Дизартрия стертая форма у детей лечение – понятие, откуда возникает речевое расстройство, какие бывают степени тяжести заболевания, обследование и лечение пациентов.

Содержание

Что такое стертая дизартрия у детей и как ее вылечить?

Нарушение при произношении слов из-за проблем с иннервацией речевого аппарата сегодня встречается довольно часто. Ограниченность в движении губ, мягкого неба и языка приводит к затруднению речи или дизартрии.

Причины возникновения болезни разнообразны. Поэтому необходимо при первых же признаках провести диагностику, начать лечение.

Формы дизартрии

Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:

  • Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. В результате этого происходит поражение мышц, отвечающих за артикуляцию. Сопутствующим фактором этой формы становится проблема с глотанием.
  • Псевдобульбарная – нарушение в работе корко-ядерных проводящих путей. Главным признаком аномалии становится монотонная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжелая.
  • Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка делает речь тягучей с меняющейся громкостью.
  • Корковая
    – из-за повреждения коры головного мозга нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме болезни структура слов остается без изменений, но произношение слогов изменяется.
  • Подкорковая или экстрапирамидная возникает в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, невнятная речь с назализацией относится к главным симптомам.
  • Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Является патологией, связанной с микрооргоническим поражением головного мозга невыраженной этимологии.
  • Холодовая проявляется при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы проявляются у ребенка в момент, если он находится в месте, где температура, повышенная или пониженная.
  • Паркинсоническая дизартрия развивается у больных паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.

Степени

Помимо неврологической классификации патологии, есть еще логопедическая.

Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

  • К I степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального исследования.
  • При II степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
  • Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит малыш.
  • При IV степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Важно! Разные формы дизартрии начинают проявляться по-разному. Поэтому каждый конкретный случай требует индивидуальное лечение и подход.

Диагностика дизартрии

Все главные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.

Для правильного диагноза необходимо провести специальное неврологическое обследование:

  • Электроэнцефалографию;
  • Электромиографию;
  • Электронейрографию;
  • Магнитную стимуляцию трансканальную;
  • МРТ.

Страдающий дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это значит, что малыш, несмотря на дефекты, логически выражает свои мысли, понимает услышанное или написанное.

При дизартрии проводится дифференциальный диагноз.

Основан он на общем обследовании с учетом:

  • нарушений речевых или неречевых;
  • психоневрологического состояния и возраста ребенка.

Важно! На сегодняшний день созданы способы для определения дизартрии на ранних сроках.

Дизартрия чаще всего проявляется наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки заметны даже у новорожденного.

Симптоматика этого вида проявляется:

  • Слабым криком или его отсутствием.
  • Сосательный рефлекс нарушен – младенец захлебывается, из носа может вытекать молоко.
  • Малыш плохо сглатывает или вообще не может глотать, синеет.

При тяжелой форме болезни ребенок не берет грудь. Его кормление осуществляется при помощи зонда.

С возрастом у детей, страдающих дизартрией, наблюдается:

  • Частичная артикуляция, стабильный дефект произношения.
  • Язык в ротовой полости расположен неправильно.
  • Проблемы
    с речевым  дыханием и задержка в развитии речи.

По этим признакам специалисты могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены основные признаки.

К ним относятся:

  • Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
  • Присутствие синкинезии – при движении языка происходит движение пальцев на руках;
  • Просодические расстройства;
  • Произношение замедленно;
  • Проблемы с удержанием артикуляции;
  • В переключении произношения возникают трудности;
  • Устойчивые нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.

Для вынесения правильного диагноза прибегают к функциональным пробам. Логопед может попросить малыша открыть рот и высунуть. Его следует неподвижно удержать посередине рта.

Вместе с этим, ребенку демонстрируют разные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен следить за ними, не забывая удерживать язык в нужном положении. Если язык малыша совершает движение одновременно с глазами, то это говорит о наличии дизартрии.

Во время обследования специалист:

  • Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
  • Также учитывается объем движения, темп, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
  • А также точность, плавность и соразмерность при переключении.

При диагностике письменной речи выполняются задания:

  • по списыванию текста;
  • по написанию диктанта;
  • чтению отрывков и понимания прочитанного.

Важно! При вынесении диагноза следует проводить разграничение дизартрии от моторной алалии, афазии и дислалии.

Лечение

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.

Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение. Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.

К таким лекарствам относятся:

  • Гопантеновая кислота или пантогам;
  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибутс;
  • Кортексин.

Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции

Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.

Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:

  • грамматический строй;
  • фонетический слух;
  • словарный запас.

Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.

Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы.

Реабилитация при дизартрии включает в себя:

  • акупрессуры;
  • точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;
  • ЛФК.

На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:

  • мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
  • моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • голосовые упражнения;
  • исправление и закрепление нарушенного звукопроизношения;
  • развитие речевой коммуникации и выразительной речи.

В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии различаются способы работы по коррекции.

Основные этапы работы:

  • развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
  • формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
  • при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.

Важно! Нетрадиционные формы лечения дизартрии – дельфинотерапия, пескотерапия, изотерапия имеют положительные результаты.

Упражнения

При лечении заболевания нужно тренировать дыхательную систему. Для этого можно делать упражнения по методу А. Стрельниковой. Они представляют собой резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.

Хороший результат дают самостоятельные занятия. После консультации у специалистов, можно проводить лечение в домашних условиях.

Несложные упражнения по коррекции и развитие речи можно делать поочередно:

  • Упражнение для губ и щек:
  1. Щеки и губы надуть;
  2. Поочередно раздувать щеки;
  3. Втягивать щеки между зубов;
  4. Имитировать сосательные движения;
  5. Делать вибрацию губами.
  • Гимнастика для нижней челюсти:
  1. Щелкая зубами открывать и закрывать рот;
  2. Взрослый пытается вытащить изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно использовать леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем сложнее будет выполнить задание.
  • Упражнение для языка:
  1. Положить кусковой сахар за щеку малыша и попросить его рассосать;
  2. Облизывание губ.

Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.

Прогноз дизартрии

Своевременная диагностика и вовремя начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты. Немаловажно в борьбе с недугом усердие самого пациента и его близких. Особенно эффективно это при стертой дизартрии.

Детям с тяжелой формой заболевания можно слегка улучшить речевые функции.

Профилактика расстройства произношения у детей с перинатальными поражениями заключается в медико-педагогической работе на ранних стадиях. Также следует ограждать малыша от травм, токсических воздействий и нейроинфекций.

Поддержка ребенка больного дизартрией родными и близкими людьми имеет немаловажное значение. Малышу необходимо сформировать стимул для самостоятельных упражнений и занятий. Для этого его необходимо хвалить при любых результатах. Это придаст ребенку уверенность в себе.

Важно! Ребенок должен всегда чувствовать любовь от родных людей, не зависимо ни от чего.

26.09.2016

Стертая дизартрия — причины, симптомы, коррекция

Стертая дизартрия остается одной из самых распространенных детских логопедических проблем. Она представляет собой нарушение речи, связанное с поражением нервной системы.

Как правило, ребенок не испытывает сложности с произнесением изолированных звуков, но не может автоматизировать и дифференцировать их в общем речевом потоке.

По степени тяжести стертая дизартрия относится к легкой форме нарушения речи и может быть выявлена только при обследовании специалистом. Как правило, она обнаруживается лишь в 5-6 летнем возрасте.

Причины стертой дизартрии

Зачастую речевые проблемы вызваны частичной неполноценностью иннервации мышц языка, губ и мягкого нёба.

Специалисты объясняют такое состояние поражением определенных участков центральной нервной системы во время беременности матери, процесса родов или первых недель жизни ребенка.

Называют следующие причины нарушения речи:

1. Имеющиеся у будущей мамы патологии во время беременности

  • токсикоз;
  • артериальная гипертензия;
  • нефропатия;
  • иммунологическая несовместимость с плодом.

Эти и другие факторы могут вызвать фетоплацентарную недостаточность, которая, в свою очередь, приводит к недостатку кислорода и питательных веществ у плода, что приводит ко внутриутробной гипоксии и задержке в развитии.

2. Внутриутробные инфекции

  • герпес-инфекция;
  • цитомегалия;
  • любая форма гепатита;
  • токсоплазмоз.

3. Патологический процесс родов

  • затяжные роды;
  • стремительные роды;
  • продолжительный безводный период;
  • асфиксия новорожденного;
  • применение щипцов;
  • вакуум-экстракции.

4. Болезни в доречевой период

  • осложнение после вакцинации;
  • тяжелый процесс течения инфекционного заболевания;
  • менингит;
  • энцефалит.

Патогенез

При стертой дизартрии наблюдаются выраженные фонетические нарушения и плохая работа артикуляционного аппарата, что приводит к значительному ухудшению в интонации и в выразительности речи.

При обследовании в большей части случаев специалист выявляет поражение нервной системы и соответствующее нарушение функций мышц.

При проблемах с тройничным нервом ограничено движение нижней челюсти, есть синкенезия губ и языка.

Нарушения лицевого нерва влекут за собой сложность и ограниченность мимики, также наблюдается асимметрия носогубных складок и их сглаживание.

Поражение языкоглоточного нерва вызывают языковую назализацию, гиперсиливацию, а движения корня и спинки языка затруднены.

Ограничение функций подъязычного нерва приносит трудности в поднятии языка и удержании артикуляционной позы.

Классификация

Определены следующие разновидности дизартрии.

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении и в звукоразлечении.

Симптомы стертой дизартрии

Основной спектр проблем касается артикуляционного аппарата.

У ребенка может быть выявлены:

  1. Проблемы с произношением звуков, их замена, смешение, искажение. Самый распространенный симптом — проблемы со свистящими и шипящими, также дети упрощают слова и опускают звуки в сочетании согласных.
  2. Нарушенная просодика. Наблюдается заметный недостаток в выразительности, эмоциональности речи, тембр нарушен, голос тихий и монотонный, возможно произношение «в нос», ослаблен речевой выдох.
  3. Паретичность артикуляционных мышц, при которой язык малоактивен, кубы расслаблены даже во время речи, уголки губ опущены.
  4. Мышечная эластичность. Она влечет за собой скудность мимики, напряженность лицевых мышц, толстый, малоподвижный язык, прижатую к деснам верхнюю губу.
  5. Гиперкинезы, симптомом которых служат дрожание при нагрузках языка и голосовых связок. Наблюдается в большинстве случаев в сочетании с повышенным мышечным тонусом артикуляционного аппарата.
  6. Апраксия, что означает затруднения артикуляции и переключение от одного движения ее аппарата к другому при речи.

Также может наблюдаться повышенное слюноотделение во время речи, а при логопедической гимнастике специалист может заметить отклонение языка от средней линии.

Существуют и другие симптомы. Так, у детей с дизартрией зачастую есть сложности с мелкой моторикой, они с большим трудом застегивают пуговицы, не любят рисовать или собирать конструктор. Отмечается также вялость, апатичность ребенка или напротив, его чрезмерная активность и возбудимость.

Осложнения

При нарушении речи неизбежно страдает и восприятие слов, их звуковой структуры, образования и сочетаний. Это может повлечь за собой:

  • бедность речи;
  • проблемы в обучении;
  • дальнейшую дисграфию.

Также дефекты произношения могут привести при дальнейшем взрослении к ряду психологических проблем, среди которых:

  • замкнутость;
  • плохая социализация;
  • комплексы и фобии;
  • склонность к депрессии.

Диагностика дизартрии

При выявлении нарушений речи проводится комплексное исследование, основными пунктами которого должны стать консультации логопеда и невролога.

Неврологическое обследование включает в себя, помимо прочего:

  • рентген;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • электронейрографию.

Логопед оценивает:

  • степень тяжести дизартрии;
  • наличие сопутствующих нарушений;
  • состояние мимических и артикуляционных мышц;
  • динамику развития речи;
  • нарушения при письме.

После прохождения всех специалистов и получения полной картины проблем можно начинать лечение.

Логопедическая работа при стертой дизартрии

При восстановлении речи основными являются занятия с логопедом. Работа обычно делится на с несколько этапов, первый из которых включает нормализацию мышечного тонуса, просоники, речевого дыхания и др.

Следующей целью становиться развитие новых произносительных умений и третий этап в работе логопеда посвящен развитию коммуникативных способностей. Четвертый этап направлен на предупреждение последующего вторичного развития дизартрии.

Упражнения при стертой дизартрии

Для восстановления функций моторики артикуляционного аппарата используют несколько комплексов упражнений.

  1. Гимнастика для жевательных мышц, которая включает в себя движения челюстью, открывание и закрывание рта, надувание щек.
  2. Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек. В нее входят различные движения губами — вытягивание, поднятие, сворачивание в трубочку.
  3. Пассивная гимнастика для мышц языка. Механические воздействия для принятия нужной позиции мышц.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Обычно последовательность формирования правильного произношения следующая:

  • обучение необходимому способу подачи воздушной струи;
  • использование мягкой голосоподачи;
  • выработка правильной позиции органов артикуляции.

Для тренировки правильного положения губ и языка при произношении звуков необходимым является комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает в себя ряд упражнений, направленных на тренировку необходимых лицевых мышц.

Занятия направлены на следующее:

  • подготовка артикуляции для шипящих и свистящих букв;
  • тренировка ритмичного переключения артикуляции;
  • тренировка положения губ и языка;
  • выработка тонких движений языка и его вибрации.

Массаж при стертой дизартрии

Основным массажным комплексом является логопедический. Он производится как без использования специальных инструментов, так и с помощью зонда.

При логопедическом массаже воздействию подвергаются мышцы лица и полости рта. В случае гипертонуса характер процедур носит расслабляющую функцию, а при гипотонусе он укрепляющий.

Часть упражнений для нормализации тонуса щек и расслабления губ родители могут выполнять самостоятельно.

Прогноз и профилактика

Дизартрия не угрожает физическому здоровью ребенка. Однако, если игнорировать проблемы с речью ребенка, в будущем они могут стать причиной психологических и социальных затруднений. Необходима правильная диагностика старательное выполнение рекомендаций врачей.

При регулярном и тщательном выполнении упражнений, а также подключении всех необходимых видов реабилитации, с симптомами стертой дизартрии можно справиться и в будущем речевые нарушения полностью исчезнут.

Стертая дизартрия у детей и взрослых: особенности, диагностика, коррекция

К лечению стёртой дизартрии походят комплексно, включая медикаментозное лечение, использовании физиотерапевтических и педагогических методов. Цель лечения — достичь такого уровня произношения слов, чтобы речь была понятна окружающим, и человек смог адаптироваться в обществе. Для детей со стёртой дизартрией существуют специализированные логопедические группы, формирующиеся в зависимости от уровня развития: с фонетическими, фонетико-фонематическим и общим нарушением речи. Медикаментозное лечение назначается неврологом и направлено на усиление мозговой деятельности. Это сосудистые, ноотропные, седативные и метаболические препараты. С помощью лечебной гимнастики укрепляются лицевые мышцы, развивается мелкая и крупная моторика рук, т.к. она непосредственно связана с функциями речи. Необходима и дыхательная гимнастика, в этом случае эффективна гимнастика Стрельниковой, обязателен массаж лица. Дополняет этот комплекс лечебных мероприятий непрерывная работа логопеда по постановке звуков.

Методики коррекции по стертой дизартрии

Методики коррекции по стёртой дизартрии включают в себя все вышеописанные процедуры с добавлением других нетрадиционных. Они зависят от тяжести поражения речевого аппарата. На первом этапе посредством массажа укрепляется лицевая мускулатура. Далее делаются специальные упражнения для налаживания правильной артикуляции. За этим следует работа по автономной постановке звуков, затем по правильному произношению их в словах. Если работа проводится с ребёнком, то немаловажна психологическая поддержка в виде похвалы и одобрения. Параллельно применяют иглоукалывание, гирудотерапию, лечебные ванны. Даёт хорошие результаты метод лечения с помощью общения с дельфинами (дельфинотерапии), игр с использованием песка (пескотерапии), игровых упражнений (сенсорная терапии).

trusted-source[37]

Перспективное планирование при стертой дизартрии

Перспективное планирование при стёртой дизартрии разработано для детей дошкольного возраста и заключается в развитии речевого слуха, зрительного, слухового внимания. Для этого проводятся игры: например, с помощью картинок и игрушек предлагают запомнить их расположение либо наличие, а потом рассказать, что изменилось. Так укрепляют зрительное внимание. Для усиления слухового используют шумовые игрушки, скажем, нужно угадать, кому принадлежит голос либо откуда доносится звук. Следующий этап направлен на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Он состоит из различных упражнений для развития челюсти, укрепления подвижности губ, мышц языка, щёк, тренировки дыхания. Делается специальная гимнастика для выработки навыков постановки и произношения отдельных звуков. Для этого используется наглядная демонстрация, где должен находиться язык, как располагаются губы. Перед зеркалом отрабатывается навык произносить свистящие, шипящие, звук р, л. Далее с помощью игр проводится работа над коррекцией звуков, над их точностью, чистотой, темпом, силой. Потом идёт работа над звуком, для чего заучиваются и проговариваются стихи, скороговорки, поговорки. Игры на узнавание звука в слогах развивают фонематическое восприятие. Венчают большую проведенную работу упражнения на способность дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Календарно-тематическое планирование при стертой дизартрии

Календарно-тематическое планирование при стёртой дизартрии у детей предусматривает индивидуальный план работы с поэтапным проведением коррекционных мероприятий с указанием конкретных действий и сроков выполнения. Этот план разрабатывается для конкретного пациента с учётом возраста и глубины поражения речевого аппарата. Как правило, он состоит из подготовительного и основного этапа. Первый подготовительный этап направлен на формирования взаимодействия между зрительным, слуховым и моторным восприятием, на улучшение мелкой моторики, артикуляции, памяти, умение анализировать. Цель основного — развитие речи, исправление фонетических ошибок звуков, укрепление артикуляционного аппарата.

trusted-source[38], [39], [40]

Логопедическая работа со стертой дизартрией

Составление календарно-тематических планов и поэтапное их выполнение — в этом заключается логопедическая работа со стёртой дизартрией. Отличительные черты данного диагноза в том, что логопеду для внесения коррекции в произношение звуков, необходимо провести большой и трудоёмкий подготовительный этап. Эффективность коррекции речи в дальнейшем полностью зависит от успешной работы логопеда на этом этапе.

Упражнения при стертой дизартрии

Разработаны специальные упражнения при стёртой дизартрии для укрепления артикуляционного аппарата, развития общей моторики, в том числе рук, координации движений, нормализации голоса и дыхания во время произношения слов. Упражнения для рук влючают в себя шнурование, нанизывание бус на нитку, штриховку с помощью карандаша, лепку пластилином. Улучшают координацию движений с помощью пантомимы: руками необходимо изобразить услышанное.

Существуют и другие упражнения по согласованию движений. Речевое дыхание и голос нормализуют с помощью гимнастики Стрельниковой. Вот несколько приёмов: сделать неглубокий вдох, задержать дыхание и медленно выдохнуть; вдохнуть, придержать воздух, на выдохе произносить любой гласный звук; на выдохе плавно менять один гласный звук на другой. Также хорошо помогает игра на дудочке, надувание шариков. В лечебные мероприятия по коррекции речи включены и упражнения на осязание предметов, пространственное представление. Для этого наощупь по фактуре и форме предлагают узнать предмет и пр. Дают навыки устанавливать причинно-следственную связь, обобщать.

trusted-source[41]

Постановка звуков при стертой дизартрии

Постановку звуков при стёртой дизартрии начинают с гласных звуков, т.к. они играют главную роль в разборчивости и чёткости произношения слов, эмоциональной окраске речи. Вначале работа ведётся над коррекцией таких звуков: э, а, и, ы, о, у. После достижения чёткости в артикуляции переходят к согласным [м’-м], сонорным [н’-н], [j], [л’-л], [р’-р], смычково-взрывным [п’-п], [б’-б], [т’-т], [д’-д], [к’-к], [г’-к], щелевым [ф’-ф], [в’-в] и переднеязычным [с’-с], [з’-з], [ш-ж],[х’-х], [щ], [ч], [ц]. Сначала идёт подгововительный этап, затем постановка звуков.

Артикуляционная гимнастика для стертой дизартрии

Разработана специальная артикуляционная гимнастика для стёртой дизартрии с применением как динамических упражнений, так и пассивных.

Существует методика Ермаковой для жевательных мышц. Упражнения заключаются в поочерёдном открывании и закрывании рта, надувании и втягивании щёк, выдвигании вперёд и в сторону челюсти, закусывании нижней губой верхней. Гимнастика Архиповой также направлена на укрепление мышц лица. Состоит она в надувании щёк, вытягивании губ трубочкой, обнажении верхних и нижних зубов поочерёдно, втягивании губ в ротовую полость, фырканьи «лошадкой», имитации полоскания зубов.

Пассивная гимнастика для языка по методике Правдиной предполагает движения под воздействием другого человека. Такие упражнения проводятся в три этапа: вход, поддержание и выход из позиции. Например, нужно сомкнуть губы, посторонний пальцем их придерживает и предлагает дуть в них и пытаться разомкнуть. Произношению каждой группы звуков соответствует определённое расположение языка, губ, напряжение мышц. Именно на укрепление этих навыков и направлена артикуляционная гимнастика.

trusted-source[42], [43], [44]

Массаж при стертой дизартрии

Массаж при стёртой дизартрии используется для укрепления или расслабления лицевых мышц. При гиперкинезах и гипертонусе делается расслабляющий массаж. Состоит он в непродолжительном 1-1,5 минуты поколачивании, поглаживании лица от висков к переносице, лбу, носу, губам. Людям с пониженным тонусом назначают укрепляющий массаж. В этом случае лицо более длительно (минуты 3) и глубоко разминают и растирают. Все движения направлены горизонтально от центра к периферии лица.

Для улучшения моторики рук проводят массаж и самомассаж пальцев и кистей рук. Так, детям в виде игр предлагают имитировать движения утюга, пилы, замешивания теста и другие, сопровождая специальными четверостишьями по этой теме.

Адаптированная программа по стертой дизартрии

Адаптированная программа по стертой дизартрии разработана для развития и обучения детей дошкольного возраста с учётом их особенностей. Она является планом для учителя-логопеда и других участников образовательного процесса, определяет приоритеты обучения, даёт методику и её организационные аспекты, регламентирует все виды обучения и систему оценки результатов её усвоения. В ней задействованы кроме логопеда воспитатели, на которых в рамках адаптированной программы возложено проведение игр, бесед, экскурсий, музыкальный руководитель, специалист по изобразительному искусству, физкультурник, вовлечены и родители. Программа разработана на два года и состоит из нескольких этапов.

  • На первом исходно-диагностическом этапе путём сбора анамнеза, психологических и логопедических тестов определяется степень повреждения речи и задачи по коррекции дефектов, заполняется речевая карта.
  • На втором этапе организационно-подготовительном разрабатывается индивидуальная программа коррекции.
  • Третий этап — коррекционно-технологический предусматривает реализацию всех намеченных мероприятий.
  • Четвёртый — итогово-диагностический.

Проводятся логопедические исследования для оценки состояния речевого аппарата и других функций ребёнка. Принимаются решения о прекращении занятий с логопедом в случае позитивных результатов, продолжении или изменении характера занятий.

trusted-source[45], [46]

Что такое стертая форма дизартрии у детей

Массовые исследования речевого развития у детей старших групп в детских садах выявили нарушения в 40-60 % случаев. Стертая дизартрия – одна из легких степеней заболевания, на практике логопедов встречается довольно часто. В современной медицине есть проблемы с диагностированием этого вида дизартрии и ее последующим лечением, так как двигательная активность обычно у таких пациентов не страдает.

Что такое стертая дизартрия

Стертая форма дизартрии – патология речевой функции, причиной которой является небольшое поражение головного мозга, при котором у ребенка наблюдается смазанность артикуляции, плохая дикция, нечеткая речь, искажение шипящих и свистящих звуков. Недостатки особенно заметны при быстрой речи и когда малыш нервничает. Чаще всего данный вид заболевания обнаруживается у детей старше 5ти лет.

Среди детей с данной формой патологии выделяется три группы:

  • первая группа – заболевание проявляет себя заглатыванием некоторых звуков, их искажением. У ребенка нет проблем со слоговой структурой, он хорошо понимает процесс словообразования и умеет пользоваться полученными навыками;
  • вторая группа – частая замена звуком на неправильные, у ребенка нарушена фонематическая цепочка речи. В сложных словах возможны перестановки слогов местами, лексикон отстает;
  • третья группа – практически отсутствует правильная интонация в речи, непонимание того, как нужно строить сложные предложения. Ярко выраженное нарушение понимания звукового строения слова. Словарный запас сильно отстает от лексикона здоровых сверстников.

У детей со стертой формой дизартрии получается выполнять все упражнения, которые показывают им педагоги на коррекционных занятиях, но качество движений и артикуляции часто смазанное, наблюдается слабость в лицевых мышцах.

Что такое

Особенности проявления заболевания

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста накладывает на их развитие свой отпечаток. Неврологические исследования данного заболевания выявили нарушения развития языкоглоточного и лицевого нерва, из-за этого у многих ребят страдает подвижность языка, губ и артикуляция.

Характерные особенности развития детей со стертой формой дизартрии:

  1. в первые месяцы жизни они плохо едят, быстро утомляются при сосании груди;
  2. далее отношение с едой остается натянутым: первые годы малыш отказывается от еды, плохо жует, иногда держит пищу за щекой, не глотая ее;
  3. из-за слабо развитых мышц лица и языка возникают проблемы с гигиеной, таким детям трудно полоскать полость рта;
  4. мелкая моторика также страдает: чаду трудно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки, резать ножницами четко по линии, держать ровно кисть и проводить ею ровную черту;
  5. наблюдаются трудности с перехода от одного занятия на другое;
  6. при выполнении логопедических упражнений, из-за сильной утомляемости, часть языка может посинеть;
  7. часто такому малышу тяжело даются физические упражнения, танцы, прыжки на одной ноге, так как ему сложно управлять своим телом.

Стертая форма дизартрии вызывает у детей проблемы с мимикой, обычно, при разговоре можно увидеть асимметрию носогубных складок, напряжение губ при попытке улыбнуться и другие трудности с выражением эмоций на лице.

Признаки и причины патологии

Диагностика стертой дизартрии и методы ее коррекции не до конца развиты в современной медицине, несмотря на частотность данного заболевания. Легкая форма заболевания может проявляться не ярко выраженно, в отличии от бульбарной дизартрии.

Симптоматика стертой дизартрии у детей:

  • неловкие движения тела, непопадание в ритм музыки при танце, быстрая физическая утомляемость;
  • такие дети позже своих сверстников начинают крепко держать в руке предметы, учатся писать и держать правильно ручку;
  • наблюдается отсутствие силы в голосе;
  • нарушение артикуляции, смазанная речь: глотание звуков, иногда даже слов;
  • тремор языка;
  • излишняя суетливость и нервозность чада, которая не соответствует психологической обстановке;
  • в игре со своими сверстниками он несколько заторможен и медлителен.

Важно! Основным признаком стертой дизартрии, который можно увидеть невооруженным глазом, является гипоподвижность мышц лица, ребенок медленно и отстало от речи шевелит губами, пассивен в разговорах и активных играх.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Возможные причины заболевания:

  1. нарушения в перинатальном периоде: сильный токсикоз, гипертония на поздних сроках у будущей матери, несовместимость иммунитетов плода и женщины, инфекционные заболевания;
  2. патологии во время родов: асфиксия младенца, внутричерепная травма;
  3. инфекции у младенца в первый год жизни (ГРИПП, менингит, краснуха и т. д.).

В целом, причиной дизартрии является нарушение мозговой деятельности, которая появляется во внутриутробном периоде, во время родов или в первый год жизни младенца.

признаки дизартрии

Лечение

Стертая форма заболевания, так же, как и подкорковой дизартрии, требует комплексного подхода в лечении. В борьбу с нарушениями речевого аппарата должны вступать родители, педагоги-логопеды и врачи. Чаще всего лечение затягивается на долгие месяцы и результаты приносит очень медленно. При выявлении первых симптомов необходимо обратиться за осмотром к невропатологу.

Комплексная терапия включает в себя:

  • коррекционные занятия с педагогами;
  • прием медицинских препаратов;
  • работа с психологом.

Развитие мелкой моторики и артикуляции – ключевой пункт в лечении, систематическое повторение упражнений, массажа в домашний условиях и в коррекционных группах могут дать отличный эффект. Педагог должен обучить родителей тому, как правильно выполнять массаж для расслабления мышц лица или придания им тонуса, какие упражнения и сколько раз нужно выполнять дома с ребенком.

Дыхательная гимнастика, которая обычно входит в терапевтический курс для детей с таким диагнозом, помогает установить плавность речи, убирает скомканность звуков и слогов. Педагогами рекомендуется делать упор на игровые занятия с малышом дома: собирание пазла, шнуровка, мозаика с мелкими деталями, узнавание предмета через мешок и т. д.

Вспомогательные медикаменты: успокоительные седативные средства, (Глицин, Фенибут, Тенотен), ноотропные препараты, лечебные ванны. Лекарственные средства, дозировка и длительность курса должны подбираться строго врачом.

Внимание! Успех терапевтических мероприятий во многом зависит от слаженности взаимодействия педагогов и родителей.

Эмоциональные нарушения: скованность, зажатость, комплексы перед сверстниками – нужно корректировать параллельно логопедическим занятиям с детским психологом. Дети, с которыми проводят коррекционные процедуры, способны учиться в общеобразовательных учреждениях и догоняют своих одноклассников в развитии.

Прогноз лечения стертой дизартрии у детей всегда разный, если стадия у заболевания легкая, то коррекция проходит быстро и легко, если запущенная, то бороться можно многие месяцы, добившись небольших улучшений. Эффект терапии зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка, частоты занятий с ним и правильного подбора препаратов.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

При знакомстве с ранним развитием ребенка отмечается задержка локомоторных функций. Такие дети часто отказываются от грудного вскармливания, отмечается диспропорциональность развития: стоять начинают раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание, ползают назад или вбок, испытывают моторную неловкость при ходьбе, быстро утомляются при выполнении отдельных движений, не умеют прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч. Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

Исследования неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет мозаичность нарушений иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. Волокна подъязычного нерва иннервируют мышцы языка. Эти нервные волокна идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка, что придает языку подвижность и гибкость, а также умение осаживать язык книзу.

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза (девиация), ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха. При поражениях подъязычного нерва затруднены движения нижней челюсти, отмечается повышенная саливация, нарушения функции глотания.

Языкоглоточный нерв иннервирует язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу. У детей с преобладанием нарушения функции языкоглоточного нерва, ведущими в симптоматике являются изменения мышечного тонуса корня языка и мягкого неба, что приводит к расстройствам фонации, появлению назализации, искажению или отсутствию заднеязычных звуков [К ] [ Г] [Х]. Существенно страдает голос, он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, невыразительностью речи, монотонностью, т.е. нарушением просодики.

Исследования Лопатиной Л.В. и других авторов выявили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, нарушения мышечного тонуса губ и их асимметрия, сниженный объем движений губ, наблюдаются трудности растягивания губ, подъема бровей, зажмуривания глаз.

Наряду с этим выделяются характерные для детей со стертой дизартрией симптомы: трудности переключения с одного движения на другое. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания, синюшность части языка при увеличении нагрузки. У многих детей отмечается: быстрое утомление, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Многими авторами: Левиной Р.Е., Киселевой В.А., Лопатиной Л.В. – установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений. Как указывает Р.Е.Левина, нарушение речевых кинестезий при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и самоконтроля. Это приводит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия, что еще более усугубляет нарушение звукопроизношения. У таких детей неразличение собственного неправильного произношения затормаживает процесс “подлаживания” артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. В свою очередь, нарушение фонематического восприятия приводит к вторичному недоразвитию грамматического строя речи, которое проявляется как незначительные задержки в формировании морфологической и синтаксической системах языка, так и выраженных аграмматизмов. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии является нарушение дифференциации фонем. Это нарушение вызывает у детей трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний.

Лопатина Л.В. выделяет три группы детей со стертой дизартрией, ознакомление с которыми позволит нам более точно диагностировать логопедическое нарушение. В первой группе детей основным нарушением является искажение или отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения выражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков. Фонематический слух полностью сформирован. Слоговая структура не нарушена. Дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная монологическая речь формируется в соответствии с возрастными нормами. Если рассматривать детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием. (ФН). По данным Архиповой Е.Ф. количество детей с со стертой степенью дизартрии с первоначальным заключением “сложная дислалия” составляет 10%.

Во второй группе детей нарушение звукопроизношения носит характер множественный замен, искажений .В большей или меньшей степени нарушен фонематический слух. При обучении их звуковому анализу возникают трудности. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры – перестановки и другие ошибки. Активный и пассивный словарь отстает от нормы. Отмечаются ошибки при грамматическом оформлении речи. Связная монологическая речь характеризуется употреблением двусложных, нераспространенных предложений. По классификации Левиной – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. (ФФН), по данным Архиповой Е. Ф. они составляют примерно 30–40 % от всей группы с ФФН.

В третьей группе детей – экспрессивная речь сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Нарушения звукопроизношения носит полиморфный характер. Выраженное нарушение фонематического слуха: недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой структуры слов. Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов, а лексико-грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер. Эта группа детей со стертой дизартрией не овладевает связной речью.

По классификации Р.Е. Левиной третья группа детей соотносится с общим недоразвитием речи. (ОНР). В этой группе стертая степень дизартрии может быть у 50 до 80 % детей.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Эту работу осуществляют по двум направлениям:

  1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
  2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языка предлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:
– почесывание кончиком языка о верхние резцы;
– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;
– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;
– удержание языком круглой конфетки у альвеол.


Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:
– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;
– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;
– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;
– плотное смыкание губ.

В процессе коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре “гласный-согласный”. При формировании [С], [Р] допускается введение звука прежде в слог ГС. Поскольку фрикативный [ Р] (а в конце слов он фрикативный) часто усваивается лучше, чем дрожащий. От фрикативного [ Р] успешн

Стертая дизартрия — виды, причины, симптомы, лечение и профилактика

Суть патологии

Это расстройство достаточно распространено в логопедической области. На самом деле стертая дизартрия — это более тяжелая форма органичного поражения центральной нервной системы.

Заболевание охватывает детей в возрасте от 3 до 5 лет. Проявляемые симптомы, напоминают симптомы при нарушенной нервной системе. Один из явных признаков наличия данного синдрома у ребенка — это смешивание звуков, их замена или вообще их полное отсутствие в тех или иных словах.

Среди прочих проявлений патологии называют:

– нарушение артикуляции звуков в целом, а не каких-либо отдельных;

– трудности с голосообразованием;

– изменения ритма речи, темпа и интонации;

– сложности при глотании и жевании пищи;

– нарушения артикуляционной и общей мелкой моторики;

– невозможность обучения чтению и письму;

– сложности с удержанием равновесия, стоянием на одной ноге;

– говорение с назальным призвуком, будто бы у ребенка сильнейших насморк;

– частое дыхание, паузы посреди фразы;

– «проглатывание» конца предложений.

Детки с дизартрией заменяют слова в речи на более удобные, иногда искажения не позволяют понять малыша вовсе. При просьбе написать диктант, состоящий из слов «стол, белка, книга, шапка, молоко», вы увидите на листе «стал, блека, кинга, капша, мака». Также дизартрики неправильно используют предлоги и нарушают синтаксические связи слов в предложении.

Причины стертой формы дизартрии

Патология может развиться на фоне: 

1. Неблагополучного течения беременности:

– сильнейшего токсикоза во время вынашивания плода;

– резус-конфликта между матерью и ребенком;

– гестационного диабета; 

– дефицита кислорода и питательных веществ вследствие нарушения развития плаценты.

2. Внутриутробных инфекций:

– поражения ЦНС плода и нарушения в развития речевой моторики могут наблюдаться в третьем триместре вследствие инфицирования ребенка герпес-инфекцией, цитомегалией, гепатитом, токсоплазмозом и др.

3. Патологического течения родов.

Риск поражения ЦНС ребенка может возникнуть при:

– чрезмерно долгих или наоборот слишком стремительных родах;

– длительном пребывании плода без вод при их раннем излитии;

– асфиксии новорожденного при обвитии;

– акушерских операциях с применением щипцов;

– вакуум-экстракции.

В первый год жизни поражения ЦНС могут быть спровоцированы осложнениями после вакцинации. Также нарушения развиваются как результат тяжелого течения инфекционных заболеваний при отказе делать вакцины по возрасту (грипп, столбняк, гепатит, менингит, краснуха, энцефалит, менингококковая инфекция и др.).

Классификация

Выделяют несколько видов стертой дизартрии у детей в зависимости от характера нарушения речи. В одном случае могут превалировать фонетические дефекты, в иных типах – просодические. Встречаются патологии и с одинаковыми по степени проявления фонетическими и просодическими дефектами. 

Итак, классифицируют стертую дизартрию у детей следующих типов: 

1. Корковая – возникает по причине незначительных поражений коркового речедвигательного центра. При этой патологии нарушается только фонетическая (произносительная) речевая сторона. Просодические и фонематические компоненты сохраняются.

2. Экстрапирамидарная (или подкорковая) – наблюдается при повреждении подкорковых узлов. В этом случае речь пациента смазанная, невнятная, интонация приобретает характерный назальный оттенок. 

3. Псевдобульбарная – развивается при поражении проводящих нервных волокон. Главным симптомом этой формы патологии служит монотонная речь, без интонационных скачков, с прерывистыми паузами, напоминающими заикание. Нарушения фонетико-фонематических компонентов равноценны.

4. Мозжечковая – отмечается при поражениях мозжечка. Речь дизартрика с этой формой чрезмерно замедленная, тягучая, с резко меняющейся громкостью.

5. Смешанная форма – включает в себя признаки псевдобульбарного типа. Отмечаются дефекты в звукоразличительной и произносительной стороне речи.

Симптоматика

Симптоматика стертой формы дизартрии очевидна. Внимательно следящие за развитием ребенка родители могут заметить первые признаки заболевания на раннем этапе. Дизартрикам раннего и школьного возраста свойственно нечетко говорить и испытывать трудности при контролировании силы голоса. Кроме прочего, такие дети обычно избирательны в еде: они не любят морковь, яблоки, мясо, так как им чрезвычайно сложно жевать из-за дистрофии артикуляционных мышц. 

Привить таким детям культурно-гигиенические навыки достаточно трудно из-за невозможности воспроизведения точных движений. Малыш не способен самостоятельно прополоскать рот, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, засучить рукава. Дети испытывают затруднения и при рисовании: нарушения мелкой моторики не позволяют им правильно взять карандаш, вырезать ножницами, регулировать силу натиска при раскрашивании кисточкой. 

Ребята неспособны заниматься танцами и выполнять некоторые физические упражнения. Слабость слуха не позволяет им соотносить движения с ритмом, быстрая смена движений также им не удается. Дети-дизартрики неуклюжие, им трудно удерживать равновесие, они не умеют прыгать или стоять на одной ноге.

Помимо прочего, у детей со стертой дизартрией наблюдается амимичность лица. Они плохо выражают эмоции, их губы либо очень плотно сжаты, либо же наоборот не смыкаются. Изо рта может течь слюна. Для них характерны трудности с подъемом бровей, зажмуриванием глаз, растягиванием губ или надуванием щек.

Дети со стертой дизартрией имеют также и вегетативные нарушения – синюшность и потливость конечностей, стойкий дермографизм. Ребенок суетлив и легко возбуждается, или же безынициативен и заторможен. Ему свойственная пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, плохая переключаемость и малый объем памяти.

Стертая дизартрия — что это

Стертая дизартрия – это форма нарушения речевой деятельности, которая напрямую связана с артикуляционным расстройством, возникшим при поражении нервной системы.

Конкретные отклонения достаточно сложно выявить без специалиста. По этой причине требуется обязательно обращаться к медицинскому специалисту, чтобы улучшить своё самочувствие.

Характерным проявлением патологии является ограниченность подвижности мышц речевого аппарата, а также его общей слабостью. Специфические речевые нарушения способны сопровождаться проблемами с письменной речью, с мелкой и общей моторикой.

При стертой дизартрии важно изучить особенности патологии, а также ознакомиться с принципами лечения.

Формы

Стертая дизартрия: характеристика патологии, симптомы и причины

Стертая дизартрия имеет разные формы, поэтому важно их различать. В частности патология классифицируется в зависимости от того, какая место подверглось поражению. Следует разобраться в том, какие существуют виды болезни, а также какие они имеют особенности.

Типы патологии:

  • Корковая. Возникает из-за того, что повреждается кора головного мозга. Из-за этого нарушается функция мышц, которые участвуют в произношении слова. При этом сама структура речи остаётся без изменений, но меняется произношение слогов.
  • Бульбарная. Парализуется тройничный, лицевой и языкоглоточный нерв. Как результат, поражаются мышцы, отвечающие за артикуляцию. Сопутствующим фактором данного типа болезни становится проблема с глотанием.
  • Мозжечковая. Происходит повреждение мозжечка или малого мозга. В данной ситуации меняется громкость речи, а также она становится более тягучей.
  • Стертая. Она выражается в виде проблем с произношением шипящих и свистящих звуков. Патология напрямую связана с поражением головной мозга, при этом этимология невыраженная.
  • Псевдобульбарная. Нарушения затрагивают функцию корко-ядерных проводящих путей. Основным симптомом данной проблемы выступает монотонность речи. При этом встречается три степени: лёгкая, средняя и тяжёлая.
  • Подкорковая. Патология затрагивает непосредственно подкорковые узлы. Человек начинает смазано разговаривать и невнятно.
  • Холодовая. Её можно наблюдать при нервно-мышечном синдроме. Проблемы с речью наблюдаются у несовершеннолетнего в тот момент, когда он находится в месте с пониженной или повышенной температурой.
  • Паркинсоническая. Она развивается исключительно у тех людей, которые болеют паркинсонизмом. Они начиняют медленно и невнятно говорить.

Виды дизартрии

При стертой дизартрии также выделяют несколько степеней, которые будут наблюдаться у человека. К 1 стадии относится стертая форма дизартрии. Дефекты можно обнаружить исключительно с помощью специального исследования. Симптомы 2 стадии проявляются значительно ярче, в этом случае речь остаётся в целом понятной, но при этом дефекты становятся более заметными.

Речь детей с 3 степенью заболевания понимают исключительно родители, а также знакомые люди. Посторонние могут понимать только отдельные фразы, потому как чёткость значительно сбивается. При 4 степени речь ребёнка полностью отсутствует либо она есть, но её не понимают даже мама и папа.

Безусловно, каждый случай может проявляться по-разному, поэтому понадобится подбирать индивидуальный подход и методы лечения. В целом можно однозначно сказать, что запускать патологию нельзя, потому как в этом случае самочувствие человека значительно усугубится.

Основные причины

Медицинские специалисты выделяют конкретные причины, которые приводят к развитию заболевания. Людям следует рассмотреть их, чтобы хотя бы примерно понимать, с чем приходится иметь дело.

Провоцирующие факторы:

  • Неправильная иннервация речевого аппарата. Она может повлечь за собой недостаточность артикуляционных мышц, к примеру, губ или языка. При этом человек начинает быстро истощаться из-за общего поражения ЦНС. Сами движения неточные, что тоже говорит о наличии данной провоцирующей причины.

Причины дизартрии

  • Дисфункция головного мозга, а также оральная апраксия. Из-за этого у человека значительно ухудшается речь, при этом, как правило, ситуация не меняется по мере развития заболевания.
  • Расстройства двигательной функции. Ребёнку не удаётся быстро определить, а также подобрать верное положение артикуляционных мышц. Из-за этого ему не удаётся правильно произносить отдельные звуки или целые слова.

Основные причины дизартрии

Важно понимать, что стертая дизартрия может слабо проявляться даже в той ситуации, если присутствует родовая травма или незначительная асфиксия. Естественно, подобное не считается нормой и требует незамедлительного лечения. Чем раньше начать терапию, тем проще будет побороть заболевание.

Симптоматика

Стертая форма дизартрии имеет ряд характерных симптомов, которые указывают на наличие патологии. Они преимущественно проявляются в возрасте от 1 года и старше. При этом болезнь считается достаточно распространённой, следовательно, с ней могут столкнуться многие люди. Важно запомнить первые признаки патологии, чтобы удалось её вовремя распознать.

Основные симптомы:

  • Несовершеннолетний начинает говорить «в нос», и это не имеет связи с ринитом.
  • Артикуляционные мышцы стали менее подвижными.
  • Можно заметить значительные нарушения в интонации.
  • Ребёнку становится тяжело улыбаться, а тем более складывать их в трубочку.
  • Речь становится нечёткой и невнятной, хотя люди и могут её понимать.
  • Когда малыш произносит звуки, его губы остаются неподвижными.

Симптомы дизартрии

Важно разобраться с тем, как проявляется заболевание. Всё начинается с того, что малыш начинает говорить значительно позже своих ровесников. При этом  в младенческом возрасте отсутствует характерный для малышей лепет. Если ребёнок уже находится в школьном возрасте, тогда у него отсутствует возможности читать тексты с выражением. Во время монолога голос постепенно начинает стихать, при этом он становится практически неразличимым. Кроме проблем с речевой функции, могут быть нарушения в мелкой моторике, из-за чего отсутствует возможность полноценно двигаться или писать.

Если говорить непосредственно о речевой симптоматике, тогда могут быть замещения или искажения сложных для несовершеннолетнего звуков. Малыш хочет максимально упростить задачу, из-за чего он выбирает наиболее простые слова, в которых отсутствуют свистящие или шипящие буквы. В некоторых ситуациях болезнь может поражать нервы, которые непосредственно отвечают за подвижность глаз.

Методы диагностики

При стёртой форме дизартрии важно осуществить диагностику. С её помощью удастся подтвердить диагноз, а также однозначно понять, чем он был вызван. Соответственно, можно будет подобрать наиболее подходящее лечение, которое положительно скажется на состоянии пациента.

Человека обязательно направляют на МРТ, на магнитную стимуляцию трансканальную, на электромиографию, а также на электроэнцефалографию. По результатам данных исследований удастся примерно понять, что именно происходит с организмом. Родителям следует знать, при стёртой дизартрии у ребёнка только нарушается техника речи, при этом он не утрачивает способности логически излагать свои мысли, понимать услышанное и написанное.

Диагностика дизартрии

Следует отметить, что в раннем возрасте выявить болезнь удастся по характерным симптомам. В частности малыш будет слабо кричать или вовсе не издавать звуков. При этом сосательный рефлекс нарушен – младенец будет захлёбываться, а из носа может течь молоко. Помимо этого, некоторые малыши не могут глотать, а также начинают синеть.

Если болезнь находится в тяжёлой форме, тогда младенец не буде брать грудь. Его кормить удастся только при помощи зонда. С возрастом у детей, страдающих от стёртой дизартрии, можно наблюдать новые симптомы.

Чем опасна дизартрия

Частичная артикуляция будет отсутствовать, из-за чего наблюдается постоянный дефект произношения. В ротовой полости язык будет неправильно расположен. При этом наблюдаются проблемы с дыханием, а также имеется задержка в развитии речевой функции. По данным признакам специалист может поставить диагноз. При этом врач может провести дополнительные тесты по своему усмотрению.

Варианты лечения

При стертой дизартрии при лечении потребуется развивать правильную речь, а также учить навыкам чтения и письма. Врач обязательно назначить комплексную терапию, при этом конкретные меры подбираются в зависимости от особенностей организма.

Медикаментозное лечение часто требует использования ноотропных средств. Они положительно влияют на работу мозга, усиливают память и благоприятно сказываются на умственной деятельности. Из лекарств достаточно часто врачи рекомендуют Пантогам, Глицин, Семакс и Кортексин.

Лечение дизартрии

Также потребуется логопедическая работа с дизартрией, для этого ребёнку нужно приходить на специальные занятия. Вместе со специалистом будет составлена речевая карта, где присутствует план коррекции, а также чёткое описание упражнений. Потребуется вместе со специалистом развивать фонетический слух, расширять словарный запас, а также грамматический строй.

Реабилитация при стертой форме дизартрии включает в себя применение лечебной физкультуры, иглоукалывание, точечный массаж. Также на занятиях потребуется развивать мелкую моторику, функцию речевого аппарата, а также выполнять дыхательную гимнастику. Естественно, потребуется регулярно консультироваться с врачом, чтобы была возможность улучшить самочувствие. Вполне вероятно, что потребуется регулярно корректировать схему лечения, потому как придётся подбирать наиболее эффективные методы для конкретной ситуации.

Стертая дизартрия: характеристика патологии, симптомы и причины

Чем раньше начать лечение и реабилитацию, тем проще будет добиться результата. Естественно, как детям, так и родителям, придётся приложить немало усилий для улучшения самочувствия. При лёгкой форме болезни можно добиться хороших результатов. Если же малыш тяжело болеет, тогда получится немного улучшить речь. В любом случае, бездействовать нельзя, если не хочется столкнуться с осложнениями.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о