Трогать детей нельзя, или Может ли учитель выпить в воскресенье
О педагогической этике начинают говорить, когда становятся известны факты ее вопиющего нарушения – такие, как в московской 57-й школе, уже несколько дней не сходящей с первых страниц СМИ
Татьяна Владимировна Cклярова, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Фото с сайта pstgu.ru
Зафиксированы ли где-то нормы профессиональной этики учителя? Каким образом регулируется этическое поведение педагога? Не поздно ли говорить об этике учителя, когда ситуация больше похожа на криминальный роман?
Об этом мы говорим с Татьяной Владимировной Скляровой, доктором педагогических наук, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
— О профессиональной этике говорить всегда актуально. Этические принципы не раз и навсегда устанавливаются — они постоянно двигаются, — говорит она. — В Англии, например, несколько лет назад жарко обсуждался запрет учителям выпивать в воскресный день — он был продиктован тем, что им в понедельник на работу.
Профили педагога в соцсетях или аватарка его электронной почты, которой он пользуется в работе, — сейчас тоже предмет профессиональной этики.
— В прицеле внимания все — и одежда, и лицо, и мысли учителя? Но может ему хочется какой-то личной жизни после завершения рабочего дня в школе?
— Если педагог соблюдает границы, например, с личного аккаунта в соцсетях не вступает в переписку со своими учениками, то он имеет на право на приватное пространство. Но в чистом виде такое встречается очень редко. И если его фотография в соцсети свидетельствует о том, что на уроке он говорит одно, а в жизни поступает иначе, то тут уже возникают этические коллизии.
И одежда педагога не должна препятствовать выполнению его профессиональных обязанностей. Если одежда отвлекает учеников, смущает коллег, то это тоже — предмет профессиональной этики.
Альбер Беттаннье, «Чёрное пятно» (1887). Изображение с сайта wikipedia.org
— Татьяна Владимировна, этический кодекс, наверное, не может быть спущен сверху — он рискует остаться формальным документом. А как тогда формируются правила этического поведения педагога? Исходя из чего?
— Формируются так же, как и все остальные правила, — жизнь учит. Могу предположить, что в любой профессии есть сущностные ценности, отношение к которым определяет поведение носителя этой профессии.
Моя знакомая врач, которая много лет работала педиатром, а после переквалифицировалась в санитарного врача, рассказывала, как ей пришлось менять свои этические установки. «В педиатрии приоритет — спасение ребенка. И все твои действия нацелены именно на эту цель. В санитарной медицине сначала нужно убедиться в том, что ты сам в безопасности, и только после этого начинать профессиональные действия».
Наверняка свой этический кодекс есть даже у контролеров общественного транспорта. В любой профессии, имеющей отношение к взаимодействию человека с человеком, обязательно разрабатываются свои этические принципы.
– Возможно ли заставить представителя педагогической профессии соблюдать профессиональный кодекс?
– Наверное, нужно объяснить представителю педагогической профессии, что системное нарушение профессионального кодекса может привести к необходимости знакомства с уголовным кодексом.
Гелий Коржев, «Дополнительный урок» (1986-1992). Изображение с сайта artchive.ru
– Какое самое распространенное нарушение педагогической этики?
– Трудно однозначно сказать. В дошкольном учреждении своя статистика, в вузе будет своя. Что касается общего образования, рискну предположить, что здесь сейчас актуальна проблема физических контактов. В зону риска попадает любое физическое воздействие – и со знаком плюс, и со знаком минус.
Геннадий Спирин, Иллюстрация к рассказу Л.Толстого «Филиппок» (2001). Изображение с сайта book-graphics.blogspot.ru
Не только предостерегающие одергивания, но и вдохновляющие похлопывания, – все это с точки зрения современной педагогической этики недопустимые действия.
Некоторые образовательные учреждения создают свои этические комиссии, которые и разбирают целесообразность-нецелесообразность того или иного выхода за рамки этических правил.
– А что это за этические комиссии? Они обязательны? Из кого состоят?
– Нет, не обязательны. Есть комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Но комиссия по этике – это другой функционал. Думаю, что ее работа значительно бы убавила работы по урегулированию споров. В такие комиссии стоит включать всех участников образовательных отношений и экспертов, к которым могут быть отнесены в том числе и представители религиозных объединений.
— Если комиссии станут обязательными, не станут ли это формальностью?
— Важно понимать, для чего комиссия создается. Чтобы просто блюсти этику? Тогда это не будет работающей структурой.
Процессы жизнедеятельности учебного заведения нельзя раз и навсегда охарактеризовать как правильные или неправильные. Для определения как раз и нужны этические комиссии — на их заседаниях обсуждаются возникающие проблемы. Этическая комиссия их рассматривает, обсуждает и решает, как действовать в ситуации здесь и сейчас.
Например, современные подходы к проведению психолого-педагогических исследований с участием детей предполагают согласование исследовательских методов и методик с комиссией по этике. Там обсуждается характер вопросов, форма публикации результатов, характер контактов исследователя и исследуемых и так далее. И только после детальной сверки стратегии исследования с этической комиссией утверждается план работ.
И это приходит к нам из-за рубежа, кстати говоря.
Ирина Воробьёва, «Учительница» (1957), фрагмент. Изображение с сайта uchportfolio.ru
– Этические комиссии распространены за границей?
– Да. За рубежом этика напрямую связана с юридическими казусами. И там предпочтительнее создать этическую комиссию, своего рода буферную зону, чтобы потом не тратить время на юридическое выяснение отношений, на суды.
В России правовая культура отстает в развитии на несколько десятков лет, и этические комиссии запаздывают. Но это направление, которое, я уверена, будет и дальше развиваться.
– В России при каких вузах есть этические комиссии?
– Например, при Высшей школе экономики. Там существует этическая комиссия, которая как раз утверждает условия проведения исследований.
– Каким образом вести себя руководителю в коллективе, чтобы соблюдались этические правила? Как ему действовать, если узнает о том, что педагог перешел некую черту в общении со школьниками?
– Самому быть образцом и внимательно наблюдать за отношениями в коллективе.
А как реагировать – зависит от личного этического кодекса руководителя и его индивидуальных особенностей. Кто-то может строго поговорить с нарушителем этики с глазу на глаз, у кого-то лучше получается действовать через коллектив, а кто-то молча расстается с такими сотрудниками, действуя без объяснений.
В 2014 году Министерство образования совместно с профсозом работников образования разработало модельный кодекс педагога. Он носит рекомендательный характер.Модельный кодекс — своего рода шаблон для дальнейшей работы, и, по словам Татьяны Скляровой, составная часть общего тренда.
В России в 2014 году вводились кодексы профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере. И Министерство образования инициировало разработку, обсуждение и принятие кодекса профессиональной этики работников образования.
Люди объявили, чем они руководствуются в своей работе.
На превью статьи картина Филиппа Мерсье «Школа для девочек» (сер. 17 века) с сайта sothebys.com
Можно ли прикасаться к ученикам?
Напомним, что в прошлом году в центре подобного скандала оказалась московская школа №57, одного из учителей которой выпускники обвинили в том, что он «крутил романы» с ученицами. Было возбуждено уголовное дело. Прежний директор 57-й школы Сергей Менделевич покинул свою должность.В каждом конкретном случае должны разбираться следствие и суд. Но порой на фоне таких скандалов начинается огульное обвинение педагогов и школы. Может ли учитель обнять расстроенного ученика, поддержать на уроке физкультуры девушку, выполняющую упражнение, похлопать ребенка по плечу и не попасть под подозрение в домогательствах? Где проходят допустимые границы взаимоотношений между педагогами и детьми?
— Я бы хотел перефразировать слова старой песни и сказать: «Важней всего — погода в школе». Сегодня же в школе цунами, которое разразилось между учителями и детьми, трагедия, которая в правовом плане еще нуждается в анализе и доказательствах. Эти жизненные драмы послужили сигналом для атаки на школу и учительство. На основе реальной боли детей, родителей и учителей СМИ по негласной традиции превращают школу в виновника за все грехи общества именно из-за беззащитности школы. Страна, в которой школа становится мишенью для ненависти, обречена на то, что она потеряет и настоящее, и будущее.
Елена КАМНЕВА, нейропсихолог, специалист по психомоторной коррекции, психолог, применяющий в работе телесно-ориентированные методы, Москва:
— В данном случае нужно следовать правилам соблюдения личных границ. Не прикасаться без необходимости к ребенку. Подумать о том, а является ли мой порыв желательным для другого. Сегодня не редкость дети, обладающие повышенной сенсорной чувствительностью. В случае необходимости прикосновения (например, утешение, поддержка на физкультуре) оно должно быть нейтральным: «Я ничего не даю тебе и ничего у тебя не прошу, просто поддерживаю». Если это возможно, стоит обговорить с родителями, что те или иные прикосновения необходимы в ходе выполнения учебных задач. И конечно же, нужно работать со своим эмоциональным настроем с помощью специалистов, учиться осознавать и удерживать собственные эмоции, чтобы не быть неправильно истолкованным.
Матвей ГОНЧАРОВ, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений:
— Отношения между учеником и учителем должны выстраиваться в соответствии с требованиями учебного процесса, а также здравого ума и совести. И, разумеется, не выходить за рамки дозволенного. Для педофилов нет никакого оправдания, их нужно наказывать по всей строгости закона. Однако, к сожалению, бывают случаи, когда родители используют своих детей как инструмент наказания для педагогов, раздувая конфликт буквально на пустом месте. Поэтому сейчас на общем информационном фоне, когда то и дело разгораются «сексуальные» скандалы в школах, нельзя допустить ситуации, когда под подозрение могут попасть нормальные честные педагоги. Учителя должны чувствовать себя спокойно, а не бояться того, что дружеское похлопывание по спине или помощь ученику на уроке физкультуры будет трактоваться как сексуальное домогательство.
Игорь ИВАНОВ, юрист, Омск:
— Близкие отношения между совершеннолетними и несовершеннолетними, в том числе учениками и педагогами или воспитателями, регулируются Уголовным кодексом РФ. Половое сношение совершеннолетнего с лицом, не достигшим 16 лет (статья 134), наказывается обязательными принудительными работами или ограничением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Статья 135 говорит о развратных действиях совершеннолетнего без применения насилия в отношении тех, кто не достиг 12 и 14 лет. По закону возрастом полового (сексуального) согласия считается 16 лет. Если
16-летний человек согласен на действие, четко понимая, что делает, уголовного наказания не наступает.
Но педагоги — особая категория. В Трудовом кодексе есть несколько статей, регулирующих их трудовые взаимоотношения, включая и отношения с детьми. В частности, статья 81 ТК говорит о совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. При этом уволить можно только того, для кого воспитательная деятельность — основная трудовая функция, причем это непременно должно содержаться в трудовом договоре или должностной инструкции. Поэтому можно ли снять с должности за аморальный поступок директора школы — не столько педагога, сколько менеджера — вопрос спорный. Уж тем более сторожа или техничку. Тут остается только вопрос человеческих норм. При этом Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка.
Сергей КРЫЛОВ (фамилия изменена), учитель физкультуры, Нижний Новгород:
— Я работаю в школе 34 года, у меня большой опыт работы с детьми разных возрастов. Обычно прикосновения, которые делает учитель физкультуры в процессе урока (без них при обучении не обойтись), никак нельзя квалифицировать как противозаконные, тем более сексуально окрашенные. Они являются чисто функциональными: корректирующими, направляющими, страхующими. Именно так и воспринимают их учащиеся обоих полов. Чем взрослее ученики, тем меньше им требуется страховки и коррекции; приобретая опыт владения своим телом, школьники уже сами понимают, что от них требуется. В старших классах достаточно просто объяснить задачу и самому показать способ, который позволит выполнить ее наиболее оптимально. То есть прикасаться к старшеклассникам вообще нет необходимости. У меня не было такого, чтобы кто-то из детей почувствовал в моем поведении что-то антипедагогическое и тем более чтобы мои действия кому-то показались некорректными.
Алевтина ТИЩЕНКО, учитель математики, Ивановская область:
— По-моему, это надуманная проблема. Люди все разные. Как взрослые, так и дети. Для кого-то из них прикосновение неприемлемо, а кто-то, напротив, очень нуждается в тактильном контакте и без него считает себя несчастным, недолюбленным, лишенным тепла и внимания. Многое зависит от воспитания, от темперамента, от того, как это принято в семье. С первых уроков обычно видно, кто перед вами.
www.ug.ru
Что не имеет право делать учитель! — права учителя в школе — запись пользователя ♡♥elena♥♡ (alinushka2010) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Нравственное поведение преподавателей, родителей и детей
можно ли работать учителем без педагогического образования1. Обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам.
2. Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
3. Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт).
4. Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
5. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет.
6. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины.
7. Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков.
8. Не должен оставлять учащихся в кабинетах одних, без учителя.
9. Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий.
10. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе:
- урок начинается и заканчивается по звонку
- каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся
- воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей.
- воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя
- обращение к учащемуся должно быть уважительным
- учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания.
- учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами.
- категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка.
- Учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения).
- требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников.
- все учителя, работающие в одном классе, укрепляют доверие учащихся к учителям на основе межпредметных связей, взаимоуважения друг к другу.
- важное место в воспитании занимают высокие профессиональные качества, которые совершенствуются в совместной работе.
Поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания и из обсуждение является постоянным атрибутом работы учителя.
11. Учитель обязан следить за культурой собственной речи.
12. Учитель обязан следить за своим внешним видом, придерживаясь делового стиля в одежде, в прическе.
13. Учитель обязан разъяснять сложный материал в случае обращения к нему учащихся
www.babyblog.ru
Что не имеет право делать учитель по отношению к ученику?
1. Обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам. 2. Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 3. Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт) . 4. Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса. 5. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет. 6. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины. 7. Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков. 8. Не должен оставлять учащихся в кабинетах одних, без учителя. 9. Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий. 10. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе: — урок начинается и заканчивается по звонку — каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся — воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей. — воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя — обращение к учащемуся должно быть уважительным — учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания. — учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами. — категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка. — Учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения) . — требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников. — все учителя, работающие в одном классе, укрепляют доверие учащихся к учителям на основе межпредметных связей, взаимоуважения друг к другу. — важное место в воспитании занимают высокие профессиональные качества, которые совершенствуются в совместной работе. Поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания и из обсуждение является постоянным атрибутом работы учителя. 11. Учитель обязан следить за культурой собственной речи. 12. Учитель обязан следить за своим внешним видом, придерживаясь делового стиля в одежде, в прическе. 13. Учитель обязан разъяснять сложный материал в случае обращения к нему учащихся
Оскорблять и специально давить авторитетом.
забивать на ученика он не имеет право..
Бить, оскорблять (хотя он ичастенько это делают) , ставить плохие оценки из-за личной неприязни..
А что не имеет права делать ученик по отношению к учителю?
не имеет права применять физическое насилие, развратничать, морально унижать, оскорблять, не учить
Она на всё имеет право)))
каапец, у нас одна учительница довела моего одноклассника до слёз… из за того что он не знал
Кто должен проверять директорские контрольные работы? ( учитель или директор)
УЧИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПОДНИМАТЬ НА УЧЕНИКА РУКУ
у меня одно учительница сказала моему однокласнику что бы он шол сасать член! Имеет ли она на это право ?
Учитель не имеет права бить и обзывать матом
Учительница по Английскому языку спрашивала у меня песню по музыке за которую у меня в журнале стоит 5, и Историю по теме которую мы проходили в прошлой четверти. Имеет ли она на это право ?
Мда… Учитель должен попытаться из ребенка сделать человека, но сколько не пытайся, обезьяну нельзя воспитать, ее можно только надрессировать.
А бить подзатыльники учителям можно??
Учитель не имеет право подавлять ученика ни морально ни физически, а детей нужно ни только кормить, одевать и денежку давать, но ещё воспитывать!!! чтобы не было стыдно за их поступки
Вот сук* у меня училка выбрала ученицу и вызвала к доске и говорит так как будто та ученица высший разум, а та ученица курит, пьёт и ничего пох*й вообще БЛАТ не должен быть, и да она постоянно матом кроет если 1 слово неправильно сказал еслиб она заучкой небыла я б ёе послал далеко и надолго.
имеет ли право учитель не взять ученика на общешкольную поездку в театр за плохое поведение?
еб@ть В ДЫРУ. и куда нибудь ещё
touch.otvet.mail.ru
7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников
Первыми комментариями к любой статье о правах школьников будут возмущения в духе «А как ещё их воспитывать?», «Малолетки совсем от рук отбились!» и «Что за неуважение к учителю — своими правами козырять!».
Впрочем, риторика старшего поколения по отношению к младшему не меняется вот уже несколько тысячелетий, ещё Сократ говорил: «Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитанна, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами».
Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?
В общем, в 99% случаев, когда ученики «качают права» (то есть выводят вопрос из разреза «потому что я так сказал, вот почему» в правовое поле), я считаю это полезным для обеих сторон. Вот семь жизненных вопросов, по которым я давал свою оценку за последнее время.
1. «Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришёл не в школьной форме?»
Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.
Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует Федеральный закон «Об образовании», в частности статья 5. Ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за джинсы, длину галстука или цвет волос человек может быть лишён этого права.
Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.
2. «Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причём не на пол-урока, а на пять минут?»
Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.
Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.
С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.
В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.
3. «Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»
Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что основанием для выставления оценки являются знания ученика, а не присутствие на занятии. Как и в случае с опозданием, у отсутствия могут быть очень разные причины: от добровольного прогула до каких-то неприятностей, не связанных с учёбой.
С невыполнением домашнего задания всё сложнее: причин тоже может быть масса, однако сам факт невыполнения может быть расценен учителем как отсутствие необходимых знаний с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно». Если у ученика есть уважительные причины невыполнения домашнего задания, разумно будет, если родители (или другие законные представители) напишут заявление директору школы с просьбой пересмотреть выставленную оценку.
4. «Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придёшь — получишь тройку?»
Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.
Дело в том, что статья 34 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорит: «Учащиеся имеют право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».
А согласно СанПин 2.4.2.2821-10, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Поэтому если учитель ставит условие «не придёшь на репетицию — поставлю тройку», то это явное нарушение закона.
5. «Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»
Если под «заставлять» мы подразумеваем насильственное принуждение к чему-либо, то учитель вообще не имеет права заставлять учеников делать что-либо. В частности, мыть доску, переносить мебель или собирать мусор на школьной территории в рамках субботника.
Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.
Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.
Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.
6. «Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»
Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.
С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.
Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.
7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»
В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет.
Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.
В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.
Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?
В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним. Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».
К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.
- Директор школы. Напишите заявление — просто изложите ситуацию своими словами с просьбой разобраться в ситуации, оставьте свои контакты. Занесите заявление секретарю, обязательно заберите свою копию с отметкой о вручении. Если директор на месте и готов с вами поговорить, всё равно заберите свою копию с отметкой и попросите дать ответ по ситуации письменно.
- Если опасаетесь субъективности администрации школы, обратитесь сразу в районный отдел образования, это можно сделать прямо в электронном виде у них на сайте. Также можно обратиться в комитет по образованию — опять же это можно сделать в электронном виде. Ещё есть приёмная уполномоченного по правам ребёнка. Любой из этих органов обязан принять ваше заявление и дать ответ в течение 30 дней.
- Прокуратура. Может показаться, что это государственный орган на случай «когда убьют — тогда и приходите», но на самом деле это простой и действенный способ разобраться в законности тех или иных действий учителей и школы в каких-то запутанных ситуациях.
- Полиция. Честно скажу, ни разу не сталкивался с таким, но если ребёнка прямо сейчас «выставили за дверь» и лишают права присутствовать на уроках, это не менее значимый повод вызвать патруль полиции, чем громкая музыка у соседей ночью.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
mel.fm
Имеют ли право учителя бить учеников?
нет конечно, на них за это в суд можно подать
За такие вещи на нее можно в суд подать
имеют если ученик очень плохо себя ведёт
Не в коем случае!!!
Нет не имеют, ст. 156 УК РФ по ним плачет, а родители Ваши почему молчат и не принимают ни каких мер ?
снять побои и в суд отстаивать свои права
иной раз надо по себе помню! когда учился
нет)) запишите как нить на телефон а потом просите оценки хорошие: D это конешно шантаж но можно и пожаловаться и ее того сразу уволят)))))
При таком раскладе это право просто обязано быть ВЗАИМНЫМ:).
Нет, у нас нет. А в Англии в некоторых школах еще сохранились телесные наказания.
Вот гадина…. а у моей дочери класная заклеивала скотчем рот мальцу.. . и вешала на него бумагу с надписью я свинья! ! Судить таких надо тварей! ! Судом линча!!
конечно нет!!! даже поговорка есть: «Ваше право ударить меня останется у моего носа»P.S.поговорку не очень помню)
у всех есть мобила, записывайте все что происходит и с коллективной заявой к директору школы. родителей привлеките к походу к директору. глядишь в суд не придется идти.
Конечно, не имеют права бить. Сочувствую вам. Пусть родители на нее жалуются. А мне в свое время очень повезло: у нас отличнейшая классная была!!!
Унижать и бить не имеют право. К сожалению, некоторых горе-учителей самих еще воспитывать надо.
Конечно могут, только если никто не видит.
Нет. Хотя дети сейчас далеко не ангелы..
А может вы ее сами доводите до таких мер
touch.otvet.mail.ru
Имеет ли право учитель поднимать руку на ученика?!
В моё время это было нормально.А если б в те времена ученик поднял руку на учителя,что сейчас встречается повсюду-кончилось бы очень плачевно.Вот так жили мы при Советской Власти!
наш физрук тебя бы выходил скакалкой что весь в полосах домой пришел вот что из тебя потом получится подумай да никто никакого стержня
Да, если родители нихера не воспитывают и ученик в классе хулиганит.
Он не имеет право тебя бить, но и никто не давал тебе прав, дя того, чтобы разговаривать с учителем в таком тоне
Конечно же он не имел право поднимать на тебя руку, но и тебе не стоило грубить!
Он не имеет права поднимать на тебя руку. Но в данном случае я его понимаю. Хоть и не оправдываю.
Сними побои, напиши заявление. Тряси с него деньги. Этож золотая жила. Ну или пускай отец твой ему накостыляет
ты какой то дебил
Бить тебя он не имеет права. Но суд ты вряд ли выиграешь. Потому что: 1. Освобождения от физры у тебя явно нет. 2. Надо было снимать побои в первые часы после происшествия. Ты лучше не подставляйся и не зли физрука. А обзаведись медицинской справкой, что освобожден от физры. Формально, физрук может тебя заставлять ходить на занятия, если такой справки нет. Но бить, конечно, права не имеет.
ты бы ему ответочку с ноги прислал…. тебе бы все равно ничего не было… а этого дурня можно затаскать…
Не имеет. Но в некоторых случаях обязан. Что касается вашего случая, то сами виноваты. нечего относиться к людям наплевательски и хамить старшим.
Это не физрук, это бандит какой-то!!!!
Козёл ты. Таких, как ты, мы бы ещё и сами отдубасли.
Нельзя, но и учителя у нас никак не защищены от хамства учеников. Раньше жаловались директору, теперь же учителей за жалобы увольняют.
Во-первых, какое ты имеешь право разговаривать с учителем на ты. Во-вторых, какое ты имеешь право относится к школе с пофигизмом. Жаль, что по теперешним законам учитель неправ. В мое время ты уже сидел бы в ПТУ в лучшем случае, а скорее всего в колонии для несовершенолетних
С твоим характером и отношением к жизни готовься к тому, что тебя будут бить часто и сильно. Причём бить тебя будут и люди с высоким iq, так, что следов на теле не останется, и жаловаться будет бесполезно…
Когда мой отец навешал мастаку, за то, что тот задел его самолюбие, почему то из-за него лежал в психушке.
touch.otvet.mail.ru