Гласные звуки смягчающие согласные буквы: Какие гласные смягчают согласные (таблица) – Attention Required! | Cloudflare

Понятие ложных мягких согласных, объясняем первоклашкам.

Прислала письмо моя френдесса mama_moty:

«Меня зовут Лена. Я к вам с вопросом, на который не смогла найти толковый ответ. Мой сын Матвей сейчас фактически учится в первом класс, а практически дома, на семейном обучении.
У меня вопрос по-русскому :-). Как объяснить ребенку понятие ложной мягкой согласной и как ее обозначать при фонетическом разборе и в написании транскрипции.

Фонетический разбор мы делаем двумя способами, первый, самый простой, обозначаем звуки цветными ручками, красной-гласные, синей-твердые согласные, зеленой-мягкие согласные, черной-знаки(ъ-ь), ложную согласную обводим простым карандашом, когда явно слышим. Второй способ. Пишем, как в средней и старшей школе, под словом буквы в столбик и даем каждому звуку характеристику. Но так как сейчас еще и транскрипцию ввели в школах, то мы и ее пишем. Ставим апостроф, если встречаем ложную мягкую. Например, в слове «с*делать», первая согласная кажется мягкой, так ли это? Мы звук «С» пишем синей ручкой, а потом в транскрипции ставим апостроф? Я по аналогии с подобными словами решила, что в словах, где после двух подряд согласных идет смягчающая гласная, первый из трех звуков и есть ложный? Брус*ника, или же, к?лей, вроде не твердо, но и не так уж мягко. Или я все выдумываю? Объясните, пожалуйста, как все-таки определить этот звук верно и как правильно его обозначить.

Спасибо большое!»

Ответ. В русском языке существует 5 гласных букв (е, ё, ю, я, и), которые смягчают все согласные звуки, стоящие перед ними. Обозначать такие согласные лучше с помощью апострофа, например: лес [л’эс], мёд [м’от].
Также предлагаю скачать небольшую книжку Л.М.Козыревой: Тайны твердых и мягких согласных.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.

                                                                Михайлова А.С., 29.04.16 год

Тема урока: Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.

Цель: научить обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками. 
Задачи: 
1.Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; познакомить учащихся со способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я; 
2.Развитие умения работать самостоятельно; умения применять знания на практике; 
3.Воспитывать любовь к русскому языку. 

Ход урока


1.Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу. Тем самым пожелав друг другу успехов в учении. А теперь улыбкой поприветствуем  наших гостей. Для того чтобы урок принес нам всем радость  и общение с друг другом , какими мы должны быть в течении всего урока?

Сели тихонько за парты.

2.Минутка чистописания. 

Записать число, классная работа.

 -На доске у меня написаны элементы букв,какие буквы можно записать с помощью этих элементов (В,в)(слайд № 1), пропишите эти буквы всю строчку.

-Кто изображен на картинке (верблюд, ворона слайд №2). Что вы знаете о этих животных(верблюд живёт в пустыне, приспособленность к засушливому климату позволяет одногорбым верблюдам жить в пустынных регионах. Они в состоянии обходиться долгое время без воды, умея сохранять её в больших количествах в своём теле. Горб на спине содержит запасы жира, которые организм верблюда постепенно использует для получения энергии. Жидкость верблюды хранят не в горбу, а в желудке; ворона не перелетная птица,  всеядная).

— Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните в них  трудности написания ( верблюд- безударная гласная е, парный согласный д-т; ворона- безударная гласная о в первом слоге ). Проверка один ребёнок отвечает(если у вас так же поставьте +)

3. Постановка и целей задачи.

Сейчас я вам прочитаю   сказку, послушайте внимательно. 

СКАЗКА «ХВАСТУНИШКА».

Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит  ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым; слово ел превратилось в слово ель, а консервная банка стала теплой банькой. Кто этот фокусник?  Расхвастался ь знак- я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться  «Мы тоже умеем показывать фокусы. Был лук стал люк, мал стал мял, рад превратился в ряд, воз в вёз, был в бил.» Кто поставил хвастунишку на место? (гласные буквы)

-А теперь посмотрите еще раз на наши  слова, какой фокус вы заметили? (слова начинаются на одну букву, а звуки разные).

-А почему так получается, что буква одна и та же, а звуки разные? ( в слове верблюд после буквы В стоит гласная е, она смягчает  согласный звук, а в слове ворона после В стоит гласная о, она не дает мягкость согласным звукам).

-Мы можем сказать от  чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков? (от следующих за ними букв) 

— Исходя из этого, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?  (слайд № 3Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.)

Чему мы будем учится сегодня на уроке?:

1.Учиться  распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки  с помощью гласных  букв;
2. Учиться применять умения и знания на практике. 

4. Работа по теме урока.

Посмотрите на слова, которые изображены  (слайд № 2 )  (Лара, Миша, Рома, Люда, Пётр,  Кузьма, )

— Что объединяет все написанные слова? (все слова начинаются с букв, обозначающих согласные звуки, написаны с большой буквы-имена).

 — По какому признаку можно  их разделить на две группы (  по первому звуку слова- мягкий и твёрдый.) Запишите в тетрадь эти слова, на первую строчку слова с твердым звуком, на вторую с мягким звуком. Подчеркнуть мягкий звук  двумя линиями , тв. одной. Какое правило нужно не забыть (Слова все пишем с большой буквы, это имена). (слайд №4)

ПРОВЕРКА:(или у доски с обратной стороны два ребенка)

— Какое было задание -распределить слова по группам и подчеркнуть согласные звуки твердые и мягкие; задание выполнил верно, без ошибок, самостоятельно, что возьмёшь себе тучку или солнышко) Кто выполнил так же как Никита, поставьте себе +, как Ксюша

А кто справился не полностью? Почему? (Я ещё не научился пользоваться  или применять правило. Сегодня на уроке мы ещё будем учится находить согласные звуки мягкие и твердые)

-Какие  буквы  обозначают твёрдость согласных  звуков в начале слова в данных словах (гласные а,о,у)
-При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков ? (Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки). 
-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в начале слова в данных словах?
-При каком условии буквы  и, ю, ё обозначают мягкость согласных звуков? (Если стоят после согласных).
-Попробуйте теперь сформулировать  вывод об обозначении мягкости согласных на письме. (слайд №4, Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами ё, ю, я, е, и; а твёрдость согласных звуков на письме обозначается буквами а, о, у, ы, э).

 5.Физкультминутка. 

-Немного поиграем. Если я буду называть слова которые начинаются с мягк. согл.звук — то  хлопаете  в ладоши, если с твёрдого — приседаете. 
Рад, ряд, слон, мяч, роза, мама, сад, рёв, рукав, рюкзак, сито, билет, балет, заяц, зяблик. 
Какие Вы внимательные! 

6. Закрепление

(работа в паре) слайд №5

А теперь я предлагаю вам почувствовать себя фокусниками?

Гласные буквы  зашифровали слова, ваша задача расшифровать их.

Вам даны слова звуками,  нужно записать их буквами.

1.[бант]

2.[р’ эк’ и]

3.[б’ инт]

4.[рука]

5.[ сосны]

6.[ л’ ист]

7.уго[ л’ ок]

8.[к’ит ]

9.уго[лок]

 (Проверка, по цепочке. Сверка со слайдом №6  )

7. Самостоятельная работа (взаимопроверка)

Запишите  предложение  На клумбе растут лютики. (слайд № 7) (подчеркнуть тв.согл и мягкие согл. Обменятся тетрадями с соседом и проверить, если все верно поставить +. Затем проверить с классом.) Дополнительное задание главные члены предложения. (слайд № 8)

8.Рефлексия.

Все ли поставленные задачи мы решили, как вы думаете?

Какими буквами обозначается мягкость  (ё, е, ю, я, и), твердость согласных звуков (а, о, у, э, ы)

ПРОДОЛЖИТЕ одно из предложений (слайд № 9)

1. Мне понравилось….

2. Мне не понравилось…..

3. Я узнал……

4. Я научился……

5. У меня не получилось…..

9. Спасибо за урок!

 

Учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс) на тему: Звуки и буквы.

                                                                         

                                                      Звуки и буквы

Русский алфавит содержит 33 буквы

Буквы Ь   и  ъ  звуков не образуют

Гласных звуков —  6, согласных звуков – 36

Признаки гласных звуков: произносятся с голосом, при произнесении гласных воздух не встречает преград, гласные образуют слог (Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)

Признаки согласных звуков: Произносятся с шумом, воздух выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ, согласные не образуют слог. Согласный звук может быть твердым или мягким, звонким или глухим

Смягчают согласный звук следующие буквы: я,е,ё,и,ю,ь

ВСЕГДА МЯГКИЕ: Ч,Й,Щ                                   ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ: Ж,Ш,Ц

Парные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с (б,в,г,д,ж,з — звонкие         п,ф,к,т,ш,с — глухие)

Непарные глухие: х,ц,ш,щ

Непарные звонкие:л,м,н,р,й

  Сонорный (звонкие,непарные-л,м,н,р,й )при их образовании участвует и голос и    шум             

                                             

                                                      Звуки и буквы

Русский алфавит содержит 33 буквы

Буквы Ь   и  ъ  звуков не образуют

Гласных звуков —  6, согласных звуков – 36

Признаки гласных звуков: произносятся с голосом, при произнесении гласных воздух не встречает преград, гласные образуют слог (Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)

Признаки согласных звуков: Произносятся с шумом, воздух выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ, согласные не образуют слог. Согласный звук может быть твердым или мягким, звонким или глухим

Смягчают согласный звук следующие буквы: я,е,ё,и,ю,ь

ВСЕГДА МЯГКИЕ: Ч,Й,Щ                                   ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ: Ж,Ш,Ц

Парные  согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с (б,в,г,д,ж,з — звонкие ;  п,ф,к,т,ш,с — глухие)

Непарные глухие: х,ц,ш,щ

Непарные звонкие:л,м,н,р,й

Сонорный (звонкие,непарные-л,м,н,р,й )при их образовании участвует и голос и    шум  

Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Конспект

урока по русскому языку

«Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Цель:

  • Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.

УУД:

Личностные:

1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

8.Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

2. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3.Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 5. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:

Тетрадь с печатной основой

Презентация

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте дети!

А начну я с веселого стихотворения.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Ребята, посмотрите, на слайде написано высказывание о красоте письма.

«Красота человека — в красоте его письма»

-Как вы понимаете эти слова?

-Давайте проведем с вами минутку чистописания и потренируемся писать красиво и аккуратно. Откройте тетрадь на стр. 13.

-Записываем сегодняшнее число. Какую букву напоминают очки?

-Сколько строчек занимает рисунок очков?

С чего мы начнем рисунок?

-А какой элемент изобразим следующим?

Посмотрите следующую строку, скажите, из каких элементов состоит буква Ф

— Начинаем писать сверху полуовал, соединяем его, ведем прямую наклонную линию чуть выше овала, возвращаемся по написанному, и пишем прямую наклонную линию выходя за край нижней, отрываем руку и пишем овал сверху

-Ребята, в тетради вы видите написанные слова, прочитайте

, объясните их значение.

(затем учитель спрашивает чтение слов у некоторых детей по выбору)

-Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? А какие — на вопрос что?

-Какое из этих слов имеет самое большое количество слогов?

-Сколько в этом слове слогов?

-Проговаривая по слогам каждое слово, запишите их в тетрадь.

-Поставьте ударение над словами.

-Над всеми ли словами вы поставили ударение?

-А над каким не поставили и почему?

-А почему это слово называется односложным?

А какие слова нельзя перенести и почему?

Словарная работа:

Ребята, посмотрите на слайд и выпишите слова, ставя правильно ударения.

Алфавит, ягода, воробей, собака, сапоги, сапожник.

-В слове ягода обозначьте точками соответствующие буквам звуки.

-Найдите однокоренные слова? Какой у них корень?

-Ребята, посмотрите в корне этих слов есть чередующиеся согласные Г и Ж

-Что в человеке все должно быть красивым, в том числе и письмо. Нужно писать аккуратно и соблюдать чистоту в тетрадях.

-Букву «Ф»

-2 строчки.

-Со стекол- овалов

-Следующими рисуем душки.

— из двух полуовалов и прямой наклонной линии.

филин -самая большая сова; франт -человек, любящий наряжаться;

афиша-вид печатной рекламы;

офис -помещение для работников на каком – либо предприятии.

-Филин и франт

-афиша и офис

-Афиша

-3

-нет

Над односложным словом франт.

Потому что состоит из одного слога.

-франт, офис -односложные слова не переносятся и одну букву мы не оставляем на строке.

Сапоги, сапожник; сапог и сапож

3. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, у меня к вам очень важное дело. Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил. Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки.

Лодка плывот по реке.

Летит быстрый самолот.

Луба и Рая лепат снеговика.

Ребята, в каких словах Незнайка допустил ошибки?

-Ребята, давайте устно назовем звуки этого слова. А какой же звук у В?

-А почему же стоит гласная о, которая делает согласный звук твердым? Подумайте, какое правило не усвоил Незнайка? Чего он не знает?

.- Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке усвоить эту тему?

Посмотрите внимательно на таблицу букв.

Скажите, почему я поделила гласные буквы на 2 группы? По какому принципу?

Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны.

А Э Ы У О

Я Е И Ю Ё

-Ребята, гласные второго порядка смягчают стоящие перед ними буквы.

При произношении гласных второго порядка слышатся буквы первого порядка

Плывет, самолет, Люба, лепят.

-мягкий

-поможем

— Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё

4.Построение проекта выхода из затруднения.

— Ребята, мы должны помочь Незнайке получить 5 за урок, выполнив сложных заданий.

5.Реализация построенного проекта.

— Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке справиться с первым заданием.

-В следующем задании, вам нужно составить слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за изменением значения слова значением слова.

А О У

hello_html_md5f7609.gifhello_html_md5f7609.gifhello_html_md5f7609.gif

Р — Д Н — С Л — К

hello_html_m1d131332.gifhello_html_m1d131332.gif

hello_html_m1d131332.gif

Я Ё Ю

— В каких словах первый звук будет твердым, а в каких мягким?

При каких гласных буквах, согласный звук будет твердым, а в каких мягким?

-Ребята, а меняется ли смысл слов? Почему?

-Молодцы ребята, вы выполнили 2 задание.

-Рад-Ряд

-Нос — Нёс

Лук – люк

-Рад, нос, лук, согласный звук твердый.

-Ряд, нес, люк — мягкий.

При а, о, у -твердый

При я, ё, ю – мягкий.

-да, С изменением гласной меняется значение слова.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слова. В каком слове, согласный звук будет твердым? Почему?

-А мягким?

МИШКА — МЫШКА

Ребята, прочитайте следующие предложения и вставьте слова по смыслу.

Кот ___________ ловил __________.

РАДЫ — РЯДЫ

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______. Осенью убирали урожай. Все были _________.

НОС — НЁС

Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой _______.

-В слове МЫШКА

. Потому что после согласного, стоит гласная первого порядка.

-в слове МИШКА —, потому что после согласного, стоит гласная второго порядка.

Кот Мишка ловил мышку.

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные ряды. Осенью убирали урожай. Все были рады.

Буратино нес золотой ключик. Он любит всюду совать свой нос.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по вариантам (карточки) — 1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука, 2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки, из ряда слов вы должны выписать 1 вариант- слова которые начинаются с твердого согласного звука, 2 вариант-с мягкого.

Мыл, мил, лук, люк, моль, мель, пар, лис, кот, кит;

-Дети вслух зачитывают оба варианта.

-Ребята, объясните Незнайке, как вы делали это задание?

1 вариант- Мыл, лук, моль, пар, кот.

2 вариант- мил, люк, мель, лис, кит;

8.Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, нас с вами осталось объяснить Незнайке последнее задание и Незнайка получит хорошую оценку. Открываем учебник на стр.23, упр.23. Прочтем текст. Озаглавим его, для начала скажите, о чем этот текст?

-как назовем текст?

Давайте запишем текст в тетради, предварительно написав заглавие.

-Ребята, найдите в тексте слова, в котором гласные обозначают мягкость согласных на письме.

-о весне.

-Весна

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?

— Какие гласные буквы смягчают согласный звук на письме?

-Об обозначении мягкости согласных звуков гласными буквами на письме.

Я, Е, Ё,Ю,И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *