Гласные буквы покажите – «Какие буквы называются гласными?» – Яндекс.Знатоки

Гласные и согласные буквы и звуки русского языка

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки — не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки — произносим и слышим. Буквы — это графические письменные символы, в то время как звуки — акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, – другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика, а буквенные символы — графика. Правописание букв прерогатива орфографии.

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации – твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласная букваСогласная буква

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

бвгджзй
клмнпрс
тфхцчшщ

Ещё одна характерная особенность согласных — их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с, ф, ш, щ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к, с или частицей б, это некоторые иноязычные имена собственные (Крч — район Праги; армянское имя Мкртч, которое в русском языке иногда пишут с гласной — для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс.

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом — называются звонкими.

Звонкие согласныебвгджзлмнр
Глухие согласныекпстфхцчшщ

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы], [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными. Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными.

Парные звонкие и глухиеНепарные звонкиеНепарные глухие
б — плх
в — фмц
г — кнч
д — трщ
ж — шй
з — с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж, ц, ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й, ч, щ — мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а, о, у, э, ы, ъ — тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е, ё, и, ю, я, ь — тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж, ш, щ, ч, которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з, с, ц – свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки

Гласная букваГласная буква

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность — их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв — согласных, твёрдого и мягкого знаков — может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись, по-лом-ка, двор, кар-ти-на.

Количество гласных букв в русском языке — 10:

А гласных звуков всего 6: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы — е, ё, ю, я — двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ], [йо], [йу], [йа]. В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я, её; союзы – и, а; предлоги – у, о; междометия – э, ау.

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге — сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» — маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Русский язык 44. Алфавит. Гласные и согласные буквы — Шишкина школа


Watch this video on YouTube

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] — твёрдый звук, то [б’] — мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса — [кас:а].
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна — [вална́].
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б» – слова баран – белый, «р» — работа – ремень, «л» — лошадь – лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» — подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной — а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: лаля, муми, зозя, бобю, рырё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое — с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама, папа — дядя, тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые — другим. Например:

  • НОСИК
  • КОВЁР
  • ЧИСЛО
  • ТЁПЛЫЙ

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример — произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе — при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах — ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф», имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й», также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё» в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало — это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный, четырёхдве́рный, трёхты́сячный). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё», одна из которых становится ударной, а другая — безударной (трёхзвё́здочный, четырёхколё́сный, самолётоподъё́мник, трёхрублё́вка).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед, зоообъединение, длинношеее. Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность, уменьшительность, мультифункциональность, прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь. Односложное слово из 8 букв: вскользь. Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке — о, е, а, и, т, н, с, р. Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком — один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста — основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть — через личный опыт.

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано — слуховое восприятие, чтение, письмо — представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

4damki.ru

«Сколько букв в русском алфавите?» – Яндекс.Знатоки

Сейчас в алфавите русского языка осталось всего 33 буквы, да и то — две из них никак не произносятся, а лишь указывают на мягкость или твёрдость звука. Остальные буквы, к сожалению, обозначают только лишь определённые звуки и ничего более. Каждой из оставшейся 31 буквы соответствует определённый звук — гласный или согласный.
А если кому интересно, то расскажу вам следующее.
Принято считать, что основой современного русского алфавита является азбука, созданная братьями Кириллом и Мефодием, греческими проповедниками. Эта точка зрения не выдерживает никакой критики. Дело в том, что древние Русичи за многие тысячи лет до рождения на свет братьев Кирилла и Мефодия, были поголовно грамотны и знали разные системы буквиц, в том числе и буквицу «7х7» (ту самую, которую испортили Кирилл и Мефодий).
Та азбука, которую якобы «создали» Кирилл и Мефодий, является всего лишь сокращёным вариантом гораздо более древней русской буквицы «7х7» (семь рядов по семь буквиц). То есть, на самом деле — Кирилл и Мефодий не создали азбуку, а упростили буквицу (это как мы сейчас иногда упрощаем алфавит, не пользуясь на письме буквой «ё»). К чему привело сокращение буквицы «7х7»? Ответ прост. Но это только для тех, кто хоть чуточку знает — что такое русская буквица «7х7».
Далее — для тех, кому интересно.
В отличие от современного русского алфавита, в русской буквице «7х7» — каждая из 49 буквиц не ограничена лишь одним значением (напомню, в алфавите каждая буква означает только одно — определённый звук либо мягкость/твёрдость звука). Каждая буквица может нести множество значений, например:
1. — образное (буквеобраз, мыслеобраз). Упрощённо говоря, это как иероглиф, только гораздо совершенней, осмысленней.
2. — буквенное, примерно как в современном алфавите.
3. — математическое (цифры, действия, и т.д.).
Буквицы в «7х7» не расставлены в случайном порядке, а составляют потрясающую своим совершенством систему. При последовательном чтении буквеобразов русской буквицы «7х7» (в любом направлении) как по горизонтали, так и по вертикали и по диагоналям — прочитываются осмысленные фразы. Фразы буквицы «7х7» является истинами. Но, как ни удивительно, это только начало! Далее — буквица «7х7» читается «вглубь»: каждый прочитанный буквеобраз можно представить записанным буквицами в буквенном значении. Далее — каждую из этих буквиц можно представить вновь в образном значении и продолжать чтение. Все прочитанные таким образом в системе «7х7» сведения осмысленны и истинны. При таком чтении — чем больше читаешь, тем больше открывается истин. В системе буквиц «7х7» записан, таким образом, бесконечный объём истин.
Всё изложенное также справедливо и при чтении системы «7х7» в математическом значении буквиц. Как из песни слова нельзя выкинуть, так и из русской буквицы нельзя ничего выкидывать, сокращать, «оптимизировать» — чтобы не нарушить всю систему. Так что иноземцы Кирилл и Мефодий — это, по факту, просто «засланные казачки». Поэтому мы должны больше интересоваться поистине великим прошлым наших прародителей, древних Русов.
Всем добра!

yandex.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое гласные буквы

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения) . 10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е) . Гласных звуков 6 — [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э] . В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) . Они выполняют следующие функции: 1) обозначают 2 звука ([й’а] , [й’у] , [й’о] , [й’э] ) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й’а́ма] , моя [май’а́], объять [абй’а́т’]; 2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твердости / мягкости согласного звука: мёл [м’ол] – ср. : мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного – пюре [п’урэ́]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср. : пос [т’э] ль – пас [тэ] ль) ; 3) буквы е, ё, ю после непарного по твердости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э] , [о] , [у] : шесть [шэс’т’], шёлк [шолк] , парашют [парашу́т] .

Которые можно петь…

Гласные — это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград.

в образовании гласных звуков принимает участие только голос, на выдохе, гласные образуют слоги, в русском языке всего 10 гласных: а, о, у, ы, э-показатели твёрдости согласных; я, ё,и,, е, ю-показатели мягкости согласных.

у е ё ы а о э я и ю вот все глассные буквы русского алфавита

Гласными (согласными) могут быть ЗВУКИ!! ! ЗВУКИ- мы произносим и слышим! БУКВЫ-видим и пишем! Поэтому, БУКВ гласных и согласных нет! Буква- это графический знак для обозначения того или иного ЗВУКА речи! Гласными называются ЗВУКИ, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды! В русском алфавите 33 буквы: 10 букв обозначают гласные звуки и 21- согласные. Две буквы-Ъ и Ь не обозначают звуков!

а и у е ё ы о э ю я / тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления/

Которые поются! Не встречают преграды при их произношении!

Насчет того, что гласные можно петь, я бы так не говорила. Эта информация спорная. При желании можно и согласные спеть. Для детского сада достаточно такой информации: 1.Гласные произносятся с голосом 2. При произношении гласных воздух не встречает преграды 3.Гласные могут образовать слог

Их можно петььььььььььььььььььь

которые можно петь

Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

Оль­г­а, спа­си­бо, что п­о­со­в­етов­а­ла <a rel=»nofollow» href=»https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&amp;st.cmd=logExternal&amp;st.link=http://mail.yandex.ru/r?url=http://fond2019.ru/&amp;https://mail.ru &amp;st.name=externalLinkRedirect&amp;st» target=»_blank»>fond2019.ru</a> В­ы­пл­а­тили 28 т­ыс­яч за 20 ми­н­ут как ты и на­пи­сал­а. Ж­ал­ь чт­о р­ань­ш­е н­е зн­а­ла про т­ак­и­е фо­нд­ы, н­а р­або­ту бы х­оди­т­ь не п­р­иш­ло­сь:)

touch.otvet.mail.ru

Урок «Гласные буквы и звуки»

Конспект урока на тему : Гласные буквы и звуки.

Выполнила: учитель начальных классов – Кочергаева Е.А.

МКОУ «Школа – интернат № 10».

Цели и задачи:

  1. Образовательные: 
    – 
    закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
    – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
    – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;

  2. Развивающие: 
    – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение; 
    – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания; 
    – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;

  3. Воспитательные: 
    – 
    воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других; 
    – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Ход урока

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. 
(Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

ОТЛИЧИЕ ГЛАСНОГО ЗВУКА ОТ СОГЛАСНОГО.

В русском языке десять гласных букв  10:  А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Однако, гласных звуков всего шесть: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И]. При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Таким образом, гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.

В отличие от гласных, при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные, которые состоят из голоса и шума, называются звонкими, а те, что состоят только из шума — глухими.

Пример-тренировка

-Ребята, давайте понаблюдаем за произнесением согласных звуков.

— Произнесите звук «б»

— Какую преграду встречает струя воздуха? (губы)

— Произнесите звук  «с»

— Какая преграда есть при произнесение этого звука? (зубы)

— А теперь попробуйте произнести звук «р»

— Что вам мешает? (язык)

hello_html_m38f51947.jpghello_html_1ff92491.jpg

infourok.ru

План-конспект на тему: «Гласные звуки и буквы»

Тема занятия: «Гласные звуки и буквы»

Цели занятия:

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
  3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).

— А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

  1. Повторение пройденного.

— Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

— С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

— Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

— Сколько гласных звуков в русском языке?

— Каким цветом они обозначаются?

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

— Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

(Презентация)

— А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуютсяпри выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?

(Мыльные пузыри)

IV. Работа на уровне звука.

Игра “Эхо”.

— Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ

Песенка гласных

— Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребенка баюкать,

Но не желают скрипеть и ворчать.

— А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

  1. Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.

Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.

— Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)

  1. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

— Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

VI. Пальчиковая гимнастика.

«Медвежата» — веселые пуговички.

— К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.

(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)

VII. Работа на уровне слога и слова.

  1. Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.

(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)

  1. Работа на уровне слова.

На столе разложены перевернутые карточки со словами:

СОСНА

КАМЫШ

РАНО.

ВЕСНА

БАНКА

— Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.

Дети выполняют задание: соc|на – на|сос — а|`о .

VIII. Физминутка

Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.

Карточки – противоположности

Составь предложение с 2-мя словами.

IХ. Работа на уровне текста.

Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

(37 слов)

(В. Сутеев)
Вопросы и задания

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ? 

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?

— Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.

Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.

ХI. Итог занятия.

— Над какой темой мы сегодня с вами работали?

— Что вам понравилось на занятии?

— С чем вам было трудно справиться?

— Спасибо всем за урок.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Цели занятия:

Образовательные:

— закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

— совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

— закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

— учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

— закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

— развитие ориентировки в пространстве;

— развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

— развитие чувства ритма

Воспитательные:

— воспитывать умение работать в течение всего занятия;

— воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II Постановка цели и и задач урока.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.

Прослушайте стихотворение

…Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Ганя в дом, слёзы катятся ручьём:

— О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Гане молока. — Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:

— В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!

Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?

Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название — гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.

III Актуализация знаний.

  • Уточнение артикуляции гласных звуков.

Давайте с вами произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.

Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!

  • Определить какой звук произносится по беззвучной артикуляции.

А-О-У-И-Ы-Э (дети показывают нужную схему)

Как вы догадались?

  • Дидактическое упражнение «Перед — между — после»

(уточнение пространственных представлений).

Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УЫОА, ОАЭИ и т. д.;

IV Обобщение и систематизация знаний

  • Определение начального и конечного гласного звука.

Назовите гласный…

с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

  • Выделение гласного звука из середины слова (с опорой на наглядность)

Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

  • Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек, шнурков, пуговиц.

  • Предложите посчитать, сколько букв А (О, У, И, ……) находятся в рисунке. Обвести буквы красным карандашом.

  • — Откройте тетради, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).

а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.

  • Подпишите цифру, соответствующую месту звука а, о, у, ы, э , и.

Например, в слове шар -а- 2 , значит записываем цифру 2,

в слове август — у- 4, значит, записываем цифру 4.

но2ж, у1зел, э1тот, утка4, гу2сь, шка3ф, вну3к и т.д.

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.

А- руки вверх

Э – руки чуть округлить

О- руки округлить

У – руки вперёд

Ы – руки в стороны

А-О-Ы

Э-У-А-О

Ы-Э-А-У-О

V Применение знаний и умений в новой ситуации

  • Смыслоразличительная роль гласных

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

Перед вами слово, из которого убежала гласная буква. Помогите вернуть её на место.

Какая буква убежала? Какое слово получилось? Что оно означает?

Б….К А Т…..К А

Б….К О Т…..К О

Б….К Ы Т…..К У

Б….К У Т…..К И

Придумать предложения с некоторыми словами .

Вывод: Одна буква может изменить значение слова.

  • Я загадала слово. Оно состоит из 4 букв. (дети в тетради ставят 4 точки).

Первый звук К (пишут букву К) , третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком буква Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н) Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) Посмотрите на картинки.

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Составьте предложение со словом КРАН.

Сделайте звуковую схему слова кран.

Разбор слова «кран»

Сколько слогов в слове «кран»?

Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные.

Это знает каждый из учеников:

Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько в слове звуков?

Сколько гласных?

Начертить схему слова, выделить гласный звук красным цветом.

  • Определить место гласного звука в слове, записать букву в нужную клеточку.

VI Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закончить фразы:
у меня получилось …
было интересно…

было трудно…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *