Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука с – План-конспект занятия по логопедии: Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Постановка звука [C]»

Конспекты логопедических занятий «ЗВУК С» (постановка, автоматизация, дифференциация) 

Занятие № 1

Звук С

 (постановка)

 

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнения «Лопатка», «Накажем непослушный язычок» — ПЯ-ПЯ-ПЯ

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

— Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух

-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)

  1. Объявление темы

-Отгадайте загадку:

Верещунья, белобока,

А зовут ее …(Сорока)

-Какой первый звук в слове СОРОКА?

  1. Анализ артикуляции
  • Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке.
  • Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
  • Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
  • Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.
  • Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок
  • Задняя часть спинки  — незначительно приподнята
  • Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе.
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
  • Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
  • Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
  1. Постановка звука

Губы в улыбке, зубки заборчиком, язык за зубами и кончик языка упирается в нижние передние зубы.

— Выдыхай воздух строго посередине языка. Делай струю сильной и холодной.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

-Посвисти, как свистит чайник, когда он кипит (С-С-С)

7.Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук»

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

(С, Н, Р. Л. С. К, …)

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

(СА, НА, РО, СЫ, ТА, ЛО, СО, БА, ДИ, СИ)

  • Опознание из слов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

сумка  палка  самолет  сундук   пенал   замок   щенок   сырок   диван   живот   сурок

  • Опознание из предложений

-Запомни слова, в которых есть звук С

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

  • Опознание из текста

-Сосчитай, сколько раз в тексте встретятся слова со звуком С

Перед школой есть сад.

К саду ведут дорожки.

Они посыпаны песком.

В саду растет смородина и слива.

Все здесь сделано руками учеников.

8.Закрепление звука в слогах

-Глядя на схему, четко произноси слоги:

СА-СА-СА

СО-СО-СО

СУ-СУ-СУ

СЫ-СЫ-СЫ

9.Закрепление звука в словах

— Четко произноси:

сад  сок  сын  сундук  сабля

усы  маска  посуда  весы  лесок

нос  ус  лес  вкус  покос

10.Закрепление звука в предложении

-Четко проговаривай звук С

На суку сидит сова.

У Сани скрипят сапоги.

В кустах спрятались лисы.

В сумке несут сахар, сухари, соль.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

12.Домашнее задание

  • Придумай слова со звуком С в начале, середине, конце слова. Научись четко их проговаривать.
  • Закончи каждую строчку, четко проговаривай:

СА-СА-СА- в лесу бегает…

СО-СО-СО- у Вовы сдулось…

ОС-ОС-ОС – на поляне много …

  • Четко проговаривай звук С в следующих словах:

Сани   Самокат   Салют  Салат   Паста   Масло   Бассейн   Касса   Астра   Квас   Каскад

 

                                                                         

                                                                          Занятие № 2

Звук С

(постановка)

 

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

— Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик. Его нужно загнать между двумя кубиками. Щеки надувать нельзя. Их можно придерживать пальцами. Шарик нужно загнать на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

«Кто дальше загонит мяч?»

— Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительно звук Ф, сдуй ватку на противоположный край стола. Щеки при этом не надувай.

  1. Объявление темы

-Отгадай загадку:

Дин-дон, дин-дон,

В переулке ходит…  (СЛОН)

-Какой первый звук в слове СЛОН?

  1. Анализ артикуляции
  • Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке.
  • Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
  • Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
  • Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.
  • Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок
  • Задняя часть спинки  — незначительно приподнята
  • Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе.
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
  • Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
  • Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
  1. Постановка звука

Губы в улыбке, зубки заборчиком, язык за зубами и кончик языка упирается в нижние передние зубы.

— Выдыхай воздух строго посередине языка. Делай струю сильной и холодной.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Когда я хочу, чтоб было тихо, я подношу указательный палец к губам и говорю: «С-С-С». Давайте все скажем «С-С-С» и у нас в группе станет тихо-тихо.

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Г, С, Р, М, С, Т, Л, А, С…

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

АСО, АНО, АРО, УСО, ОТО, ИМА, ИСА

  • Опознание из слов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

коса

колбаса

народ

песок

бегемот

дорога

косуля

носок

книга

стол

комод

диван

кости

гости

мешок

миска

киоск

денек

волосы

  • Опознание из предложений

-Запомни слова, в которых есть звук С:

Бабушка рассказывала внучке сказку.

Над рекой построили мост.

Саша долго искал носки.

  • Опознание из текста

Сосчитай, сколько раз в тексте встретятся слова со звуком С

Щенка поместили в кухне.

На сундук положили старое пальто.

Постелька получилась мягкая и теплая.

8.Закрепление звука в слогах

-Пропой цепочки слогов. Слоги произноси медленно, фиксируя внимание на звуке С

СА-СО-СУ-СЫ

СО-СУ-СЫ_СО

СА-СЫ-СЫ-СА

СЫ-СО-СЫ-СО

9.Закрепление звука в словах

сокол

сапоги

судно

лиса

фасоль

колосок

голос

колос

ананас

кумыс

волос

  1. Закрепление звука в предложении

-Четко проговаривай звук С

На столе – ананас и абрикос.

У Сони быстрые санки.

Скамейка стоит в саду.

У Софьи красивые косы.

Ласточка села на сосну.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Повторяй за мной по строчкам:

Спит спокойно сытый сом,

Смотрит сладко-сладко сон.

  Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

12.Домашнее задание

  • Составь цепочки слогов со звуком С, проговори их и запиши.
  • Выучи и выговаривай четко:

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне-

До сих пор бы сидел на сосне.

  • Игра «Что неверно?» — найди ошибку в предложении:

Выпал снег и Алеша пошел загорать.

  

 

 

Занятие № 3

Звук C

(автоматизация)

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

— Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик. Его нужно загнать между двумя кубиками. Щеки надувать нельзя. Их можно придерживать пальцами. Шарик нужно загнать на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

«Кто дальше загонит мяч?»

— Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительно звук Ф, сдуй ватку на противоположный край стола. Щеки при этом не надувай.

  1. Объявление темы
  • Отгадай загадку:

Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал (СНЕГ)

  1. Произношение изолированного звука

— Какой звук издает воспитательница, если хочет, чтобы вы вели себя тихо? (С-С-С)

  1. Анализ артикуляции по плану
    • Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке.
    • Зубы – сближены, верхние и нижние резцы обнажены.
    • Кончик языка – широкий, лежит у основания нижних резцов.
    • Передняя часть спинки – широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка.
    • Средняя часть спинки – опущена, посередине ее образуется продольный желобок
    • Задняя часть спинки — незначительно приподнята
    • Боковые края – плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе.
    • Мягкое небо – поднято, прижато к за дней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.
    • Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
    • Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка.
  2. Характеристика звука

— Звук С – согласный, глухой, твердый.

— Какие еще глухие звуки ты знаешь?

  1. Связь звука с буквой

— Посмотри на букву С. На что она похожа?

— Напиши букву С в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву С. В какую сторону ты будешь писать?

— Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.

  1. Развитие фонематического слуха

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук С:

фикус

цветок

фокус

вес

магазин

овес

рис

книга

ирис

кипарис

барбарис

занавес

цирк

галстук

бумага

пастух

окно

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

СТО-СТА-СТУ-СТЫ

СНА-СНО-СНУ-СНЫ

СПА-СПО-СПУ-СПЫ

-Какое слово было произнесено? (СНЫ)

-Составь схему слога СНЫ.

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Свадьба

Сварщик

Самосвал

Сварить

Свобода

Небосвод

Свойство

Скала

Сказка

Скатерть

Скамейка

Доска

Скачки

Маска

Сковорода

Скот

Скорлупа

Сколько

Скулить

Скука

скула

 Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Повторяй предложения:

Из снега намело высокий сугроб.

Сегодня ярко светит солнце.

У Сани скрипят сапоги.

У Сони быстрые санки.

В сумке несут сахар, сухари и соль.

Скамейка стоит в саду.

 — Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка Сонюшка:

На дворе то солнышко.

  1. Итог занятия.

 — Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

 — С какой буквой познакомились?

—  В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Со словами САМОСВАЛ и САМОЛЕТ   придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.
  • Игра «Снежный ком» — продолжить предложение,  добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: СИМА ЧИТАЕТ …..
  • Четко проговаривать пословицы. Объяснить смысл (с помощью родителей).

Сказано – сделано.

Всему свое время.

Слово – серебро, молчанье – золото.

 

  

Занятие № 4

Звуки   С — СЬ

(дифференциация)

 

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения «Лопатка»

Упражнение «Накажем непослушный язычок» — ПЯ-ПЯ-ПЯ

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

— Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух (С-С-С)

-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)

  1. Объявление темы

-Какой первый звук в слове САНИ?

— Какой первый звук в слове СЕНО?

 4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

— Как свистит чайник, когда кипит?

( С – С – С)

— А как мы поем на занятии? (СЯ-СЯ-СЯ)

 5. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

— Чем в произношении различаются звуки СЬ и С?

( когда произносим звук С – губы в небольшой улыбке,

а когда произносим звук СЬ – губы растягиваются в широкую улыбку)

 6. Характеристика звуков

Звук СЬ– согласный, глухой, мягкий.

Звук С – согласный, глухой, твердый

 7. Связь звуков и букв

— Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь –   С   С…

 Развитие фонематического слуха

— Когда услышишь звук СЬ подними букву зеленую фишку,  когда услышишь звук С – подними синю фишку.

снег

сито

колесо

кости

василек

тесемка

осел

бусинка

беседка

свет

Придумайте предложение с любым из этих слов.

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

— Повторяй за мной четко:

СИ-СЫ

СУ-СЮ

СО-СЕ

СА-СЯ

— Составь схему слога  СЯ и СА.

— Почему эти две схемы получились  разные?

 10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

— Повторяй за мной слова:

САНИ-СЕНО

ПОСЫЛКА-СИЛЬНЫЙ

НОСОК-ПОСЕЛОК

ПОСАДКА_ДЕСЯТОК

КОСЫНКА-КОСИЧКА

ПЕСОК-НОВОСЕЛ

СОДА-СЕЛА

СЫН-СИЛА

УСАТЫЙ-ЛИСЯТА

—  Объясни смысл пары слов: САНИ и СЕНО

— Сколько слогов в слове САНИ

— Сколько звуков в слове САНИ

— Дай характеристику каждому звуку.

— Составь схему слова САНИ

— Напиши слово САНИ.  Напиши слово СЕНО.

 

  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

У Шуры новые …(САНИ).

 Корова любит свежее … ( СЕНО).

— Какие слова по звучанию?

— Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

— Что означают эти слова?

— Составь схему второго предложения.

 

  1. Дифференциация звуков в тексте.

— Поднимай соответствующие фишки:

Солнце село за селом,

Спят синицы.

Сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес…

Сон в страну свою унес всех.

(В. Лунин)

-О чем это стихотворение?

-А теперь повтори это стихотворение сам по строчке.

  1. Итог занятия.

— Какие звуки мы учились различать?

— В чем различие этих звуков?

 14. Домашнее задание.

  • В  тексте обведи в зеленый кружок букву С, обозначающую мягкий звук СЬ, а в синий кружок – букву С, обозначающую твердый звук С.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть,

И потому опять в галошах мы.

(А.Кондратьев)

 

 


План-конспект занятия по логопедии: Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Постановка звука [C]»

Индивидуальное логопедическое занятие (старшая группа компенсирующей направленности):

Постановка звука [с]

Цель: добиться правильного звучания звука [с].

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков; совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
  • Коррекционно-развивающие: тренировка подвижности артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; формирование правильного речевого дыхания, мелкой моторики.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание контроля над собственной речью, аккуратности, терпения, правильной осанки.

Оборудование: зеркало, игрушка «Страусенок», игрушечная горка, картинки, рисунок — профиль звука [с], диск с музыкой.

Ход занятий:

  1. Организационный момент:

Логопед: — Посмотри, сегодня к нам в гости пришел страусенок! Давай узнаем, как его зовут?

Ребенок: — Как тебя зовут?

Логопед: — Фтипан.. Ой, что-то мы не поняли, как тебя зовут? Степан? (страусенок «кивает»).

Логопед: Как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?.. Ну, конечно, звук [с]. Мы с тобой должны помочь ему. Давай сначала покажем, как мы умеем делать массаж (комплекс упражнений -самомассаж лица).

  1. Логопед: — А теперь разбудим наш язычок! Сделаем упражнения (комплекс артикуляционной гимнастики):

«Улыбочка» — губы растянуты в улыбке, зубы обнажены,

5-7 раз.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются…

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед, 5-7 раз.

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Чередуем упражнения «Улыбочка»- «Трубочка» — 5 раз.

«Лопаточка» — расслабленный язык лежит на нижней губе, затем убираем язык за нижние зубы (без напряжения) – 5-7 раз.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Непослушный язычок» — приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Одновременно постукиваем то правой, то левой кистью по кулачку, стоящему на ребре – 6-8 раз.

На губу язык клади,

ПЯ-ПЯ-ПЯ произнеси.

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

Ты под счет ее держи,

До пяти.. До десяти.

«Горка» — язык упирается в нижние резцы и выкатывается вперед – 5-7 раз

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,

Спинка кверху устремляется!

«Почистим зубки» — рот закрыт, проводим кончиком языка по нижним, затем по верхним зубам несколько раз из стороны в сторону (снаружи и внутри) – 5-7 раз.

Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи и внутри!

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они!

  1. Формирование зрительного образа звука [с]:

Логопед: -А теперь я покажу тебе и нашему страусенку, как произносится звук [с] – смотри внимательно в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубки (логопед показывает). –А теперь выполни сам (ребенок выполняет). Молодец!

  1. Дыхательная гимнастика с закреплением слухового образа звука [с]:

Логопед: — Степан приехал к нам на машине. У его машины по дороге сдулось колесо. Давай поможем накачать колесо с помощью насоса.

-И — ребенок стоит прямо, руки перед грудью ладонями вниз;

-С-С-С – руки опускаем вниз (5 раз).

Страусенок говорит тебе спасибо!

  1. Самостоятельное произнесение звука, развитие мелкой моторики:

Логопед: — Страусенок решил покататься с горки. Он мчится так быстро, что ветер свистит в ушах!

Логопед скатывает игрушку с горки, произнося звук [с], затем ребенок проделывает тоже (3-4 раза).

— А теперь помоги страусенку пройти по сказочной дорожке: «шагай» по кружкам указательным и средним пальчиком на каждом шаге произнося звук [с]. Отлично!

  1. Развитие фонематического слуха (игра «Поймай звук»): дифференциация звука [с] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: — Слушай звуки, которые я буду произносить, услышав звук [с], хлопни в ладошки.

— СШССТСССЗСЦС/СЖСС/ и т.д.

— Ты большой молодец!

  1. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов):

Логопед: — Степан хочет поиграть в прятки. Я буду говорить, где спрятать страусенка, а ты прячь (за горкой, перед горкой, на горке, под горкой). А теперь я буду прятать Степана, а ты отвечай, где он спрятался.

  1. Итог занятия:

Логопед: — Мы познакомились со звуком [с] и на учили страусенка правильно произносить его. Давай попрощаемся с ним, и до новых встреч!

План-конспект занятия на тему: Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С».

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С».

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [С]

ТЕМА: ЗВУК «С».

ЦЕЛЬ: постановка звука «С».

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

• Сформировать умение правильного произнесения звука «с»;

• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;

• Научить произносить звук «с» изолированно, в слогах, словах, предложениях.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

• Развивать умение понимать обращенную речь;

• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

• Развивать общую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема артикуляции звука, картинки со звуком «с», кружочки гласных и согласных звуков, схемы слогов, слов, предложений, игрушка «сова», картинки с артикуляционной гимнастикой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)

Прочитать стихотворение:

Мудрейшая птица на свете – сова

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Всё взвесит, но редко-прередко болтает

Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)

2. Развитие фонематического слуха.

Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.

Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счету звук «с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы выполнить зарядку, отгадайте загадку:

«Я землю копала,

Ничуть не устала,

А кто мне помогал,

Тот и устал».

Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.

Упражнение «Лопатка».

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.

А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот) ; опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

Сделаем упражнение «Чистим зубки».

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.

Упражнение «Катушечка».

Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».

4. Постановка звука.

Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

5. Анализ артикуляции.

Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?

— улыбнуться;

— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы) ;

— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;

— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.

6. Закрепление изолированного звука.

Игра «Назови слово». С вами хочет поиграть мудрейшая сова. Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»? » Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук «с». Это начало слова.

А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук вы слышите в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а». приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова. Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?

Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.

Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».

Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива)

Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса) .

Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». (нарцисс)

7. Закрепление звука в слогах.

Давай произнесём новый звук в слогах.

Повтори: са-са-са-са – какая хитрая лиса.

Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.

Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.

Со-со-со-со – совы катят колесо.

Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.

Ыс-ыс-ыс-ыс – расплодилось много крыс.

8. Закрепление звука в словах.

Произнеси звук «с» в словах.

Сон – нос

Маска – касса

Сумка – мусс

Фасоль – Ассоль

Коса – оса

9. Закрепление звука в предложениях.

Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.

10. Домашнее задание.

— общая артикуляционная гимнастика.

— раскрашивание сливы.

11. Итог занятия.

Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)

Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [С]

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [С]
ТЕМА: ЗВУК «С».
ЦЕЛЬ: постановка звука «С».
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Сформировать умение правильного произнесения звука «с»;
• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;
• Научить произносить звук «с» изолированно, в прямом слоге [са].

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
• Развивать умение понимать обращенную речь;
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
• Развивать общую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема артикуляции звука, картинки со звуком «с», кружочки гласных и согласных звуков, схемы слогов, слов, предложений, игрушка «собака», картинки с артикуляционной гимнастикой.

Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуй, … . Сегодня мы будем говорить красиво.
2. Развитие фонематического слуха.
Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.

3. Артикуляционная гимнастика.

«Лягушка»

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца

«Хоботок»

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!


«Лопаточка»

Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мне помогал,
Тот и устал

Сделаем упражнение «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Упражнение «Катушечка».
Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».

4Дыхательные упражнение

«Футбол»

Кончилось уже безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Мяч в ворота забивать.

Носик глубоко вдыхает,

Язык на губке притихает,

Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.


5. Постановка звука.
Посмотри, как должны работать губы с языком.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха)


6. Анализ артикуляции.
Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?
— улыбнуться;
— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы) ;
— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;
— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.

7. Закрепление изолированного звука.
течет вода С_________________

8. Закрепление в слогах

Давай произнесём новый звук в слогах.

Повтори: са-са-са-са

9. Закрепление звука в словах.

Произнеси звук «с» в словах.

самолет, собака, самокат, санки, сад, сандали, садовод, салат, сало, салон, самба, сабля, сапоги

10. Закрепление звука в предложениях.

Собака любит сало. Кате купили новые сапоги, санки и самокат. Садовод нашел в саду саблю.

11. Домашнее задание.

— общая артикуляционная гимнастика.

Произнесение звука [С], отработка правильного написания буквы, закрепление образа буквы.

12. Итог занятия.

Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)

Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *