Урок 56. как отличить звонкие согласные звуки от глухих? — Русский язык — 2 класс
Русский язык. 2 класс.
Урок 56. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Цель:
- знакомство со звонкими и глухими согласными.
Задача:
- научиться различать и правильно произносить глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.
На уроке
мы узнаем:
- как делятся согласные звуки;
мы научимся:
- отличать парные и непарные согласные звуки;
мы сможем:
- определять звонкие и глухие согласные звуки.
Тезаурус
Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.
Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16 – 19.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 — 40.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 46 — 47.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 36.
Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.55-60.
Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 14 — 21.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Мир наполнен разнообразными звуками. Звучат вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит. И человек тоже живёт со звуками. Только звуки, издаваемые человеком, за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.
По мнению учёных, в русском языке всего 42 звука. Различаются они тем, как работает наш речевой аппарат при их произнесении. Следует заметить, что у него есть несколько «инструментов», которые помогают нам произносить звуки по-разному. Это губы, зубы, язык, нёбо, голосовые связки. От действий каждого «инструмента» зависит, каким будет произносимый звук.
В произношении многих звуков принимают участие голосовые связки. Все гласные звуки образуются только с участием голоса. Однако для произношения чуть больше половины согласных звуков нужен голос.
Из 36 согласных звуков русского языка, без голоса произносятся 16, а вот для того, чтобы услышать оставшиеся 22 звука, голосовые связки необходимы.
Конечно, согласные звуки, которые произносятся с голосом, звучат ярче и звонче, чем другие согласные звуки. Поэтому их и назвали «звонкими согласными звуками». А вот другие согласные звуки, в образовании которых голос участия не принимает, назвали «глухими».
Значит, чтобы определить тип согласного звука – звонкий или глухой – достаточно узнать, участвуют ли голосовые связки в образовании этого звука. Но как распознать это? А нужно просто почувствовать, работают ваши голосовые связки или нет.
Известно, что голосовые связки – это мышцы и связки, которые расположены в гортани, в области шеи. Когда мы заставляем эти связки и мышцы работать, то они колеблются, и мы слышим звонкий звук. Почувствовать, работают ли голосовые связки, мы можем, приложив к шее ладонь. Попробуйте это сделать и произнесите звук [З]. Чувствуете, как «вибрирует» шея? Это работают голосовые связки. Определяем: звук [З] — звонкий. А теперь произнесите звук [С]. Никакого движения вы не почувствовали. Это значит, что в образовании звука [С] голосовые связки не участвуют. Определяем: звук [С] — глухой. Проверим этот способ на других звуках. Положи на шею ладонь. Произноси [Б] [Б] [Б]. Шея «вибрирует» – звук звонкий. Произноси [Т] [Т] [Т]. Голосовые связки не работают – звук глухой.
А как же работают другие «инструменты» речевого аппарата при образовании звонких и глухих согласных звуков?
Давайте проведем эксперимент. Произнесите звонкий согласный звук [Б]. Обратите внимание на то, что активно при этом работают губы. Они плотно смыкаются, а потом размыкаются, выпуская струю воздуха. Произнесите ещё раз: [Б] [Б] [Б]. А теперь произнесите глухой согласный звук П. Проследите, как работают губы. Произнесите ещё раз: [П] [П] [П]. Не правда ли, они двигаются так же, как при произношении звука Б. Произнесите попеременно: [Б] [П] [Б] [П] [Б] [П]. Обратите внимание, что губы двигаются одинаково. А вот голос то звучит, то «отдыхает». Такие звуки легко произносить друг за другом, в паре, то «включая», то «выключая» голос. Такие согласные звуки назвали парными.
Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными.
Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б — П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука — мягкий и твёрдый согласный звук.
С первого класса вам знакомы глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки. Сегодня мы не просто вспомнили об этом. Мы увидели особенности работы речевого аппарата человека, из-за которых звуки получаются такими похожими и такими разными.
Узнавать новое о знакомом можно бесконечно! Один восточный старец сказал: «Мудрый человек знает, что он знает мало. И только глупец думает, что он знает всё»».
А как думаете вы?
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Выдели красным цветом буквы.
Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки.
Черничный пирог, шерстяной свитер.
Подсказка: Определите, какой согласный звук в слове звонкий, какой глухой.
Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.
Задание. Подчеркни слова.
Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие.
КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Подсказка: Определите, какие согласные звуки есть в слове. Если все согласные звуки в слове глухие, то подчеркни его.
Правильный ответ: КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ.
Глухие согласные — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Глухие согласные — тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота — тип фонации, наряду со звонкостью и состоянием гортани.
В Международном фонетическом алфавите имеются различные буквы для звонких и глухих согласных ([p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ] [f v], [s z]). Кроме того, для более тонкой дифференциации используются диакритические знаки (кружок снизу и кружок), которые присоединяются к буквам звонких согласных и гласных: [ḁ], [n̥], [ŋ̊].
Сонанты или сонорные согласные, аналогично гласным и носовым согласным, в большинстве языков мира произносятся в голос. В некоторых языках сонанты могут быть глухими, обычно в аллофонах. Например, в японском языке слово
Сонанты могут быть приглушёнными, не только глухими. В тибетском языке имеется глухой звук /l̥/ (например, в слове «Лхаса»), напоминающий валлийский глухой альвеолярный латеральный спирант /ɬ/, противопоставляющийся звонкому /l/. В валлийском противопоставляются несколько глухих сонантов: /m, m̥/, /n, n̥/, /ŋ, ŋ̊/ и /r, r̥/, последний записывается сочетанием «rh».
В мокшанском существуют глухой палатальный аппроксимант /j̊/ (записывающийся кириллицей как йх), /l̥/ (лх), /r̥/ (рх). Последние два звука имеют также палатализованные варианты /lʲ̥/ (льх) и /rʲ̥/ (рьх). В кильдинском саамском также существует звук /j̊/ (ҋ).
С другой стороны, хотя имеются свидетельства о наблюдении глухих гласных, они не проверялись[1].
Недостаточная звонкость шумных согласных[править | править код]
Многие языки противопоставляют глухие и звонкие обструенты (взрывные, аффрикаты и фрикативы). Это особенно характерно для всех дравидийских и австралийских языков, но встречается повсеместно: в путунхуа, корейском, финском и полинезийских. В гавайском имеется /p/ и /k/, но отсутствуют /b/ и /ɡ/. Во многих языках (но не в полинезийских) шумные согласные произносятся звонко в звонком окружении, например, между гласными, и глухо в остальных случаях: в начале слова и так далее. Обычно такие звуки транскрибируются с помощью букв для глухих согласных, хотя для некоторых австралийских языков используются звонкие буквы.
В некоторых языках при произнесении «придыхательных» звуков голосовые связки активно открываются, чтобы пропустить поток неозвончённого воздуха. Это явление носит название «придыхательной фонации» (breathed phonation). В других языках, в частности, австралийских, звонкость снижается при произношении взрывных согласных (другие типы шумных в австралийских языках почти не встречаются), потому что поток воздуха не может выдержать озвончение; голосовые связки открываются пассивно. Соответственно, полинезийские шумные звучат дольше австралийских, они редко звонкие, а австралийские шумные всегда имеют звонкую реализацию[2]. В Юго-Восточной Азии звонкие шумные согласные оглушаются на конце слова. Имеются данные, что на самом деле эти согласные имеют «придыхательную фонацию»[3].
Урок русского языка «Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?»
Скрыть объявление Спасибо. Объявление скрыто. |
Конспект урока на тему «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.» 2 класс
Тема урока. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.
Цели урока: — формировать представление о парных звонких и глухих
согласных звуках;
— ввести алгоритм проверки и написания слов с парными
звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце
слова;
— научить использовать приобретенные знания и умения при самостоятельной деятельности
Планируемый результат:
1) Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
— формировать творческие способности учащихся, любовь к своему краю, к малой Родине.
2) Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
— распознавать парные согласные и обосновывать свое мнение;
— использовать приобретенные знания при первичном закреплении.
б) регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
— исправлять ошибки в учебном тексте.
в) коммуникативные умения:
— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
3) Предметные умения:
— писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов;
— оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
— видеть и проверять слова с парными согласными.
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок
В классе нашем красота
Гости к нам пришли сюда
Их улыбками встречаем,
Улыбаясь, обещаем
Будем мы внимательны
Отзывчивы, старательны.
Итак, садитесь удобно. Вспомним памятку.
*Я в школе на уроке
*Сейчас я начну учиться
*Я радуюсь этому
*Память моя крепка
*Я готов к уроку
*Я работаю!
Привлечение внимания — звук метели
Сейчас я зачитаю вам стихотворные строки известного русского поэта, который очень любил свою Родину.
А вам предлагаю побыть художниками и после прослушивания дать словесное описание картины, которую вы себе нарисовали.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Кто автор?
Какие картины представили?
Какие звуки услышали?
( разные звуки, не смогли понять, какие звонкие или глухие?)
Какая тема урока?
(Как отличить звонкие согласные звуки от глухих)
Цели?
(Используя разные способы научиться различать звонкие и глухие согласные звуки)
Зачем?
( Для грамотного письма)
Вернемся к стихотворению
— Почему воробушки как детки сиротливые прижались у окна?(Холодно, мороз)
— Посмотрите на доску, какие слова зашифрованы? (мороз, узор, рисует)
роз-мо, зор- у, су-ет-ри
-Можно ли объединить эти слова по смыслу? (да)
— Что у нас получится? (предложение)
— Сколько слов в этом предложении? (три)
— Как мы будем записывать предложение? (с большой буквы)
— О чем идет речь в предложении?(о морозе)
Давайте запишем это предложение в тетрадь
Мороз рисует узор.
2. Актуализация и систематизация знаний
— Подберите родственные (однокоренные) слова слову мороз
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
— В каких словах в корне слышится звук З, а в каких С
Что можете сказать об этих звуках?
(один звонкий, другой глухой)
Учитель ударяет по колокольчику- звучит звонкий звук, по столу- глухой звук)
Какой возникает вопрос?
( Как определить звонкий это согласный или глухой)
3.Создание проблемной ситуации
Практическая работа. Работа в парах..
Прочитайте таблицу « Согласные звуки»
Проведите опыт
Положите ладонь на горло и попеременно произносите звонкий и глухой согласные звуки. При произнесении какого звука вы чувствуете дребезжание ( вибрацию) голосовых связок: глухого или звонкого? По какому еще признаку можно отличить глухой соголасный звук от звонкого?
Сделайте вывод.
4.Первичкое закрепление
Работа по учебнику упр.25 стр.17
Задание по вариантам 1 вариант- подчеркнуть слова ,в которых все согласные звуки только звонкие
2 вариант- все согласные звуки только глухие.
( У первых трех учеников проверяет учитель, затем эти дети назначаются консультантами и проверяют у остальных детей по поднятой руке. Затем делают анализ)
5. Физкультминутка
6. Закрепление
Индивидуальная работа с электронным приложением.
Задание у каждого на листочке
Положи в одну корзину слова, которые начинаются со звонкого согласного звука, а вдругую те, которые начинаются с глухого согласного звука
( Ученики распределяют слова, затем один учение выполняет проверку на доске (экране) , дети ставят плюсики или минусы в своей работе)
Что вызвало затруднения?
6. Работа по группировке парных согласных по звонкости- глухости
Посмотрите на таблицу в учебнике стр.16
Как распределены букву, обозначающие звонкие иглухие согласные звуки?
( Парами по звонкости- мягкости)
А есть ли среди согласных пары по звонкости-глухости?
Используя полученные знания во время опыта, составьте пары и выделите те, у которых нет пары. Дайте таким звукам характеристику,
Обсудите, зачем знать парные согласные звуки? Где это нам сможет пригодиться?
Работа в парах.
Проверка упр.26. стр.17
Конкурс « Кто больше составил и записал пар слов
»
7 Рефлексия
Проверочная работа .Электронное приложение
8Итог
Что нового узнали на уроке?
Зачем уметь различать звонкие и глухие согласные звуки?
9.Самооценка. Листы самооценки лежат в конвертах
Каждый ученик оценивает себяя за работу на уроке.
Подсчитываютсяя результаты.
10.Домашнее задание
Упр.27 или 28 по выбору.
Урок окончен
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих
Тема: Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Цели: систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; пособствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать мирные звонкие и глухие согласные звуки русского языка; подбирать примеры слов с глухими и звонкими согласными в словах.
Ход урока
(Словарный диктант.)
Тарелка, девочка, метель, щавель, товарищ, воробей, класс.
Класс, суббота, русский, мороз. Щавель, чулок, машина, четыре. Коньки, строчка, млечный, хищный.
Найдите в каждой группе лишнее слово, объясните написание оставшихся слов.
Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова. Чем отличаются слова первого и второго столбика?
грибы гриб
морозы мороз
гаражи гараж
Произнесите слова второго столбика орфоэпически.
Какие звуки слышите на конце этих слов?
Чем отличаются написание и произношение этих слов?
Произнесите слова первого столбика, назовите звуки на месте этих же согласных букв.
Составьте пары звуков к каждой паре слов. ([Б] — [П], [3] — [С], [Ж] — [Ш].)
Как определите тему урока?
Работа по теме урока
Г — Прочитайте, что нам надо выяснить на данном уроке. (Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.)
Прочитайте заголовок таблицы.
На какие две большие группы разделили согласные звуки? {Звонкие согласные и глухие согласные.)
Как их отличить?
Проведем опыт, описанный на с. 16. (Один ученик читает, учащиеся выполняют.)
Упр. 24 (с. 16).
Какие согласные произносятся с участием голоса и шума, а какие — только с участием шума? (Звонкие согласные произносятся с участием голоса и шума, глухие — только с участием шума.)
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.
(Выполняется с комментированием.)
Послушайте шараду. Назовите пары слов и звуки, которыми они различаются.
Запишите слова через тире, подчеркните эти буквы.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос— голос.)
С глухим траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза.)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар.)
Рефлексия
Карточка
Грибы, шапка, домик, лиса.
(Вариант I подчеркивает в словах звонкие согласные, вариант II — глухие согласные. Два ученика выполняют задание на откидной доске. Самопроверка. Обмен тетрадями, сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока
Какой опыт мы провели на уроке?
Урок 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Как он помогает различать глухие и звонкие согласные?
Все ли вам было понятно?
Кому нужна помощь учителя?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Приготовить задание для соседа: написать на листочке три слова, в которых есть глухие и звонкие согласные.