Игрушки для развития речи – igrushki-dlya-razvitiya-rechi — запись пользователя Катерина (KatrinkaTP) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Речь, важные слова

Содержание

Игрушки для развития речи у детей 1-3 лет

Развивающие игрушки для детей пользуются большой популярностью среди родителей. Они ориентированы на создание мотивации к какому-либо действию. Игрушки для развития речи стимулируют у ребенка желание говорить. Но не каждая развивающая игрушка является таковой в действительности. Какие игрушки необходимы для развития речи детей?

СодержаниеСвернуть

Игрушки для развития речи малышей до 1 года

Пирамидка — отличная развивающая игрушка

Пирамидка (с 6 месяцев). Правильная пирамидка должна соответствовать следующим требованиям:

  • В первой пирамидке должно быть не больше 5 колечек.
  • Стержень пирамидки должен иметь одинаковую толщину по всей длине.
  • Размер дырочек во всех кольцах должен быть одинаковым.
  • У пирамидки должно быть устойчивое основание.
  •  Для детей старше года все кольца пирамидки должны иметь один цвет.

При помощи пирамидки малыш будет развивать моторику, оказывающую огромное влияние на речевое развитие. Освоит понятия «большой − маленький». Кроме этого, освоит сортировку, начальные навыки сравнения, счета, познакомится с основными цветами.

Мячи (с 6 месяцев). Желательно разнообразие размеров, цветов и свойств (гладкие и пупырчатые, жесткие и мягкие, тяжелые и легкие). Мячи отлично подходят для физического развития ребенка. Помимо этого, они прекрасно способствуют развитию мышления. При их помощи можно учить малыша сравнивать, классифицировать, изучать цвета, размеры, отрабатывать словарь прилагательных.

Кубики (с 7 месяцев). Набор должен состоять из разных форм: куб, кирпичик, призмы, цилиндры. Эти детали – хороший материал для развития мышления, воображения, фантазии. Ребенок постарше может строить целые города и сочинять истории о них, что является прекрасным пособием для формирования связной речи. При помощи набора кубиков можно знакомиться с математикой: изучать счет, формы, величину.

Блочный деревянный конструктор для развития моторики рук

Машинка на веревочке (с 7 месяцев). При простом притягивании игрушки за веревочку у ребенка впервые появляется вывод о причинно-следственных связях. В возрасте 8 месяцев нужен самосвал − кроха крутит колеса, учится управлять машинкой, объезжать препятствия, возить в кузове различные предметы и выгружать их, катать любимые игрушки. Таким образом, у ребенка формируются пространственные представления, отрабатываются предлоги и приставки.

Кукла (с 8 месяцев). Обычная кукла необходима всем детям вне зависимости от пола. Так как она является проекцией человека в игрушечном мире. На кукле малыш учится показывать и называть части тела, с ней можно обыгрывать различные режимные моменты и бытовые ситуации. Так малыш впервые осознает свое место в окружающем мире, развивается личность. В игре с куклой можно наращивать словарь существительных на различные темы, учить глаголы, изучать части тела, предметы одежды.

Игрушки для развития речи детей после 1 года

Матрешка. По своему назначению матрешка похожа на пирамидку, но на более сложном уровне. Простые манипуляции с матрешкой доступны даже малышу. По мере взросления вариантов игр с матрешкой становится все больше. Она помогает в освоении порядковых числительных, сравнительных форм прилагательных, предлогов.

Музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, бубен). Инструменты необходимы для развития чувства ритма. Отстукивание ритма, выполнение движений под заданный ритм играет важную роль в формировании речевых процессов, в частности, фонематического слуха. Музыкальные инструменты пригодятся при театрализованных постановках, а также в сюжетно-ролевых играх.

Деревянный ксилофон

Сортер. С его помощью ребенок учится соотносить объемные фигуры по форме и размеру с их плоскостным изображением. Развивается логика, зрительная память, мышление, мелкая моторика. Первый сортер должен иметь не больше трех отверстий простых форм. Если их слишком много, малышу трудно выполнить задание, он не получает удовлетворения от игры. Когда ребенок научится справляться с простым сортером, можно увеличить количество отверстий и разнообразие форм.

Рамки-вкладыши. Желательно, чтобы элементы были одного цвета и ровно вставлялись на свои места. Ребенок будет узнавать фигуры по контурам для формирования их наглядных образов. При выборе вкладышей нужно обратить внимание на то, чтобы нельзя было неправильно вставить фигуру. Когда ребенок сможет верно определять место вкладыша в рамке, можно попробовать вставлять фигурки с закрытыми глазами, тем самым развивая тактильные ощущения, образное мышление, координацию. Происходит развитие речи: ребенок сначала понимает, а затем произносит самостоятельно, кто или что перед ним, какие у него свойства, какие действия может осуществить этот предмет или объект. Элементы вкладышей можно использовать в играх-театрализациях, в отработке отдельных сторон речи.

Посуда. Процессу еды отведено важное место в жизни людей, с ним связаны сильнейшие чувства − голод и насыщение. На еду тратится значительная часть времени, поэтому играм с посудой важно уделять должное внимание. В процессе еды происходит становление сюжетной игры, являющейся сильнейшим стимулом для развития речи и мышления. В играх с детской посудой отлично задействована мелкая моторика рук, активно развиваются сенсорные ощущения. Такая игра способствует формированию логических операций, закладывает навык простейших арифметических операций.

Фигурки животных и людей. Они позволяют воспроизвести в игре реальный мир. Ребенок создает игровой мир и заполняет его персонажами. Это не только игра, фигурки − идеальное пособие для развития. Нельзя обойтись без речи – мы называем персонажей, рассказываем о них истории. Называя части тела животных, можно отрабатывать притяжательные прилагательные, составлять рассказы-описания. Можно классифицировать животных по способу передвижения, среде обитания, внешнему виду. При имитации реальных действий формируется связная речь, развивается мышление, воображение, фантазия.

Игры для речевого развития из подручных средств

Развивать речь ребенка можно не только специальными игрушками, но и при помощи подручных средств

Игры с прищепками. Прищепки развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память. Варианты игр с ними могут быть разнообразными. Прищепки можно считать, сортировать по цвету и размеру, применять для конструирования. Детям очень нравятся такие игры, так как они не только тренируют моторику, а самостоятельно придумывают и воссоздают образ, что стимулирует развитие речи. Прищепки нужно выбирать достаточно слабые, чтобы ребенок мог сам манипулировать ими и не прищемил пальцы.

Сортировка. Сортировать можно абсолютно любые предметы: одежду, обувь, столовые приборы, посуду, крупы. Варианты сортировки тоже могут быть разнообразными: по цвету, размеру, форме, области применения. В процессе сортировки ребенок учится классифицировать, анализировать, сравнивать. Развивается моторика, мышление, воображение, логика.

Пазлы. Пазлы отлично подходят для развития речи. С их помощью можно изучать целое и его части, прилагательные, предлоги, пространственные отношения. Знакомство с пазлами из 2 частей можно начинать около двух лет. Не обязательно использовать покупные, достаточно просто разрезать картинки с изображениями знакомых предметов на несколько частей.

Собирание пазлов всесторонне влияет на развитие ребенка

Копилка. Вместо обычной копилки, подойдет любая коробка или банка с отверстиями на крышке. В них можно складывать разнообразные мелкие предметы, развивая логику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, логически обосновывать свое действие.

Игры с крупами. Дети очень любят играть в прятки. Они с удовольствием будут искать клад или пропавших детенышей зверей в емкости с крупой. Интересный сюжет побуждает ребенка к фантазированию, воображению, порождает желание и необходимость говорить. При манипуляциях с мелкими предметами развивается мелкая ручная моторика, сенсорные ощущения, стимулируются речевые центры.

Во время игр с мелкими предметами необходимо помнить о безопасности ребенка, нельзя оставлять его без присмотра!

Использование игр и игрушек, развивающих речь, разумеется, положительно влияет на детей. В игре впервые возникают первые попытки соединить слова в предложения. Кроме этого, возникает потребность в речевой коммуникации, так как не всегда получается выразить просьбу и игровую задумку, используя невербальные средства общения.

Но следует помнить, что при переизбытке игрушек ребенок быстро теряет интерес к ним, а также снижается уровень воображения и ситуативного мышления. Поэтому количество игрушек должно быть ограничено.

игрушки. Речевые игры и упражнения.

Развитие речи: игрушки. Материалы для речевых их и занятий с детьми по теме «Игрушки».

В этой статье я продолжаю рассказывать о том, как можно развивать речь ребенка в игре и какие речевые занятия с детьми можно провести дома или в детском центре, в детском саду. Все игры об игрушках из этой статьи предназначены прежде всего детям 3-4 лет, но они будут интересны и  полезны как более младшим, так  и более старшим детям.

  • Не нужно стремиться провести за один раз как можно больше игр. Наоборот, игру надо заканчивать тогда, когда малыши еще заинтересованы и хотят ее продолжения.
  • Все игры веселые, озорные, интересные, и так и надо проводить их с малышами – не как серьезные уроки, а как интересный развивающий семейный досуг, с улыбкой, с задором, с юмором.

Желаю Вам радостного общения с малышами! Играйте  и получайте удовольствие!

Речевая игра с игрушками 1.  «Угадай, каких игрушек не стало»

Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.

Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.

У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).

Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью   или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок  пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.

Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например,  сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».

А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало  машин, мячей и т.д.»).

Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.

Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)

Речевая игра с игрушками 2.  «Команды»

Учим ребенка употреблять в речи глаголы в    повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.

Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.

Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.

Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.

Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!

Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.

Речевая игра с игрушками 3. Зайчата

Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.

Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать,  точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и  несовершенного  вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки,  хвостик и т.п.).

Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.

Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате  один нижний край выше другого, некрасиво торчит,  шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка.  Он еще не успел одеться, на нем только брючки.

Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.

«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?

Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро,  правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).

Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так —  Догоняйка.

Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).

Играем в загадки: часть 2.

Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики,  круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).

Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).

Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).

А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.

А как ласково назвать нос ? (носик).

Глаза — ? (глазки)

Лапы — ? (лапки)

Хвост? (хвостик)

Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.

Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.

«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и  маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»

А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).

Кто что делает: часть 3.

Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).

  • Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
  • Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
  • Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
  • Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
  • Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).

 

Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и  начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:

Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим  (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить  о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

  • А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
  • Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
  • А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
  • Что мы делаем с машиной?  Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
  • А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.

Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.

Игра 5.  «Парные картинки»

Учимся употреблять существительные  во множественном числе.

Вам понадобятся  парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы сможете скачать бесплатно в статье  «Картинки: детские игрушки».

Делим картинки на две стопки:

  • В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
  • Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.

Первую  стопку картинок  берем себе  – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.

Ход игры:

Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.

Вы показываете свою картинку и называете, что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти, показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».

Правила игры:

  • Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
  • Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
  • Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
  • Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.

Варианты игры:

  1. Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
  2. Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т.д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.

Игрушки – это тема, которая всегда интересна детям и которая дает множество возможностей для развития речи. А Вы играете в речевые игры с игрушками? В какие? 

Желаю Вам веселых речевых игр, новых достижений в речи малышей и радости общения с ними! Если для Вас эта статья была полезной и интересной, буду благодарна за комментарии. И всегда рада ответить на Ваши вопросы в комментариях.

Еще по теме «Игрушки»:

1. Картинки для речевых игр по теме «Игрушки» Вы можете бесплатно скачать в нашей Библиотеке игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми — в статье  Картинки для речевых игр с детьми по теме «Игрушки».

2. Стихи об игрушках: 56 стихов для детей раннего и дошкольного возраста для игр, занятий, тематических дней и недель, детских праздников —  «Стихи об игрушках»

Материалы для занятий и игр с детьми по развитию речи Вы также найдете в статьях:

Одежда в картинках, развивающих заданиях и речевых играх для детей. 

Посуда в картинках, развивающих  заданиях, стихах и речевых играх для детей.

Домашние птицы в речевых играх, заданиях и картинках для детей.

Зимующие птицы в сказках, речевых играх, картинках и заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

«Игрушки для стимулирования речи»

Раздел 2 – Родителям и детям: Развитие ребёнка

Игрушки для стимулирования развития речи

Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от «мы не выговариваем Р» до «мы вообще не говорим». Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности.

Развитие ребенка индивидуально и зависит от множества факторов, но подчиняется определенным нормам, проходит свои этапы.

Развитие речи происходит благодаря общению с людьми, в первую очередь с родителями.

Развитие речи идет в двух направлениях: говорение и понимание.

1,5-3года: увеличение активного словаря до 25-90 слов, количество слов – индивидуальный показатель, языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми, слова выступают в роли предложений: мяч “достань мяч”, “мяу” кошка идет, постепенно появляется фраза.

К 3 годам: словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов, малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами, малыши узнают и называют картинки в книжках, в их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму». Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Речь развивается качественно и количественно.

Развитие речи происходит вместе с общим развитием (психическим и физическим).

Принято выделять следующие этапы развития и ведущую деятельность каждого возраста (до 7 лет):

  • Младенчество (эмоциональное общение)

  • Ранний возраст (предметная деятельность)

  • Дошкольный возраст (игровая деятельность)

Учитывая ведущую деятельность можно выстроить гармоничный план развития ребенка.

Основной период речевого развития выпадает на период игровой деятельности.

Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.

Многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов.

Информация по возрастным нормам и особенностям речевого развития детей подготовлена по материалам книг, которые мы рекомендуем прочитать родителям: Давидович Л.Р. Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?»; Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит?»; Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»; Янушко Е.А. «Помогите малышу заговорить!»

Если вас действительно волнует вопрос по речевому развитию ребенка лучше задать его специалисту, логопеду. Это слишком серьезная тема, чтобы доверить ее форуму или друзьям по площадке. Вас, скорее всего, начнут успокаивать, а это самый опасный путь, можно потерять драгоценное время. Логопед успокоит вас или подтвердит опасения, но в любом случае, у вас уже будут не догадки, а факты и план действия.

А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками! Игрушечные магазины — самые любимые. Из разных стран можно привезти уникальные вещи. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми.

«Мячик»

Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:

  • Предложите малышу, когда он услышит  «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.

  • Мама бросает ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно маме

  • Мама говорит ребенку — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни. Мама бросает мяч ребенку и говорит первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.

  • Мама кидает мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.

  • Мама бросает мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.

hello_html_m695dd07a.jpg

«Волшебный мешочек» или коробка с сюрпризом

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры: возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

hello_html_a76c7e.jpg

«Трубочка»

Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную, как на фото, пластмассовую, или сделать самостоятельно из бумаги, фетра или пористой резины.

hello_html_m22d5c467.jpg

Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Пример игры: предложите малышу подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а малыш будет чувствовать себя чемпионом.

hello_html_28b5a32c.jpg

«Волчок»

Многих в детстве завораживала эта игрушка. Дошкольники тоже неравнодушны к ней, но вот запускать волчок самостоятельно – задача не из простых. Какой это полезный навык: развивается мелкая моторика, зрительная координация, ловкость, сила ведущих пальцев руки. Традиционный волчок вы, конечно же, видели, может быть, даже делали самостоятельно из спички и картона, поэтому обратите внимание на мою самую необычную находку (слева на фото): волчок, который не только крутится, но и встает на ножку, если правильно запустить.

Пример игры: волчок интересно запускать маме и ребенку одновременно, замечая, чей крутится дольше и красивее. Устройте мини соревнования!

hello_html_3d4e671.jpg

«Пинцет, палочки»

Это не совсем игрушка, скорее инструмент, но владение им, так же положительно сказывается на состоянии мелкой моторики, стимулируя развитие речи. Такие палочки для детей в Азии продаются в супермаркетах, аптеках, хозяйственных магазинах. И если задуматься, то для многих взрослых этот навык довольно сложен, что уже говорить о 2-3 летних малышах. Однако, это возможно! И именно в раннем возрасте этот навык развивает речь и интеллект.

hello_html_57f88f02.jpg

Теперь и вы знаете, что попросить у друзей, которые отправляются в Азию. Ими можно не только есть, но и играть.

Пример игр:

  • На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.

  • Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.

  • Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.

«Прищепки»

Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Но вы же помните, что до 3 лет ребенок овладевает предметною деятельностью и именно реальные предметы для него самые интересные. А, как мы с вами видим, и полезные. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч. Или части игрушек, как на этой фотографии.

Примеры игр:

  • Мама показывает ребенку ежика и говорит: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела (мама достает заготовку тучки) и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»

  • Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета.  Задание. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.

  • Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Мама показывает ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.

  • Либо мама сама ставит ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.

hello_html_m410c556.jpg

hello_html_m44d7ce20.jpg

«Звучащие предметы» (развитие фонетического слуха)

Первое, что рекомендуется проверить, когда у ребенка задержка речи – это слух. И если со слухом все нормально, то главная задача – фонетическое развитие. Мы разделяем речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны нам для развития неречевого слуха.

Их можно сделать самим из контейнеров от киндер сюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками — звучащие шары от Вальда.

Пример игр:

  • определи по звуку, что внутри – ребенок берет контейнер и на слух определяет, что звучит: колокольчик, монеты, крупа и т.п. Другой вариант этой игры, когда вы за ширмой чем-то звените, а ребенок угадывает

  • найди пару – перед ребенком раскладываем контейнеры, по два с одним наполнителем и просим подобрать каждому пару.

  • Что лишнее  — выкладываем 3-4 контейнера с одинаковым наполнителем и один с отличающимся, ребенок перебирает все и слушает звуки, а потом решает, какой лишний.

hello_html_418fd6de.jpg

Звучащие шары от Вальда.

hello_html_m415ab7a4.jpg

«Бибабо» или игрушки на руку

Верные спутники любого логопеда, говорить с незнакомой тетей на консультации согласится не каждый малыш, а вот поделиться сокровенным с «живым» мишкой с удовольствием. Мишку все любят тискать и обнимать, кормить, гладить – он отлично справляется с ситуацией знакомства и налаживания контакта.

Веселый лягушонок хорошо, широко открывает рот и квакает, конечно же.

Сова учит точно проговаривать важный и сложный звук У. Проказник поросенок гримасничает, много болтает и постоянно шутит. Лошадка умеет цокать, а это нам помогает поскорее научиться произносить РРР. Вот всего несколько идей, как игрушка бибабо помогает в развитии речи.

Пример игр:

  • Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.

  • Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.

hello_html_m8cdc3a1.jpg

«Пальчиковый театр»

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя.

Традиционный пальчиковый театр.

hello_html_m16090570.jpg

Шагающий пальчиковый театр.

hello_html_m6846a842.jpg

Еще один вид шагающих игрушек.

hello_html_67c5be73.jpg

Пример игры:

Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками  — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.

Список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен. Приятного творчества и веселых игр!

Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, мы попробовали совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня мы расскажем о том, как развивать речь малыша с помощью простых «бабушкиных» игр и игрушек, которые есть в каждом доме.

Чтобы у читателей не возникло разочарований, скажем: все, о чем здесь написано, вам известно, а публикуем мы эту статью для того, чтобы обратить ваше внимание на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста. Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить. Наша статья может быть руководством к действию — и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества. Слова приговорок мы подбирали таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом «мамином» языке.

Проживая день

Начнем с самых простых вещей — сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий. (Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша — это будет очень полезно.)

Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) — вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами «агу-агу», нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: «Потягушеньки-потягушеньки, порастушеньки-порастушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки«… Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики. Вот настало время массажа или гимнастики — опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки: «топ-топ» — опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика, «хлоп-хлоп» — разводя и сводя ручки малыша. Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет «раз-два, три-четыре». Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», для обхватывания груди ручками — «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки…» с непременным окончанием «Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!» (ручки обхватывают голову). Здесь же можно поиграть: приговаривая «ку-ку», на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать!).

Любые водные процедуры тоже нуждаются в «озвучивании» — так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
— скажем при умывании, а во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:
Чижик-пыжик, где ты был?
Я под краном попу мыл,
Вымыл, вымыл, вытирал
И штанишки надевал.

Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды — вообще чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше. В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические «словечки» — например, команда «Ныряем!«.

Еще один совет на стыке активизации детской речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности — не держите его в одноразовых подгузниках. Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Вот он начал писать — тихонько скажите ему «пись-пись», похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое — и с «большими» делами).

Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее, когда малыш активен, общается с вами. Очень трудно выражать свои впечатления от игры или от прогулки, если рот занят. Да и маме проще «успокоить» протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться договариваться с ним в случаях капризов и противоречий. «Поселите» пустышку в кровати малыша — ведь по-настоящему (для восполнения недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время ночных пробуждений, после еды из бутылочки.

Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить «ам-ам» — пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!

Полезно — для маминых нервов и развития малыша — превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды — например, вот так:

Га-га-га, га-га-га
Вот колготки на ногах!
Ва-ва-ва, ва-ва-ва
Влезли руки в рукава
, и т.п.
Можно придумать стихи и посложнее:
Ба-бо-бы — на дворе стоят столбы (натягиваем рукава)
Бы-бу-ба — из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).

Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью — колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными:

Журавли летели,
На ворота сели,
А ворота скрип, скрип,
Наша Маша спит, спит…

(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)

Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз. Не поленимся и перечислим эти слова: имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася), кошки, собаки. Слова есть (от «еда»), каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб, а также: шапка, вот, вода, где, на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мало, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та. Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить «на цыпочках«, делая гимнастику; играть в «юлу«, наряжать «елку«, надевать «фартук«, включать «фары«. Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.

Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе. Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь оп комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.

Игры-говорилки

А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете. «Правила» этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: «Идет коза рогатая за малыми ребятами…» Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее — «забодаю-забодаю-забодаю!«. Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем — жестами и речью.

По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть покачиваете),
Потом по песочку (начинаете потряхивать),
По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях),
В ямку — бух! («роняете» между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша — а ему так хочется «бух!» — он у вас это попросит-произнесет.

Так же исполняются (причем в любом возрасте!) «Гуси, гуси — га-га-га…«, «Киска, киска, брысь под лавку» и другие.

В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры — вот и окружили малыша звуками родной речи. Вот еще один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит — жу-жу-жу-жу,
Я вам глазки покажу,
Я вам лобик покажу,
Я вам ушки покажу
(и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, — и ребенок называет слово сам, как может.

Игрушки-завлекалочки

Если вы читаете нашу статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, мы очень рады вас поздравить, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой — маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.

Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду — но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик («динь-динь-динь»), то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный волчок («у-у-у-у») — и заставляете их «работать». «Давай попросим мишек постучать — тук-тук-тук!» — и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз «озвучиваете» игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит… теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку:

курочки на кормушке — «цып-цып-цып«;
трещотка — «т-т-т-т-т«;
барабан — «бум-бум-бум«;
маракасы или берестяная погремушка-шаркунок — «шу-шу-шу«.

По такому же принципу можно «добавить звучания» и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день. Машина получит прозвище «ж-ж-ж-ж» или «бр-р-р», куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей — и качать ее, укладывая спать: «а-а-а, а-а-а»… Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, — и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.

Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам? К сожалению, яркость, «озвученность» и «механизированность» многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа. Исключение — так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от «неправильных игрушек» — в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.

Вдох-выдох

Речь — это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.

  1. Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.
  2. Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку — так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.
  3. Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык «управления» шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника — на чьей стороне будет удача? «Высший пилотаж» — это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.

Книжки-мычалки

Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше, — с изображениями животных. Книжек может быть несколько — картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить «шерсть» овечки или подергать хвостик у хрюшки), бывают непромокаемые книжки для ванной… С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т.п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу «сказать» за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на ваш вопрос: «Кто говорит «му»?» малыш ответит: «Корова».

Вот списочек зверей, птиц и их «речей», который мы составили для своего и вашего удобства — а вы всегда можете дополнить!

Кто как говорит:
корова, бык (теленок) — му-у-у;
свинья, хряк (поросенок) — хрю-хрю;
овца, баран (ягненок) — бе-е-е;
коза, козел (козленок) — ме-е-е;
осел — иа-иа;
лошадь, кобыла, конь (жеребенок) — и-го-го;
собака, пес (щенок) — гав-гав;
кошка, кот (котенок) — мяу, мур-мур-мур; кис-кис-кис
гуси (гусята) — га-га-га;
утка (утята) — кря-кря-кря;
курица, петух (цыплята) — ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку;
лягушка — ква-ква;
ежик — фыр-фыр-фыр;
мышка — пи-пи-пи;
воробей — чик-чирик;
голуби — гули-гули;
ворона — кар-кар;
синица — тень-тень;
кукушка — ку-ку;
дятел — тук-тук-тук;
сова — у-у-у;
журавли — курлы-курлы…

7 ИГР для развития речи ребенка 1- 3 лет

? В развитии речи малыша можно выделить 2 основных направления -развитие ПОНИМАНИЯ речи и развитие собственной АКТИВНОЙ речи ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать благоприятную РЕЧЕВУЮ СРЕДУ:

☀ как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша. Для этого взрослому необходимо комментировать все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша (прием «разговор с самим собой», комментирование действий самого малыша)
☀ ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к речевому общению с ребенком всех окружающих его взрослых;
☀ постепенное усложнение речевого общения;
☀ каждодневное использование речевых игр и упражнений.

Какие игры наиболее ЭФФЕКТИВНЫ для РАЗВИТИЯ РЕЧИ?

?ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, жестовые потешки

Всем известные старославянские пестушки «Сорока — белобока», «Ладушки» являются не только хорошим материалом для развития РЕЧИ, это еще и ЛЕЧЕБНЫЕ процедуры на базе акупунктуры. ?? Пальцы необходимо сжимать, массировать весь палец – от подушечки до основания, изображать всей рукой героев или предметы (козочка, зайчик, цветок). Круговые движения в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. Каждого “детку”, то есть каждый пальчик, вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.Мизинчик отвечает за работу сердца, безымянный — за хорошую работу нервной системы и половой сферы, массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, а указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы АКТИВИЗИРОВАТЬ деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Очень нравятся детям жестовые потешки («Ножки-ножки, где вы были?», «Хомка, хомка, хомячок»» и др.)

Кроме того, можно изображать животных, транспорт – как прыгает зайчик, как летают птички, как летит самолет, как дует ветерок и т.д.

?СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ на развитие мелкой моторики

Подключите фантазию, и предложите ребенку поиграть с подручным материалом. Например, подобрать крышечки к баночкам, коробочкам. Очень хорошо развивает мелкую моторику знакомство с различным материалом – шерсть, наждак, х/б ткань, замшевая ткань, крупы и др. Развивайте обоняние,

? ПОВТОРЮШКИ — чистоговорки. Это самые простые игры, которые можно придумать. Но результат от них просто потрясающий! Ненавязчивые маленькие рифмовки с повторяющимися слогами откладываются в памяти малыша. У крохи будет развиваться музыкальный СЛУХ и чувство РИТМА. По предложенному принципу вы сможете и сами сочинять подходящие к вашей бытовой ситуации рифмовки.

Кто проснулся поутру? Ру-ру-ру! Ру-ру-ру!
Улыбается легко! Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Тянет кошку за усы! Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!
Ручками – хлоп, хлоп!
Ножками – топ, топ!
Потянулись, улыбнулись!
Утро доброе! Проснулись!!!

Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, «Ры-ры-ры, я несу… (шары)».

?Простейшие ДИАЛОГИ

Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию (здорово, если диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас). Помогут вам в этом следующие игры:

«Здравствуй! Как тебя зовут?». Усадите мишку, зайчика, куколку и начинайте беседу. «Здравствуй, мишка!» (Пожимайте мишке лапу.) «Здравствуй, мама!» (Отвечайте мишкиным голосом.) «Здравствуй, Боря!» (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.)
«Телефон» Можно обыграть разговор по телефону. Побуждайте ребенка произносить самые простые ответы на вопросы. Возьмите импровизированные телефоны, приложите к уху свою трубку и скажите: «Дзинь-дзинь! Пии-пии!» Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: «Тебе звонят! Возьми трубку!.. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?» Если ребенок не отвечает, скажите за него: «Хорошо». Спросите у него: «Что ты сейчас делаешь?» — «Я сейчас рисую!» Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить.

Учите малыша интересоваться погодой, называть свое имя, возраст.

?Игры на развитие ЭМОЦИЙ. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит СТИМУЛИРОВАНИЕ памяти, речи.
Можно повторять за мамой или отражением в зеркале. Учите ребенка смеяться от души, удивляться, кричать или звать кого-то шепотом. Для этого попробуйте игры «Маме смешно, а Ванюше смешно?», «Веселые зверушки» или «Ой, что это? Ой, кто это?»

?Развитие ГРОМКОСТИ и ВЫСОТЫ голоса.

С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием «Ура!» или «Гол!» А потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки «Баю-бай!» или «А-а-а-а!»
Постройте из кубиков самый простой домик или найдите картинку с изображением домика или избушки. «Посадите» в Теремок игрушки и побуждайте карапуза отвечать на вопросы «Кто в домике (теремочке) живет?» Позже ребенок может сам спрашивать обычным голосом , а отвечать – «по ролям», например, за медведя — «басом», за мышку — «пищать» и т.д.

?АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых — показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать. Малышей постарше можно учить выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, показывать лошадку (цокать языком), как дует ветерок, поиграть в прятки с язычком и зубками (показываем и прячем), посылать «воздушный поцелуй», облизывать «вкусное варенье» и т.д.

Все эти задания можно найти в АЛЬБОМАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

? Альбом по развитию речи для самых маленьких http://www.sova-toys.ru/product/300/view

? Большой альбом по развитию речи http://www.sova-toys.ru/product/1298/view


??? Помните, что общение должно нести положительный эмоциональный отклик у малыша. Только тогда это будет нести пользу! Веселых Вам игр!

Статья: Игрушки и речевое развитие.

Игрушки и речевое развитие.

Игрушка – неотъемлемая часть маленького человечка. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботится, осваивает новое, переживает и взрослеет.

Невозможно учить ребёнка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, малыш приобретает неограниченное количество возможностей для речевого развития.

Игрушки и игры для развития речи детей

— Для уточнения произношения в звукоподражаниях: «Угадай, кто кричит?», «Большой-маленький» — произношение звукоподражаний голосом разной высоты, силы и тембра;

— Для знакомства с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками;

— Для развития связной речи (обыгрывании знакомых сказок, организация сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «Ферма»  и  другие).

Какие игрушки развивают речь и мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте способствует быстрому становлению правильной речи памяти и мышления. Правильное и быстрое развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста помогает им достичь великолепных успехов в последующем школьном обучении.

— Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы. Эти игрушки формировать представление о «целом» и «части», развивают мелкую моторику, воображение, вырабатывают усидчивость.

— Игры с пластилином и пастой для лепки – помогают развивать цветовое восприятие, воображение и мелкую моторику.

Как играть по книгам с ребёнком?

Любимые книжки ребёнка – это отличный источник сюжетов для игр. Не случайно дети так любят обыгрывать народные сказки – «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба»…

Не всегда родители догадываются, что играть с ребёнком можно по любой книжке разными способами: «постучаться» в теремок, изобразить, как дед тянет репку, построить домик для поросят из песка и палочек, оживить героев в настольной постановке.

Большое количество идей игр по книгам вы можете найти на сайте А. Борисовой galka-igralka.ru

Не забываем! Каждому возрасту – свою книгу

— Дети до двух лет могут оценивать в книжке только  картинки. Поэтому покупайте им книжки с большим количеством иллюстраций и минимальным количеством текста.

— Дети 3-4 лет интересуются сказками и книжками о природе и животном мире. Такие книги способствуют расширению кругозора, формированию представлений об окружающей действительности.

— С 5-ти лет можно покупать детские энциклопедии, книжки игры. Такие книги будут стимулировать творческое воображение, и развивать речь.

Не следует также забывать и о требованиях к игрушкам.

Игрушка должна быть:

  1. Безопасной (соответствовать гигиеническим требованиям).
  2. Эстетичной (привлекать внимание).
  3. Соответствовать возрасту (содействовать развитию ребёнка).
  4. Динамичной (побуждать ребёнка к различным действиям).
  5. Современной (отражать черты времени, связь с окружающей жизнью).
  6. Игрушка должна быть максимально приближена к оригинальному аналогу.

Учебно-методический материал на тему: Игрушки для развития речи

Игрушки для развития речи ребенка

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, он обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными. Однако если игрушки слишком сложные, они могут стать непреодолимым препятствием для освоения ребенком новых навыков.

Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту малыша, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.

Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку.

Уважаемые родители! Этот список игрушек поможет вам сориентироваться в том многообразии игровых пособий, которые продаются в детских магазинах. Большинство подобных игрушек есть и у вас дома. Не советуем сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки. Помните: многие игрушки взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.

  • Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки  разной частоты, музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).-Для развития фонематического слуха дети должны научиться различать  неречевые звуки.Просто поиграйте с малышом, попросите  ребенка отвернуться, и угадать «Что звучало?»
  • Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п.-Такие игрушки познакомят вашего ребенка с материалом, из которого они изготовлены, будут способствовать развитию  кинестетических ощущений.
  • Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.)
  • Мыльные пузыри.(для развития речевого выдоха,силы, направленности воздушной струи)
  • Большие и маленькие мячи.
  • Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).
  • Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.
  • Заводные игрушки.
  • Маленькие зеркала.
  • Детское лото, разрезные картинки.
  • «Цветовые фоны» (для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого).
  • Пластилин и формочки для создания фигурок.
  • Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.
  • «Центры активности»: плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.
  • Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).
  • Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.
  • Ящик с отверстиями разной формы   для опускания фигурок.(развитие мелкой моторики руки)
  • Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).
  • Деревянные молотки и доски с прорезями
  • Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.
  • Машинки разборные типа «Лего» с небольшим количеством деталей.
  • Конструкторы.
  • Краски пальчиковые.
  • Куклы, кукольная мебель, посуда, детские коляски
  • Набор формочек для игры с водой и песком.
  • Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.
  • Игрушечный телефон
  • Матрешки.

Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и родители. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т.п.

С помощью этой игры как родитель, так и педагог пытается научить малыша следить взглядом за движущимся объектом,  координировать движения руки и глаз, закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. Положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом,  С помощью такой простой игры  мы  учим малыша сопоставлять действие и его результат, закрепляем предлоги, развиваем речь.Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений.

               Маленький ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что будет очень важно в будущем, когда он начнет общаться с другими детьми.С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова. Все дети — хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом, они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о