Как научить говорить букву ш: Как научить ребенка говорить букву Ш: логопедические игры дома – https://www.youtube.com/watch?v=mvvbxhalk-g

Содержание

Как научить ребенка правильно воспроизводить в речи букву «Ш»

У детей дошкольного возраста часто наблюдаются проблемы с неправильным произношением тех или иных звуков. Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не выговаривает букву «Ш». Это довольно распространенное явление, поскольку шипящие относятся к категории проблемных звуков.

Почему у детей возникают проблемы с произношением буквы «Ш»

Во многих статьях, написанных логопедами, говорится, что до пяти лет родителям не стоит паниковать, если ребенок не выговаривает «Ж» или «Ш», поскольку в большинстве случаев дефекты достаточно просто устранить в домашних условиях, не привлекая логопеда. Основные причины этой проблемы:

  • Физиологические особенности строения речевого аппарата малыша: неправильный прикус, размер языка, высота неба.
  • Длительное использование соски, сказывающееся впоследствии на выговаривании шипящих звуков.
  • Коверканье речи взрослыми, которые постоянно разговаривают с малышом.
  • Проблемы с речью у родителей.
  • Нарушение слуха.
  • Отставание в развитии.
  • Гиперактивность малыша, проявляющаяся в большой скорости речи без желания уделять внимание правильности произношения слов.

Проверяем уровень произношения

Выбор правильных и максимально эффективных артикуляционных упражнений для отработки корректного произношения зависит от того, насколько верно родители определят тип дефекта. Их определяют несколько видов:

  • Межзубный. Малыш просовывает язык между зубами, за счет чего у него получается шепелявый звук, мало напоминающий «ш».
  • Боковой сигматизм. При произнесении слышится хлюпанье.
  • Носовой сигматизм. Издаваемый звук получается с неким акустическим эффектом, поскольку малыш говорит его в нос.
  • Свистящий прасигматизм. Вместо «ш» у ребенка получается произнести «с» со свистом.
  • Призубной парасигматизм. Произносимый звук больше похож на «т». Это происходит потому, что ребенок толкает языком зубы, произнося звук.
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае вместо желаемого звука слышится «ф». Данная проблема решается с помощью детского ортодонта, поскольку связана с нарушением прикуса.

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Степень проблем с произношением логопеды выясняют в процессе емкого обследования. Родители также могут осуществить проверку простыми и доступными методами, которые помогут выяснить степень запущенности и вероятности того, что научить ребенка правильному произношению можно самостоятельно, без участия специалиста.

Проверку следует проводить планомерно:

  • общая: ребенку предлагается сказать два-три предложения, в которых встречается звук «Ш», затем перейти на отдельные слова, учащая повторение звука;
  • в слогах: более ясную картину сможет дать проверка произношения «Ш» в разных позициях и в сочетании с различными буквами.

Родителям следует быть готовыми к тому, что в процессе диагностики проявятся проблемы с произношением и других звуков. Необходимо понимать, что работа над каждым из них осуществляется по-своему.

Учимся произносить «Ш» правильно

Начинать отработку звука «Ш» рекомендуется изолировано. Наиболее эффективным способом является метод постановки от звука «Т», при условии, что его ребенок выговаривает правильно и четко. Малышу предлагается выговорить комбинацию звуков «т-с-с» таким образом, как это произносится, когда его призывают к тишине.

После нескольких попыток задание нужно усложнить, предложив сделать то же, но со спрятанным языком за зубами. В результате получится шипение. Чтобы упражнение казалось более интересным, можно предложить имитацию шипения кошки или шелеста ветра, или звука спускающегося шарика.

Не нужно требовать от малыша мгновенного результата, и спешить переходить к более сложным заданиям. Необходимо дождаться положительного результата, тренируя шипение.

Читайте еще: Как быстро научить ребенка читать по слогам

Упражнения перед началом занятий

Работая с ребенком, который не говорит букву «Ш», необходимо помнить, что к выполнению специфических заданий следует переходить только после подготовки речевого аппарата. Зарядка, в которой будут задействованы мышцы полости рта, поможет подготовить его к речевым нагрузкам, облегчив дальнейшую работу. Для зарядки можно использовать комплекс следующих упражнений:

В течение 15 секунд держать язык на нижней губе в ровном положении, не поднимая его края.

Кончик языка завернуть вверх, сделав тем самым подобия чашечки, которую следует зафиксировать в одном положении на 10 секунд. Затем расслабить его для отдыха, и повторить упражнение несколько раз.

Язык нужно держать в той же форме, медленно поднимая и опуская его несколько раз.

Поцокивание языком. Упражнение понравится малышу, если во время его выполнения он может имитировать лошадку.

Дети с гораздо большей охотой выполняют зарядку, если ее проводить перед зеркалом, позволяя им корчить рожицы, оформляя процесс как игру.

Дополнительная разминка для губ

При подготовке речевого аппарата к упражнениям по отработке звука «Ш» следует уделить внимание разминке для губ. Она поможет немного снять напряжение, развивать артикуляцию, сделает органы, задействованные в речи более послушными.

Логопеды советую делать такой комплекс:

  • «Хоботок». При выполнении ребенок должен чередовать положение губ, произнося звуки «О» и «У»: сначала делать широкую трубочку, затем ее сужать.
  • «Трубочки и улыбочки»: из позиции «У» (узкой трубочки) переходить к широкой улыбке. Она должна быть максимально широкой.
  • «Удивление». Следует сделать выражение крайнего удивления на лице, поставив губы в позицию «О».
  • «Улыбки». Малышу нужно улыбаться, поочередно открывая верхние и нижние губы.
Применение комплексного подхода поможет сделать зарядку более интересной. Для этого родители могут использовать карточки с изображениями различных эмоций.

Упражнения для постановки звука «Ш»

Навыки правильного произношения звуков требуют не только регулярных занятий. Родители обязаны внимательно следить за использованием полученных навыков в процессе повседневного общения ребенка. Необходимо исправлять ошибки, просить ребенка повторить проблемное слово правильно. Огромную роль играет и родительская речь. Дети склонны к подражанию, поэтому должны слышать от окружающих правильную речь.

Первым этапом отработки произношения звука является его постановка. Приучить язык занимать правильную позицию поможет тренировка с использованием таких упражнений:

  • Движение «чашечки» вверх-вниз.
  • Упражнение с кусочком ватки. Оно похоже на веселую игру, поэтому дети делают его с большим удовольствием. Язык занимает позицию «чашечки». Малышу необходимо его вынуть изо рта как можно дальше. После этого на нос кладется кусочек ваты. При выдохе поток воздуха устремляется вверх, сдувая ватку. Эта гимнастика является очень эффективной для профилактики шепелявости.
  • «Кораблик на волнах». Все та же «чашечка» исполняет роль кораблика, которого поднимают волны вверх, и после задержки в три секунды опускают вниз.

После того, как малыш начал хорошо выговаривать звук «Ш», необходимо как можно чаще закреплять его произношение. Для этого нужно использовать специальные скороговорки, чистоговорки, потешки, различные материалы.

Читайте еще: Как легко и просто научить ребенка делению

Они помогут разговорить малыша, повысить его интерес к занятиям и привлечь внимание. Комплекс таких упражнений можно разнообразить заданиями на исправление ошибок, степени сравнения, придумыванием специальных имен игрушкам, вопросами, на которые нужно дать ответы. В книжных магазинах всегда можно купить соответствующие карточки или книжки.

Что советуют логопеды

Не всегда, когда ребенок не произносит «Ш», родители могут обойтись без консультации логопеда. Иногда помимо логопеда рекомендуется посетить невролога, ортодонта. В первую очередь это касается тех случаев, когда у ребенка наблюдаются физиологические или неврологические отклонения.

Если видимых проблем со здоровьем у малыша не наблюдается, родители вполне могут работать над улучшением его речи самостоятельно, получив консультацию у логопеда или пройдя специальные родительские курсы.

Специалисты рекомендуют:

  • проводить занятия по коррекции регулярно и систематично;
  • не перегружать ребенка и не требовать мгновенных результатов;
  • вносить в занятия игровой элемент;
  • обязательно проводить физминутки в процессе занятий;
  • сохранять самообладание и дружелюбие;
  • говорить ребенку похвалы даже за самые небольшие достижения;
  • подходить к работе планомерно, постепенно усложняя задания по мере достижения успехов на предыдущем уровне;
  • не следует начинать с малышом изучение иностранных языков до того, как он научится правильно произносить звуки родной речи.

Шипящие звуки вызывают затруднения у многих дошкольников. При своевременном выявлении проблемы и ответственном подходе родители смогут избавить от них ребенка, не допустить ее усугубления, предотвратить проблемы социализации ребенка в дальнейшем.

Если ребенок не выговаривает букву Ш и Ж

4 августа 2017       ditim      Главная страница » Бабушкин архив      Просмотров:   1,878

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает

шипящие — Ш и Ж. О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1—2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка — миска, Машка — маска, крыша — крыса, кушать — кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

  • высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
  • поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

  • Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
  • Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
  • Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед — это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
  • Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
  • Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.

Похожие статьи

    Метки: дети, досуг, семья     

Как научить ребёнка выговаривать букву «Ш». Урок 1

» Как научить ребёнка выговаривать букву «Ш». Урок 1

Категория: Развитие ребёнка

Урок предназначен для родителей, которые хотели бы научить своего ребёнка выговаривать букву «ш». Урок подходит детям 4-6 лет, которые пропускают в своей речи звук «ш» совсем, или же заменяют его на звуки «с» или «т». А также для детей с речевой возрастной нормой или же с так называемой физиологической дислалией.

В норме звук «ш» любым ребёнком произносится следующим образом: губы округлены, зубы разомкнуты на расстоянии 4-6 миллиметров, широкий край языка поднят к началу твёрдого нёба, при этом боковые края языка слегка прижаты к боковым зубам, а воздушная струя проходит посередине языка.

Если ваш ребёнок умеет говорить звук «т», то от него можно поставить звук «ш». Попросите малыша сказать букву «т», а потом объясните, что для нового звука нужно будет поднять язычок к верхнему нёбу. Пусть малыш протянет букву «т» как можно дольше, тогда появится вторым звуком неопределенный шелест или свист «тсссс». После этого язычок нужно спрятать внутрь рта, не прерывая звук. Не говорите малышу, что он научился говорить букву «ш», а сообщите, что теперь он может шипеть как змея.

Попросите, чтобы он ещё раз пошипел как змея, в этот момент своей рукой возьмите ребёнка за уголки губ и выдвиньте их немного вперед. У вас должен получиться настоящий звук «ш», после чего нужно переходить к автоматизации нового звука в слогах «шо» и «шу». Если во время постановки звука «ш» у ребёнка неожиданно получился звук «р», то лучше поставить этот звук. Потому что в дальнейшем от буквы «р» вы сможете поставить букву «ш». Если малыш умеет говорить звук «р», пусть он скажет его с открытым ртом, а потом произнесёт этот звук шепотом. После этого вы услышите долгожданную букву «ш».

Развивающие игры для детей с песком

Практически все малыши получают море удовольствия, когда играют с песком. И это не случайность, ведь такие игры помогают нашим деткам развиваться и выражать свои эмоции: восторг, удивление, радость. Также игры с песком благоприятно влияют на эмоциональное состояние деток. А …

Как делать массаж ребёнку

Мамины добрые руки постоянно дарят новорожденному малышу ощущение радости, ласки и безопасности: их прикосновения также нужны малышу, как и свежий воздух, и грудное молоко. Во время массажа следите за реакцией своего родного малыша, все манипуляции руками и пальцами должны доставлять ему удовольствие. Только …

Как научить ребёнка выговаривать звук «Л»

Это упражнение подойдёт для тех родителей, которые хотели бы научить своего малыша выговаривать букву «л». Этот видеоурок для деток 4-6 лет, которые вообще не произносили в своей жизни букву «л» или же заменяют её на «ль» или «й», то …

Как научить ребенка шипящим звукам: 5 советов логопеда

Как научить ребенка шипящим звукам

Обычно в процессе обучения детей речи, шипящим звукам, таким, как Ш, Ч, Ж, Щ обучают в самую последнюю очередь. Связано это с тем, что большинство малышей либо самостоятельно обучается произношению данных звуков, прислушиваясь и анализируя звуки природы, либо с тем, что родители полагают, что со временем ребенок научится самостоятельно нужным буквам и звукам. Как научить ребенка шипящим звукам?

Если ваш малыш находится в возрасте 4-5 лет, но по-прежнему не дружит с шипящими, нужно попробовать ему помочь. Самый простой способ, который подойдет, пожалуй, самому ленивому родителю, записать ребенка на занятия к логопеду. Врач сможет компетентно оценить степень проблемы и путем ряда занятий исправит дефекты речи малыша, касающиеся шипящих звуков.

Однако если ваш ребенок младше указанного возраста и при этом у вас есть дополнительное время на занятия с малышом, научить ребенка произносить шипящие звуки можно и дома, используя для этого советы и упражнения, которые мы приведем ниже.

Данные упражнения часто практикуются в кабинетах логопеда при занятиях с детьми, которые плохо выговаривают шипящие. Прежде чем приступить к их выполнению, подготовьте зеркало и потренируйтесь сами. Таким образом, вам будет проще объяснить ребенку, что от него требуется.

Как научить ребенка шипящим звукам:

  1. Тренируем язык.
  2. Учимся правильно двигать губами.
  3. Воздушная струя.
  4. Ж и Ш.
  5. Закрепляем.

 

Тренируем язык

Тренируем язык


Чтобы обучиться шипящим, нужно понять, как они звучат. Перед началом обучения мама должна продемонстрировать ребенку, какие звуки и буквы будут изучаться на сегодняшнем занятии. Затем нужно попросить малыша повторить данные звуки. Для этого попросите ребенка положить язычок на нижние зубы и начать легонько постукивать по нему верхними зубами, произнося слог «та-та-та-та».

Далее продолжите упражнение, пошлепывая по языку верхней губой и произнося что-то на манер звука «пя».

Учимся правильно двигать губами

Чтобы научить ребенка шипящим звукам, нужно, чтобы он совладал своим языком и губами. Для этого следует использовать такое упражнение:

Ребенок высовывает язык, оставляя рот немного приоткрытым. На язык нужно положить крошечную конфету и попросить ребенка перенести ее на языке к верхнему небу. При этом важно, чтобы ребенок выполнял упражнения не челюстью, а сугубо языком.

Воздушная струя

Чтобы научиться говорить шипящие звуки, следует проработать над воздушной струей между зубами. Для этого ребенку следует немного приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе. На край носа малыша положите тоненький кусочек ватки. Попросите, чтобы ребенок вдохнул носом и выдохнул ртом. Похвалите его за произнесенный шипящий звук. Если ватка поднимется вверх, значит, ребенок упражняется правильно.

Ж и Ш

Часто именно звуки Ж и Ш говорить ребенку тяжелее всего. Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки из этой серии, попросите его произнести для начала звук «СА». Затем пусть повторит его еще раз, определив язык чуть глубже в полости рта. Чем ближе язык ребенка будет расположен к алевиолам, тем явственнее слог «СА» будет напоминать звук «ш».

Для обучения звуку «ж» попросите ребенка произнести звук «ЗА», а далее действуйте по аналогии с предыдущим упражнением.

Закрепляем

Как научить ребенка шипящим звукам? Занятия. Занятия. И еще раз занятия. И даже когда ваш ребенок научится «шипеть» и «жужжать», важно не прекращать с ним заниматься и все время закреплять достигнутое.

Для закрепления шипящих звуков, нужно вслух читать ребенку стишки, где они звучат, и стараться разучивать их вместе с ребенком. Также неплохо находить такие звуки в природе и просить малыша их повторить. Например, можно обучить ребенка тому, как делает жук или какой звук издает спущенная шина или воздушный шарик.

Важно, чтобы малыш не только умел произносить шипящие, но и располагал различными ассоциациями относительно звуков, которые его окружают и которые ему приходится произносить.

Как научить ребенка шипящим звукам: видео


Как научить ребенка говорить буквы «р», «л», «ш»

Как ни странно, но в отношении речевого развития детей у родителей существует два прямо противоположных подхода. В одном случае считают, что паниковать не нужно, и речь со временем наладится сама собой. Другие родители беспокоятся, как научить ребенка говорить буквы грамотно уже с полутора-двух лет.

И тот, и другой подход возможен в каждом конкретном случае. И все же, надо пристально следить за правильным произношением ребенком звуков, иначе переучиваться будет сложно. Поправляйте малыша всякий раз, когда он произносит звуки в слове неверно. И главное, сами старайтесь не «сюсюкать» и соблюдайте грамотное произношение.

К сожалению, мало кто из детей не испытывает трудностей с речью. Чаще всего, когда малыш уже научился говорить слова, он не произносит некоторые сложные звуки в них. И перед родителями поневоле встает задача, как научить ребенка говорить буквы «р», «л», «ш», «ж» и «с». Произношение звуков именно в этих буквах зачастую вызывают наибольшие проблемы.

Как научить ребенка говорить буквы «р», «л» и «ш»

Нарушения речи лучше исправить еще в детском саду. И если малыш не выговаривает пару-тройку букв, не стоит оставлять это без внимания. Иначе в школе могут возникнуть проблемы с письмом. Лучше всего обратиться за консультацией к профессиональным логопедам, оставив заявку на нашем сайте.

Также, чтобы не запускать недостатки развития речи, родители самостоятельно могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику. Она довольно легка и может превратиться в увлекательную игру.

Для постановки звука «л», который ребенок не произносит совсем или заменяет звуком «в», нужно поработать над подвижностью языка и воздушным потоком. Делают упражнения «Лошадка» и «Лошадка едет тихо», при котором малыш «цокает» язычком звонко или беззвучно. В упражнении «Дует ветерок» нужно добиться выдувания воздушных струй. Можно найти и массу других веселых упражнений.

Отрабатывая звук «ш», научите малыша простому движению «чашечка». На нижнюю губку ребенок должен положить язычок, приподняв боковые стороны языка и кончик. Должен получиться желобок. Есть также различные упражнения на растягивание губ, жевательные движения, «болтушка» языком и многие другие.

Комплекс артикуляционной гимнастики можно подобрать с логопедом или найти в специальной литературе.

Как научить ребенка говорить букву «р»?

Буква «р» — самая лукавая буква — она может не произноситься совсем, заменяться звуком «л» или проявляться в виде раскатистого, картавого звука. Постановка звука «р» наиболее сложная. Если для вашего малыша эта буква проблемная, то на первом этапе  постарайтесь просто чаще акцентировать на ней внимание. 

Стимулируйте сына или дочку чаще произносить слова с неподдающимся звуком: ворон, рука, речка, кар-кар и прочие. При этом показывайте правильную артикуляцию — положение губ и языка. Подберите картинки с животными или предметами с этой буквой и просите называть их. Хорошим упражнением будут стихи и скороговорки, типа «Ехал грека через реку…». Произносить их нужно хором вместе с малышом. На раннем этапе можно также самостоятельно найти комплекс артикуляционных упражнений на «р», чтобы регулярно заниматься.

Но если проблема сохраняется вплоть до 6 лет, то только специалист подскажет вам, как правильно научить ребенка говорить звук «р».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *