Как научить ребенка понимать время по часам развивающие игры
Как научить ребенка понимать время — одним из самых важных бытовых навыков, является умение определять время. Именно ему и придется научиться ребенку, когда он немного подрастет. Чем скорее он сможет ориентироваться по часам, тем лучше будет для родителей. Но как карапузу освоить это непростое умение и как простыми словами объяснить, зачем нужна минутная и часовая стрелки, мы расскажем в этой статье.
[Скрыть]Содержание
Простые примеры как научить ребенка понимать время
Объяснить малышу такую аморфную, неопределенную и несуществующую величину, как время будет крайне тяжело. Он, конечно понимает, что оно движется вперед, но как именно в силу своего возраста понять не может.
Прежде чем обучать ребенка определять время по часам, его нужно ознакомить с базовым понятием времени, а, точнее, прошлым, настоящим и будущем. Для этого достаточно привести следующие примеры:
- Прошлое: мы купили мороженое.
- Настоящее: ты его съел.
- Будущее: оно тебе очень понравилось и завтра мы купим еще.
Крохе нужно объяснить в чем заключается разница между этими тремя действиями, которые совершаются в различных временных промежутках. Рассказывать об этом малышу необходимо понятными для него терминами, приводя в пример интересные и запоминающиеся события.
С какого возраста начинать?
Рассказать малышу о прошлом, настоящем и будущем, временах года и времени суток, следует начинать как можно раньше. С трех лет малыши уже хорошо отличают день от ночи, сегодня от завтра, лето от зимы, а также могут перечислить все сезоны и месяцы.
Навык определения времени по часам нужно развивать начиная с четырехлетнего возраста, чтобы к поступлению в первый класс ребенок уже свободно ориентироваться во времени глядя на циферблат.
Как научить ребенка ориентироваться во времени?
Чтобы кроха быстрее постиг этот сложный навык, развивать его следует в определенной последовательности, двигаясь от просто к сложному
Процесс обучения нужно разделить на три этапа:
- Изучение времен года;
- Изучение понятия времени суток;
- Ознакомить с понятием минуты и секунды.
Ознакомление с календарем
Чтобы ребенку было проще понять, что такое время, в первую очередь ему нужно рассказать о временах года: зиме, весне, лете и осени. Чтобы их было легче запомнить, карапузу следует показать яркие картинки, соответствующие каждому из них. Также можно посмотреть мультики по каждому из времен года или почитать о них книжки. Кроме этого, с малышом стоит посмотреть советский мультфильм «Двенадцать месяцев». Хорошо запомнить времена года помогают ассоциации. Для этого нужно детально описать каждый из сезонов и связать их с ощущениями малыша.
К примеру, зима ассоциируется со снегом, морозом, Новым годом, снеговиками, Дедом Морозом и шубой. Весна с таянием снега, молодой листвой и ручьями. Лето с жарой, морем, мороженым, дачей, фруктами и ягодами. А осень с холодом, ветром, грибами, дождем, серым небом и листопадом.
По мере наступления того или иного времени года, ребенку нужно показывать различия между ними: первые листья, снег, яркие листья, полевые цветы. После того как карапуз освоит ассоциации, нужно приобрести календарь, который научит его ориентироваться в месяцах. Он должен быть напечатан крупными буквами и цифрами. Он должен состоять из одного листа, на котором будут располагаться все двенадцать месяцев.
Отрывной календарь, календарь с иностранным надписями, передвижным флажком и сокращениями, покупать не стоит. Его нужно повесить на видном месте и ежедневно рассказывать малышу о том, какой сейчас месяц, день недели и число. Ту дату, которая прошла можно зачеркивать.
Игра для запоминания времен года
Чтобы карапуз быстрее запомнил времена года, родителям необходимо сделать обучающую игру. Для этого нужно распечатать яркие иллюстрации, соответствующие временам года. Затем нужно взять четыре конверта, наклеить на них распечатанные картинки и подписать названиями времен года. После этого необходимо найти двенадцать картинок, которые соответствуют месяцам и сделать из них карточки с подписями.
Эта игра довольно простая, но при этом очень полезная. Ребенку следует предложить сложить в каждый из конвертов те месяцы, которые соответствуют указанному времени года. Если кроха выполнит все правильно, его нужно похвалить.
Ознакомление с временем суток
Далее, необходимо ознакомить малыша с временем суток. Это будет несложно, так как дети воочию ежедневно видят их смену.
Для лучшего запоминания с ребенком можно поиграть в следующие игры:
- Мама должна нарисовать несколько предметов, к примеру, зубную щеку, подушку, светильник, расческу и прочее. После чего спросить малыша о том, в какое время суток он использует эти предметы. Если он будет отвечать правильно, его нужно хвалить, а за все верные ответы наградить небольшим призом;
- Можно попросить кроху составить рассказ о том, чем он занимается с утра, затем днем и вечером. Также можно позадавать ему наводящие вопросы типа: когда ты гуляешь во дворе? Когда ты умываешься? Когда ты ложишься спать?
Используя эти игры, можно значительно быстрее подготовить малыша к ориентированию по часам, так как время суток связано с ними напрямую.
Как ребенка научить определять время по часам
Итак, малыш выучил времена года, дни недели, время суток и месяцы, значит пришло время познакомить его с такими понятиями как «секунды», «часы» и «минуты».
Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться во времени, необходимо:
- Приобрести часы, которые будут иметь крупный циферблат, большие цифры и толстые стрелки. Часы должны быть яркими и привлекательными. Можно купить и специальный детский набор для обучения определению времени. В нем будут присутствовать часы из картона;
- Познакомить малыша со стрелками. Пока секундная стрелка сложна для восприятия и ее можно опустить;
- Рассказать, по какой траектории двигаются часовые стрелки;
- Объяснить карапузу, что сутки состоят из двадцати четырех часов. Чтобы они прошли, большая стрелка должна дважды пройти по всему циферблату;
- Объяснить, что под часом понимается временной промежуток, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а часовая на любой другой. Та цифра, на которой стоит часовая и будет определять точное время.
Далее, следует объяснить задачу минутной стрелки. Процесс обучения будет проходить проще, если кроха умеет считать до шестидесяти и выучил таблицу умножения на пять.
Чтобы объяснить ему принцип работы минутной стрелки, нужно сдвинуть ее с двенадцати на единицу и сказать, что прошло пять минут. Затем ее следует передвинуть на двойку и сказать, что прошло уже десять минут.
Когда малыш усвоит то, что от него требовалась, необходимо закрепить все тренировкой. К примеру, мама должна сдвинуть стрелку на цифру десять и спросить у карапуза, который сейчас час. Если чадо знает таблицу умножения на пять, то он умножит десять на пять и получи ответ. Если же он пока не знает таблицу, то пусть посчитает следующим образом: 5, 10, 20 и так далее до нужного результата.
Пока ребенок не будет хорошо определять время, не следует вводить такие понятия как «половина» или «без пяти».
Игра для закрепления умения определять время
Чтобы убедиться в том, что ребенок окончательно усвоил преподнесенную родителями информацию, с ним нужно сыграть в игру с часами.
Необходимо снять со стены часы и установить время на отметке 10:20, после чего попросить малыша называть который сейчас час. Двигать стрелки нужно до тех пор, пока чадо не будет уверенно ориентироваться во времени. Главное, не переусердствовать и не переутомить чадо.
Есть другая версия этой игры. Она заключается в том, что кроха должен сам установить то время, которое ему скажет взрослый.
Нужно взять две пары часов и на одних из них установить время на отметке 7:30, а на вторых на 21:30. После чего у ребенка следует спросить, чем в эти временные промежутки он занимается.
Вышеописанные игровые упражнения помогут карапузу закрепить усвоенный материал и научится безошибочно определять время по часам.
Заключение
Малыши очень любят познавать новое и интересное и постоянно тянутся к знаниям. Научиться определять время хочет каждый ребенок. Если чадо попросит родителя об этом, его не следует отталкивать, нужно как можно доходчивее рассказать ему о том, как ориентироваться по часам.
Для обучения можно использовать различные материалы: от книжек и игрушек, до настоящих часов. Также карапузу будет нелишним увидеть фильм или мультик о времени. Чем больше информации по интересующему вопросу получит кроха, тем скорее он научится определять время без помощи взрослых.
Как научить ребенка месяцам года
Как объяснить ребенку, что такое месяцы года и в какой последовательности они идут? Что такое поры года и какие месяцы к какой поре относятся.
sva-mama.ru
Времена года, месяцы — понятия абстрактные. Не так легко объяснить крохе то, что он не может потрогать. Почему, например, летом жарко, а зимой — холодно. Что такое февраль и почему март так называется. Как нужно одеваться в то или иное время года, чем один сезон отличается от второго. Чтобы ваш малыш лучше усвоил и быстрее запомнил месяца года, придется включить фантазию на полную катушку. Мы расскажем, как научить месяцам года играючи.
Учим месяцы: с какого возраста начинать
Примерно с 4 лет уже можно начинать учить ребенка порам года.
Он уже несколько раз наблюдал в своей жизни смену пор года и сможет найти общие, характерные для каждого сезона приметы. Он уже представляет, что такое дождь и снег, видел ясное небо и пасмурное, знает, что иногда деревья с листьями, а в какие-то моменты без них и т.п. Ребенок осознанно воспринимает, что значит «холодно», «жарко».
Нужно учить малыша одеваться по сезону. Наш мастер-класс от Дино поможет в этом.
Недостаточно просто назвать поры года, нужно придумать к каждой их них описание, выделить характерные изменения, который происходят в это время в природе и жизни людей.
К 4, 5 — 5 годам можно объяснять, что такое месяцы и учить их названия. Рассказывать, какие месяцы к какой поре года относятся.
Методика обучения ребенка временам года
Начинать обучение лучше всего с красочных картинок, на которых изображены поры года. Новая информация усваивается лучше в игровой форме. Можно:
— Делать вместе с ребенком календарь погоды.
— Ставить костюмированные сценки.
— Смотреть развивающие мультфильмы на эту тему.
— Загадывать загадки.
— Играть в игры.
— Читать тематические стихи и сказки.
Рекомендуем:
— Рисовать поры года в различных техниках и делать всевозможные поделки.
Рекомендуем:
Хотите, чтобы ребенок быстро запомнил поры года и месяцы? Почаще обращайте внимание на окружающий мир. Во время прогулки будет нелишним посмотреть на небо, описать его цвет, состояние облаков. Обратите внимание на листья деревьев, на осадки, на поведение животных и птиц, на то, чем занимаются люди в тот или иной месяц года, на сезонные праздники (зимой — Новый год, весной — 8 марта и т.п.).
Своими руками можно сделать дидактические игры и всевозможные карточки, которые помогут малышу запомнить времена года.
www.razumniki.ru
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопрос, какие времена года соответствуют изображенным предметам.
shop.amelica.com
Лото «Времена года» станет вашим незаменимым помощником в развитии малыша и обучении его порам года.
igraem-s-mamoi.ru
Сделайте 4 кармашка, соответствующие порам года. Подберите по несколько тематических картинок для каждого сезона. Перемешайте карточки и предложите малышу разложить картинки по кармашкам. Если периодически менять картинки, то играть в эту игру вместе с мамой малышу не надоест очень долго.
Можно сделать видео-презентацию на компьютере из красочных картинок или собственных фотографий, где будут отражены все поры года.
www.razumniki.ru
На примере дерева очень наглядно можно показать, что происходит зимой, весной, летом и осенью. Можно выбрать один объект рядом с домом и наблюдать за ним, отмечая, что меняется. Например, цветочная клумба, березка и т.п.
Методика обучения ребенка месяцам
Если поры года ребенок уже запомнил и хорошо усвоил, приступайте к изучению месяцев.
Двенадцать братьев друг за другом бродят, но друг друга не обгоняют. (Месяцы)
Каждый сезон длится три месяца. Чтобы ребенку легче было их запомнить, нарисуйте таблицу и вместе с малышом придумайте условные обозначения для каждого месяца.
Прочитайте ребенку стихотворение С.Маршака «Круглый год» или другие стихи, где подмечены особенности каждого месяца. Можно подобрать книжки-раскраски на эту тему.
Расскажите, что год состоит из 12 месяцев. Назовите, в каком порядке они идут. Познакомьте ребенка со сказкой «12 месяцев», так он быстрее поймет, почему месяцы идут строго друг за другом и этот порядок никогда не нарушается.
Покажите календарь, расскажите, сколько дней в каждом месяце. Очень удобен календарь с окошком, которое ребенок сможет двигать самостоятельно.
Сделайте карточки с изображениями, характерными для каждого месяца. Например, это февраль, потому, что нарисован снег, вьюга и закутанный в теплую шубу человек. Это август, потому, что аисты летят клином, комбайн убирает поля, стоят стожки сена и т.п. Предложите ребенку выбрать любую из 12 карточек и объяснить самому, какой месяц изображен и по каким признакам он сделал такой вывод. Когда ребенок расскажет о каждом месяце, попросите его выложить карточки в правильном порядке. Если поначалу сложно, пусть разложит в 4 стопки в соответствии с порами года.
Запомнить, в каком порядке месяцы сменяют друг друга, ребенку помогут собственные ассоциации, он быстрее научится ориентироваться в пространственно-временных отношениях. Если вы собираетесь в поездку, обязательно обсудите с ребенком это, опираясь на дату. Порассуждайте, сколько осталось месяцев до предполагаемого отдыха.
Как запомнить количество дней в каждом месяце
Старый, проверенный временем способ запомнить, сколько дней в каком месяце — костяшки собственных пальцев. Сожмите кулачки и начинайте считать.
Выучите с ребенком стихотворение:
30 дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего 28 дней,
Но в год високосный он на день длинней.
Уважаемые читатели. Расскажите в комментариях, как ваш ребенок запоминал месяцы и в какие игры вы с ним играли, чтобы знания давались с легкостью и интересом.
Как научить ребенка определять время? Игры с часами. Изучаем время с ребенком
Содержание:
Чувство времени хорошо развито даже не у всех взрослых, ведь время — это абстрактное понятие, его нельзя пощупать или увидеть. Что уж говорить о том, как его воспринимают дети… Пройдет несколько лет, прежде чем ребенок научится четко осознавать протяженность времени, пользоваться часами и планировать свое время.
Понимание времени — категория непростая, но уже вскоре после рождения малыш чувствует его течение: он привыкает к режиму кормления, чувствует и видит смену дня и ночи. Становясь чуть старше, он уже более четко осознает смену времен суток, овладевает понятиями «утро, день, вечер, ночь».
Чуть позже ребенок узнает о временах года, месяцах, днях недели. Все эти категории плавно подведут малыша к знакомству с часами.
Для ребенка время часто связано с каким-то конкретным событием. Он никогда не скажет: «Я был на море в июне», «Я ел мороженое в три часа», а скажет: «Я познакомился с Никитой, когда был на даче» или «Я ел мороженое, когда мы ходили в зоопарк».
Часы являются средством, с помощью которого можно научить ребенка ориентироваться во времени и определять его. Как в домашних условиях ненавязчиво и с интересом знакомить ребенка с часами?
С чего начать?
Используйте часы с большими четкими цифрами и легко вращающимися стрелками. Или пусть это будет макет часов, на котором отражены только часы (без минут) и присутствует одна часовая стрелка.
Расскажите ребенку, что эта стрелка показывает именно часы и поэтому называется «часовая». Покажите, в какую сторону она движется, и скажите, что такое направление движения называется «по часовой стрелке». Пусть ребенок покрутит стрелку в нужную сторону.
Отработайте с малышом понятие «ровно час» — такого грубого разделения для начала будет достаточно. Для этого установите стрелку на какой-то определенный час и проговорите с ребенком, что это, например, «три часа ровно». Когда малыш освоится, попросите его выставить какое-нибудь время. После отработки этого навыка, выставляйте часовую стрелку на определенный час и научите ребенка определять и показывать положение часовой стрелки через час (два и т.д.) или, наоборот, час назад (два и т.д.).
Часовая и минутная
Когда малыш освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. Добавьте ее на макет часов. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка — длинная и тонкая, а часовая — короткая и толстая. Прежде чем переходить к следующему этапу, закрепите знания малыша о часовой и минутной стрелках, пусть он научится четко их различать.
Расскажите, что за один час минутная стрелка проходит целый круг, и когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два и т.д., минутная стрелка всегда поднята ровно вверх на отметку 12. Теперь отработайте понятие «ровно» с часовой и минутной стрелками.
Потом постепенно переходите к половине. Покажите малышу, где стоит стрелка на циферблате, если прошел не целый час, а половина. Пусть он потренируется устанавливать минутную стрелку на половину часа и называть время.
Когда все вышеперечисленное будет отработано и малыш научится ориентироваться, можно идти дальше. Переходите к положению минутной стрелки, когда проходит 5, 10, 15… 60 минут. Используйте для этого макет часов, на котором около цифр, изображающих количество часов, есть цифры, показывающие количество минут.
Зачем это нужно?
Умение определять время по часам — навык нелегкий. Чтобы ребенку было легче и интереснее осваивать это умение, важно показать его ценность. Малышей можно заинтересовать временем, если связать его с событиями, которые им близки и интересны: например, просмотр интересных передач, поход на прогулку, в гости и т.п.
Подчеркните, что знать время важно, чтобы никуда не опаздывать. Нарисуйте дома плакат, на котором будут изображены большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому времени соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает: на картинке родители изображают часы со стрелкой на 8 часах, а рядом изображение утреннего подъема, процесса умывания, завтрака. Для начала достаточно будет 4–5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время утром, днем и вечером. Спрашивайте малыша: «Во сколько мы ходим на прогулку?» или «Во сколько мы смотрим «Спокойной ночи, малыши!»?». Ребенок, глядя на часы-картинку, будет учиться называть время. Постепенно можете менять события и, соответственно, время. Так ваш малыш без труда освоит базовые навыки. А уже после их освоения можно будет переходить к минутам.
Статья предоставлена сетью центров раннего развития «Бэби-клуб»
Моя дочка время стала понимать только в третьем классе.Ну, вот так как то не сразу нам это все далось, но ничего сейчас мы просто унички)))
30.08.2013 19:32:33, nina777для начала ваш ребенок должен освоить временные сутки:утро-день-вечер-ночь,после освоить понятия:сегодня-завтра и вчера
выполняются шаблоны т.к восприятие ребенка на данном этапе должно быть наглядным,и как только только все это освоится переходите к изучению времени
ребенку дошкольнику знать определение времени как такового не нужно,можно лишь научить как называются стрелки часовые,а вот школьнику дл изучения времени хорошо подойдет шаблон часов или шаблон времени
Всего 2 сообщения Прочитать обсуждение полностью.
Учим времена года и месяцы с детьми: как запомнить и различать
Стихи
Времена года
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Четыре цвета года
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Кто в чем
Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.
Вернисаж
Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение:
Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ, за ним АПРЕЛЬ и МАЙ.
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.
За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.
ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.
За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, потом НОЯБРЬ засыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.
Как научить ребенка понимать время по часам
Главная > Умения и навыки >
Время – непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?
Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.
Содержание статьи
С какого возраста начинать обучение?
Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст – 6-7 лет.
Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.
Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.
Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: “в 2 часа пойдем гулять в детский парк”; “через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм”; “на часах уже 9 утра, пора просыпаться”; “нужно поставить пирог на 20 минут в духовку”.
Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.
Способы обучения для дошкольников
Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.
- Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
- Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр – 3, 6, 9 и 12.
- Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка – для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка – для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
- Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: “Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов”. После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
- Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел – от 1 до 12.
- Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: “Сколько времени на часах?” Можно сказать – половина первого, а можно – 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов “до” и “после”. Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
- Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом “5”. Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, “8 часов 40 минут”, а не “8.40” или “без двадцати девять”, – такие определения более сложные для восприятия.
Как закрепить пройденный материал?
Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: “В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время”. Или: “Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста”.
Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.
- Который сейчас час?
- Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
- Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?
Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.
Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.
Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Когда учить ребенка определять время по часам?
Умение пользоваться часами — важный навык. Он помогает рационально использовать и планировать время, научиться организованности и последовательности. Но научить дошкольника понимать по часам — задача не из легких. Как объяснить детям, что такое время, в каком возрасте можно начать знакомство с часами, какие лайфхаки сделают процесс обучения увлекательным?
Когда начинать обучение?
Все зависит от того, насколько ребенок готов воспринимать и осваивать новую для него информацию. Лучше всего дождаться, когда малыш сам начнет задавать соответствующие вопросы («а когда будет девять часов вечера?», «а один час – это долго?»). Или учите ребенка как бы между прочим. Например, упоминая о событии, конкретизируйте («мы пойдем гулять через час», «мы ложимся спать ровно в 10 часов»). Для того чтобы обучение пошло на пользу, надо учитывать возрастные особенности ребенка.
К двум годам ребенок начинает хорошо понимать слова «скоро» и «попозже», а к трем обычно может оперировать такими понятиями, как «вчера» и «завтра». Поначалу дети путают эти понятия, но смысл улавливают точно.
Примерно к трем годам у ребенка формируется осознание стабильности его повседневной жизни, предвкушение привычных событий. В этом возрасте малыш может адекватно реагировать на фразу «я ухожу, но приду за тобой вечером», а вот понятие «чуть позже» остается для него слишком абстрактным.
Примерно к пяти годам ребенок начинает реально представлять себе некоторые перспективы своей жизни и способен планировать ближайшие события.
К шести-семи годам ребенка желательно познакомить с циферблатом. Но в вопросе о том, как научить ребенка определять время по часам, не стоит торопиться. Научить понимать время по часам не всегда просто даже ученика младших классов, не говоря уже о дошкольниках.
Что должен знать ребенок перед тем, как начать знакомство с часами?
Обучая ребенка, необходимо соблюдать последовательность, двигаться от простого к сложному. Для начала познакомьте малыша с базовыми понятиями, используя метод ассоциаций (приводите конкретные примеры из жизни ребенка).
День и ночь. Расскажите ребенку, какое время суток светлое, какое темное. Можно создать игровой плакат или карточки на тему «Режим дня» (подберите картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, обед, сон и др.). Дети быстрее улавливают смысл, когда им приводят примеры из их жизни («утром мы делаем зарядку, днем гуляем на улице, вечером читаем, ночью спим»).
Прошлое, настоящее, будущее (вчера, сегодня, завтра). Говорите, например, «вчера мы ходили в театр», «сегодня мы едем в бассейн», «завтра к нам придут гости». Попросите малыша расположить по порядку, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Полистайте семейный фотоальбом, вспоминая прошедшие события.
Времена года, 12 месяцев. Расскажите ребенку, чем примечательна каждая пора, как меняется природа, чем занимаются люди в каждый из сезонов. Не забывайте напоминать малышу, что «зимой будем наряжать елку», «в июне поедем на дачу» и т.д. Прочитайте вместе «Двенадцать месяцев» С.Маршака и «Синичкин календарь» В.Бианки.
Дни недели. Расскажите, что у каждого дня недели есть «имя». Поговорите с ребенком о тех событиях, которые происходят в его жизни еженедельно, например, «каждый понедельник ты занимаешься плаванием», «каждое воскресенье гостишь у бабушки». Запомнить дни недели ребенку поможет стихотворение С.Михалкова «Неделя» и книга Э.Карла «Очень голодная гусеница».
Ребенку будет легче ориентироваться по часам, если он уже может считать до 60, знает таблицу умножения, умеет делить (ему знакомы понятия «половина» и «четверть»), имеет навык счета через пять, визуально распознает числа от одного до 12, понимает пространственные отношения («перед», «до», «после», «между»).
Но даже если этих знаний нет, а ребенок проявляет интерес к часам, не бойтесь дать малышу то, что его интересует! Занятия в игровой форме могут стать увлекательным времяпрепровождением и принести немало пользы.
Мультфильмы, которые помогут ребенку понимать время по часам, различать времена года, понятия день и ночь:
«Фиксики. Часы»
«Учим время по часам с Лунтиком»
«Мулле Мек рассказывает про часы»
«Малышарики. Дерево» (мультфильм о временах года)
«Малышарики. Рыбалка» (мультфильм о том, что такое день и ночь)
«Круглый год» — минисериал из 12 месяцев
Татьяна Петулько
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
Как научить ребенка определять время по часам
Содержание статьи
Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.
Когда учить ребенка определять время по часам
Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.
Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.
Малыш должен уметь считать до 100, знать принцип счета – сначала десятки, потом единицы.
Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.
Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.
Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.
Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.
Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.
Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.
как научить ребенка завязывать шнурки
Как подготовиться к изучению часов
Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.
Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.
Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.
Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.
Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.
как научить ребенка пользоваться ножницами
Как научить ребенка определять время по часам
В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.
Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.
Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.
Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.
Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.
Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.
Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.
Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.
Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.
Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.
Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.
Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.
как мотивировать ребенка на учебу