Дымковские птицы – План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: «Роспись дымковской игрушки «Свистулька-птичка».

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект занятия на тему: «Лепка птички по мотивам дымковской игрушки»

Конспект занятия в старшей группе

 «Лепка птички по мотивам дымковской игрушки».

Воспитатель: Байхонова Е.А.

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками.

• Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.

• Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки).

• Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов.

• Развивать мелкую моторику руки.

• Учить, стекой прорисовывать узоры на птице.

Материал: Глиняные игрушки, иллюстрации с дымковскими игрушками, дощечки по количеству детей, пиалы для воды, тряпочки для рук, пластилин, стеки, магнитофон. Музыка: русская народная, классическая Д. Шостаковича.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка спокойная.

– Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, поклонитесь, да скорее ко мне обернитесь. – Игрушки я слепила, да вас сюда я пригласила. Хочу загадать вам загадку: А игрушки эти не простые, а волшебно расписные: белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски- простой казался бы узор, но отвести не в силах взор! -О каких игрушках загадка? (дымковских).

Воспитатель приглашает детей в «дымковскую деревню» Дыхательная гимнастика. — Как дымком повеяло! (дети глубоко вдыхают носом). – Вы чувствуете запах дыма? — Посмотрите, кто нас встречает? (барышни, лошадки и т. д.) Игра: «Заря- заряница»(воспитатель и дети находятся в дымковской деревне) — Почему игрушки, которые вы видите, называются дымковские? — Из какого материала они сделаны? — Что любили лепить дымковские мастера? — Почему они любили лепить животных и людей? — Какое настроение создают такие игрушки? — Какие краски используют дымковские мастера? — Какие элементы дымковской росписи вы знаете?

-Давайте с вами, ребята, мы помечтаем… Садитесь на ковер, закрывайте глаза, слушайте мой голос и музыку (релаксация)

— Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка, за работу, чудо- мастера! Я слеплю лошадку, я её поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем. Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет. А в печи- не калачи, а в печи-куличи, Не пышки, не ватрушки, а в печи-игрушки!

— А теперь садитесь ребята за столы.

Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины. И синица вдруг запела голоском самой весны. Голосисты эти птицы и нарядны словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти гнёзда вью! (загадка-стихотворение о птице)

— Из каких частей состоит птица? (голова, туловище, хвост, крылья). – Как мы будем делить глину, чтобы вылепить птицу? — Какую форму имеет голова? (шара). — Какую форму имеет туловище? (овоида). — Как мы будем лепить крылья? (сплющивать). — Как мы будем лепить клюв, хвост? (вытягивать). — С помощью чего будем соединять голову и туловище? (с помощью стеки). — Оперение у птицы прорисовываем стекой.

Воспитатель напоминает детям правила работы с пластилином:

— Если сохнут руки? (намочить водой). — Если пластилин трескается? (затереть водой, стекой, мокрой тряпочкой). — Если руки грязные? (вытираем тряпочкой).

Чтобы подготовить наши ручки к работе, поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка» (Сжать кулаки, на название каждой птички отгибать один пальчик)

Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек — стайка: Эта птичка — соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка. Сонная головушка: Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – скворушка Серенькое пёрышко. Это – зяблик, Это – стриж, Это – развесёлый чиж…. Ну. А это – злой орлан. Птички, птички по домам! (Игра проводится 2 раза в разном темпе).

Под музыку дети выполняют работу.

Физ. Минутка «Петух»

Шел по берегу петух Шаги с высоким подниманием ног, рук.

 Поскользнулся, в речку бух! Круговое движение руками, присесть. 

Будет знать петух, что впредь Подъем, погрозить пальцем. 

Надо под ноги смотреть. Наклоны вперед.

Заключительная часть

Чем мы сегодня занимались? Какую народную роспись мы с Вами использовали?

Подведение итогов.

nsportal.ru

история народного промысла и технология создания поделок

Dymkovskie-glinyanye-igrushkiDymkovskie-glinyanye-igrushki

Удивительно, как избирательно история оставляет одни течения и культурные пласты потомкам, и как безжалостно отбрасывает в тень другие. К счастью, некоторые безусловные достояния были спасены неравнодушными людьми, сподвижниками. Могли кануть в историю и глиняные игрушки – дымковская, гжельская и другие. Но виражи событий позволили уникальным народным промыслам остаться не просто за музейными стеклами, а в статусе живого искусства.  О том, как появилась дымковская игрушка, на какие типовые группы она разделяется, как ее изготавливали и расписывали, а также о современном существовании старинного промысла – далее.

История народного промысла

В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.

Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.

Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.

Glinyanyj-svistok

masteridelo.ru

Методическая разработка «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Традиции русского искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, идеалы и верования определенного народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров такие, как керамика, ткани и ковры, а также изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т.д., призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Народные промыслы — это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду:

«Удивительное чудо!»

Вот уже более четырёхсот лет одному из самых старинных художественных промыслов Вятской земли — дымковской игрушке. Народный промысел возник в слободе Дымково, на правом берегу реки Вятки, возле города Хлынова. Возникновение дымковской игрушки связывают с традицией проведения ярмарки на весеннем празднике «Свистунья-свистопляска», некогда проходившем на горе Раздерихе близ Вятки.

 

 

hello_html_31fb2fdb.jpgИзготовление глиняных игрушек в слободе, давшей название народному промыслу, было ремеслом семейным. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера использовали для изготовления игрушки. В тёплое время года копали и месили глину, смешивали с мелким речным песком. Зимой, когда на полях работы не было, занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. По мере приближения праздничного гуляния с озорным и весёлым названием готовые игрушки белили мелом. Свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек расписывали яичными красками и иногда украшали ромбиками сусального золота. Самобытный красочный товар на лодках привозили на праздник в город Вятку, где в течение трёх дней длилось веселье, сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, катанием глиняных шаров.

 hello_html_m24603936.jpg  В XIX веке «Свистунья» стала всенародным праздничным гуляньем с торгами и многолюдными шумными ярмарками, на которых главным товаром была дымковская игрушка. Позднее праздник потерял своё значение, но обычай лепить  и   расписывать  игрушку  сохранился, а промысел получил дальнейшее развитие. Налаженное производство игрушек стало наиболее обширным в XIX веке: в 1880-е годы общее число создаваемых игрушек доходило до ста тысяч. Однако к концу XIX века изготовление глиняных игрушек стремительно сокращалось, самобытный народный промысел вытесняли более дешёвые гипсовые отливки, подражавшие фарфоровым изделиям. Лёгким способом производства, большим количеством и технологической дешевизной гипсовые литые статуэтки составили серьёзную конкуренцию лепной рукотворной дымковской игрушке. Перед народным ремеслом возникла угроза полного исчезновения: к 1917 году единственной мастерицей, лепившей игрушку, оставалась Анна Афанасьевна Мезрина.

   hello_html_604989a9.jpgПотомственные мастерицы А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина стоят у истоков возрождения народного промысла. Уроженец Вятки, живописец, первый исследователь промысла А. И. Деньшин много сделал для сохранения и популяризации дымковской игрушки: способствовал организации артели «Вятская игрушка», литографическим способом выпустил три рукотворных альбома, изданные небольшим тиражом.

   Выдающийся художник и знаток старинного быта А. М. Васнецов сравнивал дымковскую игрушку с античной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину…».

   За четыре века развития в народном промысле сложились свои традиции, выразительные средства, любимые герои: краснощёкие дамы и румяные кавалеры, добродушные няньки и водоноски, весёлые коньки-горбунки, сказочные уточки и индюки. Первоначально сюжетными типами игрушки являлись древние  языческие образы: мифологические персонажи, тотемные и сказочные животные. Позднее появились статные барыни с удалыми военными в кокардах, лихие всадники, няньки и кормилицы, простые позы и одежда которых сохраняют условность, но очень точно передают типаж.     

   hello_html_64bc6011.jpg

Творческий процесс изготовления дымковской игрушки от лепки и до росписи  — процесс уникальный. Сегодня, как и несколько веков назад, создание игрушки от куска глины до готовой скульптуры — исключительно авторская ручная работа, единственное и неповторимое произведение одной мастерицы. Процесс изготовления дымковской игрушки и в наши дни сохраняет всю технологическую последовательность прошлого: лепка из красной глины, сушка, обжиг, беление, роспись темперными красками, украшение сусальным золотом.

   В отличие от других глиняных игрушек, дымковская выполняется не из одного, а из нескольких небольших кусочков глины. Глину разделяют и раскатывают в шарики, из которых лепят отдельные детали игрушки. В  первую очередь делают все основные элементы игрушки, а места их соединений разглаживают водой. Затем игрушку украшают различными более мелкими деталями и сушат при комнатной температуре.

   hello_html_m7bca435e.jpgПосле полной просушки игрушку обжигают. В прежние времена обжиг проводили в русских печах, сегодня — в электрических муфельных при температуре 900 градусов. Обжиг высокой температурой придает глине ещё большую прочность. По традиции обожжённую заготовку красновато-коричневого тона белят. В старину игрушку окунали в раствор мела, разведённого на снятом коровьем молоке. Скисая на поверхности изделия, молоко образовывало прочную плёнку казеинового клея. В наши дни грунтовку производят с помощью водоэмульсионной краски, которую наносят кистью.

   hello_html_m272410f5.pngПо традиции игрушку расписывают темперными красками, сдержанная цветовая гамма которых в далёком прошлом состояла из основных тонов. Современные мастера звучание богатой палитры темперных красок дополняют применением гуаши и акриловых красок. Различные сочетания простых геометрических форм создают впечатление многообразия узоров. Роспись выполняется в свободной кистевой манере по принципу цветового контраста и взаимного дополнения, а присутствие белого тона усиливает звучание всего колористического богатства радужной палитры. Разноцветный выразительный орнамент подчеркивает яркость, веселье, задор народной игрушки. Ослепительное очарование придаёт блеск ромбиков сусального золота, наносимых в последнюю очередь.

hello_html_m761f5dff.jpg   Неповторимость поэтичных образов уникального русского народного искусства является гордостью нашей страны. В 1970-е годы всенародной любимице Дымковской барыне воздвигнут памятник в Москве. В Кирове в 2010-м и 2015-м годах установлены скульптурные композиции «Семья» и «Место встречи», выполненные в стилистической традиции народной игрушки. Крупнейшими коллекциями дымковской игрушки обладают Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и Кировский областной краеведческий музей. В 2011 году в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность». В музее, расположенном в здании промысла, можно познакомиться с интересной экспозицией и послушать увлекательную экскурсию, встретиться с мастерицей вятской игрушки, посмотреть фильмы об этапах развития промысла.

   Дымковское чудо прославило Вятский край на весь мир, стало одним из символов нашей Родины, подтверждающим самобытность и неиссякаемый талант народных мастеров России.

 

Технология изготовления дымковской игрушки «Индюк»

Раздел: Изготовление игрушек и сувениров

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Для её производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

В данной статье представлен пошаговый порядок изготовления дымковской игрушки в домашних условиях.

hello_html_m67bb7359.gif

Подготовка глины

1. Заготовить нужной величины глиняные шарики для деталей игрушки. Накрыть шарики полиэтиленом.

hello_html_164e17f9.gif

Лепка туловища

1. Раскатать шарик, расплющить его в ладонях – получится круглая пластина толщиной 3-4 мм.
2. Свернуть пластину в пустотелый конус, постучав по ней ребром ладони.
3. Состыковать края пластины, загладить и выровнять шов.
4. В широкой части конуса собрать глину и замазать отверстие.
5. Стороны туловища выровнять, похлопывая по ним лопаткой.

hello_html_m5ceb311e.gif

Лепка лап и подставки

1. Раскатать 2 короткие морковки и сместить их.
2. Приставить их к широкой части туловища так, чтобы игрушка не касалась животом стола.
3. Примазать лапы.

hello_html_m5339ff22.gif

Лепка головы с шеей

1. Раскатать длинную морковку, от её широкого основания оттянуть глину.
2. Приставить морковку к туловищу так, чтобы грудка выступала вперед.
3. Примазать её.
4. Подогнуть верхушку морковки к шее и примазать её.
5. Сформировать голову, вытянуть клюв.

hello_html_m27027a47.gif

Лепка хвоста

1. Раскатать длинную морковку.
2. Подогнать верхушку у морковки и примазать её к основанию.
3. Сплющить пальцами заготовку хвоста, оставляя её толщину 5 мм.
4. У основания хвоста оттянуть глину.
5. Приставить хвост к узкой части туловища в вертикальном положении.
6. Примазать хвост.
7. Выправить хвост.

hello_html_4a437de.gif

Лепка крыльев

1. Раскатать 2 шарика, расплющить их в пластины овальной формы, толщиной 3-4 мм.
2. Приложить крылья к туловищу по бокам на одинаковом расстоянии.
3. Примазать крылья.

hello_html_376c8d23.gif

Лепка оборок

1. Раскатать одну короткую, 2 средние, одну длинную колбаски диаметром 5-6 мм.
2. Обернуть влажной тряпочкой.
3. Расплющить их ребром ладони.
4. Разгладить их указательным пальцем, получатся пластины.
5. Сложить пластины в гармошки.
6. Приложить длинную оборку вокруг хвоста и примазать.
7. Приложить средние оборки к крыльям на одинаковом расстоянии и примазать.
8. Расправить оборки.

hello_html_m777f8923.gif

Лепка короны и бородки

1. Раскатать маленький шарик.
2. Приставить его к макушке головы и закрепить винтовыми движениями.
3. Приложить короткую оборку вокруг короны и примазать.
4. Раскатать 8-11 маленьких морковок.
5. Приложить их к шее под клювом начиная от её нижней части к верхней.
6. Закрепить их, придавливая пальцем, примазать к шее только узкие их концы.

hello_html_m3b02c4b1.gif

hello_html_2552a490.jpg

Лепка птиц (петух, уточка, гусь, индюк) по мотивам дымковской игрушки.

hello_html_7475a2ce.jpg 
Лепим птичку основу скульптурным способом — из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом — из нескольких отдельных кусочков.

hello_html_7ba6b973.jpg
Из такой птички основы может получится кто угодно — гусь или петух, курочка или индюк.

hello_html_m3a7b4f6d.jpg
Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе.

hello_html_1dfb50a3.jpg
Крылышки, хвосты и гребешки удобно  вылепить в виде ленты и слегка изогнуть, чтобы придать волнистость.

hello_html_1a9e07eb.jpg
Для утки и гуся можно слепить модную кепку.

hello_html_531d85ba.jpg
Для индюка сделаем крепкие лапки. А для остальных птичек слепим простые и удобные подставки виде столбиков или конусов.

hello_html_7d2fbe5c.jpg
Роскошный хвост индюка украсим круглыми лепешками, которые потом превратятся в цветные пятнышки. Сделаем волнистую полоску.

hello_html_m248aa217.jpg
Крылышки индюка дополним рюшами. А бородку и гребешок попробуем сделать из отдельных деталей капелек.

hello_html_m17c8463e.jpg
Соединим все детали, примажем, разгладим и рассмотрим игрушку со всех сторон. Красота! Оставляем сохнуть. hello_html_m6e4cd1b9.jpg

Лепка животных (лошадка, олень, баран и козел) по дымковски.

hello_html_m64a4a690.jpg
Из этой фигурки-основы можно вылепить и лошадку, и барана, и оленя, и козлика.

hello_html_334d4477.jpg
Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим гриву, ушка-листочки и хвост калачиком.

hello_html_4878d08a.jpg
Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.

hello_html_56119b51.jpg
Для оленя слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку клинышком.

hello_html_74fb65d2.jpg

Лепим барышню-крестьянку.

hello_html_m5ebafe6c.jpg
Из такой фигурки могут получится самые разные куколки.

hello_html_m4114d375.jpg
Придумаем для каждой куклы красивую прическу из отдельных шариков, валиков или жгутиков. Уложим их на голове в косы, веночки или башни.

hello_html_m6a4da4ea.jpghello_html_m741d492b.jpghello_html_6d2d7b7e.jpg
Барыни, няни и доярки отличаются друг от друга не только прической, но и одеждой. Различаются головные уборы и отделка на платьях.

Еще две схемы для лепки:
для увеличения кликнете по рисунку

hello_html_46c57979.jpg
hello_html_6f7e48fb.jpg

infourok.ru

Дымковская игрушка » Перуница

Дымковская игрушка
В слободе Дымково под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.Вятские просторы
Вятские просторы
Само происхождение промысла связывают с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которые специально готовили тысячами к этому празднику.Глина и рабочий инструмент мастера
Глина и рабочий инструмент мастера
Скульптурные, нарядные фигурки изображают барынек, водоносок, коняшек, индюков, утиц, цирковых наездников и т.д.Пенкина З.В. Барыньки. 1977
Пенкина З.В. Барыньки. 1977
Дымковская игрушка отличается особым характером пластики и силуэта, выразительными деталями лепки, яркой орнаментальностью росписи. Гамма цветов — синего, зеленого, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого, черного — контрастирует с яркой белизной поверхности.Технология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушкиТехнология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушки

Технология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушкиТехнология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушки
Технология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушки


Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, грунтуют и по грунту ярко раскрашивают красками, украшают сусальным золотом. Изображаются всадники, дамы в кринолинах — так щеголяли модницы более ста лет назад и «остались в памяти» народного искусства. О.И.КОНОВАЛОВА. Игрушки "Коровы" и свистулька. 1969
О.И.КОНОВАЛОВА. Игрушки «Коровы» и свистулька. 1969
Лепят дымковские мастерицы и животных — фантастических и реальных, но поэтично претворенных художником.У Дымковской слободы
У Дымковской слободы
Фигурки людей и животных удивительны выразительной простотой, орнаментальным декором.Художник Л. И. ИвановаХудожник Л.С.Фалалеева
Художник Л. И. Иванова | Художник Л.С.Фалалеева
Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, родственные орнаментам, известным нам по керамике, обнаруженной при археологических раскопках, и цветовое выделение отдельных частей игрушки — рук, ног, головы — полосками, крупными кружками — горошками, сплошными заливками.Л. И. ИВАНОВА. На гулянье. 1972
Л. И. ИВАНОВА. На гулянье. 1972
Живо, без предварительных эскизов наносятся узоры. Кони-свистульки, баранчики, златорогие олени — все это красочно, звонко, захватывает взгляд, бодрит душу. Краска кладется то более плотно, сочно, то жидким слоем, придающим колориту особую «светлоту», потому что снизу просвечивает белый грунт.Л.С.ФАЛАЛЕЕВА. Хоровод "Березка". 1972
Л.С.ФАЛАЛЕЕВА. Хоровод «Березка». 1972
Дымка славится своими художниками — лауреатами Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художник 3. В. Пенкина
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художник 3. В. Пенкина
Одна из них — 3. В. Пенкина — любит сюжет «многодетная мать», который под ее рукой воплощается в добрый и торжественный гимн жизни. Много замечательных работ подарила она людям.3.В.ПЕНКИНА. Многодетная мать. 1970
3.В.ПЕНКИНА. Многодетная мать. 1970
Дымка — искусство традиционное, но изделия мастеров не выглядят старомодными, потому что одной из главных традиций здесь является живое и свежее чувство художника, его фантазия.Л. С. ФАЛАЛЕЕВА. На базар. 1972
Л. С. ФАЛАЛЕЕВА. На базар. 1972
И проходят перед нами сотни и тысячи дымковских игрушек, а глаз не устает радоваться и удивляться их красоте и разнообразию. Тут и «Пара с моряком», и «Крошечка- хаврошечка», и «Три подружки с гармонистом». Сменяют друг друга в бесконечном радужном хороводе игрушки «Олень с охотником», «Катание на лодках», «Полкан», «Птицы и собаки», «Барыня с муфтой», «Чаепитие» . . .А.В.КУЗЬМИНЫХ. Иван-царевич и Жар-птица. 1973
А.В.КУЗЬМИНЫХ. Иван-царевич и Жар-птица. 1973
На каждой крупной художественной выставке в разделе декоративно-прикладного искусства показывают дымковскую игрушку.Кузьминых А.В. Индюк. 1979Лауреат премии им. Ленинкого комсомола художник А. Трефилова
Кузьминых А.В. Индюк. 1979 | Лауреат премии им. Ленинкого комсомола художник А. Трефилова
От чистых уральских снегов, от пригожего солнышка, от сердца и удали народной ведет свою родословную дымковская игрушка.А. И. ВОРОЖЦОВА. Емеля на санях. 1972Н.П.ДАВЫДОВА. Красная конница. 1969
А. И. ВОРОЖЦОВА. Емеля на санях. 1972 | Н.П.ДАВЫДОВА. Красная конница. 1969

Дымковская слобода. Вид с берега Вятки
Дымковская слобода. Вид с берега Вятки

И. И. Купцов
«Родина Жар-Птицы»

www.perunica.ru

«Птичий двор» по мотивам дымковских игрушек

Конспект занятия по декоративной лепке

Тема: «Птичий двор» по мотивам дымковских игрушек

Майкоп 2018

Программное содержание:

Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха — гребешок-корона и богатое оперение, у курочки — маленький хвост, небольшой гребешок.

Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать желание лепить игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Материал: пластилин, доски, вода, салфетки, иллюстрации дымковских игрушек, дымковские игрушки – образцы, технологическая карта — схема лепки.

Техническое обеспечение: магнитофон, диск с народной музыкой.

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц — куриц.

Словарная работа: Барыни, кавалеры, водоносы, всадники, лучина.

В-ль: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о народной игрушке.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.

В-ль: Как вы думаете, о какой игрушке мы будем говорить?

(Мы будем говорить о дымковской игрушке)

Я приглашаю вас на выставку дымковских игрушек.

Какие игрушки представлены на выставке, назовите их.

(Барыни, кавалеры, водоносы, всадники, кони, медведи, индюки и петухи, и т.д.)

Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов.

А сейчас, проверим ваши знания.

«Опиши петуха» — дымковскую игрушку. (Дети рассказывают, из каких частей состоит игрушка, каким узором украшена).

Молодцы, вы с заданием справились, давайте поиграем.

Физминутка:

Дети шагают по кругу, высоко поднимая колени в одну сторону, а «петух» двигается в противоположную сторону. Говорят слова:

«Ходит по двору петух,

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит, тот сидит.»

(Дети останавливаются. «Петушок» кричит: «Ку-ка-ре-ку», машет крыльями. Дети приседают).

Пока мы с вами играли, к нам пожаловали игрушки.

(Воспитатель вносит игрушки – петушка и курочку – дети рассматривают их)

В-ль: Что интересного, особенного, есть у дымковских игрушек?

(Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.)

В-ль: Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курочки и петушка отличается. Какие отличия вы заметили?

(У петушка хвост большой, волнистый, а у курочки — маленький. У курочки гребешок вверх вытянут, а у петушка — шапочкой).

В-ль: Да, хвост у петушка богаче, больше волнообразных крыльев, а гребешок, как корона.

Курочек мы с вами уже лепили, сегодня я предлагаю стать мастерами и для своей курочки слепить петушка.

(Дети проходят за столы)

В-ль: Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек пластилина, раскатываю, а затем немного сплющиваю (сопровождает показом), пластину делю пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?

(Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищипнуть края.)

В-ль: Посмотрите на схему лепки, как будем лепить птицу.

Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок, бородка и крылья.

В-ль: Молодцы. Я вижу вы готовы лепить дымковского петушка.

Но надо приготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

Тут галдёж и суета

Начинается с утра:

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут.

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

Дети приступают к работе, воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает и помогает советом по мере необходимости, ведет индивидуальную работу.

Звучит тихая спокойная мелодия с русскими народными мотивами.

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ.

Воспитатель с детьми рассматривают петушков:

— Все ли игрушки ладные?

— Чья работа больше всех нравится? Почему?

— Какая игрушка самая аккуратная?

-Давайте наших петушков поставим к курочкам. Вот и получился целый птичий двор.

Звучит русская народная мелодия «Барыня»

В-ль: Кто трудился от души-веселись теперь, пляши!

infourok.ru

Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Птица» (по дымковской игрушке) 14.12.2018 г

Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.

Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки: оттягивание, прищипывание, сглаживание. Развивать эстетическое восприятие, фантазии и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке

Материал: пластилин, стеки, доски, картинки с изображением дымковских игрушек и игрушки.

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

Ход:

Воспитатель: Дети, предлагаю вам отправиться сегодня на выставку игрушек?

Игрушки расставлены на столе.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы найдите отгадку.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Воспитатель: Как называются эти игрушки

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Обратите внимание на самую нарядную игрушку.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк, сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

Воспитатель: А вы хотите стать дымковскими мастерами?

Дымковский индюк устанавливается перед детьми на дощечке.

Воспитатель: Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка?

Дети: Хорошо рассмотреть со всех сторон.

Воспитатель: Из каких частей состоит индюк?

Дети: Тело, голова, хвост, крылья, корона.

Воспитатель: Индюк – птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.

Какое же оно?

Дети: Овальной формы.

Воспитатель: Посмотрите на голову и шею индюка, какие они?

Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею. Шея длинная, гибкая, у тела немного расширяется.

Воспитатель: Что вы заметили интересного на голове и шее индюка?

Дети: Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.

Воспитатель: Какие по форме крылья и хвост?

Дети: Круглой. Волнистые крылья и края хвоста.

Воспитатель: Видно ли тело индюка?

Дети: Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.

Во время рассматривания индюк медленно поворачивается, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращаем внимание детей на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.

Пальчиковая игра:

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко.

Курочка клюёт зерно (постукиваем по столу).

Га-га-га – гогочет гусь (большой палец дотрагивается до оставшихся пальцев)

Я за зёрнышком нагнусь.

– Бал-бал-бал – индюк сказал, (покрутили сложенные вместе пальцы)

Много зёрен я собрал (развели руки в стороны)

Стал их селезень считать: (подняли перед собой ладошку)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики в кулачок по одному на каждый счет).

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в мастерскую, чтобы вылепить точно такого же индюка. Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

Дети: Разделить пластилин на части.

Воспитатель: Верно, мы разделим пластилин на большой кусок – для туловища, и поменьше – для крыльев и гребешка. Как будем лепить птицу?

Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилина на три части (два маленьких шарика – для крыльев и один большой – для хвоста).

Воспитатель: А как мы будем лепить крылья?

Дети: Лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края. Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

Воспитатель: На какой части индюка самый богатый узор?

Дети: На хвосте.

Воспитатель: Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

Воспитатель: У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.

В ходе работы педагог побуждает детей чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед.

Итог:

Воспитатель: Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побыли дымковскими мастерами. Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? Какие затруднения испытывали? Что было самым трудным в работе?

14.12.2018 в 21:28. Рубрики: Занятия

vospitatel-sada.ru

Конспект занятия в старшей группе «Лепка птички по мотивам дымковской игрушки».

Конспект занятия в старшей группе «Лепка птички по мотивам дымковской игрушки».

Воспитатель: Байхонова Е.А.

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками.

• Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.

• Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки).

• Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов.

• Развивать мелкую моторику руки.

• Учить, стекой прорисовывать узоры на птице.

Материал: Глиняные игрушки, иллюстрации с дымковскими игрушками, дощечки по количеству детей, пиалы для воды, тряпочки для рук, глина, стеки, магнитофон. Музыка: русская народная, классическая Д. Шостаковича.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка спокойная. – Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, поклонитесь, да скорее ко мне обернитесь. – Игрушки я слепила, да вас сюда я пригласила. Хочу загадать вам загадку: А игрушки эти не простые, а волшебно расписные: белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски- простой казался бы узор, но отвести не в силах взор! -О каких игрушках загадка(дымковских).

Воспитатель приглашает детей в «дымковскую деревню» Дыхательная гимнастика. — Как дымком повеяло(дети глубоко вдыхают носом). – Вы чувствуете запах дыма? — Посмотрите, кто нас встречает? (барышни, лошадки и т. д.) Игра«Заря- заряница»(воспитатель и дети находятся в дымковской деревне) — Почему игрушки, которые вы видите, называются дымковские? — Из какого материала они сделаны? — Что любили лепить дымковские мастера? — Почему они любили лепить животных и людей? — Какое настроение создают такие игрушки? — Какие краски используют дымковские мастера? — Какие элементы дымковской росписи вы знаете?

-Давайте с вами, ребята, мы помечтаем… Садитесь на ковер, закрывайте глаза, слушайте мой голос и музыку (релаксация)

— Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка, за работу, чудо- мастера! Я слеплю лошадку, я её поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем. Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет. А в печи- не калачи, а в печи-куличи, Не пышки, не ватрушки, а в печи-игрушки!

— А теперь садитесь ребята за столы.

Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины. И синица вдруг запела голоском самой весны. Голосисты эти птицы и нарядны словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти гнёзда вью! (загадка-стихотворение о птице)

— Из каких частей состоит птица? (голова, туловище, хвост, крылья). – Как мы будем делить глину, чтобы вылепить птицу? — Какую форму имеет голова? (шара). — Какую форму имеет туловище? (овоида). — Как мы будем лепить крылья? (сплющивать). — Как мы будем лепить клюв, хвост? (вытягивать). — С помощью чего будем соединять голову и туловище? (с помощью стеки). — Оперение у птицы прорисовываем стекой.

Воспитатель напоминает детям правила работы с глиной:

— Если сохнут руки? (намочить водой). — Если глина трескается? (затереть водой, стекой, мокрой тряпочкой). — Если руки грязные? (вытираем тряпочкой).

Чтобы подготовить наши ручки к работе, поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка» (Сжать кулаки, на название каждой птички отгибать один пальчик)

Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек — стайка: Эта птичка — соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка. Сонная головушка: Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – скворушка Серенькое пёрышко. Это – зяблик, Это – стриж, Это – развесёлый чиж…. Ну. А это – злой орлан. Птичкиптички по домам(Игра проводится 2 раза в разном темпе).

Под музыку дети выполняют работу.

Физ. Минутка «Петух»

Шел по берегу петух Шаги с высоким подниманием ног, рук. Поскользнулся, в речку бух! Круговое движение руками, присесть. Будет знать петух, что впредь Подъем, погрозить пальцем. Надо под ноги смотреть. Наклоны вперед.

Заключительная часть

Чем мы сегодня занимались? Какую народную роспись мы с Вами использовали?

Подведение итогов.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о