Дыхательная гимнастика средняя группа: Картотека (средняя группа) на тему: Дыхательная гимнастика – Картотека (средняя группа) на тему: Дыхательная гимнастика для средней группы.

Картотека (средняя группа) на тему: Дыхательная гимнастика средняя группа

Картотека дыхательной гимнастики средняя группа 

«Качели» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

 «Дерево на ветру» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. 

«Дровосек» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз. 

«Сердитый ежик» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. 

 

«Надуй шарик» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. 

 «Листопад» 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. 

 «Гуси летят» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». 

 «Пушок» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы. 

 «Жук» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу». 

 «Петушок» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». 

 «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно

опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. 

«Паровозик» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. 

 «Вырасти большой» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. 

 «Часики» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. 

 «Каша кипит» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и

набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. 

 «Воздушный шарик» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

 «Насос» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

 

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно

приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

 «Регулировщик» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

 «Ножницы» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. 

 «Снегопад» 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони. 

 «Трубач» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз. 

 «Поединок» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол. 

 «Пружинка» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз. 

 «Кто дальше загонит шарик» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. 

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. 

 «Подуй на одуванчик» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох

через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. 

 «Ветряная мельница» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. 

 «Бегемотик» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.

Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в

положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох). 

 «Курочка» 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. 

 «Парящие  бабочки» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). 

 «Аист» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. 

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз. 

 «В лесу» 

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите

«ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. 

 «Волна» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

 «Хомячок» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. 

 «Лягушонок» 

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.

 «Боевой клич индейцев»  

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить

громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Материал (средняя группа): Картотека дыхательной гимнастики для средней группы

Воспитатель: Рахманова У.В.
 

Дыхательная гимнастика «Комарики»

Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести«з-з-з-З-З-З»

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается

Дыхательная гимнастика «Цветок распускается»

И. п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возвращение в и. п. – выдох. Медленно, 4-6 раз.

Дыхательная гимнастика «Поднимаем выше груз»

И. п.: основная стойка, руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаках.

Выполнение: медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох. Возвращение в и. п. – выдох – 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Лес шумит»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох. В и. п. – выдох, наклон влево – вдох, в и. п. – выдох. 5-6 раз.

Дыхательная гимнастика «Травушка колышется»

И. п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно покачивать кистями рук – вдох, опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Травушка растет»

И. п.: стоя на коленях, руки к плечам.

Выполнение: поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох. Опустить руки на плечи – выдох. 3-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Грибок»

И. п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).

Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад – вдох (грибок растет). 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Вертолет»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Выполнение: глубоко вдохнуть, не меняя положения рук; повернуться вправо – выдохнуть; вернуться в и. п. – вдохнуть. То же влево. 4-5 раз в каждую сторону.

Дыхательная гимнастика «Хлопушка»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.

Выполнение: глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленях – выдох. Вернуться в и. п. – вдох. 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Здравствуй, солнышко»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз.

Выполнение: медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу; руки шире плеч, голову поднять вверх – вдох. Медленно вернуться в и. п. – выдох. 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Рубка дров»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки вверх, за головой. Пальцы сцеплены.

Выполнение: вдохнуть, быстро наклониться вперед, округлив спину. Мах руками между ног. Громкий мощный выдох. Плавно вернуться в и. п., вдох диафрагмой.

Дыхательная гимнастика «Лыжник»

И. п.: стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни. Правая рука впереди (кисть «сжимает лыжную палку»). Левая рука далеко сзади, кисть раскрыта.

Выполнение: вдохнуть, плавно присесть. Правую руку вниз, назад к бедру. Левая рука выносится вперед, вдох. 4-6 раз.

Дыхательная гимнастика «Пловец»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки вперед – вверх, кисть сжата, как для «гребка»

Выполнение: на каждый «гребок» как при плавании баттерфляем. Затем руку вниз, назад к бедрам. Легко согнув ноги в суставах и увеличив наклон, — мощный выдох, руки через стороны вверх – вперед, кисти расслаблены – вернуться в и. п., раздувая живот диафрагмальным вдохом. 6-7 раз.

Дыхательная гимнастика «Лягушка»

И. п.: упор лежа, опираясь прямыми руками об пол.

Выполнение: 1 – упор присев (одновременно мощный выдох); 2 – вернуться в и. п. толчком, диафрагмальный вдох. 4 раза. Дыхательная гимнастика

«Ворона»

Села ворона на забор и решила развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно ее карканье.

Дети делают вдох носом и на выходе произносят

Протяжно «Кар!» (5-6 раз)

Ворона так громко каркала, что охрипла. И стала каркать беззвучно.

Дети выполняют упражнение с закрытым ртом (5-6 раз)

Дыхательная гимнастика «Заводные машинки»

И. п.: основная стойка. Руки сжаты в «замок» перед собой, (вдох, выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «ж-ж-ж».

Дыхательная гимнастика «Дыхание»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудованиекартинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише – громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки)

Дыхательная гимнастика «Дразнилка»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашек и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу, бе-бе, ме-ме, ква-ква.

Дыхательная гимнастика «Варим кашу»

Цель: развивать выдох, умение действовать в коллективе.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молока, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

(«продукты» поочередно входят в круг – «горшочек»).

Каша варится.

(дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот – выдох и произносят«Ш-ш-ш»).

Огонь прибавляют.

(дети произносят«ш-ш-ш» в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Картотека (средняя группа) на тему: Дыхательная гимнастика

ДЫХАТЕЛЬНАЯ     ГИМНАСТИКА «ПРОГУЛКА В ЛЕС».

  1. « Ароматы природы».

И.п. Стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Темп медленный. Повторить 4 раза.

  1. «Подышем  носом».

      И.п. Стоя. Прижимать  ноздри указательными пальцами. Через одну делать вдох,

       через другую — выдох. Повторить 4 раза.

  1. «Понюхаем цветок».

И.п. Стоя. После выдоха сделать три  коротких вдоха через нос. Повторить 4 раза.

  1. « Сдуем одуванчик».

И.п. Стоя. После глубокого вдоха, сделать три коротких выдоха. Повторить 4 раза.

  1. « Подышем животом».

И.п. Стоя, руки на животе. Сделать вдох и втянуть живот, выдох- надуть живот.

  1. « В лесу много комариков».

После вдоха, на выдохе произносить звук «З», предельно долго, негромко. Произносить 4 раза.

  1. « Жуки».

Делается вдох. На выдохе поизносится  долго и негромко звук «Ж». Повторить 4 раза.

  1. « Деревья поют».

И.п. Стоя, ладонь на области солнечного сплетения. Делается вдох, на выдохе негромко произносится  звук «М» (глубокое звучание), немного покачиваясь. Повторить 4 раза.

  1. «Дровосек рубит дрова».

И.п. Ноги на ширине плеч, руки сцепить в замок .Вдох -поднять  руки вверх, на выдохе опустить руки вниз, сказать «бух- бах».Повторить 8 раз.

10. « Дровосек  заболел».

       И.п. Стоя, немного наклонившись вперед .Делать кашлеподобные толчки «КХ-КХ»

       Повторить 32 раза.

  1. « Деревья в лесу большие и маленькие».                                 

И.п. Стоя, руки вверх. Сделать вдох, присесть —  выдох, руки вниз. Повторить 4 раза.

  1. « Над лесом летит самолет»

И.п. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять верхнюю часть туловища и руки в стороны, произнести звук «У». Повторить 4 раза.

  1. « Бабочки».

И.п. Сидя, стопы соединены и прижаты к туловищу. Сделать  вдох, наклониться, достать головой стопы – сделать выдох.

  1. « Массаж для друга».

И.п. Дети стоят друг за другом. Хлестко бьют ладошками впереди стоящего, при этом делая резкий выдох ртом.

  1. « Веселые инструменты».

И.п. Стоя. Вдох, задержка  на 2-3 секунды. Далее на « мычании» производится поколачивание по грудной клетке мягкими кулачками.

  1. «Ха — дыхание».

И.п. Стоя, ноги врозь. Вдох, руки медленно поднимаются вверх, резкий наклон вниз опускаются руки и делается резкий выдох « ХА». Повторить 2 раза.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА.

«В  ДЕРЕВНЮ, В ГОСТИ КБАБУШКЕ С ДЕДУШКОЙ».

  1. . «ПОЛНОЕ  ДЫХАНИЕ.

1. «Глоток воздуха».

И.п. Стоя, ладонь  одной руки лежит на груди, в ключично – реберной области. Грудная клетка неподвижна. После естественного выдоха ребенок делает маленький вдох, при этом живот слегка поджимается.

2. «Гармошка». Дед радуется внукам.

И.п. Стоя. Ладони на ребрах. После полного выдоха делается глубокий вдох. Ребра максимально «раздвигаются», подобно мехам гармони. Грудная клетка не поднимается, живот  спокоен. Задержка дыхания на 1-2 секунды. На выдохе ребра возвращаются в прежнее положение. Выдох производится через плотно сжатые губы. Повторить 4 раза. Следить, чтобы грудная клетка не приподнималась.

3. «У деда есть качалка».

И.п. Лежа на спине. На живот кладутся игрушки. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Повторить 4 раза.

II.        « РИТМИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ».

4. «На крыльце спит кошечка».

И.п. Сидя, закрыть глаза, сделать вдох. На выдохе произнести «ПФ», затем задержать дыхание (до появления первого желания сделать вдох) и затем вдох.

5. «Кошечка прочищает носик».

И.п. Стоя .Вдох одной ноздрей, выдох- другой. Затем наоборот. Повторить 4 раза.

6. «Собачке жарко».

И.п. Стоя или на четвереньках. Высунув язык до подбородка, поверхностно дышать через рот.

III.      «ЗВУКОВОЕ ДЫХАНИЕ».

7. «Над деревней летит самолет».

И.п. Стоя, ноги на ширине плеч. Тело полностью расслаблено. Губы мягко соприкасаются. После глубокого  вдоха  произносится звук «В» до полного выдоха. Звук произносится негромко. Губы необходимо расслабить до появления ощущения «щекотки» в них.

8. «Летит муха».

И.п. Стоя, глаза закрыты. Ладонь на голове сверху, рот приоткрыт. Делается вдох. На выдохе  произносится  негромко и предельно долго звук «Н». Повторить 4 раза.

9. «Сломанный трактор».

И.п. Ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Ребенок начинает трясти  разными частями тела. Далее  добавляется звук «Р» — до полного  выдоха. Повторить 4 раза.

10. «Трактор завелся и  поехал».

И.п. То же. На выдохе кончик языка  с силой ударяет по передним зубам, произносится звук «Т-Д». При каждом звуке  живот резко  выпячивается вперед. Повторить 4 раза.

IV.        «ГИПОКСИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ».

11. « Побежали на речку, нырять».

Задержка  дыхания.

12.  «Цветы лотоса на воде».

Растяжка суставов, при этом  затаив дыхание.

13. «Силовое дыхание».

И.п. Стоя, ноги врозь, вдох. Задержка дыхания. На мощном выдохе через плотно сжатые губы, руки проделывают  одновременно параллельные круги вперед. С огромным напряжением, пока выдох не закончился.

V.        «ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ».

14. «Ветер доносит ароматы».

Делаются резкие вдохи носом при одновременном  повороте головы вправо – влево.

V.        « ДРЕНАЖ».

15.  «Налетели комарики».

Ребенок хлестко бьет себя по  спине и груди, ладошками.

16.  «Спрятались за березку».

И.п. Лежа на спине. Ребенок поднимает вверх ноги и  поддерживает руками таз. В таком положении находится от 10 сек. до 2 мин.(в конце).

17. «Много камешков».

И.п. Лежа на спине. Вдох – прижимаем к груди оба колена. Выдох – выпрямили ноги.

     18. «Ха – дренаж».

     Вдох. 1.Задержка. Одна рука прижата к туловищу, другая делает быстрые круги

     вперед. В конце – мощный выдох «ХА». 2. То же другой рукой. 3. То же двумя

    руками, сразу в конце мощный выброс рук с произнесением  «ХА».

Дыхательная гимнастика «В зоопарке».

1. «В поход»

и.п. стоя. Один шаг – вдох, один шаг – выдох.

2. «Насекомые»

Комарики — После вдоха, на выдохе произносить звук «З», предельно долго, негромко. Произносить 4 раза.

Мухи – После вдоха, на выдохе произносить звук «Н», предельно долго, негромко. Произносить 4 раза.

Жуки —  Делается вдох. На выдохе поизносится  долго и негромко звук «Ж». Повторить 4 раза

3. «Птицы»

Филин — После вдоха, на выдохе произносить  «У-у-уф», предельно долго, негромко. Произносить 4 раза.

Куры – в ходьбе, высоко поднимая колени и взмахивая руками, произносить «Ко-ко-ко».

4. «Лев» — После вдоха, на выдохе произносить звук «Р» с напряжением. Произносить 4 раза.

5.«Тигр спит » 

      И.п. Сидя, закрыть глаза, сделать вдох. На выдохе произнести «ПФ», затем задержать дыхание (до появления первого желания сделать вдох) и затем вдох.

6.  «Тигр проснулся и  прочищает носик».

И.п. Стоя .Вдох одной ноздрей, выдох- другой. Затем наоборот. Повторить 4 раза.

7. «Испугались»- задержка дыхания.

8. «Змея» 

И.п. сидя на пятках, обхватив колени руками, голову положить на руки. 1- соединить руки сзади и поднять их вверх, 2 – встать на колени, 3 – спуская руки по туловищу, произносить звук «Ш-ш-ш». Повторить 4 раза.

9. «Ежик»

      И.п.- стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время  

      опасности сворачивается в клубок. Наклонившись как можно ниже, стоя

      на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук

      рассерженного ежа «П-ф-ф-ф», а затем «Ф-ф-р».

10. «Собачки»

       И.п. Стоя или на четвереньках. Высунув язык до подбородка, поверхностно  

       дышать через рот, затем делать несколько коротких вдохов – собака

       принюхивается.

11. «Дрессировщик» -двухфазное дыхание (2:1:2:1)

      И.п. стоя. Дрессировщик поднимает руку – вдох, рука вверху – задержка

      дыхания, рука вниз – выдох.

   

Картотека (средняя группа) на тему: Картотека дыхательной гимнастики для детей 4-7 лет

Картотека дыхательной гимнастики для детей 4-7 лет

1. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

— куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

— какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);

— какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

— какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом(автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-2. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *