Развитие ребенка в 9 месяцев жизни: что должен уметь кроха
Не знаете, как обеспечить правильное и гармоничное развитие ребенка в 9 месяцев? Сомневаетесь в умениях малыша или тревожитесь, что кроха не развит по возрасту? О том, что должен уметь ребенок, как развить знания и умения чада, читайте далее.
Фото: pixabay.com
Ребенок 9 месяцев: что должен уметь
Маленький ребенок — это радость и бесконечная ответственность. Малыш 9 месяцев — это непоседа, ползающий по дому с небывалой скоростью. Ребенок в этом возрасте способен демонстрировать эмоции — радоваться, негодовать. Кроха активно интересуется всем, что его окружает, и старательно познает все новое.
Родители 9-месячного малыша должны обеспечить полную безопасность чаду. Это касается острых углов, проводов, бьющихся и мелких предметов. Дети 9 месяцев норовят потрогать и познать все незнакомое, не осознавая, что можно, а что нельзя.
Несмотря на кажущуюся самостоятельность крохи, оставлять малыша наедине с собой еще нельзя. Это чревато непоправимыми последствиями.
Что должен уметь ребенок в 9 месяцев — это вопрос, который тревожит каждого ответственного родителя, следящего за гармоничным развитием чада. Ребенок 9 месяцев жизни имеет следующие особенности:
- малыш уверенно сидит без опоры и в таком положении без проблем берет и удерживает игрушки;
- кроха способен подняться на ноги и недолго постоять;
- ребенок может делать самостоятельные шаги, придерживаясь за руку родителей или за опору.
Фото: pixabay.com
Из-за роста физической нагрузки замедляется прирост веса ребенка. Нормой считается прибавка 300–500 г. Средний рост крохи составляет 70 см, а вес — 9 кг.
В этом возрасте кроха имеет определенные навыки, которые оттачивает и совершенствует изо дня в день. Итак:
- Показывает части лица, услышав их названия.
- Листает страницы толстых картонных книг.
- Способен рвать бумагу и мять в руках мягкий пластилин, тесто.
- Крепко удерживает нетяжелые предметы и бросает их.
- Повторяет за взрослыми звуки, простые слова, отдельные слоги. Начинает называть предметы (на собственный манер). Копирует интонации, услышанные в речи родителей.
- Выражает свою точку зрения жестами — кивком головы — или интонацией, мимикой.
- Отзывается на собственное имя, узнает и различает родителей по голосу.
- Способен реагировать на простые просьбы: посмотри на меня, возьми игрушку, ползи ко мне.
- Снимает шапку, высовывает-засовывает руку в рукав.
- Умеет играть в прятки.
На первый взгляд кажется, что навыки ребенка в 9 месяцев абсолютно простые и естественные. На самом деле даже элементарная улыбка или кивок головой в знак согласия — это результат кропотливой работы. Если кроха чего-то не умеет, значит его не научили этому.
Читайте также: Когда ребенок начинает говорить первые слова
Как развить ребенка в 9 месяцев
Чтобы ребенок гармонично и правильно развивался, ему необходимо уделять максимум времени. Особое внимание важно уделить мелкой моторике, которая стимулирует развитие полушарий головного мозга.
Чтобы научить малыша чему-то новому, помогите крохе направить его активность в нужное русло и не лишайте его поддержки в случае неудачи. Развитие ребенка заключается в следующем:
- Читайте малышу книги и обсуждайте с ним иллюстрации. Это обогатит пассивный словарный запас крохи.
- Мотивируйте ребенка больше двигаться. Как вариант: положите любимую игрушку малыша на другом конце комнаты и попросите принести ее. Позвольте ребенку доползти до игрушки или помогите дойти.
- Играйте с кубиками: стройте башни, называя цвета элементов. После игры вместе собирайте кубики в коробку.
- Учите с крохой названия окружающих предметов, особое внимание уделите частям тела. В 9 месяцев ребенку еще не под силу называть слова, но узнавать их на слух или пытаться воспроизвести звуки малыш способен.
- Введите в практику игры с водой. Научите кроху переливать жидкость из емкости в емкость, предложите малышу развлечение с водяной мельницей.
- Научите малыша различать на ощупь текстуру: стена — грубая, плед — мягкий, яблоко — твердое, пластилин — мягкий.
Фото: pixabay.com
Для развития мелкой моторики запаситесь большими пуговицами. Предложите малышу, находить пары пуговиц. Изначально ставьте задачу соединить не больше 2–3 пар.
В этом возрасте можно предложить крохе перебрать фасоль, отделяя светлую от темной. Прекрасная альтернатива фасоли — макаронные изделия. Позвольте малышу освоить навыки разматывания и сматывания. Для этого понадобится рулон туалетной бумаги, переведенный в резерв игрушек крохи.
Любознательность маленьких непосед заставляет их все пробовать. Ни в коем случае не оставляйте малыша играть без присмотра с мелкими предметами. Выбирая игрушки, проследите, чтобы их размер был достаточно большим, чтобы ребенок не смог глотнуть предмет или засунуть в ухо или в нос.
Все, что умеет ребенок в 9 месяцев, — это результат кропотливой работы родителей и безустанного труда малыша. Не ругайте его в случае неудачи, поддержите и научите. Детки запоминают не только то, чему родители осознанно учат свое чадо. Они наблюдают за мамой и папой, перенимая черты характера, способ общения, манеру поведения, делают определенные выводы относительно семейных приоритетов и жизненных ценностей. Рано или поздно все увиденное в раннем возрасте проявится.
Здоровое развитие ребенка — это обязанность родителей. Помогайте малышу совершенствовать полученные навыки изо дня в день.
Учите кроху новому, поддерживайте и поощряйте улыбкой. Хвалите за успехи, не ругайте за неудачи. Постепенно малыш научится всему, что необходимо, но без родителей для ребенка это непосильная задача.
Читайте также: Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: физическое и психическое развитие
9 месяцев: развивающие игры — Дети Mail.ru
Физиология
Многие девятимесячные дети уже умеют самостоятельно стоять или даже ходить у опоры. Они совершают первые шаги и, вероятно, вы задумывались об обуви. Но ребенку не нужна обувь дома. Как бы ни хотелось обуть его в сандалии, не стоит этого делать дома. Шагая босиком по различным текстурам квартиры (паркет, кафель, ковёр), ребенок развивает чувство равновесия.
ЮлияПара вопросов или нужен совет бывалых))Девочки, такое дело, не знаю что и делать. Будет много букв, уж извините. Вообщем родилась моя Милашка 3740 (лежала малышка 8 дней под капельницами с антибиотиками в ОПН), вообщем 30.01 нам будет 4 месяца. Голову держим хорошо, гулим, смеемся, правда пока не переворачиваемся (но думаю массаж это исправит). Все бы ничего, но вес мы набираем очень плохо. В первый месяц еще нормально 800г, а вот дальше по 300 еле еле. Решила я обследовать крошку в связи с этим хочу знать, как вы собирали кал у крошки? Мы собрали с памперса на копрограмму в первый раз и результат пришел хороший, но набора нет большого. Сегодня вот собрали опять с памперса. Не знаю правда достоверно ли будет. Она какает в разное время, предугадать сложно. И еще вопрос. Малышка стала спать целыми днями практически не просыпаясь (правда ночью короткие сны и почти не спит) Может бодроствовать несколько часов кряду, потом поспать минут 30 и снова фестивалить. Засыпает в 9-11 утра и спит весь день, не добудешься хоть из пушки стреляй. Проснется, немного поест и спит на бутылочке (мы на ИВ). Месяц назад сдавали кровь, все хорошо. Какие анализы еще сдать чтобы понять причину такого долгого сна (спит по 10-12 часов) практически не просыпаясь( если у кого так было подскажите как поступали. Есть подозрение, что от Элькара это (нам назначили 10 кап. 3 раза в день, по показаниям). Вообще, буду рада любому ответу)
49Если ребенок до сих пор самостоятельно не садится, то обязательно обратитесь к врачу. Главное, не упустить неврологическую патологию, которая часто проявляется только к концу первого года жизни. Многие заболевания, которые сформировались внутриутробно, невозможно диагностировать сразу после рождения.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 9 месяцев ребенку нужно вводить в питание пищу кусочками. Если раньше вы использовании блендер или готовые гомогенные пюре, то с 9 месяцев от них стоит отказаться. Просто отваривайте овощи и разминайте их вилкой (чтоб кусочки были безопасны). Так ребенок привыкнет к тому, что пища не имеет однородную структуру. Кроме того, это важный этап для развития челюстно-лицевого аппарата в принципе и формирования процесса жевания в частности. Не затягивайте с этим.
Психология
Путешествовать с ребенком сейчас становится сложнее. Он крайне не любит выходить за пределы знакомого окружения и вещей. Банальный поход в гости может обратиться слезами. Но через некоторое время малыш привыкает, понимает, что мама рядом, и спокойно играет в незнакомой обстановке. Кроме того, он может часто проверять, оглядываясь, здесь ли вы. Для него важно знать, что близкие рядом и он в безопасности.
Малыш уже хорошо ориентируется в знакомой обстановке. Он точно знает где лежат его игрушки, где книжки, как расположены комнаты в квартире. Многие свободно ползают по квартире, а поэтому вся квартира должна стать безопасной зоной для детей.
Он знает, кто такие мама и папа, и узнает себя в зеркале. Он начинает себя осознавать отдельной личностью. Это важный этап взросления.
Навыки и умения
♦ Сам садится и спокойно сидит самостоятельно.
♦ Может по-разному передвигаться: ползая на четвереньках, сидя, по-пластунски (на животе).
♦ Многие могут самостоятельно вставать у опоры и передвигаться вдоль нее.
♦ Делать несколько шагов, держась за руку взрослого.
♦ Давать предмет на просьбу «дай» и брать на просьбу «на».
♦ Может показывать некоторые части тела: нос, рот, глаза (пока на лице родителя)
♦ Может появляться звукоподражание: пытается имитировать звуки и речь.
♦ Берет самостоятельно из тарелки кусочки пищи.
Он активно передвигается по дому, поэтому вся квартира должна быть максимально безопасной. Обязательно закройте на замок всю бытовую химию. Дети намного быстрее, чем вы думаете, могут проглотить средство для чистки плит или попробовать на вкус стиральный порошок. Это крайне опасно! Вся бытовая химия должна храниться в недоступном для ребенка месте.
Как играть
Всевозможные развивающие игры – вот основа занятий в этом возрасте. Обратите внимание, что детали должны быть крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить, и безопасными – по составу и окраске. Большинству детей захочется попробовать на зуб яркие и красивые детали конструктора, сортера или логической головоломки.
Эмоционально поощряйте ребенка за любую попытку правильного выполнения действия. Это поддержит его уверенность в себе и поощрит стремиться к большему.
Что чувствует и как ведет себя
Зрение ребенка уже почти соответствует взрослому. Он может хорошо видеть как далеко, так и близко, может фокусировать взгляд и следить за быстродвижущимся объектом. Руки и глаза скоординированы, моторные навыки развиваются вместе со зрением. Так, например, младенец может увидеть игрушку на другом конце комнаты и подползти к ней.
Сон малыша составляет порядка 12-16 часов в сутки. Некоторые дети могут спать днем подряд 2 часа, другие напротив спят по 20-30 минут, но несколько раз.
Слух ребенка уже хорошо развит. Он знает свое имя и откликается на него. Если спросить «Где папа?», он пытается искать папу глазами.
Как развивается речь
Старайтесь проговаривать название вещей. Ребенок начинает понимать, что всё имеет свое название. Он совсем скоро будет отождествлять слова с предметами. Сейчас идет процесс накопления пассивного словарного запаса. Совсем скоро, когда малыш начнет говорить, эти слова ему пригодятся.
Задача родителей
Ребенок понимает, как привлечь ваше внимание. Старайтесь больше общаться с ним, так он узнает больше о родном языке. Сейчас у него формируется самостоятельность. Нужно поощрять это стремление, и совсем скоро вы удивитесь вашему повзрослевшему малышу.
Сейчас время проявления темперамента малыша. Некоторые – спокойные и уравновешенные, другие, напротив, озорные проказники. Одни улыбчивые и веселые, другие застенчивые и скромные. Каким ни был ваш малыш – у него есть собственное мнение на происходящие вещи.
Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева
Развивающие игры с ребенком от 9 месяцев до 1 года. Часть 1
Наверняка, вы сталкивались с такой ситуацией: у вас есть время и желание позаниматься с малышом, игрушек у вас каких только нет, но чем именно заняться, чтобы игра была максимально полезна для вашего чада, вы не знаете. Действительно, чтобы малыш активно развивался, важно, чтобы игрушки были хорошо подобраны по возрасту и чтобы ваши занятия соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период. В этой статье я расскажу
- на развитие каких навыков стоит обратить внимание в этом возрасте;
- какие развивающие игрушки и материалы для этого необходимы.
Сразу хочу заметить, что в этой статье рассмотрены не все игры, остальные можно найти во второй части статьи.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ И СТАРШЕ. ЧАСТЬ 2 — ЧИТАТЬ
Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?
С 9 месяцев начинается принципиально новый этап в развитии ребенка, в частности меняется характер его взаимодействия с предметами. До сих пор ваш малыш преимущественно хватал и разбрасывал игрушки и все, что попадалось ему под руку. Ребенка привлекали разнообразные цвета, формы предметов, их хотелось хорошенько рассмотреть, потрогать, потрясти, бросить. Но теперь малыш начинает понимать, что помимо всего прочего, эти вещи еще и выполняют различные функции, могут быть использованы с какой-то целью. Кубики можно не только разбросать, но и построить из них башню. А пультом, оказывается, можно еще и телевизор включить. В этот период у малыша, наконец, появляется желание к созидательной деятельности. Впервые можно увидеть у ребенка стремление сложить что-то в коробочку, закрыть ее, нанизать кольца на пирамидку.
Поэтому одна из основных ваших задач, начиная с этого возраста – создать для ребенка соответствующую развивающую среду. А это значит, во-первых, предложить подходящие по возрасту и интересные для ребенка развивающие игрушки. А во-вторых, не запрещать малышу познавать огромное разнообразие других окружающих его предметов, не бросаться на него с криками «Нельзя!» при любой его попытке потрогать что-то новое (подробнее об употреблении слова «нельзя»). Те вещи, которые представляют опасность для ребенка, или те, которые вам очень ценны и дороги, нужно просто заранее убрать из зоны досягаемости крохи.
И так, как развивать ребенка в 9 месяцев:
1. Нанизываем / снимаем колечки с пирамидки
Поначалу малыш, конечно, будет только снимать кольца с палочки, но чем чаще он будет видеть, как вы нанизываете колечки, тем быстрее он начнет делать это сам. Не ждите, что ребенок сразу соберет всю пирамидку, первое время он будет терять интерес к игре уже после того, как наденет пару колец. Постепенно запас его терпения будет увеличиваться.
На данном этапе нет необходимости объяснять малышу, в каком порядке нужно надевать кольца на стержень. Сейчас наша основная задача – просто отработать действие нанизывания.
2. Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары
Для этой развивающей игры вам понадобятся разнообразные коробочки, баночки, корзиночки. Тара должна быть не слишком маленькой, чтобы рука ребенка в нее свободно помещалась, малышу должно быть удобно вкладывать в нее небольшие предметы: кубики, шарики, деревянные грибочки, да и собственно любые маленькие игрушки. Главное, нужно помнить, что если вы даете малышу игрушки слишком маленькие (меньше 3-4 см), нельзя оставлять его без присмотра!
Вот еще интересный вариант игры. Сложите несколько небольших игрушек в мешок и предложите малышу, опуская руку в мешок, доставать из него игрушки. Если вы возьмете непрозрачный мешок, появится элемент сюрприза, что очень нравится детям.
3. Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки
Здесь пригодятся такие коробки, которые проще всего открыть. Лучше всего подойдут картонные коробочки, закрывающиеся внахлест, матрешки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Старайтесь давать такие баночки и коробочки, которые не слишком туго открываются, чтобы малыш не разочаровался, так и не открыв коробку. Чтобы подогреть интерес ребенка, в коробочку можно вложить какой-нибудь сюрприз – маленькую игрушку.
Ну и, конечно, нельзя забывать про полезность игры с предметами быта! Большинство мам замечают, что дома дети безумно любят играть с кастрюлями, крышками и прочей кухонной утварью. Поэтому если уж малыш забрался в ваш кухонный шкаф, и там нет ничего опасного, то не запрещайте ему там играть, для него это большое удовольствие и возможность вдоволь попрактиковаться в открывании/закрывании кастрюль и баночек, во вкладывании/выкладывании предметов. А для вас – это долгожданная свободная минутка!
4. Стучим предметами друг об друга
На первый взгляд кажется, что здесь ничего сложного. Однако для малыша в самом начале данного возрастного периода это не простое задание – нужно уметь одновременно координировать движения обеих рук. Поэтому во время игры показывайте ребенку, как вы стучите, например, небольшими кубиками друг об друга. Подойдут также деревянные погремушки или любые игрушки, которые помещаются в ладони малыша.
5. Составляем кубики друг на друга
Именно в этом возрасте вы, скорее всего, увидите первую башню вашего малыша из 2-3 кубиков. Но, конечно, он не научится этого делать, если не увидит, как это делаете вы. Так что обязательно показывайте вашему чаду, как при помощи нескольких кубиков можно соорудить целую башню.
6. Катаем машинку
Родители мальчика, скорее всего и так первым делом купили малышу машинку и научили возить ее по полу. Но вот девочкам везет меньше, часто им совсем не покупают машинки, просто потому, что так не принято. Также как и не принято покупать мальчикам кукол. Но малышу нужно познавать мир через самые разные предметы, учиться пользоваться ими. До трех лет нет необходимости делать существенных половых различий в воспитании мальчика и девочки. Если вы будет следовать всем предрассудкам, вы просто лишите ребенка какой-то частицы опыта. Катание машинки – еще один способ взаимодействия с предметом, который будет полезно освоить малышу для всестороннего развития.
***
У своей дочери слегка изменившееся отношение к игрушкам я заметила ровно в 9 месяцев. Если раньше пирамидка интересовала ее исключительно с точки зрения «погрызть колечки», то в 9 месяцев она, только увидев пирамидку, начинала ее разбирать, снимая поочередно кольцо за кольцом, небольшие игрушки, лежащие в коробочке, тоже непременно нужно было достать. Стоило мне только начать что-нибудь складывать, дочь обязательно все разбирала обратно. Спустя месяц такого «разбирания» появился и долгожданный интерес к созидательной деятельности – она стала нанизывать колечки на стержень, складывать предметы в тару, строить свои первые башни из кубиков (по 2-3 кубика).
На этом прощаюсь! И не забудьте посмотреть продолжение этой статьи
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ И СТАРШЕ. ЧАСТЬ 2
Также рекомендую посмотреть
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ 9 МЕСЯЦЕВ — ПОДРОБНЫЙ ПЛАН
С уважением, Яна Разначенко
Ребенку 2 года 9 месяцев: игры, гимнастика, показатели, развитие
Физическое развитие ребенка:
- Хорошо бегает и прыгает.
- Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила.
- Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.
Показатели ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
Рост
91.20-91.85 см
Вес
13.930-13.960 кг
49-50 см
Обхват грудной клетки
51-52 см
Психическое развитие ребенка:
- По возможности старается обслуживать себя сам.
- Знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).
- Быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает.
- Знает названия основных цветов.
- Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
- К членам семьи относится как к разным индивидуальностям; отсюда — его взаимоотношения с членами семьи разные.
- Отличается хорошей памятью.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: коврик, широкая доска, стульчик.
Начинаем играть! Вы и ваш ребенок — мишки. Вы, как старший мишка (или медведица!), начинайте, а малыш будет за вами повторять.
- Ходьба за взрослым. По сигналу «мишки!» — идти на четвереньках.
- Ноги слегка расставить. Поднять руки вверх, опустить вниз — «мишки подняли лапы к солнцу, погрели их и опустили» (4 раза).
- Сесть, ноги раздвинуть. Наклониться вперед, коснуться руками пола между ступнями ног, выпрямиться — «мишки сорвали ягоду, съели. Вкусно»(2-Зраза).
- Лечь на спину. Повернуться направо — прямо, налево — прямо — «мишки греются на солнышке». Погрели один бок — живот, другой бок — живот (4 раза).
- Покружиться на месте — «мишки пляшут».
- Проползти на четвереньках по доске — «мишки ползут по мостику» (3 раза).
- Пройти по наклонной доске шириной 15-20 см, приподнятой от пола на 25 см, — «мишки переходят по мостику» (3 раза).
- Подвижная игра «мишки убегают от пчел». Догоняйте малыша, который должен спрятаться в домике, т. е. сесть на стульчик (3 раза).
- Спокойная ходьба — «мишки идут на прогулку».
Какие игры рекомендуются в этом возрасте?
Возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама варит обед», «Папа водит машину» и др.
Можно выполнять в игре 2-3 последовательных действия: «Кукла гуляет, обедает, потом спит». Побуждайте малыша использовать в игре предметы-заместители: палочку — вместо градусника, кубик — вместо хлеба.
Одаренные дети значительно раньше осваивают сюжет игровых действий. Поэтому они нуждаются в усложнении сюжета игры и в решении более сложных заданий. Так как игры чаще возникают по инициативе одаренных детей, необходимо помочь им развернуть игру.
Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречайтесь с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в своем воображении.
Замечено, что игры детей обогащают инсценировки с куклой (больница, семья). Они вызывают сопереживания, насыщают, воспитывают добрые чувства, эмоциональную сферу. Обычно инсценировки состоят из нескольких взаимосвязанных действий, которые при повторении целесообразно разнообразить, наполнить новым содержанием.
Сюжеты инсценировок могут дополняться самими детьми, которые не только рассказывают о каком-то действии и отвечают на вопрос, но и сами придумывают эти вопросы: «Как Оля гуляла с куклой Наташей?», «Как Сережа строил дом?» Главное здесь — незаметное влияние взрослого и в то же время постепенный отход от копирования образца.
В мире животных
Попросите ребенка изобразить разные эмоции: злого волка, страшного тигра, который приготовился к прыжку, добрую собаку, испугавшегося котенка, удивленного льва, грустную птичку, которая ищет своего птенчика, довольную обезьянку… Вместе имитируйте крики кур, петухов, поросят, лошадей, коров, собак, кошек и т. д.
Догадайся сам!
Если вы вместе с ребенком вынуждены долго сидеть, например, в поликлинике или кафе, предложите ему разгадывать загадки. Суть игры в том, чтобы догадаться, о каком животном идет речь. Тот, кто угадал, в свою очередь придумывает загадку.
День рождения мишки
Посадите любимую игрушку малыша за маленький столик. Воткните одну или две свечки в торт, сделанный из соленого теста, зажгите и попросите ребенка задуть. Пусть он делает это столько раз, сколько ему захочется, в вашем присутствии, разумеется.
Игра в «как будто»
Конечно, вы разучились играть в магазин. Но ваше участие в этой игре потребуется обязательно. «Сколько вам взвесить помидоров?», «Пожалуйста, добавьте в мороженое шоколадной подливки!» Ваш малыш станет взрослым, научившись имитировать социальные коды. Поэтому, не задумываясь, «пробуйте» предлагаемые торты из соленого теста или пирожные из песка.
А ну-ка, собери!
Наклейте на несколько картонок фотографии разных животных и разрежьте их на кусочки. Перемешав их, попросите малыша сложить исходные картинки или выдумать сказочных животных. Например, приделать лошади рыбий хвост. Когда он научится выполнять это задание, усложните задачу, разрезав картинки на большее количество кусочков.
Чемодан открытий
Соберите свои старые вещи (шапки, ботинки, одежду, платки, галстуки, которые уже не носите) и отдайте малышу. Пусть он придумает им свое назначение.
Золушка за работой
Дети любят помогать маме по хозяйству. Воспользуйтесь этим обстоятельством и дайте малышу помыть несколько небольших тарелок, попросите разобрать покупки, положить консервы в шкаф, повесить полотенца на батарею, выложить ложки из посудомоечной машины, полить цветы и т. п.
Что в сумке?
Возьмите наволочку от подушки и сложите в нее разные предметы (зубную щетку, ложку, шарик, кубик и т. п.). Попросите ребенка запустить туда руку и определить на ощупь, что там лежит.
Рифмоплет
Научите малыша сочинять смешные стишки из одной строки, подбирая рифмы к именам его друзей или членов семьи. Например: Маша готовит кашу, Вероника собирает клубнику.