Дизартрия и школа – Как обучаются в школе дети с дизартрией? — запись пользователя Mария (Marfuschka) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Выбор школы и учителя

Дизартрия и её последствия в школьном возрасте

Дизартрия и её последствия в школьном возрасте — Логопедический центр «Хуторок»

Логотип Хуторок

Последствия дизартрии в школеДизартрия — один из наиболее распространённых речевых диагнозов. Это нарушение звукопроизношения, возникающее из-за органического поражения центральной нервной системы.

Как и от любого речевого дефекта, от дизартрии лучше всего избавляться до школы, чтобы проблемы с устной речью не перетекли в проблемы с письменной речью. Если до школы справиться с дизартрией не удалось, в школе может проявиться неуспеваемость по русскому языку. И вот почему:

  1. При дизартрии наблюдается слабость мелкой моторики. Из-за этого могут возникнуть проблемы с письмом: плохой почерк, быстрая утомляемость, медлительность.
  2. Может проявиться несовершенство фонематического (речевого) слуха, а это значительно замедляет процесс овладения чтением и письмом, так как препятствует беглому слиянию звуков в слоги, слогов в слова и т. д. На письме возникают такие проблемы, как перестановки, пропуски, добавления, замены букв, слогов, нарушение деления предложений на слова.
  3. У детей с дизартрией может наблюдаться снижение памяти и внимания, что не лучшим образом влияет на обучаемость в школе. И это касается не только уроков по русскому языку.
  4. Дети с дизартрией часто не могут правильно сформулировать фразу, а это значительно затрудняет процесс как устной, так и письменной речи (устные ответы, пересказы текстов, написание сочинений, изложений и т. д.)
  5. Нескорректированное до школы звукопроизношение влияет не только на самооценку ученика, но и может отразиться на письме. Особенно если ребёнок в устной речи заменяет одни звуки на другие (например, вместо «Ш» произносит «С»), то и на письме это тоже может отразиться («как слышит, так и пишет»).

Поэтому если вы заметили у Вашего ребёнка нарушение звукопроизношения, нужно как можно быстрее обратиться к специалисту, чтобы он определил степень сложности дефекта и сопутствующие нарушения, которые могут повлиять на дальнейшее развитие вашего малыша.

Не стоит откладывать коррекцию в долгий ящик, ведь такие проблемы, как дизартрия, поддаются коррекции с трудом, и времени для преодоления этого дефекта нужно очень много. А чтобы ребёнок не испытывал трудностей при обучении в школе, необходимо заранее справиться с проблемой дизартрии.

 

location_on Наш адрес
Н.Новгород, ул. Родионова, д. 20, 2 этаж

alarm Время работы:
Пн.-Пт. 09:00 – 20:00
Сб. 09:00 – 15:00, Вс. – выходной

© 2011 — 2019 Логопедический центр «Хуторок»

hutorok-nn.ru

Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо

[п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и
[р].

             У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

            Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

 

cpc.tomsk.ru

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это такое?

Стертая дизартрия − нарушение речи, проявляющиеся в расстройстве произношения, темпа, тембра, ритма, неправильной постановки ударения (просодического компонента). Последние исследования показали, более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические отклонения, 10% из них − стертая дизартрия. Этиология болезни − микроорганические поражения головного мозга. Учитывая распространенность дефекта, совершенствуются методы коррекции и диагностики патологии.

СодержаниеСвернуть

Описание патологии, отличие стертого вида

Стертая форма дизартрии – распространенная патология

Заболевание свойственно для дошкольников. Проводились исследования в специальных логопедических группах дошкольных учреждений, где выявлен дизартрический компонент у 50% детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и 35% с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Изучением болезни занимались многие логопеды-дефектологи: Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович. Термин «стертая дизартрия» был изменен в послесоветское время на МДР (минимальное дизартрическое расстройство).

Органы артикуляционного аппарата оснащены нервными волокнами, клетками, передающими или принимающими сенсорные импульсы, за счет чего происходит правильное произношение звука. При дизартрии иннервация ослаблена, недостаточна для четкого говорения. Патология имеет несколько видов, отличающихся по степени тяжести, вовлеченности органов речевого аппарата.

Вид дизартрииОсновные отличия
СтертаяНарушено движение артикуляционных органов, недоразвита мелкая и общая речевая моторика, дефекты произношения нечетки, имеют стертую форму.
ВыраженнаяНарушения проявляются в произношении, построении, осмыслении речи. Изменен голос, тембр, ритм, интонационная выразительность отсутствует. Трудно понять, о чем говорит малыш.
АнартрияПроисходит паралич речевых органов: языка, гортани, губ, глотки, что сказывается на возможности говорения. Ребенку трудно произнести звук. Редко отмечается нарушение глотания.

В зависимости от локализации поражения, выделяют несколько форм патологии:

  • Псевдобульбарная. Нарушается из-за врожденных или перенесенных в детстве инфекционных поражений головного мозга. Заметить патологию можно с грудного возраста: малыш плохо берет соску, не может сосать грудное молоко, амимия лица, нарушено глотание, повышено слюноотделение. В дошкольном и школьном возрасте псевдобульбарная форма характеризуется нарушением речевого дыхания, непроизвольными движениями, неровностью голоса, монотонной речью, язык напряжен, отодвинут кзади. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму.
  • Корковая. Нарушена моторика артикуляционного аппарата. Детям трудно переключиться с одного звука на другой. При отдельном произношении речь четкая, в потоке возникают замены, трудности в сочетании согласных. Схожа патология с дислалией.
  • Мозжечковая. Наблюдается у малышей нечасто, характеризуется отрывистыми звуками, скандированием (выкриком) отдельных звуков.
  • Подкорковая. Характерны гиперкинезы (непроизвольность движений мышечной мускулатуры лица, речевого аппарата), нарушение мышечного тонуса.  Связана с поражением подкорковых узлов головного мозга. У детей с подкорковой дизартрией развито говорение, малыш может играть, произносить слова, предложения. Внезапно в результате артикуляционного спазма малыш замолкает, не может ничего сказать. Язык становится напряженным, при попытках говорить прорываются гортанные звуки.
  • Бульбарная. Название связано с очагом болезни − продолговатым мозгом, имеющим луковичный вид (bulbus − луковица). Причина в травматическом, опухолевом или воспалительном процессе. В результате у человека повреждается несколько нервов, отвечающих за говорение: подъязычного, блуждающего, языкоглоточного, реже − лицевого, тройничного. Отличительным признаком является затрудненное глотание жидкой, пережевывание твердой пищи, паралич мышц.

Стертая дизартрия − легкий вид нарушения речи. Родители не всегда замечают патологию в дошкольном возрасте. Нередко ребенок ничем не отличается от сверстников, пока не начнет обучаться в школе, где возникают проблемы с четким произношением звуков.

Формы дизартрии

Как проявляется патология

Симптомы стертой дизартрии зачастую ярко не проявляются у дошкольника. В современной школе, в каждом классе можно встретить ребенка с патологией, который нечетко говорит, плохо ест в столовой. Логопеды-дефектологи утверждают, распознать болезнь можно до поступления в детский сад. Если с раннего возраста малыш не любит пережевывать пищу, отрицательно относится к грубой еде: яблоко, морковь, капуста, мясо, хлеб, стоит насторожиться. Необходимо постепенно приучать ребенка к твердым продуктам, давать небольшое количество на начальном этапе. Потакание (готовка только жидких блюд, перетирание пищи) приводит к задержке развития артикуляционного аппарата.

Логопеды указывают на ряд специфических признаков стертой формы дизартрии у детей, распознать которые можно в возрасте 5-6 лет.

Общая моторика

При нагрузках дети быстро устают, объем активных движений ограничен. Возникает неловкость в двигательной сфере на танцевальных, музыкальных занятиях. Ребенок не может повторить четко за взрослым имитацию: как летит самолет, как режут капусту, как марширует солдат и т. д. Трудно даются игры на ускорение темпа, малыш отстает, производит неверные действия, сложно переключается с одного движения на другое. На физкультурных занятиях детям не удается простоять на одной ноге, пробежать или пройтись по мостику, перекладине.

Мелкая моторика рук

У детей с данным диагнозом в 80% случаев после рождения ставят гипертонус рук, ног, что связано с общим напряжением мышц. Им сложнее сверстников дается застегивать пуговицы, завязывать шнурки, развязывать шарф, держать столовые приборы, карандаш. На занятиях по рисованию тяжело лепить, создавать аппликацию, работать с мелкими предметами.

Выявить патологию поможет простое домашнее упражнение − игра для рук. Необходимо показывать ребенку фигуры из сложения пальцев: замок, колечки, очки, горка. Малышу трудно овладеть руками, скопировать движения взрослого. Дома и в детском саду ребенок не проявляет интереса к игре в конструкторы, собиранию пазлов, мозаики, кубиков, всему, что состоит из мелких деталей. У школьника заболевание приводит к сложностям в овладении чтением, письмом. Ученик может путать звуки, неверно писать буквы, заменять их в словах.

Общее речевое развитие

По общему развитию речи малышей с МДР можно разделить на 3 группы. В первую входят ребята с неправильной просодикой и звукопроизношением. Симптоматика схожа с дислалией, что усложняет логопедическую диагностику без дополнительного медицинского обследования ребенка. Подтвердить или опровергнуть диагноз может невролог. При нарушенном произношении и просодике малышу трудно сказать сложное слово или состоящее из нескольких согласных, чередующихся подряд: сковорода, спрятался, пуговица, спотыкается и т. д.

Во вторую группу входят дети с дополнительным нарушением фонематического слуха. В речи встречаются замены и повторения букв, слогов, нарушение грамматики и лексики. Словарный запас отстает от возраста, начиная с дошкольного возраста. Дети с ФФН и стертой дизартрией направляются в специальный детский сад с логопедическим уклоном.

Логопедическая группа в детском саду

Третья группа схожа со второй по комплексу нарушений (просодика, звукопроизношение, фонетика), но отличается тяжестью протекания. У детей отмечается стойкое нарушение иннервации, минимальный словарный запас, несвязное высказывание мыслей, ошибки в грамматическом строе речи. Малышу трудно правильно услышать и воспроизвести звуки.

Если ребенку поставили первую, вторую или третью группу ОНР в связи со стертой дизартрией, необходимо пройти медико-психолого-педагогическую комиссию. По ее заключению ребенок направляется в специальное дошкольное учреждение, где присутствуют логопедические группы различной сложности.

Просодика

Просодикой называют оформление речи − тембр, интонация, ритм, темп, выразительность. У детей со стертой дизартрией она резко снижена. Темп говорения замедлен, содержит паузы, либо стремителен. В последнем случае скороговорение связано с укороченным выходом, когда ребенок говорит на вдохе. Чтобы понять, имеется ли нарушение просодики, родителям стоит поиграть с малышом в игру «Как говорят животные». Речь будет монотонна, не окрашена эмоционально, без повышения или понижения голоса при смене животных.

Звукопроизношение

В логопедии имеются смежные диагнозы, которые трудно дифференцировать. Дислалия и дизартрия относятся к таковым. На начальном этапе дефектологи нередко приступают к коррекции первого и, не наблюдая положительной динамики, обнаруживают вторую патологию. У ребенка при диагностировании заболевания есть выраженное искажение звуков, смешение, замена. Отличить от дислалии болезнь можно по просодике, которая не нарушена в первом случае. При стертой дизартрии ребенку трудно говорить сложные слова, характерно проявление межзубного произношения.

Отличия дислалии от стертой дизартрии

Логопеды разработали для родителей специальный список симптомов, характерных именно для стертой дизартрии:

  • нарушение письменной речи в школе: пропуск букв, окончаний, замена;
  • недостаточно четкая артикуляция звуков наряду с напряжением мышц речевого аппарата;
  • замедленное или слишком быстрое говорение;
  • просодическое расстройство;
  • сложности в постановке смыслового ударения;
  • гипертонус мышц артикуляционного аппарата.

Причины патологии

Логопеды и неврологи насчитывают множество скрытых и явно выраженных причин, способствующих развитию заболевания. Механизм возникновения нарушения связан в 60% случаев с инфекционным поражением головного мозга в перинатальный или послеродовой период. Не исключен фактор наследственности, если мама или папа страдали данной патологией в детстве.

К распространённым факторам, стимулирующим развитие дизартрии, относят:

  • неправильное развитие плаценты;
  • токсикоз в период вынашивания малыша;
  • инфекционные поражения мозга у новорожденного;
  • стремительные или длительные роды;
  • перенесенное вирусное заболевание во время беременности;
  • несовместимость резус-фактора.

Диагностика

На консультации у невролога

Сложность в постановке диагноза заключается в его дифференцировании. Необходимо отличить дизартрию от дислалии и афазии, имеющих схожую симптоматику. Логопеды могут поставить точный диагноз малышу от 2 лет, когда можно говорить об отставании в развитии речи, патологии процесса говорения. До 2 лет следует показать ребенка неврологу, пройти ряд диагностических процедур при подозрении на дизартрию. В комплекс обследования могут включить:

  • МРТ головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию.

Неврологи выделили ряд признаков, характерных для ранней дизартрии. Родители могут самостоятельно заподозрить болезнь по перечню симптомов.

Неврологи ставят до года диагноз «стертая дизартрия», если:

  • ребенок плохо сглатывает слюну, не умеет пережевывать пищу;
  • малыш не умеет сосать грудное молоко, отсутствует сосательный рефлекс;
  • при рождении и после у крохи нет крика, или он выражен незначительно.

Р. И. Мартынова советовала проводить диагностику на основании наработанных годами наблюдений за маленькими пациентами. Обращать внимание стоит на физический, неврологический, психический статус малыша. У детей наблюдается сниженная физическая активность, маленький рост (зачастую), узкая грудная клетка. С неврологической стороны выявляют изменение тонуса мышц, нарушение функций вегетативной системы, гиперкинезы, повышенную потливость, слюноотделение, невыраженные парезы. Психиатры отмечают неустойчивое, рассеянное внимание, ослабление мыслительной деятельности, затруднения в запоминании.

Коррекция и лечение

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Прием лекарств

Ноотропные препараты

Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.

При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:

  • Глицин;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.

Логопедическая коррекция

Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения. Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка. Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая коррекция включает несколько этапов:

  • всестороннее развитие речи малыша;
  • массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
  • автоматизация при звукопроизношении;
  • закрепление правильного говорения.

Реализуются задачи через пальчиковые игры, развитие общей и мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, оптимизации речевой моторики.

Логопед совместно с неврологом может посоветовать посещать ряд процедур:

  • ЛФК;
  • гирудотерапию;
  • различные виды массажа;
  • иглоукалывание;
  • акупрессуру.

Занятие ЛФК

Перечисленные методы не нашли исследовательского точного подтверждения об эффективности относительно речевых расстройств. Могут использоваться, как дополнительные, по совету доктора и желанию родителей.

Прогноз

Стертая форма болезни является легкой, что облегчает процесс коррекции и лечения. Важно вовремя обратиться за помощью к неврологу, логопеду, пройти курс терапии. Более 80% родителей отмечают явные улучшения в речи детей после работы специалистов. Скорректировать дизартрию по времени быстрее и проще в дошкольном возрасте, когда малыш не поступил в школу. В 70% случаев удаётся полностью устранить внешние проявления болезни, сделать процесс обучения и общения для ребенка увлекательным и легким.

logopediacentr.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Дизартрия у детей. — LOGOPED.RU

Дизартрия у детей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножнц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Читайте также:

Желаем удачи!

www.logoped.ru

Глава 8. Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков

  1. Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП

  1. Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности

  2. Психологические техники, применяемые в работе

с подростками. Арттерапия

  1. Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии

  2. Специализированные приемы арттерапии

8.4. Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией

Глава 9. Профилактика дизартрии у детей

  1. Первичная профилактика. Предупреждение развития дизартрии у детей

  2. Вторичная профилактика

  3. Третичная профилактика

Глава 10. Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»

10.1.Организация деловых игр

  1. Схема анализа логопедического занятия

  2. Задания для самостоятельной работы студентов

Глоссарий

Литература

Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования.

Учитывая то, что на современном этапе развития логопедия не является узкопедагогической наукой, а представляет собой междисциплинарную область знаний о человеке, в книге даются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.

В отечественной литературе дизартрию в детском возрасте принято рассматривать как остаточные явления детского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.

Принципиально новым в настоящем учебном пособии является то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психомоторные функции развивались в пределах нормы или с некоторой задержкой.

Поскольку клиника дизартрии у детей имеет комбинированный характер, который включает помимо нарушений звукопроизношения, задержку темпа развития речи и языковые отклонения, в первой части книги даются представления о клинических формах дизартрии у взрослых, у которых до наступления паралича речевая функция не имела отклонения от нормы. Вместе с тем только у взрослых можно говорить о «чистых» формах дизартрии, так как можно выделить место поражения центральной нервной системы, вызвавшего дизартрию.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями иннервации мышц периферического речевого аппарата, в пособии представлены материалы его анатомо-физиологических особенностей у детей и взрослых.

В основу данной книги были положены представления о дизартрии, сформировавшиеся как в отечественной, так и зарубежной науке. Значительная часть этих представлений широко признана клиницистами, нейропсихологами и педагогами. В то же время некоторые взгляды на проблему дизартрии остаются дискуссионными в силу сложности проблемы.

Настоящая книга предназначена для студентов дефектологических и психологических факультетов, логопедов, психологов, врачей и всех специалистов, интересующихся проблемами патологии речи и специальной психологии. Она направлена на совершенствование подготовки педагогических кадров, психологической и логопедической помощи лицам с дизартрией. Материал книги соответствует учебным планам и программе для отделения логопедии дефектологических факультетов.

Представляемый в книге учебный материал базируется на нескольких дисциплинах учебного плана по специальности 031800 «Логопедия», а именно — неврология, общая и специальная психология, а также разделы логопедии (дислалия, ринолалия, нарушения голоса).

Настоящий учебник отражает современное состояние логопедии во всей ее полноте.

Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад- Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853), который, давая подробную клиническую картину ДЦП, отмечал специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции.

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических характеристик устной речи.

Дизартрия — обобщенное название группы речевых расстройств, имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы.

Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной нервной системы при дизартрии всякий раз нарушается целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения центральной нервной системы.

Нейромоторные нарушения являются причиной патологии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых расстройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного механизма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвистические процессы (правильное использование семантики а синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина ют сосуществовать с нарушениями речевых и познавательных процессов.

Нарушение нейромышечного контроля речи может вызывать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики.

С нарушением временной точности и совершенства речевых движений связаны такие характеристики речи как внятность, четкость, а, следовательно, ее разборчивость.

В настоящее время существует 4 основных подхода в изучении дизартрии: клинический (неврологический), лингвистический, нейропсихологический, психолого-педагогический.

С позиции клинического (неврологического) подхода изучаются клинические проявления дизартрии, которые соотносятся с уровнем органического или функционального поражения нервной системы, ее периферических или центральных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают характер изменения мышечного тонуса, движений различных отделов речевого аппарата и т.п. Наличие дизартрии связано с органическим или функциональным поражением мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм до рождения ребенка в процессе внутриутробного развития (пренатально), во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (постнатально).

Пренатальное поражение мозга может быть обусловлено инфицированием матери или плода, токсикозом беременности, патологией плаценты и т.д.

В период родов, отягчающими факторами могут быть затяжные или, напротив, стремительные роды, родовые травмы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового кровообращения или кровоизлияниям в мозг ребенка.

После родов основными факторами, приводящими к органическому поражению мозга, бывают инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек.

У подростков и взрослых органические и функциональные нарушения, вызывающие дизартрию, могут развиваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболеваний.

Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая и корковая.

Лингвистические исследования характеризуют дизартрию в плане изменения фонемных сигнальных признаков речевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семантический и эмоциональный смысл), фонематического восприятия речи и т.д. В психолингвистическом направлении изучаются нарушения акустических характеристиках звукопроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи), а также артикуляционные данные звукопроизносительного процесса (сила, точность, плавность, синхронность, переключаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфические формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в апраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай любого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В свою очередь патологический кинестетический образ артикуляторного действия приводит к особым специфическим способам организации речевых движений (положительной и отрицательной компенсации) и формированию аномальных двигательных стереотипии.

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое нарушение у них обычно связано с патологией раннего этапа развития ЦНС. С позиций психолого-педагогического подхода характеризуется процесс развития речи детей, у которых имеется дизартрия. При этом квалифицируется характер нарушения звукопроизношения и голоса, качественные и количественные характеристики словаря, особенности формирования грамматических структур речи, связного высказывания и письма.

Логопедией разработан значительный по объему комплекс технологий, способствующих компенсации отдельных процессов целостной речевой системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы психолого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией.

studfile.net

План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему: Дизартрия или дизартрический компонент. Что это такое?

Дизартрия  или  дизартрический компонент. Что это такое?

           Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающие следствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

              У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризируется нечетким, смазанным звукопроизношением, голос у него слабый, а иногда, наоборот, резкий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, тем речи может быть ускоренным или замедленным,

             Причинами  возникновения дизартрия являются различные вредоносные факторы, могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и ранним возрасте (инфекционные забеливания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцифолит   и др).

            Дизартрия может наблюдаться как  в тяжелой,   так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. В детских садах и школах общего типа  могут находиться дети с легкими степенями дизартрия (другие названия: стертая форма, дизартрический  компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но  нечеткая.

               Дети со стертыми формами дизартрия не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимания. Однако у них имеются некоторые особенности.  Так, эти дети не четко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мяса, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу лишь бы поел. Тем самым они не желая того способствуют задержке у ребенка развития  движении артикуляционного аппарата. Не обходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

                 Труднее у таких детей воспитываются и культурно – гигиенические  навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после таких упражнений можно приучить ребенка полоскать рот водой.

               Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одним приказыванием здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать  пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом пальто, платье. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона.

               Дети – дизартрики испытывает затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные движения, последовательно отрабатывая все необходимые движения.

                Для детей с дизартрией (или дизартрическим компонентом) характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, меняя характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно  выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать не левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, потом спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

             Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка вырабатывались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача – психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

 

                                

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *