Дымковская игрушка роспись – рисование трафарета и орнамента, технология создания игрушек

История дымковской игрушки

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

 

Яркие дымковские фигурки

 

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

 

Образцы дымковских игрушек

 

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI  столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

 

Дымковская игрушка » Тройка».

 

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

 

Дымковская игрушка » Парочка».

 

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

 

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

 

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.

 

» Девушка с самоваром».

 

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

  • красный
  • алый
  • оранжевый
  • желтый
  • синий
  • зеленый
  • золотой

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей
    — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

 

Сюжетная игрушка » Семья».

 

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

 

Образцы изделий дымковского промысла

 

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

 

Дымковская глиняная игрушка

 

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

 

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

 

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

 

В Кировском музее дымковской игрушки

 

Дымковская глиняная игрушка

Промысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково, расположенной напротив г. Хлынова-Вятки на другой стороне реки Вятки, возник в XV–XVI вв. Появление наиболее ранних игрушек-свистулек исследователи связывают с языческим праздником зазывания весны. Характерный, узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Искусство изготовления игрушек передавалось по женской линии. Традиционный процесс изготовления игрушки состоит из нескольких этапов. Вылепленная из красной глины фигурка тщательно высушивается и обжигается в печи, затем покрывается меловым грунтом и расписывается темперными красками. Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок, как правило, женских, маленькими квадратиками сусального золота.

Считается, что промысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки возник в XV–XVI веках. Именно здесь развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки, передававшаяся исключительно по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки. Изделия каждой такой династии имели свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах.

Возникновение наиболее ранних дымковских игрушек – свистулек – многие исследователи связывают с вятским весенним праздником «свистопляской» или «свистуньей», первые описания которого относятся к началу XIX века. Свистунья была приурочена к четвертой субботе после Пасхи и была связана, согласно легенде, с днем поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище», состоявшемся в 1418 году между вятчанами и устюжанами у стен хлыновского кремля. Древние поминальные тризны у славян сопровождались свистом и плясками. Этот языческий обычай соблюдался и позже, о чем ярко свидетельствует праздник Свистунья (первоначально «Свистопляска»), сохранявшийся в Вятском крае вплоть до начала ХХ века.

Начинался праздник с панихиды, которую служили в часовне у Раздерихинского оврага. А затем горожане устраивали кулачные бои, пили вино и веселились, что сопровождалось пением песен и свистом свистулек. На главной площади разворачивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее делали полые глиняные шарики — «шарыши» и глиняные игрушки в виде барыней, кавалеров, разных животных и дешевых свистулек.

Вот как описывает этот праздник, проходивший в 1811 году Н. Хитрово: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные» (Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892).

К концу XIX – началу ХХ века праздник сильно видоизменился, однако обычай свистеть в свистульки сохранялся: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…» – так описывал этот праздник в первой трети ХХ века вятский писатель В. Лебедев (Лебедев В. Вятские записки. Кировск, 1957). Главное место в празднике стало принадлежать ярмарке, где наряду с другими товарами продавали глиняные игрушки и свистульки, в которые дети свистели в течение нескольких праздничных дней. Последний раз Свистунью справляли на рубеже 1920-х годов, а в 1979 году ко Дню города в Кирове были возрождены элементы праздника.

Традиционный процесс изготовления игрушки, сохранившийся до настоящего времени, состоит из нескольких этапов.
Летом дымковцы заготавливали местную красную глину и толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, а в остальное время года занимались изготовлением изделий.

Вначале из хорошо подготовленной и тщательно вымешанной красной глины лепится фигурка. Особенностью дымковского промысла является то, что игрушку лепят из частей, а не из единого куска глины, как это делается в других местах. Перед обжигом игрушки тщательно высушиваются и только потом обжигаются в печи. Раньше это была русская печь, а теперь – муфельная печь, разогревающаяся до температуры 900º.

Обожженная дымковская игрушка имеет обычный для глины красно-коричневый цвет. После обжига игрушку белили – размешивали мел в молоке и окунали в этот раствор фигурку, которая покрывалась плотным белым слоем. Затем игрушки расписывали, используя сухие краски, растертые на яйце. Современные мастера применяют разведенную на яйце гуашь. Для дымковской игрушки характерны яркие краски и простые геометрические узоры.

Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок маленькими квадратиками сусального золота. На завершающем этапе росписи игрушки мастерица, смачивая кисточку в сыром яйце, аккуратно касается ею золотого квадратика или ромбика, а затем наносит его на фигурку там, где считает необходимым. Как правило, ромбики золотистой потали наносились на шляпы и кокошники барышень, на гребешки петухам и т.д.

Хорошо узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в произведения мелкой пластики подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры в цилиндрах, солдаты и т.п.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В конце XIX века промысел пришел в упадок. Дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. Однако в 1930-е годы советская власть начала возрождать некоторые народные промыслы, в том числе и дымковскую игрушку. При поддержке первого исследователя промысла художника А.И. Деныпина несколько потомственных мастериц организовали в 1933 году артель «Вятская игрушка» (с 1948 — мастерская Художественного фонда РСФСР).
Дымский промысел не имеет серийного производства, и каждая фигурка, и сегодня изготавливаемая вручную, индивидуальна и неповторима. В настоящее время дымковская игрушка представляет собой произведения декоративной скульптуры, популярный русский сувенир.

Конспект мастер-класса роспись Дымковской игррушки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.ШАХТЕРСКА

УГЛЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МАСТЕР-КЛАСС

«Роспись дымковской игрушки»

(возраст детей 11-13 лет)

Автор:

Педагог дополнительного образования

Высшая категория

Максюта Зинаида Карловна

г.Шахтерск

2017г.

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Цель: знакомство детей с историей дымковского промысла, с технологией выпонения росписи народной глиняной игрушки.

Задачи:

— познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;

— сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

— развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;

— воспитывать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.

Тип занятия: мастер-класс.

Словарные слова: промысел, слобода, тычок.

Оборудование для педагога: образцы дымковской игрушки — барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, народная музыка.

Для детей: у детей бейджики с именами, таблицы «Элементы дымковской росписи» ( приложение 1,2,3), размер А 4- для каждого ребенка, альбомный лист (для каждого ребенка), заготовки дымковской игрушки ( лошадки, козлики, барашки), для росписи на каждого ребенка, белила, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

Ход

  1. Организационный момент.

Здравствуйте дети. Меня зовут Зинаида Карловна. Я проведу с вами мастер-класс по росписи дымковской игрушки.

(На столе приготовлена дымковская игрушка. ( Дети стоят в кругу) послушайте стихотворение:

Веселая, белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну отгадайте: кто я?

— Вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые у меня на столе. Что это за чудо? Кто создал эту красоту? (ответы детей — это игрушки, создали люди).

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, о дымковской игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Какие вы знаете? (ответы детей — городецкая, гжельскаая, хохломская, жостовская, мезенская, каргопольская и другие).

Приглашаю сесть детей за стол.

2. Сообщение нового материала

Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».

Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)

Как вы думаете — что такое СЛОБОДА? (поселок около города, пригород (С.И. Ожегов). Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой. В каждом доме топилась печь. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор — он необычно прост. Зато краски яркие-яркие. Давайте рассмотрим элементы, входящие в состав узора.

Рассматриваем, описываем игрушки.

Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг — символ солнца.

Голосисты эти птицы

И наряды, словно ситцы.

(народное творчество)

Мир дымковской игрушки — это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц.

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему свистунья? Об этом рассказывае легенда. Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи — люди находчивые. Придумали горожане «военную хитрость». Все жители, и стар, и млад взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой ярмореой «Свистуньей». Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливоемой на продажу. Из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Ребята сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку.

Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

— Посмотрите, как красив дымковский узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

Разбор таблицы (Приложение №1,2).

— Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетаюжий с гладкокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки — показываю барышню и рассматриваем узор). Работаем по таблице 1, 2 (см. приложение) Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

  • маленькие кружочки – семена,

  • кhello_html_19f5c1be.gifруг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

— Дети вы знаете, что такое орнамент? (ответы детей)

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…

— Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).

— Что такое тычок? (ответы детей).

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а так же можно использовать обратную сторону кисточки.

Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом — так рисуют народные мастера. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.

3. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.

Т.Б. Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы детей)

Дети под руководством педагога приступают к росписи.

Перед росписью игрушку надо забелить (покрыть белой краской). Пока игрушка будет подсыхать, мы поупражняемся в росписи на бумаге. (Дети забеливают игрушки)

Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого. Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей — копыта, лапы (Приложение 3). Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.

Напоминаю, что основной композиционный прием — ритмичное повторение и чередование элементов.

— Не беда, если круги и полосы получаются неровные.

4. Физминутка. (звучит музыка)

Под веселые напевы повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх перед содою!

Топни левою ногою!

Топни правою ногою!

Вправо шаг. На месте стой!

Влево шаг. И снова стой!

Повернись направо к другу,

правую дай руку другу.

Продолжение самостоятельной работы — роспись игрушки под музыкальное сопровождение.

5. Итог занятия.

Выставка и анализ работ.

— Словами не передать, какая красота получилась!

— Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?

— Какую игрушку вы расписывали?

— Какие узоры повторяются?

— Какими цветами мастера расписывали по белому?

— Что такое слобода?

— Чем знаменито Дымково?…

— Вы почувствовали себя народными мастерами?

— Какие чувства вы испытывали? (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)

— Что было самым трудным при росписи?

— Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

Чтение стихотворения : (раздать детям стихотворение)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости сырей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

— И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Спасибо, до свидания.

Литература:

1. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. « Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей». Москва. Просвещение.1999г. стр.138.

2.Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.

3.Рондели Л.Д. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.

4. Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы»

Приложение 1

«Элементы дымковской росписи»

hello_html_362c9645.gif

Приложение 2

«Элементы дымковской росписи»

hello_html_m35fd9e32.gif

Приложение № 3

«Символы и значение цвета»

Зеленый связан с понятием жизни, символизирет природу, землю, пашню.

Солнечные знаки — круг с пересекаемыми линиями.

Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пересечения треугольниках.

Точки в круге или чередующиеся с кругом— знак семян и зародышей

Ромб — знак плодородия.

Прямая линия и сверху волнообразная -небо с облаками,если небо дождевое, с каплями то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом.

Белый — всегда был связан с понятием нравственной чистоты,правды и добра

Черный — говорит о горе, неправде, зле.

Красный — не только символ огня, но и красоты,силы, славы,здоровья.

Голубой — небо.

Две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях — мать земля сыра и зерна в ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *