Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях
Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Паразиты есть у каждого в организме и они вызывают множество заболеваний. Лечить их нужно следующим … Читать далее >>>
Проверяем уровень произношения звука «ш»
Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».
Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:
Сигматизм
- Носовой: малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
- Боковой: буква произносится с хлюпаньем.
Парасигматизм
- Призубной: язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
- Губно-зубной: то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
- Свистящий: произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».
Межзубная проблема
Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.
Проверяем произношение без помощи логопеда
Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.
- Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
- Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.
Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.
Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.
Возможные причины возникновения плохого произношения
- Коверканье речи в общении с ребенком: он может просто подражать взрослой манере общения.
- Неправильный прикус: иногда он проходит с появлением коренных зубов, а иногда требуется помощь детского ортодонта.
- Слишком долгое использование соски в грудном возрасте. Страдают шипящие и свистящие звуки.
- Некоторое отставание в развитии.
- Малыш плохо распознает звуки на слух.
- Гиперактивный ребенок. Потребуется много усилий, чтобы обучить такого ребенка правильно говорить слова.
Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю. Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.
Упражнения перед началом занятий
Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.
- Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
- Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
- Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
- Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.
Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.
Дополнительная разминка для губ
- Произносим поочередно звуки «о» и «у» с максимальным использованием жестикуляции губ. То складываем их в трубочку, то обращаем в большой круг.
- Чередуем «трубочку» и улыбку. Постарайтесь, чтобы улыбка получалась максимально широкой, а «трубочка» узкой.
Упражнения для постановки звука «ш»
Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:
- «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
- «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
- «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержками 1 — 3 секунды.
Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.
Если ваш малыш уже умеет выговаривать звуки «т», «р», «с»
Если малыш умеет хорошо говорить «т», тогда начинаем с этого способа. Попросите его сказать «т-с-с», как мы обычно делаем, когда просим тишины. Повторить 10 — 20 раз. А теперь попросите проделать то же самое, но только с закрытым ротиком. Возможно, у вас с первого раза выйдет получить долгожданный «ш».
Для закрепления просите ребенка еще пару дней пошипеть, как змейка или кошечка.
Иногда ребенок прекрасно справляется со звуком «р». Попросите прошипеть его. Многим, чтобы научиться произносить «ш», достаточно одного этого простого упражнения.
Как только звук устоялся, перейдите к упражнениям со словами. Далее обязательно стоит включить в речь скороговорки с буквой «ша» и логопедические слова, а также слова, которые начинаются с этой буквы. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее правильная речь станет привычной для малыша.
Закрепление результата
В дальнейшем следите за тем, чтобы ребенок не пропускал буквы и всегда выговаривал их четко. Не торопитесь: пусть лучше первое время говорит спокойно и правильно. Задавайте ему вопросы по типу: красивый – красивейший. А как сказать слово «прекрасный»? И так далее. Не перегружайте ребенка; лучше растянуть процесс на несколько дней или недель.
Выполняя данные упражнения и рекомендации, вы легко научите ваше дитя говорить правильно. Это поможет сделать его речь четкой и понятной, а самого ребенка сделает уверенным в себе.
Истории наших читателейАнна
Часто болела, и не могла понять почему, прочла про паразитов. Сразу начала лечение. Помогло! Основная ошибка большинства — затягивание! Чем раньше начать выводить паразитов, тем лучше. Если же говорить о лекарствах, то тут всё проблематично. На сегодня существует только один действительно эффективный антипаразитный комплекс, это UNITOX. Он уничтожает и выметает из организма всех известных паразитов — от головного мозга и сердца до печени и кишечника. На такое не способен больше ни один из существующих сегодня препаратов.Теперь никаких болей и дискомфорта!
Читать статью полностью >>;
Как научить ребенка говорить букву Ш?
Поделиться статьёй:
Во многих семьях можно встретить такую ситуацию, когда маленький ребенок не в состоянии выговорить букву “Ш”. Такое случается примерно в четырех из десяти случаев, поэтому ситуацию можно назвать распространенной — ведь это одна из самых сложных букв в алфавите, впрочем, как и остальные шипящие, а значит и решение такой проблемы существует и отлично показывает себя в деле.
Содержание статьи:
Часто такая проблема может сохраняться у малышей до конца обучения в начальной школе, а если и вовсе не придавать значения этой проблеме — то дефект вполне может остаться с человек навсегда, плотно закрепившись в речи. Нередки случаи, когда семья не готова обращаться к помощи логопеда — это могут быть как финансовые проблемы, так и личные убеждения. В таком случае, можно приступить к обучению на домашней основе — в статье как раз рассмотрены варианты устранения проблемы с буквой “Ш”.
Как проверить произношение звука “Ш”?
Прежде чем приступать к коррекции возможных дефектов, необходимо провести глубокую проверку умения проговаривать шипящий звук. Зачастую на такую проблемы обращают внимание воспитатели в детских садах и педагоги — ведь иногда родители просто не замечают назревающую проблему и связывают все с небольшим возрастом и неопытностью. Всего лишь несколько минут в день — и вы сможете убедиться в отсутствии или наличии проблемы со звуком “Ш”.
Виды произношения
Нарушение произношения может быть разным — следует выделить две формы нарушения: сигматизм (когда присутствует дефект произношения именно самого звука) и парасигматизм (здесь уже речь идет о замене звука на другой). Очень часто можно встретить именно парасигматизм: например, когда малыш говорит вместо “шапка” неполное “апка” и тому подобное.
Существует несколько типов неправильного произношения, которые необходимо знать перед непосредственно самой диагностикой:
- межзубное произношение. С ним звук получается шепелявым, так как ребенок выдвигает язык сильно вперед, просовывая его между зубов;
- носовой сигматизм. Этот оттенок произношения появляется тогда, когда малыш слишком напрягает глубокую часть языка, подтягивая корень к небу — так и получается глубокий шипящий звук с “Х” со своеобразным акустическим эффектом;
- боковой сигматизм. Проявляется в звуке ярко выраженным хлопком;
- призубный парасигматизм
- губно-зубной парасигматизм. В нем “Ш” заменяется на “Ф”, что свидетельствует о нарушении прикуса;
- свистящий парасигматизм. В нем четко слышится свистящий звук “С”, но никак не “Ш”.
Методы обследования произношения
Проверку произношения можно осуществлять как незаметно, просто наблюдая за речью малыша в течение дня и фиксируя все неточности и особенности, так и упражняясь в игровом формате, уделяя на этот подход немного времени каждый день. Конечно же, второй способ позволяет более точно и эффективно определить дефект, поэтому стоит рассказать о нем более подробно.
Проверка произношения осуществляется в несколько этапов по возрастающей: сначала изолированно, далее в слогах, словах, фразах и целых предложениях:
Изолированно проверяются звуки: ребенку необходимо повторять за родителями разнообразные варианты звуков как бы в форме игры “Повторялки”. Потом можно переходить к работе с двухбуквенными сочетаниями: ША, ШУ, ШЭ, ШО и подобными им. Далее можно включать уже трехбуквенные варианты с двумя гласными: УШУ, ОШО, ЫШИ, ЭШЭ и т.д. Блок сложнее будет включать в себя “Ш” с согласными: ШКА, КША, КШИ и другие. Как только малыш проговорит их все, можно брать варианты посложнее: СШИ, ШИС, УШУШ.
Для того, чтобы малышу было проще повторять за вами, старайтесь максимально четко произносить все звуки, отчетливо показывая свою артикуляцию, на которую малыш будут обращать внимание во время обучения.
Стоит учитывать, что если имеются проблемы со звуком “Ш”, то такие же трудности возможны и остальными шипящими: Щ, Ж и Ч. Именно поэтому работать со звуками необходимо комплексно.
После переходим к работе со словами. Для того, чтобы заниматься малышу было интереснее, распечатайте или приобретите карточки со словами, которые будут дополняться разноцветными картинками с предметами, включающими звук “Ш”. Например, к звуку рядом с гласными подойдут слова шея, мышь, машина. “Ш” рядом с согласными будет встречаться в кошке, шляпке, шпильке. Звук, встречающийся дважды, есть в словах шишка, шашки, шуршание. “Ш” в сочетании с другими трудными звуками можно встретить в шаре, шарфе, шкуре.
Для того, что развивать произношение звука в предложениях, нужно чтобы речевой аппарат был в полной готовности. Если малыш справляется с “Ш” в больших фразах, то значит, что Ш-артикуляция ему по силам: Папа Маше шапкой машет; Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Мышь за печкой шуршит и тому подобные. Если этот этап дается малышу тяжело, то лучше вернуться к более простым вариантам и отточить именно их.
Некоторым детям достаточно будет такой тренировки, что в кратчайшие сроки поставить у себя правильное произношение звука “Ш”. В других же случаях необходима более тонкая и усердная работа.
Причины дефектов в звуке “Ш”
Точную причину, по которой ребенок не справляется с шипящим звуком, определит только специалист. Но в целом, выделяют следующие факторы:
- физиологический. К ним относятся неправильный прикус, крупный размер языка, высокое небо и прочие;
- долгое использование соски. Из-за него портится прикус, а значит, поддаются дефектам многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
- искажение речи родителями. Часто мы слышим, как родственники “сюсюкаются” с малышом, произнося звуки в искаженном виде. Малыш очень быстро схватывает такую манеру говорения, которая впоследствии может закрепиться в речи;
- речевые дефекты взрослых. Малыш часто копирует речь взрослых — а значит, дефекты родителей могут перейти к детям;
- неправильный подход к обучению. Многие мамы и папы очень много требуют от своих детей, не пытаясь правильно показывать способы произношения и артикуляции сложных звуков;
- отставание в развитии. Если у ребенка еще не сформировались мышление, память и внимание, то и речь будет не на должном уровне;
- нарушение слуха. Нередкая причина проблемы с “Ш”, когда ребенок с трудом распознает звуки на слух.
Если вы заметили, что ваше чадо уже долгое время не справляется с произношением шипящего звука “Ш”, то не стоит медлить с посещением детского логопеда, который способен решить эту проблему профессионально и качественно.
Тренируем произношение звука “Ш”
Начинать упражняться следует только после того, как органы речи разогрелись и стали более подвижными. Именно поэтому родители должны уделять время в начале занятий под артикуляционную гимнастику, которая поможет лучше произносить самые разнообразные звуки.
Проводим разминку
Начинаем с тренировки языка. Есть несколько классических упражнений, позволяющих сделать его более подвижных и послушным:
- “Блинчик”: Распластанный язык необходимо положить на нижнюю губу и задержать его в таком положении на несколько секунд — минимум на 10.
- “Чашечка”: Все также язык находится распластанным на нижней губе, только теперь необходимо приподнять его кончик и края, как бы создавая форму чаши.
- “Болтушка”: стараемся поднимать и опускать “чашечку” из предыдущего упражнения несколько раз.
- “Фокус”: все ту же “чашечку” необходимо высунуть изо рта и завернуть кончик языка кверху, не касаясь при этом губ. На кончик носа можно положить что-то легкое: кусочек салфетки или ваты, а на выдохе направить воздух четко на предмет.
- “Лошадка”: известное упражнение, в котором малыш должен цокать, издавая звук, похожий на топот копыт лошади.
Такие упражнение хорошо делать вместе и перед зеркалом, чтобы нагляднее демонстрировать артикуляцию.
Упражнения для губ проводим после разминки языка:
- “Хоботки слоников”: делаем губами широкую трубочку (как в произношении звука “О”), а затем узкую (как при “У”). Повторяем несколько раз.
- Чередуем “Трубочку” в форме звука “У” и улыбку. Необходимо добиваться того, чтобы улыбка была широкой.
- “Удивление”: губы должны находиться в положении, будто произносят звук “О”.
- “Заборчик”: необходимо широко улыбнуться и продержать лицо в таком положении несколько секунд — так тренируются мышцы щек.
- “Варенье”: здесь малыш должен широко и по всему контуру облизать губы.
- “Качели”: широко открываем рот и перемещаем язык от верхних зубов к нижним и наоборот.
Старайтесь прибегать к разнообразным упражнениям и не следовать каждый раз одному и тому же алгоритму — все время пробуйте новое.
Постановка звука
Правильное произношение звука — это навык, а значит, на его автоматизацию уйдет время, так как необходимо будет постоянно и систематически заниматься его оттачиванием и отработкой. Часто встречаются случаи, когда на одном занятии произношение улучшилось, а к следующему опять деформировалось — стало посвистывающим или шепилявым. Для того, чтобы не упустить негативные изменения, стоит постоянно следить и присматривать за речью малыша. Для этого не забывайте аккуратно напоминать ребенку о правильном положении языка во время произношения “Ш”, но в то же время следите и за своей речью — иногда взрослые могут не замечать своих собственных проблем. Более взрослых детей можно просить читать вслух тексты с шипящими звуками.
Рассмотрим два упражнения, которые помогут автоматизировать произношение звука в словах и фразах соответственно:
- “Назови ласково”: эта игра также развивает умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы. В ней малышу необходимо прослушать слова и назвать их “ласковые” формы. Например: шапка-шапочка, шар-шарик, мешок-мешочек.
- “Исправь ошибки”: упражнение помогает добиться автоматизации “Ш” в целых фразах. Родитель произносит фразу, которую ребенок должен исправить на правильный вариант. Например: Мышка съела кошку — Кошка съела мышку; Крыша сидит на петушке — Петушок сидит на крыше; У шин есть машина — У машины есть шины; Лягушка испугалась мошку — Мошка испугаласт лягушку; Шашки играют в Мишу — Миша играет в шашки и так далее.
Необходимо стараться как можно чаще возвращать малыша к навыку произношения “Ш”: например, задавать вопросы, ответом на которые будут слова с этим звуком. Также в течение дня можно использовать потешки, скороговорки и чистоговорки: Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу; Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша; Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши; Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.
Еще одним эффективным способом является постановка звука от других, уже известных ребенку звуков. Например, если малыш легко справляется с “Т”, то попросите его произнести “Тс-с-с-с”, вытягивая звук до тех пор, пока он не дойдет до произношения “Ш”. Потом стоит повторить процедуру, спрятав язык за зубы — произношение будет более чистым. Звук можно ассоциировать у чада с шипением кота. Для тех детей, что без труда выговаривают звук “Р”, можно использовать следующий трюк: просто попросите ребенка прошептать “Р” — результат будут крайне похож на наш шипящий. Тоже самое касается и освоенного звука “С” — малыш произносит его, приподнимая края языка в форме ложечки до тех пор, пока между ним и небом не образуется нужная щель.
Как следует из статьи, даже такой сложный для произношения звук, как шипящий “Ш” можно освоить, просто приложив чуть больше усилий и практики. Постоянные тренировки и закрепление изученного помогут добиться постановки правильной речи.
Поделиться статьёй:
Как научить ребенка выговаривать звук «Ш»? Методики и упражнения
Ребенок, как известно, учится говорить постепенно, в первые годы своей жизни, и задача эта не простая. Часто в процессе становления грамотной речи и правильного звукопроизношения малыш, а значит, и его родители сталкиваются с определенными трудностями. Не все звуки даются ребенку одинаково легко.
Одним из таких «капризных» звуков является звук «Ш». Чаще всего дети либо произносят его недостаточно хорошо (сигматизм), либо заменяют его другим звуком (парасигматизм), либо вовсе его не произносят.
Если вы заметили такую проблему в речи вашего ребенка, лучше обратиться к логопеду, но вполне возможно обойтись и без него, нужно только приложить определенные усилия с вашей стороны и запастись терпением. Справиться с этой задачей будет проще, если мы взрослые сразу представим себе, что учимся выговаривать звук «Ш» вместе с ребенком.
Прежде чем начать работу с проблемным звуком, важно знать, почему вообще могут возникнуть нарушения в звукопроизношении. Лучше, если определять причину нарушения в речи будет специалист. Основные причины неправильного произношения звуков таковы:
- Физиологические особенности, например, неправильный прикус, высокое небо и т.д.
- Неправильная речь взрослых из-за дефектов или намеренного искажения произношения («сюсюканья»). Дети склонны копировать взрослых во всем, в том числе и в речи.
- Отставание в психическом развитии, если имеются проблемы мышления, памяти, внимания, то неизбежно страдает и речевое развитие.
- Нарушение слуха и способности к распознаванию звуков.
Важно отметить, что в последних двух случаях без помощи специалистов справиться с проблемой точно не получится.
Если все же выяснилось, что серьезных причин для нарушения звукопроизношения у ребенка нет, то вы вполне можете самостоятельно научить ребенка произносить звук «Ш».
Для начала стоит определить уровень произношения проблемного звука. Логопеды используют для этого довольно сложные процедуры диагностики, но нам в домашних условиях будет достаточно придерживаться простого алгоритма. Проверять речь нужно по нарастающей: в слогах, словах, фразах и предложениях. Сначала попросите ребенка, повторить за вами слоги с этим звуком: ША, ШО, ШУ, ШИ, АШ, ОШ, УШУ, ОШО и т.д. Затем переходите к словам, их нужно подбирать так, чтобы нужный звук располагался в разных частях слова (Шапка, Шубка, мыШи, крыШа, маШина карандаШ и др.). Работать с произношением звука в словах будет проще, если вы будете использовать специальные карточки, с изображением нужных предметов, так выполнять задания ребенку будет гораздо интереснее. Такие карточки можно купить в магазине или сделать своими руками. После слов можно аналогичным образом переходить к фразам и предложениям.
После того, степень выраженности проблем с произношением звука «Ш» определена, нужно переходить непосредственно к тренировке звука. Начинать постановку любого звука следует с артикуляционной разминки. Она поможет органам, участвующим в произношении звуков стать подвижными.
Видео как научить ребенка выговаривать звук «Ш»
Упражнения для разминки языка
«Лошадка» — малыш цокает языком так, чтобы получился звук похожий на топот копыт.
«Блинчик» — ребенок расслабляет язык и в таком состоянии кладет его на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно не менее десяти секунд.
«Чашечка» — малышу нужно распластать язык по нижней губе, но при этом поднять его кончик.
«Болтушка» — напоминает предыдущее упражнения, но при этом язычок в форме чашечки поочередно поднимается и опускается.
Упражнения для разминки губ
«Удивление» — ребенку нужно округлить губы так, будто он произносит звук «О»
«Хоботок» — малышу предлагается поочередно складывать губы в широкую и узкую «трубочку», будто произнося звук «О» и «У»
«Трубочка — улыбка» — ребенок чередует узкую «трубочку» и улыбку.
Важно отметить, что взрослый должен сам на примере показывать ребенку все эти упражнения. Лучшего эффекта от занятий можно добиться, если при выполнении упражнений ребенок будет видеть свое отражение в зеркале. После разминочных упражнений можно начинать постановку самого звука «Ш».
Способы постановки звука «Ш»
Начинать постановку звука «Ш» нужно с тренировки отдельного произношения. Самый доступный способ – поставить правильное произношение от другого, уже знакомого ребенку звука.
Если малышу хорошо дается звук «С», то алгоритм действий следующий:
Попросите ребенка произнести протяжный звук «сссссс», а сами приподнимите кончик его языка при помощи ложки или деревянной плоской палочки. Когда нужный звук будет получен, попросите ребенка произнести его самостоятельно, напоминая, что кончик языка должен находиться наверху. Если первые попытки окажутся неудачными, продолжайте манипуляции с ложкой, пока навык правильного произношения не закрепится.
Выработать правильное произношение звука «Ш» можно и от звука «Т». Попросите малыша произнести звук «Тссс», а потом предложите ему произнести этот же звук, спрятав язык за зубами. Если вы сами попробуете так сделать, то вместо «тссс», у вас получится звук «тшшш».
Еще один вариант постановки звука «Ш» будет возможен, если ваш ребенок уже умеет правильно произносить звук «Р». Попросите ребенка прошептать звук «Р». К вашему общему удивлению, окажется, что «прорычать» шепотом просто невозможно, зато вместо тихого «ррр» получится желаемое «шшш».
После того, как изолированный звук будет покорен, можно переходить к словам и предложениям. Важно, чтобы интересующий нас звук располагался в разных частях слова и предложений. Для тренировки звука «Ш» прекрасно подходят карточки, с соответствующими изображениями, специальные стихи и скороговорки. Постарайтесь строить свою беседу с ребенком так, чтобы он как можно чаще правильно использовал звук «Ш» в обыденной речи. Главное не бросать занятия до тех пор, пока звук «Ш» не закрепится в повседневной речи малыша.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Как научить говорить букву Ш
Автор КакПросто!
Для того чтобы научиться произносить букву «ш», необходимо выработать правильное положение органов артикуляции – губ, языка и зубов. Отрабатывать правильное произношение звуков лучше в детстве. Однако устранить дефекты речи возможно и в зрелом возрасте.
Статьи по теме:
Вам понадобится
- Есть ряд специальных упражнений, которые помогут вам научиться выговаривать букву «ш».
Инструкция
Сядьте перед зеркалом. Это поможет вам контролировать правильное положение губ, языка и зубов.Поднимите широкий кончик языка к передней части неба, но не прижимайте язык к небу. Боковые края языка должны касаться верхних коренных зубов. Язык должен быть слегка расслабленным. Губы вытяните вперед, имитируя хобот слона. Зубы не должны быть сомкнуты, между ними должна оставаться щель. Равномерно вдыхайте воздух. Поднесите ладонь ко рту. На выдохе «прошипите» звук «ш», напоминающий звук сдувающегося шарика. Во время произнесения «ш», на ладони должна ощущаться теплая струя воздуха.Откройте рот и поместите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Похлопывая язык губами, произносите поочередно «бя-бя-бя» и «пя-пя-пя».
Откройте рот и поместите широкий язык на нижнюю губу. Поднесите ко рту ладонь с маленьким кусочком ваты. Сдувайте вату с ладони. Вата должна пролететь вперед. Струя воздуха должна быть теплой.
Откройте рот и поместите широкий язык на нижнюю губу. Напрягите кончик языка и поднимите его вверх. Кончик языка должен быть широким. Язык приобретет форму чашки.
Поднимите язык в форме чашки к верхним зубам и загните его к небу. Кончик языка должен быть широким и не касаться неба. Поднесите ладонь с кусочком ваты. Не меняя положения языка, с максимальной силой сдувайте вату с ладони.
Поднимите язык в форме чашки вверх, не касаясь неба, и произнесите затяжной звук «ш». Добавьте звук «а» и произнесите «ша». Затем — «шо», «шу», «ше», «ши». Губы должны менять положение, в зависимости от произносимых гласных.
Обратите внимание
Упражнения необходимо повторять по 10-15 раз несколько раз в день.
Совет полезен?
Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.
Похожие советы
Как научить ребенка говорить букву «Ш»?
Практически все дети, которые учатся говорить, сталкиваются с определенными трудностями при произнесении шипящих букв. Самые сложные из этой группы – это буквы «Ж» и «Ш». В одних случаях малыши просто пропускают эти звуки, а в других – заменяют их на звуки «Т» или «С».
Существует несколько способов исправить подобные нарушения в речи вашего сына или дочери, причем для этого совершенно не обязательно проходить длительное лечение у логопеда. В данной статье мы расскажем вам, как научить ребенка говорить «Ж» и «Ш» с помощью простых упражнений.
Как научить ребенка правильно говорить букву «Ш»?
Каждый день вместе с малышом делайте следующие простые упражнения:
- «Чашечка». Ребенок должен расположить язык на нижней губе, а его края и кончик немного приподнять. Таким образом, должно получиться некое подобие чашечки. После этого следует расслабить мышцы лица и вновь повторить упражнение. Делать так необходимо как можно быстрее и не менее 30 раз подряд.
- «Болтушка». Для выполнения этого упражнения необходимо также сложить язык в виде чашечки и быстро опускать и поднимать, удерживая его в таком положении.
- «Блинчик». Распластать язык на нижней губе, подержать так около 10 секунд и засунуть язычок в рот. Повторить так 20 раз.
- «Лошадка». Цокать язычком, изображая, как скачет лошадка.
Как научить ребенка говорить звук «Ш» от других звуков?
Достаточно просто научить малыша правильно произносить шипящие звуки, в частности, «Ш» и «Ж», если он уже уверенно говорит звук «Т». Попросите кроху сказать «Т-с-с-с» и делать это как можно дольше. Как только услышите нормальное произношение, предложите ребенку спрятать язык за зубы. Таким образом, у него получится звук «Ш». Закрепить результат можно, если как можно чаще просить малыша пошипеть как змея.
Крайне редко возникает ситуация, когда ребенок уверенно говорит звук «Р», но теряет букву «Ш». Попросите кроху прошептать звук «Р», так у него как раз получится долгожданный шипящий звук.
Как научить ребенка говорить букву Ш. Ребенок не говорит ш
Ох, уж эти шипящие или как научить ребенка говорить «Ш»
Мы все когда-то учились говорить. У кого-то это выходило как-то сразу, кто-то долго молчал или коверкал буквы, а кого-то даже по врачам водили. Но это было давно, и, естественно, забылось. И вот у вас уже свой ребенок. Все вроде хорошо, но вот с шипящими не складывается. Самые сложные буквы из этой группы – «Ш» и «Ж». Как же научить малыша шипеть без посещения логопеда? Существует несколько методов и упражнений, которые без сомнения помогут в этом нелегком деле.
Как научить ребенка говорить букву Ш. Упражнения
Для того, чтобы научить ребенка говорить букву «Ш» можно использовать следующие упражнения:
- «Чашечка». Язычок распластывается на нижней губке, края и кончик поднимаются. Получается некоторое подобие чашечки из языка.
- «Фокус». Чашечка высовывается изо рта. На кончик носа ребенка кладется ватка. Резко выдыхая воздух по чашечке направляться на ватку, от напора та улетает. Деткам это упражнение очень нравиться, потому, что очень весело кривляться и делать такие «фокусы».
- «Блинчик». Распластанный язык находится на нижней губе не менее 10 секунд.
- «Болтушка». Поднимать и опускать язычок-чашечку.
- «Лошадка». Цокать языком, изображая топот лошадиных копыт.
Все упражнения сопровождаются веселыми историями, которые вы только сможете придумать, и конечно же перед зеркалом.
Методы постановки звука «Ш» от других звуков
Если ребенок хорошо говорит звук «Т». Это один из наиболее простых вариантов. Попросите ребенка говорить «Тс-с-с» как можно дольше. Услышав нормальное произношение, попросите малыша немного «спрятать» язык за зубки. Получится звук Ш. Перед тем, как пробовать на ребенке, попробуйте сами. Если у малыша получилось, закрепляйте умение упражнением «шипящая змея» (пошипи как змея) до тех пор, пока кроха не усвоит правильное произношение.
Если ребенок хорошо говорит звук «Р». Да, и такое бывает. Пусть звук Р формируется чуть ли не самый последний, бывает, что и в три года его произношение – отменное, а вот букву «Ш» ребенок не говорит. Так вот, попросите ребенка прошептать «Р». Получите долгожданный «Ш».
Если ребенок хорошо говорит «С». Возьмите чайную ложечку или палочку от мороженного. Попросите произнести «С». Край языка аккуратно приподнимите держаком ложки, так, чтобы между небом и языком образовалась нужная щель. Услышали «Ш»? Отлично. Еще раз попробуйте без ложки, напоминая ребенку, что язычок должен быть поднят. Неудача? Не страшно, повторяйте опыт с ложкой до тех пор, пока малыш не поймет. Для того, чтобы «змея» не надоела можно менять образ и ассоциировать этот звук со спусканием воздушного шарика или мяча, шумом деревьев на ветру, шипением кота, шуршанием листьев.
После того, как правильное произношение усвоено, переходите к словам, начинающимся с «Ш» или содержащим «Ш».
Некоторые логопеды включают в свои занятия потешки, тексты, чистоговорки.
Например:
Ша-Ша-Ша Мы гуляем не спеШа
Шо-Шо-Шо На прогулке хороШо
Шу-Шу-Шу Шарф завяжем малыШу
Ше-Ше-Ше Славный Шарф на малыШе
Ши-Ши-Ши Прогулки любят малыШи
При разговоре стремитесь, чтобы ребенок употреблял как можно чаще слова со сложными звуками, не допускайте замены этих слов синонимами, а наоборот подталкивайте к применению. К примеру, «Как сказать самый сильный?» – «СильнейШий». «А слабый?» – «СлабейШй» и так далее.
На основе приведенных примеров вы можете придумать свои мини-занятия и упражнения, главное – действительно хотеть помочь ребенку освоить такой сложный звук и понять, как правильно говорить букву «Ш». Успехов в учебе!
Похожие статьи:
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ Л
КАК ВЫЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ У РЕБЕНКА
ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Постановка и автоматизация звука Ч, упражнения по дифференциации звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].
Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата
Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:
- кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
- на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
- потом всё тело язычка резко опускается вниз.
Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки [Ж], [Ш] и [Щ].
Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .
Характеристика звука [Ч]:
Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Постановка звука [ч]
Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:
- С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
- С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
- Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.
Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.
Артикуляционная гимнастика
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
- «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.
- «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
- «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.
Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].
Правильная артикуляция
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
- малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
- ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.
2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :
- нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
- имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
- читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.
4. Использовать опорные звуки:
- попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Автоматизация звука [ч]
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
- сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
- проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
- произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
- проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
- чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
- чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.
Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],
Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.
Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [ч] рекомендуется проводить длительностью до 10 минут для детей 4-5 лет и до 20 минут для 6-7-летних ребят.