Дидактические игры для яслей – . , — .

Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Картотека дидактических игр в ясельной группе

Картотека дидактических игр в ясельной группе

Игра: «Спрячь мышку»

Цель: закреплять название цветов, способствовать накоплению представлений об основных разновидностях цвета, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов.

Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 — 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов — дверцы (10х10, большая картонная игрушка — кошка, мягкая мышка.

Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

— А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку». Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей — квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто — то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку — «мышкиному домику»(сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра: «У кого какое платье»

Цель: учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. группировать оттенки одного цветового тона.

Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.

2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

Игра: Курочка и цыплята

Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

Игра: Елочки и грибочки.

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

Игра: Разноцветные бусы.

Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход игры:

На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).

Игра: Угостим медведя ягодой.

Цель: учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

Игра: Поставь букет в вазу.

Цель: учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

Игра: Разноцветные шары.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки- «книжки» с вырезанными «окошками» — шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

Игра: Подбери чашки к блюдцам.

Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

Игра: Варежки.

Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

Игра: Какой это формы.

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры:

Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».

Игра: «Круг, квадрат»

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.».

Игра: «Заштопай штанишки»

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Игра: «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Игра: «КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?»

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры:

Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

Игра: «ПОРУЧЕНИЯ»

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой; Покатай матрешку в большой машине; Поставь маленькую собаку возле матрешки; Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких; Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку; Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т. п. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

Игра: «УГОСТИ ЗАЙЧИКА»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры:

Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис. 23) По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики»«Положи мячи в корзинки»«Поставь машины в гараж» и т. д.

Игра: «КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход игры:

На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.).

Ход игры:

В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

— Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Игра: «Определи на ощупь»

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т. д.).

Ход игры:

В непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т. д.

Игра: «СЛОЖИ МАТРЕШКУ»

Цель: учить различать предметы по размеру

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход игры:

Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас скорее собирай – Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться, Никому не усидеть! Мы не будем закрываться! (С. Рещикова) Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т. д. Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т. п.

Игра: «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»

Цель: учить детей раскладывать предметы в убывающей последовательности

Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т. д.

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

 

nsportal.ru

Картотека дидактических игр В 1 младшей группе

МБДОУ «Боханский детский сад № 1»

Картотека дидактических игр

В 1 младшей группе

Подготовила воспитатель

1младшей группы

Бабкина Т.А.

Бохан, 2018г.

Начиная с раннего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимают дидактические игры. Дидактические игры помогают мне не только активизировать речь детей, но и осуществлять постепенный переход от привычной для ребёнка деятельности к игровой.

Наряду с этим я составила картотеку дидактических игр по сенсорному воспитанию младших дошкольников по принципу «от простого к

Сложн

ому.

Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом предметов.

1 Дидактическая игра «Найди и назови».

Дидактическая задача: Знакомить детей с характерными явлениями природы для осени: жёлтые листья.

Материал: осенние листья.

2Дидактическая игра » Найди флажок».

Дидактическая задача: Знакомить детей с красным цветом предметов. Учить детей узнавать и называть красный флажок.

Материал: флажки. 3Дидактическая игра «Найди и назови»

Дидактическая задача: Научить детей узнавать и называть овощи. Обращать внимание на их цвет: помидор красный, репа жёлтая.

Материал: овощи.

4 Дидактическая игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Учить детей находить одинаковые картинки с изображением овощей, называя их цвет: красный, жёлтый.

Материал: парные картинки с изображением овощей.

5 Дидактическая игра «Найди такой же»

Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по цвету: красные к красным, жёлтые к жёлтым.

Материал: кубики красного и жёлтого цвета.

6 Дидактическая игра «Подбери пёрышко»

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать красный и жёлтый цвета. Учить детей группировать предметы по цвету.

Материал: картинка с изображением петуха с пышным хвостом, не раскрашеннным, где перья- прорези. Перья двух цветов: красный и жёлтый.

7 Дидактическая игра «Собери и назови какого цвета»

Дидактическая задача: Знакомить детей с зелёным цветом предметов. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является основным признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: пирамидки зелёного цвета, состоящие из колец одного размера.

8 Дидактическая игра «Посадим цветы у домиков»

Дидактическая задача: Учить детей соотносить разнородныек предметы по цвету: красные цветы к красному дому, жёлтые цветы к жёлтому дому на зелёной полянке. Упражнять детей в различении цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Материал: домики, цветы, полянка.

9 Дидактическая игра «Помоги матрёшкам найти свой домик»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный и синий цвета. Учить детей соотносить разнородные предметы по цвету: синюю матрёшку к синему домику и т. п.

Материал: домики и матрёшки основных цветов.

10 Дидактическая игра «Помоги матрёшкам найти свои бусы»

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении основных цветов. Продолжать учить детей соотносить разнородные предметы по цвету: красные бусы к красной матрёшке и т. п.

Материал: матрёшки и бусы основных цветов.

11Дидактическая игра «Разноцветные бусы»

Дидактическая задача: Учить детей чередовать предметы по цвету: красный, жёлтый, зелёный.

Материал: бусины красного, жёлтого и зелёного цветов.

12 Дидактическая игра «Выкладывание из мозаики на тему «Гусята пошли на речку гулять»»

Дидактическая задача: Знакомить детей с синим цветом предметов. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов.

Материал: элементы жёлтой и синей мозаики.

13 Дидактическая игра «Поручения»

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать игрушки, обозначая их основные цвета.

Материал: мячи-красный и синий, ёлка- зелёная, машины- синяя и красная.

14 Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Дидактическая задача: Учить детей группировать однородные объекты по цвету.

Материал: грибы с разными по цвету шляпками: по три гриба каждого цвета.

15 Дидактическая игра «Подбери ниточку для шарика»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: красную нитку к красному шарику и т. п.

Материал: демонстрационный материал: фланелеграф, полоски и круги из цветного картона.

16 Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: жёлтое блюдце к жёлтой чашке и т. п.

Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона.

17 Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая задача: Закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.

Материал: у каждого ребёнка карточка, разделённая на 4 клетки основных цветов, мелкие игрушки тех же цветов.

18 Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении подбирать предметы по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п.

Материал: Карточки большие и маленькие в середине с мышкой, двери тех же цветов, игрушка- кошка.

19 Дидактическая игра «Составь картинку»

Дидактическая задача: Учить детей составлять картинку целого предмета из двух- четырёх частей.

Материал: разрезанные картинки-прдметные, образцы.

20 Дидактическая игра «Сложи цветок»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей составлять целые предметы из трёх частей.

Материал: разрезные цветы основных цветов.

Дидактические игры по ознакомлению детей с величиной предметов.

1 Дидактическая игра «Составь из башенку»

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать величину предметов: большой, маленький. Развивать у детей понимание этих слов.

Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

2Дидактическая игра «Что там? «

Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять предметы по величине: маленькая, большая.

Материал: матрёшки: большая двухместная и маленькая неразъёмная.

3 Дидактическая игра «Какой мяч больше»

Дидактическая задача: Учить детей находить разные по величине предметы, называя их основные свойства: величину и цвет.

Материал: большие и маленькие мячи.

4Дидактическая игра «Найди и назови»

Дидактическая задача: Знакомить детей с характерными явлениями природы для осени: жёлтые и красные листья. Учить детей называть и различать предметы по величине: большие, маленькие.

Материал: листья большие и маленькие.

5 Дидактическая игра «Соберём пирамидку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путём накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец; два кольца одинаковой величины.

6 Дидактическая игра «Разложи- ка кубики»

Дидактическая задача: Учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие.

Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.

7 Дидактическая игра «Узнай и назови»

Дидактическая задача: Учить детей узнавать и называть овощи.

Учить детей группировать овощи по величине.

Материал: большие и маленькие овощи.

8 Дидактическая игра «Разложи по величине»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей группировать предметы по величине.

Материал: Грибы из картона разной величины.

9 Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей называть и различать предметы на картинках по величине.

Материал: картинки с изображением разных по величине предметов.

10 Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»

Дидактическая задача: Учить детей соотносить предметы по величине: большие блюдца к большим чашкам, маленькие блюдца к маленьким чашкам.

Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона разной величины.

11 Дидактическая игра «Помоги матрёшкам найти свой домик»

Дидактическая задача: Продолжать учит детей соотносить предметы по величине: большую матрёшку к большому дому, маленькую матрёшку к маленькому дому.

Материал: Матрёшки и домики разной величины.

12 Дидактическая игра » Помоги матрёшкам найти свои бусы»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине.

Материал: бусы и матрёшки разной величины.

13 Дидактическая игра «Собери бусы»

Дидактическая задача: Учить детей чередовать элементы по величине.

Материал: Леска, бусины разной величины.

14 Дидактическая игра «Помоги матрёшкам найти свою ленту»

Дидактическая задача: Учит детей соотносить предметы по величине: большой матрёшке широкую ленту, маленькой матрёшке узкую ленту. Учить детей различать и называть величину предмета: узкая, широкая.

Материал: Матрёшки, ленты- широкая, узкая.

15 Дидактическая игра «Поручения»

Дидактическая задача: Учить детей узнавать и называть игрушки, обозначая их свойства- цвет, величину- большие, маленькие, узкие, широкие.

Материал: игрушки разной величины.

16 Дидактическая игра «Как машины зверят катали»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине: большие зверята на большой машине, маленькие зверята на маленькой. У зайца короткий хвост, у лисы длинный.

Материал: машины и игрушки разной величины.

17 Дидактическая игра «Поможем кукле Кате одеться на прогулку»

Дидактическая задача: Учить детей запомнить название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку, обозначая их цвет, величину: шапка- маленькая, шарф- длинный, сапоги- короткие.

Материал: кукла с комплектом одежды.

18 Дидактическая игра «Украсим ёлочку игрушками»

Дидактическая задача: Учить детей называть величину предметов, украшающих ёлку.

Материал: фланелеграф, ёлка и игрушки из цветного картона.

19 Дидактическая игра «Кто топает»

Дидактическая задача: Упражнять детей в назывании величины предметов: большой медведь топает громко, маленький тихо.

Материал: ширма, игрушки-медведи разной величины.

20 Дидактическая игра «Узкий, широкий»

Дидактическая задача: Уточнить представление детей о величине: узкий, широкий.

Материал: цветы с узкими и широкими листьями.

Дидактические игры по ознакомлению детей с формой предметов.

1 Дидактическая игра «Найди свой домик»

Дидактическая задача: Учить детей ощупывать контур и отверстие геометрических фигур.

Материал: игра- панно с отверстиями, вкладыши геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

2 Дидактическая игра «Узнай и назови»

Дидактическая задача: Знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

3 Дидактическая игра «Соберём башню из колец»

Дидактическая задача: Учить детей определять круглую форму предмета, ощупывая её пальцами.

Материал: пирамидки.

4 Дидактическая игра «Бусы для кукол»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей называть круглую форму предмета.

Материал: бусины, леска, куклы.

Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы».

Здесь также собраны интересные дидактические игры в детском саду, которые помогут более полно проводить различные занятия с детьми.

Найди листочек.

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игры

Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три — такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

Отгадайте что в руке.

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры

Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

Деревья и их плоды.

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

Назвать птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

Ухаживать за цветами.

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

Магазин цветов.

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.

Материал: растения «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

Кто в лесу живет.

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

Найти  цветок.

Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.

Волшебный мешочек.

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

Узнайте животное.

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры

Вариант 1

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

Овощи и фрукты.

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

Назвать дерево.

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

С какого дерева листочек.

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

Ход игры

На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает — дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

Узнаете по описанию.

Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игры

Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

Кто лишний.

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она — домашнее животное».

Кто как кричит.

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

Какой птицы не стало.

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

Название птицы.

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Ход игры

Перед детьми на наборном полотне — птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

infourok.ru

Картотека (младшая группа) на тему: Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.

                  Карточка№1

              Дидактическая игра

               «Шарик в ложке»

Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик  из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

                   Ход   игры

Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные  вишенки. Возьму ложечку и наберу  в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела?Косточку положу  в стаканчик.

Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят  кукол).

                     Карточка№2

             Дидактическая игра

                   «Шнуровка»

Цель: развитие координации мелких движений руки  и зрительного контроля.

Материал: картонная карточка(можно в форме  ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

                   Ход   игры

Воспитатель  показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения

предложить вышивание крест-накрест.

                 Карточка№3

             Дидактическая игра

              «Собери цветок»

Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета  нужный и вставлять его в середину цветка;   развивать мелкую моторику пальцев.

  Материал:

цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

                      Ход игры

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет  и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).    

                  Карточка№4

               Дидактическая игра

           «Прищепки   в корзине»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение  снимать  и надевать прищепки.

Материал:  маленькие прищепки,  корзинка (с тонкой  ручкой).

                      Ход игры

Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину

с прищепками. Воспитатель говорит:

зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку  надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

                   Карточка№5

            Дидактическая игра

          «Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей  в умении  собирать  пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

                       Ход игры

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает  и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям.

                  Карточка№6

            Дидактическая игра

            «Составь картинку»

Цель: учить детей составлять  картинку целого предмета из двух  —   четырёх  частей.

Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

                      Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: — Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую.  – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: — Вот и получилось целое яблоко и  т.п.

                    Карточка№7

             Дидактическая игра

           «Разложи-ка кубики»

Цель: учить детей группировать  объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Материал: большие и маленькие  кубики  красного цвета.

                    Ход игры

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

                    Карточка№8

                Дидактическая игра

                «Подбери по цвету»

Цель: закреплять у детей умение   подбирать  предметы по цвету.

Материал: у каждого ребенка  карточка , разделенная на четыре клетки  красного, синего, зелёного, жёлтого цветов,  мелкие кубики тех же цветов.

                     Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

                  Карточка№9

               Дидактическая игра

      «Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей  соотносить предметы по цвету: желтое блюдце  к  желтой чашке и т.п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

                   Ход игры

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки  будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

                 Карточка№10

             Дидактическая игра

  «Поможем кукле Кате одеться

              на прогулку»

Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Материал: кукла с комплектом одежды.

                            Ход игры

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору  предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

                  Карточка№11

               Дидактическая игра

                «Узнай и назови»

Цель: знакомить детей с круглой  формой  предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

                     Ход игры

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

                    Карточка№12

               Дидактическая игра

                 «Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей  домашних животных.

Материал: два  вида картинок : мамы и их детеныши.

                       Ход игры

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

                  Карточка№13

               Дидактическая игра

              «Найди свой домик»

Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

                   Ход игры

Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

                   Карточка№14

               Дидактическая игра

            «Грибочки по местам»

Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

                        Ход игры

Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

                  Карточка№15

                Дидактическая игра

                 «Что звучит?»

Цель: совершенствовать навык дифференциации  звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

Материал: ширма, молоток и два  комплекта звучащих инструментов.

                     Ход  игры

Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают)  и приносят такой же инструмент воспитателю.                    

                       Карточка№16

                 Дидактическая игра

                  «Кто пришёл?»

Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Материал: карточка с изображением животных, ширма.

                      Ход игры

Дети сидят полукругом , в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

nsportal.ru

Картотека (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Картотека дидактических игр для детей

Дидактические игры для детей   разных возрастных групп.

 

 Ранний воз.

Игра «Солнце или дождик?» 
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. 
Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». 
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза. 

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия

Игра «Ниточки для шариков»

Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.

Ход игры: перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте ленточки.

Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с ними? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было с ними играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их пододрать шарики, какого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шариками. При этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.

Дидактические игры в младшей группе

Не меньшую роль в обучающем процессе представляют дидактических игры для младшей и ясельной группы, потому как в 2-3 года детки уже более активно продолжают свое знакомство с окружающим миром и самыми простыми понятиями. Стоит отметить, что игровые действия в этом возрасте очень просты. К примеру, можно привлечь крох к «сбору урожая» и разложить по разным корзинкам овощи и фрукты разной величины. Или собрать разноцветные мячики в коробку такого же цвета.

Кроме того, ранее знакомство с дидактическими играми способствует приобретению навыков игры в коллективе и соблюдения определенных правил.

Примерами игр в младшей группе могут послужить: «Кто как кричит?», «Дикие и домашние животные», «Лото», «Угадай игрушку».

 

Кто как кричит.

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Ход игры: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

 «ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК? »

Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила: брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал : магнитная доска; магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т. д.

Ход игры

Дети поочерёдно берут со стола фигурки одного из гостей, и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

-Манечка и Ванечка живут в домике.

-Утка живёт у бабушки в сарайчике.

-Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

-Зайка живёт в лесу в норке.

-Где живёт сорока? (в лесу на дереве)

 

Дидактические игры в средней группе

Дидактические игры в детском саду для ребятишек в 3-4 года ориентированы на формирование способностей устанавливать простые связи между окружающими предметами, а также расширение словарного запаса. Картотека дидактических игр в средней группе должна включать в себя занятия, которые знакомят дошкольников с элементарными понятиями, такими как форма, цвет, вес, материал из которого изготовлен предмет, размер. В процессе игры детки закрепляют приобретенные знания, учатся классифицировать предметы.

С малышами средней группы можно играть в такие игры, как: «Найди отличия», «Что в коробке?», «Съедобное-несъедобное», 

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

  Цели: закрепить знание детей о частях суток,  развивать речь, память.

  Ход игры:  Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

 

 

Дидактическая игра «У кого кто»

 Цели: закрепить знания о животных,  развивать внимание, память.

 Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

 

Дидактические игры в подготовительной группе

Дидактические игры для деток 5-6 лет ставят перед малышами более сложные задачи и подразумевают более сложные взаимоотношения между участниками игровых действий. Многие игры для мальчиков и девочек-дошкольников представлены в виде соревнований, которые имеют огромное значение в становлении дружеских взаимоотношений, учат справедливости, взаимопомощи. В подготовительной группе много информации деткам преподносят посредством обычных занятий, в то время как с помощью игр усвоенный материал лишь закрепляют.

Игры в подготовительной группе уже более сложные и серьезные: «Зимующие и перелетные птицы», «Летает, прыгает, плавает», «Повторяй за мной», «Срисовывание по клеточкам».

Тем не менее, каким бы увлекательным и познавательным не оказался игровой процесс, нужно помнить, что по своей продолжительности игра не должна превышать 15-20 минут. При этом воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подбирая задания, таким образом, чтоб каждый малыш смог получить умственное и моральное удовлетворение.

Дидактическая игра: «Лесной поезд» Цель: закреплять и систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых. Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона). Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй – птиц, в третий – насекомых. Какая команда справится быстрее — выиграет.
Дидактическая игра «Найди лишнее слово» Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал. Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится

 Виды сюжетных игр дошкольников.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

 

классификация игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые:

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации,  мимики, жестов) конкретных образов.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.имики, жестов) конкретных образов.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Длительность сюжетной игры:

— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.) ;

— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.) ;

— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней) .

nsportal.ru

Картотека дидактических игр для детей первой младшей группы.

hello_html_m312b4cf5.gif

Картотека

дидактических игр.

1младшая группа.

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует три вида дидактических игр:

1.Игры с предметами или игрушками.

Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

2.Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

3.Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

Олины помощники.

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход:

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это? ( Это ноги).

— Они Олины помощники.

-Что они делают? (ходят, бегают, танцуют) дев.png / Разное - хостинг картинок и фото

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.)

Почтальон принёс открытку.

Цель: Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.

Ход:

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель:

Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке? Правильно, Мишка.

Что он делает? Да, барабанит. ( и т.д.)

C:\Users\Анастасия\Desktop\art-353-postman-pat-300x0.jpg

Усложнения:

Эта открытка с изображением Мишки, адресована Ане. Аня, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Саше. Кто изображён, что делает?

Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

Что за предмет?

Цель: учить правильно, называть предмет.

Ход:

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, называет его.

Мешок со смехом. Универсальный улучшитель настроения. При нажатии раздается заразительный хохот - Phaeton Group

Разноцветный сундучок.

Цель: Учить детей называть предметы.

Ход:

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

13 Июня 2010 - юмор,приколы,премьера,знаменитости,креатив,ре…

Волшебный кубик.

Цель: Учить чётко ,произносить звуки, подражать голосам животных.

Ход:

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:

— «Вертись, крутись, на бочок ложись».

Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например — самолёт), произнести соответствующий звук (У- у- у).

Игрушка кубики Мякиши Предметы плюс

Помоги мишутке найти свою тарелку.

Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой — маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка — маленькому мишутке, большая – большому медведю).

Ход:

Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой), затем спрашивает:

— Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) — Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)

Медведь Расмус мал. Teddykompaniet 2254 купить в интернет-ма…

У кого какая шубка.

Цель: Учить детей видеть характерные особенности животных и птиц.

Ход:

Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.

http://www.solnushki.ru/images/clipart/animal/cats/cat1_prev.jpg

Эхо.

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход:
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок » Эхо» тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.

http://2.bp.blogspot.com/-yHmyIVevjpg/T99se09nblI/AAAAAAAAAPk/pcIc3rkmWkg/s1600/b17d8f879d67.png

Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».
Ход:
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Дорогие студенты ЧИЭП. - ЧИЭП им. М.В. Ладошина

Лошадка.

Цель: Учить правильно, произносить звук «И».

Ход:
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

http://i4.imageban.ru/out/2013/12/01/f70745bdcbb52737e633418cab168956.png

Найди одинаковые предметы.


Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые,
активизировать речь детей.

скрап_клипарт - альбомhttp://4put.ru/pictures/max/316/972479.jpg

http://4put.ru/pictures/max/316/972479.jpg скрап_клипарт - альбом

Разрезные картинки и кубики.


Цель: Развивать умение детей, из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/107/983/107983358_TDlTdHBfeBY.jpg

Разрезные пазлы

infourok.ru

Картотека (младшая группа) на тему: Дидактические игры для детей 1 младшей группы

Дидактические игры для детей 1 младшей группы

Дидактическая игра

Дидактическая игра — это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации.               Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения.  Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость.

Какие существуют дидактические игры для детей 2 — 3 лет

        Игры, которые связаны с поиском предметов.

 

1.«Какой игрушки не хватает»

Цель: Развитие памяти, внимания.

Ход игры: Взрослый заранее готовит несколько игрушек. Рассматривает их с ребенком, потом просит закрыть глаза или отвернуться. Когда ребенок поворачивается или открывает глаза, ему задается вопрос: «Какой игрушки не хватает?».

2.«Четвертый лишний»

Цель: Закрепить обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда и т.д.),  развивать внимание, память.

Ход игры: Положите на стол четыре предмета, три фрукта и один овощ.

Предложите ребенку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

        Игры, носящие сюжетно-ролевой характер.

 

1.«Оденем куклу на прогулку»

Цель: Закрепить знания о последовательности одевания, и в какое время  года что одевать.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку помочь  одеть куклу (куклу показывает без одежды). Помогите начать одевать куклу вопросом «Как ты думаешь, что надо одеть сначала?», если ребенок затрудняется, помогите ему (трусики, майку, колготки или ночки, платье). Дальше предложите ребенку одеть куклу на прогулку, например: На улице зима, много снега. Во что мы оденем нашу куколку, чтобы она не замерзла? (в коробочке лежит одежда по сезонам: зима, осень, весна, лето)

2.«Уложим куклу спать»

Цель: Упражнять в различении постельных принадлежностей по назначению и величине.

Ход игры: Взрослый показывает кроватку, матрас, постельное белье и куклу. Предлагает ребенку уложить куклу Катю спать, задавая ему вопросы. Куда мы положим куклу Катю? Показывая матрас «Что это и зачем? И т.д. Взрослый обязательно комментирует и обговаривает с ребенком каждый предмет. Можно спеть кукле Кате колыбельную.

Игры, связанные с поручениями для ребенка.

«Сложи палочки в стаканчики»

Для начала нужно вырезать из цветного картона стаканчики разных цветов и обычные палочки к ним (тех же цветов). Потом стаканчики разложить в ряд на столе, а палочки перемешать и оставить в хаотичном порядке. Далее ребенка нужно попросить к стаканчикам подобрать палочки соответствующего цвета. При этом можно попросить ребенка назвать цвет стаканчиков.

«Разложим игрушки по коробочкам»

Цель: Закрепить знания о цветах (красный, синий, зеленый, желтый)

Ход игры: сядьте с ребенком за стол (на пол) и разложите перед собой много игрушек. Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в красную коробочку» и т.д.

Игры, связанные с загадками.

Для начала нужно подготовить картинки разных животных и насекомых. Когда картинки будут готовы, их следует разложить на столе и начинать ребенку задавать вопросы, загадки о животных, которые изображены на картинках. Свой правильный ответ ребенок должен показать, выбрав нужную картинку. Примеры вопросов: У какого животного есть хобот? Кто любит грызть морковку? Кто охраняет твой дом? и т.д.

Игры – соревнования.

Из ваты смастерить снежки и разбросать их по полу. Далее ребенку предложить собрать снежки совместно с мамой в разные корзинки (у каждого своя корзинка). И побеждает тот, у кого в конечном итоге в корзинке будет больше снежков.

Настольно-печатные.


 Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.


1. Подбор картинок по парам. 
Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры: Взрослый дает ребенку картинку. Ребенок рассматривает её, называет, отмечает особенности. Взрослый предлагает найти такую же картинку.


2. Разрезные картинки и кубики.
Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры: Сначала покажите ребенку собранную картинку, затем разберите ее и покажите, как собрать заново. Когда у него будет хорошо получаться предложите, ему  целую картинку, и попросите ребенка собрать такую же. Предлагайте ребенку свою помощь и обязательно хвалите.

3. Найди такой же предмет.
Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

Ход игры: Дайте ребенку карточку с картинкой и предложите ему найти предмет, изображенный на картинке. Ребенок должен поставить предмет рядом с картинкой.

                         

                         Словесные игры.

             
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством  развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.


1.  Эхо
Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок » Эхо» тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.


2. Паровоз.
Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.


3. Лошадка.
Цель: Учить правильно, произносить звук «И».
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

                           Настольные игры      

1.«Грибочки».

Цель: Закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Ход игры: Предложите ребенку найти самый большой красный грибочек и поставить его на штырек, потом найти большой красный из остальных и тоже поставить на штырек и т.д. (так же с желтыми, синими, зелеными)

2.«Складывание трехместной матрешки».

Цель: Побуждать выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Ход игры: Покажите ребенку матрешку, рассмотрите её внимательно. Продемонстрируйте ребенку, как, вращая одну половину матрешки относительно другой, можно разобрать эту игрушку. Предложите ребенку повторить ваши действия. Потом попросите собрать матрешки.

3.«Собери бусы».

Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, форме, размеру.

Ход игры: Покажите ребенку приготовленные вами бусинки, объясните, что бусины разной формы, цвета, размера. Предложите  нанизать только красные(синие, желтые, зеленые), круглые(квадратные, треугольные) или большие(маленькие).

 

4.«Пирамидки».

Цель: Развивать умение выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца в определенном порядке.

Ход игры: взрослый ставит собранную пирамидку, в которой кольца чередуются по цвету. Он обращает внимание ребенка на различный цвет (например, кольца  красные, зеленые и желтые). Затем взрослый разбирает пирамидку и  просит ребенка взять красное колечко и нанизать на стержень. Со следующими колечками совершаются такие же действия.

5.«Вкладыши» (деревянные).

Цель: Способствовать развитию предметно — манипулятивной деятельности.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку доску с набором рамок- вкладышей. Предлагает подобрать вкладыши, при необходимости показывает, как нужно отыскивать прорези для вкладышей. Можно подсказать ребенку несколько способов выполнения это задания: ощупывать прорези и искать нужные вкладыши одновременно двумя руками; ощупывать прорезь  левой рукой, а соответствующий  вкладыш искать и вкладывать правой.

6.«Мозаика».

Цель: Развитие внимания, знакомство с цветом, обратить внимание, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Ход игры: Покажите ребенку детали из мозаики, рассмотрите их, определите цвет. Предложите ребенку выложить ряд «ёлочек» (зеленые детали мозаики) и «грибочки» (красные детали мозаики).

Суть дидактических игр заключается не в простом веселом времяпровождении, а в учебе. И поэтому нужно повторять для закрепления пройденный материал.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *