Дыхательная гимнастика в детском саду: задачи, атрибуты
Научно доказано, что поверхностное дыхание, которое происходит при отсутствии физических нагрузок, снижает насыщение организма кислородом. Замедляются обменные процессы, снижается иммунитет. Поэтому дети часто болеют и уже в своем возрасте могут иметь хронические заболевания органов дыхания. Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях проводится с целью укрепления иммунитета и снижения риска развития респираторных заболеваний.
Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду
Основную цель, которую преследуют воспитатели дошкольных учреждений – это укрепление иммунитета детей, что позволит сократить количество болеющих, а также снизит вероятность образования хронических патологий. Также дыхательная гимнастика позволят:
- Укрепить мышечную ткань носоглотки и гортани, что стимулирует усиление местного иммунитета.
- Научить детей правильно дышать, что предотвратит вдыхание холодного воздуха зимой при прогулках.
- Повысить количественное содержание кислорода в крови, что ускоряет обменные процессы в детском организме.
- Скорректировать дефекты речи, которые возникают при неправильном процессе вдоха и выдоха у детей.
- Устранить застойные процессы в органах дыхания, которые вызывают развитие осложнений при наличии респираторных заболеваний.
- Укрепить сердечно-сосудистую систему, что позволяет подготовить детский организм к дальнейшим физическим нагрузкам.
- Предотвратить развитие патологий опорно-двигательного аппарата, что возможно при наличии нарушений обменных процессов в детском организме.
- Улучшить нервно-психическое состояние ребенка. Упражнения помогают детям успокоиться, сконцентрироваться и максимально расслабиться.
Используются самые простые методики, которые подаются детям в игровой форме. Интересные и забавные игры, обладающие терапевтическим эффектом, позволяют снизить уровень респираторных заболеваний в осенне-зимний период.
Научно доказано, что дети, которые занимаются дыхательной гимнастикой, не только реже болеют, но и быстрее развиваются. Активное насыщение клеток головного мозга кислородом, благоприятно сказывается на работе всего организма.
Общие правила выполнения
Поскольку детям сложно понять все плюсы дыхательной гимнастики, для них важно, чтобы занятия приносили положительные эмоции. Поэтому, перед тем как приступить к занятиям, необходимо подготовить малышей. Для этого прибегают к таким советам и рекомендациям:
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо хорошо проветрить помещение. Воздух должен быть прохладным и свежим, но не холодным.
- Дети должны быть в хорошем настроении и расположенными к упражнениям. Перед выполнением основных упражнений их необходимо завлечь и заинтересовать с помощью стихов, подвижных игр, загадок.
- Когда внимание ребенка сконцентрировано на дыхательной гимнастике, можно приступать к обучению детей.
- Если ребенок болен, страдает насморком или кашлем, необходимо перед выполнением гимнастики освободить носовые ходы от слизи и нормализовать дыхание.
- Каждое упражнение должно длиться не более 2 минут. Первоначальная задача воспитателя заключается в обучении детей правильности выполнения упражнений.
- Когда ребенок болен, не в настроении, капризничает и не желает повторять за своими сверстниками, не нужно его заставлять. Возможно, в следующий раз он будет готов воспринимать информацию.
- Не стоит выполнять упражнения после приема пищи. Оптимальным временем для дыхательной гимнастики является 11 часов утра, непосредственно перед прогулкой и обедом.
Воспитатель должен контролировать правильность выполнения всех упражнений. Если ребенок делает их неправильно, необходимо сконцентрировать внимание на каждом из них. Рекомендовано вводить по 1-2 новых упражнений в день. К разучиванию нового упражнения переходят только тогда, когда дети усвоили и правильно выполняют остальные упражнения.
Атрибуты для детской дыхательной гимнастики
Если дошкольники легче концентрируют внимание и частично осознают важность выполняемых упражнений, то дети младших групп часто не могут правильно делать упражнения, так как у них нет интереса. Для этого могут использоваться различные атрибуты:
- Флюгер (который также можно сделать вместе с ребенком) – используется для выполнения самых простых упражнений, когда ребенку нужно набрать побольше воздуха в легкие и дуть на флюгер. Можно устроить соревнования, у кого флюгер быстрее крутится.
- Коктейльная соломинка – помогает ребенку правильно ставить губы, а также напрягать мышцы при выдохе. Можно предложить ребенку надуть воображаемый или настоящий шарик.
- Листочек, вырезанный из бумаги и приклеенный к картонной ручке – помогает ребенку научиться контролировать силу выдоха.
Можно придумать массу других атрибутов, включая любимые игрушки детей. Чем более интересными будут занятия, тем больше пользы они принесут здоровью. Дети захотят сами выполнять упражнения, что есть самой лучшей мотивацией в профилактике респираторных заболеваний.
Картотека дыхательных упражнений для дошкольников
Основная задача воспитателя – это объяснение правильности выполнения упражнений. Чем быстрее дети научатся правильно дышать, тем быстрее наступит желаемый результат.
Младшие группы
Все упражнения для детей ясельной группы просты в выполнении, но очень эффективны при правильном и систематичном выполнении. Их рекомендовано выполнять по 1-2 минуте. Суммарное время дыхательной гимнастики не должно превышать 10 минут. Самыми простыми и эффективными упражнениями являются:
- Насос – дети поднимают руки вверх, делая плавный вдох через нос, затем приседают, опуская руки вниз и делая выдох. Упражнение повторяют 3-4 раза.
- Пузыри – дети медленно вдыхают воздух через нос и надувают щечки как пузыри. Ручками их лопают, делая выдох через рот. Упражнение выполняют 8-10 раз. Оно является базовым и помогает детям правильно научиться дышать.
- Лесоруб – руки сомкнуты в замок, ноги на ширине плеч, после чего дети на вдохе поднимают руки вверх, заводя их за затылок, имитируя замах лесоруба топором при рубке дров. На выдохе руки быстро перемещают вниз, слегка приседая. Упражнение повторяют 3-4 раза.
- Паровозик – дети становятся друг за другом, руками имитируют движение колес поезда. На каждое перемещение рук и ног делаются частые вдохи и выдохи, приговаривая: «Чух-чух, паровоз, чух-чух». Это упражнение учит детей попеременному дыханию и быстрому вдоху-выдоху.
- Трубач – руки поднести ко рту, представив, что держишь музыкальный инструмент. Медленно сделать вдох через нос и максимально быстро выдохнуть через рот, сомкнув губы в трубочку. Упражнение стимулирует мышцы носоглотки и гортани, а также позволяет избежать образованию застойных процессов.
- Бросок мяча – детей подводят к стене и раздают в руки мячи. Делается глубокий вдох медленно и плавно через нос, после чего мяч с максимальной силой бросают в стену, делая резкий выдох.
Важно, чтобы дети выполняли упражнения с удовольствием и не испытывали при этом дискомфорт. Все упражнения повторяются на усмотрение воспитателя, с учетом подготовки детей.
Средняя группа
Для более старших детей используют более сложные упражнения, стимулирующие работу дыхательной системы. Самыми эффективными из них являются:
- Воздушный шар – детей укладывают на ровный пол, руки располагают вдоль туловища. Через нос делают глубокий вдох, плавно наполняя брюшную полость. Дети должны обратить внимание на то, как увеличивается их живот на вдохе и уменьшается на выдохе. Такое упражнение стимулирует не только органы дыхания, но и пищеварительную систему, улучшается аппетит, стабилизируется стул.
- Пьем воду через трубочку – руки ставят перед собой, имитируя держание стакана с водой и трубочкой, через которую нужно пить. Максимально глубоко делается выдох через нос, после чего резко втягивается воздух через рот и сомкнутые в пучок губы. Ребенок представляет, будто на вдохе пьет воду или сок.
- Слоник – детям предлагают попеременно закрывать одну ноздрю, а через вторую делать вдох.
- Ежик – руки укладывают за спину, сжимают в замок. Попеременно поворачивают голову и часто вдыхают и выдыхают воздух исключительно через нос.
- Пожарный шланг – руки сомкнуты в замок сзади на пояснице. Медленно делается наклон туловища вперед и плавный глубокий вдох через рот. Далее ребенок поднимает туловище вверх и голову запрокидывает назад, быстро выдыхая через нос.
Упражнения выполняют по 2-3 раза в произвольном порядке. Если ребенок жалуется на головокружение, значит, интенсивность нагрузки следует сократить до менее глубокого вдоха. Продолжительность гимнастики не должна превышать 15 минут. Если дети устали, между упражнениями делают произвольный отдых в виде прыжков, танцев или лежания на полу.
Старшая и подготовительная группа
Более старшие дети готовы к физическим нагрузкам и могут выполнять гимнастику по 15-20 минут в день. Для них упражнения подбирают с учетом индивидуальных особенностей. Обязательно проводится разминка, для которой используются простые упражнения из гимнастики детей ясельной и младшей групп. После разминки (3-5 минут) переходят к основным упражнениям:
- Достать пол – исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делается медленный выдох через рот. На вдохе руки поднимают вверх, кончиками пальцев нужно тянуться в потолок (можно встать на носочки). В верхней точке задержать положение на 2-3 секунды, после чего медленно сделать выдох через рот и наклониться вниз, доставая ладонями до пола. Ноги при этом не должны сгибаться. Упражнение выполняют 2-3 раза, плавно и медленно. В мышцах не должна возникать боль и дискомфорт.
- Прыжки вперед с задействованием рук – дети выстраиваются в шеренгу, после чего медленно делают вдох через нос, руки заводят назад, отталкиваясь, прыгают вперед, делая выдох. Упражнение выполняется 10-15 раз. Можно провести его в виде эстафеты. Первый кто допрыгает дистанцию получает приз. Задействование грудных мышц и мышц ног приводит к более полному и быстрому обогащению кислородом всех тканей и органов. Обменные процессы протекают быстрее.
- Заблудился в лесу – руки складывают возле рта в виде рупора. Делают медленный вдох через нос и выдох через рот, произнося звук «ау». Упражнение выполняют 10-15 раз. Его можно проводить в виде игры, когда детей делят на 2 группы. Одна группа остается в игровой комнате, а вторая уходит в соседнюю комнату. Так детям более интересно выполнять дыхательное упражнение, соревнуясь с соперниками.
- Задуй свечу – исходное положение стоя, ноги слегка разведены. Двумя руками перед собой дети удерживают воображаемую свечку (можно взять карандаш). Через нос делается глубокий вдох и с максимальной силой воздух выдыхают через сложенные в трубочку губы. Упражнение стимулирует дыхательную систему, а также помогает наладить аппетит. Его выполняют в качестве завершения дыхательной гимнастики.
- Качалка – дети ложатся на живот, слегка приподнимают ноги и захватывают их руками за голени. В таком положении делается медленный вдох и выдох через нос, пытаясь раскачать тело вперед и назад, имитируя качалку. Упражнение следует выполнять крайне осторожно.
После всех упражнений детям необходимо дать несколько минут на отдых. Первые занятия будут достаточно сложными для малышей, поэтому количество упражнений сводят к минимуму. После того, как организм привыкнет к нагрузкам, можно вводить в программу новые интересные упражнения.
В теплое время года гимнастика может выполняться на открытом воздухе. Это усилит положительный эффект от дыхательных упражнений, а также поможет детям с пользой проводить время на улице. Залог правильности выполнения упражнений – это игровой подход и вызов интереса у детей воспитателями. Принуждение не позволит достичь желаемых результатов, а также может навредить психике ребенка.
Учебно-методический материал (старшая группа) на тему: Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 36
Мастер – класс для педагогов ДОУ
« Дыхательная гимнастика
с детьми дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Воспитатель
Сегал Лидия Викторовна
п. Дружба
2016 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.
Задачи:
— показать значение гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний ;
-познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;
— обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.
Ход:
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе, тема которого « Гимнастика с детьми дошкольного возраста ». В моей жизни гимнастика имела большое значение: я занималась художественной гимнастикой, потом – спортивной, затем несколько лет были посвящены практикам различных видов гимнастики – ушу, цигун, гимнастика Касьянова, гимнастика Бубновского, гимнастика Норбеккова, дыхательная гимнастика Фролова, йога и последние разработки дыхательной гимнастики для тела – это бодифлекс. Я предлагаю вам познакомиться и научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми.
Теоретическая часть:
Каково же значение дыхательной гимнастики? Попробуем ответить на данный вопрос?
За последние годы резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание укреплению и оздоровлению организма. Значительную роль в этом играет дыхательная гимнастика. Без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь!
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит и др. часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.
Что же относится к органам дыхания?
К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от « жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
1. Нижнее, или » брюшное», » диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя).
2.Среднее, или » реберное» (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается).
3. Верхнее, или » ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц при неподвижной грудной клетке, в основном вентилируются верхушки легких и немного — их средняя часть).
4. Смешанное (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.
Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы ребенка (это место между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох — короткий, легкий, выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:5). Проделайте это еще раз совместно с ладонью ребёнка, а потом он сам с удовольствием будет «следить» за своим правильным дыханием. А чтобы внести игровой элемент в это действие, достаточно посадить ребёнку на животик игрушку, и предложить покатать ее. Предлагаю выполнить это упражнение вместе.
Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом) 1-3, пауза -1, выдох (ртом) -1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнений 3-4 раза. Повторять 4 раза в день.
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б.С.Толкачёва, А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений.
При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
2.Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
3.Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.
4.Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
5.Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.
6. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные (выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей).
7.Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Остановимся на особенностях использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:
1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.
3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.
Практическая часть:
А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса.
Я хочу представить вашему вниманию упражнения из комплексов специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми, и направленный на развитие физиологического дыхания.
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1.Вдох и выдох через нос.
(Вдох — глубокий, выдох — длительный, плавный).
2.Вдох через нос, выдох через рот.
(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами).
3.Вдох через рот, выдох через нос.
(Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги).
4.Вдох и выдох через рот.
(Если упражнение не получается, зажать нос пальцами).
5.Комбинированный вдох.
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот
(слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
РАЗМИНКА: цель: разогрев тела и мышц, показать, что дети в ней могут быть ведущими и делать самостоятельно.
- Ходьба по кругу (от отметки )– 3 круга
- Бег — 3 круга
- Руки вверх на носках – 1 круг
- Руки в стороны на пятках – 1 круг
- На внешней стороне стопы – 1 круг
- На внутренней стороне стопы – 1 круг
- Бег по кругу приставным шагом (ножка ножку догоняет) 1 круг, (в круг спиной) 1 круг
- Бег с «захлестом «…
- Бег с высоким подниманием колен…
- Ходьба с восстановлением дыхания.
- Дыхательная гимнастика на тренировку задержки дыхания
выполняется вместе со взрослыми
И.П.: Ноги на ширине плеч, полуприсев. Правая рука согнута в локте под ребром ладонью вверх. Правая – вытянута ладонью вниз. Меняем положение рук на счет до 5 при задержке дыхания. Счет увеличивается до 15 – 25.
Заканчивается расслабляющим вдохом и плавным выдохом.
Перестроение по залу на вытянутые руки
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой для головы:
А) Повороты в стороны (пожар, пожар, гарью пахнет)
Б) Китайский болванчик (ухо на плечо).
В) Маленький маятник (вверх – вниз).
2. Упр-я для верхнего плечевого пояса (желающие взрослые могут подключиться)
— «Маленький паровозик» — вращение плечевых суставов;
— Руки вперед, вниз, вперед, опустить – 4 р.
— Руки в стороны, вверх, в стороны, опустить 4 р.
— «Маленький хмурый ежик» — уп-е для верхнего отдела позвоночника.
3. Упр- я для спины
— «Штопор» — для расслабления туловища и косых мышц спины (гимнастика Касьянова).
— «Самолет» — работа с лимфотической системой всего организма (суставная гимнастика Норбекова).
— «Лотос» — для восстановления дыхания (йога, цигун).
— «Петух, клюющий зерна» — упр-е из гим-ки Цигун Алекс-Александра.
-«Большой хмурый ежик» — упр-е Норбекова
-« Мы поднимаемся до облаков» — Цигун.
-«Кошечка и собака, мордой вниз» — растяжка позвоночника на выдохе (йога).
4. Дыхательная гимнастика «Волшебный нос» — упр-я из системы Норбекова, основаны на шумном вдохе и шумном выдохе при движении локтями, мысленно перенося свой внутренний взгляд на заданные участки тела.
П е р е с т р о е н и е: дети берут стулья и выносят их на полукруг.
БОДИФЛЕКС –
Упр-е: сидя на растяжке делаем глубокий вдох + 3 довдоха и глубокий выдох и 3 довыдоха.
-дыхательная гимнастика Стрельниковой6
А) Ладошки
Б) Погончики
В) Насос
Г) Кошка
Д) Обними плечи
Е) Большой маятник
Релах: «Весеннее солнышко)
Де т и с а д я т с я н а стулья.
Точечный массаж лица и головы.
Методическая разработка на тему: Картотека дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Методическая разработка (младшая группа) по теме: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «дыхательная гимнастика». педагог Шкилева Елена Валерьевна
Шумский детский сад – структурное подразделение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
Здоровьесберегающая технология в детском саду:
Дыхательная гимнастика
Воспитатель 1-й категории:
Шкилева Елена Валерьевна
Цель дыхательной гимнастики: повысить иммунитет детей, предотвратить частые простудные заболевания, восстановить дыхательную систему после болезни.
Что такое дыхательная гимнастика и как её проводить:
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики, которые построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание. Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.
Дыхательная гимнастика очень полезна для организма ребенка: она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Благодаря дыхательной гимнастике, дети научатся расслабляться и успокаиваться. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно — сосудистой системы ребенка.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
Знаете ли вы, как на самом деле нужно дышать?
Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. При вдохе, следите за тем, чтобы плечи ребенка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела. На выдохе, следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щеки ребенка не раздувались, проследите за этим. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 5-10 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Обязательно нужно проветрить помещение перед проведением дыхательной гимнастики. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия.
Теперь перейдем непосредственно к самим упражнениям.
В зависимости от возраста ребенка, предусмотрена своя система упражнений дыхательной гимнастики. Для детей, двухлетнего возраста эффективными и полезными будут вот такие упражнения:
Воздушный шарик
Предложите ребенку лечь на пол и положить руки на животик, представив, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь медленно надуваем шарик, т.е. животик, а после того, как мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – шарик сдуваем. Выполнять это упражнение можно вместе с малышом, повторяя 5 раз.
Хомячок
Это упражнение очень нравится детям. Ведь оно простое и очень веселое. Предложите малышу изобразить хомячка, надув щечки и пройтись так 10 шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз. Смех и веселье – гарантировано.
Детям в возрасте 3-х лет предлагаю такие упражнения:
Носорог
Представляем себя носорогом, который дышит поочередно через одну ноздрю.
Курочка
Малыш сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе, крылышки опускаем, поворачивая ладошки вниз.
Для детей старшего возраста дыхательная гимнастика становится игрой, которую можно найти везде. Например, в кафе, где можно побулькать в стакан с соком через трубочку. Не спешите ругать ребенка, специалисты утверждают, что это замечательное упражнение для дыхания. Важно, чтобы ребенок при бульканье не надувал щеки, а губы держал в одном, неподвижном положении.
Кроме этого, купите ребенку мыльные пузыри – это тоже отличная игра и тренировка дыхательной системы. В подвижных играх, используйте звуковые упражнения, такие как клич индейцев (прикрывая рот рукой, издаем любые гласные звуки). На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – множество.
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Детям постарше можно надувать воздушные шарики.
Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаем вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 секунд.
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1, 5 мин.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша
Приведенные ниже веселые рекомендации научат детей и вас дыхательной самозащите. С помощью этих упражнений не только дети оздоровятся, будут пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ними вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вас стороной!
Большой и маленький.
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями — показывая, какой он маленький.
Паровоз.
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Летят гуси.
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком восемь-десять раз.
Аист.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дровосек.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Мельница.
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
Конькобежец.
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося «к-р-р». Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Сердитый ежик.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Лягушонок.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
В лесу.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Веселая пчелка.
На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
Великан и карлик.
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
Картотека дыхательных упражнений:
- «ЧАСИКИ». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.
- «ТРУБАЧ» Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.
3. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
4. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, де лая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд
5. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки, вдох, палку опустить назад на лопатки, длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—-4 раза.
6. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага, вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.
7. «НАСОС» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону, выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
8. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.
9. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз
10. «ЛЫЖНИК» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
11. «МАЯТНИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне, выдох, произносить «т-у-у-у-х-х ». Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.
12. «СЕМАФОР» Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны, вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.