяснить детям).

Незнакомый взрослый не должен подходить к ребенку ни по какому поводу. Важно воспитать в детях понимание, что взрослые могут обращаться за помощью только к взрослым. Если ребенок видит, что взрослому человеку на улице плохо, он может позвать на помощь других взрослых или вызвать скорую с безопасного расстояния. Так можно и помочь человеку, и не нарушать свою безопасность.

Дети могут обращаться за помощью к другим взрослым! Важно полагаться на интуицию и выбирать, к каким именно взрослым можно обратиться.

Вопрос: А если дети кого-то бьют или мучают животное, тоже нельзя к ним подходить?

Всегда есть исключения, можно объяснить детям, что есть именно такие ситуации, где взрослые не могут не вмешаться. Но, на самом деле, лучше вызвать полицию. Ранее уже шла речь о том, что надежнее обучать детей правилам безопасности без исключений, чтобы они точно запомнили и не запутались.

Круг доверия

Можно сделать с ребенком упражнение “Круг доверия“. Вы берете лист бумаги и рисуете три круга внутри одного большого. 

Дальше спрашиваете детей: “Кто самый важный человек в твоем окружении?” (в самом маленьком круге отметить “Я”; поговорить с ребенком о его ценности, о любви к себе), далее спрашиваете просто о важных людях в жизни ваших детей и вписываете их в круги, от второго наименьшего до самого большого: первый круг — мама, папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи; второй круг (“круг вежливости”) — учителя, тренер, няня и т. д., друзья ребенка и друзья родителей, с которыми ребенок знаком; третий круг — самый “неприятный”, в него попадают все чужие люди. 

Далее вы можете спросить ребенка, люди из какого круга на что имеют право в отношении ребенка: кто имеет право обнимать и целовать его, с людьми из какого круга нужно вежливо разговаривать и т. д. (“Покажется ли тебе странным, если учитель решит посадить тебя к себе на колени? А если тренер подарит планшет? Что ты будешь делать в таких ситуациях?”).

Вопрос: То есть, вы предлагаете растить детей с чудовищным недоверием к миру? Из таких детей вырастают параноики, люди, которые считают всех вокруг врагами.

Дети, в целом, не такие тревожные создания, как взрослые. Они не считают мир опасным, нужно просто объяснить правила, при которых мир точно не станет для них таким. Последнее, что здесь можно добавить: все правила, описанные здесь, были придуманы людьми, которые работают в поисковых отрядах. Это все, что нужно знать.

Главное преимущество детей — не сила, а громкий голос и быстрые ноги.

Нужно отработать с ребенком, как он будет громко отвечать незнакомцам, чтобы довести это до автоматизма: “Нет, я вас не знаю”. 

Бывают и другие ситуации. Если, например, за ребенком кто-то идет, и он чувствует, что что-то не так, нужно прислушаться к интуиции и бежать, а не спрашивать у другого человека, что ему нужно. Инстинкт самосохранения работает у всех.

Безопасные места

Еще одно задание, которое можно сделать с детьми — нарисовать вместе карту, на которой будут обозначены безопасные места. Это магазины, школы, детские сады, больницы, банки, людные остановки, дворы, где всегда есть люди. 

Важно также показать ребенку, что есть опасные места, где он никогда не должен гулять один. Это стройки, пустыри, заросли кустарника. Парки тоже считаются опасным местом. Подвалы, чердаки и подъезды, конечно же. Подъезд даже собственного дома считается опасным местом, туда нельзя бежать в случае угрожающей опасности.

Опасная ситуация: незнакомец хватает ребенка за рюкзак. Нужно объяснить ребенку, что важно в любой ситуации вывернуться из рюкзака и убежать, не задумываясь о ценных вещах, которые могут там лежать. Объясните своим детям, что нет ничего ценнее здоровья и безопасности.

Если хватают не за рюкзак, а за руки, ребенок может делать все для своего спасения (пинаться, кусаться, царапаться). Можно упасть на землю: это привлекает внимание, утащить лежащего человека сложнее, лежа удобно пинаться и т. д. Этому приему учат и на самообороне для женщин.

Также ребенок может найти камень и разбить стекло: окно дома, любой чужой машины и т. д. Для спасения своей жизни это дозволено. Родителям стоит обсудить с детьми, что бить вещи — не смертельно, за этим не должно быть жесткого наказания (но важно соблюдать это и в бытовых ситуациях, т. е. если сильно отругать ребенка за разбитую вазу, он никогда не поверит, что разбить стекло для спасения своей жизни это приемлемо).

Безопасность в подъезде и лифте

Когда подходишь к подъезду, заходишь в квартиру или выходишь из нее — не забудь оглядеться.

Что делать, если кто-то есть рядом с подъездом? Отойти на детскую площадку/во двор и переждать. Доставать ключи можно только, когда ты убедился, что никого рядом нет.

Нельзя ездить в лифте с незнакомыми людьми.

Если кто-то говорит, что держал дверь лифта для тебя, нужно молча уходить (на улицу, а не подниматься по лестнице!)

В подъезде не работает крик “Помогите!”, так что, если тебя преследуют в подъезде, нужно шуметь, стучать в двери и кричать “Пожар!” 

Чтобы ребенок не стеснялся кричать “Пожар!”, это тоже можно отработать — уехать всей семьей в лес и репетировать там.

Записала Нина Тимакова

Фото depositphotos.com

Консультация на тему: Что дети должны научиться делать самостоятельно.

Каждый из родителей хочет, чтобы его ребёнок владел навыками самообслуживания. Что же должен уметь младший  дошкольник и как его этому научить?

        Дети, свободные от чрезмерной опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умение и навыки, проявляет заботу о своих близких.

Что должны дети научиться делать самостоятельно.

        Дети младшего возраста должны уметь:

  • Мыть руки, засучивая рукава.
  • Правильно пользоваться мылом.
  • Мыть лицо, не разбрызгивая воду.
  • Не мочить одежду.
  • Насухо вытираться индивидуальным полотенцем, вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности; одежду снимать, надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой.
  • Убирать игрушки, книги, строительный материал на определённое место.

Значение самообслуживания в воспитании детей.

Как получить желаемый результат.

        Приучение детей самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

         Взрослым необходимо набраться терпения, т.к. только повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

        Так же необходимо создать определённые условия для проявления самостоятельности: приспособить по росту вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета и т.д.

        Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движение, мелкую моторику. Доставляет эстетическое удовлетворение.

         И самое главное: не забывайте хвалить ребенка за малейшие успехи, помогите ему почувствовать уверенность в своих силах.

Список используемой литературы.

Зебеева В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», сост. Л.В.Русскова, М., 1984.

Развитие детей в возрасте 8 лет. Что должен уметь делать ребенок в восемь лет?

Умения и знания детей 8-ми лет зависят от их психического и физического развития, воспитательной модели дома и в школе. Восьмилетний ребенок находится в переходном положении: он уже не детсадовец, но пока еще не сформировавшаяся личность. Его преследуют стремление к самостоятельности и одновременно нехватка опыта в бытовых, общественных делах.

Чтобы изменить вектор общения с учеником второго класса, направить воспитательный процесс в нужном направлении, родителям нужно знать, что должен уметь делать ребенок в 8 лет самостоятельно. Об этом и поговорим.

Физическое развитие ребенка в 8 лет

Ученикам второго класса приходится много сидеть, писать. Их позвоночник и кисти рук еще не до конца готовы к таким нагрузкам, поэтому при длительном письме или чтении малыши жалуются на боли в спине, усталость пальчиков. Кости детей 8-ми лет содержат большое количество хрящевой ткани, поэтому малыши этого возраста гибки, эластичны и податливы к растягиванию.
Детям 8 лет

С точки зрения физиологии, восьмилетние дети должны уметь:

  • Делать простые координационные движения, состоящие из 1-2 элементов;
  • Поддерживать позу сидения 25-30 минут;
  • Испытывать желание к подвижным играм, беганию;
  • Лазать на шведскую стенку на высоту более 1 метра;
  • Подтягиваться на турнике 1-4 раза;
  • Сгибаться пополам сидя и стоя;
  • Закидывать мяч в кольцо с небольшого расстояния;
  • Кататься на лыжах с палками, коньках, роликах;
  • Плавать на спине и брасом;
  • Взбираться по канату;
  • Пробегать длинные дистанции на время.

Важно! Родителям и педагогам школ важно помнить, что полное окостенение конечностей и позвоночника ребенка произойдет к 10-11 годам. Нельзя использовать упражнения с приземлением на твердую поверхность на физкультуре, могут повредиться фаланги пальчиков.

Восьмилетние дети быстро утомляются. Им требуется дополнительный отдых днем, после школы. В этом возрасте вряд ли можно устроить полноценный сонный час, как в детском саду, но послеобеденный отдых на диване в течение 30 минут весьма полезен.

Психическое развитие детей в 8 лет

В младшем школьном возрасте малыш все больше погружается в социум, отрывается от мамы, папы. Ему необходимо общение со сверстниками. Дети в 7-9 лет учатся получать информацию вне семьи и мнений родителей: из СМИ, интернета, от окружающих, знакомых детей и взрослых.

Согласно особенностям психического и психологического развития, ребенок 8 лет должен уметь:

  • Осознавать себя отдельной личностью;
  • Высказывать свою точку зрения;
  • Составлять мнение о происходящем и услышанном;
  • Предполагать, кем станет в будущем;
  • Стремиться к общению с одноклассниками, сверстниками;
  • Соблюдать общепринятые социальные нормы;
  • Контролировать свое поведение в школе, на улице, дома;
  • Осознавать опасности: аккуратно переходить через дорогу, не общаться с незнакомыми взрослыми без разрешения;
  • Выделять интересы, хобби;
  • Концентрироваться на одном задание или предмете более 20 минут;
  • Ориентироваться в пространстве, времени;
  • Различать что такое «хорошо-плохо»;
  • Запоминать стихи из 12-18 строк;
  • Разборчиво писать;
  • Слитно читать слоги, слова;
  • Считать до 100-200;
  • Решать простые задачи с 1-2 действиями;
  • Запоминать сложную картинку и воспроизводить ее;
  • Пересказывать сюжеты сказок, небольших повествовательных рассказов;
  • Играть в ходилки, шашки, шахматы;
  • Собирать конструкторы Лего из 500 и более мелких деталей по инструкции;
  • Понимать принцип действия некоторых приборов.

Ребенку 8 лет

Бытовые и социальные навыки ребенка 8 лет

Восьмилетний школьник способен помогать по дому, отлично обслуживает свои повседневные нужды. Обязательно научите ребенка 8 лет делать самостоятельно следующее:

  • Собирать школьный портфель;
  • Частично без помощи родителей делать домашние задания;
  • Убирать кровать после сна;
  • Наводить порядок в детской после игр, делать генеральную уборку вместе с взрослыми;
  • Определять, что надевать, по погоде;
  • Узнавать время по часам со стрелками;
  • Разогревать еду;
  • Накрывать на стол;
  • Нарезать салаты, наливать чай;
  • Мыть посуду;
  • Вытирать пыль;
  • Пылесосить;
  • Мыть пол;
  • Забивать гвоздики, шурупы;
  • Заботиться о домашнем питомце;
  • Помогать заботиться о младших сестрах, братьях;
  • Выполнять несложную работу по уходу за скотом, в огороде.

Дети 8 лет умеют и знают уже достаточно много, чтобы доверить им важные и ответственные дела по дому, в школе. Главное, не скупиться на похвалу. Ласковое слово сближает родителей и детей, стимулирует школьника к развитию умений, приучает к труду, повышает самооценку.

Видео развитие детей в возрасте 8 лет

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

ЧТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ ДЕТЯМ

Родители должны не только слушать своих детей, но и стараться их понять. Не говорить с ними в приказном тоне, а взаимодействовать, сообща искать решения, удобные обеим сторонам.

Приведу распространенные ошибки, допускаемые родителями, и способы правильной коммуникации:

  • Не ограничивать запретами, а давать свободу и право выбора.
  • Не выдавать свое мнение за истину, а позволять совершать собственные открытия, допускать ошибки и исправлять их.
  • Не ограничиваться санкциями и наказаниями за проступки, а интересоваться, почему ребенок так поступил, и совместно искать другие способы поведения.
  • Не решать за него, кем он должен быть, а выявлять его интересы и мотивировать на обучение, помогать следовать выбранным путем.
  • Не откупаться от него подарками и деньгами, а находить время для общения

Да, найти время бывает нелегко. Но если хотите воспитать человека, приспособленного к жизни, а не Жертву, которой смогут помыкать окружающие, то будьте добрым наставником. Направляйте, подсказывайте, но не ограничивайте. Дайте свободу и научите отвечать за свои поступки. Научите относиться к ошибкам как к ресурсу, дающему новые варианты решений. Подскажите, как сказать «нет», когда не согласен с оппонентом. Покажите собственным примером, как без агрессии убедить в своей правоте.

Часто, опасаясь, что сын или дочь попадут под дурное влияние, родители тщательно контролируют их круг общения, ограничивая нежелательные контакты. Должны ли родители выбирать друзей своим детям? Если между вами установлен психологический контакт, то они сами расскажут обо всех своих друзьях, приятелях. И вы сможете вовремя отреагировать на сомнительные знакомства. Не запретом, а разбором поведения такого друга в доверительной беседе.

С вашей помощью ребенок увидит плюсы и минусы подобной дружбы, затем сам сделает верный вывод. Не навязывайте свое мнение. Умение разбираться в людях, выбирать друзей — важный навык, который должен развиться у взрослеющего человека. Задача родителей — научить анализировать поступки окружающих. Будьте рядом, ненавязчиво контролируйте, направляйте, но дайте самому определяться с правильным решением. Подмена ценностей Когда у родителей недостаточно времени для общения с сыном или дочерью, они «задабривают» его дорогими подарками или деньгами: покупают бесконечное количество игрушек, красивой одежды и всего, на что укажет маленький требовательный пальчик. Это не про заботу и любовь, а про подмену ценностей. Вместо человеческого внимания они занимают ребенка бездушными материальными безделушками.

А между тем, лишают своих чад возможности мечтать, стремиться к достижению цели. Когда все появляется по мановению руки, человек становится пассивным потребителем, не умеющим самостоятельно добиваться целей. Где же тут забота о будущем? Таким родителям до старости придется помогать взрослым детям. Они очень заблуждаются, если считают, что благодарные дети должны будут платить им за щедрость любовью и заботой. Такие дети перестают ценить родителей. Они ценят их покупательскую способность.

Родители должны помнить о том, что когда избалованный ребенок, не знающий отказа, перестанет получать от родителей желаемое, он начнет давить на чувство вины или, что еще хуже, шантажировать: «У тебя для меня никогда нет времени… Ты меня не любишь!», «А вот Маше купили! А ты не можешь!». В дальнейшем эти же дети будут такими же ценностями измерять свою любовь к собственным отпрыскам. И так же испытывать чувство вины при отсутствии возможности удовлетворить их потребности. Круг замкнется.

Хуже всего детям из несостоятельных семей, которым мало уделяют внимания, но все так же стараются откупиться подарками. Они, наблюдая за «благополучными» сверстниками, сравнивают своих родителей с другими. Сравнение, естественно, не в их пользу. Воображение вырисовывает образ идеального родителя, богатого и щедрого. Взрослея, они сами будут стремиться ему соответствовать. Хорошо, если это удастся. Иначе причин для возникновения чувства вины только прибавится. Когда человеку не привиты душевные ценности и слабо обеспечены материальные, формируется комплекс неполноценности.

Многие родители интересуются, должны ли они давать детям карманные деньги. Чтобы научиться ими распоряжаться — да. Чтобы откупиться — нет. Важно привить ребенку понимание того, что деньги — не замена родительского внимания, а ресурс, которым нужно уметь пользоваться. Но тема карманных денег настолько обширна, что о ней нужно писать отдельную статью.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни: что должен уметь малыш?

Содержание:

В 5 месяцев малыш уже не только узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!

Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка

В среднем вес мальчика на 5 месяце колеблется от 7,0 кг. до 7,3 кг., а рост от 62 до 65 см.

Вес девочек — от 6 кг. до 6,6 кг., рост колеблется от 60 см — 64 см.

рос и вес до года таблица

Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра, и прибавляет в весе около 650-700 грамм.

Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.

Слух. По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук. Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.

малыш в 5 месяцев

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.

Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

режутся зубы в 5 месяцевУ ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки, поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.

Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

к содержанию ↑

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

  • в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;
  • умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот.  Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;
  • хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;
  • если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях. Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;
  • малыш в 5 месяцев5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;
  • должен моментально уметь отличать «своих» от «чужих». Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;
  • должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук;
  • обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
  • при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
  • кроха учится подползать.
к содержанию ↑

Что должно насторожить? Поводы для беспокойства

В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно. Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии.

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга, а также патологию нервной системы.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни: что должен уметь малыш?

  • Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.

  • Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.

  • Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.

  • Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками. Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.

  • Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
  • Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
  • Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону. Если этого не происходит, есть повод обратиться к врачу.

Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.

к содержанию ↑

Питание ребенка: ввод прикорма

Первое, что должна сделать молодая мама, принимая решение о начале прикорма в 5 месяцев – это посоветоваться с педиатром. Это можно сделать, придя на очередной плановый осмотр.

По рекомендациям ВОЗ прикорм начинают в 6 месяцев. Поэтому к концу 5- го месяца уже нужно задуматься о том, чтобы разнообразить рацион его питания.

Прикорм назначается врачом-педиатром, если у ребенка:

  • Недостаточная масса тела. В таких случаях рекомендуют постепенный ввод каш.
  • Затрудненное опорожнение кишечника (запор). Введение небольших порций пюре из овощей помогут решить эту проблему.
  • Непроизвольное частое срыгивание грудным молоком или смесью. Для устранения данного фактора назначают прием пищи более густой консистенции.

В рационе питания ребенка в 5 месяцев, кроме грудного вскармливания или молочной смеси, могут уже присутствовать: овощные и фруктовые пюре, фруктовые соки и каши. Больше никаких новых продуктов до 6 месяцев вводить не нужно.

Прикорм в 5 месяцев – овощные пюре. Овощное пюре вводят в прикорм грудничков, начиная с 5 месяцев. Благодаря своей однородной консистенции лучше всего подходят для первого знакомства с овощами кабачки, цветная капуста и брокколи, картофель.

прикорм в 5 месяцевЧуть позже можно дать ребенку оранжевые овощи: тыкву и морковь, но с осторожностью – ярко окрашенные фрукты и овощи чаще провоцируют аллергию.

Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца. Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой.

Кормить ребенка баночным пюре промышленного производства или готовить овощи самостоятельно – выбор за вами. Баночное питание лучше покупать в аптеке, обращая внимание на сроки годности, а овощи и фрукты предпочтительнее те, что выросли в вашем регионе.

Прикорм в 5 месяцев – фруктовые пюре. Фруктовые пюре часто вводят уже в 4-5 месяцев. Для первого знакомства с фруктовым пюре, как и в случае с соками,  лучше подходит зеленое яблоко – оно лучше всего усваивается детским организмом, а риск возникновения аллергии – минимален. Начинать лучше всего с печеного, а не сырого, яблока – это более щадящий для желудка крохи вариант.  Для первого раза достаточно будет ¼ чайной ложки, затем количество постепенно увеличивайте, доведя к концу 5-го месяца до 50 мл в день.

Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то предлагаем вашему информацию о проверке Роскачеством детской молочной смеси.

к содержанию ↑

Уход за 5 месячным малышом

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

  • малыш в 5 месяцевчистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
  • подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
  • использование детских присыпок при кожных высыпаниях;
  • смена подгузников во время туалета и в течение дня;
  • умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.

Купать ребенка необходимо и в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю. В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

к содержанию ↑

Плановый медицинский осмотр и вакцинация

малыш в 5 месяцевМедицинский осмотр в пятимесячном возрасте проводит только врач педиатр. Он определяет вес и рост ребенка в 5 месяцев, окружность головы и груди, смотрит физическое и психическое развитие ребенка и сравнивает результаты со среднестатистическими показателями.

На основании данных календаря прививок плановая вакцинация малышу назначается по исполнении ему четырех с половиной месяцев. В этом возрасте проводится 3 прививки: вторая вакцинация по профилактики дифтерии, столбняка, коклюша(АКДС), вторая прививка от полиомиелита и вторая вакцинация против гемофильной инфекции. Все прививки выполняются в один день после осмотра врача.

Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

к содержанию ↑

Развитие ребенка через игры и упражнения

Дети в это время начинают специально выбрасывать игрушки из коляски или кроватки, требуя, чтобы мама их поднимала. Это не просто каприз, такая игра – способ познания мира. Ребенок делает наблюдения, ставит эксперименты: как долго будет падать игрушка, куда она упадет, с каким звуком. Кроме того, таким способом кроха может пытаться привлечь мамино внимание, для ребенка крайне важно получать как можно больше общения с близкими людьми.

Когда ребенок тянет ручки за игрушкой в ваших руках, попробуйте отодвинуть ее немного дальше, чтобы малыш попытался поймать ее. Передвигайте ее с места на место, стимулируя пятимесячного малыша концентрировать свое внимание и координировать свои движения.

 

малыш игры в 5 месяцев Называйте предметы, которые у вас в руках. Читайте ему сказки, обязательно рассказывайте о том, что нарисовано на ярких картинках. Объясняйте, что находится вокруг. Обогащайте всеми возможными способами багаж слов и понятий грудничка об окружающем мире.

5-ти месячный кроха пытается руководить своими действиями, если малыш поймал вас за руку или схватился за какой-либо предмет, попробуйте отобрать это у него. Пусть он приложит усилия вернуть вещь себе обратно. Обязательно уступите ему, пусть ребенок испытает радость своего достижения. Новыми игрушками пятимесячного малютки могут стать мягкие кубики или подушки из поролона.

Это могут быть различные геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар, призма, куб. На них должны быть пестрые рисунки, всевозможные полоски. Грудничка можно уложить животом на одну из таких мягких игрушек или усадить верхом. Подложите ему под грудь подушечку, чтобы он мог перекатываться по ней. Так малыш будет учиться познавать свойства предметов. Небольшие предметы позволят развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок их трогает, перебирает, перекладывает с места на место, из руки в руку.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни: что должен уметь малыш?Упражнения для малышей 5 месяцев:

  • Велосипед. Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.
  • Легкие шаги. Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.
  • Ползание. Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.

упражнения для 5 месячного на фитболе

  • Занятие гимнастикой. Ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.
к содержанию ↑

Возможные проблемы у ребенка 5 месяцев

  • Неврологические отклонения. Чем старше становятся детки, тем отчетливее можно увидеть отклонения в развитии. Так, например, в возрасте пяти месяцев могут стать заметными те неврологические отклонения, которых не было заметно раньше. Возможно, развитие движений ребенка несколько не соответствует его возрасту, либо он практически не улыбается, либо очень сильно закатывает глазки. В любом случае вам необходимо будет проконсультироваться с невропатологом.
  • диатез у 5 месячного ребенкаДиатез. Если вы уже начали вводить прикорм в виде фруктовых или овощных смесей, то вполне вероятно, что у малыша может появиться диатез, или экссудативный диатез, то есть своего рода ответ организма на изменения в питании.

В дальнейшем диатез может развиться в аллергическую реакцию на тот или иной вид продуктов. Обычно диатез проявляется в виде кожных высыпаний красного цвета, либо в виде опрелостей в складочках, либо в виде шелушения, в том числе и на волосистой части головы. Однако диатез может появиться и у малышей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае мама должна пересмотреть свой рацион на наличие белка, поскольку именно белок симулирует выработку антител, которые и провоцируют аллергические реакции.

  • Первые травмы. В пять месяцев ребенок уже достаточно подвижен, может переворачиваться на бочок, может пытаться сесть либо ползти, и именно эта приобретенная активность может стать виной получения травм. Родители привыкли, что их малыш еще такой маленький и что его можно оставить на диване или кровати, и он никуда не денется. Однако очень большой процент первых травм приходится как раз на этот период, поскольку детки просто напросто падают на пол. Поэтому теперь (как никогда ранее) не стоит оставлять малыша без присмотра, например, на родительской кровати, а лучше переложить в его собственную кроватку с бортиком, либо соорудить своего рода преграду для того, чтобы ребенок случайно не упал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *