Эскиз дымковская игрушка – Раскраски Дымковская игрушка | Бесплатно распечатать, скачать картинки для детей

Дымковская игрушка — Википедия

Дымковская игрушка Дымковские игрушки

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.[источник не указан 438 дней]

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды[1].

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).

В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки

[2].

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи[3].

  • Девушка с самоваром

  • Скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки

  • Дымковская игрушка // Большая российская энциклопедия. Том 9. — М., 2007. — С. 455—456.
  • Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — ГИПП «Вятка», 2000. — Т. 10 — Ремёсла. — 593 с. — 11 500 экз. — ISBN 5-85271-041-5.

ru.wikipedia.org

Творческий проект «Дымковская игрушка»

Районная научно — практическая конференция школьников

«Мир открытий».

Дымковская игрушка

Исследовательский творческий проект

Автор:

Китова Дарья,

Юсупова Виолетта,

ученицы 1 класса «б»

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Руководитель:

Калистратова С.Б.,

учитель начальных классов

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Кемеровского

муниципального района

Кемеровский район

2016

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………3

  2. История возникновения дымковской игрушки…………………5

  3. Практическая часть………………………………………………..8

  4. Заключение ……………………………………………………….11

  5. Литература и Интернетресурсы…………………………………12

Введение

В этом году мы стали заниматься в Театре моды «Любава». Руководитель театра Калистратова Светлана Борисовна попросила нас подумать над темой нашей будущей коллекции.

Наше национальное русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. Изучая на его на уроках ИЗО, нам очень понравились дымковские игрушки — это и свистульки в виде животных, и барышни. А узоры, которыми расписывают игрушку, простые и веселые. Но больше всего полюбились — это барыни. У них очень красивые и разнообразные наряды. И тогда мы решили, что наша коллекция будет выглядеть в стиле «дымковской игрушки», а именно в стиле «дымковской барыни».

hello_html_68abed8b.jpg– Посмотри, как хороша ,
Эта девица-душа 
Щечки алые горят, 
Удивительный наряд: 

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

hello_html_m45ac757b.jpg


Цель проекта – создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка».

Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки.

  2. Изучить особенности росписи дымковской игрушки.

  3. Изготовить эскизы костюмов в стиле «дымковской игрушки».

  4. Создать коллекцию костюмов для театра моды «Любава».

  5. Выступить с коллекцией «Дымковская игрушка» на муниципальном и областном конкурсе театров моды.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что изучив историю возникновения, изготовления и росписи дымковской игрушки сможем создать коллекцию костюмов для театра моды.

Планируемый конечный результат:

Создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка» и принять участие в конкурсах Театров моды.

К методам, которые мы использовали при исследовании, можно отнести следующие:

  • анализ представлений о «Дымковской игрушке» у наших одноклассников и взрослых на основе анкетирования;

  • анализ публикаций и материалов Интернета по данной теме;

  • анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков игрушек;

  • анализ стиля росписи дымковских игрушек.

По итогам проведенного анкетирования мы сделали вывод:

  • что из 30-ти опрошенных человек, 15 человек знают о дымковской игрушке,

  • 8 человек считают, что дымковская игрушка – это детская игрушка, 19 человек – это сувенир, а 3 человека считают, что это магический символ,

  • только 9 человек знают, как расписывается дымковская игрушка,

  • и только у двух человек она есть дома,

  • все 30 человек хотят узнать подробнее о дымковской игрушке.

История возникновения дымковской игрушки.

Выполняя проект, мы узнали много полезного и интересного.

Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

hello_html_3d97e518.png

hello_html_637de465.jpg

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка.

hello_html_16f6a999.jpghello_html_m68d38420.jpg

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику »Свистунья» («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящен солнцу. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна, чтобы они оберегали жилища. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

hello_html_m2151189f.jpghello_html_m18a0315.jpg

hello_html_m4c958e25.jpg

Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 

Мы игрушки знатные, 
Складные да ладные, 
Мы повсюду славимся, 
Мы и вам понравимся! 

(Народное творчество.)

Гремящей, как басы. 
(В.Фофанов)

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно — мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи.

Пhello_html_7111d771.pngосле остывания

hello_html_mc5b3f8f.jpgповерхность изделия

белилась мелом,

hello_html_m3756c534.jpgразведенным на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии) и яркий колорит, в котором много красного, жѐлтого, синего, зелѐного, алого, оранжевого.

hello_html_meb92709.jpghello_html_26bbee1c.jpg

hello_html_m600629fc.jpg

Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

hello_html_69e4f52d.jpghello_html_m345f5db1.jpg

Практическая работа.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей коллекции.

  1. Изучили костюм дымковской барыни и выяснили, что на голове барыни непременно должны быть кудри, шляпки или кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках она может держать сумочку, зонтик, собачку, коромысло.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

hello_html_m3ea09ef7.jpghello_html_62ec9112.jpghello_html_m71f8e17d.jpghello_html_m52ad31d3.jpg

hello_html_m45ac757b.jpg

  1. Приступили к рисованию эскизов костюмов. Нам помогли другие участники Театра моды. Вот, что у нас получилось.

hello_html_m30517e3.jpghello_html_171269d8.jpghello_html_739e4f6c.jpg

  1. В течение пяти месяцев мы вместе с руководителем Театра моды «Любава» изготавливали костюмы для нашей коллекции «Дымковская игрушка». Нам помогали наши мамы. И вот такая коллекция у нас получилась.

hello_html_m5682c7a4.jpghello_html_78c2902c.jpg

  1. Выступили на конкурсе в школе и заняли 1 место, а так же получили грамоту, как самый яркий костюм., на областном конкурсе «Новые звезды» стали дипломантами 2 степени.

hello_html_425e36a9.jpghello_html_m5e8b75c4.jpg

Но на этом не остановились. Я сделала с мамой вот такую барыню из подручного материала и сшила вот такого замечательного индюка.

hello_html_m3344a2a2.jpghello_html_53242c4f.jpg

Заключение

Чhello_html_m5c7fd2e6.pngем для нас была полезна эта работа? Чему она научила?

Оhello_html_39ccedb4.gifhello_html_5c1b978e.gifберег праздничная свистулька

Иhello_html_m182c8f4f.gifhello_html_m79ac423a.gifгрушка хороший подарок

hello_html_m31fd46a5.gifhello_html_265905bf.gif

Сувенир элемент украшения

  1. Мы узнали, что дымковская игрушка – это оберег, праздничная свистулька, сувенир, элемент украшения.

  2. Научились работать с разными источниками, анализировать иллюстрации с изображением игрушек.

  3. Научились сами изготавливать дымковскую игрушку, правда из ткани, но глиняная игрушка у нас впереди.

  4. Главное, создали коллекцию костюмов в стиле «Дымковской игрушки» и выступили с ней на конкурсах.

Литература и Интернетресурсы

  1. И. Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 1975

  2. Н. М. Конышева Лепка в начальных классах.- Книга для учителя. Из опыта работы. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985.

  3.  Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах – М.: Просвещение, 1982.

  4. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные.- Л.: «Художник РСФСР»,1965.

  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/

  6. http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/proekt-remyosla-narodov-rossii-dlya-i-klassov.html

  7. http://festival.1september.ru/

  8. http://ped-kopilka.ru/

  9. http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm

  10. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка

infourok.ru

Праздничные краски узоров Дымковской игрушки. Составление эскизов.

Дидактическая модель занятия ИЗО судии «Этюд»

ЦРТДЮ со средней группой учащихся

по теме «Праздничные краски узоров».

Автор: Адушкина Н.В. – педагог

Дополнительного образования

Координаты автора: г.Новотроицк

Оренбургской области, ул. Советская, 138-а,

МАУ ДО «Центр развития творчества

детей и юношества»

Тема занятия: Праздничные краски узоров Дымковской игрушки. Составление эскизов.

Количество часов – 3

  • Тип занятия: введение в тему «Праздничные краски узоров Дымковской игрушки. Составление эскизов» и закрепление навыки передачи настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Технология: проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, наглядное пособие: карточки с изображением дымковских игрушек, материалы и инструменты: лист бумаги, краски, кисть, баночка с водой, палитра, салфетка.

Цель:

Познакомить с красотой и своеобразием дымковской игрушки.

Задачи:

Образовательные:

— Познакомить обучающихся с различными видами народного орнамента.

— Формировать графические навыки в изображении элементов геометрического узора по народным мотивам.

— Показать способ росписи глиняной игрушки.

— Формировать умение размещать части в соответствии с общим строением модели.

Развивающие:

— Инициировать поиск способов изображения различных элементов орнамента.

— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета.

Воспитывающие:

— Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, развивая чувство прекрасного, от соприкосновения с декоративно –прикладным творчеством

Содержание занятия

1. Организационный момент (2 мин).

Добрый день ребята. Я очень рада всех вас сегодня видеть. Молодцы, самостоятельно подготовили свои рабочие места к сегодняшнему занятию.

А скажите, пожалуйста, какие материалы вы подготовили? (лист бумаги, краски, кисть, баночка с водой, палитра, салфетка).

А для чего нам в работе будут нужны палитра, салфетка? (предполагаемые ответы детей: палитра для смешивания красок, салфетка чтобы вытирать кисть и убирать лишнюю воду.).

2. Закрепление пройденного материала (5 мин).

Ребята, а кто вспомнит и расскажет какие бываю цвета? (теплые и холодные). Какие виды цветовых сочетаний вы знаете (контрастные и родственные). Что такое композиционный центр и как его можно выделить (главная часть в рисунке, можно выделить цветом, размером, проработкой деталей).

Молодцы!

Ну и самое главное, что нельзя делать при работе с красками и кистями? (правила ТБ).

3. Работа по теме (5 -7 мин).

Ребята у всех вас есть дома игрушки.

А из чего они сделаны? (Из современных материалов: пластмассы, резины, металла, меха).

А в старину люди делали игрушки из подручных материалов: лоскутков ткани, соломы, дерева или глины.

Вот такие красивые нарядные глиняные игрушки делают и по сей день в заречной слободе Дымково, что недалеко от реки Вятки. А игрушки называют – Дымковские.

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья или Свистопляска, к которому мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Потому и узоры и краски дымковской игрушки очень яркие и нарядные- праздничные.

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, голубой, зеленый, оранжевый. Черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках. Фон дымковской игрушки всегда белый, этим она и отличается от остальных глиняных игрушек.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Кавалер- молодой человек в ярком праздничном кафтане, может с гармошкой или гитарой в руках.

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора. Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами. При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце.

А теперь давайте рассмотрим приемы росписи игрушек. Как мы уже с вами узнали дымковская игрушка всегда имеет белый фон, поэтому после обжига глиняной заготовки ее всегда сначала покрывают белой краской, а затем наносят узоры. Узоры на игрушку наносят при помощи кисти, то есть кистевым способом. Широкие линии проводят всей кистью, а тонкие только ее кончиком. Иногда при росписи игрушек используется метод «тычка» (вата накручивается на палочку и макается в краску).

ЗАДАЧИ

Ребята, мы с вами знакомы с приемами кистевой росписи, вы очень хорошо их знаете и применяете в работе.

1. Сегодня мы с вами познакомимся со способами росписи глиняной игрушки .

2. Будем учиться правильно передавать ритм и настроение орнамента.

3. Выполним эскиз праздничного дымковского орнамента

Вы готовы приступить к работе? Что мы должны сделать перед началом работы (пальчиковую гимнастику).

Физкультминутка «Лошадки».

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок,

Чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

4. Объяснение – показ (5 мин).

Ребята, мы сегодня с вами выполним эскиз праздничного дымковского орнамента для этого давайте теперь разделимся на 3 группы, каждая из которых получит свое задание.

1 группа будет выполнять эскиз дымковской барыни, 2 – кавалера, 3- игрушки лошадки.

Для работы сейчас вам понадобятся: лист бумаги, ластик и карандаш. Бумагу располагаем горизонтально, мысленно делим лист на две половины, справа у нас будет располагаться рисунок дымковской игрушки, а с лева орнамент, которым будет расписываться эта игрушки.

Сначала начинаем рисовать изображение игрушки, для этого намечаем ее расположение на листе тонкими линиями, а затем приступаем к прорисовке деталей. После этого перемещаемся на правую сторону нашего рисунка и начинаем разрабатывать орнамент. Какие цвета мы должны использовать для нашего орнамента чтобы он был праздничным? (Яркие: красный, желтый синий) А какие элементы? (круги, полоски, волнистые линии). Орнамента должен быть не менее трех видов. После этого переносим разработанный нами орнамент на рисунок игрушки.

После карандашного рисунка начинаем работу в цвете. Для этого нам понадобится: гуашь, кисти и палитра. Раскрашивать мы начинаем с образцов орнамента, краску наносим тонкой кистью, аккуратно проводя ей по листу. А затем переходим к росписи эскиза игрушки.

5. Самостоятельная работа (20 мин).

Индивидуальная помощь.

Я вижу устали ваши спины и шеи. Давайте на минуточку отвлечёмся. Повторяйте за мной:

Если весело живётся, делай так! (наклоны головой в стороны)

Если курица клюёт то делай так! (наклоны головой вперёд-назад)

А ворона распоётся, делай так! (сжимание – разжимание пальцев)

Если соня вдруг проснётся, делай так! (поднятие рук вверх)

Немного отдохнули, а теперь продолжим работу!

6. Итог занятия (4 мин).

Ребята, у вас получились прекрасные эскизы дымковских игрушек. У каждого получился свой неповторимый орнамент. А возникали ли трудности во время работы? Как вы их решали?

Какие существуют виды орнаментов?

Какой вид вы использовали на занятии? Какие существуют виды игрушек? Какая вам понравилась больше и почему?

Вы как настоящие мастера выполняли свой замысел, советовались друг с другом, именно так происходит в мастерских у ремесленников.

На следующем занятии мы свами распишем уже заготовки игрушек.

Жду вас всех на следующем занятии. До свидания.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о