Как образуются глухие согласные звуки – : , , (1-4 )

Содержание

определение понятия, толкование и значение лингвистического термина

Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи — явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по «языковому», филологическому профилю, но и логопеды и их посетители. Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего. А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне неловкое положение. Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень.

оглушение согласных

Речь и изменения звуков

Отчетливо выговаривать отдельные звуки — достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя «соседей» и изменяясь самостоятельно.

Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться). Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то — типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного. В любом случае изменения звуков в потоке речи — явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.

оглушение звонких согласных

Изменения согласных в потоке речи

Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи — ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим лингвистическим термином, заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную. Пример полной ассимиляции можно найти в слове «сшить», где звук «с» в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку «ш». К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести «д» в слове «подкоп». Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную. Первая — влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно — наборот.

слова с оглушением согласных

Озвончение согласных

Озвончение согласных — достаточно распространенное явление, одно из наиболее частых фонетических процессов в потоке речи, наряду с оглушением звука. Чаще всего встречается в нескольких положениях:

  • В случае нахождения звука на стыке морфем. Например, в словах «просьба», «сбор» и «сделка» находящийся на стыке частей слова глухой согласный звук озвончается, переходя в свою пару.
  • При нахождении озвончаемого звука на стыке слова и предлога, стоящего перед ним, как, например, в словосочетаниях «к дому» и «с дачи».
  • На стыке слова со стоящей за ним частицей.

Озвончение согласного звука во многом связано его окружением в потоке речи и процессом неполной ассимиляции. Причем как регрессивной, так и прогрессивной.

Оглушение звонких согласных звуков

Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить «дуб», «зуб», «огород». Вариантов можно указать немало. В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, речевой аппарат в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость. Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).

в каких словах происходит оглушение согласного

Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков. Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника. Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.

Работа над произношением

Как уже было сказано выше, оглушение — процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.

В том случае, если оглушение — логопедическая проблема, оно имеет несколько возможных причин. Каких? Например, оглушение согласных может быть связано с нарушениями слуха, неправильной работой голосовых связок или несформированностью у человека процессов распознавания произносимых звуков. Так или иначе, исправление произношения имеет несколько этапов:

  • работа над щелевыми звуками;
  • работа над последовательностью взрывных звуков.
оглушение согласных звуков

Краткое подведение итогов

Оглушение согласного звука — процесс неизбежный и естественный. В некоторых случаях оно является частью произносительной нормы русского языка, в других — это ошибка, над исправлением которой следует усердно работать. Кроме того, в силу ряда причин некоторые люди непроизвольно оглушают звуки в неправильном месте. Но даже такие случаи поддаются коррекции. Работа над правильным произношением звуков необходима, в том числе и для того, чтобы речь говорящего соответствовала стандартам языка, была понятна его собеседнику. Более того, правильная речь является залогом хорошего первого впечатления о человеке. А первое впечатление, как известно, способно повлиять на многое, но исправить его бывает очень сложно.

fb.ru

Согласные звуки Волжский класс

Как отличить согласный звук от гласного звука?

  • Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.

  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: стра|на, ста|ди|он.

Обрати внимание! Звук [й’] – это согласный звук. Без гласного звука он слога не составляет.

Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки – так: [л’], [к’], [м’], [з’].

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).

Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.

Твёрдые согласные звуки            Мягкие согласные звуки
и их обозначение на                         и их обозначение на
 письме буквами                                  письме буквами
булка    [б]                                              [б’] белка                        
воз        [в]                                              [в’] вёз
гора      [г]                                               [г’] гиря
дом       [д]                                              [д’] день
зонт      [з]                                               [з’] зима
кот        [к]                                               [к’] кит
лось     [л]                                               [л’] льдина
мэр      [м]                                               [м’] мяч
нос       [н]                                               [н’] нёс
полка   [п]                                               [п’] пила
рысь    [р]                                               [р’] рис
сор       [с]                                               [с’] сила
торт      [т]                                               [т’] тюбик
фокус  [ф]                                              [ф’] финиш
халат   [х]                                               [х’] хищник
[ж], [ш], [ц]                                             [й’], [ч’], [щ’]

 

Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости – мягкости: [б] – [б’], [д] – [д’]…

На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь).

Обрати внимание! При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.

Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Почему?

Проведи опыт: произнеси звук [ж] всё громче и громче. Какой он: звонкий или глухой? Верно, звук [ж] – звонкий согласный звук.

А теперь произнеси звук [ж] всё тише и тише, почти шёпотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум? И ты уже произносишь глухой согласный звук [ш].

Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

[б]   [п]                          ‘]   [п’]              
[в]   [ф]                         ‘]  ‘]
[г]    [к]                          ‘]   [к’]
[д]   [т]                          ‘]  ‘] 
[ж]  [ш]                          —    —
[з]   [с]                          ‘]  [с’]

Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.

Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].

Непарные глухие согласные звуки: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Обрати внимание! Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:

    [ш]    [ш]                     [т]    [т]

ёрш  –  ёж                   мёд – рот 

Поэтому написание слова с парным согласным звуком на конце слова надо проверять!

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг – флаги.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп, луг, ящик).

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (гербы, карпы, луга, ящики).

Звуки [ш] и [ж] – это непарные твёрдые шипящие согласные звуки.

Звуки [щ’] и [ч’] – это непарные мягкие шипящие согласные звуки.

Русский язык. 1 класс

Понравилось? Оцени!

volzsky-klass.ru

Глухие согласные — это… Что такое Глухие согласные?

Глухие согласные — тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота — тип фонации, наряду с звонкостью и состоянием гортани.

В Международном фонетическом алфавите имеются различные буквы для звонких и глухих согласных ([p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ] [f v], [s z]). Кроме того, для более тонкой дифференциации используются диакритические знаки, которые присоединяются к буквам звонких согласных и гласных: [ḁ], [n̥], [ŋ̊].

Глухие гласные и сонорные согласные

Сонанты или сонорные согласные, аналогично гласным и носовым согласным, в большинстве языков мира произносятся в голос. В некоторых языках сонанты могут быть глухими, обычно в аллофонах. Например, в японском языке слово

сукияки произносится [su̥kijaki], что звучит похоже на [skijaki], но губы артикулируют звук «у». В русском языке примерном глухого сонанта может быть слово «театр»: «р» в конце слова претерпевает оглушение.

Сонанты могут быть приглушёнными, не только глухими. В тибетском языке имеется глухой звук /l̥/ (например, в слове «Лхаса»), напоминающий валлийский глухой альвеолярный латеральный спирант /ɬ/, противопоставляющийся звонкому /l/. В валлийском противопоставляются несколько глухис сонантов: /m, m̥/, /n, n̥/, /ŋ, ŋ̊/ и /r, r̥/, последний записывается сочетанием «rh».

В мокшанском существуют глухой палатальный аппроксимант /j̊/ (записывающийся кириллицей как йх), /l̥/ (лх), /r̥/ (рх). Последние два звука имеют также палатализованные варианты /lʲ̥/ (льх) и /rʲ̥/ (рьх). В кильдинском саамском также существует звук /j̊/ (ҋ).

С другой стороны, хотя имеются свидетельства о наблюдении глухих гласных, они не проверялись[1].

Недостаточная звонкость шумных согласных

Многие языки противопоставляют глухие и звонкие обструенты (взрывные, аффрикаты и фрикативы). Это особенно характерно для всех дравидийских и австралийских языков, но встречается повсеместно: в путунхуа, корейском, финском и полинезийских. В гавайском имеется /p/ и /k/, но отсутствуют /b/ и /ɡ/. Во многих языках (но не в полинезийских) шумные согласные произносятся звонко в звонком окружении, например, между гласными, и глухо в остальных случаях: в начале слова и так далее. Обычно такие звуки транскрибируются с помощью букв для глухих согласных, хотя для некоторых австралийских языков используются звонкие буквы.

В некоторых языках при произнесении «придыхательных» звуков голосовые связки активно открываются, чтобы пропустить поток неозвончённого воздуха. Это явление носит название «придыхательной фонации» (breathed phonation). В других языках, в частности, австралийских, звонкость снижается при произношении взрывных согласных (другие типы шумных в австралийских языках почти не встречаются), потому что поток воздуха не может выдержать озвончение; голосовые связки открываются пассивно. Соответственно, полинезийские шумные звучат дольше австралийских, они редко звонкие, а австралийские шумные всегда имеют звонкую реализацию

[2]. В Юго-Восточной Азии звонкие шумные согласные оглушаются на конце слова. Имеются данные, что на самом деле эти согласные имеют «придыхательную фонацию»[3].

Примечания

См. также

biograf.academic.ru

Конспект урока по русскому языку «Звонкие и глухие согласные звуки»

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«звонкие и глухие согласные звуки»

Цель: создать условия для развития умения различать парные звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

Задачи: содействовать формированию УУД:

1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

2. Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

3. Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.

4. Коммуникативных: учить формулировать собственное мнение, договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Чистописание: К, к, Кк.

  3. Словарная работа: Сосулька, месяц, сорока.

I. Работа над темой.

1. Учитель читает стихотворение А. Барто.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд.

– Услышали ли вы бой барабана?

– А в каких словах это особенно слышалось? (Барабанит, барабанит.)

– Повторением какого звука передается барабанный бой? (Повторением звука [б].)

– Ну-ка еще раз ударим в барабан: б-б-б

– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б].

– Но дальше случилось вот что:

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

– Изменятся ли удары барабана?

– Будут ли они звучать звонко? (Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо.)

– Попробуйте изобразить их. ([П-п-п].)

– Сравните звуки [б] и [п].

– Что заметили? (Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса.)

– Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (Глухие.)

– Как называются согласные, которые произносятся с участием звука? (Звонкие.)

– Назовите тему нашего урока.

(Звонкие и глухие согласные звуки.)

– Ваша задача – учиться различать звонкие и глухие согласные звуки.

2. И г р а «Рассели двойняшек».

– Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки.

– Сколько квартир на первом этаже? (6.)

– Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, – его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Расселите «двойняшек» по квартирам.

hello_html_24b7b6e8.png

Если дети затрудняются выполнить задание, первую пару может вписать учитель.

– Что можно сказать об этих согласных? (Они парные.)

Записать эти пары в тетрадь.

– Сколько согласных букв в алфавите? (21.)

– Сколько согласных букв вы записали? (12.)

– Куда же поселить остальные согласные?

– Что вы о них можете сказать? (Есть непарные звонкие и непарные глухие согласные.)

– Поселите их в оставшиеся квартиры.

Записать их в тетрадь.

II. Работа с учебником.

Упражнение № 21 стр.13 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упражнение выполняется в соответствии с заданием.

Дополнительное задание: сделать фонетический разбор слова земляника.

Физкультминутка.

III. Фонетические загадки.

1) Как звали миленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? (Пуфф или Буфф.)

2) Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (Мама, папа или бабушка.)

3) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким сам звеню я на просторе. (Колос, голос.)

4) С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий. (Шар, жар.)

5) С М – приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой Л зимой бывает,

А с весною исчезает. (Мед, лед.)

Записать слова-отгадки. Подчеркнуть буквы, обозначающие парные звонкие согласные.

IV. Итог урока.

– На какие две группы можно разделить согласные? (Звонкие и глухие.)

– На какие две группы можно разделить и звонкие, и глухие согласные? (Парные и непарные.)

Домашнее задание: упражнение 260 на с. 11 и упражнение 264 на с. 14.

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к курсу «русский язык» 2 класс, Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная литература» : издательский дом «Фёдоров».

  2. Русский язык, 2 класс, 2013 г. Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров».

  3. Интернет – ресурс.

infourok.ru

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Урок № 87 (20.01. – среда)

Тема. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Целевые установки урока

• систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков;

• способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Предметные результаты: (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся:

• характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки русского языка;

получат возможность научиться:

• подбирать примеры слов с глухими и звонкими согласными в словах.

Метапредметные результаты:

познавательные:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

коммуникативные:

• инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

регулятивные:

• выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Личностные результаты:

• Предпочтение социального способа оценки своих знаний дошкольным способам поощрения

Ресурсы и оборудование:

• мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

II. Чистописание

1.Орфографическая разминка.

Ветерок порой н..чной

Отдыхал в трубе п..чной.

Утром выгл..нул наружу,

Пот..нулся, глянул в лужу,

Чистой тучкой вытер нос –

И довёл её до слёз.

Э. Мошковская

1. На какое правило пропущены орфограммы? Объяснить их написание.

2. На какие ещё правила есть слова?

3. Найти глаголы, поставить к ним вопросы.

4. Выполнить звуко-буквенный разбор слова слёз.

С с Сс сс сл ез инк зл ив

слёзы слезинка слезиться ….

1.Найти общую часть.

2. Поставить ударение, подчеркнуть, проверяемую гласную одной чертой, проверочную – двумя.

3. Определить, какими частями речи являются слова.

Как слёзы, свисла с травинок прозрачная роса.

— Подчеркнуть слова как части речи.

III. Актуализация знаний

1.Словарная работа

(Словарный диктант.)

Тарелка, девочка, метель, щавель, товарищ, воробей, класс.

2. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Класс, суббота, русский, мороз. Щавель, чулок, машина, четыре. Коньки, строчка, млечный, хищный.

— Найдите в каждой группе лишнее слово, объясните написание оставшихся слов.

IV. Целеполагание

— Прочитайте слова. Чем отличаются слова первого и второго столбика?

грибы гриб

морозы мороз

гаражи гараж

— Произнесите слова второго столбика орфоэпически.

— Какие звуки слышите на конце этих слов?

— Чем отличаются написание и произношение этих слов?

— Произнесите слова первого столбика, назовите звуки на месте этих же согласных букв.

— Составьте пары звуков к каждой паре слов. ([Б] — [П], [3] — [С], [Ж] — [Ш].)

— Как определите тему урока?

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 16. Прочитайте название раздела.

— Прочитайте, что нам надо выяснить на данном уроке. (Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.)

— Прочитайте заголовок таблицы.

— На какие две большие группы разделили согласные звуки? (Звонкие согласные и глухие согласные.)

— Как их отличить?

— Проведем опыт, описанный на с. 16. (Один ученик читает, учащиеся выполняют.)

Упр. 24 (с. 16).

— Какие согласные произносятся с участием голоса и шума, а какие — только с участием шума? (Звонкие согласные произносятся с участием голоса и шума, глухие — только с участием шума.)

VI. Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

2. Работа по учебнику

Упр. 25 (с. 17).

(Выполняется с комментированием.)

2. Игра «Шарады»

— Послушайте шараду. Назовите пары слов и звуки, которыми они различаются.

— Запишите слова через тире, подчеркните эти буквы.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье.

(Колос— голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким — листья объедает.

(Коса — коза.)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий.

(Шар — жар.)

VIII. Рефлексия

Карточка

Грибы, шапка, домик, лиса.

(Вариант I подчеркивает в словах звонкие согласные,

вариант II — глухие согласные.

Два ученика выполняют задание на откидной доске. Самопроверка. Обмен тетрадями, сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

IX. Подведение итогов урока

Какой опыт мы провели на уроке?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *