как и кода следует начать учить ребенка письму (105 фото)
Просмотров: 401
Вряд ли можно переоценить роль красивого и быстрого письма в нашей жизни. Каждый родитель понимает, что это — прямой путь к успешной учебе, да и после нее эта способность лишней не будет.
А некоторые школы требуют от будущих первоклассников список навыков, которыми малыши должны обладать до того, как сядут за парты. Все это подталкивает многих родителей к идее научить своего ребенка писать буквы как можно раньше.
Однако стоит помнить, что приобретение этого умения — весьма тяжелый процесс для маленького человека. В этом процессе ошибки педагога могут обернуться очень серьезными трудностями в будущем, поэтому подойти к этому делу нужно ответственно.
Содержимое обзора:
Развитие мелкой моторики
Каждому ясно, что именно мелкая моторика важна для того, чтобы ребенок в будущем смог быстро и красиво писать. Кроме того, мелкая моторика — показатель уровня умственного развития, способности концентрировать внимание.
Поэтому обязательно улучшайте координацию мелких движений и зрения у малыша, занимаясь с ним такими видами игровой деятельности, как рисование, пазлы, оригами, вырезание фигурок из картона или полотна и т.д.
Правильное положение тела
Очень важный момент в обучении письму — выработка привычки ровно и правильно сидеть за столом. Этому стоит уделить внимание до непосредственных занятий каллиграфией.
Каждый раз, когда малыш будет садиться, регулируйте то, какое он принимает положение. Например, за обедом. Привычка неправильно сидеть грозит серьезными проблемами с опорно-двигательным аппаратом, кровообращением и дыхательной системой.
Правильное положение: ребенок сидит ровно, не облокачиваясь на стол грудной клеткой. Плечи прямо. Голова слегка наклонена вниз. От головы до рабочего места должно быть не меньше 30 см. Руки лежат на столе, локти немного свисают. Ноги согнуты под прямым углом и обе спокойно достают до пола.
Начинаем занятия
В основном, педагоги и психологи советуют начинать обучение письму не раньше наступления пятилетнего возраста. Чтобы приступить, ребенок должен научиться правильно сидеть и уверенно управлять карандашом или ручкой.
Также необходимо наличие удобного стола, подходящего по высоте малышу, хорошее освещение, качественные ручки и наличие тетрадей — прописей.
Время
Верное распределение времени — очень важный момент. Занятия следует проводить, когда ребенок в хорошем настроении, не утомлен, чувствует себя хорошо.Не следует заниматься больше, чем полчаса!
Прописи
Не стоит забывать о них. Эти тетрадки — настоящая находка для тех родителей, которые хотят научить ребенка правильно писать, но боятся навредить. На прописях, как правило, указан возраст, а внутри — полезные упражнения, вроде: “продолжи линию”, “нарисуй треугольники” и т.п. Задания разработаны таким образом, что ребенок постепенно учится писать быстро, и при этом — красиво.
Однако, основная часть миссии “научить ребенка писать” лежит все-же на школе. Выполнения перечисленных выше рекомендаций будет достаточно для того, чтобы малыш был подготовлен к обучению.
Следующая непростая задача, которая может появиться у родителя — научить ребенка писать без ошибок.
Как научить писать без ошибок
Самый лучший и действенный способ — это воспитать в маленьком человеке любовь к книгам. Помимо бонусов в виде расширения кругозора и словарного запаса, чтение дает визуальное запоминание написания слов, и ребенок на интуитивном уровне пишет правильно.
А еще, прочтение книг, с последующим их обсуждением, поможет решить проблему “как научить ребенка писать изложение”. Просто помогайте малышу сжимать пересказ, выделяя из него самые главные, на его взгляд, события.
Также, при проблемах с правописанием, следует наблюдать за тем, какие именно орфограммы вызывают затруднения и при выполнении домашнего задания с ребенком обращать на них внимание. Это тоже даст видимый результат, при условии, что малыш будет чувствовать себя комфортно, когда ему указывают на ошибки, здраво воспринимать критику с вашей стороны.
Пожалуй, главное в этот непростой, как для ребенка, так и для вас период начала обучения — терпение. Понимание с вашей стороны, что маленькому человеку все это в новинку, что могут возникнуть непредвиденные затруднения, которые можно преодолеть без последствий лишь вашей терпеливостью и добрым отношением.
Фото советы как научить ребенка писать
detkiexpert.ru
Как научить писать ребенка
Как научить ребенка писать и как научиться писать — две очень сложные задачи, как для родителей, так и для ребенка.
Надо сказать, что письмо — один из самых сложных процессов, которому человеку приходится обучаться. Соответственно, чтобы овладеть письмом, нужно приобрести немало навыков и опыта. Поэтому начинать обучать ребенка письму надо далеко не с самого письма, как такового.
Умение писать требует хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, усидчивости и терпения от ребёнка. Именно развитию этих навыков нужно уделить особое внимание прежде, чем переходить к обучению написания прописных букв, слогов и слов. Чем лучше вы сможете подготовить руку ребенка для письма, развить мелкую моторику, тем легче ему будет освоить сам технический процесс написания.
Существует огромное количество игр и занятий для развития мелкой моторики рук ребенка. Главное, чтобы такие занятия были регулярны и нравились вашему ребенку.
Достаточно 10–15 минут занятий в день. Не так уж много, а результат того стоит.
Хорошо развивает мелкую моторику рук — лепка. Укрепляются кисть руки, при этом развивается творчество и усидчивость ребенка. Лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста. Лепите с ребенком фигурки, делайте аппликации из пластилина. Можно лепить буквы, чтобы ребенок выучивал их и закреплял свои знания.
Создание аппликации из цветной бумаги предполагает работу с ножницами. Дети очень любят вырезать. Перед ребёнком можно ставить совсем несложные задачи: разрезание бумаги по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их — треугольная, квадратная, круглая и т. д.
Хорошо развивают мелкую моторику рук игры с небольшими предметами — бусинками, камешками, пуговицами. Можно использовать фасоль, горох и т. д. Здесь дополнительно можно развивать и навыки счета.
Искусство оригами помогает развитию точных движений, памяти, аккуратности, формированию пространственного мышления.
Рисование с использованием различных техник и материалов — карандашей, красок, мелков развивает творческие способности, помогает в развитии техники использования карандаша, а в дальнейшем, ручки.
Обязательно познакомьтесь с потрясающим видеокурсом Ирины Колобовой
«Рисование для самых маленьких»
Когда можно давать ребёнку карандаши?
Конечно, карандаши можно давать ребёнку с самого раннего возраста, как только он начинает проявлять к ним интерес. Самое главное — контролировать правильный захват карандаша. Если ребенок привыкнет неправильно держать ручку, переучить его будет очень сложно. Поэтому лучше для первых занятий выбрать толстые трёхгранные карандаши, которые помогают, «заставляют» пальчики ребёнка обхватывать карандаш с трёх сторон.
Сейчас продаются специальные насадки — тренажер для письма, которые также помогают детям выработать правильную технику письма. Такие насадки есть, как для правшей, так и для левшей.
Обычно дети во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики очень быстро устают. Поэтому не заставляйте ребенка длительное время заниматься письмом. Делайте периодически упражнения на расслабление. Можно несколько раз сжимать и разжимать пальчики.
Также можно чередовать письмо и рисование красками и кистью. Рисование кисть, расслабляет пальцы.
Раскрашивание картинок — одно из самых любимых занятий детей. Книжки-раскраски можно применять уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребёнка, его интересам и предпочтениям. Чем меньше возраст ребенка, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать. Когда ребенок освоит элементарные движения для раскрашивания, усложняйте задачи. Просите раскрасить картинки методом штриховки. Пусть ребенок заштриховывает детали рисунка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю или наоборот. Здесь можно использовать фломастеры. Они ярче покажут направления линий. Обратите внимание на то, чтобы ребенок не поворачивал раскраску, а сам изменял направление штриха.
Кроме раскрасок можно использовать прописи, где вместо букв ребёнку предлагается обводить разные фигуры, контуры, изображения. К занятиям с прописями дети относятся более серьёзно, ведь это уже самая настоящая подготовка к школе.
В возрасте 5-6 лет можно начинать изучать написание печатных букв. Но очень важно подробно и правильно объяснить и показать ребенку, как пишутся буквы, в какой последовательности, с какими пропорциями.
Детям трудно самим контролировать правильный захват ручки (карандаша), поэтому воспользуйтесь некоторыми хитростями:
На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку и объяснить ребенку, что ручка должна лежать именно на этой точке. Также можно обозначить на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Постоянно следите за тем, как сидит ваш ребенок во время занятий, рисования. Очень важно выработать у него привычку правильно сидеть. Когда начнется обучение непосредственно письму, сделать это будет труднее, так как ребенок будет полностью сосредоточен на обучении правильному написанию букв, слов и цифр.
В видео представлено мнение и рекомендации учителей младших классов по поводу обучения ребенка письму дома.
Первые шаги. Как научить ребенка писать
Читайте похожие записи:
tobemum.ru
Как научить ребенка писать буквы правильно
Задумывались ли вы, в каком возрасте нужно учить ребенка писать буквы и читать? Можно ли сделать это самостоятельно или стоит обратиться за помощью в специализированные центры к проверенным педагогам? Какие упражнения и игры способствуют развитию малыша до школы?
Научить ребенка писать намного сложнее, нежели научить его читать или говорить. Этот этап в жизни малыша очень важный, подойти к нему нужно ответственно.
Психологи нашли несколько правил, которые должна соблюдать мама, если хочет научить ребенка читать и писать. Для начала изучайте с малышом как можно больше слов. Играйте в развивающие игры, показывайте мультики, постоянно называйте вещи своими именами.
Если ребенок уже говорит достаточно слов – можете приступать к изучению алфавита и разбору слов по слогам. Теперь ваш ребенок знает достаточно для того, чтобы научиться читать по слогам и приступить к освоению письма.
Научить непоседливого малыша писать – сложно, еще сложнее – научить ребенка правильно сидеть. Уделяйте пристальное внимание тому, как организовано рабочее место, как он сидит во время чтения и письма, при каком освещении занимается. Мы уже писали о том, как правильно обустроить рабочее место, как правильно выбрать стол, стул, настольную лампу. От этого зависит не только комфорт обучения, но и здоровье. Если малышу будет удобно, заниматься он будет с удовольствием, и своими результатами в обучении письму и чтению порадует родителей.
При обучении письму важное значение на первых парах уделяется наклону. Для этих целей есть тетради в узкую линеечку с дополнительной косой разлиновкой. Можно приобрести специальные прописи.
Учите ребенка усидчивости, терпению, а также координации движений. Лучше всего это делать в игре, не заставлять и не принуждать. Когда ребенок пишет, он развивает мелкие мышцы рук и учится делать несколько вещей одновременно: думать, сидеть, писать. Чем больше вы уделите времени именно этому этапу развития, тем быстрее ребенок будет учиться писать.
Какие игры помогут развитию мелкой моторики рук?
Развивайте мелкую моторику рук с самого детства, и тогда научить писать буквы будет несложно.
Не забывайте: если вы хотите добиться результата, ежедневно играйте с ребенком и уделяйте этим занятиям как можно больше времени.
У нас есть несколько мастер-классов, которые помогут в игровой форме подготовить ребенка к письму.
Рекомендуем почитать:
Психологи говорят, что самое оптимальное время для того, чтобы малыш развивал мышцы рук – 10-15 минут в день. Это не только полезно, но и интересно для всей семьи.
Врачи-педиатры считают, что самое полезное занятие для малыша – лепка. Укрепляется кисть руки, развивается большое количество мышц, а самое главное – ребенок учится быть усидчивым и терпеливым.
Рекомендуем почитать:
В детских магазинах вы можете найти много видов пластилина и соленого теста. Хорошо развивают мелкую моторику рук игры с мелкими предметами: крупами, горохом и бусинками.
Рекомендуем почитать:
Хотите научить ребенка писать быстро, тренируйте пальчики! Любыми способами, которые нравятся малышу. На начальном этапе обучения письму это важнее, чем нудное написание одинаковых закорючек и петелек.
Учим держать ручку правильно
Давать карандаши, ручки и фломастеры вы можете с самого раннего возраста, как только ребенок начинает проявлять интерес к этим предметам. Контролируйте, как ваш малыш держит ручку. Если ребенок научится держать ручку неправильно, то переучить его будет очень сложно.
Начинайте с 5 минут в день и увеличивайте это время, как только ребенок научился решать поставленные вами задачи.
Приятным и интересным занятием для ребенка может стать раскрашивание картинок. Хорошее занятие для любого ребенка, ведь он учится держать фломастеры или карандаши в руке правильно, узнает цвета и может осознанно выбирать цвета для раскрашивания предметов или животных.
Давайте раскраски ребенку лучше всего с трех лет – это самый оптимальный возраст, когда ребенок понимает, что ему нужно делать. В каком возрасте какие раскраски предлагать ребенку, мы писали в статье Раскраски для детей: выбираем правильно!
Следующим этапом могут стать тетради-прописи. Теперь вы полноценно можете тренировать письмо вашего ребенка.
Какие существуют способы запоминания букв?
Каждая буква должна вызвать ассоциацию с предметом или животным. Не зря в азбуке с каждой буквой есть какое-то дополнительное слово, а иногда даже несколько. Этот способ поможет ребенку зрительно запомнить буквы.
www.labirint.ru
Еще одна разновидность ассоциации – звуковая. Каждая буква обозначает какой-то звук. Здесь можно применить фантазию, а также весело провести время вместе с ребенком. Абсолютно все психологи считают, что ребенок лучше всего воспринимает информацию в игре. Постарайтесь играть как можно больше. Приобретите специальные буквенные магнитики на холодильник и составляйте с ребенком слова, которые он знает. Так малыш быстрее поймет, что можно повторить то, что он видит на письме.
Начертание букв на письме существенно отличается от того, что ребенок видит в книжке. Порой ему очень сложно читать то, что написано каллиграфическим почерком. Есть специальные плакаты, где написан весь алфавит. Чтобы ребенок быстрее научился писать правильно, повесьте такой дома на видном месте.
Что делать, если у ребенка не получается писать?
Бывает, что писать буквы у ребенка не получается, и тогда он начинает капризничать и плакать. Ни в коем случае не кричите на ребенка, постарайтесь успокоить его и попробовать снова, но вместе с вами.
Если ребенок дошкольного возраста не хочет писать или хотя бы пробовать это делать, то лучше всего организовать время с пользой – вернуться к подготовительному этапу: готовить ребенка к письму с помощью игр.
nataliigromaster.blogspot.com
Устраивайте ребенку диктант, в котором он будет слышать известные ему слова и пробовать их писать. Начните с коротких и простых. Можно научиться писать имена домочадцев, кличку любимого котика или собачки и т.п. Не превращайте обучение письму в скучную рутину и повинность, иначе к моменту, когда нужно будет пойти в школу, малыш просто возненавидит обучение.
Письмо и творческие способности хорошо развивает мольберт. Доска, на которой ребенок сможет рисовать и писать мелом и фломастерами. Так он научится держать ручку правильно и будет учиться писать и рисовать одновременно.
Проверенный способ — писать буквы в воздухе или мокрой кисточкой на доске. Можно писать буквы пальчиком на спине ребенка, а он пусть отгадывает. затем поменяться ролями: он пишет — вы угадываете.
Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха важно для того, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать и писать. Предлагаем вам несколько игр и упражнений, которые приблизят к заветной цели.
Читайте ребенку детские стихи и при этом давайте возможность ему самому закончить строку. Ребенок будет чувствовать, что в стихотворение нужно вставить слово, подходящее по звуку, то есть рифме, будет думать о словах и вспоминать то, что он знает.
Еще одно хорошее упражнение – разгадывать рифмованные загадки. Они просты и помогут ребенку воспринимать новые и вспоминать старые слова.
Если вашему ребенку четыре года и больше, то можете знакомить его с предложениями. Расскажите ему, что предложения бывают разными по длине и состоять из разного количества слов. Зачитывайте предложения, а малыш пусть определит, сколько в нем слов. В конце игры проговорите с ним, какие слова в предложении он слышал.
Следующим упражнением для детей старшего возраста будет разбор слов по слогам. Объясните ребенку, что слова бывают как короткие, так и длинные, и что слова состоят из слогов.
Играйте в ассоциации. Например, назовите букву «Г» и пусть ребенок придумает как можно больше слов на эту букву. Можете по очереди соревноваться в том, кто больше слов назовет. Помните, что на первых порах нужно произносить звук, говорим «г», а не «гэ».
Научите ребенка выделять ударный слог в словах. Ставить ударение и выделять ударный слог не так просто, как может показаться на первый взгляд. Покажите, что нужно приложить ладошку к подбородку и «прокричать» слово. Как только рука пойдет вниз – вот он, ударный слог. Напишите слово и покажите, как его можно разделить его на слоги. Пусть каждый слог будет в домике с крышей, а ударение – труба дома. Ребенок сам научится ставить ударения в словах, будет делить на слоги и запоминать все больше новых слов.
Расскажите ребенку, что в каждом слове есть гласные и согласные буквы. Нарисуйте схему, в которой малыш сможет увидеть, какая буква относится к группе согласных, а какая к группе гласных звуков. Объясните, что гласные можно пропеть.
Почему почерк у людей разный?
У многих возникает вопрос: почему писать все учатся одинаково, а почерк у всех людей разный? Психологи считают, что дело в двух факторах: зрелости физиологических процессов (особенности нервной системы ребенка, объем памяти и внимания, здоровье) и технике обучения письму.
Существует множество техник и методик письма, от которых зависит почерк человека. Занимайтесь с ребенком с самого раннего возраста: развивайте мелкую моторику, учите распознавать визуально и на слух буквы, слова и предложения. Подготовьте ребенка к изучению правописания играми и увлекательными упражнениями, и тогда вы не заметите, как быстро ребенок освоит буквы, технику письма и будет схватывать налету новые знания в школе.
Уважаемые читатели! Расскажите, какие игры и упражнения помогли вам выучить с ребенком буквы, научиться писать, распознавать на слух звуки, выделять слова в предложении. Занимались ли вы этим с ребенком до школы?
rastishka.by
Как научить писать ребенка без ошибок за короткий срок?
Родители и учителя иногда просто разводят руками при неудачных попытках научить ребенка правильно писать. Казалось бы, вроде и теоретические правила освоены, и практика постоянная, но никакого прогресса в освоении грамоты не наблюдается. Особенно пугает статистика. Большая часть современных школьников имеет проблемы с орфографией и пунктуацией, не говоря уже об умении правильно строить текст.
Как правильно садиться за парту для письма?
Для достижения желаемого результата важна каждая деталь. Как научить ребенка писать грамотно без ошибок и с чего начинать обучение? Правильно сидеть за своим рабочим местом – первый шаг к освоению грамоты:
- Научите ребенка сидеть ровно и не наклонять спину назад, в сторону.
- Между грудной клеткой и краем стола должен свободно проходить детский кулачок, но большим расстояние не должно быть.
- Рука, которой пишет малыш, может находиться только на поверхности парты.
- Голову можно немного наклонять.
- Угол сгибания колен – только прямой.
- Нижний уголок тетради обращать по направлению к центру груди под углом 45 градусов.
Часто взрослые не могут понять, что у ребенка серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге. Даже опытные педагоги могут ошибочно думать, что тот банально ленится. На самом деле определить дисграфию не так уж и сложно. Следует элементарно более внимательно присмотреться к записям маленького ученика. Обычно ошибки при этом отклонении имеют свои отличительные черты. Следует обратиться к логопеду, если ребенок допускает следующие ошибки:
- Пропускает одни и те же буквы в словах.
- В ударных слогах допускает ошибки с написанием гласных.
- В словах меняет слоги местами.
- Не дописывает слова или же придумывает лишние окончания.
- Некоторые буквы прописывает по несколько раз.
- Пишет не буквы, а их зеркальное отражение.
- Пропускает мягкий и твердый знаки.
- Пишет, не обращая внимания на линию.
- Регулярно выходит за поля.
- Забывает о заглавных буках и не понимает, где ставит точки.
- Не разбирается, как переносить слова.
Кто склонен к дисграфии?
Существуют ли группы риска? Как научить ребенка писать правильно без ошибок желает знать каждый. А вот задумываться о том, как избежать появления проблемы, следует еще с самого маленького возраста. Родителям следует обратить внимание если:
- ребенок левша;
- если ребенок был левшой, но его переучили;
- в семье родители разговаривают на разных языках;
- если малыш имеет проблемы с речью;
- при рассеянном внимании;
- при трудном запоминании;
- если обучение в школе начинается раньше положенного времени;
- при написании ребенок пропускает буквы, путает глухие согласные, неправильно выговаривает слова.
Виды дисграфии:
- Артикуляционно-акустическая проблема. Ученик путает звуки, не воспринимает их и не может правильно произносить. Из-за этого он не может правильно написать.
- Фонетическое восприятие. Ребенок искажает то, что он слышит.
- Нарушение языкового анализа и синтеза. Пропуск букв и слогов, части слов.
- Аграматическая. Возникает из-за незнания правил.
- Оптическая. Ребенок путает похожие по написанию слова.
Как можно помочь?
О том, как научить ребенка писать без ошибок, следует задуматься как можно раньше. Нужно оказывать много внимания такому ребенку и в школе, и дома. Только при систематическом подходе можно добиться позитивного результата. Психологи и логопеды дают несколько полезных рекомендаций для родителей:
- Внимательно следить за тем, какие ошибки были совершены в течение дня. Выполняя домашние задания, можно ненавязчиво проговаривать правильно слова, таким образом повторять орфограммы.
- Постараться привить малышу любовь к чтению. Начитанные люди допускают гораздо меньшее количество ошибок благодаря автоматической памяти. В дальнейшем ребенок может не знать правил, но писать должен как следует.
- Обращайте внимание на слова, которые встречаются ребенку в повседневной жизни. Вывески, реклама, телевизор – акцентируйте на правильном написании трудных слов.
Самое важное правило – не ругать и не критиковать ребенка. Он не виноват, что у него такая проблема, и если занизить самооценку, можно добиться только еще большего регресса. Родители просто обязаны в первую очередь трудиться сами, не жалеть времени, изучать вопрос. Существует широкий выбор специализированной литературы. Например, очень полезной может оказаться серия книг Шкляровой Татьяны Васильевны. Рассказывает Шклярова, как научить ребенка писать без ошибок, легко и доступно объясняет.
Как лечить и корректировать дисграфию?
Лечение дисграфии и дисорфорграфии прежде всего должно основываться на устранении причин нарушений, а также содержать в себе правильную и своевременную коррекцию письма. Нужно обязательно проконсультироваться с неврологом и логопедом. При выявлении сопутствующих заболеваний необходимо пройти реабилитационный курс, который может состоять из лечебной физкультуры и физиотерапии. Все нарушения в письме исправляет логопед. Разработанные методики позволяют:
- развить навыки зрительного различения букв и символов;
- научить навыкам анализа и синтеза информации, иными словами сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности;
- развить зрительную и слуховую память;
- научить основным морфологическим принципам;
- помочь ребенку выговаривать звуки и понимать фонетические процессы;
- обогатить словарный запас;
- формировать связную речь у ребенка.
Как подготовить ребенка к школе?
Как правило, проблемы с правописанием обнаруживаются еще в первом классе. Если вы задумались о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, 2 класс — самое подходящее время для того, чтобы начать работу. Второй класс – это период, когда дети сталкиваются с диктантами. В более старших классах, если ученик не освоит написание, у него будут проблемы с контрольными, а значит, и плохие оценки. Подготовку к этому важному способу проверки правописания следует начинать постепенно, в несколько этапов:
- повторить уже знакомые правила правописания;
- постоянно тренироваться писать незнакомые слова;
- применять на практике правила;
- записывать под диктовку хотя бы несколько небольших предложений в день;
- повторять написание слов, в каких были допущены ошибки;
- во время диктовки обращать внимание на паузы;
- начинать писать только после того, как предложение было дочитано до конца.
Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать
Может вопрос о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, и покажется сложным, но это не так. Не стоит бояться трудностей. Нужно всего лишь:
- Объяснить маленькому ученику, что самое главное – не спешить.
- Не стоит писать тогда, когда нужно слушать.
- Не списывать.
- При написании можно мысленно проговаривать слово по слогам.
- Когда учитель читает второй раз, нужно внимательно следить за тем, что написано в тетради.
- Несколько раз повторно прочитать свою работу.
- Быть терпеливым к своему ребенку. Для достижения результатов и взрослым требуется немало времени, а детям, в силу возраста, намного сложнее.
- Не ругать за плохие оценки.
- Хвалить даже за незначительные успехи.
- Попробовать посоревноваться с ним. Можно иногда и поддаться, ведь постараться написать лучше, чем взрослый – главный интерес малыша. Во время таких соревнований можно предложить ребенку найти ошибки у мамы.
- Завести специальную тетрадку для списываний. Пусть дочь или сын записывает в нее любимые стихи, отрывки из произведений.
- Следить за внимательностью ребенка — пусть он попытается ни на что не отвлекаться.
- Если вы взялись за диктанты, нужно правильно произносить каждое слово, делать обоснованные паузы.
- Попробовать писать зрительные диктанты.
- Следить за тем, чтобы ваш ученик проговаривал то, что он пишет.
- Не перегружать ребенка.
- Развивать моторику рук.
- Побольше гулять на свежем воздухе, пусть это, на первый взгляд, и не относится к вопросу о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, но кислород очень помогает хорошей работе мозга.
Советы родителям: как научить вашего ребенка писать без ошибок
Список советов о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, на самом деле не так сложен для освоения. Терпение и забота о малыше обязательно помогут получить хороший результат.
Как научить ребенка писать диктанты без ошибок, теоретически мы уже выяснили. А вот какие же существуют практические советы и упражнения для развития грамотности у ребенка? У логопеда можно получить индивидуальную коррекционную систему. Как можно научить ребенка писать внимательно без ошибок, рассказывают современные специалисты. Кстати, еще лет десять назад о проблеме дисграфии никто и не говорил.
1. Анализировать слова
Первым дело нужно рассказать ребенку об основных фонетических принципах. Он должен уметь различать мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие. Играйте с ребенком в подбирание слова, которое начиналось бы на указанный звук. Пусть пробует делать анализ звуков и слогов в слове
2. Найти букву
Предложите ребенку текст, в котором следует найти и зачеркнуть, например, все буквы «м». Как только справится – все буквы «л». И так далее. Зафиксируйте время — так вы сможете проследить за динамикой. Со временем можно усложнить: одну и другую буквы выделить разными способами. Например, букву «а» зачеркивать одной линией, букву «л» — двумя.
3. Постоянно проговаривайте слова
Учите ребенка четко говорить. Акцентируйте внимание на том, что не все слова выговариваются и пишутся одинаково. Также научите выделять окончания в словах, ведь такой диссонанс чаще всего встречается именно в этой части.
4. Сколько слов в предложении
Зачитайте ребенку предложение. Пусть он на слух определит, сколько в нем слов. Так ребенок научится определять границы предложений. Затем можно немного усложнить – составить предложение из заданного количества слов. Полезными также будут упражнения на определение количества слогов в отдельных словах.
5. Работа с деформированным текстом
Предложите ребенку разбросанные слова, из которых необходимо составить связный текст. Уровень сложности обязательно должен соответствовать возрасту ребенка. Предложите самостоятельно восстановить текст, в котором отсутствуют необходимые слова. Или же текст, в котором отсутствуют только последние слова. С помощью таких нехитрых упражнений ребенок легко освоит основные правила синтаксиса на практике.
После таких упражнений вопрос о том, как научить ребенка писать без ошибок, уже не кажется таким сложным.
Что такое языковая карта?
Чтобы проследить за успехами и динамикой изменений грамотности, существует специальный метод фиксации результатов. Языковая карта – способ, с помощью которого фиксируют все результаты и изменения. Записывая все, можно всесторонне проследить за тем, как идет процесс и что нужно изменять в способах корректировки. В языковую карту вносят:
- нарушения в речи устной и письменной;
- умение выговаривать и различать звуки;
- анализировать и синтезировать части слова;
- навыки чтения и письма.
При регулярном заполнении карты отчетливо будет видно, чего вы добились и за какое время достигли результатов в решении вопроса о том, как научить писать ребенка без ошибок.
fb.ru
Как научить ребенка быстро писать
А в этой статье, я хочу поделиться некоторыми лайфхаками, которые помогают мне ежедневно при занятиях с моими детьми. Узнав которые, вы с легкостью научите красиво и быстро писать своих детей.
Но вначале, три важных правила:
Во-первых, не забывайте, показать ребенку, как правильно держать ручку.
Для того, чтобы легко зафиксировать правильное положение ручки, вам может помочь инструкция в нашем коротком, но очень полезном видео
Во-вторых, учите детей правильно писать буквы и цифы
Для меня, например, было открытием, что цифра занимает половину клетки и обязательно в прописных цифрах есть наклон. И уж точно я не знала, как проговаривать написание цифр и зачем.
А в написании букв никогда не обращала внимание на то, сколько же там элементов. Однако, как оказалось, детям, для того чтобы научиться писать, нужно подробно объяснять такие для нас очевидные вещи.
Как количество элементов буквы, и тип соединения буквы с другими.
Первое что я диагностировала — что мальчики совершенно неправильно пишут. Именно поэтому и получается у них медленно, и рука устает.
И, первое, с чем столкнулась я, начав «переучивать детей», и с чем сталкиваются многие родители — это нежелание детей многократно писать одну и ту же цифру или букву, выводить элементы письма красиво и аккуратно.
К сожалению, научиться писать без многочасовой практики, невозможно.
И я собрала лучшие приемы, которые помогают мне ежедневно при занятиях с моими детьми
Лайфхак №1 Помоги рыцарю
Как и большинство мальчишек, мои дети совершенно не усидчивые, и писать им просто скучно! Значит, нужно как-то заинтересовать. Что мы стали делать.
В начале каждоый строчки я схематично рисую рыцаря, а в конце строчки — дракона, который держит в замке в заточении принцессу. И говорю детям, что для того, чтобы сразиться с драконом нужно построить к нему мост из букв.
Помогло! Дети с увлечением стали писать буквы, стараясь достроить мост. А дальше обязательно сражались с драконом. Так мы до сих пор иногда продолжаем тренироваться писать. Кривая буква — сломанный элемент моста. Так, мост развалится, и рыцарь до дракона не доберется…
Лайфхак №2 Дневник
Один раз в день, мальчишки заполняют дневник, где пишут одно самое лучшее событие дня и одно самое худшее. Иногда пишут всего два слова.
Но пишут.
В дневнике на полях обязательно рисуем погоду (солнышко, тучка) и пишем температуру. Потом очень интересно пересматривать страницы.
Лайфхак № 3. Крестики-циферки
Из цифр играем с мальчишками в своеобразные «Крестики-нолики». Только вместо крестиков и ноликов у нас цифры. Иногда одинаковые. Те, которые в данный момент тренируем.Например, тройки. Я пишу «тройки» одним цветом, Никитка другим. И поле у нас, или 4 на 4, или даже 5 на 5. Получатся очень увлекательно и интересно. А главное, цифры ребенок после таких игр стал писать гораздо лучше!
Лайфхак № 4. Элементы скорописи.
Мальчишки очень любят выдумывать новые буквы из элементов и просто элементы. Подробнее в видео:
Лайфхак № 5. Волк и цифра.
Цифра должна занимать половину клетки. Поэтому мой ребенок, во время тренировок, разделив клетку пополам, в левой половине нарисовал «волка». И конечно, старательно вырисовывал цифру в «нужной, правой половинке», чтобы не дай Бог волк ее не скушал.
Даже сейчас, уже когда клеточку пополам не разделяем, Никита знает, что лучше, чтобы цифорка жила в «домике», а то «волк скушает». Лайфхак от Никитки получился) Но ему так было легче понять и запомнить, почему же цифра не должна занимать всю клетку.
Лайфхак №6. Вода-вода
Очень здорово помогает водная тренировка написания букв. Мы берем кисточку и воду, и на столе начинаем старательно водой выводить букву. Вода высыхает — и неудачный эксперимент в месте с ней.
А когда водные буквы начинают получаться, мы переходим к тренировке на доске маркером. Так, ребенок не боится ошибок. А этап тренировки проходит легко и без слез «у меня не получается»
Лайфхак № 7. Гиганчисла
Мы с детьми часто трениуемся писать цифры так. Я поочереди диктую цифры, и пишут дети их подряд в каждой клеточке, например: 654273292928292000298
А потом мы «читаем», что за гигантское число у нас получилось. Для этого нужно всего лишь показать детям, что такое классы и разряды, и как прочитать супербольшое число. Дети в восторге! Они считают это настоящим волшебством.
Почерк — одна из самых больших проблем начальной школы, с которой сталкиваются дети.
Но есть техники для решения данной проблемы
Именно для этого мы создали однодневный тренинг «Красивый почерк. Все о каллиграфии за 1 день», который пройдет 16 апреля с 12:00
В тренинге предусмотрены три отдельных блока из которых Вы узнаете:
Блок для дошкольников
- Как правильно выбрать ручку ребенку
- Как правильно писать цифры?
- Как правильно писать буквы?
- Как обучать письму?
- Какие бывают соединения букв?
- Как научить ребенка правильно держать ручку?
- Как сделать так, чтобы рука ребенка не уставала?
- Как помочь ребенку писать быстро, красиво?
- Когда можно учить ребенка писать?
- Почерк и успешность ребенка в школе
Блок для школьников
- Почему дети пишут некрасиво
- 5 правил красивого письма
- Упражнения для тренировки руки
- Если ребенок зеркалит буквы
- Упражнения для красивого письма
- Зачем писать красиво и быстро?
- Как исправить почерк ребенку
- Как научить ребенка писать аккуратно
- Почерк и успешность ребенка в школе
Блок для взрослых
- Как увеличить скорость письма в два раза
- Как по почерку определить характер
В записи будут все практические материалы, полный курс по правильному написанию каждой буквы и многое другое
Тренинг будет включать много практики, поэтому приготовьте ручки и листы бумаги.
Если есть возможность купить перьевую ручку — замечательно!
Присоединяйтесь к тренингу прямо сейчас и уже к окончанию тренинга Вы сможете помочь ребенку научиться быстро писать и узнайте все о каллиграфии за 1 день.
Хочу, чтобы у ребенка был красивый почерк>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Похожее
gladtolearn.ru
3 принципа и 5 способов
Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.
«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.
Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.
Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.
И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.
Основные составляющие каллиграфического успеха
Развитая мелкая моторика
Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.
Для этого подходят такие задания-развлечения как:
- рисование и раскрашивание карандашами;
- лепка из пластилина;
- конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
- бисероплетение;
- оригами;
- работа с ножницами;
- перебирание круп и т.п.
Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.
А есть еще и специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Я подробно рассказывала о них в отдельной статье.
Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.
Крепкая спинка
Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.
А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.
Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена отдельная статья, обязательно почитайте.
Правильная ручка
Ручки бывают разные:
- гелевые и шариковые;
- тоненькие и толстенькие;
- гладенькие и шершавенькие;
- красивые и не очень.
Какую же выбрать для младшего школьника?
В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.
Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.
Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.
Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.
Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.
Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.
Правильный захват ручки
Если ребенок держит ручку вот так
или вот так
Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.
А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.
Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.
К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.
Способ «Пинцет»
Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.
Способ «Контрольная точка»
Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.
Способ «Резиночка»
Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.
Способ «Салфетка»
Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.
Способ «Ручка-самоучка»
Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.
Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru
Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru
Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.
Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?
Тренировки
Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.
Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.
Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье.
Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.
Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.
До новых встреч, в новых интересных статьях!
Всегда ваша, Евгения Климкович
shkolala.ru
Как и когда начинать учить детей писать буквы
Знакомы ли вам закорючки и каракули трех-четырехлетних детей? Те из малышей, кто уже хотя бы чуть-чуть узнал о значении символов, цифр и алфавита, могут пытаться «писать» записки для родителей. В этих иероглифах кривые линии и подобия букв наползают друг на друга, составляя нечитаемое послание, но малыш так горд своими достижениями и стремится идти дальше! О том, как помочь детям, желающим что-то сообщить письменно, о методиках раннего и позднего обучения, а также о правильных способах подготовки ребенка к освоению письменности в преддверии первого учебного года рассказывает MedAboutMe.
Что это значит: учить писать?
Обучение письму даже сложнее процесса обучения чтению. И, к сожалению, подготовка к этому процессу в наше время практически целиком ложится на плечи родителей. В прошлом веке, до изобретения «самопишущих» ручек дети использовали перьевые, заправляемые чернилами приспособления для письма. И первые три года, все три года начальной школы основной упор на занятиях письмом делался на отработке правописания и правильного захвата, потому что при неверном наклоне ручка не писала или оставляла кляксы на листке. Только после освоения письма, после заполнения множества прописей и тетрадок в косую линейку процесс дополнялся изучением правил орфографии. К этому времени значительная часть детей уже усваивала написание слов через моторную память.
В современных школах с письменными принадлежностями все обстоит намного лучше. Да и учебники теперь дополнены «рабочими тетрадями», в которых дети пишут буквально по три строчки каждой буквы и переходят к освоению новых навыков. А сами навыки остаются не закреплены. Вот и появляются двойки во втором классе и грустные рожицы в тетрадках первоклашек «за плохой почерк», «за грязь», неправильные слияния и перечеркивания — ускорение обучения не идет детям на пользу.
Что же делать?
У родителей есть «богатый» выбор: обучать детей письму до школы, следуя методикам раннего развития, развивать и подготавливать малыша исподволь или же надеяться на лучшее и пытаться не обращать внимания на плохие отметки и недовольство педагогов.
Разберем подробно методики подготовки к письму до школы: что предлагают современные курсы раннего развития и особые школьные программы.
Выбираем методику обучения письму
Большинство пособий по обучению дошколят письменности базируется на том же школьном курсе, только значительно «растянутом» во времени. Начиная со штриховки, обведения крупных контуров рисунков, прописи для детей детсадовского возраста плавно перетекают в настоящие школьные пособия. Только на отработку одной буквы предоставляется значительно больше времени и бумажного пространства.
Это совершенно адекватный метод научения, подходящий детям как по возрастным особенностям, так и по интенсивности. Однако не стоит забывать, что ребенок, обучаясь таким образом, например, на курсах раннего развития, получает подобные навыки один-два раза в неделю, и направлены они именно на письмо. А сам процесс письма, даже на стадии простого обведения букв размером в половину странички уже требует наличия некоторых моторных навыков, и в дальнейшем должен подкрепляться и сопровождаться и другими умениями. Таким образом, стоит воспринимать занятия только как подготовку, не ожидая действительных письменных навыков и хорошего почерка. Более того, обещание научить дошколенка хорошо писать должно насторожить родителей.
Этот негативный фактор, сопровождающий раннее обучение письменности без должной подготовки, к счастью, встречается не так часто. Попытки учить детей-дошкольников писать красиво, хорошим, четким, слитным почерком популяризируются на занятиях для амбициозных родителей, желающих видеть ребенка отличником с первых школьных дней. Однако учителя начальных классов не зря выступают категорически против освоения полноценных письменных навыков до школы: ни мозг, ни моторика, ни психика ребенка к такому не готовы, как бы красиво не выглядели прописи в 4-5 лет, это исключительно вредно для детей.
Цитата
Лена Данилова, педагог, эксперт по раннему развитию детей
Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не «устоялась». Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
…Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставлять трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно.
В противовес раннему обучению письменности методика вальдорфских педагогов предполагает максимальное развитие моторики, причем как мелкой, так и крупной, а также тщательное закрепление визуального образа букв, освоение правильного захвата, и только потом — переход к письму. В среднем школьники вальдорфских школ получают ручки и тетрадки в 3-м классе, пройдя через периоды рисования мелками на доске, палками на земле и «выписывания» букв руками и ногами в воздухе. Это отличная вводная программа, исподволь позволяющая ребенку освоить все элементы букв, закрепить их правила написания, развить мелкую моторику и координацию в цепочке «глаз-рука». Вот только где взять столько времени на подготовку вне обучения по вальдорфской программе?
Мария Монтессори, известный педагог, разработавший собственную систему раннего развития, подошла к процессу обучения письму с совершенно неожиданной стороны. Ребенок «по Монтессори» учится чтению через письмо. Обводя пальчиком письменные буквы (сейчас это доступно на планшетах и сенсорных мониторах, а раньше — на кубиках и специальных пособиях), дети запоминают букву через движение руки. Это и чтение, и навык письма сразу.
В целом весь процесс логичен и довольно прост. Вот только не стоит ожидать от малыша, обучившегося распознавать буквы по данному методу, заполненной открытки для бабушки на 8 Марта. Между освоением чтения, письменности и моторной памятью при обведении пальцем графического изображения находятся еще множество необходимых знаний и умений. И вне зависимости от выбранной программы научения их придется вводить в ежедневный обиход и использовать дома при играх с ребенком.
Нужны ли дошколенку прописи? Подходим к процессу обучения детей системно
Как мы уже сообщали, освоение навыка письменности даже сложнее, чем чтение. Это длительный процесс, требующий трех-четырех лет тренировки. Конечно, большая часть этого времени уходит на подготовку к освоению письма. И именно здесь кроется основное количество ошибок родителей, старательно пытающихся помочь ребенку научиться писать. Заменив подготовку к письму обучению письменности, можно не только отбить у детей все желание писать — ведь получаться будет криво, некрасиво и «грязно» — но и неправильно поставить захват, закрепить неверные навыки. И все это — из-за попыток ускорить процесс научения.
С чего же начать, чтобы навык письма формировался правильно, без затруднений и негативизма у ребенка?
- Прячем все прописи, ручки и тетрадки
Первое правило: обучение письму в возрасте 4, 5, даже 6 лет начинается не с обучения письму! Школьные прописи, шариковые, гелевые, любые ручки не должны быть первыми принадлежностями, с которыми сталкивается ребенок при освоении письменных навыков.
- Курсивное письмо — не наш выбор
Несмотря на эмпирические данные и исследования Марии Монтессори о лучшем моторном закреплении округлых форм письменных букв, специалисты настойчиво рекомендуют о курсивном письме до школы не вспоминать. Печатные буквы — вот на чем надо сосредоточиться, конечно, после этапа подготовки.
- Развиваем мелкую моторику
Это прекрасный способ подготовки к освоению навыков письма. И заниматься развитием мелкой моторики рекомендуют уже с младенческого возраста. К счастью, учить хватать в руки абсолютно все, тыкать пальчиком в нос мишке или надевать на пальцы сушки не сложно, равно, как и играть в «сороку-ворону», «ладушки» и прочие пальчиковые игры.
В 3-4 года основными занятиями для развития мелкой моторики становятся мозаики, паззлы, детские конструкторы из крупных и мелких блоков, игры в машинки, кормление и одевание кукол, игры с пластилином. Родителям стоит добавить в детскую комнату мелки, толстые карандаши, бумагу и мольберт, а также поощрять попытки рисовать палкой на снегу или мелом на асфальте, и начинать учить ребенка пользоваться безопасными детскими ножницами.
- Осваиваем правильный захват
Правильное положение карандаша, а потом и ручки, — значительная составляющая хорошего почерка. И сами элементы букв разработаны под специфический наклон руки и пальцев, и мышечная усталость при правильном положении пишущего приспособления ниже.
В самом начале, естественно, дети будут держать карандаши, мелки и фломастеры в кулаке. Это нормальное и логичное для раннего возраста положение можно корректировать, как только пальчики приобретут достаточно силы и ловкости. Чтобы ненавязчиво помочь ребенку в освоении правильного положения карандаша, замените его привычные мелки и фломастеры на короткие (можно отломанные, но без острых краев) карандашики. Ребенок инстинктивно постарается взять его кончиками пальцев, что позволит разнообразить нажим на бумагу и легче рисовать. Треугольные карандаши для таких целей наиболее эффективны, с ними же и закреплять правильно положение пальцев намного легче.
Эксперты советуют удерживать карандаш большим и указательным пальцем, при этом «укладывая» его на средний. Но это совершенно нормально, если ребенок начнет держать карандашик тремя пальцами. Для детей-левшей правильный захват немного отличается: письменные принадлежности им приходится держать выше, примерно в 2-3 см от кончика, иначе ведущая рука размазывает строчку. И располагать бумагу левее, под углом к телу.
- Правильная осанка
Как бы странно это ни звучало, при неверном положении тела научить письму становится значительно сложнее не только для взрослого, но и для ребенка. Неверная осанка приводит к мышечным зажимам, неправильной работе мускулов, снижению концентрации и усталости малыша. Поэтому оптимально для дошколят начинать учиться писать (а также рисовать, раскрашивать, штриховать) на… стенах. Вернее, на вертикальных поверхностях — это наиболее физиологичное положение руки и кисти с карандашом по отношению к телу.
Лучшим заменителем стен в квартире и на улице является мольберт, небольшая доска, расположенная почти вертикально, с незначительным уклоном. Именно на таких мольбертах легче всего отрабатывать правильное положение кисти, осваивать чувство нажима на бумагу.
Альтернатива мольберту — столы и парты, у которых можно регулировать наклон столешниц. Хотя бы при помощи дополнительной доски, закрепленной с одной стороны на подставках.
- Начинаем учиться писать буквы: в поисках вдохновения
Как только интерес к алфавиту проявлен, и есть желание осваивать написание символов на бумаге, это желание стоит начать стимулировать. Но не надо предлагать четырехлетке «написать свою букву» каждый раз. Лучше запастись магнитами с алфавитом, пластилином, кремом для бритья — ведь так весело писать и смывать буквы со стены в ванной.
В процессе таких игр надо помнить, что ребенок воспринимает форму целиком, и совершенно нормально, если у буквы Ш вдруг окажется шесть ножек. Осваивая вместе рисование кремом или специальными красками в ванне, надписи на каше и на снегу, показывайте малышу элементы букв, различия между Р и В, М и И и т. п. Предлагайте игры в угадайку «Я задумал букву и напишу ее для тебя, но только одну часть.»
- Играем без насилия
Предложить освоить, как пишется имя ребенка, и подписать открытку бабушке или воспитателю, повесить записку на холодильник с просьбой отметить, чего не хватает в меню или вписать время просмотра мультфильма или поездки в зоопарк — на этих маленьких стимуляциях строится отношение к навыку письма. Игра в почтальона или свое имя на наклейках для книжек, все, что похоже на веселое времяпрепровождение и не заставляет дошколенка напрягаться, поспособствует активной подготовке к освоению настоящей письменности.
Задача дошкольного развития — подготовка к усвоению школьных навыков. Не надо пытаться опередить темпы физиологического развития, но помочь на уже существующем уровне подготовиться к следующему этапу лучше — в условиях современного образования действительно необходимо.
Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.medaboutme.ru