Имена при крещении для девочек – Волнующий вопрос о крестинах…имя Влада — запись пользователя Алена (amirkina) в сообществе Выбор имени для ребенка в категории Как выбирали имя

Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени  будущему маленькому христианину. Актуален он  не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и  Айратов.  Дело не только в фантазии родителей при  выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что  нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили».  Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать  об  этом и как не впасть в суеверные крайности   —  об  этом поговорим ниже.  Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными.  Третий послужил Богу в епископском сане  и был назван Церковью святителем и  так далее.  Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример.  Поэтому и необходимо знать житие своего святого!  К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то  конкретного святого.  Наверное, это потому, что сами не  живут церковной жизнью, и не  знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если  приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой  — это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция  — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка.  Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно:  имя – это вещь практическая.  Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике:  ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе  ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме.  К  Чаше подходит  человек  и говорит, что он «раб Божий Полиевкт»  или Филогоний или еще какое-то сложное имя.  Все они есть в святцах.  Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или  вообще крещенный ли он.    Все-таки  сложно каждый раз  объяснять,  что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно,  хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно:  выбирать  имена попроще. Ведь детям с этими именами  надо будет потом  ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай  — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана —  в Фотинью.  Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то  экзотическим именем.  В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана  — Лией и так далее.  Второй вариант  — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку.  Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители  хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии,  имя, полученное в крещении,  нельзя никому говорить, оно  должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

  Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого,  мы как-бы призываем  его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем»,  то  можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя  нужно для того, чтобы участвовать в  церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Священник Александр Ермолин

Источник: Протоинфо.ру

azbyka.ru

Алиса, Вероника, Виктория, Богдан, Ян и другие

Ещё столетие назад имя новорождённому ребёнку было дать очень просто. В день его рождения мама и папа просто заглядывали в святцы и выбирали один из нескольких вариантов (иногда он был всего один). Сегодня же далеко не все следуют церковным традициям, да и многие имена святых устарели. И чаще всего родители дают малышу имя, ориентируюсь на моду, желая выделиться или просто потому, что понравилось, как младенца назвали знакомые. Тем не менее крестят детей в нашей стране очень многие, кто-то относится к этому Таинству серьёзно, кто-то воспринимает его как формальность. Каким же именем нарекают при этом малыша? И что делать, если мирского имени нет в святцах.

Как определяют имя для крещения ребёнка

Родители, которые при выборе имени для ребёнка учитывают церковные традиции, поступают следующим образом:

  1. Заглядывают в Месяцеслов (печатается в каждом православном календаре), из перечня мужских и женских имён выбирают понравившийся вариант.
  2. Могут выбрать имя святого, память которого празднуется в ближайшие дни (до и после дня рождения малыша).
  3. Выбирают имя в честь святого, которого особо почитают в семье (например, Николая Угодника).ребенок перед иконой
    ребенок перед иконой

    Возможно, в семье есть особо почитаемый святой, и ребёнка назвали в его честь

  4. Нарекают малыша согласно обету. Например, женщина долго не могла забеременеть и молилась преподобной Ксении Петербуржской, обещала, что если Господь дарует ей дочку, то она назовёт её Ксенией.Икона Ксении ПетербуржскойИкона Ксении Петербуржской

    Возможно, мама после долгого периода бесплодия дала обет, например, Ксении Петербуржской, что назовёт дочку в её честь

Кроме того, бывает, что родителям очень нравится какое-то имя, и оно есть в святцах.

Но роды, например, выпадают на весну, а память святого с этим именем отмечается осенью. Церковь в таких случаях ничего не имеет против того, чтобы люди осуществили задуманное.

Например, у Владислава именины только один день в году — 7 октября. Конечно же, родителям, чей сын родился далеко от этой даты, не запрещается так наречь сына. У Вероники — 17 октября, у Виктории именины только 24 октября, у Валерии — 6 мая и 20 июня, У Киры — 17 декабря, и 13 марта.

Святой Владислав (князь Сербский)Святой Владислав (князь Сербский)

У некоторых святых именины только один раз в году, но всё равно можно назвать ребёнка таким именем

Зато есть мужские и женские имена, довольно популярные сегодня, именины которых отмечаются в году много раз. Приведём лишь отдельные примеры:

  1. Максим: дни памяти святых с таким именем –12 сентября, 18 сентября, 28 сентября, 8 октября, 22 октября, 4 ноября, 5 ноября, 9 ноября, 10 ноября, 12 ноября.Преподобный Максим ИсповедникПреподобный Максим Исповедник

    Именины некоторых святых с определённым именем отмечаются много раз в году

  2. Лев — 20 сентября, 24 сентября, 24 октября, 25 ноября, 20 декабря, 12 января, 2 февраля, 3 марта, 5 марта, 31 мая.
  3. Василиса — 16 сентября, 21 января, 18 февраля, 23 марта, 4 апреля, 28 апреля, 29 апреля, 4 июля.
  4. Ангелина — 12 сентября, 23 декабря, 14 июля, 12 августа.

Крещение взрослого человека

Вообще на Руси рождённого ребёнка стремились окрестить как можно раньше (из-за печального тогда состояния медицины) – на 3-й, 8-й, реже на 40-й день. Это в корне отличалось от позиции католиков, которые допускали крещение только в сознательном возрасте (человек сам должен сделать выбор, прийти к вере, а не родители должны решать за него).

Сегодня же православная вера не принуждает крестить всех только в младенческом возрасте. Родители могут дать ребёнку вырасти и самому принять важное решение. Кроме того, такое иногда бывает у некрещённых родителей: малыш вырастает и сам приходит к вере уже взрослым вопреки родительскому воспитанию.

Батюшка крестит взрослого мужчину
Батюшка крестит взрослого мужчину

Некоторые люди крестятся во взрослом возрасте и сами могут выбрать себе церковное имя (в том числе оставить своё)

Такой новообращённый взрослый христианин может оставить при крещении своё же имя, если оно есть в святцах. Но некоторые люди принимают решение в процессе Таинства Крещения поменять имя (возможно, для них это будет символически подчёркивать духовное перерождение). Это нужно заранее обговорить с батюшкой: он, например, подскажет, что можно взять созвучное имя (тем более если человек намерен изменить его и в паспорте). А возможно, крещаемый уже остановился на каком-то определённом имени, совершенно не похожем на его мирское (главное, чтобы оно было в святцах).

Видео: какое имя давать ребёнку при крещении (объясняет батюшка)

В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других

Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня. Примеров можно привести много:

  1. Юлия — Иулия.
  2. Ульяна — Иулиана.
  3. Иван, Ян — Иоанн.
  4. Яна, Жанна — Иоанна.
  5. Анжела — Ангелина.
  6. Степан — Стефан.
  7. Денис — Дионисий.
  8. Артём — Артемий.
  9. Юрий — Георгий.
  10. Анжела — Ангелина.
  11. Сергей — Сергий.
  12. Лилия — Лия.
  13. Аксинья — Ксения.
  14. Илона, Нелли — Елена.
  15. Егор, Юрий — Георгий.
Икона Святой мученицы Иулии
Икона Святой мученицы Иулии

Некоторых мирских имён нет в святцах, зато там есть имена с похожим звучанием (архаичные), пример тому — Юлия и Иулия

Некоторые славянские имена имеют одно значениес церковными именами (как правило, греческими). Пример тому — Светлана. Девочку с таким именем можно окрестить как Фотинию (от греч. «свет»).

Святая ФотинияСвятая Фотиния

Некоторые имена имеют свои церковные аналоги но не основании звучания, а по смыслу (например, Светлана — Фотиния)

Аналогичная пара имён — Богдан и Феодот (греч. «Богом данный»).

У некоторых современных родителей есть тенденция изначально называть малыша именно именем со старинным звучанием: не Данил, а Даниил, не Наталья, а Наталия. Если они этого хотят, священник не будет против, а святцы только помогут сделать выбор.

Однако некоторые батюшки считают, что наречение младенца таким именем должно быть именно искренним желанием православных родителей, а не просто способом поразить окружающих, подчеркнуть свою оригинальность.

Если имени в святцах нет: Алиса, Мирослава, Карина и другие имена

Многие родители сегодня стремятся назвать малыша модно, оригинально, звучно. И часто оказывается, что такого имени в святцах нет (причём нет и его похоже звучащей архаичной формы). В этом случае священник предлагает выбрать имя просто с похожим звучанием или имеющее аналогичное значение. Традиционно устоявшиеся соответствия можно посмотреть в официальных православных интернет-изданиях (например, azbuka.ru, pravoslavie.ru, http://beleparh.ru/). Также можно зайти в храм или церковную лавку и попросить помощи там. Вот несколько традиционных соответствий для мирских имён, которых нет в Месяцеслове:

  1. Алиса — её крёстят под именем Александра, Василиса. При этом чаще всего девочка с таким именем всё-таки получает имя Александра — в честь святой страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, которая до принятия православия носила имя Алиса.
    Иконы святых мучениц Александры и ВасилисыИконы святых мучениц Александры и Василисы

    Девочку по имени Алиса можно окрестить, например, как Александру или Василису

  2. Анджелина — её крёстят под именем Ангелина.
  3. Алина — её крёстят под именем Александра или Инна.
  4. Арина — её крёстят под именем Екатерина, Марина.
  5. Диана — Дигна, Анна.
  6. Виталина — Виктория.
  7. Ева. Ситуация с этим именем очень интересна. Хотя оно имеет прямое отношение к христианству (Евой звали первую женщину на земле), ещё недавно девочку с таким именем окрестили бы как Евгению или Евдокию (Евы не было в православных святцах). Но примерно 18 лет назад Русская православная церковь приняла решение причислить к лику святых настоятельницу Пензенского монастыря игуменью Еву (в 1937 году её расстреляли НКВД). И сегодня родители маленькой Евы могут окрестить дочку её же мирским именем.Святая Ева ПавловаСвятая Ева Павлова

    Хотя имя Ева имеет прямое отношение к христианству, святая с таким именем появилась лишь около 20 лет назад

  8. Есения — Ксения, Есия.
  9. Дана — Дарья, также можно выбрать имя на основе общности значения — Феодосия («Богом данная»).
  10. Яна — Иоанна.
  11. Карина — Клеопатра, Кира.
  12. Милана — Мелания, Милица, Анна.
  13. Мирослава — Марина, Мария, Ирина. Очень красивое нежное имя имеет интересную историю. В православном календаре его нет, однако покровительницей девочек и женщин с таким именем считается дева Мирослава Константинопольская. По историческим данным, её муж подвергся гонениям за христианскую веру, его пытали, после чего отправили в ссылку с женой и детьми. Там он умер, а следы родных затерялись. Между тем в ближайших к нам православных славянских странах девочек крестят именно под именем Мирославы (в Болгарии, Украине, Чехии, Словакии), здесь отмечаются дни памяти этой святой (5 мая — в Болгарии и Украине, 5 апреля — в Чехии и Словакии, 29 марта — дополнительно в Словакии).
    Икона Мирославы КонстантинопольскойИкона Мирославы Константинопольской

    В русских святцах нет имени Мирослава, зато в других славянских странах девочек крестят этим именем

  14. Олеся — Александра, Василиса.
  15. Полина — Аполлинария, Пелагея.
  16. Тимур — Тимофей.
  17. Руслан — Роман, Ростислав. Однако окрестить такого ребёнка можно и Леонидом, исходя из смысла имён: оба они обозначают «подобный льву» («похожий на льва»).
  18. Ратмир — Роман.
  19. Станислав — Святослав.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Обязательно ли ребёнка называть именем, которое есть в Православии? А если, например, я назову дочь Алисой? Как её будут крестить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!
Конечно, лучше сразу давать девочке православное имя. Если же Вы назовёте дочь Алисой, то при Крещении ей дадут православное имя (например, Александра), и именно с этим именем она будет участвовать в церковной жизни (причащаться, исповедоваться, венчаться и т. д.).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/moego-synishku-zovut-emil-rodilsya-16-avgusta-pod-kakim-imenem-ego-krestit/

Здравствуйте! Моего сынишку зовут Эмиль, родился 16 августа, под каким именем его крестить? Кристина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Кристина!

Вполне созвучное и подходящее — Емилиан.

С уважением, священник Дионисий Свечников

https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/moego-synishku-zovut-emil-rodilsya-16-avgusta-pod-kakim-imenem-ego-krestit/

Если же вовсе не получается подыскать в святцах имя, похожее на то, какое дали малышу (или эти варианты не нравятся родителям), можно просто выбрать имя святого, память которого празднуется в день крещения либо любое понравившееся имя по святцам. Следует помнить, что в молитвах упоминать этого человека нужно только его церковным именем, равно как и писать записки «о здравии» в храме.

Некоторые люди хотят дать ребёнку при крещении принципиально другое имя, даже если то, что записано у него в свидетельстве о рождении, уже есть в святцах. Объясняют они это стремлением защитить малыша от сглаза, недобрых людей. С точки зрения церкви это неразумно, проявление суеверия, магии.

Из собственной практики припоминаю отпевание очень старой женщины. Которая, будучи Марией, крещена была Александрой. Причём никто из родственников этого не знал. И только то, что ещё была жива старшая сестра бабушки, ещё более ветхая старица, предотвратило отпевание усопшей под другим именем. Видя упорство в суеверном желании, всегда вспоминаю этот случай. Есть ли уверенность, что рядом с каждым таким ребёнком окажется старшая сестра?

Иерей Михаил Самохин

https://www.pravmir.ru/imya-sobstvennoe-ili-kak-vybrat-imya-rebenku/

Также православие не приветствует двойные имена (например, одно мирское, другое — крещёное). Хотя на Западе они популярны. Если мирское имя и церковное немного отличаются по звучанию, то в обычной жизни человек пользуется первым, а в церковных таинствах использует второе.

Важно! Согласно православному учению именно со вторым именем христианин предстанет пред Небесным Судьёй во время Второго пришествия Христа (на Божьем Суде).

Видео: зачем менять ребёнку имя при крещении, если его нет в святцах (объясняет православный священник)

Выбор имени при крещении ребёнка очень важен. Хорошо, когда оно совпадает с тем, что дали малышу родители при рождении. Если нет — можно просто подобрать в святцах архаичную форму или созвучный вариант. Именно это имя следует использовать в домашних и церковных молитвах.

babyzzz.ru

Имя при Крещении

Имя при Крещении

Содержание:

  • Русская традиция выбирать имя по святцам
  • Переименование или двойное имя
  • Библейские традиции наречения имени
  • Именины и небесный покровитель
  • Молитва небесному покровителю
  • Молитва Ангелу-Хранителю
  • Как принято отмечать День Ангела

Русская традиция выбирать имя по святцам

  На Руси издавна укоренилась традиция давать имя новорожденному младенцу по святцам. Святцы — это перечень имен христианских святых с датами жизни,(если они известны) распределенный по календарю. В старину, обычно это происходило так: сразу после появления младенца на свет, мама малыша и старшие родственницы принимались изучать святцы в поисках подходящего имени для нового члена семьи.
  Каждый день в году Церковь отмечает память многих христианских святых, начиная от времен ранней, неразделенной Церкви, и заканчивая новомучениками 20-го столетия, прославленными совсем недавно. Эти имена провозглашает священник на литургии каждого дня, тем самым Церковь просит заступничества святых угодников Божиих за молящихся в этот момент в храме, и за всех православных христиан.
 Если на день рождения малыша не приходилось подходящего имени — благозвучного, достаточно современного, удовлетворяющего вкусам как родителей, так и других членов семьи, то поиски продолжались по следующим календарным дням. Сегодня во многих верующих семьях имя для ребенка выбирают именно так. В том случае, если на ближайший ко дню рождения ребенка день, выпадает память известного, широко почитаемого святого, и это имя нравится родителям, на нем, как правило, останавливаются.
   Например, 6 декабря — празднуется память Блг. вел. кн. Александра Невского, мальчику, родившемуся в начале декабря, или в этот же день, можно дать имя Александр, тогда его небесным покровителем будет святой благоверный князь Александр Невский. Именины — 6 декабря.
7 декабря мы почитаем удивительную святую начала 3 века — великомученицу Екатерину. Девочку, появившуюся на свет в первых числах декабря, можно в честь нее назвать Екатериной.
   Часто бывает, что родители заранее выбрали имя ребенку перед Крещением. Если это христианское имя, то с ним можно и креститься. Надо посмотреть по святцам когда празднуется память ближайшего ко дню рождения святого с этим именем, этот день и будет именинами ребенка, а святой — небесным покровителем. Например, святых с именем Иоанн очень много. Допустим, супруги заранее решили: если родится сын, назовем Иваном, и ребенок родился 1 июля. В ближайшие дни Церковь прославляет Св. Пророка, Предтечу и Крестителя Иоанна (7 июля), также, 2 июля — память Свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и т д. Можно крестить ребенка Иоанном, но в честь конкретного святого, к которому лежит душа.
   Здесь есть один важный момент. Выбирая небесного покровителя ребенку, мы не просто выбираем красивое имя, которое чем-то привлекает нас, мы выбираем некий образ, за которым стоит внутренняя духовная сущность личности, ее судьба.

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»(Антоний, митрополит Сурожский)
   Выдающиеся церковные деятели синодального периода Русской Церкви дают близкие по смыслу пояснения к этому вопросу.
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.» Святитель Филарет, митрополит Московский

   

   Переименование или двойное имя


   На тот случай, если ребенок получил при рождении имя, которого в святцах нет, в православии существует другой способ выбора небесного покровителя: по дню Крещения. Если день крестин отмечен в святцах памятью святого с созвучным именем, священник может предложить родителям с ним и крестить чадо. Например, девочки с именами Алиса, Арина, могут креститься как Александра, Ариадна или с другими похожими именами, которые в этот день упоминаются в святцах.
  Яна и Жанна обычно крестятся как Иоанна. Анжела, в церковной транскрипции — Ангелина. Юрия, часто крестят как Георгия. Конечно, родители и сам крестник, когда Крещение принимает взрослый человек, вправе выбрать по своему усмотрению святого покровителя, и взять имя при крещении в его честь. О двойном имени можно говорить только в таком смысле: в повседневности человека будут называть привычным именем, иногда, оно остается в документах, тогда как, в церковной жизни он будет именоваться по-другому. Часто, знакомые по храму знают прихожан по крещальным именам, с ним христианин участвует в таинствах, его пишут в записках. С этим именем человек предстанет на суд Божий. Этот русский обычай отражает суть таинства Крещения: человек заново рождается и получает новое имя.
Креститься с двойным именем, например, Анна-София, в православии невозможно.
Еще раз подчеркнем, что выбор имени по святцам — это обычай, установленный людьми, можно креститься с любым именем, если человек достигнет святости и будет канонизирован, вероятно, в русские святцы добавится новое имя.

   Библейские традиции наречения имени


  В древности, верующие народы придавали выбору имени серьезное, подчас мистическое значение. Из историй, рассказанных в Библии, можно понять, что существовали определенные тенденции в наречении имени. Например, следующий эпизод из Евангелия от Луки позволяет нам узнать об одной из традиций.

«В восьмый день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.»(Лк 1; 59-61)»
   В ветхозаветном мире принято было называть детей именем, которое уже было в роду. Этот обычай жив и в наше время. И сегодня, не редкость семьи, где в каждом поколении, кого-нибудь из членов семьи, называют одним, особо почитаемым, именем. В некоторых христианских культурах, например на Балканах, это связано с почитанием семейного святого.
   Четко прослеживается и другая традиция, особенно таинственная и непостижимая. Имя давалось человеку по Откровению от Бога.
   Так получил имя Святой Пророк Иоанн Предтеча, об имени Иисуса Христа было возвещено Деве Марии Ангелом. Новое имя при Крещении, по Откровению свыше получил апостол Павел. У ветхозаветных народов было ясное понимание, что имя человека отражает его глубинную суть, его миссию — то есть назначение в этой жизни.
   Самое удивительное, что эта традиция продолжается и в наши дни. Например, в жизнеописании грузинского старца Гавриила (1929-1995 гг.) — подвижника и исповедника нашего времени, описан такой случай. К отцу Гавриилу приехали бездетные супруги, с просьбой помолиться о даровании дитя.
   Старец благословил их несколько раз отслужить молебен Св Пророку Иоанну Крестителю, через некоторое время женщина узнала, что ждет ребенка. Супруги были уверены, что родится мальчик. Не помня себя от радости, они бросились к отцу Гавриилу за благословением назвать ребенка Гавриилом, в его честь. На что старец ответил:
-Царица Тамара была женщиной и чем она хуже других?
Родилась девочка и благодарные родители нарекли ее Тамарой.

   Именины и небесный покровитель

   Современная церковь обычно выдает новообращенному христианину Свидетельство о Крещении, в нем указывается дата Крещения, имя небесного покровителя и день именин. В том случае, когда нет свидетельства, и нет возможности узнать в честь какого святого крестили человека, нужно найти по святцам ближайший ко дню рождения день, отмеченный памятью соименного святого. Этого святого и полагается почитать своим покровителем, если никакой уточняющей информации получить невозможно.
   Именины принято еще называть днем Ангела. Это простонародное название дня почитания святого покровителя. Ангел Хранитель дается Богом каждому крещеному человеку для защиты и помощи в духовной жизни, но главное — для свидетельства о всех делах человека, совершенных уже в христианском звании. Добрые дела будут оправданием для человека на Божьем суде, но если злых дел окажется намного больше, Ангел будет бессилен помочь своему подопечному.
   Святой, в честь которого дается имя — это реальный, земной человек, живший в конкретное историческое время, достигший святости и канонизированный Церковью — то есть причисленный к лику Святых. В некотором смысле — это тоже Ангел, потому что о святых сказано, что они пребывают как Ангелы на небесах,(Мф, 22;30) но это другое лицо.
  Чтобы понять, как следует относиться к своему небесному покровителю. можно обратиться к образному толкованию (приведенному выше), митрополита Антония Сурожского. Владыка Антоний говорит, что человек, названный в честь какого-либо святого уподобляется храму в честь этого святого — живому храму. Всей своей жизнью — мыслями, поступками, словами человек призван прославлять это имя, за которым стоит великая личность. Конечно, речь не идет о механическом подражании, но в сложные моменты жизни, в минуты выбора, образ этого святого, с определенными личными характеристиками, может стоять перед мысленным взором как ориентир, как ряд весомых аргументов в пользу тех или иных действий.
   Для каждого верующего важно знать жизнеописание своего небесного покровителя, желательно найти в житии святого что-то особенно подходящее в личной жизненной ситуации, что могло бы стать жизненным кредо или, говоря современным языком, внутренней мотивацией в принятии судьбоносных решений.

   Молитва небесному покровителю:


  «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

   Молитва Ангелу-Хранителю:


  «Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.»


   Как принято отмечать День Ангела

   Церковь рекомендует отмечать день Ангела, прежде всего, участием в таинствах. В этот день желательно, по возможности, исповедаться и причаститься Святых Тайн. Родным и близким именинника можно, в качестве подарка. заказать в храме, в день Ангела, особое упоминание на литургии или отслужить молебен о здравии именинника.
   В кругу семьи, именины традиционно отмечались широко. В старой России было принято приглашать крестных и духовного отца, им отводилось самое почетное место за праздничным столом. После поздравлений все гости во главе со священником пели имениннику «многолетие»

  «Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!» — торжественно провозглашал духовник именинника и гости весело распевали: — «Многая лета!»

   Сегодня в церковных лавках много христианских сувениров, душеполезной литературы, икон и многого другого, можно без труда выбрать подарок на Крестины или ко дню именин, в знак внимания и любви, родному человеку или коллеге по работе. Конечно, в день Ангела будут уместны и любые другие, в том числе, бытовые подарки. Для родственников, именины члена семьи — прежде всего, еще один семейный праздник, а значит радостный повод собраться вместе любящим людям, пообщаться, укрепляя семейные связи.

kreshchenie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о