Шнуровки «Парные согласные звуки» | mamadelkimamadelki
Шнуровки «Парные согласные звуки» — это логопедическое пособие, предназначенное для игр и занятий с детьми 5-7 лет. Ребенок определяет наличие заданного звука в слове, подбирает букву, соединяет картинку с буквой с помощью шнурка. Картинки подобраны так, что звуки будут в начале, в середине и в конце слова. Звонкие согласные – обозначены серым цветом, а глухие – коричневым. Одновременно автоматизируем поставленные у ребенка звуки. На каждую пару согласных звуков я приготовила по три карточки. Очень жду отзывов от логопедов – насколько вам оказалось полезным такое пособие.
Как играть:
Ребенок вдевает шнурок в дырочку возле картинки, произносит то, что увидел и в каком месте стоит звук — в начале, в середине или в конце слова. Затем вдевает шнурок в соответствующую букву и в том месте, где она находится в слове. Если буква в начале слова, то и вдевать шнурочек надо в начало карточки, если в середине — то в середину, если в конце, то нужная буква выбирается в конце карточки. Шнуровки лучше брать двух контрастных цветов, чтобы ребенок не запутался.
Как изготовить:
Распечатать страницы документа на плотной фотобумаге, можно заламинировать и разрезать на отдельные части. Дыроколом сделать дырочки в указанных местах. Приготовить два шнурка контрастных цветов.
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Леонова Евгения.
Вам будет интересно:
Запись опубликована в рубрике Логопедия, Шнуровки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.Парные согласные — правило, примеры, таблица
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Определение
Глухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
![Парные согласные](/800/600/https/russkiiyazyk.ru/wp-content/uploads/2020/02/parnye-soglasnye-1.jpg)
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
![Парные звонких и глухие согласные](/800/600/https/russkiiyazyk.ru/wp-content/uploads/2020/02/parnye-soglasnye.jpg)
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- жёлудь [ж о л у т’]
- прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- шо́рох [ш о р а х]
- шёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- краб [п]
- покров [ф]
- сапог [к]
- город [т]
- молодёжь [ш]
- отказ [с].
Определение
Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коробка [п]
- колдовство [ф]
- коврижка [ш]
- догадка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- отклик («к» или «г»)
- ералаш («ш» или «ж»)
- голос («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- просьба [з’]
- отбить [д]
- сгрузить [з].
Определение
Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Дополнительный материал
Смотрите больше примеров с парными согласными.Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
Правило
В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
- краб — крабы;
- покров — покровы;
- сапог — сапоги;
- город — города;
- отказ — отказы;
- голос — голоса;
- отклик — отклики.
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодёжь — много молодёжи;
- ералаш — нет ералаша;
- коробка — много коробок;
- коврижка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пляж — пляжный;
- складка -складывать;
- ошибка — ошибочка, ошибочный;
- лапка — лапа, лапочка;
- повозка — возить;
- рубашка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
- анекдот
- вокзал
- бутсы
- зигзаг
- космонавт
- муфта
- рюкзак
- футбол
и пр.
Видеоурок
Скачать статью: PDF![Парные звонких и глухие согласные](/800/600/https/russkiiyazyk.ru/wp-content/themes/hueman/addons/authorship/images/ava-author.png)
![Парные звонких и глухие согласные](/800/600/https/russkiiyazyk.ru/wp-content/themes/hueman/addons/authorship/images/icon-mailru-answer.png)
Интерактивная игра «Парные согласные»
Пояснительная записка к ЦОР «Парные согласные»
Автор: Савельева Александра Анатольевна, учитель – логопед I кв. кат. МБОУ СОШ №129
Цель создания ресурса: Коррекция и развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушениями речевого развития.
Задачи:
Развитие звукового и звукобуквенного анализа и синтеза;
Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти;
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
Развитие внимания;
Развитие мотивационной сферы детей;
Воспитание самостоятельности, сосредоточенности,
усидчивости.
В последние годы увеличивается количество младших школьников, испытывающих трудности в усвоении правил правописания русского языка. Причиной данной проблемы часто становятся нарушения языкового и речевого развития ребенка. Поэтому одним из важнейших направлений в логопедической работе с детьми является коррекция и развитие фонематических процессов. Одно из направлений в развитии фонематических процессов – это дифференциация согласных по акустическим признакам (в данном случае, звонкости-глухости).
Методика использования материалов
Данные электронные материалы созданы с использованием программы Power Point и могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии дополнительного логопедического консультирования.
Презентация может быть использована как для индивидуальной, так и для групповой работы с младшими школьниками.
Структура ресурса позволяет использовать на занятии (уроке) только те виды упражнений, которые необходимы педагогу для реализации поставленных целей.
Использование ЦОР «Парные согласные» позволяет повысить эффективность занятия, как при объяснении нового, так и на этапе закрепления изученного материала.
Как работать в программе
Управление в программе осуществляется при помощи манипулятора «мышь». Данная программа разработана для использования на магнитно-маркерной доске (либо мультимедийном оборудовании по типу MimioBoard).
На главной странице ЦОР предложен выбор парных согласных, изучение или закрепление которых является актуальным на момент использования ресурса.
Щёлкнув правой кнопкой мыши на кнопку с выбранной парой согласной
Данная страница содержит анимированные речевые профили1, картинки на выбранные звуки, небольшой теоретический экскурс, каллиграфия букв. Чтобы приступить к играм и заданиям необходимо нажать правой кнопкой мыши на кнопку «Поиграем».
После нажатия данной кнопки происходит переход по гиперссылке к странице с выбором игровых заданий.
Выбор игрового задания осуществляется также нажатием правой кнопки мыши. Для возврата в меню игр на слайде необходимо нажать кнопку
Задания на развитие памяти располагаются на двух слайдах, поэтому управление данными слайдами осуществляется кнопками
Работая с заданиями по типу «лабиринт» или «впиши в клеточки» необходимо пользоваться маркером для маркерных досок.
Управление играми «Дырки в сыре» (слайд 6), «Вот вам загадки, отгадайте ребятки» (слайд 14), «Загадочная математика» (слайд 15), «Поночка решает ребусы» (слайд 29), «Симкины загадки» (слайд 37), «Мини-зоопарк» (слайд 45), «Панди-ребусы» (слайд 48), «Лосяшная грамотность» (слайд 49) осуществляется учителем-логопедом после ответов детей. Т.к. данные игры имеют настроенную анимацию ответов. Ответы появляются при нажатии правой кнопкой мыши в любой части экрана.
При необходимости возврата на главное меню необходимо нажать правой кнопкой мыши на кнопку
По окончании работы с программой необходимо нажать на кнопку Esc на клавиатуре компьютера.
Перед началом работы с данным ресурсом педагогу рекомендуется ознакомиться с Пояснительной запиской и «поиграть» для ознакомления со всеми особенностями и возможностями ЦОРа.
1 Для запуска анимированных артикуляционных профилей необходимо нажать на кнопку пуск (треугольник)
Сказка о парных согласных Все для учителя. — Сказка о парных согласных — Азбука, письмо — Литературное творчество — Для взрослых
Сказка поможет учащимся быстрее запомнить парные согласные и научиться подбирать проверичные слова при написании.
Сказка о парных согласных
Жиди-были в Стране Русского Языка парные согласные: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселые, голосистые, а вот глухие — немножко сердитые, грустные и тихие. Чуть что — сразу начинаюи шипеть, свистеть, ворчать. и звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.
Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы не хватает в этом слове. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)?
Рядом был фруктовый сад. А на вывеске тоже последней буквы нет. Взялись помогатьсаду буквы Д и Т, но тоже заспорили — кто лучше с этой работой справится.
СА(Д)?(Т)?
Неподалеку от сада дом строился. Последний этаж остался незаконченным. решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в это слове.
ЭТА(Ж)?(Ш)?
Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят улов, который отдал им рыбак…
Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.
АРБУ(З)?(С)? УЛО(Ф)?(В)? СТО(Г)?(К)?
Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные звуки и сказал: «В этих словах в конце поставьте гласную букву, они и укажет, кто из вас будет стоять в конце слова».
Так и сделали: столбы — столб, сады — сад, этажи — этаж, арбузы — арбуз, уловы — улов, стога — стог.
Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные в сомнительных ситуациях, чтоб проверить написание слова.
Логопедическое занятие на тему «Дифференциация парных согласных букв и звуков [д-т]»
Пермский край Кунгурский район село Калинино
МБОУ «Калининская СОШ»
Логопедическое занятие
«Дифференциация парных
согласных букв и звуков [д — т]»
Федотова Светлана Викторовна
Логопедическое занятие на тему «Дифференциация парных согласных букв и звуков [д-т]»
Цель: Дифференциация букв и звуков [д-т] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекциино-образовательные:
Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;
Развивать и активизировать словарь детей.
Корркционно-развивающие:
Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать фонематическое восприятие;
Корркционно-воспитательные:
Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к родной природе;
Развивать умения работать в паре, группе через систему дифференцированных заданий.
Здоровьесберегающие:
Предотвращать утомляемость обучающихся.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Приглашение детей на занятие.
Логопед.
Здравствуйте, друзья!
Прозвенел звонок.
Сядем правильно –
И начнём урок.
Проверим принадлежности.
В порядке все они?
Друг друга поприветствуем
Улыбками своими.
И смело в путь за знаниями
Сегодня отправляемся мы.
Артикуляционная гимнастика.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
— А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику для губ: «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка»
Первичная актуализация темы и цели занятия.
Динамическая игра «БОЛЬШАЯ ПОЛЯНА» (Исполняется под медленную музыку)
(слайд)
Логопед. «Рано утром проснулась птица. Посмотрела на одно крыло, на второе »
Логопед показывает – дети повторяют
Одна рука на поясе, другая вытянута в сторону, совершает волнообразные движения от плеча.
Логопед. «Взмахнула крыльями и полетела на большую поляну»
Обе руки совершают волнообразные движения в стороны от плеча.
Логопед. «Птица летела мимо водопада быстрого и красивого»
Одна рука поднята вверх, волнообразные движения руки от локтя и кисти сверху вниз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, затем двумя руками.
(слайд)
Логопед. «На поляне росли удивительные цветы»
Руки внизу, пальцы собраны в бутоны. По очереди поднимаем руки вверх и раскрываем бутоны.
Логопед. «Рано утром они раскрывались, а вечером закрывались»
Руки согнуты в локтях на уровне груди. Поочередно раскрываем и закрываем бутоны.
Логопед.— Посмотрите, ребята, среди всех этих великолепных цветов есть один, он не похож на всех других. Приглядитесь внимательно. (Гимнастика для глаз)
Логопед.- Глазки все прищурьте – раз – два — три, а потом закройте – три -четыре-пять, снова все откройте –пять-шесть-семь, и цветок весёлый улыбнётся всем.»
(слайд)
Логопед. — А мы улыбнёмся ему в ответ, ведь это мы можем сделать, т.к. мы с вами очутились на цветочной поляне.
Логопед.— Так кто знает, что это за цветок?
Дети.
Подведение к теме
(слайд)
Логопед. Конечно, это волшебный цветок из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик». В сказке цветок всегда исполнял все желания Жени. И нам он сегодня будет помогать, как только оторвём мы один лепесток и скажем заветные слова:
(слайд) «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Нам задание неси», и лепесток сразу принесёт задание. Только помните, ребята, этот цветок волшебный, а вот обыкновенные цветы, которые растут на наших бесконечных лугах и полях нельзя рвать без надобности самим и не давать другим.
Тема, по которой мы работаем, называется «Парные согласные звуки и буквы».
Повторение
Логопед. — Какие звуки называются согласными?
Дети.
Логопед. — Какие бывают согласные звуки?
Дети.
Логопед. — Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.
— Какой согласный звук называется звонким?
Дети. —
Логопед. — Какой согласный звук называется глухим?
Дети.
Логопед.— Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Дети. —
Логопед. — Молодцы. Мы уже познакомились с некоторыми парами. А с какой парой мы познакомимся сегодня, вы сейчас и узнаете.
(слайд)
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Нам задание неси »
Формулировка темы занятия детьми
Логопед. — Давайте прочитаем эти заветные слова все вместе, при этом те слоги, которые выделены зелёным, мы будем тянуть, а те, которые синим, петь.
Логопед. – Молодцы! У вас просто замечательно получилось. А сейчас ещё раз посмотрите на слайд, какие парные буквы повторяются в выделенных слогах? Назовите эти звуки.
Дети.
Логопед. — Можете ли вы сами назвать тему занятия?
Дети.
Логопед . -Правильно. А кто может сформулировать цель нашего занятия?
V. Сравнительная характеристика звуков [д] и [т].
Логопед . — Давайте дадим характеристику нашим звукам. Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков?
Дети.
Логопед . — Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
Дети.
Логопед . — Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]?
Дети.
Логопед . — С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
Дети.
Логопед . — А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука?
Дети.
Логопед . Значит, звук произносится без голоса. Мы можем сделать вывод. Звук [д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «д» на письме и при чтении. А звук [т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «т» на письме и при чтении.
Логопед . — Открываем тетради, записываем число и характеристику данных звуков с доски.
[т] — согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] — согласный, звонкий, в произношении участвует голос.
Работа по теме занятия ( Дифференцированные задания)
Логопед .- Каждый оторванный лепесток будет приносить задания по этой теме. Их на каждом лепестке по два. Вы можете выполнить их оба, а можете только то, с которым вы можете справиться. Выполняя все задания мы обобщим наши знания о звонких и глухих согласных и будем упражняться в умении различать парные [д] и [т] . И так, заветные слова мы произнесли , а вот вам и первое задание.
Задание № 1. Дифференциация звуков по звонкости – глухости
(Работа у доски)
А) Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕГЛУХИЕ
Ф
Г
Т
Б
С
Ж
-Объясните свойвыбор.
Б) Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Пальчиковая гимнастика.
Крокодил. Домик
Зайчик в норке
Крокодил плывёт по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зелёный весь, как тина,
От макушки до хвоста.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел
У елки на пригорке
Спрятала зайчишка в норке.
Логопед . — «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Нам задание неси.»
Задание № 2. Дифференциация звуков в слогах.
Групповая работа на карточке.
А) Назови картинки. Выдели звук «Д» или «Т». Запиши букву. Определи место звуков «Д» и «Т» в словах:
Б) Слоговые цепочки.
Составьте слоги,
Запишите в тетрадь,
Прочитать их вслух, убыстряя темп,
Пропеть все слоги в обратном порядке.
Д
а, о, у, э, ы, у.
Т
Логопед . — «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Нам задание неси »
Задание № 3. Дифференциация звуков в словах
А) индивидуальное задание на карточках
1.Вставь буквы Д или Т:
Награ_а, побе_а, _анк, ме_кий, наря_ы, у_очка, с_ук, пор_фель, дож_ик, _уча.
2.Поставь ударение, подчеркни ударные слоги красным карандашом.
Б) Скороговорки
Дети тренируются, проговаривая их шёпотом, вслух отвечают только по своему желанию.
От топота копыт пыль по полю летит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Логопед . Физкультминутка.
Это – правая рука.
Это – левая рука.
Справа — шумная дорога,
(показали правую руку и закрыли правое ушко)
слева — быстрая река.
(показали левую руку — волнообразные движения)
По тропинке ты пойдешь,
(шагать на месте)
Путь домой быстрей найдешь.
(похлопать в ладоши)
Логопед . — «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Нам задание неси »
Задание № 4. Дифференциация звуков в словосочетаниях
Развитие логического мышления (работа в паре на карточках)
А) Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Б) Отгадай ребус, запиши слово и составь с ним словосочетания:
_________________________________
Логопед . — «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Нам задание неси.»
Задание №5. Дифференциация звуков в предложениях.
Игра «Наоборот» (групповая работа в тетрадях)
А)Запиши слова противоположного значения (перед детьми есть словари «Антонимы» и «Толковый словарь»:
Сильный – _________________
Здоровый – __________________
Быстрый – __________________
Длинный – ___________________
Б) Составить предложение с тем словом , в котором 3 гласных звука, а все согласные – звонкие.«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Нам задание неси.»
Задание № 6. Работа в парах. Определи правильно парную согласную в конце слова «Д» или «Т», подбери и запиши проверочное слово:
отря.
пара.
сле.
ко.
огоро.
горо.
медве.ь
Разработка урока и презентация на тему «Обозначение парных звонких и глухих согласных на конце слов»(1 класс)
Материалы тренинга
«Уроки в начальной школе по ФГОС: Что? Зачем? Как?»
Сеть творческих учителей
Куваркина Л.М.
Учитель начальных классов
МБОУ Ельцовской СОШ
с. Ельцовка, Алтайского края
Русский язык, 1 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Тема: Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.
Цель: Создать условия для формирования у первоклассников умения сопоставлять произношение и написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками на конце слов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
— устойчивый познавательный интерес к правильной культурной речи родного русского языка;
— готовность целенаправленно использовать ранее полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
— способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
-адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
— контролировать процесс и результаты своей деятельности на уроке;
— высказывать своё предположение на основе работы со схемой;
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные универсальные учебные действия
— выражать в речи свои мысли и действия;
— задавать вопросы;
— слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Предметные результаты
-Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
— Различать в слове и вне слова звонкие и глухие парные согласные звуки;
—Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.
-Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.
— распознавать проверочные и проверяемые слова;
-подбирать проверочные слова для парных согласных по глухости-звонкости на конце слова.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Дидактические материалы: У каждого ребёнка лист самооценивания, карточки для самостоятельной работы, учебник Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Ход урока
Мотивация. (2 мин.)
Слайд 2.
Прочитайте пословицу:
Грамоте учиться – всегда пригодится.
-Почему так говорят, объясните. (Каждый человек должен стремиться быть культурным, а значит владеть грамотной, правильной устной и письменной речью. Приводят примеры, где может пригодиться грамота.)
Актуализация опорных знаний. (3 мин.)
— Послушайте стихотворение (Читает подготовленный ученик или учитель):
В нашем русском языке
Ходят парами бе-пе,
вэ и эф, гэ и ка, дэ и тэ, же и ша, зэ и эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто хитрые подружки
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят,
Но у нас не детский сад.
Мы решим проблему эту?
А расскажем всему свету?
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.
-Как называются буквы, о которых вы только что услышали? (Парные согласные).
— А вы хорошо знаете парные согласные?
Работа в парах. Игра «Ты- мне, я – тебе» Один ученик называет парный звонкий согласный, другой – соответствующий ему парный глухой согласный, затем наоборот.
—Оцените себя. (Заполняют 1 столбик листа самооценивания: «Знаю» + или – (Приложение 1))
Самоопределение к деятельности.
Постановка учебной задачи (3-5 мин.)
Задача этапа:
Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Слайд 3 .
Мальчик-иностранец Том продолжает усердно заниматься русским языком. Сегодня он не смог выполнить такое задание: Вставь пропущенные буквы и соедини линиями слово и подходящую картинку. (Приложение 2. На карточках слова плод и плот, картинки).
-Том просит нашей помощи.
-Хотите помочь Тому?
Работа по карточкам в парах.
-Все ли справились с заданием? Кому было трудно? У кого возникли вопросы?
-Задайте ваши вопросы одноклассникам, учителю.
Предположительные рассуждения и вопросы обучающихся:
-Мы вставили в оба слова букву Т, потому что услышали звук [Т ]
-Мы ничего не вставили, у нас возник спор.
-Нам непонятно, где плод(т), как средство передвижения, а где плот(д) – фрукт. Как же нам быть?
-Мы заметили, что на конце слышится парный согласный, но сомневаемся, какую букву надо писать Д или Т.
-Значение слов разное, может и буквы надо разные писать?
-Как узнать, какую букву надо вставить?
— Надо ли проверять парные согласные на конце слова?
-Ребята, кто-то из вас может ответить на эти вопросы? (Мы этого пока не знаем)
— Какой вывод уже можете сделать?
Вывод: Парным по глухости – звонкости согласным звукам, когда они на конце слов, при письме нельзя доверять.
-Сегодня мы вместе понаблюдаем за звуками и буквами, постараемся ответить на эти вопросы и помочь Тому.
Сформулируйте тему урока, цель.
Тема: Обозначение парных звонких и глухих согласных на конце слов.
Цель: Будем учиться проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов.
— Что нам поможет для достижения цели урока? (учебник, упражнения, компьютер, карточки)
(Заполняют 2 столбик листа самооценивания «Хочу узнать»…)
Работа по теме урока.
1). Сопоставление согласных в формах одного и того же слова.
Построение проекта выхода из затруднения. (3-4 мин.)
Задача этапа:
–Составить правило и определить средства достижения цели.
Отгадайте загадку: (Читает подготовленный ученик или учитель)
Я из крошки- бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал велик я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) Слайд 4.
Запишите отгадку в тетрадь.
— Сравните в парах, одинаковая ли у вас записана буква на конце слова. (Дети сравнивают, замечают, что написали по разному. Одни – дуп, другие- дуб.)
— Какие это буквы? (парные согласные)
Где они находятся в слове? (на конце)
– В чем причина того, что мы по-разному написали слово?
-Чего мы не знаем? (Правило, как проверить парную согласную на конце слова)
-Попробуем вывести правило сами.
Один – дуб, а несколько? (дубы). В каком слове четко слышится спорный звук? (дубы-б)
Слайд 5
-Что мы сделали, чтобы четко услышать этот звук? (Изменили слово по принципу: один-много.) Какая буква стоит после парного согласного в слове дубы? (гласная ы)
— Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву б.
-Значит, как надо изменять слово с парным согласным на конце, чтобы проверить его?
Вывод: Чтобы проверить парную согласную на конце слова, нужно…( изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная)
— Проговорите порядок действий
Слайд 6
Алгоритм:
1. Произношу слово ….
2. Слышу звук ….
3. Изменяю слово….
4. Проверяю…
5. Пишу букву….
— Будем применять это правило, чтобы не допускать ошибок при написании парных согласных на конце слова.
2).Реализация построенного проекта. (8 мин.)
Задача этапа: Первичное закрепление полученных знаний,
создать условия для выполнения учащимися заданий по новой теме.
– А теперь сможете помочь Тому? Пользуемся новым знанием.
-Обозначьте звуки, которые слышатся в указанных местах. Рядом запишите слова плод или плот. Приложение 3.)
По реке плывет пло[ ].__________
На ветке созрел пло[ ].__________
— Посмотрите в справочное бюро, правильно ли вы записали слова.
Слайд 7
Справочное бюро:
По реке плывет пло[ т ].плот
На ветке созрел пло[ т ].плод.
Оцените свою работу: + или _-
-Расскажите Тому, как вы рассуждали, чтобы правильно написать парную согласную на конце слова. (Рассуждения детей)
Упр.9, с.97.
Прочитайте пары слов, сравните.
— Когда написание расходится с произношением? (На конце слова)
— Значит, в каких словах нужно проверять написание букв? Такие слова будем называть…(проверяемые)
— А какие слова будут проверочными?
— Какой вывод можно сделать? Как изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный? (Чтобы после парного согласного стояла гласная)
— Прочитайте сведения о языке на с. 97-98 учебника.
— Расскажите иностранцу Тому, как проверить парный согласный на конце слова? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)
— Какое слово называют проверяемым? (То, в котором проверяем написание буквы)
— Какое слово называют проверочным? (То, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком)
3). Работа по составлению способов проверки парных согласных на конце слов.
— Как вы думаете, ребята, а можно ли как-то по другому изменить слово, чтобы после согласного появилась гласная?
Работа в группах. Приложение 4.
— Попробуйте к данным словам подобрать проверочные слова не только по принципу один-много, а постарайтесь найти новые способы проверки парных согласных на конце слов. Сугроб, шаг, глаз, бровь, зуб, столб, дрозд, город, завод, мороз, сноп.
( Возможные варианты: сугробы, шаги, глазик, брови, зубик, столба, дрозда…)
Обучающиеся делятся своими находками, делаются выводы, выстраивается алгоритм:
Способы проверки парных согласных на конце слов
1.Было мало – стало много,
Так скорее – проверяй!
(поставь слово во множественное число ) Зуб – зубы.
2. Писать правильный ответ
Нам поможет слово – Нет. (Нет столба, нет дрозда))
3. Большой – маленький
(подбери однокоренное слово, обозначающее маленький предмет) Глаз – глазик.
4. Слово ласково скажи,
И правильно напиши. (куб-кубик)
(На слайд выносятся только те способы проверки, которые обучающиеся смогли открыть)
Слайд 8.
V. Физкультминутка. (2 мин.) Игра «Звонкий-глухой»: Я буду называть парные согласные. Если назову звонкий согласный – хлопаете, если глухой – закрываете уши.
Закрепление изученного материала. (4мин.)
1). Упр. 10., с.98.
— Прочитайте слова, разделите их на 2 группы.
— Назовите проверочные слова. Назовите проверяемые слова. Написание каких букв нужно проверять в этих словах?
— Выполните последнее задание упражнения самостоятельно.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Самостоятельная работа (4-5 мин.)
Задачи этапа:
– организовать самостоятельное выполнение задания,
– зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности.
– Что нужно сделать, чтобы понять, научились ли вы пользоваться новым правилом?
Работа по карточкам. ( по вариантам) Приложение 5.
_ Проверьте и оцените свою работу. Слайд 9 (+ или – на карточках)
(Заполнение 3 столбика таблицы «Узнал»)
Рефлексия. Подведение итога урока(3-4 мин)
— Вспомните, какую цель ставили на урок.
— Чему учились на уроке?
-Почему написание слов с парными согласными на конце слова надо проверять?
-Расскажите Тому, как проверить парный согласный на конце слова?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
— Какие слова называются проверяемыми?
— Какие слова называются проверочными?
-Оцените свои достижения, как вы поняли новую тему. Нарисуйте в листах самооценивания кружочки. Все понял – зеленый цвет, были затруднения – желтый, требуется помощь учителя – красный.)
— Том благодарит вас, ребята, за помощь. Слайд 10
Домашнее задание.
Делаем словарик для Тома. Выполни любое задание по выбору:
— выписать 7 -10 слов, оканчивающихся на парный согласный из словаря или найти картинки, названия предметов на которых оканчиваются на парный согласный.
Использованная литература:
Стихотворение http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/04/urok_russkogo_yazyka_2kl.doc
Пословица: http://znanija.com/task/1666892
О.И. Дмитриева Поурочные разработки к учебнику Русский язык 1 класс к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Тетрадь-задачник к учебнику К тайнам нашего языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Загадка http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_forest.php
Различение парных согласных в начале слова.
Тема урока: Различение парных согласных в начале слова.
Цель урока: Учить писать слова с парными звонкими и глухими согласными в начале слова.
Задачи урока:
Образовательная: формировать умение выделять согласные в слове; различать парные согласные по звонкости-глухости.
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления, путём установления общего свойства ряда предметов, коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук; развитие фонематического слуха, внимания, восприятия.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.
Тип урока. Комбинированный урок.
Встали. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись.
Сядет тот, кто назовет новое слово, изменив парную согласную в начале
Бочка-
Гора-
Дело-
Жили-
Дом-
Веня-
Захар-
2.ПОВТОРЕНИЕ.
Какую тему изучаем?
Назвать парные согласные.
Звонкие согласные.
Глухие согласные.
3.ПРОВЕРКА Д\З. Слова.
Что надо сделать в упр? Прочитать слова. Какое слово лишнее?
4.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему парные согласные, будем различать парные согласные. записывать слова с парными согласными в начале слова и предложения с этими словами.
Зачем надо различать парные согласные? ( чтобы не путать буквы на письме, грамотно писать и не делать ошибки)
5.УПР-ИЯ ДЛЯ РУК.
6.РАБОТА В ТЕТРАДИ.
Дети на доске пишут декабря. Сам-но классная работа.
7.ЧИСТОПИСАНИЕ.
Какой звук слышите чаще?
Был у бабушки баран. Бил он бойко в барабан.
звук (Б)?
записать прописную и строчную Б (мелом, кисточкой)
Как надо писать в тетради?
Какой звук парный? (П)
Прочитать слоги: па, по, пе, пы, какой лишний? Записать.
8.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
Итак. Жили-были парные согласные (НАЗВАТЬ). Они были очень похожи друг на друга. Многие их путали, чтобы этого не происходило, они решили поселиться в разные домики. Распределить согласные в два домика. В один звонкие, в другой глухие.
Назвать. Какие они? Почему поселили в этот домик?
Молодцы.
8.1 на доске картинки.
Назвать предметы на картинках. Объединить картинки парами. Чтобы слова, обозначающие названия предметов начинались с парных согласных. (картинки одежды)
К юбке нельзя подобрать пару (Ю)- гласная.
Какой предмет лишний? (валенки) почему?
1ряд запишет слова со звонкими согласными в начале.
2 ряд- с глухими согласными. Обратите внимание на слово ФУТБОЛКА.
Проверить прочитать. Как подчеркнули? Назвать слово с Ь . НА правило гласные после шипящих. Назовите зимнюю одежду.
8.2Предметы зимней одежды есть у нас в классе. (ВАРЕЖКИ)
Составить предложение со словом зима.(ЗИМА С МОРОЗАМИ ПРИШЛА),
Назвать действие.
8.3 На парте конверт . Составить 4 слова из слогов.
ТЕТ-РАДЬ. ДИ-ВАН. ПОРТ-ФЕЛЬ. ПЕ-НАЛ.
Какое слово лишнее? (Диван) Почему?
Дополнить словосочетания этими словами. Записать на доске и в тетради.
БОЛЬШОЙ…
ОБЩАЯ…
НОВЫЙ…
ШКОЛЬНЫЙ…
8.4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (право-глухие, лево-звонкие).
Бочка, пакет, гол дочка, зонт, сажа, колос, дятел, тень, забор, банка, ветка, фрукты.
9.ИТОГ.
КАКУЮ ТЕМУ ИЗУЧАЕМ?
ЧЕМУ УЧИЛИСЬ?
КТО ДОВОЛЕН РАБОТОЙ?
ОЦЕНКИ.