Конспекты логопедических занятий «ЗВУК С» (постановка, автоматизация, дифференциация)
Занятие № 1
Звук С
(постановка)
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Общие упражнения
- Специальные упражнения
Упражнения «Лопатка», «Накажем непослушный язычок» — ПЯ-ПЯ-ПЯ
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
— Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух
-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)
- Объявление темы
-Отгадайте загадку:
Верещунья, белобока,
А зовут ее …(Сорока)
-Какой первый звук в слове СОРОКА?
- Анализ артикуляции
- Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке.
- Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
- Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
- Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.
- Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок
- Задняя часть спинки — незначительно приподнята
- Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе.
- Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
- Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
- Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
- Постановка звука
Губы в улыбке, зубки заборчиком, язык за зубами и кончик языка упирается в нижние передние зубы.
— Выдыхай воздух строго посередине языка. Делай струю сильной и холодной.
6.Закрепление изолированного звука
- Игры на звукоподражание
-Посвисти, как свистит чайник, когда он кипит (С-С-С)
7.Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук»
- Опознание звука из ряда других
-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
(С, Н, Р. Л. С. К, …)
- Опознание из слогов
-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
(СА, НА, РО, СЫ, ТА, ЛО, СО, БА, ДИ, СИ)
- Опознание из слов
-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
сумка палка самолет сундук пенал замок щенок сырок диван живот сурок
- Опознание из предложений
-Запомни слова, в которых есть звук С
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
- Опознание из текста
-Сосчитай, сколько раз в тексте встретятся слова со звуком С
Перед школой есть сад.
К саду ведут дорожки.
В саду растет смородина и слива.
Все здесь сделано руками учеников.
8.Закрепление звука в слогах
-Глядя на схему, четко произноси слоги:
СА-СА-СА
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ
СЫ-СЫ-СЫ
9.Закрепление звука в словах
— Четко произноси:
сад сок сын сундук сабля
усы маска посуда весы лесок
нос ус лес вкус покос
10.Закрепление звука в предложении
-Четко проговаривай звук С
На суку сидит сова.
У Сани скрипят сапоги.
В кустах спрятались лисы.
В сумке несут сахар, сухари, соль.
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
- Заключительное проговаривание
12.Домашнее задание
- Придумай слова со звуком С в начале, середине, конце слова. Научись четко их проговаривать.
- Закончи каждую строчку, четко проговаривай:
СА-СА-СА- в лесу бегает…
СО-СО-СО- у Вовы сдулось…
ОС-ОС-ОС – на поляне много …
- Четко проговаривай звук С в следующих словах:
Сани Самокат Салют Салат Паста Масло Бассейн Касса Астра Квас Каскад
Занятие № 2
Звук С
(постановка)
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Общие упражнения
- Специальные упражнения
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
— Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик. Его нужно загнать между двумя кубиками. Щеки надувать нельзя. Их можно придерживать пальцами. Шарик нужно загнать на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
— Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительно звук Ф, сдуй ватку на противоположный край стола. Щеки при этом не надувай.
- Объявление темы
-Отгадай загадку:
Дин-дон, дин-дон,
В переулке ходит… (СЛОН)
-Какой первый звук в слове СЛОН?
- Анализ артикуляции
- Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке.
- Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
- Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
- Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.
- Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок
- Задняя часть спинки — незначительно приподнята
- Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе.
- Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
- Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
- Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
- Постановка звука
Губы в улыбке, зубки заборчиком, язык за зубами и кончик языка упирается в нижние передние зубы.
— Выдыхай воздух строго посередине языка. Делай струю сильной и холодной.
6.Закрепление изолированного звука
- Игры на звукоподражание
— Когда я хочу, чтоб было тихо, я подношу указательный палец к губам и говорю: «С-С-С». Давайте все скажем «С-С-С» и у нас в группе станет тихо-тихо.
7.Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
Г, С, Р, М, С, Т, Л, А, С…
- Опознание из слогов
-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
АСО, АНО, АРО, УСО, ОТО, ИМА, ИСА
- Опознание из слов
-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
коса
колбаса
народ
песок
бегемот
дорога
косуля
носок
книга
стол
комод
диван
кости
гости
мешок
миска
киоск
денек
волосы
- Опознание из предложений
-Запомни слова, в которых есть звук С:
Бабушка рассказывала внучке сказку.
Над рекой построили мост.
Саша долго искал носки.
- Опознание из текста
Сосчитай, сколько раз в тексте встретятся слова со звуком С
На сундук положили старое пальто.
Постелька получилась мягкая и теплая.
8.Закрепление звука в слогах
-Пропой цепочки слогов. Слоги произноси медленно, фиксируя внимание на звуке С
СА-СО-СУ-СЫ
СО-СУ-СЫ_СО
СА-СЫ-СЫ-СА
СЫ-СО-СЫ-СО
9.Закрепление звука в словах
сокол
сапоги
судно
лиса
фасоль
колосок
голос
колос
ананас
кумыс
волос
- Закрепление звука в предложении
-Четко проговаривай звук С
На столе – ананас и абрикос.
У Сони быстрые санки.
Скамейка стоит в саду.
Ласточка села на сосну.
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
- Заключительное проговаривание
-Повторяй за мной по строчкам:
Спит спокойно сытый сом,
Смотрит сладко-сладко сон.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
12.Домашнее задание
- Составь цепочки слогов со звуком С, проговори их и запиши.
- Выучи и выговаривай четко:
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне-
До сих пор бы сидел на сосне.
- Игра «Что неверно?» — найди ошибку в предложении:
Выпал снег и Алеша пошел загорать.
Занятие № 3
Звук C
(автоматизация)
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
— Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик. Его нужно загнать между двумя кубиками. Щеки надувать нельзя. Их можно придерживать пальцами. Шарик нужно загнать на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
«Кто дальше загонит мяч?»
— Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительно звук Ф, сдуй ватку на противоположный край стола. Щеки при этом не надувай.
- Объявление темы
- Отгадай загадку:
Зимой в поле лежал,
А весной в реку убежал (СНЕГ)
- Произношение изолированного звука
— Какой звук издает воспитательница, если хочет, чтобы вы вели себя тихо? (С-С-С)
- Анализ артикуляции по плану
- Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке.
- Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
- Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
- Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.
- Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок
- Задняя часть спинки — незначительно приподнята
- Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе.
- Мягкое небо – поднято, прижато к за дней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
- Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
- Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
- Характеристика звука
— Звук С – согласный, глухой, твердый.
— Какие еще глухие звуки ты знаешь?
- Связь звука с буквой
— Посмотри на букву С. На что она похожа?
— Напиши букву С в воздухе.
— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву С. В какую сторону ты будешь писать?
— Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.
- Развитие фонематического слуха
— Хлопни в ладоши, если услышишь звук С:
фикус
цветок
фокус
вес
магазин
овес
рис
книга
ирис
кипарис
барбарис
занавес
цирк
галстук
бумага
пастух
окно
- Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.
— Произнеси за мной слоги:
СТО-СТА-СТУ-СТЫ
СНА-СНО-СНУ-СНЫ
СПА-СПО-СПУ-СПЫ
-Какое слово было произнесено? (СНЫ)
-Составь схему слога СНЫ.
- Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.
Свадьба
Сварщик
Самосвал
Сварить
Свобода
Небосвод
Свойство
Скала
Сказка
Скатерть
Скамейка
Доска
Скачки
Маска
Сковорода
Скот
Скорлупа
Сколько
Скулить
Скука
скула
Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.
— Повторяй предложения:
Из снега намело высокий сугроб.
Сегодня ярко светит солнце.
У Сани скрипят сапоги.
У Сони быстрые санки.
В сумке несут сахар, сухари и соль.
Скамейка стоит в саду.
— Сколько слов в последнем предложении?
— Составь схему этого предложения.
- Закрепление звука в тексте.
— Произнеси вслед за мной по строчке:
Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка Сонюшка:
На дворе то солнышко.
- Итог занятия.
— Какой звук сегодня закрепляли?
— Какой это звук?
— С какой буквой познакомились?
— В какую сторону она «смотрит»?
- Домашнее задание.
- Со словами САМОСВАЛ и САМОЛЕТ придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.
- Игра «Снежный ком» — продолжить предложение, добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: СИМА ЧИТАЕТ …..
- Четко проговаривать пословицы. Объяснить смысл (с помощью родителей).
Сказано – сделано.
Всему свое время.
Слово – серебро, молчанье – золото.
Занятие № 4
Звуки С — СЬ
(дифференциация)
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
Упражнения «Лопатка»
Упражнение «Накажем непослушный язычок» — ПЯ-ПЯ-ПЯ
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
— Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух (С-С-С)
-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)
- Объявление темы
-Какой первый звук в слове САНИ?
— Какой первый звук в слове СЕНО?
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются
— Как свистит чайник, когда кипит?
( С – С – С)
— А как мы поем на занятии? (СЯ-СЯ-СЯ)
5. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции
— Чем в произношении различаются звуки СЬ и С?
( когда произносим звук С – губы в небольшой улыбке,
а когда произносим звук СЬ – губы растягиваются в широкую улыбку)
6. Характеристика звуков
Звук СЬ– согласный, глухой, мягкий.
Звук С – согласный, глухой, твердый
7. Связь звуков и букв
— Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – С С…
Развитие фонематического слуха
— Когда услышишь звук СЬ подними букву зеленую фишку, когда услышишь звук С – подними синю фишку.
снег
сито
колесо
кости
василек
тесемка
осел
бусинка
беседка
свет
— Придумайте предложение с любым из этих слов.
- Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
— Повторяй за мной четко:
СИ-СЫ
СУ-СЮ
СО-СЕ
СА-СЯ
— Составь схему слога СЯ и СА.
— Почему эти две схемы получились разные?
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.
— Повторяй за мной слова:
САНИ-СЕНО
ПОСЫЛКА-СИЛЬНЫЙ
НОСОК-ПОСЕЛОК
ПОСАДКА_ДЕСЯТОК
КОСЫНКА-КОСИЧКА
ПЕСОК-НОВОСЕЛ
СОДА-СЕЛА
СЫН-СИЛА
УСАТЫЙ-ЛИСЯТА
— Объясни смысл пары слов: САНИ и СЕНО
— Сколько слогов в слове САНИ
— Сколько звуков в слове САНИ
— Дай характеристику каждому звуку.
— Составь схему слова САНИ
— Напиши слово САНИ. Напиши слово СЕНО.
- Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
— Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):
У Шуры новые …(САНИ).
Корова любит свежее … ( СЕНО).
— Какие слова по звучанию?
— Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?
— Что означают эти слова?
— Составь схему второго предложения.
- Дифференциация звуков в тексте.
— Поднимай соответствующие фишки:
Солнце село за селом,
Спят синицы.
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес…
Сон в страну свою унес всех.
(В. Лунин)
-О чем это стихотворение?
-А теперь повтори это стихотворение сам по строчке.
- Итог занятия.
— Какие звуки мы учились различать?
— В чем различие этих звуков?
14. Домашнее задание.
- В тексте обведи в зеленый кружок букву С, обозначающую мягкий звук СЬ, а в синий кружок – букву С, обозначающую твердый звук С.
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать;
И потому опять настала слякоть,
И потому опять в галошах мы.
(А.Кондратьев)
План-конспект занятия по логопедии: Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Постановка звука [C]»
Индивидуальное логопедическое занятие (старшая группа компенсирующей направленности):
Постановка звука [с]
Цель: добиться правильного звучания звука [с].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков; совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
- Коррекционно-развивающие: тренировка подвижности артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; формирование правильного речевого дыхания, мелкой моторики.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание контроля над собственной речью, аккуратности, терпения, правильной осанки.
Оборудование: зеркало, игрушка «Страусенок», игрушечная горка, картинки, рисунок — профиль звука [с], диск с музыкой.
Ход занятий:
- Организационный момент:
Логопед: — Посмотри, сегодня к нам в гости пришел страусенок! Давай узнаем, как его зовут?
Ребенок: — Как тебя зовут?
Логопед: — Фтипан.. Ой, что-то мы не поняли, как тебя зовут? Степан? (страусенок «кивает»).
Логопед: Как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?.. Ну, конечно, звук [с]. Мы с тобой должны помочь ему. Давай сначала покажем, как мы умеем делать массаж (комплекс упражнений -самомассаж лица).
- Логопед: — А теперь разбудим наш язычок! Сделаем упражнения (комплекс артикуляционной гимнастики):
«Улыбочка» — губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, 5-7 раз. | Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются… А глаза у них, как блюдца. |
«Трубочка» — зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед, 5-7 раз. | Мои губы – трубочка – Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду. |
Чередуем упражнения «Улыбочка»- «Трубочка» — 5 раз. | |
«Лопаточка» — расслабленный язык лежит на нижней губе, затем убираем язык за нижние зубы (без напряжения) – 5-7 раз. | Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. |
«Непослушный язычок» — приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Одновременно постукиваем то правой, то левой кистью по кулачку, стоящему на ребре – 6-8 раз. | На губу язык клади, ПЯ-ПЯ-ПЯ произнеси. Мышцы расслабляются, Лопатка получается. Ты под счет ее держи, До пяти.. До десяти. |
«Горка» — язык упирается в нижние резцы и выкатывается вперед – 5-7 раз | Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Спинка кверху устремляется! |
«Почистим зубки» — рот закрыт, проводим кончиком языка по нижним, затем по верхним зубам несколько раз из стороны в сторону (снаружи и внутри) – 5-7 раз. | Чищу зубки, чищу зубки И снаружи и внутри! Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они! |
- Формирование зрительного образа звука [с]:
Логопед: -А теперь я покажу тебе и нашему страусенку, как произносится звук [с] – смотри внимательно в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубки (логопед показывает). –А теперь выполни сам (ребенок выполняет). Молодец!
- Дыхательная гимнастика с закреплением слухового образа звука [с]:
Логопед: — Степан приехал к нам на машине. У его машины по дороге сдулось колесо. Давай поможем накачать колесо с помощью насоса.
-И — ребенок стоит прямо, руки перед грудью ладонями вниз;
-С-С-С – руки опускаем вниз (5 раз).
Страусенок говорит тебе спасибо!
- Самостоятельное произнесение звука, развитие мелкой моторики:
Логопед: — Страусенок решил покататься с горки. Он мчится так быстро, что ветер свистит в ушах!
Логопед скатывает игрушку с горки, произнося звук [с], затем ребенок проделывает тоже (3-4 раза).
— А теперь помоги страусенку пройти по сказочной дорожке: «шагай» по кружкам указательным и средним пальчиком на каждом шаге произнося звук [с]. Отлично!
- Развитие фонематического слуха (игра «Поймай звук»): дифференциация звука [с] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: — Слушай звуки, которые я буду произносить, услышав звук [с], хлопни в ладошки.
— СШССТСССЗСЦС/СЖСС/ и т.д.
— Ты большой молодец!
- Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов):
Логопед: — Степан хочет поиграть в прятки. Я буду говорить, где спрятать страусенка, а ты прячь (за горкой, перед горкой, на горке, под горкой). А теперь я буду прятать Степана, а ты отвечай, где он спрятался.
- Итог занятия:
Логопед: — Мы познакомились со звуком [с] и на учили страусенка правильно произносить его. Давай попрощаемся с ним, и до новых встреч!
План-конспект занятия на тему: Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С».
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С».
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [С]
ТЕМА: ЗВУК «С».
ЦЕЛЬ: постановка звука «С».
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Сформировать умение правильного произнесения звука «с»;
• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;
• Научить произносить звук «с» изолированно, в слогах, словах, предложениях.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
• Развивать умение понимать обращенную речь;
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
• Развивать общую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема артикуляции звука, картинки со звуком «с», кружочки гласных и согласных звуков, схемы слогов, слов, предложений, игрушка «сова», картинки с артикуляционной гимнастикой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)
Прочитать стихотворение:
Мудрейшая птица на свете – сова
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Всё взвесит, но редко-прередко болтает
Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)
2. Развитие фонематического слуха.
Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.
Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счету звук «с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы выполнить зарядку, отгадайте загадку:
«Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мне помогал,
Тот и устал».
Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.
Упражнение «Лопатка».
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.
А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот) ; опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
Сделаем упражнение «Чистим зубки».
Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.
Упражнение «Катушечка».
Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».
4. Постановка звука.
Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)
5. Анализ артикуляции.
Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?
— улыбнуться;
— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы) ;
— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;
— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.
6. Закрепление изолированного звука.
Игра «Назови слово». С вами хочет поиграть мудрейшая сова. Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»? » Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук «с». Это начало слова.
А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук вы слышите в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а». приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова. Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?
Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.
Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».
Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива)
Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса) .
Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». (нарцисс)
7. Закрепление звука в слогах.
Давай произнесём новый звук в слогах.
Повтори: са-са-са-са – какая хитрая лиса.
Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.
Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.
Со-со-со-со – совы катят колесо.
Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.
Ыс-ыс-ыс-ыс – расплодилось много крыс.
8. Закрепление звука в словах.
Произнеси звук «с» в словах.
Сон – нос
Маска – касса
Сумка – мусс
Фасоль – Ассоль
Коса – оса
9. Закрепление звука в предложениях.
Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.
10. Домашнее задание.
— общая артикуляционная гимнастика.
— раскрашивание сливы.
11. Итог занятия.
Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)
Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [С]
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [С]
ТЕМА: ЗВУК «С».
ЦЕЛЬ: постановка звука «С».
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Сформировать умение правильного произнесения звука «с»;
• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;
• Научить произносить звук «с» изолированно, в прямом слоге [са].
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
• Развивать умение понимать обращенную речь;
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
• Развивать общую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема артикуляции звука, картинки со звуком «с», кружочки гласных и согласных звуков, схемы слогов, слов, предложений, игрушка «собака», картинки с артикуляционной гимнастикой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуй, … . Сегодня мы будем говорить красиво.
2. Развитие фонематического слуха.
Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Лягушка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца
«Хоботок»
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!
«Лопаточка»
Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мне помогал,
Тот и устал
Сделаем упражнение «Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Упражнение «Катушечка».
Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».
4Дыхательные упражнение
«Футбол»
Кончилось уже безделье,
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.
5. Постановка звука.
Посмотри, как должны работать губы с языком.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха)
6. Анализ артикуляции.
Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?
— улыбнуться;
— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы) ;
— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;
— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.
7. Закрепление изолированного звука.
течет вода С_________________
8. Закрепление в слогах
Давай произнесём новый звук в слогах.
Повтори: са-са-са-са
9. Закрепление звука в словах.
Произнеси звук «с» в словах.
самолет, собака, самокат, санки, сад, сандали, садовод, салат, сало, салон, самба, сабля, сапоги
10. Закрепление звука в предложениях.
Собака любит сало. Кате купили новые сапоги, санки и самокат. Садовод нашел в саду саблю.
11. Домашнее задание.
— общая артикуляционная гимнастика.
Произнесение звука [С], отработка правильного написания буквы, закрепление образа буквы.
12. Итог занятия.
Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)
Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!