Гласные звуки и буквы в русском языке таблица – (1-4 )

Алфавит / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Алфавит

Алфавит — это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место и своё название.

В русском алфавите всего 33 буквы. Из них 10 гласных букв (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ).

Ь и Ъ знаки не относятся к гласным или согласным буквам, Ь используется для обозначения мягкости согласного, а Ъ — для разделения.

Буквы русского алфавита:

Прописной алфавит русского языка:

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 10, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 92, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 5, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 57, Полякова, Учебник

Упражнение 61, Полякова, Учебник

Упражнение 62, Полякова, Учебник

Упражнение 63, Полякова, Учебник

Упражнение 1, Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 129, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 163, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 77, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 78, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 81, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 30, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 87, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 91, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 97, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 155, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 234, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 86, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 138, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 148, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 157, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 32, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 79, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 161, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 61, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 63, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 98, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 14, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 298, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 17, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Русский язык — veselirebatas Jimdo-Page!

      Учимся писать грамотно

Свод орфограмм

1.  АЛФАВИТ.


В русском алфавите 33 буквы.

Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.

Гласных звуков – 6, букв — 10, согласных букв  -21.

Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

 

 2.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

 

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук а.

                   мял —  [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук я.

 

3.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

 

            Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

  •  стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
  •  стоят в начале слова или слога, например: ёлка – ё  — обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
  •  стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – ю — обозначает два звука, так как стоит после Ь.  

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

 

   4.  СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

 

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш].

Всегда мягкие – [Ч`]   [Щ`]   [Й`].

Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

 

 5.      СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

 

 Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.

Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    —   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    —   ГЛУХИЕ

 

6.      ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

 

 

 К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

 

7.      СЛОГИ.

 

 В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на

 

– в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.

 

8.      ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

 

— Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать. 

  

— Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд.  

      

  —   Если в словах есть Й, то при переносе Й  не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

 —  В словах  с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс-са, ван-на.

 — Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь. 

      

  —   Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка, над-пись.

 

 9.      УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И

 

СОГЛАСНЫХ .

 

     Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой

 

позиции. В сильной позиции находятся ударные гласные звуки,

 

безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся

 

звонкие согласные(стоят под ударением) и согласные (если

 

рядом стоит гласный звук), которые произносятся чётко,

 

остальные – в слабой позиции.

  •      Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

 Например: мяч, руль и ёлка, метёт

                         

10.  ОРФОГРАММА  ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

 

Имена собственные/нарицательные. 

 

            С большой буквы всегда пишутся:

  •  Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.
  •  Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Украина, город Донецк, Чёрное море,  река Днепр, озеро Синевир, деревня Вишенка.
  •  Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.

Все перечисленные группы слов относятся к именам

 

собственным (собст.), остальные слова являются

 

нарицательными (нариц.).

 

11.  ОРФОГРАММА  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И,

ча-ща пиши с буквой А,

чу-щу – с буквой У.

 

12.  .  ОРФОГРАММА  ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

   

Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ  пишутся без мягкого

 

знака : точка, печник, перчик, конторщик, женщина, венчик. 

 

13.  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.

 

Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, 

 

И, Ю, Я . Например:  листья, вьюга, ручьи.

    Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на

 

согласную, перед гласными  Е, Ё, Ю, Я , например: 

 

 объявление, разъезд.

 Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: контрагент, разодетый, разудалый.

 

14.  МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.

 

 В конце существительных после шипящих женского рода пишется

 

Ь, не пишется у существительных мужского рода, например: речь,

 

гуашь, но: ландыш, меч.

 

15.  БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. 

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно

 

подобрать такое однокоренное слово, в котором этот гласный

 

находился бы в сильной позиции (под ударением).

Например: поля – поле, окно – окна.

 

16.  БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

 

СЛОВА. 

 

 Безударный гласный в корне, который нельзя проверить

 

ударением, нужно запомнить (или пользоваться словарём)

 

Например: инженер, собака.

  

17.  ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

 

Чтобы правильно написать парные согласные звуки в корне слова,

 

нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или

 

непарный звонкий согласный.

 Например: дед – дедушка, фуражка – фуражечка.

 

18.  УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

 

 В некоторых словах согласные звуки обозначаются удвоенными

 

буквами. Если удвоенные согласные находятся в корне, то их

 

правописание нужно запомнить. Например:

ванна, антенна, Алла.

 

 

 

 

veselirebata.jimdofree.com

Гласные звуки русского языка. Йотированные гласные

Звук – это минимальная неделимая единица речи, которую можно произнести. В русском языке 43 звука: 6 гласных звуков и 37 согласных звуков.

Звук – это то, что мы слышим или произносим. Слова могут состоять:

  • из одного звука:   у,  с,  о;
  • двух звуков:   на,  мы,  я;
  • трёх звуков:   три,  лёд,  тушь – и более.

Гласные звуки

В русском алфавите 10 гласных букв:

А,   Е,   Ё,   И,   О,   У,   Ы,   Э,   Ю,   Я

C помощью которых письменно изображаются 6 гласных звуков:

[а],   [и],   [о],   [у],   [ы],   [э]

Гласные буквы делятся на гласные первого и второго ряда. Гласные первого ряда – это гласные, которые показывают, что предыдущая согласная будет твёрдой:

Гласные 1-го ряда:   А,   О,   У,   Ы,   Э.

Пример с предшествующей согласной:  на,  но,  ну,  ны,  нэ.

Гласные второго ряда – это гласные, которые показывают, что предыдущая согласная будет мягкой:

Гласные 2-го ряда:   Е,  Ё,   И,   Ю,   Я.

Пример с предшествующей согласной:  не,  нё,  ни,  ню,  ня.

Йотированные гласные

Йотированные гласные – это гласные, которые произносятся с помощью двух звуков:

Е — [й’э],   Ё — [й’о],   Ю — [й’у],   Я — [й’а]

В словах йотированные гласные дают два звука, если:

  1. Стоят в начале слова: яма [й’ама]
  2. После гласных: дует [дуй’эт]
  3. После разделительного твёрдого знака (Ъ): въезд [вй’эзд]
  4. После разделительного мягкого знака (Ь): льёт [л’й’от]

Гласные Е, Ё, Ю, Я дают один звук:

Е — [э],   Ё — [о],   Ю — [у],   Я — [а],

если стоят после согласных:

день [д’эн’],   лён [л’он],   утюг [ут’уг],   мяч [м’ач’]

naobumium.info

Сколько гласных звуков в русском языке и почему их именно столько

Число букв русского алфавита общеизвестно — 33. Казалось бы, и звуков столько же. Но на самом деле, буквы и звуки — понятия разные, хотя и взаимосвязанные. Есть, к примеру, буквы, которые вообще не имеют звукового соответствия — это твёрдый и мягкий знаки. Они передают не сами звуки, а определённые признаки, например, твёрдость или мягкость согласных фонем русского языка. Кроме того, эти непроизносимые буквы влияют не только на согласные, но и следующие за ними гласные звуки. Но каким образом?

Гласные звуки сколько их

Парные и непарные

Сосчитаем, сколько гласных букв в русском алфавите: «а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я». Итого 10. А звуков? всего шесть: [а], [о], [и], [у], [ы], [э]. Получается, что у букв «е», «ё», «ю», «я» звукового соответствия нет? Не совсем так. Составим следующую таблицу:

«а» · [а]
· «е» · мягкий согласный или «й» + [э]
· «ё» · мягкий согласный или «й» + [о]
· «и» · [и]
· «о» · [о]
· «у» · [у]
· «ы» · [ы]
· «э» · [э]
· «ю» · мягкий согласный или «й» + [у]
· «я» · мягкий согласный или «й» + [а]

Таким образом, мы видим, что некоторые гласные буквы обозначают не один звук, а целую комбинацию. Так «я» в слове «яд», на самом деле — [йа]. А «ё» в слове «лёд», это [о] после мягкого «л»: [л’от]. А что, если бы после согласной вдруг оказался непроизносимый мягкий знак, например «льёт»? Тогда мы бы вновь получили двойную фонему: [л’йот]. Почему в русском языке оказались «лишние» парные буквы? Очевидно, потому, что алфавит родился раньше, чем наука, называемая фонетика, которая занимается изучением звуков. Во всяком случае, составители азбуки меньше всего думали о том, как влияют согласные звуки русского языка на гласные.

Звуки и буквы в русском языке

Что обозначает положение в слове

Получается, что звучание гласных и написание соответствующих букв зависит от предыдущего согласного, а, точнее, от его твёрдости или мягкости. Исключений из этого правила нет, ведь если «ю» или «я» даже находятся в начале слова, то, с точки зрения фонетики, такое слово начинается с согласного [й ‘], который, в отличие от других согласных, всегда является мягким. Однако, поскольку традиционно в языке существуют буквы, обозначающие двойные звуки, то мы пишем «юг» и «ящик», а не «йуг» и «йащик».

Казалось бы, логично избавиться от этой путаницы, отменить «лишние» гласные буквы и писать как мы слышим. Но не так всё просто. Дело в том, что если мы углубимся в фонетику, то обнаружим: звучание гласных зависит не только от предыдущего согласного, но и от такой важной вещи, как ударение. Если под ударением гласный отчётлив и понятен, то чем дальше он от ударного слога, тем менее ясно его звучание. Возьмём слово «колобок». Понятно, что последний гласный здесь [о]. А вот что после «л»? Если прислушаться, то мы услышим нечто среднее между [а] и [о]. Такое изменение звука, в зависимости от его положения относительно ударного слога в фонетике называется редукцией.

Для этого нового гласного, среднего между [а] и [о], вводится и новое обозначение — [ʌ]. Но и это ещё не всё. Как уже говорилось, чем дальше слог от ударного, тем больше изменяется в нём гласный. И если снова внимательно прислушаться, то в первом слоге слова «колобок» мы услышим звук, похожий и на [а], и на [о], и на [э]. А обозначается эта новая фонема, как [ъ].

Таким образом, если бы мы захотели писать, «как слышим», то избавившись от одних букв, пришлось вводить другие. Да ещё и менять правила орфографии. Ведь если сегодня нужно просто запомнить, что в слове «колобок» нет ни одной буквы «а», то высчитывать, какую гласную надо писать, в зависимости от положения ударных и безударных слогов — вряд ли более лёгкое занятие. Во всяком случае, грамотность от этого не повысится. Кроме того, писать «как слышишь», может стать проблемой для понимания. Ведь не факт, что все слышат одинаково. А значит, не исключены разные варианты написания одного и того же слова. Например «бигимот», «бегимот», «бигемот» и, наконец, «бегемот».

Гласные звуки и буквы в алфавите

А ведь мы не учли ещё, что точно так же изменяются не только «а» и «о», но и другие гласные. При этом учёные идут всё дальше, обнаруживая новые варианты звуков. Например, наряду с [ʌ] и [ъ] появился ещё один вариант того же звука — [ɑ̟]. Это «а» после твёрдых согласных перед «л». Получается, что чем дальше мы углубляемся в тему, тем меньше вероятности получить ответ на вопрос: сколько гласных звуков в русском языке?

Гласные буквы русского алфавита — сколько же их?

На самом деле, всё не так печально. Гласных звуков всё-таки шесть. Дело в том, что настоящими звуками наука признаёт гласные в том виде, как они слышатся под ударением. Все же другие варианты называются аллофонами, иначе говоря, формами, зависящими от положения в слове и ударения. Конечно, деление несколько искусственное, но всё же лучше, чем хаос.

Видео

Гласные звуки и буквы, как разобраться? В этом вам поможет видео.

liveposts.ru

Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы — пишем и видим (когда читаем). На письме звуки обозначаются буквами.

Для обозначения звуков мы тоже используем буквы, но ставим их в квадратные скобки. Это фонетическая запись букв.

Например: звук [м], буква — «эм»

Фонетическая запись букв — это транскрипция. Она помогает понять нам, как мы говорим, отражает живое звучание речи, учит правильно произносить слова.

При оформлении транскрипции учитывай:

  • оно оформляется в квадратных скобках
  • каждому звуку соответствует один знак
  • большая буква не используется
  • в словах обязательно ставится ударение
  • мягкость согласного обозначается значком [ ‘ ] — по́лька — [по́л’ ка], листо́к — [л’ исто́к]
  • долгота звука обозначается значком [ ¯ ] — он используется, когда из двух букв получается один звук: ссо́ра — [со́ра]

Постановка ударения очень важна для правильной фонетической записи. Ударение, его особенности и правила постановки в русском языке изучает наука акцентология.

 

Звуки бывают: гласные и согласные.

Буквы бывают:

В русском языке звуков больше, чем букв.

Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово для разбора.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 4, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 11, Полякова, Учебник

Упражнение 15, Полякова, Учебник

Упражнение 64, Полякова, Учебник

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 71, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 72, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 216, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 55, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 31, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 138, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 34, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 9, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 94, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 56, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 38, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 154, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 155, Полякова, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 109, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 323, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 15, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 54, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 117, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 291, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 292, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 318, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 19, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 20, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 35, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 189, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 205, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 595, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 482, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Правила фонетического разбора слов, фонетика гласных и согласных

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а  ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м’] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [–];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м’];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл’].
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м’ач’], мел → [м’эл].
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р’эб’ина], пятно → [п’итно], весело → [в’эс’ила], корова → [карова].
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й’и].
    Ручьи → [руч’й’и].
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

аоиеуюёяэы
под ударениемаоиэууоаэы
без ударенияааииууоэ, иэ, иы
в начале словааоий’эуй’уй’ой’аэы
после гласныхаоий’эуй’уй’ой’аэы
после ь, ъаой’ий’эуй’уй’ой’аэы
после ж, ш, цыоыыууоаэы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: [л’], [с’], [ч’] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж], [ц].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки: [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й’].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой’эст].
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч’уства], солнце → [сонц’э].
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис].
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м’ил’ион], аллея → [ал’эй’а].

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з’д’элал].
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт’и], мягкий → [м’ах’к’ий’]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон’т’ик].
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан’ч’ик], сменщик → [см’эн’щ’ик].
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан’эшна], скучно → [скушна], что → [што].

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт’], уезжать → [уиж:ат’].
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а].
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв’озный’], лестница → [л’эс’н’ица].
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син’эва].
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ’]:
    счастливый → [щ’асливый’], извозчик → [извощ’ик], перебежчик → [п’ир’иб’эщ’ик].

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

phoneticonline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *