Что я узнал кушнер стих: Александр Кушнер — «Что я узнал» (Трум-пум-пум – Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я узнал!». Выпишите из него несколько заимствованных слов.

Урок литературного чтения «А. Кушнер «Что я узнал!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

УМК «Перспективная начальная школа»

Литературное чтение во 2 классе

«Точка зрения»

А. Кушнер «Что я узнал!»

hello_html_m66b4dfb3.jpghello_html_m44db2953.jpg

hello_html_m10b80a66.jpg

Учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Чернышева Елена Николаевна

г. Мценск — 2015 г.

2 класс

Тема урока: Точка зрения. А. Кушнер «Что я узнал!»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить детей с такими жанрами живописи, как пейзаж,

натюрморт и портрет;

научить их практически определять эти жанры;

обратить внимание на то, что жанр в живописи – это всего

лишь точка зрения на окружающий мир, которая одно в нём

предпочитает другому;

формировать представление о том, что такое точка зрения;

учить пользоваться этим представлением: различать разные

точки зрения в произведении искусства и в высказываниях

своих одноклассников;

учить осознавать особенности своей собственной позиции;

вести работу по развитию речи учащихся в ходе обсуждения

живописного произведения, близкого детскому восприятию по

манере исполнения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, лупы,

рамки, Толковый словарь (учебник русский язык 2 класс,

2 часть), толковый словарь Ожегова, учебник.

Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Слайд 1-2

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладою зима совсем не дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

— Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!

Эмоционально настраиваются на урок.

Активизируетпознаватель-ную деятельность уч-ся.

2. Изучение нового материала.

Слайд 3

-Откройте содержание учебника и прочитайте название новой темы (Точка зрения)

— Как вы понимаете, выражение «точка зрения»?

Слайд 4

— А вот, как об этом рассуждают ребята из 1 класса (видео).

— Как видим мнения совершенно разные. Вот сегодня мы с вами попытаемся решить эту проблему.

Работа в парах. Слайд 5

— Используя материал, который лежит у вас на партах вы в парах должны восстановить текст произведения, определить к какому литературному жанру он относится и кто его автор.

Слайд 6

— Прочитайте стихотворение наизусть цепочкой.

— Случайно ли мы вспомнили произведение этого поэта? Кто догадался? Посмотрите в содержание учебника.(1-ое произведение в этой главе).

Слайд 7

Мы с вами очень много читали произведений А.Кушнера, посмотрите на обложки книг и вспомните их.

Умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая помогает решить

проблему.

Стих-е А.Кушнера «Кто разбил большую вазу»

Постановка цели, планирование работы.

3. Работа над поэтическим текстом.

1) Чтение стихотворения учащимися

А. Кушнера «Что я узнал», с. 8-9Слайд 8

— Вернемся к стихотворению, откройте нужную страницу.

— По его названию догадайтесь, о чем его герой хотел нам сообщить. ( О том, что он что-то узнал, и это его поразило и удивило, так как в конце предложения стоит восклицательный знак.)

Слайд 9

— Рассмотрите иллюстрации на с.8-9. Что необычного вы заметили? (Фрагменты иллюстрации выделены рамкой.)

— Как вы думаете, зачем?

— Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, возможно, в нем есть отгадка, на поставленную нами проблему, что такое точка зрения.

Вслух.

(читают дети по 1 строфе или восьмистишью)

Активизиро-вать познаватель-ную деятельность уч-ся.

2) Первичное восприятие.

— Какое впечатление произвело на вас это произведение?

— Найдите слово со звёздочкой? (в хрустале)

— Где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре)

Слайд 10

— Можем мы найти значение слова в той форме, в которой оно стоит в тексте? (Нет, надо поставить его в начальную форму).

— Какое это слово? (многозначное)

— О чем это стихотворение? ( Подсказка: портрет, пейзаж, натюрморт.) Кто сообразил?

— Каким понятием можно их объединить? (Жанры живописи)

— Прочитайте еще раз выразительно стихотворение и ответьте на вопрос: как своими словами вы можете объяснить значение этих слов?

Высказывают своё предположение (версию)

(слайды: портрет, пейзаж, натюрморт)

Портрет – это изображение человека.

Пейзаж –это изображение природы.

Натюрморт

–это изображение неодушевленных предметов («мертвая природа»)

Направля-ющая.

3) Работа с Толковым словарём.

— А теперь найдите в Толковом словаре, что такое пейзаж?

Натюрморт? Портрет? (слово портрет – в словаре Ожегова)

— Совпали ли ваши точки зрения на объяснения значений жанров живописи с толкованием в словарях?

Умение пользоваться Толковым словарём для выяснения значения слов (Русский язык, 2 часть)

— находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами.

Учить пользоваться Толковым словарём и находить нужную информацию.

4) Работа с дидактической картинкой в учебнике с.8-9.

Слайд 11

Продолжаем работать с иллюстрациями в учебнике.

-Назовите, какие жанры живописи выделены с помощью рамок. ( точка зрения, как взгляд)

— А с вашей точки зрения, какие фрагменты с помощью рамки можно еще выделить? Почем? Докажите.

— А теперь представьте, что мы убрали рамки. Что получилось? Это портрет? Натюрморт? Пейзаж?

-Это просто картина, но не портрет, не натюрморт, не пейзаж, все относятся к бытовому жанру.

— Как же так получилось? Ведь с помощью рамки мы все это видели.

Вывод: В зависимости от того, куда именно на этой картине мы посмотрим, куда направляли свой взгляд, т. е. в зависимости от нашей точки зрения, что вы захотите увидеть- мы и увидим либо пейзаж, либо натюрморт, либо портрет.

— И тогда вы уже сами высказываете, что вы увидели.

(точка зрения, как мнение)

Умение пользоваться рамочкой и определять жанр живописи.

Создание проблемной ситуации.

5) Работа над выразительностью стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!»

— Какой вид живописи, с вашей точки зрения, был самый интересный, прочитайте выразительно.

Умение читать выразительно.

Направляющая и контролирующая

4. ФИЗМИНУТКА Слайд 12

«Игра» Овсей Дриз

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

— Можно ли увидеть с закрытыми глазами, все то, что нас окружает?

— А если мы откроем глаза? А как вы думаете с помощью чего еще можно наблюдать окружающий нас мир? (окно, лупа, рамка, бинокль, стекло, лужа и т.д.).

— Так давайте с вами и впредь будем учиться видеть окружающий нас мир с разных точек зрения и каждый со своей точки зрения будет об этом рассказывать.

Ребята выполняют движения и настраиваются на дальнейшую работу.

Эмоционально проводит физминутку, показывает движения

5. Поход в «Музейный Дом»(1 часть учебника) Слайд 13

— Ребята, давайте вспомним, когда вы были маленькие, что вам читали мамы? (сказки)

— Например….

— А помните наш самый первый поход в «Музейный Дом»?

— Какие иллюстрации мы рассматривали? Сказка «Репка»)

Слайд 14

-Посмотрите на экран.

— Какая иллюстрация к сказке привлекла ваше внимание больше всего? Почему?

— Почему представлены три иллюстрации к народной сказке? (Потому что разные художники видели по-разному: докучная сказка, сказка-цепочка, небылица)

Вывод: Верно, это определенная точка зрения на сюжет, у каждого она своя на одно и то же.

Слайд 15

— Мы продолжаем путешествовать по «Музейному Дому».

Слайд 16

Слайд 17

— Найдите в «Музейном Доме» два пейзажа и два натюрморта. Назовите их авторов?

— Есть ли в «Музейном Доме» портреты?

— Итак, вы нашли два портрета итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.

Слайд 18

— Как они называются? («Лето» и «Осень»).

— Чем необычны эти портреты? (С одной стороны, это портрет, так как мы видим лица человека. С другой – это натюрморт, так как изображение лица составлено из плодов различных растений.)

— Почему одна картина называется «Лето»?

(Она составлена из ягод, фруктов и овощей, которые созревают летом: вишня, малина, груши, яблоки, сливы, персики, лук, чеснок, кабачки, горох, кукуруза, пшеница)

— Почему другой портрет называется «Осень»?

(Он состоит из того, что созревает осенью: виноград, яблоки, груши, тыква, грибы, орехи, редька)

Работа с наглядными пособиями; умение осуществлять поиск необходимой информации; систематизировать материал и проводить сопоставление.

Создание проблемной ситуации.

6. Работа с лупой.

— Возьмите лупу и внимательно рассмотрите картину.

— Найдите дату написания картины «Лето». Оно состоит из четырёх цифр.

— Где вы нашли эту дату? (Дата вышита на плече – 1573 г.)

— Какой сейчас год?

— Давайте сравним эти две даты, давно ли была написана эта картина?

— Она была написана 442 года назад.

— А теперь с помощью лупы найдите, где художник написал своё имя.

— Это итальянский художник, значит его имя будет написано итальянскими буквами.

— Кто нашёл? Где находится его имя?

(На воротничке кафтана вышиты имя и фамилия художника – Джузеппе Арчимбольдо)

Умение работать с лупой, находить и подмечать необычное.

Активизирует познаватель-ную деятельность.

7. Работа с рамочкой.

— Возьмите рамочку и наложить на ту часть картины, которая с вашей точки зрения вам более интересна. ( натюрморт)

— В картине «Лето», рамочку нужно расположить в верхней части репродукции слева, а в картине «Осень», рамочку нужно расположить в верхней части репродукции справа. Получилось?

— Вам нравятся эти картины? Что в них необычного?

(Художник нарисовал портреты, используя фрукты и овощи; портреты можно быстро превратить в натюрморт)

— Как вы думаете, от чего это зависит? (от точки зрения на окружающий мир) (точка зрения как взгляд)

Умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Сотрудничество учащихся, работа в парах;

Создание проблемной ситуации

8. Работа в парах и группах. Слайд 19

— Ребята, кто-нибудь из вас смотрел передачу «Что? Где? Когда?»

— Вот там конкурс, где за определенное время надо правильно ответить на вопрос.

Слайд 20

— Я вам предлагаю поработать в парах: найти самые интересные моменты на иллюстрациях и объяснить, что это – портрет, пейзаж или натюрморт и доказать.

— А затем объединиться в группы, постараться прийти к общему мнению и предоставить отчет группы. Дается 2 минуты. Начали.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23 (картины вывешиваются на доску и отвечающий работает с рамками)

9. Прослушивание музыкального произведения на слова А.Кушнера «Что я узнал!»

— А теперь я хочу вам представить точку зрения композитора Григория Гладкова на произведение А.Кушнера.

Умение способом говорения доказывать свою точку зрения.

Учатся применять знания.

Активизация знаний учащихся;

развитие творческих способностей уч-ся.

10. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

— Что больше всего у вас вызвало интерес?

— Итак, вернемся к началу урока: чьи рассуждения были верными на выражение «точка зрения»?

( и те и другие были правы, потому что вначале мы видим, т.е. точка зрения как взгляд, а потом мы высказываем свою точку зрения как мнение)

— Верно, это только 2 этапа развития точки зрения, а вот на 3 этапе мы с вами будем учиться выслушивать другую точку зрения и приходить к общему мнению, но уже будет в 3 классе.

Слайд 24

12. Самооценка урока.

— На общем листе бумаги, фантазируя, каждый со своей точки зрения, оцените наш урок.

Умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Закрепление знаний учащихся.

13. Домашнее задание. (по выбору)

1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!» и к своему отрывку нарисовать рисунок (портрет, пейзаж или натюрморт)

2.Выразительно прочитать и нарисовать свою иллюстрацию к отрывку стихотворения.

3.Выполнить в ТПО упр.3 с.3.

4. Дать оценку нашему уроку в виде сочинения, перечитав стихотворение.

Слайд 25 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Проявляют желание учиться и интерес к предмету.

Развитие творческих способностей уч-ся.

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!


Александр Кушнер. Любимые стихи (5). Часть 3: neznakomka_18 — LiveJournal

***
Никто не виноват,
Что облетает сад,
Что подмерзают лужи,
Что город мрачноват,
А дальше будет хуже.

Никто не виноват,
Что в Альпах камнепад,
В Японии — цунами,
Что плачет стар и млад,
И страшно временами.

Никто не виноват,
Что есть смертельный яд,
Что торжествует зависть,
Что обречён Сократ.
Что пыль стирает запись.
Увы, такой расклад.

Никто не виноват,
Что ласточки над морем
Летят куда хотят
В сиянье и фаворе!
Что нам никто не рад
В созвездии Плеяд,
Что если б мы узнали,
Что кто-то виноват,
Счастливей бы не стали.


***
Человек привыкает
Ко всему, ко всему.
Что ни год получает
По письму, по письму.

Это в белом конверте
Ему пишет зима.
Обещанье бессмертья —
Содержанье письма.

Как красив её почерк!
Не сказать никому.
Он читает листочек
И не верит ему.

Зимним холодом дышит
У реки, у пруда.
И в ответ ей не пишет
Никогда, никогда.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время — это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

***

Чтоб двадцать семь свечей зажечь
С одной горящей спички,
Пришлось тому, кто начал речь,
Обжечься с непривычки.

Лихие спорщики и те
Следили, взяв конфету,
Как постепенно в темноте
Свет прибавлялся к свету.

Тянулся нож во мгле к лучу,
И грань стекла светилась,
И тьмы на каждую свечу
Всё меньше приходилось.

И думал я, что жизнь и свет —
Одно, что мы с годами
Должны светлеть, а тьма на нет
Должна сходить пред нами.

Сидели мы плечо к плечу,
Казалось, думал каждый
О том, кто первую свечу
В нас засветил однажды.

Горело мало, что ли, свеч,
Туман сильней клубился,
Что он ещё одну зажечь
Решил — и ты родился.

И что-то выхватил из мглы:
Футляр от скрипки, скрипку,
Бутыль, коробку пастилы,
А может быть, улыбку.

Приметы

Ещё клубился полумрак,

Шли складки по белью,
Был рай обставлен кое-как,
Похож на жизнь мою.

Был стул с одеждой под рукой,
Дрожала ветвь в окне,
И кто-то розовой щекой
В плечо уткнулся мне.

Немного их, струящих свет
На мировом ветру
Опознавательных примет
Твоей судьбы в миру!

Но всё — стола потёртый лак
И стула чёрный сук —
Шептало мне: не нужно так
Отчаиваться, друг.

Не потому, что есть намёк
Иль тайный знак уму,
А так, всем смыслам поперёк,
Никак, нипочему.

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Стихотворение Александра Семёновича Кушнера «Что я узнал!» /Путешествие в картинную галерею/

Урок чтения в 1 «В» классе (фрагмент)

Тема урока: Стихотворение Александра

                  Семёновича Кушнера «Что я узнал!»

                 /Путешествие в картинную галерею/

Цель: познакомить с разными жанрами картин, формировать коммуникативные, метапредметные и  предметные УУД.

Вступительная беседа

Учитель: — Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но сначала ответьте  на вопросы:

                   Где живут книги?  (в библиотеке)

                   Где живут разные старинные вещи?  (в музее)

                   А где живут картины?  ( в картинной галерее)

 Мы сейчас с вами отправимся на выставку картин, которая открылась в Астрахани.

Видеоролик из Интернета (http://minkult.astrobl.ru/Video.aspx  )

Учитель: — Ребята, а кто рисует картины? (художники)

                    Что изображают художники в своих картинах?

                              (природу,  людей, животных и т.д.)

Работа с учебником

Учитель: — Откройте учебник на стр. 50 – 51.

                  —   Куда отправился мальчик Коля? (на выставку картин)

                   —  Все ли картины одинаковы?  (нет)

                   —   А хотите узнать, как называются картины, на какие  

                     группы делятся?  (да)

               — Тогда давайте прочитаем стихотворение Александра

                  Семёновича Кушнера «Что я узнал!»

Чтение стихотворения хорошо читающими детьми

1-й столбик Джаспенова Амина

2-й столбик Салыков Эльдар

3-й столбик Руслан Утегенов

Разбор стихотворения по вопросам в учебнике, выборочное чтение

  1. Какая картина называется «портрет»? Прочти, как об этом говорит автор.                                 (Уразгалиева Анна)
  2. Что такое «натюрморт»? Прочти, как об этом говорит автор.

                                                            (Григоренко Миша)

  1. Что такое «пейзаж»? Прочтите. (Дугина Настя)

Работа в парах

Учитель: — Ребята, посоветуйтесь друг с другом и решите, какие картины изображены на странице учебника, чья пара будет готова, поднимает вместе руки вверх. Молодцы, а теперь поиграем.

      — Мы с вами пришли в картинную галерею и должны определить жанр картин.

Игра «Угадай жанр картин» Презентация.

Закрепление

Работа в группах

       (У каждой группы одинаковый набор картин с номерами)

1 группа определяет и записывает номера картин с изображением пейзажа,

2 группа с изображением натюрморта,

3 группа – портрет.

Проверка на интерактивной доске.

Итог.   Использование словаря русского языка Ожегова

Учитель: — Так, что же такое пейзаж?

(Пейзаж – картина, изображающая виды природы)

                  — Что такое натюрморт?

(Натюрморт – картина с изображением крупным планом различных предметов – цветов, посуды, фруктов и т.д.)

                   — Что такое портрет?

(Портрет – изображение человека на картине)

Учитель: Молодцы!

Кушнер, Александр Семёнович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кушнер.

Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (род 14 сентября 1936, Ленинград) — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в семи книгах.

Родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец будущего поэта подполковник С. С. Кушнер (1911—1980) был военно-морским инженером. А. С. Кушнер учился на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена. В 1959—1970 годах преподавал в школе русский язык и литературу. В конце 1950-х — начале 1960-х входил в литературное объединение (лито) при Горном институте под руководством Глеба Семёнова. Стихи начал публиковать в 1956-1957 в ленинградских альманахах и периодических изданиях. В 1960 году стихи Кушнера вошли в «ленинградский» выпуск подпольного журнала «Синтаксис» и были перепечатаны на Западе в журнале «Грани». С 1970 года перешёл на профессиональную литературную деятельность. В советское время широко печатался в СССР, но при этом дважды подвергался публичному остракизму, в 1963 году в журнале «Крокодил» (№ 11) и ленинградской газете «Смена» (28 марта) и в 1985 году в газете «Правда» (17 апр.).[1]

Член СП СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987). Главный редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 — «Новой библиотеки поэта»). Член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального журнала «Арт-Петербург» (с 1996 года). В апреле 2015 года в связи с присуждением национальной премии «Поэт» Юлию Киму и отказом жюри номинировать на премию Алексея Пурина вместе с Евгением Рейном вышел из состава жюри.

Женат на Елене Всеволодовне Невзглядовой (филолог, критик, поэтесса, публикующая стихи под псевдонимом Елена Ушакова). Единственный сын (от первого брака — с Татьяной Николаевной Никитиной) Евгений Кушнер с семьёй живёт в Израиле.

Александр Кушнер

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого города («Он и не мыслит счастья без примет / Топографических, неотразимых» — стихотворение «Что мне весна? Возьми её себе!..»). Кушнер чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству; в то же время его работа с традиционными стихотворными размерами в стихах 1970-х — 90-х годов отличается утончённостью и рефлективностью, искусным использованием разностопных стихов, синтагмическими переносами. В творчестве последних десятилетий заметно сравнительное упрощение формы, в духе позднего Пастернака с его тяготением к «незаметному» стилю. Выразительную характеристику языка Кушнера дал его современник и приятель Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».

Тот же Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский»[2].

Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.[3]

Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский, сербский, каталанский, китайский языки. Стихотворения переводились также на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.

Литературное объединение под руководством Александра Семеновича Кушнера существует в Санкт-Петербурге с начала 1970-х. Среди первого состава участников ЛИТО были такие поэты, как Владимир Ханан, Валерий Скобло, Юрий Колкер, Борис Лихтенфельд, Константин Ескин, Татьяна Костина, Александр Танков. За время своего существования ЛИТО многократно переезжало с одной площадки на другую: от швейного объединения «Большевичка» до нынешнего местонахождения в Доме писателя на Звенигородской улице. Когда А. С. Кушнеру стало трудно вести занятия, эстафету перенял его давний ученик: в настоящее время литобъединением руководит поэт Александр Танков.

Участников ЛИТО А. С. Кушнера объединяет преданность русской поэзии и высокая требовательность к слову[4]. Многие бывшие ученики давно стали самостоятельными известными поэтами — так, из ЛИТО Кушнера вышли Алексей Пурин, Алексей Машевский, Николай Кононов. С 1980-х годов состав ЛИТО практически не менялся: его участники по-прежнему встречаются хотя бы раз в месяц, чтобы послушать новые стихи своих друзей и узнать их мнение о своих стихах. Среди сегодняшних участников числятся Александр Танков, Александр Фролов, Вероника Капустина, Иван Дуда, Лариса Шушунова. Все эти поэты давно вступили в Союз писателей Санкт-Петербурга, имеют собственные сборники стихов, они — лауреаты литературных премий имени Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого, журнала «Звезда». Двух значительных поэтов семинар потерял — трагически рано умерли Александр Гуревич и Василий Русаков.

По словам Александра Танкова:

«…входящие в ЛИТО поэты очень разные, у каждого свой голос, своя собственная интонация. Сухая, твердая, даже жесткая философская лирика Давида Раскина ничуть не похожа на странные, иногда кажущиеся абсурдными, но завораживающие и трогающие за сердце стихи Ивана Дуды, блестящие, нанизанные на тщательно построенный сюжет стихи Александра Фролова — на ассоциативно-фонетические строки Александра Танкова, трагические, мучительные, словно кровоточащие стихи Сергея Николаева — на щемящие, прозрачные, светящиеся ночным неоном строфы Василия Ковалева. Кто-то, сравнивая поэтов этого ЛИТО с живописцами, поставил рядом с Иваном Дудой Филонова, рядом с Давидом Раскиным — немецких экспрессионистов, рядом с Вероникой Капустиной — Модильяни, рядом с Аллой Михалевич — цветные гравюры Хокусая.[5]»

Сборники стихотворений[править | править код]

Курсивом выделены книги, содержащие, помимо стихотворений, литературно-критическую прозу и эссе.

  • Первое впечатление. — М.-Л.: Советский писатель, 1962. — 96 с.
  • Ночной дозор. — М.-Л.: Советский писатель, 1966. — 124 с.
  • Приметы. — Л.: Советский писатель, 1969. — 112 с., 10 000 экз.
  • Письмо. — Л.: Советский писатель, 1974. — 96 с.
  • Прямая речь. — Л.: Лениздат, 1975. — 112 с. — 25 000 экз.
  • Голос. — Л.: Советский писатель, 1978. — 128 c. — 20 000 экз.
  • Канва: Из шести книг. — Л.: Советский писатель, 1981. — 207 с.  — 50 000 экз.
  • Таврический сад. — Л.: Сов. писатель, 1984. — 103 с.
  • Дневные сны. — Л.: Лениздат, 1986. — 86 с.
  • Стихотворения. — Л.: Художественная литература, 1986. — 302 с.
  • Живая изгородь. — Л.: Советский писатель, 1988. — 142 с. — 27 000 экз.
  • Память / Сост. и пер. с рус. И. Аузиньш — Рига: Лиесма, 1989. — 106 с.
  • Флейтист. — М.: Правда, 1990. — (Б-ка «Огонёк»; № 8). — 29 с.
  • Аполлон в снегу: Заметки на полях. — Л.: Советский писатель, 1991. — 512 с. — 30 000 экз. ISBN 5-265-01145-5
  • Ночная музыка. — Л.: Лениздат, 1991. — 110 с. — 10 000 экз. ISBN 5-289-01086-6
  • Apollo in the snow. — New-York: Farras, Straus and Giroux, 1991.
  • На сумрачной звезде. — СПб: Акрополь, 1994. — 103 с. — 2 000 экз. ISBN 5-86585-022-9
  • Избранное. — СПб: Художественная литература, 1997. — 494 с. —
  • Тысячелистник: [Книга стихов; Заметки на полях]. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1998. — 367 с. — ISBN 5-86789-073-2
  • La poesia di San Pietroburgo. — Milano: 1998.
  • Летучая гряда. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2000. — 95 с. — ISBN 978-5-86789-115-2
  • Стихотворения: Четыре десятилетия. — М.: Прогресс-Плеяда, 2000. — 288 с. — ISBN 5-93006-010-X
  • Пятая стихия: [Избр.]. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 384 с. — ISBN 5-04-005458-0
  • Кустарник. — СПб: Пушкинский фонд, 2002. — 88 с. — ISBN 5-89803-100-6
  • Волна и камень. Стихи и проза. — СПб: Logos, 2003. — 768 с. — ISBN 5-87288-242-4
  • Холодный май. — СПб: Геликон + Амфора, 2005. — 96 с. — ISBN 5-93682-189-7
  • Избранное. — М.: Время, 2005. — 270 с. — ISBN 5-94117-093-9
  • Аполлон в траве: Эссе; Стихи. — М.: Прогресс-Плеяда, 2005. — 632 с. — ISBN 5-93006-036-3
  • В новом веке. — М.: Прогресс-Плеяда, 2006. — 336 с. — ISBN 5-93006-057-6
  • Времена не выбирают: Пять десятилетий. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-91181-580-6
  • Избранные стихотворения: [Буклет с текстом в составе мультимедийной книги]. — СПб.: Геликон Плюс, 2007. — (Серия «Живые стихи»).
  • Таврический сад: Избранное. — М.: Время, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-9691-0200-2
  • Облака выбирают анапест. — Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. — 95 с. — ISBN 978-5-98986-156-9
  • Мелом и углём. — М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель; Полиграфиздат, 2010. — 128 с. — ISBN 978-5-98986-393-8; — ISBN 978-5-271-283-75-8; — ISBN 978-5-42-15-1045-1
  • По эту сторону таинственной черты: Стихотворения, статьи о поэзии. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. — 544 с. — ISBN 978-5-389-01520-3
  • Вечерний свет. — СПб.: Издат. группа «Лениздат», 2013. — 112 с. — ISBN 978-5-4453-0055-7
  • Времена не выбирают…: [Избр.] — М.: Эксмо, 2014. — 416 с. — ISBN 978-5-699-72989-0
  • Античные мотивы: [Стихотворения; Эссе]. — СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга; Геликон Плюс, 2014. — 160 с. — ISBN 978-5-93682-963-5
  • Земное притяжение. — М.: Время, 2015. — 96 с. — ISBN 978-5-9691-1390-9
  • Избранные стихи. — СПб.: Журнал «Звезда», 2016. — 472 с. — ISBN 978-5-7439-0204-0
  • Меж Фонтанкой и Мойкой…: Книга стихов. — СПб.: Арка, 2016 (то же — 2019). — 288 c. — ISBN 978-5-91208-221-4
  • Испытание счастьем: (Стихи о Вырице). — СПб.: Умозрение, 2016. — 92 с. — ISBN 978-5-9906730-2-1
  • Над обрывом. — М.: Время, 2018. — 96 с. — ISBN 978-5-9691-1748-8
  • О поэтах и поэзии. — СПб.: СПб ОО «Союз писателей Санкт-Петербурга»; Геликон-Плюс, 2018. — 640 с. — ISBN 978-5-9909707-9-3

Книги для детей[править | править код]

  • Заветное желание. — Л.: Детская литература, 1973.
  • Большая новость. — Л.: Детская литература, 1975. — 16 с.— 300 000 экз.
  • Город в подарок. — Л.: Детская литература, 1976. — 128 с.
  • Велосипед. — Л.: Детская литература, 1979. — 12 с. — 300 000 экз.
  • Веселая прогулка. — Л.: Детская литература, 1984. — 36 с. — 150 000 экз.
  • Что я узнал!: Альбом для раскрашивания. — Киев: Вэсэлка, 1988. — 12 с.
  • Как живете? — Л.: Детская литература, 1988. — 47 с.
  • Чтобы всех напугать: [Книжка-игрушка]. — М.: Журнал «На боевом посту»; КООП «ИСО», 1992.
  • Что лежит в кармане? — М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. — 8 с. — ISBN 5-94847-001-6
  • Что я узнал! — М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. — 8 с. — ISBN 5-94847-001-6
  • Весёлая прогулка. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. — (Сер. «44 весёлых стиха»). — 48 с. — ISBN 978-5-389-01777-1
  • Хорошо иметь слона!.. / Послесл. М. Яснова. — СПб.: Детгиз, 2015. — 92 с. ISBN 978-5-8452-0504-9
  • Заветное желание. — СПб.; М.: Речь, 2016. — (Сер. «Любимая мамина книжка.) — 20 с. — [Переизд. одноимённой кн. 1973 г.; см. выше.] — ISBN 978-5-9268-2003-1

Новейшая литература о творчестве А. С. Кушнера[править | править код]

  • Арьев А. Маленькие тайны, или Явление Александра Кушнера // Арьев А. Царская ветка. — СПб., 2000. — С. 85—185.
  • Арьев А. Привычка жить: К 80-летию Александра Кушнера // Знамя. — 2016. — № 9. — С. 169—182.
  • Арьев А. «На расстоянье стиха»: Поэзия Александра Кушнера // Арьев А. За медленным и золотым орлом: О петерб. поэзии. — СПб., 2018. — С. 443-491.
  • Бак Д. Сто поэтов начала столетия: Пособие по современной русской поэзии. — М., 2015. — С. 305—310.
  • Беляева Н. Александр Кушнер: восемь граней таланта // Нева. — 2016. — № 9. — С. 182—193.
  • Гельфонд М. М. «Читателя найду в потомстве я…»: Боратынский и поэты XX века. — М., 2012. — С. 163—178 (и др.).
  • Гловко О. Имя в лирическом контексте: (На основе стихотворения Александра Кушнера «Война была закончена») // Имя текста, имя в тексте: Сб. науч. трудов. — Тверь, 2004. — С. 61—70.
  • Казарин Ю. Часть вечности: о поэзии Александра Кушнера // Урал. — 2012. — № 4. — С. 219—236.
  • Калинников Л. А. Вопросы поэта А. С. Кушнера к философу И. Канту о проблемах потусторонних // Кантовский сборник: Науч. журн. — Калининград, 2010. — № 3 (33). — С. 33—51.
  • Королёва Н. В. Встречи в пути: [Воспоминания]. — СПб., 2010 (по ук. имён).
  • Кудрявцева И. А. Поэт и процесс творчества в художественном сознании А. Кушнера: Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. — Череповец, 2004.
  • Кулагин А. В. Кушнер и русские классики: Сб. статей. — Коломна, 2017. — 240 с.
  • Кулагин А. В. «Я в этом городе провёл всю жизнь свою…»: Поэтический Петербург Александра Кушнера. — Коломна, 2014. — 142 с.
  • Кумпан Е. А. Ближний подступ к легенде: [Воспоминания]. — СПб.: Журнал «Звезда», 2016 (по ук. имён).
  • Ляпина Л. Е. «Таврический сад» А. С. Кушнера: контекстуальное прочтение // Ляпина Л. Е. Мир Петербурга в русской поэзии: Очерки исторической поэтики. — СПб., 2010. — С. 126—137.
  • Невзглядова Е. Пятая стихия: (О книге стихов А. Кушнера «Таврический сад») // Невзглядова Е. О стихе. — СПб., 2005. — С. 193—212.
  • Новиков Вл. Бродский — Кушнер — Соснора: Академическое эссе // Новиков Вл. Роман с литературой. — М., 2007. — С. 114—119.
  • Новикова Е. История одной эпиграммы: (Пушкин — Кушнер — Быков) // Собрание сочинений: К шестидесятилетию Л. И. Соболева. — М., 2006. — С. 411—416.
  • Поддубко Ю. В. Античные мотивы и образы в поэзии А. Кушнера // Література в контекстi культури: Зб. наук. праць. — Вып. 22 (2). — Киев, 2012. — С. 252—259.
  • Поддубко Ю. В. Мотивно-образная система лирики А. Кушнера: Дисс. … канд. филолог. наук. — Харьков, 2015. — 219 с.
  • Роднянская И. «И много ль нас, внимательных, как я…» // Новый мир. 1992. № 6;
  • Смирнов А. Прямая речь: Заметки о поэзии Александра Кушнера // Сноб. — 2015. — № 5. — С. 166—171.
  • Суханова С. Ю., Цыпилёва П. А. Функции античного претекста в лирике А. Кушнера // Вестник Томск. гос. ун-та: Филология. — 2014. — № 2 (28). — С. 126—141.
  • Шайтанов И. О. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. — М., 2007.— С. 535—544.
  • Шаховская Н. Н. Русская история в художественном сознании А. С. Кушнера: Дисс. … канд. филолог. наук. — М., 2018. — 172 с.
  • Яснов М. Большая новость: Александр Кушнер // Яснов М. Путешествие в чудетство: Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах. — СПб., 2014. — С. 173—176.
  • Ячник Л. Н. Интертекстуальность и русская поэтическая традиция в творчестве Александра Кушнера: Дисс. … канд. филолог. наук. — Киев, 2014. 

Справочные материалы[править | править код]

  • Александр Семёнович Кушнер / Сост. Н. И. Кузнецова // Русские советские писатели. Поэты: Биобиблиогр. указатель. — [Т.] 12. — М.: Кн. палата, 1989. — С. 4—34.
  • Роднянская И. Б. Кушнер Александр Семёнович // Русские писатели 20 века: Биографич. словарь. — М., 2000. — С. 399—402.
  • Пьяных М. Ф. Кушнер Александр Семёнович // Русские писатели XX века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографич. словарь: В 3 т. — М., 2005. — Т. 2. — С. 389—392.
  • «Стихов неотразимый строй…»: Указатель стихотворений Александра Кушнера, вошедших в его авторские сборники. 1962—2016. Изд. 2-е, испр. и доп. / Сост. А. В. Кулагин. — Коломна: Инлайт, 2016. — 80 с. — ISBN 978-5-905529-42-9

Поэзия Александра Кушнера[править | править код]

» Автограф А. С. Кушнера

Критики об Александре Кушнере[править | править код]

Интервью с Александром Кушнером[править | править код]

  1. Maxim D. Shrayer, ed. An Anthology of Jewish-Russian Literature: Two Centuries of Dual Identity in Prose and Poetry. Vol. 2.. — Armonk, NY: M. E. Sharpe, 2007. — С. 753-755.
  2. ↑ «Форма существования души». Предисловие Иосифа Бродского к сборнику А. С. Кушнера «Избранное», СПб, изд. «Художественная литература»
  3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 217.
  4. ↑ см. статью А.Танкова «Литературный университет Александра Кушнера» в книге «6 ЛИТО». — СПб: Геликон Плюс, 2012. — С. 280.
  5. ↑ «6 ЛИТО». — СПб: Геликон Плюс, 2012., предисловие к разделу «Литературный университет Александра Кушнера». СПб, 2012
  6. ↑ Александр Кушнер стал лауреатом «Книги года» на книжной ярмарке в Москве (рус.). Jewish.ru (8.09.2011). Дата обращения 20 сентября 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.

Читать онлайн — Кушнер Александр Семенович. Стихотворения. Четыре десятилетия

Читать онлайн — Кушнер Александр Семенович. Стихотворения. Четыре десятилетия | Электронная библиотека e-libra.ru

Кушнер Александр Семенович. Стихотворения. Четыре десятилетия читать онлайн



На главную » Кушнер Александр Семенович » Стихотворения. Четыре десятилетия.

Александр Кушнер

Стихотворения

Четыре десятилетия 

Прогресс-Плеяда

Москва

2000

Decima

Книга стихов для меня, лирического поэта, принципиально новый поэтический жанр, возникший в начале XIX века («Сумерки» Баратынского) и закрепившийся в поэзии XX века («Кипарисовый ларец», «Камень», «Форель разбивает лёд»; Блок тоже обозначал свой путь книгами стихов).

Книга стихов даёт возможность поэту, в обход эпического жанра, поэмы, повествовательного сюжета, – создать целостную картину мира из осколков ежедневных впечатлений. Книга стихов – это пылающий кусок жизни, отчёт лирического поэта за несколько лет счастливого труда.

Получилось так, что я писал по три книги в каждое десятилетие – и за сорок лет выпустил двенадцать книг.

Для данного издания избранных стихотворений мне пришлось нарушить мой принцип, распустить пряжу, рискну сказать, – паутину (есть у меня стихотворение, в котором уединённый, самозабвенный, тихий поэтический труд сравнивается с работой паучка на балконе: «Паутинка дрожит, как оптический чудный прицел для какого-то тайного, явно нездешнего глаза»). Как быть, что придумать взамен поступательного движения от книги к книге с их обдуманным сюжетом, прочными связями, рефлексами, постепенным выяснением смысла? Тут-то мне и показалось возможным распределить стихи по четырём разделам-десятилетиям; возможно, и название должно быть у книги не «Стихотворения», а «Decima», или хотя бы такой подзаголовок.

Александр Кушнер

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

«Первое впечатление»

«Ночной дозор»

«Приметы»

ГРАФИН

Вода в графине – чудо из чудес,

Прозрачный шар, задержанный в паденье!

Откуда он? Как очутился здесь,

На столике, в огромном учрежденье?

Какие предрассветные сады

Забыли мы и помним до сих пор мы?

И счастлив я способностью воды

Покорно повторять чужие формы.

А сам графин плывёт из пустоты,

Как призрак льдин, растаявших однажды,

Как воплощенье горестной мечты

Несчастных тех, что умерли от жажды.

Что делать мне?

 Отпить один глоток,

Подняв стакан? И чувствовать при этом,

Как подступает к сердцу холодок

Невыносимой жалости к предметам?

Когда сотрудница заговорит со мной,

Вздохну, но это не её заслуга.

Разделены невидимой стеной,

Вода и воздух смотрят друг на друга…

СТАКАН

Поставь стакан на край стола

И рядом с ним постой.

Он пуст. Он сделан из стекла.

Он полон пустотой.

Гранёный столбик, простачок,

Среди других посуд

Он тем хорошо, что одинок,

Такой простой сосуд!

Собрание лучей дневных!

И вот, куда ни встань,

Сверкает ярче остальных

Не та, так эта грань.

А рядом пропасть, словно пасть

Разверстая. И что ж?

Он при возможности упасть

Особенно хорош.

С ним не должно случиться зла,

Покуда ты вблизи.

Поставь стакан на край стола

И сам его спаси.

ОСЕНЬ

Деревья листву отряхают,

И солнышко сходит на нет.

Всю осень грустят и вздыхают

Полонский, и Майков, и Фет.

Всю осень, в какую беседку

Ни сунься – мелькают впотьмах

Их брюки в широкую клетку,

Тяжёлые трости в руках.

А тут, что ни день, перемены,

Слетает листок за листком.

И снова они современны

С безумным своим шепотком.

Как штопор, вонзится листочек

В прохладный и рыхлый песок –

Как будто не вытянул лётчик,

Неправильно взял, на глазок.

Охота к делам пропадает,

И в воздухе пахнет зимой.

«Мой сад с каждым днём увядает».

И мой увядает! И мой!

* * *

О здание Главного штаба!

Ты жёлтой бумаги рулон,

Размотанный слева направо

И вогнутый, как небосклон.

О море чертёжного глянца!

О неба холодная высь!

О, вырвись из рук итальянца

И в трубочку снова свернись.

Под плащ его серый, под мышку.

Чтоб рвался и тёрся о шов,

Чтоб шёл итальянец вприпрыжку

В тени петербургских садов.

Под ветром, на холоде диком,

Едва поглядев ему вслед,

Смекну: между веком и мигом

Особенной разницы нет.

И больше, чем стройные зданья,

В чертах полюблю городских

Весёлое это сознанье

Таинственной зыбкости их.

* * *

Эти сны роковые – враньё!

А рассказчикам нету прощенья,

Потому что простое житьё

Безутешней любого смещенья.

Ты увидел, когда ты уснул,

Вёсла в лодке и камень на шее,

А к постели придвинутый стул

Был печальней в сто раз и страшнее.

По тому, как он косо стоял, –

Ты б заплакал, когда б ты увидел, –

Ты бы вспомнил, как смертно скучал

И как друг тебя горько обидел.

И зачем – непонятно – кричать

В этих снах, под машины ложиться,

Если можно проснуться опять –

И опять это всё повторится.

* * *

Бог семейных удовольствий,

Мирных сценок и торжеств,

Ты, как сторож в садоводстве,

Стар и добр среди божеств.

Поручил ты мне младенца,

Подарил ты мне жену,

Стол, и стул, и полотенце,

И ночную тишину.

Но голландского покроя

Мастерство и благодать

Не дают тебе покоя

И мешают рисовать.

Так как знаем деньгам цену,

Ты рисуешь нас в трудах,

А в уме лелеешь сцену

В развлеченьях и цветах.

Ты бокал суёшь мне в руку,

Ты на стол швыряешь дичь

И сажаешь нас по кругу,

И не можешь нас постичь!

Мы и впрямь к столу присядем,

Лишь тебя не убедим,

Тихо

Александр Кушнер — Стихотворения. Четыре десятилетия читать онлайн

Александр Кушнер

Стихотворения

Четыре десятилетия

Прогресс-Плеяда

Москва

2000

Decima

Книга стихов для меня, лирического поэта, принципиально новый поэтический жанр, возникший в начале XIX века («Сумерки» Баратынского) и закрепившийся в поэзии XX века («Кипарисовый ларец», «Камень», «Форель разбивает лёд»; Блок тоже обозначал свой путь книгами стихов).

Книга стихов даёт возможность поэту, в обход эпического жанра, поэмы, повествовательного сюжета, – создать целостную картину мира из осколков ежедневных впечатлений. Книга стихов – это пылающий кусок жизни, отчёт лирического поэта за несколько лет счастливого труда.

Получилось так, что я писал по три книги в каждое десятилетие – и за сорок лет выпустил двенадцать книг.

Для данного издания избранных стихотворений мне пришлось нарушить мой принцип, распустить пряжу, рискну сказать, – паутину (есть у меня стихотворение, в котором уединённый, самозабвенный, тихий поэтический труд сравнивается с работой паучка на балконе: «Паутинка дрожит, как оптический чудный прицел для какого-то тайного, явно нездешнего глаза»). Как быть, что придумать взамен поступательного движения от книги к книге с их обдуманным сюжетом, прочными связями, рефлексами, постепенным выяснением смысла? Тут-то мне и показалось возможным распределить стихи по четырём разделам-десятилетиям; возможно, и название должно быть у книги не «Стихотворения», а «Decima», или хотя бы такой подзаголовок.

Александр Кушнер

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

«Первое впечатление»

«Ночной дозор»

«Приметы»

ГРАФИН

Вода в графине – чудо из чудес,

Прозрачный шар, задержанный в паденье!

Откуда он? Как очутился здесь,

На столике, в огромном учрежденье?

Какие предрассветные сады

Забыли мы и помним до сих пор мы?

И счастлив я способностью воды

Покорно повторять чужие формы.

А сам графин плывёт из пустоты,

Как призрак льдин, растаявших однажды,

Как воплощенье горестной мечты

Несчастных тех, что умерли от жажды.

Что делать мне?

 Отпить один глоток,

Подняв стакан? И чувствовать при этом,

Как подступает к сердцу холодок

Невыносимой жалости к предметам?

Когда сотрудница заговорит со мной,

Вздохну, но это не её заслуга.

Разделены невидимой стеной,

Вода и воздух смотрят друг на друга…

СТАКАН

Поставь стакан на край стола

И рядом с ним постой.

Он пуст. Он сделан из стекла.

Он полон пустотой.

Гранёный столбик, простачок,

Среди других посуд

Он тем хорошо, что одинок,

Такой простой сосуд!

Собрание лучей дневных!

И вот, куда ни встань,

Сверкает ярче остальных

Не та, так эта грань.

А рядом пропасть, словно пасть

Разверстая. И что ж?

Он при возможности упасть

Особенно хорош.

С ним не должно случиться зла,

Покуда ты вблизи.

Поставь стакан на край стола

И сам его спаси.

ОСЕНЬ

Деревья листву отряхают,

И солнышко сходит на нет.

Всю осень грустят и вздыхают

Полонский, и Майков, и Фет.

Всю осень, в какую беседку

Ни сунься – мелькают впотьмах

Их брюки в широкую клетку,

Тяжёлые трости в руках.

А тут, что ни день, перемены,

Слетает листок за листком.

И снова они современны

С безумным своим шепотком.

Как штопор, вонзится листочек

В прохладный и рыхлый песок –

Как будто не вытянул лётчик,

Неправильно взял, на глазок.

Охота к делам пропадает,

И в воздухе пахнет зимой.

«Мой сад с каждым днём увядает».

И мой увядает! И мой!

* * *

О здание Главного штаба!

Ты жёлтой бумаги рулон,

Размотанный слева направо

И вогнутый, как небосклон.

О море чертёжного глянца!

О неба холодная высь!

О, вырвись из рук итальянца

И в трубочку снова свернись.

Под плащ его серый, под мышку.

Чтоб рвался и тёрся о шов,

Чтоб шёл итальянец вприпрыжку

В тени петербургских садов.

Под ветром, на холоде диком,

Едва поглядев ему вслед,

Смекну: между веком и мигом

Особенной разницы нет.

И больше, чем стройные зданья,

В чертах полюблю городских

Весёлое это сознанье

Таинственной зыбкости их.

* * *

Эти сны роковые – враньё!

А рассказчикам нету прощенья,

Потому что простое житьё

Безутешней любого смещенья.

Ты увидел, когда ты уснул,

Вёсла в лодке и камень на шее,

А к постели придвинутый стул

Был печальней в сто раз и страшнее.

По тому, как он косо стоял, –

Ты б заплакал, когда б ты увидел, –

Ты бы вспомнил, как смертно скучал

И как друг тебя горько обидел.

И зачем – непонятно – кричать

В этих снах, под машины ложиться,

Если можно проснуться опять –

И опять это всё повторится.

* * *

Бог семейных удовольствий,

Мирных сценок и торжеств,

Ты, как сторож в садоводстве,

Стар и добр среди божеств.

Поручил ты мне младенца,

Подарил ты мне жену,

Стол, и стул, и полотенце,

И ночную тишину.

Но голландского покроя

Мастерство и благодать

Не дают тебе покоя

И мешают рисовать.

Так как знаем деньгам цену,

Ты рисуешь нас в трудах,

А в уме лелеешь сцену

В развлеченьях и цветах.

Ты бокал суёшь мне в руку,

Ты на стол швыряешь дичь

И сажаешь нас по кругу,

И не можешь нас постичь!

Мы и впрямь к столу присядем,

Лишь тебя не убедим,

Тихо мальчика погладим,

Друг на друга поглядим.

ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ПРОГУЛКИ

Велосипедные прогулки!

Шмели и пекло на просёлке.

И солнце, яркое на втулке,

Подслеповатое – на ёлке.

И свист, и скрип, и скрежетанье

Из всех кустов, со всех травинок,

Колёс приятное мельканье

И блеск от крылышек и спинок.

Какой высокий зной палящий!

Как этот полдень долго длится!

И свет, и мгла, и тени в чаще,

И даль, и не с кем поделиться.

Есть наслаждение дорогой

Ещё в том смысле, самом узком,

Что связан с пылью, и морокой,

И каждым склоном, каждым спуском.

Кто с сатаной по переулку

Гулял в старинном переплёте,

Велосипедную прогулку

Имел в виду иль что-то вроде.

Где время? Съехав на запястье,

На ремешке стоит постыдно.

Жара. А если это счастье,

То где конец ему? Не видно.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *