Физический опыт 7 класс – Учебно-методические материалы «Формирование познавательного интереса учащихся 7-9 классов на основе проведения физического эксперимента»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Занимательные опыты для 7-8 классов.

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Мамадышский муниципальный район

МБОУ «Нижнесуньская СОШ»

Физический вечер-конкурс для учащихся 7-8 классов:

Занимательные опыты.

        Ахатова С.Х. — учитель физики

                                                           первой квалификационной категории.

2014 год

 Цели мероприятия:

Образовательные: развивать познавательный интерес, интерес к физике;
Развивающие: развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, умение применять знания в новой ситуации;
Воспитательные: развивать внимание, наблюдательность, приучать детей к доброжелательному общению.

Ход физического вечера.

Ведущий: Добрый вечер, ребята! Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки по физике. Слово предоставляем учащимся 9 класса.

(Учащиеся 9 класса показывают опыты и задают вопрос, учащиеся 7-8 классов отвечают на вопросы.)

1 ученик 9 класса: Опыт 1 называется «Не замочив рук».

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

(Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой. Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.)

2 ученик 9 класса: Опыт 2 называется «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

(Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.)

3 ученик 9 класса: Опыт 3 называется «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

(Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой. Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.)

4 ученик 9 класса: Опыт 4 называется «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

(Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.  Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.)

5 ученик 9 класса: Опыт 5 называется  «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

(Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам. Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.)

6 ученик 9 класса: Опыт 6 с динамометрами.

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра.

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

( Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона))

7 ученик 9 класса: Опыт 7  с листами бумаги:

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист  падает быстрее?

(Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.  А вот в вакууме они падали бы одновременно.)

8 ученик 9 класса: Опыт 8 называется « Как быстро погаснет свеча?»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?

(Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает. Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.)

9 ученик 9 класса: Опыт 9 называется «Несгораемая бумага».

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

(Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.)

10 ученик 9 класса: Опыт 10 называется «Несгораемый платок».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

(Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.)

11 ученик 9 класса: Опыт 11 называется «Несгораемая нитка».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

(Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли. Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.)

12 ученик 9 класса: Опыт 12 называется «Вода кипит в бумажной кастрюле».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе. Можно ли кипятить воду в этой кастрюле?

(Объяснение: Да, можно.  Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.)

Ведущий: Пока закипит вода, ответьте на  вопросы:

 1. Что растет вниз вершиной? (сосулька)

      2. В воде купался, а сухим остался. (Гусь, утка)

      3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

      4. С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет. (Пушинка)

      5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

7. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

8. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

9. Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)

13 ученик 9 класса: Опыт 13 называется «Картофельные весы».

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины. Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

(Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.)

Ведущий: И так сегодняшний вечер окончен, спасибо за активное участие! Подводим итог сегодняшнему вечеру. Слово предоставляем жюри конкурса.

Жюри подводит итог конкурсу, вручает призы.

Литература:

 1. Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977

 2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

3. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964.

4.Интернет-ресурсы.

Опыты и эксперименты по физике (7, 8 класс) на тему: Открытое мероприятие «Занимательная физика»

МБОУ «Тат-Пишленская СОШ»

 «Занимательная физика»

Подготовил:                                                        Пашкович В.Ш.

                          Открытое мероприятие

Цель игры:

  • расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике;
  • развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;
  • научить применять знания в новой ситуации;
  • приучать детей к доброжелательному общению.

Оборудование:  компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.

Пояснительная записка:

  1. В игре участвуют две команды по 5 учащихся 7-9 классах
  2. Игрой руководит учитель физики. Члены жюри – учителя
  3. Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.
  4. После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы  членам жюри.
  5. Объявляются итоги каждого конкурса.

        Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»

Ход игры:

Ведущий :

 Конкурс 1 Разминка — отгадайте загадки,  жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда — облака.

(Барометр)

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. 

(Барометр)

Две сестрицы качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.

(Весы)

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит. 

(Эхо)

                                                                                                                               
То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.          
Они не могут говорить

Но могут массу определить

.     (Гири)

Сначала  — блеск

За блеском – треск,
За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)

Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.

(Термометр)

Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.

(Секундомер, часы)

Ведущий: подведем итоги 1 конкурса,  слово предоставляется председателю жюри.

Учитель  предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении,  кроме диагоналей.

Ответы к конкурсу № 2:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес.

Ведущий: Подведем итоги конкурса,  слово предоставляется председателю жюри.

Конкурс №3. «Всем известный метр…» 

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях…

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №3:

  • динамометр – сила;
  • метр – длина;
  • спидометр – скорость;
  • барометр – атмосферное давление;
  • манометр – давление;
  • гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
  • электрометр – электрический заряд;
  • амперметр – сила тока;
  • вольтметр – напряжение;
  • ваттметр – мощность и  др.

Ведущий: Подведем итоги конкурса,  слово предоставляется председателю жюри.

Конкурс №4. «Как угодно обзови».

От каждой команды приглашаются по одному человеку. Их задача заключается в том, чтобы они правильно назвали физические приборы и объяснили для чего они предназначены.

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Весы – для измерения массы тела.

Термометр – для измерения температуры тела.

Транспортир — для измерения углов.

 Динамометр – для измерения силы тяжести, упругости, трения и веса тела.

Мензурка – для измерения объёма жидкости и объёма тела.

Секундомер – для измерения времени.

Ведущий: Подведем итоги конкурса,  слово предоставляется председателю жюри.

Конкурс № 5.«Историческая веха».

В этом конкурсе принимает участие вся команда. Команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл.

1 команда:

1). Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.

2). Его изобретения весьма популярны.

3). С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.

4). Он говорил: «Дайте мне такую точку опоры, и я переверну весь мир».

5). После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!».

/Ответ: АРХИМЕД/.

2 команда:

1). Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики.

2). Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны.

3). Уже в 26 лет он стал профессором.

4). Он открыл и обосновал три закона механики.

5). Существует легенда о том, что благодаря яблоку, которое ему упало на голову, сидя под ней, он открыл известный физический закон.

/Ответ: ИСААК НЬЮТОН/.

Ведущий: Подведем итоги конкурса,  слово предоставляется председателю жюри.

Конкурс №6 «Объясни увиденное»

Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно посмотрите и попытайтесь их объяснить. ( Два подготовленных ученика показывают опыты по очереди)

Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т.е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Опыт 4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникать под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.

 Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см. 

Опыт 6 «Закон Ньютона»

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению (Третий закон Ньютона).

Опыт 7 «Такая разная бумага»

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт 8 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Опыт 9 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

Пока закипит вода, можно предложить игрокам вопросы:

  1. Что растет вниз вершиной? (сосулька)
  2. В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)
  3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность)
  4. С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет (Пушинка)
  5. Днем окно разбито, на ночь вставлено (Прорубь)

 Опыт 10 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды  меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.

Используемая литература:

  1. Билимович Б.Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977.
  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985.
  3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
  4. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
  5. Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).

Занимательные фишки к урокам физики — 7 класс

Занимательные фишки к урокам физики — 7 класс

Дополнительно для 7 класса:

ЦОР — интересные материалы к урокам физики для 7 класса — смотреть
Физика Кормакова Н.А. — 7 класс. Опорные конспекты. Тесты. Контрольные работы — смотреть
Новые конспекты по физике для 7 класса — смотреть
Видеоуроки по темам 7 класса — смотреть
Диафильмы учебные по физике — смотреть
Задачи по физике 7 класс — смотреть
Видеоролики по физике- смотреть
Тесты по темам физики — 7 класс — смотреть
Наглядные мультимедийные пособия к уроку — смотреть разделы «медиа-1» и «медиа-2» в верхнем меню

На этих страницах, сгруппированных по темам школьной физики, изучаемым в 7 классе, вы найдете не только физические формулы и определения по теме урока, но и интересные заметки о природных явлениях и технических устройствах, подтверждающие теорию.


ВВЕДЕНИЕ


Измерение времени. ……….смотреть
Единицы измерения. ……….смотреть
Перевод единиц измерения. ……….смотреть


СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА


Строение вещества. ……….смотреть



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ


Плотность ………. смотреть
Сила трения ………. смотреть
Трение покоя ………. смотреть
Трение в природе и технике. Подшипники ………. смотреть


ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ


Давление твердых тел ………. смотреть
Давление газа ………. смотреть
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля ………. смотреть
Давление в жидкости и газе ………. смотреть
Атмосферное давление ………. смотреть
Приборы для измерения атмосферного давления ………. смотреть
Архимедова сила ………. смотреть
Сообщающиеся сосуды ………. смотреть
Воздухоплавание ………. смотреть


МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ


Блок. Простые механизмы ………. смотреть
Ворот. Лебедка. Зубчатая передача ………. смотреть
Наклонная плоскость. Клин. Винт ………. смотреть
Использование простых механизмов ………. смотреть
Механическая работа ………. смотреть
Механическая мощность ………. смотреть


Знаете ли вы?

… немного о фотометрии

Нельзя создать ни один оптический прибор без фотометрических расчетов. Именно они позволили увеличить контрастность изображения звезд до миллиона раз в астрономических телескопах.

Как начиналась история фотометрии? Заложившие основы фотометрии ученые были необыкновенными людьми. Первым был Леонардо да Винчи.

Затем замечательный ученый П. Бугер (1698-1758)в 1729 изобрел способ сравнения двух потоков света и сформулировал почти все основные принципы фотометрии. Кстати, Бугер 9 лет провел в экспедиции по измерению дуги меридиана вблизи экватора и опубликовал фундаментальные труды по теории корабля, навигации и астрономии.

И. Ламберт (1728-1777) систематизировал теорию фотометрии, и дальнейшее ее развитие шло в основном по линии совершенствования методов измерения. Ламберт был не только физиком, но и занимался космологией, математикой (доказал иррациональность числа π), философией. В его работах впервые упоминаются двойные звезды.

В жизни не без ошибок! Ламберту долго приписывали открытый Бугером закон экспоненциального убывания интенсивности света в прозрачных телах, а один из вариантов фотометра, идею которого впервые высказал Ламберт, назвали именем английского физики Румфорда, лишь усовершенствовавшего этот прибор.


«Творческие экспериментальные задания по физике, 7 класс»

Доклад

«Творческие экспериментальные задания по физике, 7 класс»

Цель:

разработать систему творческих экспериментальных заданий по физике 7 класса, ориентированную на повышение уровня развития интереса.

  Физика – наука экспериментальная. Под экспериментом понимают опыт, т.е. наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать каждый раз при повторении тех же условий. Поэтому понимание о и сознание физической теории невозможно без подтвержденных данных, т.е. без эксперимента. Она предполагает активную самостоятельную позицию учащихся  в учении;  развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских и самооценочных; Формирование умений, которые связаны с опытом, их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Для многих учащихся материал по физике, изложенный в книгах и учебниках, остается долгое время непонятным. И интерес к данному предмету из-за непонимания снижается, что ведет к непониманию предмета и снижению успеваемости.

Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной.

Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя

Для учащегося наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно.

Именно эксперимент помогает ученику не только лучше понять теорию, но и активно включаться в работу на уроке, выдвигать свои теории для решения проблемы, решать не только вместе с учителем поставленные задачи, но и даже самостоятельно. Эксперимент составляет важную сторону практики. С его помощью наука в состоянии не только объяснить явления материального мира, но и непосредственно овладеть ими. Поэтому эксперимент является главным средством связи науки с жизнью.

Физический эксперимент – одно из основных средств развития творческих способностей учащихся.

Традиционно при изучении физики эксперимент делится;

а) демонстрационный, выполняемый учителем;

б) практические (исследовательские) работы, выполняемые учеником самостоятельно.

Экспериментальные задания – задания, целью которых становится исследование, т.к. лабораторные работы из учебника не содержат исследовательского эксперимента.

Эти работы заставляют учеников самостоятельно искать пути, ведущие к конечному результату, разрабатывать план действий, учитывать возможности предоставленных приборов и оборудования и добиваться получения максимально возможной точности за счет оптимального метода измерений.

Такие работы позволяют учащемуся реализовывать и развивать творческие способности, повышают интерес к предмету, развивают воображение, логическое мышление, гибкость ума, интуицию.

В докладе подробно описано решение некоторых таких заданий, подобраны наиболее интересные темы для исследований. Ведь главная цель состоит в том, чтобы повысить интерес учеников к физике.

Тема «Измерение размеров и объемов малых тел»

1.Определение объема одной одной пульки.

2. Определение объема СД-диска

3.Определение массы спички без серы

Задание 1. Определение объема одной пульки

Цель: Измерить объем одной пульки с помощью эксперимента.

Оборудование: Мензурка,200 пулек, вода.

Ход работы.

  1. Чтобы измерить объем одной пульки, наливаем в мензурку воду до отметки 50 мл.

  2. Затем аккуратно высыпаем 200 пулек в воду и отмечаем, насколько повысился уровень воды в мензурке. Он стал равным 60 мл.

  3. Чтобы найти объем всех пулек, надо из большего объема вычесть меньший, получаем 10 мл.

  4. Затем находим объем одной пульки: делим 10 мл на 200 пулек. Получаем, что пулька имеет объем равный 0,05 см3 (слайд 3-4)

Определение объема одной пульки

Дано: пулька

n = 200 пулек

V1 = 50 мл

V2 = 60 мл

СИ

50 см2

60 см2

Решение

V3 = V2 – V1

Vпульки = hello_html_7b33595.gif

V3 = 60 см3 – 50 см3 = 10 см3

Vпульки =hello_html_60081e4b.gif = 0,05 см3

Vпульки = ?

Ответ: объём одной пульки равен 0,05 см3

Задание 2. Определение объема СD диска

Цель: Измерить объем СD диска

Оборудование: Миллиметровая бумага, СD диски -10 шт.

Ход работы.

Чтобы измерить объем СD диска, нам нужно узнать площадь диска без отверстия и его толщину.

1.Находим площадь диска. Чтобы его найти, надо из площади большего круга вычесть площадь отверстия.

2.Находим площадь диска с отверстием. Выкладываем диск на миллиметровую бумагу, обводим контур и измеряем диаметр круга. Получилось 12 см, тогда радиус -6см. Подставляем эти значения в формулу площади круга. и расчет оказался равным 113 см3.

3.Теперь находим площадь отверстия. Выкладываем диск на бумагу, обводим отверстие и находим радиус. У нас получился 0,7 см. Площадь отверстия по расчетам равна

1,5 см2.

4. Вычитаем из площади всего диска площадь отверстия. Результат равен 111,5 см2.

5. Теперь находим толщину диска. Для этого берем 10 дисков, складываем их вместе и ставим вертикально на миллиметровую бумагу. Они занимают 10 клеточек. Значит, толщина 10 дисков равна 1,3 см. а одного 0,13 см.

6. Сейчас мы можем найти объем диска. В нашем случае, умножаем площадь диска на толщину. Получаем приблизительно 14,5 см3 (слайд 6-7)

Измерение объёма CD диска

Дано: диск

h 10 дисков = 1,3 см

h 1 диска = 0,13 см

d1 = 12 cм

d2 = 1,4 см

S = S1 – S2

S1 = hello_html_469c3b5b.gif

S2 = hello_html_m54f1ce4a.gif

V = Sh

R = d : 2

Решение

R1 = 12 cм : 2 = 6 см

R2 = 1,4 cм : 2 = 0,7 см

S1 = 3,14 ∙ 62 см2 = 3,14 ∙ 36 см2 = 113 см2

S2 = 3, 14 ∙ 0,72 см2 = 3,14 ∙ 0,49 см2 = 1,5 см2

S= 113 см2 – 1,5 см2 = 111,5 см2

V = 111,5 см2 ∙ 0,13 см = 14,5 см3

V = ?

Ответ: объём диска равен 14,5 см3

Задание3. Измерение массы спички без серы

Цель: измерить массу спички без использования весов.

Оборудование: Миллиметровая бумага, 5 спичек.

Ход работы.

1.Чтобы, измерить массу спички без серы, сначала нужно измерить объем. Для этого берем 5 спичек, заранее очищенных от серы, и выложить в ряд на миллиметровую бумагу. Получилось, что они занимают 10 клеточек, т.е.1 см-это ширина 5 спичек. Тогда ширина одной спички-0,2 см.

2.Соответственно измеряем дину спички — 4 см.

3.Считаем объем: перемножая длину, ширину, толщину. Получается-0,16 см3— объем одной спички.

4. Плотность спички равна 0,8 г/см3.Зная формулу массы через плотность и объем, находим, что масса приблизительно равна 0,13г. (слайд 9).

Измерение массы спички без серы

Дано: спичка

а = 0,2 см

h = 4 см

ρ = 0,8 г/см3

S = a2

V = S∙h

m = ρ∙V

Решение:

S = 0,22 см2 = 0,04 см2

V = 0,04 см2 ∙ 4 см = 0,16 см3

m = 0,8 г/см3 ∙ 0,16 см3 = 0,13 г

m = ?

Ответ: масса спички равна 0,13 г.

Тема «Скорость»

1.Определение скорости написания своего имени.

2.Определение скорости бумажного вертолета.

3.Определение скорости кошки.

Задание 1. Определение скорости написания своего имени.

Цель: Определить экспериментально приблизительно скорость написания своего имени.

Оборудование: Лист в клетку, фломастер, нитка, линейка, секундомер.

Ход работы.

1. Написать свое имя на листе, соблюдая высоту букв (3-4 клетки)

2.Засечь на секундомере время, за которое мы успели написать свое имя. Получилось 10 сек.

3.Обвести ниткой контуры букв. Получается определенный отрезок нити. Затем измеряем линейкой его длину- 20см.

4. Подставить в формулу скорости, рассчитать значение (слайд 12).

Определение скорости написания своего имени

Дано: почерк

S = 0,2 м

t = 10 c

V =hello_html_231d437f.gif

Решение:

V =hello_html_264a30c6.gif= 0,02 м/с

V = ?

Ответ скорость написания своего имени равна 0,02 м/с.

Задание 2. Определение скорости бумажного вертолета

Цель: определить приблизительно скорость бумажного вертолета при равномерном движении.

Оборудование: Модель «бумажный вертолет», рулетка, секундомер.

Ход работы.

1.Измерить высоту от пола до вытянутой руки вверх. Получилось 2 м.

2.Отпустить вертолет и засечь время падения на секундомере. Получилось 1,2сек.

3. Подставить измерения в формулу скорости. По расчетам она оказалась равной 1/7 м/с.

Определение скорости падения бумажного вертолета

Дано: вертолет

S = 2 м

t = 1,2 с

V =hello_html_231d437f.gif

Решение:

V =hello_html_m66fa3e7a.gif= 1,7 м/с

V = ?

Ответ: скорость падения бумажного вертолета равна 1,7 м/с.

Задание 3. Определение скорости кошки

Для этого эксперимента мне понадобились: секундомер, рулетка, игрушка и сама кошка.

1.Измерить расстояние от старта до финиша.-3м

2.Находясь на «старте», и придерживаем кошку, бросить ей игрушку к «финишу»

3.Отпустить кошку и засечь время, за которое кошка пробежит это расстояние. Получилось -1 сек.

4.Подставить измерения в формулу скорости. Приблизительно скорость кошки равна-3 м/с.

Определение скорости кошки

Дано: кошка

S = 3 м

t = 1 c

V =hello_html_231d437f.gif

Решение:

V =hello_html_7e9901b2.gif= 3 м/с

V = ?

Ответ: скорость кошки равна 3 м/с.

Тема «Трение»

Задание 1.

Возьмите длинную тяжелую книгу, перевяжите ее тонкой ниткой и

прикрепите к нитке резиновую нить длиной 20см. Положите книгу на стол и очень медленно начинайте тянуть за конец резиновой нити. Попытайтесь измерить длину растянувшейся резиновой нити в момент начала скольжения книги. Измерьте длину растянувшейся книги при равномерном движении книги. Положите под книгу две тонкие цилиндрические ручки (или два цилиндрических карандаша) и так же тяните за конец нити. Измерьте длину растянувшейся нити при равномерном движении книги на катках. Сравните три полученных результата и сделайте выводы. Примечание. Следующее задание является разновидностью предыдущего. Оно так же направлено на сравнение трения покоя, трения скольжения и трения качения.

Задание 2.

Положите на книгу шестигранный карандаш параллельно ее корешку. Медленно поднимайте верхний край книги до тех пор, пока карандаш не начнет скользить вниз. Чуть уменьшите наклон книги и закрепите ее в таком положении, подложив под нее что-нибудь. Теперь карандаш, если его снова положить на книгу, съезжать не будет. Его удерживает на месте сила трения — сила трения покоя. Но стоит эту силу чуть ослабить — а для этого достаточно щелкнуть пальцем по книге, — и карандаш поползет вниз, пока не упадет на стол. (Тот же опыт можно проделать, например, с пеналом, спичечным коробком, ластиком и т.п.). Подумайте, почему гвоздь легче вытащить из доски, если вращать его вокруг оси? Чтобы толстую книгу передвинуть по столу одним пальцем, надо приложить некоторое усилие. А если под книгу положить два круглых карандаша или ручки, которые будут в данном случае роликовыми подшипниками, книга легко передвинется от слабого толчка мизинцем. Проделайте опыты и сделайте сравнение силы трения покоя, силы трения скольжения и силы трения качения.

Задание 3.

На этом опыте можно наблюдать сразу два явления; инерцию и трение. Возьмите два яйца: одно сырое, а другое сваренное вкрутую. Закрутите оба яйца на большой тарелке. Вы видите, что вареное яйцо ведет себя иначе, чем сырое: оно вращается значительно быстрее. В вареном яйце белок и желток жестко связаны со своей скорлупой и между собой т.к. находятся в твердом состоянии. А когда мы раскручиваем сырое яйцо, то мы раскручиваем сначала лишь скорлупу, только потом, за счет трения, слой за слоем вращение передается белку и желтку. Таким образом, жидкие белок и желток своим трением между слоями тормозят вращение скорлупы.

Примечание; вместо сырого и вареного яиц можно закрутить две кастрюли, в одной из которых вода, а в другой находится столько же по объему крупы.

Тема «Давление газов. Атмосферное давление».

Задание 1.

Ополосните пластиковую бутылку горячей водой и плотно закройте крышкой. По мере остывания в ней воздуха до комнатной температуры, давление внутри падает, атмосферное давление сдавливает бутылку с боков. Почему?

Задание 2.

Модель работы легких. Отрежьте дно у пластиковой бутылки. Натяните на горлышко воздушный шарик и протолкните его внутрь. Отрезанную часть бутылки затяните пленкой от другого воздушного шарика или от использованной резиновой перчатки и закрепите ее скотчем. При оттягивании пленки объем воздуха внутри бутылки увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного, шарик надувается. При надавливании на нижнюю пленку объем воздуха в бутылке уменьшается, давление становится больше атмосферного, шарик сжимается.

Задание 3.

Надуйте воздушный шарик. О каких свойствах газа и оболочки шарика свидетельствует его форма. Почему, направляя струю воздуха в определенном направлении, мы заставляем шарик раздуваться сразу по всем направлениям? Почему не все воздушные шарики принимают сферическую форму?

Задание 4.

С помощью трубочки или соломинки и мыльного раствора получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от трубочки, имеет шарообразную форму.

Задание 5.

Сконструируйте картезианского водолаза, пользуясь пластиковой бутылкой или 3-х литровой банкой с пластиковой крышкой. Поплавок изготовьте из обычного прозрачного пузырька, например из-под пенициллина, заполнив его водой более чем на 1/3 объема. В пробке пузырька сделайте шилом отверстие и в него плотно вставьте трубочку длиной 10мм от стержня шариковой ручки. Можно взять пипетку и наполнить её водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. После наполнения бутылки (банки) водой опустите в нее поплавок. При нажатии на крышку банки или нажиме на бутылку поплавок опускается. Проследите за объемом воды в поплавке при его погружении и подъеме. Поплавок можно изготовить из колпачка от фломастера или от шариковой ручки. Чтобы колпачок плавал вертикально, вставьте в него несколько скрепок. Можно из фольги сделать «пропеллер» и надеть его на колпачок, тогда водолаз будет опускаться и подниматься, вращаясь.

Задание 2.

Зажженную свечу или бумагу подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого воздушного шарика. Опишите наблюдаемые явления.

Заключение.

Таким образом, если учителя будут применять домашние экспериментальные задания в своей работе, то это положительно скажется на процессе обучения школьников физике и на их общем развитии, результатом обучения будет развитие разностороннего, оригинального, не скованного узкими рамками мышления. А — это путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых.. Учащиеся смогут не только по-настоящему понять многие процессы, происходящие вокруг него, но главное- применять полученные знания и опыт в своей жизни.

Список литературы.

  1. А.В. Усова. Избранное. — Челябинск: ЧГПУ, 2000.

  2. Л.А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — Москва: Просвещение, 1983.

  3. Н.М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках физики. — Москва: Просвещение, 1980.

  4. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. // Под ред. А. В. Усовой. — Москва: Просвещение, 1990.

  5. Ресурсы Интернет.

6. «Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах» — С.Д.Варламов, А.Г. Зильберман, В.И. Зинковский.

7.Интернет-ресурс-www.afisika.ru. Занимательная физика Я.И.Перельман..

8.Ланге В.Н. «Экспериментальные физические задачи на смекалку».

Конспект урока по физике «Наблюдения и опыты» по ФГОС в 7 классе

Данные об учителе: Истомина Марина Васильевна

Класс: 7 МБОУ Останкинская СШ

Учебник: А.В.Пёрышкин «Физика 7», Москва: Дрофа, 2011

Тема урока: Наблюдения и опыты. Измерение физических величин.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, шаблоны шкал приборов.

Цель урока: Цель урока:

• Сформировать понятие наблюдения и опыта, а также их использования при изучении физики, сформировать понятия цены деления и умения находить её для различных приборов.

Задачи урока:

• 1. Определить понятие «Наблюдение».

• 2. Определить понятие «Опыт».

• 3. Определить понятие «Измерение».

• 4. Определить понятие «Гипотеза».

5. Определить понятие «цена деления».

Задачи:

Определить понятия: опыт, наблюдение. гипотеза, измерение; физическая величина, единицы величины, формировать умения сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление, культуру речи; воспитывать познавательный интерес обучающихся.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты: формирование ценности активного и безопасного образа жизни; формирование умений аргументированно выражать своё мнение; овладение навыками сравнения; освоение начальных форм рефлексии.

Форма проведения: фронтальная, коллективная, демонстрационная, игровая.

Формируемые УУД: Личностные УУД: понимать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать практическую задачу в познавательную, учиться высказывать свои предположения и принимать учебную задачу;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: диалог демонстрационный эксперимент индивидуальная работа коллективная работа

Педагогические технологии – технологии развивающего обучения: компьютерные технологии исследовательский метод обучения игровые технологии

Методы обучения: диалоговый исследовательский информационные технологии

Ход урока.

Урок сопровождается демонстрацией презентации.

1.Организационный момент. (слайд 2)

Наука начинается там.

где начинают измерять.

Д.И.Менделеев

Сообщение учащимся темы, цели урока, формулируются задачи, которые должны быть решены учащимися к концу урока.

2. Фронтальный опрос.(слайд 3)

Игра «да – нет».

  1. Яблоко – это вещество (нет)

  2. Ртуть – это физ. тело (нет)

  3. Гроза – это явление (да)

  4. Солнце – это явление (да)

  5. Эхо – это вещество(нет)

  6. Корабль – это тело (да)

  7. Реальность – это тело (нет)

  8. Молния – это тело (нет)

  9. Книга – это вещество (нет)

  10. Золото – это вещество (да)

  11. Ложка – это явление (нет)

  12. Хлеб – это тело (да)

  13. Мука – это тело (нет)

  14. Соль – это вещество (да)

  15. Гроза – это явление (нет)

  16. Снег – это явление (нет)

  1. Мотивация.

На доске две линии. Внимание: какая из линий длиннее? Измерьте. Таким образом, мы опять приходим к выводу, что органы чувств нам могут давать неверную информацию.

4. Изучение нового материала.

Мы с вами начали отвечать на вопросы, и у вас было несколько предположений. Предположение в физике называется гипотезой.

Еще один вопрос: что быстрее падает с одинаковой высоты – лист бумаги или книга? Проверяем. Почему? Везде ли так происходит? Как вы думаете?

Исследование любого явления начинается с наблюдения его в естественной обстановке. То есть, если мы хотим изучить движение падающих тел, то, прежде всего, его надо увидеть. Но этого недостаточно. После того, как человек увидел падающие тела и заинтересовался этим движением, он должен поставить эксперимент, то есть воссоздать это движение искусственно в удобных для него условиях.

Два маленьких мальчика захотели выяснить, что произойдёт с курткой, если её опустить в воду. Один мальчик опустил её в тазик с водой, а другой смотрел, как он это делает. В результате куртка стала мокрая. Оба ребёнка поняли это. Одинаковы ли были источники их знаний?

Вывод: наблюдения и опыты – источники физических знаний.

Для изучения какого-либо явления за ним, прежде всего, нужно наблюдать, и не один раз.

Возвращаемся к примеру с падением тел. Чтобы изучить такое явление, как падение тела на Землю, недостаточно один раз увидеть, как то или иное тело падает. Нужно понять, будет ли разница в падении тел разной массы, разного размера, с разной высоты. Чтобы получить такую информацию, нужно много раз наблюдать за падающими телами.

Но, конечно, если просто ждать, когда упадет тело нужной массы и размера, то выводы по данному наблюдению мы сделаем не скоро. Для этого тела нужной массы и объема заставляют падать с нужной высоты согласно заранее составленному плану. Иными словами, проводят опыт. И во время опытов проводят необходимые измерения, на основании которых в будущем делаются выводы в отношении данного явления.

Опыты от наблюдения отличаются тем, что их проводят с определенной целью по заранее обдуманному плану. Чтобы выстроить такой план, нужно иметь предположения в отношении исследуемого явления, т.е. гипотезу. И в процессе опытов гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.

Чтобы получить научные знания о том или ином явлении, необходимо обдумать, объяснить результаты проведенных опытов, найти причины наблюдаемых явлений и сделать выводы.

Существует легенда(СЛАЙД 4), согласно которой итальянский ученый Галилео Галилей использовал опыт для изучения процесса падения тел. Он ронял чугунные и каменные шары с Пизанской башни и, наблюдая за их движением, убедился, что они достигают основания в одно и то же время. Галилей предположил (выдвинул гипотезу), что лёгкое птичье пёрышко упало бы с башни одновременно с тяжёлыми шарами, если бы не было сопротивления воздуха.

После изобретения воздушного насоса великий английский физик Исаак Ньютон (СЛАЙД 5) для проверки гипотезы Галилея поместил внутрь длинной стеклянной трубки свинцовый шарик и птичье пёрышко. Перевернув трубку, он убедился, что свинцовый шарик падает быстрее. Откачав воздух из трубки, Ньютон повторил опыт. Оказалось, что в разреженном воздухе свинцовый шарик и птичье перо падают одновременно. Так опыт Ньютона подтвердил гипотезу Галилея.

Благодаря этому опыту, Ньютон подтвердил гипотезу Галилея и открыл закон падения тел. Таким образом, изучение движения тел, как и других физических явлений, проходит обычно следующие основные стадии:

  1. (слайд 6).Наблюдение явления в естественной обстановке.

  2. Выдвижение более или менее вероятного предположения, объясняющего данное явление (гипотеза).

  3. Введение величин, с помощью которых можно описать изучаемое явление.

  4. Проведение предварительно спланированных опытов, в ходе которых устанавливаются зависимости между введёнными величинами.

  5. Анализ результатов эксперимента либо подтверждает выдвинутую гипотезу (тогда она становится теорией), либо делает необходимым выдвижение новой гипотезы.

Обратите внимание, что в пунктах 2 и 3 встречается слово «величина». Это ещё один физический термин. Давайте познакомимся с этим термином подробнее.

Чтение отрывка. (СЛАЙД 7) «Я принял решение, — сказал удав, — измерить свой рост». –АААА, — сказала мартышка. – А я думала. ..- и тут только до мартышки дошло, что сказал удав. – Измерить свой рост? – восхитилась мартышка. — Какое замечательное, какое прекрасное решение! – Да, — вздохнул удав. – Это пока неизвестно. – Как же ты будешь измерять его, каким способом? – спросила мартышка. -Честно говоря, — признался удав, — я не знаю ни одного способа. Все эти способы мне неизвестны. – Значит, ты не знаешь, как измерить свой рост? – огорчилась мартышка…»

Как был измерен рост попугая?

«А теперь, — сказал удав, — я знаю, что мой рост… 2 слонёнка, 5 мартышек, 38 попугаев. –Эге, — вдруг задумался удав, а в попугаях – то я гораздо длиннее!

Почему измерить рост удава оказалось такой трудной задачей? Как друзья вышли из положения? Почему удав оказался длиннее всего в попугаях?

Выясняем, что существуют различные приборы для измерения длины: линейка, метр, сантиметр, рулетка. Измеряем длину и ширину стола. Записываем результаты и выражаем в см, дм, мм.

Существуют различные единицы измерения длины. Основная единица – метр. Введение системы «СИ».- 1963ГОД.

Примеры физических величин. (слайд 8)

Что значить измерить физическую величину? – значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. (слайд 9).

Составим таблицу:

величина

единица

прибор

Масса

Скорость

время

Чтобы уметь пользоваться физическими приборами, нужно уметь находить цену деления прибора. (на примере линейки). (СЛАЙД 10)

  1. Закрепление материала.

Нахождение цены делений приборов, используя шаблоны.

• 1. Урок на тему: «Здравствуй, физика» Малышева Е.В., учитель физики, МОУ «Керчевская СОШ», Чердынского района, пермского края.

• 2. Урок на тему: «Физика. Физические явления» Сизенова О.Я., учитель физики, МОУ «СОШ №21» г. Салават, Р. Башкортостан.

• 3. Г.Остер «Зарядка для хвоста».

• 4. Перышкин А.В. Физика. Учебник для общеобразовательных учебных заведений 7 класс. – М, Просвещение, 2008

5.Домашнее задание.(слайд 8)

1. п. 3-4, рис.6-9(найти ц.д.),

2. № 14 (Л).

I

Конспект урока по физике 7 класс на тему «Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты»

Конспект урока по физике «Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты» для учащихся 7-х классов. Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.

Эпиграф:

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование научного мировоззрения.

Цели :

Обучающие: познакомить учащихся с новым предметом, дать представление о том, что изучает физика, каковы ее методы и значение в научном познании мира; научить детей новым способам нахождения знаний; обеспечить усвоение образовательных стандартов.

Развивающие: развивать аргументированную речь; развивать умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы; развивать навыки самопроверки и объективной самооценки; развивать устойчивый интерес к предмету.

Воспитательные: способствовать формированию понимания места и значения науки в жизни человека и необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения и развития человечества в целом.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемый результат:

Предметный: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, научный метод;

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации;

Познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике;

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять поиск средств ее достижения.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать в группе, слушать и слышать других, сотрудничать в совместном решении учебных исследовательских задач.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Структура урока

I. Организационный этап.

II. Мотивационный этап. Мотивация. Постановка проблемного вопроса.

Какая наука очень тесно связана с географией, биологией? Что изучает физика?

III. Этап первичного усвоения новых знаний.

Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” — природа).hello_html_5508c9c2.jpg

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.hello_html_350d8d9a.jpg

В жизни мы постоянно сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире.hello_html_1d276254.jpg

      hello_html_4aedea17.jpg

 hello_html_m251e3501.png

         hello_html_m4bd776a8.jpg

Физика изучает: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые, атомные явления. Давайте разберемся, что это за явления.

Механические явления. Нас постоянно окружает движение: люди бегают, летают самолеты, едут автомобили и т.д. Мы постараемся ответить на вопросы: Почему летают самолеты, ракеты и спутники? Почему плавают люди и корабли? Почему метеориты падают на землю? Почему планеты вращаются вокруг Солнца? Кто сможет сейчас ответить на какой-либо из этих вопросов? Вывод: задача физики ответить на вопрос: как происходит движение самых разных тел и вывести законы движения.

Давайте посмотрим примеры движения.

Электрические явления – это явления, связанные с электричеством.

Как возникает молния? Что такое электрический ток? Чем опасно короткое замыкание? Зачем нужны энергосберегающие лампы? Существуют ли электрические рыбы?

Магнитные явления — это явления, связанные с магнитами. А почему магнит любит железо? Почему компас всегда показывает на север? Что такое северное сияние? Что такое электромагнит? влияние Земли на

стрелку компаса

движение поезда на магнитной

подушке

Атомные явления-явления, связанные с атомами. Чем отличается атомная подводная лодка от обычной? Что такое ядерный взрыв? Как работает ядерный реактор? Как провести караваны судов во льдах?

Световые (оптические) явления явления, связанные со светом.

  

Тепловые явленияявления, связанные с изменениями температуры.

   

Звуковые явленияявления, связанные со звуком.

  

IV этап. Первичная проверка понимания.

Вы знаете, как происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы, предскажите, чем закончатся следующие события:

  1. Если выпустить из рук тяжелые предмет , то…..,

  2. Если цветок не поливать , то……,

  3. Если сверкнула молния, то….

Физика помогает более глубоко изучить процессы , на первый взгляд не относящиеся к физике. Любая наука использует свои специальные слова — научные термины.Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

  • Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

  • Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)

  • Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)

  • Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные).

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами: «Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?»

– Можно наблюдать за явлением.

– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.

Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.

Опыт Г. Галилея. Ребята, ка вы думаете, если бросать разные по массе тела, например, два шарика 100 г и 1 кг, как они упадут? Одновременно или один из них быстрее?Учащиеся выдвигают гипотезы. До Галилея, это известный итальянский ученый, все считали, что тяжелые предметы падают быстрее. В Италии, в г. Пиза есть удивительная наклонная башня, Галилей поднялся на нее и сбросил с башни в один и тот же момент пушечное ядро массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200 г. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли одновременно. Простой опыт подтвердил предположение ученого. Вывод: Наблюдение, гипотеза, опыт, закон.

ИТОГ: Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой физические явления, происходящие в природе. Изучением природы занимаются и другие науки: биология, химия, география, астрономия. Все они применяют законы физики. Применяя законы физики, люди развивают технику, придумывают новые технологии, создают новые машины, компьютеры, телефоны, строят электростанции, подводные лодки, ледоколы, самолеты и др. Без техники, а значит и без физики, жизнь немыслима.

V этап. Закрепление. Самостоятельное применение полученных знаний.

1. Определите, от каких существительных образованы данные прилагательные: физический, космический, тепловой, звуковой, световой, электрический, магнитный.

2. Подберите существительные к прилагательным.

а) физический, электрический, космический

б) тепловой, теплый, световой, светлый

3. Подберите прилагательные к существительному явление.

4. Поставьте вместо точек данные глаголы. 1) Вода … и превращается в пар. 2) Лед … и превращается в воду. 3) Вода и превращается в лед. 4) Пар … и превращается в воду.

5. Замените данные предложения синонимичными. (Образец: Физика — это наука о физических явлениях природы. Физика является наукой о физических явлениях природы). 1) Земля — это физическое тело. 2) Солнце и Луна-это физические тела. 3) Луна — это спутник Земли. 4) Венера и Марс — это планеты. 5) Планеты — это физические тела.

6. Закончите предложения. а) 1. Земля движется вокруг … 2. Луна движется вокруг … 3. Все планеты движутся вокруг … 4. Спутник движется вокруг … 5. Все небесные тела движутся в б) 1. Лед плавится и превращается … 2. Вода отвердевает и превращается ,.. 3. Вода кипит и превращается … 4. Пар охлаждается и превращается в) 1.Физическими явлениями называются изменения, которые …

2. Физикой называется наука, которая …

7. Прочитайте, определите границы предложений и расставьте знаки препинания. Физика является наукой о физических явлениях природы “физика” по- гречески значит природа физическое тело — это любой предмет здание, автобус, трамвай являются физическими телами все тела в природе движутся физика изучает движение тел. 8. Ответьте на вопросы. 1. Что называется физическим телом? 2. Что происходит с физическими телами в природе? 3. Что называется физическими явлениями? 4. Что такое физика? 5. Что изучает физика?

9. Придумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: а) слушаем радио, б) включаем электрический свет, в) включаем телевизор.

VI этап. Итоги урока.

VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. п 1-3, вопр.

VIII этап. Рефлексия.

Продолжить фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Самым интересным было…

Я хочу больше узнать о…

Мне не понравилось…

ЦОР — Интересные материалы к урокам физики — 7 класс

ЦОР — Интересные материалы к урокам физики — 7 класс

Здесь представлены ссылки на материалы по физике для 7 класса из «Единой коллекции ЦОР» (файлы в формате swf, можно открыть программой Adobe Flash Player )

Дополнительно для 7 класса:

Занимательные фишки к урокам физики для 7 класса — смотреть
Физика Кормакова Н.А. — 7 класс. Опорные конспекты. Тесты. Контрольные работы — смотреть
Новые конспекты по физике для 7 класса — смотреть
Видеоуроки по темам 7 класса — смотреть
Диафильмы учебные по физике — смотреть
Задачи по физике 7 класс — смотреть
Видеоролики физике- смотреть
Тесты по темам физики — 7 класс — смотреть
Наглядные мультимедийные пособия к уроку — раздел «медиа-1» и «медиа-2» в верхнем меню


ВВЕДЕНИЕ


Что изучает физика? ……….смотреть
Макро-и микромир. Числа со степенью 10. ………. смотреть
Наблюдение и опыты. ……….смотреть
Физические термины. ……….смотреть
Физические величины. Система СИ. ……….смотреть
Единицы измерения. Викторина. ……….смотреть
Измерение и точность измерения. Цена деления. ……….смотреть
Приставки к названиям единиц. Викторина ……….смотреть



СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА


Молекулы и атомы. ………. смотреть
Строение вещества. Изменение объема. ………. смотреть
Свойства и различия во внутреннем строении твердых тел, жидкостей и газов. ………. смотреть
Броуновское движение. ………. смотреть
Диффузия. ………. смотреть
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. ………. смотреть


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ


Механическое движение ………. смотреть
Равномерное и неравномерное движение ………. смотреть
Средняя скорость ………. смотреть
Скорость прямолинейного равномерн. движения. Единицы скорости ………. смотреть
Инерция ………. смотреть
Взаимодействие тел ………. смотреть
Масса тела. Единицы массы ………. смотреть
Плотность вещества ………. смотреть
Сила. Единицы силы ………. смотреть
Сила тяжести ………. смотреть
Явление тяготения. Сила тяжести на других планетах ………. смотреть
Сила упругости ………. смотреть
Закон Гука. Динамометр ………. смотреть
Сложение сил. Равнодействующая сила ………. смотреть
Вес тела ………. смотреть
Сила трения……….смотреть


ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ


Давление. Единицы давления ………. смотреть
Способы увеличения и уменьшения давления ………. смотреть
Давление газа ………. смотреть
Закон Паскаля ………. смотреть
Давление в жидкости и газе ………. смотреть
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда ………. смотреть
Опыт Паскаля. Гидростатический парадокс ………. смотреть
Сообщающиеся сосуды ………. смотреть
Вес воздуха. Атмосферное давление ………. смотреть
Изучение атмосферного давления ………. смотреть
Измерение атм. давления Опыт Торричелли ………. смотреть
Барометры. Манометры ………. смотреть
Давление в технике ………. смотреть
Гидравлический пресс ………. смотреть
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело ………. смотреть
Легенда об Архимеде ………. смотреть
Закон Архимеда ………. смотреть
Плавание тел ………. смотреть
Воздухоплавание и повторение темы ………. смотреть
Контр/работа по теме»Давление» ………. смотреть


МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ


Рычаг. Момент силы ………. смотреть
Блок и система блоков ………. смотреть
Наклонная плоскость ………. смотреть
Золотое правило механики ………. смотреть
КПД механизма ………. смотреть
Механическая работа. Единицы работы ………. смотреть
Мощность. Единицы мощности ………. смотреть
Энергия ………. смотреть
Потенциальная энергия ………. смотреть
Кинетическая энергия ………. смотреть
Источники энергии ………. смотреть
Закон сохранения механической энергии ………. смотреть


Знаете ли вы?

Домкрат — секретное оружие

Наверняка многим хорошо известно устройство ручного домкрата, которым поднимают одну сторону автомашины, чтобы сменить колесо.
А вот в эпоху средневековья это приспособление было боевым оружием. С его помощью взламывали крепостные ворота. Устройство домкрата было тщательно засекречено.

Однако секрет все-таки продержался недолго.
Один из немецких мастеров, знавший тайну, заказал бродячему художнику свой портрет с моделью винтового домкрата в руках. Художник написал портрет и ушел в другой город. Там он по памяти восстановил конструкцию домкрата.
Тайна перестала существовать.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *